Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Работа №24583

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
546
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ 7
1.1 Понятие психологической готовности детей к обучению в школе 7
1.2 Воображение у детей 6 – 7 лет как фактор готовности к школе 13
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВООБРАЖЕНИЯ И ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ШЕСТИ-СЕМИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ 24
2.1 Описание организации исследования и диагностических методик 24
2.2 Анализ результатов исследования готовности ребенка к школе 35
2.3 Анализ результатов исследования воображения 50
2.4 Результаты эмпирического исследования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80


Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это тот возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. В этом возрасте не только интенсивно развиваются все психические процессы, но и происходит закладка общего фундамента способностей.
Воображение в современной педагогике и психологии рассматривается как познавательный процесс, который входит в любой творческий акт, и является неотъемлемым компонентом полноценного развития ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определение сущности механизмов воображения.
Исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, в значительной степени определяет эффективность готовности ребенка к обучению в школе. Е.П. Торренс, Дж. Гилфорд разработали психодиагностические тесты на выявление уровня развития креативности, творческого воображения.
О необходимости использования в обучении дошкольников и их подготовке к школе методов, соответствующих возрастным особенностям, говорилось в выступлениях А.М. Леушиной, Э.А. Александрян, Д.В. Менджерицкой, В.Н. Аванесовой.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Таким образом, проблему развития воображения необходимо обозначить в качестве самостоятельной и важной проблемы в психологии развития и педагогической психологии.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы определена тем, что поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. И ребенок должен быть готов к этому этапу. Воображение является неотъемлемым компонентом полноценного развития ребенка, и, развивая его, мы формируем психологическую готовность к школьному обучению.
Цель данной выпускной квалификационной работы – изучение взаимосвязи воображения и психологической готовности к школе.
Задачи работы, вытекающие из поставленной цели:
- дать понятие психологической готовности детей к обучению в школе;
- рассмотреть воображение у детей 6 – 7 лет как фактор готовности к школе;
- провести эмпирическое исследование взаимосвязи воображения и готовности к школе у шести-семилетних детей;
- проанализировать результаты исследования и разработать рекомендации для педагогов и родителей.
Предмет исследования в данной выпускной квалификационной работе – готовность детей 6 – 7 лет к школьному обучению.
Объект исследования – взаимосвязь воображения у дошкольников и их готовности к обучению в школе.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что чем выше уровень воображения у ребенка, тем выше уровень его психологической готовности к школе.
В исследовании развития воображения и готовности к школе дошкольников были использованы следующие методы и методики:
Теоретические: анализ учебной и научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение, целеполагание, моделирование.
Эмпирические: тестирование по методике, разработанной институтом психологии им. Л.С. Выготского, кроме того, использовались методики: «Изучение уровня развития воображения» (авторы Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина, «Придумай рассказ» (автор Р.С. Немов), «Где чье место?» (автор Е.Е. Кравцова).
Теоретической и методологической основной исследования послужили труды таких авторов, как Л.С. Выготский, Е. Е. Кравцова, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, А. Анастази, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Р.С. Немов, Д.Б. Эльконин и др.
База исследования – государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2086».
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По итогам написания данной работы были сделаны следующие выводы.
В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы.
Кроме развития познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, в психологическую готовность к школе входят сформированные личностные особенности. К поступлению в школу у ребенка должны быть развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того чтобы ребенок был готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита.
Воображение в дошкольном возрасте является способом получения нового знания и выступает как способность к открытию. Е. Е. Кравцова, опираясь на учение Л. С. Выготского о «кризисе семи лет», делает вывод о том, что, развивая воображение, мы формируем психологическую готовность к школьному обучению.
В процессе написания данной работы нами было проведено тестирование готовности к школьному обучению по методике, разработанной институтом психологии им. Л.С. Выготского. Также было проведено исследование развития воображения с использованием методик: «Изучение уровня развития воображения» (авторы Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина, «Придумай рассказ» (автор Р.С. Немов), «Где чье место?» (автор Е.Е. Кравцова).
По результатам проведенного исследования нами был сделан вывод о том, что у детей в возрасте 6 – 7 лет показатели готовности к школьному обучению и показатели развития воображения еще не вполне сформированы. Тем не менее, уровень развития воображения коррелирует с психологической готовностью к школьному обучению – дети, показавшие по результатам исследования более высокий уровень развития воображения, имеют наиболее высокие показатели и по результатам исследования готовности к школе.
По итогам проведенного исследования нами были разработаны рекомендации для педагогов и родителей по работе с дошкольниками.
При составлении рекомендаций мы опирались на мнение Е. Е. Кравцовой о том, что, развивая воображение, мы формируем психологическую готовность к школьному обучению.
Также учитывалось то, что на развитие воображения влияет ряд факторов: климатические особенности, врожденные и приобретенные таланты, профессиональная деятельность человека и воспитание, влияющие на развитие определенных качеств личности, способствующих творческим свершениям. При создании программы развития воображения упражнения должны запускать фантазию ребенка. Программа по развитию воображения состоит из четырех этапов:
Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.
Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать.
Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ.
На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
Программа развития воображения старших дошкольников средствами ТРИЗ технологий включает четыре этапа:
Первый этап включает в себя 2 занятия и учит детей находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов и явлений.
Второй этап развивающей программы учит детей фантазировать, изобретать. Упражнение «На что похожи наши ладошки» развивают внимание и воображение дошкольников. Упражнение «Волшебные кляксы» учит находить сходства в размытых изображениях и развивает творческое воображение.
Третий этап программы заключается в придумывании и решении сказочных задач. Можно придумать сколько угодно новых сказок. Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи. На последнем этапе усвоенные приемы и методы воображения используются в решении задач и помогают найти выход из любой сложной ситуации.
Программа состоит из 10 занятий. Занятия формирующей программы длятся по 20-40 минут несколько раз в неделю.
Таким образом, если провести программу развития творческого воображения старших дошкольников средствами ТРИЗ технологий, а также придерживаться данных нами рекомендаций для воспитателей и родителей, уровень воображения старших дошкольников изменится. В свою очередь, повышение уровня развития воображения повысит степень готовности дошкольников к обучению в школе.




