«Не приведи Бог видит русский бунт,
бессмысленный и беспощадный…»
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
1)Первая народная революция эпохи империализма, расшатавшая устои самодержавного строя и создавшая предпосылки для последующей успешной борьбы за свержение царизма. Это был новый тип буржуазно-демократической революции, гегемоном которой впервые в истории выступил пролетариат во главе с марксистской партией.
Массовое стачечное движение рабочих России имело общенациональное значение. Приняв на себя основную тяжесть борьбы против самодержавного строя, принося наибольшие жертвы, рабочие выдвигали на первый план не частные, профессиональные, а общенародные задачи. Для революционных стачек был характерен их наступательный характер. Как правило, крупные стачки сопровождались политическими митингами и демонстрациями, нередко приводили к столкновениям бастующих с царскими войсками. Из массового стачечного движения пролетариата с необходимостью выросло вооружённое восстание в декабре 1905 года, в котором передовые отряды рабочих с оружием в руках боролись за решение основного вопроса революции – вопроса о власти. В огне стачечной и вооружённой борьбы возникли Советы рабочих депутатов – зачаточные органы новой, революционной власти, превратившиеся потом, в результате победы Октябрьской революции, в политическую форму диктатуры пролетариата.
2) В дореволюционной историографии за началом XVII в. прочно закрепилось название «Смута», под которым понималось «общее неповиновение, раздор меж народом и властью». Однако происхождение и причины этого явления определялись по-разному. Современники событий, деятели церкви искали первопричины этих испытаний в духовной сфере, грехе гордыни, который явился искушением самовластья, соблазнившим православный народ. Согласно этой точке зрения, Смута – это кара за безбожную жизнь и одновременно мученический венец, давший народу возможность понять силу православной веры.
С.М. Соловьев считал Смуту результатом падения народной нравственности и борьбы казачества как антигосударственной силы против прогрессивных государственных порядков. К.С. Аксаков рассматривал Смуту как случайное явление, затронувшее интересы влиятельных людей, которые боролись за власть после пресечения династии Рюриковичей.
Н.И. Костомаров обратил внимание на социальные причины Смуты, показывая, что в ней повинны все слои русского общества, но главной причиной считал интриги папства, иезуитов и польскую интервенцию. В.О. Ключевский изучал в основном социальные аспекты Смуты. По его мнению, общество находилось в состоянии социальной неустойчивости из-за борьбы всех его слоев за лучшее для себя соотношение между обязанностями и привилегиями. С.Ф. Платонов тоже не рассматривал социальный кризис как причину и сущность Смуты. Он не считал определяющей для понимания этих явлений борьбу внутри господствующего сословия русского общества.
В советской историографии термин «Смута» не использовался. Этот период определялся как социальный конфликт, центральное место в котором занимали крестьянская война под предводительством И. Болотникова и иностранная интервенция.
В современной исторической литературе термин «Смута» используется достаточно широко, но в осмысление этих событий почти ничего нового, не привнесено если не считать попытку связать события начала XVII в. с идеей первого системного кризиса российского общества, по своему развитию похожего на гражданскую войну.
1) Окончание революции привело к становлению временной внутриполитической стабилизации в стране. Власть сумела на этот раз взять ситуацию под контроль и подавить революционную волну. Вместе с тем оставался нерешенным аграрный вопрос, сохранялось множество феодальных пережитков и привилегий. Как буржуазная революция, революция 1905 г, не выполнила всех своих задач, она осталась незавершенной.
2) Последствия Смуты были тяжелейшими для поступательного развития страны: долговременный, мощный откат назад в экономическом развитии; территориальные потери (Россия потеряла выход к Балтийскому морю - Швеции отошли р. Нева, Ижорская земля, города Карела, Орешек и др. Польша оставляла за собой Смоленские и Северские земли). Раскол общества открыл путь социальным потрясениям.
В то же время важнейшим итогом этого трудного периода явилось восстановление политической независимости. После изгнания иноземцев и окончания Смуты самым насущным вопросом для русских людей стало восстановление своей государственности - выборы нового царя.
Преодоление последствий смуты в экономике, внутреннем развитии, внешней политике, заняло жизни двух-трех поколений.
Список используемой литературы.
1) Бутурлин Д. История Смутного времени в России в начале XVII века. СПб, 1839
2) http://society.polbu.ru/fedorov_rushistory/ch63_i.html - В.А. Федоров. История России 1861-1917.
3) http://wordweb.ru/istoriya_rossii/index.htm - История России от древнейших времен до начала XX века; Игорь Фроянов.
4) http://history-of-wars.ru/ - Военная история России.