Глава 1. Структура и управление ТРК «Пульс» …………………..………… 8
1.1. Схема управления телерадиокомпанией .….……………………….…… 8
1.2. Должностные обязанности основных менеджеров компании ……………………………………………………………………..…………… 16
1.3. Бизнес-планирование ………………………………………….………… 25
Глава 2. Функционирование 49-го канала «ТНТ-Пульс» ………….……… 31
2.1. Организация работы редакции телеканала ...……………………..…… 31
2.2. Программная политика на «ТНТ-Пульс» ……………………..…….… 39
2.3. Деятельность отдела продаж…………......…………………….…..….... 45
2.4. Маркетинг телеканала …………………………………………….....….. 51
Переход к рынку в начале 90-х годов XX века практически для всех разновидностей СМИ оказался очень болезненным процессом. Нелегко было привыкнуть к тому, что пресса сегодня не только тесно связана с экономикой, но и стала ее частью. Рыночная экономика предъявила строгий счет журналистским коллективам, одни СМИ закрылись, на их месте возникли другие. Большинству же изданий пришлось перестроиться. В связи с этим в журналистике появилось сравнительно новое понятие – «менеджмент». В начале 90-х оно в большей степени ассоциировалось со способностью вести представителями редакций коммерческую деятельность. Но немного позже оно трансформировалось, и под менеджментом стали понимать, прежде всего, решение управленческих и организационных вопросов, которые касаются, в том числе, и экономики СМИ.
«Процессы реформирования СМИ оказались жестоко детерминированы общим социально-экономическим положением российского общества, которое и ученными и политиками характеризуется и сейчас как кризисное. Состояние «выживания», а на самом деле содержательно-функциональной мимикрии повлекло образование своеобразной структурно-организационной системы СМИ, в которой в силу своих природных свойств доминирующее положение заняло телевидение, а центр аудиторных предпочтений выбора источника информации сместился в сторону региональных информационных систем и, опять таки, телевидения. Этот фактор, несомненно, актуализирует задачи научных исследований, как состояния, так и функционирования СМИ в целом и, в частности, телевидения».
В практическом плане попытки изучать менеджмент на телевидение стали предприниматься в России с начала 90-х годов ХХ века. В марте 1994 года на базе российского отделения “Internews” был проведен один из первых семинаров на тему «Творческий менеджмент телевизионных станций», на основе его материалов американским специалистами Полом Гринбергом, Денном Вагнером и Шелдомом Маркофом был составлен сборник. По нему до сих пор проходят обучение в учебных центрах “Internews” представители телевизионного менеджмента России. На сегодняшний день множество центров предлагают практикующим журналистам участвовать в семинарах на данную тему (например, такие предложения можно встретить на сайтах: www.sreda.ru, www.pdi.ru, а так же на сайте уже упомянутого отделения “Internews” www.internews.ru).
Вопросами исследования менеджмента и экономики СМИ с научной точки зрения занимаются в большинстве ВУЗов России, где есть факультеты журналистики. В основном это те преподаватели и ученные, которые до 90-х годов изучали проблемы организации труда в различных СМИ. Например, С. М. Гуревич выпустил в восьмидесятых годах две книги по данной тематике: «Организация индивидуального труда журналиста» (1984г.) и «Основы научной организации труда журналиста» (1987г.). Стоит отметить еще одного исследователя – В. Л. Иваницкого, который занимается как вопросами менеджмента в целом, так и бизнес-планирования, в частности. По схеме, предложенной им (см. Приложение 3), составляются бизнес-планы в большинстве редакций российских СМИ.
Как раньше, так и теперь в основном исследования по менеджменту в СМИ посвящены больше газетной журналистике или журналистике в целом. В них можно встретить унифицированные определения, подходящие для любой разновидности СМИ. В. В. Ворошилова, к примеру, дает вот такую формулировку:
«Редакция газеты (телерадиокомпании) – это организация, то есть группа людей, объединенных общими целью и программой. Но это и предприятие, поскольку ставит своею задачей произвести специфический продукт – массовую информацию и, используя оригинальные формы распространения (газету, телерадиопередачу), продать ее, чтобы не только удовлетворить потребности и интересы аудитории, но и получить прибыль.… …Следовательно, в редакционной жизни должны реализоваться четыре функции менеджмента. Первые три – финансы, производство, маркетинг – были предложены классической школой, а четвертая – кадры – школой человеческих и поведенческих наук».
Таким образом о менеджменте СМИ в целом рассуждает и С. М. Горохов, и многие другие исследователи. Но практически нет литературы, в которой бы, учитывая специфику, освещались конкретно вопросы менеджмента на телевидении. Тем не менее, данная проблема очень актуальна, так как многие управленцы этой сферы СМИ при осуществлении своей деятельности опираются не на конкретные знания, а на интуитивное понимание того, как должна осуществляться организация работы компании.
