Введение
1. Теоретическая часть 15
1.1 Понятие и сущность малого и среднего бизнеса 15
1.2 Особенности организации бизнес процессов в малом и среднем бизнесе 19
1.3 Факторы и тенденции развития МСП в России 21
1.4 Моделирование бизнес-процессов 25
1.5 Применение реинжиниринга на предприятиях малого и среднего
бизнеса 29
1.6 Методы оптимизации бизнес-процессов 34
2. Описание предметной области 38
2.1 Краткий обзор предметной области 39
2.2 Краткий обзор рынка электронной коммерции, отечественный и мировой
опыт 42
2.3 Типовые решения для ведения электронной коммерции 50
2.4 Общая характеристика объекта исследования 52
2.4.1 Организационная структура и система управления 54
2.4.2 Состояние и стратегия развития информационных технологий в
организации 55
2.4.3 Функциональная модель организации 57
2.4.4 Проблемный анализ ключевых бизнес-процессов с точки зрения бизнес-
целей организации 59
3. Практическая часть 62
3.1 Выбор методов и инструментов оптимизации бизнес-процессов 62
3.3 Моделирование и оценка текущего состояния бизнес-процессов организации «as is» 65
3.3.1 Моделирование и анализ процессов планирования и управления «as is» 66
3.3.2 Моделирование и анализ процессов снабжения «as is» 69
3.3.3 Моделирование и анализ процессов, формирования заказа, доставки и
реверсной логистики «as is» 71
3.2 Оценка текущего состояния бизнес-процессов организации 72
3.2.1 ЕРС декомпозиция процессов «как есть» 75
3.2.2 Анализ проблемного поля функционального уровня процессов «как
есть» 80
3.3 Рекомендации по реинжинирингу бизнес процессов 84
3.3.1 Оптимизация процесса коммуникации с поставщиком при помощи EDI
технологии 85
3.3.2 Алгоритм контроля за складскими запасами 89
3.2.3 Декомпозиция процесса «to be» 92
3.2.4 Ожидаемый эффект от внедрения 96
Заключение 99
Список использованных источников 102
ПРИЛОЖЕНИЕ А Схемы декомпозиции процессов 114
Тема данной магистерской диссертации: оптимизация бизнес-процессов в сфере малого и среднего бизнеса.
Актуальность работы обуславливается тем, что в экономике развитых стран малый и средний бизнес играет одну из ключевых ролей, доля таких организаций составляет до 80% от общего числа организаций. Очевидно, что со-временная модернизация экономики страны совершенно не представляется без развития данного сектора.
Решение существующих проблем развития предпринимательства, связанных с поиском путей преодоления административных барьеров, оказанием финансовой поддержки, отодвинуло на второй план актуальность информатизации как инструмента развития бизнеса. Вместе с тем информационное обеспечение является не только одним из основных приоритетов государственной социально-экономической политики, но и приобретает все большую важность для самих предпринимателей. Как известно, экономическая информация в современных условиях стала не менее значимым фактором производства, чем материальные и трудовые ресурсы. Внедрение информационных технологий, основанных на современных управленческих концепциях, позволило предприятиям экономически развитых стран выйти на принципиально новый уровень ведения бизнеса. Активно занимаются информатизацией и ведущие российские компании, также осознавшие необходимость в смене подходов к управлению. Однако для малого и среднего предпринимательства в этой сфере существует немало препятствий финансового, кадрового, организационного характера. Одним из важных сдерживающих факторов на пути совершенствования управления бизнес-процессами является недостаточная изученность особенностей информатизации предпринимательской деятельности в секторе малого и среднего бизнеса.
В данной работе предложено переосмыслить известные подходы к информатизации и ведению бизнеса в сфере малого и среднего предпринимательства на примере конкретного предприятия электронной коммерции. Внедрение новых подходов предполагается выполнить с помощью реинжиниринга бизнес процессов.
Постоянное улучшение и оптимизация бизнес процессов посредствам реинжиниринга в условиях отечественной практики чаще прерогатива крупных предприятий. Владельцы малых предприятий зачастую ошибочно считают реинжиниринг слишком дорогостоящим и необязательным мероприятием. В то время как грамотно проведённый реинжиниринг окупается значительно быстрее, чем это принято считать, и может стать прочным фундаментом для дальнейшего развития компании.
