ГЛАВА I. МЕСТО И РОЛЬ ПРЕССЫ КИТАЯ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ….…..….7
1.1. Экономическая реформа в Китае и её влияние на реформирование прессы…………………………………………………………………………....7
1.2. Основные направления реформы китайской журналистики…………………………………….…………………………...….15
1.3. Специфика развития журналистики Китая в условиях социалистической рыночной экономики………………………..………....23
ГЛАВА II. ПРОЦЕССЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ КИТАЙСКИХ СМИ……...………………36
2.1.Структурные изменения современной периодики Китая…………………………………………………………………………......36
2.2. Электронные СМИ Китая……………………………………….……...…44
2.3. Рекламный рынок Китая как основной двигатель реформ…………………………………………………..........................................57
Актуальность исследования. В последние 25 лет журналистское дело в Китае получило существенное развитие в связи с масштабным экспериментом, развернувшимся на территории страны, суть которого состоит в переходе её экономики от плановой к рыночной при господстве государственного и партийно-правительственного (КПК) регулирования. В начале XXI века реформы, происходящие в Китае, продолжают свое развитие по пути рыночной экономики. В создавшейся ситуации пресса Китая, – будучи важнейшим средством массовой информации, находясь, как и вся страна в целом, на положении субъекта рынка, вместе с тем выполняет роль главного проводника, агитатора и пропагандиста идей компартии и правительства. В настоящее время Китай стоит на пути бурного развития телевидения, новейших технологий и современных электронных СМИ.
Степень изученности темы. В ходе исследования привлекались труды российских и китайских ученых, занимающихся изучением различных проблем китаеведения – философии, истории, экономики, политики Китая и вопросов международных отношений страны.
При освещении истории прессы Китая были использованы материалы монографии Г.И. Сергеева – «От дибао до «Жэньминь жибао»: путь в 1200 лет» .
Однако наиболее полно специфика периодических изданий КНР в период экономической реформы изложена в работах Ли Пиня, Ли Сигуана, Цао Пэна и Сунь Яньцзуня, содержащих самые свежие материалы о современной китайской периодической печати .
В качестве основных методологических и теоретических источников, освещающих историю Коммунистической партии Китая и политику ЦК КПК в сфере СМК и СМИ, использовались сборники трудов китайских политических деятелей Мао Цзэдуна, Лю Шаоци, Дэн Сяопина, Чжоу Эньлая, и доклады Цзян Цзэминана съездах КПК .
Большую ценность представляют статистические сборники и ежегодники, посвященные политике периода переходу Китая к рыночной экономике.
Методологическая база исследования явились результаты исследований российских ученых в области теории журналистики и работы по истории и развитию журналистики Е.Л. Вартановой, В.В. Ворошилова, С.М Гуревича, Я.Н. Засурского, Л.М. Земляновой, Е.Г. Коренчук и др. Современное состояние прессы Китая в конкретном национальном контексте рассматривается в работах известных китайских исследователей по журналистике, – материалы которых использовались при написании диплома.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является анализ прессы Китая, ее роли и функции в социально-политической и социально-экономической системе общества в условиях рыночных реформ в стране.
Предметную область работы составляют периодические издания Китая (ежедневные газеты, общественно-популярные и другие журналы), научные публикации российских и китайских авторов, посвященные теоретическим и прикладным аспектам современной прессы в контексте реформирования социально-экономической и политической системы общества.
Цель и задачи исследования.
Целью дипломной работы является анализ проблем и выявление закономерностей реформирования системы СМИ Китая.
Задачи:
1. Проанализировать роль прессы в процессе становления политической и социально-экономической жизни общества и его систем в целом в условиях специфического развития рыночных реформ в Китае;
2. Охарактеризовать основные этапы развития прессы Китая в условиях поэтапного осуществления экономических реформ в стране;
3. Выявить закономерности эволюции прессы;
4. Охарактеризовать причины роста и перспективы развития периодической печати Китая;
5. Изучить основные тенденции развития прессы Китая в настоящее время: анализ китайской модели Интернета, развитие СМИ в условиях роста рекламного рынка.