1. Акбаева Д. Д. Развитие творческих способностей детей в образовательном пространстве дошкольного учреждения.// Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2018. – № 4 (36). – С. 73 – 81.
2. Анастази А. Психологическое тестирование: кн.2 / под. ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. – СПб. : Питер, 2017. – 348 с.
3. Ануфриенко.Е. В, Попова.Н. В. Развитие творческого воображения у дошкольников // Материалы: 66-я научно-практическая конференция преподавателей и студентов. Издательство: БГПУ(Благовещенск). 2018. С.4. – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26044968
4. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения.– М. : Педагогика, 2018. – Т. 2. – 431 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб. : Питер, 2017. – 384 с.
6. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе. – М. : Генезис, 2012. – 208 с.
7. Выготский Л.С. Воображение у ребенка и подростка. Из работы Воображение и творчество в детском возрасте.// Журнал Дошкольное образование [Электронный ресурс]. URL: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200602104 (Дата обращения 01.12.2018)
8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: книга для учителя. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.
9. Гуревич К. М. Индивидуально – психологические особенности школьников. – М. : Ось, 2011. – 389 с.
10. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический Проект, 2010. – 184 с.
11. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 2012. – 398 с.
12. Долгова В. И., Силантьева А. В. Развитие творческого воображения у старших дошкольников, средствами ТРИЗ технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт» [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2016/56974.htm (Дата обращения 01.12.2018)
13. Запорожец А. В. Избранные психологические труды : В 2 т. – М. : МПСИ, 2010. – Т. 1. – 418 с.
14. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М. : Педагогика, 2012. – 521 с.
15. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: книга для воспитателей детского сада и родителей. – М. : Просвещение, 2018. – 160 с.
16. Кукалев С. В. Правила творческого мышления, или тайные пружины ТРИЗ. – М. : ИНФРА – М, 2014. 415 с..
17. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения : в 2т. – М.: Наука, 2016. – Т.1. – 483 с.
18. Лисина Н. И., Копчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. – М. : ИНФРА – М, 2010. – 622 с.
19. Маркова А. К. Психология обучения подростка. – М. : Наука, 2011. – 311 с.
20. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. – М.: ИНФРА - М, 2011. – 312 с.
21. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/1727363/page:11/ (Дата обращения 01.12.2018)
22. Нежнова Т. А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к школьному возрасту. – М. : ИНФРА – М, 2011. – 421 с.
23. Немов Р. С. Психология. – М. : Владос, 2011. – 299 с.
24. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник. – М. : Юрайт, 2018. – 460 с.
25. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. – 389 с.
26. Особенности психического развития детей 6–7 летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М.: Педагогика, 2011. – 311 с.
27. Поддъяков Н. М. Мышление дошкольника. – М.: Педагогика, 2010. – 281 с.
28. Речицкая Е.Г, Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. – М. : Владос, 2014. – 144 с.
29. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Книга 1. Система работы психолога с детьми разного возраста. – М. : Владос, 2012. – 348 с.
30. Рубинштейн С. П. Основы общей психологии: в 2 т. – М. : Наука, 2010. – Т.1. – 612 с.
31. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – 514 с.
32. Смирнов А. А. Избранные психологические труды: в 2 т. – М. : Наука, 2010. – Т.1. – 398 с.
33. Субботский Е. В. Как рождается личность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребенка). – М.: АСТ-ПРЕСС, 2013. – 522 с.
34. Филиппова Е. В., Венгер А.Л. О психологических особенностях детей, обучающихся в школе с шести лет // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М.: Аспект, 2018. – 122 с.
35. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: ИНФРА – М, 2012. – 311 с.




Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