Предметной областью для изучения и улучшения бизнес-процессов в рамках данной работы была сфера электронной торговли на конкретном приме¬ре интернет-магазина розничной торговли «NX Store», который относится к сфере малого предпринимательства. Постоянное улучшение процессов и использование самых современных методов ведения бизнеса является одной из основ бизнес модели компании.
Научная новизна работы обуславливается применением адаптированных под условия малого предпринимательства методов, которые применяющихся на предприятиях крупного масштаба.
Целью работы: повышение эффективности бизнес-процессов в сфере малого и среднего бизнеса на основе разработанных рекомендаций по реинжинирингу.
Задачи для достижения поставленной цели:
- охарактеризовать сферу малого и среднего бизнеса и особенности улучшения бизнес-процессов в ней;
- проанализировать деятельность и пути развития компаний, с целью выявления методов для оптимизации функционирования протекающих в них процессов;
- разработать комплекс мер для проведения реинжиниринга и повышения эффективности работы предприятий.
Перейдем к реализации, поставленных задач.
В ходе выполнения этой магистерской работы, решались задачи, постав-ленные во введении. Ниже обобщим проделанную работу.
В рамках первой задачи, было изучено понятие предпринимательства, дано определение сектору малого и среднего бизнеса. Изучены особенности организации бизнес процессов в этом секторе, основные отличия в подходе к управлению на таких предприятиях и их влияние на процессы. Так же в рамках первой задачи были изучены факторы и тенденции развития малого и среднего предпринимательства в России. Выделены особенности реинжиниринга на предприятиях малого и среднего бизнеса, изучены методы оптимизации и моделирования бизнес процессов.
Как итог, констатирована положительная динамика в развитии данного сектора в России несмотря на существующие трудности в бизнес-среде. Постоянное улучшение и оптимизация процессов начинают играть всё более значительную роль. На современном этапе развития необходимо глубокое изучение подходов к оптимизации бизнес процессов в секторе малого и среднего предпринимательства, с целью создания формализованных методологий реинжиниринга, которые позволят сформировать твёрдую почву для более планомерного развития данного сектора экономики в стране.
В процессе решения второй задачи, была изучена предметная область работы, даны краткие характеристики как отечественных, так и зарубежных рынков электронной коммерции. Изучены типовые решения для ведения электрон¬ной коммерции. По результатам проведённого анализа, можно сказать, что отечественный рынок электронной коммерции всё ещё сильно отстаёт от лидеров, но показывает хорошую динамику развития, при которой Россия вскоре достигнет европейского уровня.
Также в рамках второй задачи была изучена деятельность конкретного предприятия OOO «NX Store», которое относится к сектору малого бизнеса и осуществляет свою деятельность в сфере электронной коммерции, а именно розничная торговля через интернет. По результатам изучения бизнес-целей организации, а также существующей бизнес-модели, были поставлены задачи по формированию прочного фундамента, который бы позволил развиваться компании в намеченном направлении, а именно: увеличение критического объёма заказов, расширение ассортимента и выхода на новые рынки, повышение эффективности протекания процессов.
В рамках третьей задачи, были построены модели бизнес-процессов компании «как есть», для этого были использованы SCOR и EPC нотации. Для определения процессов, которые разбирались более детально, был использован метод ранжирования процессов на основе субъективной оценки. В результате были выделены процессы «работа с поставщиками» и «работа склада», были построены более детальные модели. По результатам анализа полученных моделей, были выделены слабые места и проблемы в функционировании организации. Анализ текущего состояния бизнес процессов проводился при помощи методов «SWOT анализ» и построения диаграммы причин-следствий Исикавы. Основным проблемным полем были выделены: неявное дублирования функций, слабый алгоритм автоматического составления заявки, нерациональное использование склада, большое влияние человеческого фактора и большое количество бумажных сопроводительных документов.
В качестве решения этих проблем предложен комплекс мер по переработке существующей системы работы с поставщиками, а именно переход на электронную систему документооборота на основе обмена EDI-сообщениями. В рамках российской действительности применительно к малому бизнесу такой подход ещё не столь популярен как за рубежом, но уже имеет очевидные преимущества. Подключение к EDI сети позволит существенно упростить работу с поставщиками, снизит количество бумажных документов, позволит нивелировать дублирующиеся функции. В среднем процесс заказа товара сократится бо¬лее чем на 50%. Кроме того, при условии использования электронных подписей документы, вырабатываемые в ходе предложенной системы, станут юридически значимыми, что значительно упростит взаимодействие с налоговой службой.