Поэтому целью данной работы ставится выяснение всего комплекса вопросов, касающихся организации менеджмента на частном телеканале. Задача же – это попытка подвести под практические знания об управленческой деятельности на телевидение, теоретические представления о том, каким образом происходит организация работы в аудиовизуальной сфере.
В качестве предмета исследования выбрана одна из ростовских компаний – ТРК «Пульс». Она представляет собой медиа-холдинг, в который входит три средства массовой информации (2 телеканала и 1 радиостанция). По форме собственности ТРК является обществом с ограниченной ответственностью, где акции в равных долях принадлежат двум собственникам. Помимо этого, стоит отметить, что структура телерадиокомпании и управление ею представляются очень характерными для ростовского телевидения.
В ходе исследования активно использовался метод включенного наблюдения, были проанализированы предоставленные руководством ТРК материалы по организации работы как компании в целом, так и отдельно взятой редакции 49 дециметрового канала г. Ростова-на-Дону. При этом в основном использовались следующие теоретические работы:
1. В. В. Ворошилов. Журналистика. – С-Пб.: Издательство Михайлова А., 2000.
2. С. М. Гуревич. Экономика средств массовой информации: учебное пособие. – М.: Издательство РИП-холдинг, 2001.
3. В.Л. Иваницкий Практические методы достижения экономической стабильности независимых СМИ. – М.: Издательство Пульс, 2000.
4. А. А. Грабельников Работа журналиста в прессе. – М.: Издательство РИП-холдинг, 2002.
5. Е. Е. Корнилова Телевизионная реклама. – С-Пб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2002.
6. Менеджмент СМИ в 2002 году: материалы семинара. – М.: Издательство Пульс, 2002.
7. Творческий телевизионный менеджмент. – М.: Internews, 1994.
А так же использовался ряд других книг и журнальных публикаций. Помимо этого в основу легли и знания, полученные на личном опыте, во время работы в качестве редактора в другой ростовской компании – на 38 дециметровом канале «Альтернатива» г. Ростова-на-Дону. Несмотря на то, что структура двух компаний различается, процесс организации работы происходит примерно по одному алгоритму.
Основная часть дипломной работы состоит из двух глав. В главе 1. рассматриваются вопросы организации управления телерадиокомпанией в целом, а также проблемы бизнес планирования на телевидение. В главе 2. – затронуты вопросы функционирования редакции 49 канала «ТНТ-Пульс», ее программной политики, а так же сделана попытка разобраться: каким образом устроена деятельность отдела продаж и как происходит процесс маркетинга. Дипломная работа также содержит большое количество приложений, связанных в основном с деятельностью ТРК. Это: карта территории охвата радио и телесигналом компании, схема структуры управления ТРК «Пульс», схема примерного бизнес-плана, бизнес-план 49 канала за 2000 г. и данные всевозможных социологических исследований аудитории «ТНТ-Пульс».
Предложенный проект уже находится на реализации ТРК «Пульс» в течение полутора лет, о чем свидетельствуют сделанные на сегодняшний день инвестиции в передающий центр, студии по производству программ и редакцию 49 канала. Заявка ТРК «Пульс» на перенос вещания из г. Азова в г. Ростов-на-Дону и умощнение повлекла за собой организацию настоящего конкурса, хотя право переноса было получено от региональной комиссии по телевидению и радиовещанию при ФСТР в г. Ростова-на-Дону (протокол №2-98 от 17.07.98 года)
Положительные факторы, не учтенные в расчетах:
1. Снижение ставки или облагаемой базы налогов с оборота, на прибыль, отчислений во внебюджетные фонды.
2. Экономический рост в стране.
3. Снижение ставки рефинансирования, что позволит привлекать дополнительные кредитные ресурсы.
Отрицательные факторы, не учтенные в расчетах:
1. Привязка к курсу доллара США.
2. Эконом нестабильность в стране.
3. Изменение политической ситуации, ограничение деятельности СМИ.
4. Военные действия на Северном Кавказе.
По заключению экономистов ТРК «Пульс» и экспертов в области телерадиовещания и медиапродаж, размер доходов, рассчитанный в данном проекте, является предельным при данных условиях деятельности (региональная телекомпания, г. Ростов-на-Дону, сложившаяся политическая и экономическая обстановка в стране и регионе). Соответственно любые инвестиции, превышающие инвестиции по данному проекту, могут производиться только на безвозвратной основе, что не очень привлекательно для любых спонсоров и является, по меньшей мере, авантюрным.