РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЮ РАССТОЯНИЯ ПРИ ДВИЖЕНИИ НА МЕСТНОСТИ ОРИЕНТИРОВЩИКОВ 14 - 16 ЛЕТ
|
Введение
1 Состояние вопроса по литературным источникам 8
1.1 Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта.... 8
1.2 Способы определения расстояния в спортивном
ориентировании 19
2 Организация и методы исследования 30
2.1 Организация исследования 30
2.2 Методы исследования 37
3 Результаты исследования 39
Заключение 42
Список использованных источников 43
1 Состояние вопроса по литературным источникам 8
1.1 Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта.... 8
1.2 Способы определения расстояния в спортивном
ориентировании 19
2 Организация и методы исследования 30
2.1 Организация исследования 30
2.2 Методы исследования 37
3 Результаты исследования 39
Заключение 42
Список использованных источников 43
Спортивное ориентирование - это вид спорта, который сочетает в себе умственные и физические нагрузки в постоянно меняющихся условиях. А также требует от спортсменов быстрой и точной оценки сложившейся ситуации и умения мыслить, испытывая большие физические нагрузки.
Спортивное ориентирование - довольно молодой, но уже хорошо зарекомендовавший себя вид спорта. Можно отметить устойчивый спрос к занятиям этим видом спорта.
Все виды спортивного ориентирования объединяет одна главная и важная особенность - наличие подробной крупномасштабной спортивной карты местности. Обычные карты местности не указывают всех необходимых деталей, поэтому при подготовке соревнований по ориентированию проводятся необходимые исследования местности и разрабатываются специальные карты, точно изображающие все мельчайшие подробности этой местности. Для их составления необходимо определенное мастерство, приобретаемое в результате кропотливой работы по рисовке карты района будущих соревнований. Карта соревнований должна соответствовать текущему состоянию местности во всех ее частях и, если этого соответствия нет, то ранее изготовленная карта должна быть улучшена, то есть откорректирована [4; 9].
Кроме того, не любая местность может быть использована в качестве соревновательной для ориентирования. Для сохранения характерных особенностей видов спортивного ориентирования местность должна быть пробегаемой и пригодной для проверки мастерства участников. Хорошая местность для ориентирования содержит большое число и значительное разнообразие природных объектов.
Вся многолетняя подготовка ориентировщика должна рассматриваться как управляемая система, нацеленная на достижение наивысших результатов в соответствии с динамикой возрастного развития, индивидуальными особенностями спортсмена, принципами и закономерностями становления спортивного мастерства.
Современному этапу развития спорта присущ ряд особенностей, которые оказывают существенное влияние на организацию подготовки спортсменов и ставят перед тренером и спортсменами новые, очень сложные задачи и требования, которые заставляют искать соответствующие формы организаций тренировочного процесса [6; 44]. Тренировочный процесс в большей степени начинает приобретать характер научно-практического поиска, требуя научно обоснованного подхода к организации и планированию спортивной подготовки, к использованию достижений науки и техники для получения и анализа информации о деятельности спортсменов.
Одним из перспективных направлений совершенствования системы подготовки спортсменов являются разработка и практическая реализация новых, высокоэффективных средств, методов, технологий комплексного контроля и управления тренировочным процессом.
Тенденции в развитии спортивного ориентирования, подготовки дистанций и технике изготовления спортивных карт, а главное - большей плотности результатов, привели к повышению технической и физической подготовленности спортсменов, увеличению конкуренции. А это в свою очередь привело к тому, что сейчас современному спортсмену-ориентировщику для достижения высоких результатов в спортивном ориентировании необходима разносторонняя физическая подготовка, в которой главным физическим качеством, обуславливающим результат, является выносливость, что требует использования высоких по объему тренировочных нагрузок. Кроме хорошей физической подготовленности спортсмену-ориентировщику нужно иметь много технических навыков: знание топографических знаков, умение обращаться с картой и компасом, быстро и правильно выбирать и реализовывать путь движения по незнакомой местности, умение правильно разобраться и принятие правильного решения в сложной ситуации, контроль
расстояния с целью определения своего местоположения или передвижения в желаемую точку местности [11; 13; 22].
Если теперь обратиться к традиционным принципам и формам построения тренировки, сложившимся много лет назад, то станет очевидным, что определенная их часть утратила свое некогда прогрессивное значение и не удовлетворяет требованиям и задачам подготовки спортсменов сегодняшнего дня, следовательно тренер обязан разрабатывать такие планы, которые бы наиболее продуктивно использовали двигательный потенциал спортсмена и при меньших физических и нервных затратах способствовали более рациональному и быстрому росту спортивных результатов спортсмена [25; 34].