Дополнительной рекомендацией в рамках данного процесса было предложено внедрение нового алгоритма прогнозирования товарооборота на складе. Новый подход на основе ABC XYZ-анализа, где вся номенклатура товара разбивается на неравные части по определённым параметрам, даёт возможность системе более точно составлять автоматические заявки на заказ, что значительно увеличивает оборачиваемость товара и упрощает процесс закупки.
В условиях российской экономики, часто можно увидеть предприятия, которые переросли свои технологии и способы работы, что заметно тормозит их в развитии, хотя настоящее время позволяет ещё на стадии малого бизнеса оперировать трендовыми технологиями, которые напротив упрощают рост и развитие предприятия в будущем. В данной работе разобран пример того, как на основе реинжиниринга создать малое предприятие оперирующие новейшими технологиями работы в рамках взаимодействия с поставщиком. Внедрение предложенных рекомендаций, создаст прочный фундамент, на котором компания сможет реализовывать свои цели.
1. Леонова, Л. А. Диагностика и совершенствование бизнес-процессов / Л. А. Леонова // tops BI. - 2011. - № 9. - С. 8-12.
2. Барынцев А. Б. Логистика и продвижение товара / А. Б. Барынцев // Риск: информация, ресурсы, кокуренция. - 2013 - № 4 - С. 48-50.
3. Клименко В. В. Моделирование логистической инфраструктуры транспортного узла / В. В. Клименко, А. Н. Морозов, О. Д. Проценко // Логистика и управление цепями поставок. -2014. - № 1. - С. 21-29.
4. Сторчевой М. А. Теория фирмы, управление цепочками поставок и маркетинг взаимоотношений / М. А. Сторчевой // Вопросы экономики. - 2014. - №2. - С. 27-34.
5. Ансофф, И. М Новая корпоративная стратегия. В 2 частях. Часть 1. Методология управления : учеб. пособие / И. М. Ансофф, П. В. Дойль. - Москва : Финансы и статистика, 2006. - 416 с.
6. Хаммер, М. Б. Быстрее, лучше, дешевле. Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов / М. Б. Хаммер // IT Expert. - 2012. - № 7. - С. 18-22.
7. Кобулашвили Н. К. Менеджер по электронной коммерции: потребности российского рынка / Н. К. Кобулашвили // Справочник по управлению персоналом. - 2013. -№ 11. - С. 98-101.
8. Серенков, П.С. Методы менеджмента качества. Процессный подход : учебник для вузов / П.С. Серенков, Н.В. Кривошеин. - Москва : ВЭБ-ПЛАН Групп, 2014. - 124 с.
9. Подлипаев, Л. Д. Маркетинг внедрения и менеджмент качества торгового предприятия : учеб. пособие / Л. Д. Подлипаев. - Москва : Феникс, 2009. - 225 с.
10. Старовойтова, Т. Ф. Информационные системы в бизнесе : учеб. пособие / Т. Ф. Старовойтова, А. Н. Лавренов. - Москва : АУ-ПБР, 2012. - 150 с.
11. Киселев, А. Г. Бизнес-процессы и процессный подход : учеб пособие / А. Г. Киселев // КомпьютерПресс. - 2010. - № 1. - С. 16-21.
12. Cantwel, E. G. Process Approach to Management / E. G. Cantwel // For-rester Research. - 2011. - № 3. - C. 24-30.
13. Самуилов, K.E. Бизнес-процессы и информационные технологии : учебник для вузов / К.Е. Самуилов, А.В. Чукарин. - Санкт-Петербург : Альпина Паблишер, 2009. - 446 с.
14. Репин, К. Н. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление : учебник для вузов / К. Н. Репин. - Москва : Оникс, 2013. - 416 с.
15. Репин, К. Н. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов : учебник для вузов / К. Н. Репин, А. А. Еремеевский. - Санкт- Петербург : Питер, 2012. - 276 с.
16. Катрич, С. В. Организация бизнеса и его менеджмента : учеб. пособие / С. В. Катрич. - Санкт-Петербург : Дело АНХ, 2009. - 276 с.