Хронологические рамки исследования ограничены периодом с 1978 года по настоящее время. Такое определение хронологических рамок исследования обусловлено тем, что в течение данного периода в Китае произошли важные события политического и экономического характера, в корне изменившие деятельность прежней прессы Китая, главными из которых явились:
III-ий пленум ЦК КПК 11 созыва (1978 г.) принявший решение о перенесении центра тяжести в развитии экономики Китая на социалистическую модернизацию страны и проведение политики открытости реформ; III-ий пленум ЦК КПК 12-го созыва (1984 г.), принявший «Постановление о реформе экономической системы»; признание теории Дэн Сяопина о строительстве социализма с китайской спецификой как основную идею руководящей роли партии и правительства государством и страной в целом, и определение роли периодической печати Китая в этом процессе; XV Всекитайский съезд КПК (1997 г.), подчеркнувший необщественный сектор важной составной частью социалистической экономики Китая; 1998 г. – отмеченный – важный этап на пути к решению трудных вопросов в реформировании экономики; настоящее время продолжение формирования системы социалистической рыночной экономики и её перехода от экстенсивных способов роста к интенсивным.
Эмпирическую базу исследования составили: газета «Жэньминь жибао», отдельные материалы газет «Гуанчжоу жибао», «Нанфан жибао», «Янчен ваньбао», «Цзинзи жибао», «Гуанминь жибао», «Вэньхойбао», «Синьминь ваньбао» и журналов «Синьвэнь чжаньсиань» и «Чжунго цзичжэ». В работе были использованы статьи онлайновой китайской русскоязычной газеты «Жэньминь жибао» и материалы агентства «Синьхуа», а также статьи из российских журналов «Проблемы Дальнего Востока», «Вестник МГУ» и «Азия и Африка сегодня» за 1998-2008 гг.
Структура диплома. Поставленные в работе цели и задачи исследования определили её структуру. Диплом состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
К концу 70-х годов ХХ века Китай стоял перед необходимостью коренных социально-экономических преобразований, начало которых в Китае вполне обоснованно связывается с III-им Пленумом ЦК КПК 11-го созыва (дек. 1978 г.).
Пресса Китая, как и пресса любой страны, будучи включённой в сложный процесс политико-экономических и социо-культурных отношений, активно участвовала всей своей деятельностью в реформировании всего уклада жизни страны, находясь в первых рядах борьбы против лжи и несправедливости.
Именно пресса донесла до сознания народных масс информацию о том, какой ущерб нанесён стране «деяниями» «культурной революции» и её идеологами. Именно пресса первой опубликовала материалы, разоблачающие преступную деятельность противников социалистического пути развития Китая, а также материалы о невинно пострадавших в годы репрессий. Опубликованные в прессе официальные документы обращают внимание на необходимость раскрепощения сознания населения страны после репрессий в годы «культурной революции»; о переносе центра тяжести работы партии на выполнение программы 4-х видов модернизации страны, на реформирование экономики и создание условий для ускорения развития Китая, наведения порядка в стране. Прессе этого периода принадлежит большая заслуга в восстановлении и нормализации работы, журналистики.
Значительные изменения в различных сферах жизни китайского общества, начавшиеся с конца 70-х годов, в том числе преодоление последствий «культурной революции», преобразования в социальной и культурной областях жизни, решение других острых проблем побудили руководство КНР обратить серьёзное внимание на развитие СМИ, ускоренными темпами проводить мероприятия по повышению их роли в общественных структурах страны. Принятые (1979 г.) отделом пропаганды ЦК КПК меры и поставленные задачи перед СМИ свидетельствуют о том, что КПК активно ведётся поиск эффективных путей воздействия СМИ на население страны с целью идеологического обеспечения реформ во всех областях жизни страны. Проводимые в этих целях глубокие реформы в китайской журналистике – свидетельство той роли, какую выполняли СМИ Китая, и важность задач, поставленных перед СМИ КПК и народом. Цель реформ – создание развитой многофункциональной и высоко эффективной системы СМИ, с мощной теоретической и материально-технической базой, с подготовленными на профессиональной основе кадрами журналистов, редакторов и других специалистов в области СМК и СМИ.
Поставленные перед СМИ цели и задачи находятся под постоянным контролем КПК и правительства Китая. Этим обусловлены характерные особенности видов китайской прессы, характер её деятельности, содержание публикаций, их язык и стиль. Именно руководящая роль КПК определила положительный исход в выборе социалистического пути развития Китая; ведущую активную роль в этой борьбе партийно-правительственной прессы, которая (согласно приведённым данным) составляет 20% от всей прессы Китая. Так, характерным для прессы Китая того периода является факт, что в ходе всенародной борьбы за разоблачение преступной деятельности противников социалистического пути развития страны газеты скоординировали свою работу вокруг партийно-правительственных газет, тем самым способствовали наведению порядка в стране. В результате было покончено с распространением в прессе культа личности Мао Цзэдуна и отвергнуты нападки на идеи марксизма-ленинизма и идеи Мао Цзэдуна, была поставлена точка в споре о том, что является критерием истины, были реабилитированы сотни невинных людей, ложно обвинённых в период «культурной революции» по сфабрикованным приговорам, чем был нанесён огромные моральный вред стране.
