Введение………………………………………………………………………………..3
I.Этапы жизни и творчества…………………………………………………………4
II.Социология как наука……………………………………………………………..9
III.Контовская классификация наук………………………………………………..11
1)Социология в представление О. Конто……………………………………..12
2)Социологические методы……………………………………………………14
3)Социальная динамика………………………………………………………..17
4)Позитивная политика………………………………………………………...20
Заключение…………………………………………………………………………….22
Список используемой литературы …………………………………………………..
Когда мы говорим о социологии как науке, изучающей общество и поведение людей, то редко задумываемся о ее собственной природе. Между тем с этим вопросом дело обстоит не очень просто. Социология, в отличии от многих других, если не всех естественных и гуманитарных наук, обладает двойственной природой. Социолог, опрашивая людей и знакомясь с их внутренним миром, мнениями и пристрастиями, сам является человеком, наделенным такими же мнениями и пристрастиями, которые влияют на результаты познания (сознает он этот факт или нет – не имеет значения).
Двойственность природы социологии означает тот факт, что основной предмет познания этой науки – общество – можно познавать двумя прямо противоположными способами.
Первый вариант или проект познания общества, назовем его сциентистски ориентированным, элиминирует человека как существо, наделенное мотивами, ценностями, целями и интересами. Человек рассматривается также холодно и равнодушно, как, например, булыжник, портфель или молекула кислорода. Освобождение от человеческой психики необходимо ученым для чистоты эксперимента. Если не учитывать, хотя бы на время, субъективный мир человека, то все на свете, в том числе и самого человека, можно рассматривать совершенно объективно – как совокупность молекул, прямых линий, математических формул и т.д. Такой подход в социальном познании, отталкивающийся от идеалов строгого естествознания, называется позитивистским. Его родоначальником в социологии был О. Конт.
Таким образов, О. Конт стал основателемне только новой науки, но и подлинно социологического подхода к анализу социальных явлений и процессов. Он впервые поставил проблему и собственно понятийного аппарата социологии, полагая, что описание и анализ структуры общества должны производиться в социальных терминах, т.е. в явлениях ассоциации и ее специфических продуктов. С точки зрения этого подхода О. Конт дает описание разнообразным социальным системам, социальным институтам, институциональным взаимоотношениям и стратификации – социального неравенства, т.е. основным аспектам общей социологии.
С появлением О. Конта социальная теория обретает институциональный статус, получает права гражданства в научном мире.
Таким образом, позитивизм в лице одного из своих передовых представителей – О. Конта – заложил основы нового прогрессивного научного направления, дал обществу инструмент познания самого себя, создал предпосылки институализации социологии как науки.
1. Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении). СПб., 1910.
2. Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении). СПб., 1910.
3. Философский энциклопедический словарь, Москва, 1989г
4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 2005. – С. 608.
5. Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении). СПб., 1910.