17. Клименко В. А. Роль 4pl - провайдеров в управлении логистическими центрами / В. А. Клименко // Логистика. - 2012. - № 4. - С. 38-40
18. Шестов А. А. Особенности развития логистической инфраструктуры в России / А. А. Шестов // Риск: информация, ресурсы, конкуренция. - 2013. №4. - С. 71-75.
19. Степанова, Е. Е. Информационное обеспечение управленческой деятельности : учеб. пособие / Е. Е. Степанова, Н. В. Хмелевская. - Москва : Форум,2010.- 192 с.
20. Кибиткин, С. В. Аудит Интернет магазина. [Электронный ресурс]: Электрон. статья. - Электрон. жури. - Emagazin.info - Екатеринбург 2012. - Режим доступа:http: //www.emagazin.info/ru/audit_magazina
21. Айзен, И.К. Интернет торговля в россии: учебн. пособие / И.К. Айзен, Бай С. Д. - Москва : Феникс, 2014. - 150 с.
22. Орлов, А.И. Менеджмент. Организационно-экономическое моделирование : учеб. пособие / А.И. Орлов. - Москва : Феникс, 2009. - 480 с.
23. Спивак, В.А. Документирование управленческой деятельности : учеб. пособие / В. А. Спивак. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 256 с.
24. Левина Т. В. SCOR-моделирование / Т.В. Левина //Логистика и управление цепями поставок. - 2012. - № 2 С. 34-39.
25. Парабелум, Н. С. Бизнес. Реорганизация. : учеб. пособие / Н. С. Па- рабелум. - Москва : Бином. Лаборатория знаний, 2008. - 256 с.
26. Петров, В. Н. Информационные системы: учебник для вузов / В. Н. Петров, М. А. Королев, Н. Г. Клешко, А. И. Мишенин. - Красноярск: СФУ, 2015. - 184 с.
27. Видении, С. А. Информационные системы на предприятиях: учебное пособие / С. А. Видении. - Красноярск.: СФУ, 2012. - 196 с.
28. Советов, Б. Я. Информационные технологии: учебник для вузов / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский. - М.: Высшая школа, 2005. - 344 с.
29. Бурцева, Е. В. Информационные системы: учебное пособие / Е. В. Бурцева, И. П. Рак, А.В. Селезнев, А. В. Терехов, В. Н. Чернышов. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 128 с.
30. Папин, М. А. Техническое обслуживание современных информационных систем: проблемы и подходы [Электронный ресурс] / М. А. Папин // Банки. Деньги. Инвестиции. Бизнес. - 2014. - №7. - Режим доступа: http://www.bankmib.ru.
31. Надточий, А. И. Технические средства информатизации: учебное пособие / А. И. Надточий; под. ред. К. И. Курбакова. - М.: Кос-Инф, 2003. - 186 с.
32. Захаров, В. А. Влияние информационных технологий на развитие фирмы: учебник / В. Захаров. - М.: Инфра-М, 2005, - 113 с.
33. Петров, В. Н. Информационные системы: учебник / В. Н. Петров. - СПб.: BHV, 2002. - 358 c.
34. Шатунова, О. В. Информационные технологии: учебное пособие / О. В. Шатунова. - Елабуга: ЕГПУ, 2007. - 177 с.
35. Шнитман, В. 3. Аппаратно-программные платформы корпоративных информационных систем: учебное пособие / В. 3. Шнитман, С. Д. Кузнецов. - М.: МГУ, 2015. - 283 с.
36. Юдина, Г .А. Аудит предприятия: учебное пособие для студентов / Г. А. Юдина. - Красноярск: СФУ, 2012. - 55 с.
37. Воронина, Л. И. Аудит информационных систем: учебное пособие / Л. И. Воронина. - СПб.: Омега-Л, 2012. - 675 с.
38. Елиферов, В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В. Г. Елиферов, В. В. Репин. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. - 380 с.
39. Елиферов, В. Г. Бизнес-процессы. Регламентация и управление / В. Г. Елиферов, В. В. Репин. - М.: Инфра-М, 2004. - 270 с.
40. Ойхман, Е. Г. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии / Е. Г. Ойхман, Э. М. Попов. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 210 с.
41. Поршнев, А. Г. Управление организацией / А. Г. Поршнев. М.: Инфра-М, 2005. - 97 с.