Реформы, проходившие в стране, в свою очередь, способствовали развитию журналистики. Это отразилось, прежде всего, на содержании публикаций. Помимо традиционных политических новостей, характеризующих прессу прошлого, в газетах основной темой становятся экономические новости, освещающие непосредственно ход экономического строительства. Создаются специальные газеты («Рынок», «Торговля и финансы»), где печатались в основном экономические новости; создано специальное информационное издание («Экономическая справка» и др.), основным содержанием публикаций которого явилась информация об экономической деятельности руководящих работников. Создаются газеты, публикующие материалы на производственные темы для своей отрасли, своего министерства, своего предприятия. В целях активизации пропаганды экономической реформы журналистики создаются различные программы. Ежегодно создаётся более 200 различных журнальных рубрик, обнародуются материалы об инициаторах тех или иных начинаний, это способствовало росту темпов экономического строительства и популярности журналов, публикующих данную информацию. Пресса непрерывно поддерживает и пропагандирует в своих публикациях черыре основных принципа построения специфического социализма в Китае: социалистический путь развития, диктатуру народа, руководство КПК, идеи марксизма-ленинизма и Мао Цзэдуна. Ибо в силу влияния капиталистического образа жизни и «левого течения» в политике, осуществление реформ в Китае не раз подвергалось большому риску. Центральными и другими партийно-правительственными газетами развёрнута критика руководящих работников среднего звена, не выполняющих правил ведения пропаганды, а также малотиражных газет, распространяющих ошибочные суждения с отрицанием социализма и руководящей роли КПК.
Содержание реформы в области СМИ было многократным и менялось в силу изменения взглядов на реформы в стране и в прессе, на задачи и методы реформирования СМИ, претерпев 3 этапа: реформу журналистской профессии, преобразование журналистской концепции, отклонения от курса реформ в журналистике. В целях отражения главных событий, вызывающих интерес у читателя, в газетах создаются рубрики под названием «Короткие новости», с введением жанра которых, а также обобщённой информации, в прессе увеличивается число информационных материалов, привлекающих большое количество читателей. С принятием постановления о реформе хозяйственной системы в прессе было объявлено народу и миру о том, что экономика социалистического Китая – это экономика товарно-планового хозяйства, основанного на общественной собственности.
В данной ситуации намечается три направления реализации планов реформирования журналистики: преобразование функции журналистского дела, структурные реформы журналистики, реформа управления в журналистике. В реализации планов реформирования экономической системы журналистики государство делает главный акцент на вертикальном распределении информации, одновременно устраняя влияние идей «левых сил». Рассматривая журналистику как орудие политической пропаганды, государство видит в ней орудие классовой борьбы. В планово-рыночной экономике государство осуществляет курс экономических действий под девизом «государственное регулирование рынка». В этой ситуации журналистика не только проявляет свою силу в ведении политической пропаганды, но и показывает свою компетентность в вопросах руководства экономикой, в умении передать необходимые новости в нужный момент, достойно обслуживать общество.
В планово-экономической системе реформирование китайской журналистики исходило из наличия единой структуры информации КПК.
В соответствии с требованиями рыночной экономики произошли изменения в профессии журналиста. Появились новые правила и принципы работы газет, радио, телевидения. Объём газет вырос от 4-х до 8 полос, в больших газетах – до 12-ти-16-ти полос. Специальная газета («Компьютерный мир») выпускается на 160 полосах. Резко увеличивается выпуск партийно-правительственных газет. С введением жанра «Приложений» меняется стиль журналистских материалов, появляются глубоко-содержательные публикации, развивается жанр «большого очерка». С использованием компьютерной системы редактирования печатной продукции у китайской прессы появилась возможность активизировать реформу печатного дела. С введением лазерных технологий в печатное производство в журналистике Китая утвердился новый принцип организации информационного процесса, включающий три главных звена (сбор информации; её обработку – редактирование, анализ; экспорт). В силу применения расширительной системы новых технологий пресса изменила методы выпуска; и распространения печатной продукции: используется телефонная и спутниковая системы связи.