В спортивном ориентировании главным фактором определяющим результат является техническая подготовка. Именно от нее зависит справится ли спортсмен со своей дистанцией. Обучение технике ориентирования очень сложный процесс, потому что ситуации, на дистанции требующие проявления технического мастерства, практически никогда не повторяются.
Многообразие технических приемов позволяет спортсмену находить пути решения в различных ситуациях в лесу. Многие тренеры в спортивном ориентировании считают, что ориентировщики свои знания и умения применяют успешно не только в лесу, но и в повседневной жизни. Мы узнали, что определение расстояния у многих ориентировщиков развивается в тренировочном и соревновательном процессе и спортсмены могут применять этот навык для успешного занятия спортивным ориентированием и для повседневной жизни в дальнейшем.
Актуальность работы заключается в определении эффективности методики определения расстояния при движении на местности ориентировщиков, которая может способствовать развитию и закреплению этого навыка в дальнейшем для повседневной жизни.
Цель исследования: разработать и обосновать методику обучения определения расстояния при движении на местности.
Объект исследования - техническая подготовка спортсмена-ориентировщика.
Предмет исследования - разработка методики обучения определению расстояния при движении на местности ориентировщиков 14-16 лет.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть техническую подготовку спортсменов-ориентировщиков;
2. Рассмотреть способы определения расстояния в спортивном ориентировании;
3. Разработать и определить эффективность методики обучения определению расстояния при движении на местности.
Гипотеза исследования: предполагалось, методика формирования навыка определения преодолеваемого расстояния во время соревнований по спортивному ориентированию основанная на применении упражнений имитирующих соревновательную деятельность будет более эффективна, чем методика с использованием общепринятых средств.
Спортивное ориентирование - довольно молодой, но уже хорошо зарекомендовавший себя вид спорта. Можно отметить устойчивый спрос к занятиям этим видом спорта.
Все виды спортивного ориентирования объединяет одна главная и важная особенность - наличие подробной крупномасштабной спортивной карты местности. Обычные карты местности не указывают всех необходимых деталей, поэтому при подготовке соревнований по ориентированию проводятся необходимые исследования местности и разрабатываются специальные карты, точно изображающие все мельчайшие подробности этой местности. Для их составления необходимо определенное мастерство, приобретаемое в результате кропотливой работы по рисовке карты района будущих соревнований. Карта соревнований должна соответствовать текущему состоянию местности во всех ее частях и, если этого соответствия нет, то ранее изготовленная карта должна быть улучшена, то есть откорректирована [4; 9].
Кроме того, не любая местность может быть использована в качестве соревновательной для ориентирования. Для сохранения характерных особенностей видов спортивного ориентирования местность должна быть пробегаемой и пригодной для проверки мастерства участников. Хорошая местность для ориентирования содержит большое число и значительное разнообразие природных объектов.
Вся многолетняя подготовка ориентировщика должна рассматриваться как управляемая система, нацеленная на достижение наивысших результатов в соответствии с динамикой возрастного развития, индивидуальными особенностями спортсмена, принципами и закономерностями становления спортивного мастерства.
Современному этапу развития спорта присущ ряд особенностей, которые оказывают существенное влияние на организацию подготовки спортсменов и ставят перед тренером и спортсменами новые, очень сложные задачи и требования, которые заставляют искать соответствующие формы организаций тренировочного процесса [6; 44]. Тренировочный процесс в большей степени начинает приобретать характер научно-практического поиска, требуя научно обоснованного подхода к организации и планированию спортивной подготовки, к использованию достижений науки и техники для получения и анализа информации о деятельности спортсменов.
Одним из перспективных направлений совершенствования системы подготовки спортсменов являются разработка и практическая реализация новых, высокоэффективных средств, методов, технологий комплексного контроля и управления тренировочным процессом.
Тенденции в развитии спортивного ориентирования, подготовки дистанций и технике изготовления спортивных карт, а главное - большей плотности результатов, привели к повышению технической и физической подготовленности спортсменов, увеличению конкуренции. А это в свою очередь привело к тому, что сейчас современному спортсмену-ориентировщику для достижения высоких результатов в спортивном ориентировании необходима разносторонняя физическая подготовка, в которой главным физическим качеством, обуславливающим результат, является выносливость, что требует использования высоких по объему тренировочных нагрузок. Кроме хорошей физической подготовленности спортсмену-ориентировщику нужно иметь много технических навыков: знание топографических знаков, умение обращаться с картой и компасом, быстро и правильно выбирать и реализовывать путь движения по незнакомой местности, умение правильно разобраться и принятие правильного решения в сложной ситуации, контроль
расстояния с целью определения своего местоположения или передвижения в желаемую точку местности [11; 13; 22].