42. Радзишевский, А. О. Практика автоматизации бизнес-процессов. Корпоративные системы / А. О. Радзишевский. - М.: Юнити-Дана, 2015. - №4.
43. Гриненко, А. С. Информационная поддержка процесса автоматизации предприятия: учебное пособие / А. С. Гриненко. - М.: Академия, 2005. - 376 с.
44. Галямов, А. Ф. Поддержка принятия решений при выборе инструментальных программных средств: учебное пособие / А. Ф. Галямов, А. В. Никитин. - Новосибирск: МЭСИ, 2008. - 531 с.
45. Андерсен, Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Б. Андерсен; пер. с англ. С. В. Ариничева. - М.: РИА "Стандарты и качество",2013.- 204 с.
46. Робсон, М. Автоматизация бизнес-процессов: практическое руководство / М. Робсон, Ф. Уллах. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 398 с.
47. Джестон, Д. Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов / Д. Джестон, Й. Нелис. - СПб.-М.: Символ-Плюс, 2008. - 365 с.
48. Тельнов, Ю. Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. Компонентная методология / Ю. Ф. Тельнов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 320 с.
49. Харрингтон, Дж. Совершенство управления процессами. Искусство совершенствования управления процессами / Дж. Харрингтон; под науч. ред. В. В. Брагина; пер. с англ. А. Л. Раскина. - М.: Стандарты и качество, 2007. - 192 с.
50. Репин В. В. Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация / В. В. Репин. - М.: Стандарты и качество, 2007. - 240 с.
51. Харрингтон, Дж., Эссепинг, К. С., Харм Ван Нимвеген. Оптимизация бизнес-процессов. Документирование, Анализ, Управление, Оптимизация / Дж. Харрингтон, К. С. Эссепинг, Харм Ван Нимвеген; пер. с англ. - СПб: Азбу¬ка, Бмикро - 2009. - 430 с.
52. Хаммер, М., Чампи, Дж. Реинжиринг корпорации: манифест революции в бизнесе / М. Хаммер, Д. Чампи; пер с англ. - СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 2015. - 332 с.
53. Бизнес-инжиниринговые технологии [Электронный ресурс]: Информационно-методические материалы по построению систем управления, примеры бизнес-моделей и процессов организаций. - Москва, 2003. - Режим доступа:http://www.betec.ru.
54. СТО 4.2-07-2012 Стандарт организации. Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению доку-ментов учебной и научной деятельности. Система управления СФУ, 2012. - 57 с.
55. Андрианова, Т. В. Глобальное мировоззрение [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т. В. Андрианова; ред. Н. И. Яблокова. - Москва: Директ-Медиа, 2014. - 280 с. : табл. - Загл. с титул. экрана
56. Балюшина, Ю. Л. Философские проблемы информационной цивилизации [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю. Л. Балюшина, С. С. Касаткина. - Москва: Директ-Медиа, 2014. - 165 с. - Загл. с титул. экрана.
57. Общая информация Сибирский федеральный университет [Электронный ресурс]: официальный сайт Сибирского федерального университета. - Электрон. дан.- Режим доступа:http://www.sfu-kras.ru/ - Загл. с экрана.
58. Корпачёва Л.Н. Информационные системы в экономике: учеб. пособие / ГУЦМиЗ. - Красноярск, 2004. - 116 с.
59. Петров В.Н. Информационные системы: учеб. для вузов - М.: изд-во ACT, 2003. - 687 с.
60. Осипов, Г. В. Становление информационного общества в России и за рубежом [Текст]: Учебное пособие / Г. В. Осипов, В. А. Лисичкин, М. М. Вирин; под общ. ред. В. А. Садовничий. - Москва: НОРМА; Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 304 с.
61. Ракитов, А. И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях [Электронный ресурс] / А. И. Ракитов. - Электрон. текстовые дан. (1,20 Мб). - Москва: Директ-Медиа, 2014. - 105 с. - Загл. с титул. Экрана
62. Рахинский, Д. В. Россия в глобальном мире: информационные ресурсы воздействия [Текст]: монография / Д. В. Рахинский. - Красноярск: СФУ, 2014. - 183 с.
63. Титоренко Г.А. Информационные системы в экономике: учеб. пособие для вузов - М.: изд-во ACT, 2008. - 463 с.
64. Сайт ARIS Community [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.ariscommunity.com/aris-express-заг. с экрана.