Проделанный в работе анализ условий возникновения новых тенденций в деятельности СМИ Китая и перспективы развития позволил констатировать в этой связи факт возникновения корпоративной печати и создание корпораций при поддержке государства, их ведущее место в системе СМИ Китая, а также появления Интернет-изданий и формирование рекламного рынка. Таким образом, процессы реформирования прессы Китая шли параллельно с изменениями, происходящими в экономике всей страны. Колебания в экономике и политике Китая отразились на содержании публикаций на страницах газет и журналов. Произошли изменения в их стиле, языке и в разнообразии жанров.
1. Богомолов В.А. Экономическая политика: теория и практика антикризисного регулирования экономики (СССР. Германия. ФРГ. Китай. Япония. США). МГУ им. М. В. Ломоносова. Экономический факультет. М., 1999.
2. Бурый А. Реформы на Дальнем Востоке и развитие международного сотрудничества. М., 1996.
3. Васильев Л.С. Культуры, религии, традиции в Китае. 2-е изд. М., 2001.
4. Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия: Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственными и рыночным регулированием. М., 1997.
5. Ворошилов В.В. Журналистика и рынок. СПб., СПбГУ, 1997.
6. Ворошилов В.В. Экономическая пропаганда в газете современном этапе. Л., 1987.
7. Все о Китае. Т.1. Сост. Г.И. Царева. М., 2001.
8. Галенович Ю.М. Путешествие на родину Дэн Сяопина. М., 2002.
9. Галенович Ю.М. Китайское чудо или китайский тупик. М., 2002.
10. Гашин Г.А. Экономика КНР: реформа и развитие – эволюция социально-экономического эксперимента. М., 1997.
11. Гельбрас В. Китайская реальность России. М., 2001.
12. Гирич. Л.М. Динамика структурных преобразований народного хозяйства в 80-х и начале 90-х годов // Структурные изменения экономики Китая. М., 1999.
13. Гу Гуаньфу. Перспективы китайско-российских отношений на перекрестке веков. Исследование социального развития Европы и Азии. (Институт социального развития Европы и Азии Центра изучения развития при Госсовете КНР) // Экспресс-информация. М., ИДВ РАН. 2000. № 3.
19. Гуревич С.М. Газета и рынок: как добиться успеха (2-е издание). М., 1998.
20. Дауи Уафаа. Особенности подготовки и размещения журналистских материалов в национальных СМИ Северо-африканских стран (Опыт телевидения Марокко). АКД. М., 2004.
21. Делюсин Л.П. Дэн Сяопин и китайская модель экономических реформ // М.: Экономическая история. 1995.
22. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. М.: Политиздат. 1988.
23. Засурский Я.Н. Роль средств массовой информации в обществе // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10 Журналистика. 1995. № 2.
24. Засурский Я.Н. Основные тенденции развития зарубежной журналистики // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10 Журналистика. 1997. № 4.
25. Засурский Я.Н. Журналистика в переходный период // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10 Журналистика. 1997. № 5.
26. Звонов А.А. Машинный перевод в КНР // «Краткие сообщения Института народов Азии». 1964. № 68.
27. Как управляется Китай. Эволюция властных структур Китая в 80-90-е гг. XX в. // Под ред. М.Л. Титаренко. М.: Ин-т Дальн. Востока РАН. 2001.
28. Китай в мировой и региональной политике: История и современность. М., ИДВ РАН. 2002.
29. Китай: Актуальные проблемы внутренней политики, права, административных и политических реформ: Материалы конференции Центра исторических и политических исследований ИДВ РАН (декабрь 2001 г.). М.: ИДВ РАН. Центр научной информации и документации. 2002.
37. Китай: плюсы и минусы эволюционного подхода к рынку // М. Общественные науки и собственность. 1997. №1.
38. Китай: факты и цифры. П.: Синьсин. 1998.
39. Китай в мировой и региональной политике. История и современность. М.: Ин-т Дальн. Востока РАН . 2001.
40. Китай в мировой политике. М.: МГИМО; РОССПЭН.2001.
41. Китайская народная республика в 1999 г.: Политика, экономика, культура. М.: Ин-т Дальн. Востока РАН. 2000.
42. Коммунистическая партия Китая. История и современные проблемы. К 80-летию создания Коммунистической партии Китая. М. Ин-т Дальн. Востока РАН. 2001.
43. Кондрашова Л.Н. Госсектор КНР: приватизация или модернизация? // Проблемы Дальнего Востока. М.. 1998. № 4.
44. Кондрашова Л.Н. Жизнь улучшается, хотя медленно // Азия и Африка сегодня. М., 1999. № 10.