Если теперь обратиться к традиционным принципам и формам построения тренировки, сложившимся много лет назад, то станет очевидным, что определенная их часть утратила свое некогда прогрессивное значение и не удовлетворяет требованиям и задачам подготовки спортсменов сегодняшнего дня, следовательно тренер обязан разрабатывать такие планы, которые бы наиболее продуктивно использовали двигательный потенциал спортсмена и при меньших физических и нервных затратах способствовали более рациональному и быстрому росту спортивных результатов спортсмена [25; 34].
В спортивном ориентировании главным фактором определяющим результат является техническая подготовка. Именно от нее зависит справится ли спортсмен со своей дистанцией. Обучение технике ориентирования очень сложный процесс, потому что ситуации, на дистанции требующие проявления технического мастерства, практически никогда не повторяются.
Многообразие технических приемов позволяет спортсмену находить пути решения в различных ситуациях в лесу. Многие тренеры в спортивном ориентировании считают, что ориентировщики свои знания и умения применяют успешно не только в лесу, но и в повседневной жизни. Мы узнали, что определение расстояния у многих ориентировщиков развивается в тренировочном и соревновательном процессе и спортсмены могут применять этот навык для успешного занятия спортивным ориентированием и для повседневной жизни в дальнейшем.
Актуальность работы заключается в определении эффективности методики определения расстояния при движении на местности ориентировщиков, которая может способствовать развитию и закреплению этого навыка в дальнейшем для повседневной жизни.
Цель исследования: разработать и обосновать методику обучения определения расстояния при движении на местности.
Объект исследования - техническая подготовка спортсмена-ориентировщика.
Предмет исследования - разработка методики обучения определению расстояния при движении на местности ориентировщиков 14-16 лет.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть техническую подготовку спортсменов-ориентировщиков;
2. Рассмотреть способы определения расстояния в спортивном ориентировании;
3. Разработать и определить эффективность методики обучения определению расстояния при движении на местности.
Гипотеза исследования: предполагалось, методика формирования навыка определения преодолеваемого расстояния во время соревнований по спортивному ориентированию основанная на применении упражнений имитирующих соревновательную деятельность будет более эффективна, чем методика с использованием общепринятых средств.
1. Анализ литературных источников позволил выявить, что техническая подготовка в спортивном ориентировании включает чтение карты, движение по азимуту, определение расстояния, ориентирование карты и компаса, выбор пути движения, соотношение карты с местностью, контроль направления. Технический элемент определения расстояния очень важен в подготовке ориентировщика, потому как формируя этот навык повышается мастерство спортсмена. Однако многие спортсмены и тренеры редко обращают на это внимание, что снижает качество технической подготовленности спортсменов.
2. Анализ литературных источников позволил установить имеющиеся способы определения расстояния: глазомерный, подсчётом пар шагов и по времени движения. Однако данные средства не учитываю специфику соревнований по спортивному ориентированию и редко применяются в соревновательной практике.
3. Разработана методика обучения определению расстояния при движении на местности с использованием упражнений направленных на формирование навыка, учитывая соревновательную деятельность спортсмена- ориентировщика. Проанализировав результаты эксперимента мы обнаружили прирост показателей экспериментальной группы в двух способах тестирования на 16%. Улучшение результатов в контрольной группе хуже, чем в экспериментальной. На основании таких результатов эксперимента можно сделать вывод, что методика формирования навыка определения расстояния при движении на местности эффективна, результаты достоверны при p<0,05.
2. Анализ литературных источников позволил установить имеющиеся способы определения расстояния: глазомерный, подсчётом пар шагов и по времени движения. Однако данные средства не учитываю специфику соревнований по спортивному ориентированию и редко применяются в соревновательной практике.
3. Разработана методика обучения определению расстояния при движении на местности с использованием упражнений направленных на формирование навыка, учитывая соревновательную деятельность спортсмена- ориентировщика. Проанализировав результаты эксперимента мы обнаружили прирост показателей экспериментальной группы в двух способах тестирования на 16%. Улучшение результатов в контрольной группе хуже, чем в экспериментальной. На основании таких результатов эксперимента можно сделать вывод, что методика формирования навыка определения расстояния при движении на местности эффективна, результаты достоверны при p<0,05.
Подобные работы
- МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО СИМУЛЯТОРА В ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ЛЫЖНИКА- ОРИЕНТИРОВЩИКА НА НАЧАЛЬНОМ УРОВНЕ ПОДГОТОВКИ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ- ОРИЕНТИРОВЩИКОВ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018