65. Сайт Компьютер Пресс [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.compress.ru/article.aspx?id=21780&iid=995- заг. с экрана.
66. Сайт Interface.ru [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http: //www.interface. ru/home.asp?artId=16175-заг. с экрана.
67. Сайт Fox Manager [Электронный ресурс] : Режим доступа: http: //www.fox-manager.com.ua/fox-manager.html-заг. с экрана.
68. Carn WwwGrandars.ru[Электронный ресурс] : Электрон. энциклопедия. - Режим доступа:http: //www.grandars .ru/college/ekonomika-firmy/organizacionnaya- struktura. html-Загл. с экрана.
69. Сайт Организационная структура [Электронный ресурс] : свободная энциклопедия Википедия. - Электрон. Энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Организационная структура. - Загл. с экрана.
70. Тюкин, И. Ю. Адаптация в нелинейных динамических системах [Текст] / И. Ю. Тюкин, В. А. Терехов; предисл. Г. Г. Малинецкий. - Изд. стер. - Москва: URSS: Издательство ЛКИ, 2014. - 381 с.
71. Федотова, Е. Л. Прикладные информационные технологии [Текст]: учебное пособие / Е. Л. Федотова, Е. М. Портнов. - Москва: ИД Форум; Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 с.
72. Системный анализ и информационные технологии [Текст]: пятая международная конференция САИТ-2013, 19-25 сент. 2013 г.: труды : в 2-х т. / Рос. акад. наук, Рос. акад. наук, Отд-ние нанотехнологий и информ. технологий, Рос. акад. наук, Ин- системного анализа, Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т вы-числит. моделирования, Сиб. федерал. ун-т, Сиб. гос. аэрокосм. ун-т им. М. Ф. Решетнева. - Красноярск: ИВМ СО РАН, 2013. Т. 1. - 2013. - 341 с.
73. Современные технологии управления бизнесом [Электронный ресурс]: Автоматизация бизнес-процессов предприятий, создание информационных систем, разработка систем электронного документооборота и внедрение управленческих технологий. - Санкт-Петербург, 2005. Режим доступа:
http://www.piter-soft.ru
74. Левина Т. В. Разработка системы контроллинга логистики на основе SCOR-модели / Т. В. Левина, А. В. Черногоров // Логистика и управление цепями поставок. - 2012. - № 6. - С. 21-33.
75. Хайниш, С. В. Бенчмаркинг на предприятии как инструмент управления изменениями : учеб. пособие / С. В. Хайниш. - Москва : Дашков и Ко, 2013. - 160 с.
76. Рассел, Д. С. Диаграмма Исикавы : учеб. пособие / Д. С. Рассел. - Москва : Буквика паблишер, 2014. - 183 с.
77. Репин, К. Н. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление : учебник для вузов / К. Н. Репин. - Москва : Оникс, 2013. - 416 с.
78. Репин, К. Н. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов : учебник для вузов / К. Н. Репин, А. А. Еремеевский. - Санкт- Петербург : Питер, 2012. - 276 с.
79. Катрич, С. В. Организация бизнеса и его менеджмента : учеб. пособие / С. В. Катрич. - Санкт-Петербург : Дело АНХ, 2009. - 276 с.
80. Клименко В. А. Роль 4pl - провайдеров в управлении логистическими центрами / В. А. Клименко // Логистика. - 2012. - № 4. - С. 38-40
81. Шестов А. А. Особенности развития логистической инфраструктуры в России / А. А. Шестов // Риск: информация, ресурсы, конкуренция. - 2013. №4. - С. 71-75.
82. Степанова, Е. Е. Информационное обеспечение управленческой деятельности : учеб. пособие / Е. Е. Степанова, Н. В. Хмелевская. - Москва : Форум, 2010. - 192 с.
83. Кибиткин, С. В. Аудит Интернет магазина. [Электронный ресурс]: Электрон. статья. - Электрон. журн. - Emagazin.info - Екатеринбург 2012. - Режим доступа:http: //www.emagazin.info/ru/audit_magazina
84. Айзен, И.К. Интернет торговля в россии: учебы. пособие / И.К. Айзен, Бай С. Д. - Москва : Феникс, 2014. - 150 с.
85. Орлов, А.П. Менеджмент. Организационно-экономическое моделирование : учеб. пособие / А.П. Орлов. - Москва : Феникс, 2009. - 480 с.