45. Коренчук Е.Г., Чжао Юнхуа. Русские эмигрантские газеты в Китае первой половины XX века. // Журналистика и общество. М., РУДН. 2002. № 2.
46. Ли Феньлинь. О специфике реформ в Китайской народной республике // Новая и новейшая история. М., 1996. № 6.
47. Ли Цзинвэнь. Роль государственного регулирования в реформировании и развитии экономики Китая // Вестник МГУ. Экономика. 1997. № 6.
Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу. Китайское чудо. Стратегия развития и экономическая реформа. Пер. с кит. М.: Ин-т Дальн. Востока РАН. 2001.
56. Мажаров И.В. Интернет в Китае // Мир интернет. 1999. № 3.
57. Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: состояние, перспективы. СПб., 1998.
58. Москалев А.А. Теоретическая база национальной политики КНР (1949-1999). М., 2001.
59. Наумов И.Н. Стратегия экономического развития КНР в 1996-2020 гг. и проблемы ее реализации. М., 2001.
60. Пивоварова Э.П. Социальная политика китайского руководства в период реформ: цель, эволюция, результаты. // Социальное измерение экономической реформы в КНР (1978-1997 гг.). М., 1998.
61. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: РИП-холдинг, 2002.
62. Ратцке Д. СМИ в условиях рыночной экономики // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. М. 1995. № 2.
63. Рогачев И. Россия-Китай: сотрудничество, обращенное в XXI век. М., 1996.
75. Сергеев Г.И. Ранние типы средств массовой коммуникации в странах Азии // Сравнительно-историческая характеристика массовых информационных процессов: Сб. Науч.тр. М.:РУДН. 1985. С. 65-80.
76. Соловьева Т.М. Развитие периодической печати в КНР на современном этапе // Актуальные проблемы журналистики Азии. Африки и Латинской Америки. Сб. Научных трудов отв. ред. Е.Г. Коренчук. М., 1989.
77. Титаренко М.Л. Китай – цивилизация и реформы. М., 1999.
78. Ткачева Н.В. Информационные стратегии стран Восточной Азии в условиях рыночных реформ. М., 2003.
79. Цыганов Ю. Экономика КНР: успехи и проблемы развития. М., 1997.
80. Шкондин М.В. Система массовой информации: системные характеристики. М., 1995.
81. Гэ Гунчэнь. История китайских газет. П.: Жэньминь дасюе. 1980
82. Фан Ханьци. Чжан Чжихуа. Краткая история китайской журналистики. П., 1995.
83. Фан Ханьци. История периодической печати Китая в новое время. Тайюань: Гуанмин. 1981.
84. Ли Пинь. Дачжун ни кань юуньцуо. Реализация массовой периодики. П., 2003;
85. Ли Сигуан. Цзибянь дэ мейти. Аномальная пресса, Шанхай: Фуданьдасюе. 2003;
86. Сунь Яньцзунь. Чжунго баое. Китайские газеты. П., 2001;
87. Цао Пэнь. Чжунто баое цзитуань фачжань яньцзю. Исследование развития корпорации печати Китая. П., 1999.
88. Ма Цзайсинь. Синьвэнь чуанбо дуй шехой фачжаньдэ инсян. Влияние СМИ в обществе // Синьвеньсюэкань. П. 1987. №1.
89. Лю Шаоци. Лю Шаоци вэньсюань. Сборник избранных трудов Лю Шаоци // П.: Жэньминь. 1981. Т. К 579 с. Т.2.
90. Лю Шаоци. «Синьхуаше» гунцзоды диэрцы чжиши. Второе указание относительно работы агентства «Синьхуа» из сборника документов Коммунистической партии Китая о СМИ // П.: Синьхуа. 1980 г. Т.З.
91. Дэн Сяопин. Дэн Сяопин вэньсюань. Сборник избранных трудов Дэн Сяопина. //Т.1-3. П.: Жэньминь. 1993.
92. Дэн Сяопин. Лилунь цюаныну. Общая теория Дэн Сяопина. // П: Чжунянь веньсянь. 1998.
93. Чжоу Эньлай дэ личжэн. История Чжоу Эньлай // П.: Цзефанцзюевеньи. 1996. Т.1, 2.
94. Цзян Цзэминь. Гуаньюй дандэ синьвэнь гунцзо дэ цзигэ вэньти. Некоторые вопросы о партийной журналистской деятельности, из «Сборник трудов журналистики КПК». // П.: Чжунянвеньсянь. 1990.
95. Гэ Гунчэнь. Чжунго баосюэ ши. История китайскых газет // П.: Жэньминь дасюе. 1985.