86. Спивак, В.А. Документирование управленческой деятельности : учеб. пособие / В. А. Спивак. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 256 с.
87. Левина Т. В. SCOR-моделирование / Т.В. Левина //Логистика и управление цепями поставок. - 2012. - № 2 С. 34-39.
88. Парабелум, Н. С. Бизнес. Реорганизация. : учеб. пособие / Н. С. Па- рабелум. - Москва : Бином. Лаборатория знаний, 2008. - 256 с.
89. Петров, В. Н. Информационные системы: учебник для вузов / В. Н. Петров, М. А. Королев, Н. Г. Клешко, А. И. Мишенин. - Красноярск: СФУ,2015.- 184 с.
90. Видении, С. А. Информационные системы на предприятиях: учебное пособие / С. А. Видении. - Красноярск.: СФУ, 2012. - 196 с.
91. Советов, Б. Я. Информационные технологии: учебник для вузов / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский. - М.: Высшая школа, 2005. - 344 с.
92. Бурцева, Е. В. Информационные системы: учебное пособие / Е. В. Бурцева, И. П. Рак, А.В. Селезнев, А. В. Терехов, В. Н. Чернышов. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 128 с.
93. Горелов, Д. В. Организационно-экономические аспекты обеспечения качества бизнес-планирования на промышленных предприятиях [Электронный ресурс] : Монография / Д. В. Горелов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 144 с
94. Вахрушев Е.А. Эволюционные и революционные методы развития бизнес-процессов промышленных предприятий / Вестник Удмуртского университета. Серия 2. Экономика и право, Вып. 4, 2010
95. Чеглов В.П. Сетевые структуры в бизнесе: концептуальные и организационно-правовые аспекты развития / Вестник Российского государственного торгово-экономического университета, №7-8 (56), 2011
96. Современные проблемы менеджмента в международном бизнесе: Монография / В.И. Королев, Л.Г. Зайцев, А.Д. Заикин; Под ред. проф. В.И. Королева - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 с.
97. Практика принятия решений в глобальном бизнесе / А.Г. Дементьева. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 336 с.:
98. Байнев, В.Ф., Саевич, В.В. Переход к инновационной экономике в условиях межгосударственной интеграции: тенденции, проблемы, белорусский опыт / В.Ф. Байнев, В.В. Саевич; под общ. ред. проф. В.Ф. Байнсва. - Мн., 2007.-180С.].
99. Стимулирование коммерциализации инноваций / под ред. П.Г. Никитенко. - Мн., 2006. - 182с.
100. Кудашов, В.И. Управление интеллектуальной собственностью: учебное пособие / В.И. Кудашов. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2007. - 360с.
101. Зайченко, Н.П. Основные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития / Н.П. Зайченко // Белорусский экономический журнал. - 2004. - №3. - С.35-43.
102. Коллонтай, М.М. Инновационный менеджмент / М.М. Коллонтай. - Мн.: БГЭУ, 1997. - 390с.
103. Норберт Том. Управление изменениями // Проблемы теории и практики управления, №1, 1998.
104. Хаммер М. Реинжиниринг: не автоматизируйте — уничтожайте // www.interface.ru, 1995
105. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса. — М.: Финансы и статистика, 1997
106. Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов / Пер. с англ. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997
107. Лузин А., Ляпунов С. Новый подход к реструктурированию российских предприятий // Проблемы теории и практики управления, №2, 2000.
108. Тарасов В. Тектология А. Богданова и неоклассическая теория организаций — предвестники эры реинжиниринга // Проблемы теории и практики управления, №4, 1998.
109. Hammer M., Champy J. Reengineering the corporation: a manifesto for business revolution. — N.Y.: Harper Business, 1993.
110. Калянов Г.Н. Консалтинг при автоматизации предприятий: подходы, методы, средства. — М.: СИНТЕГ, 1997.
111. Mckeown, Max. The Truth About Innovation Pearson / Financial Times. 2009, 264 с.
112. Мирославская М.В, Семенов В.П. Проблемы становления креативного сектора экономики в России // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия «Экономика», Выпуск 2 (61) - Санкт-Петербург - 2013 - с.24 - 29
113. Теория инновационной экономики / под ред. О.С.Белокрыловой. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - С. 93- 95.
114. Щипцов А.А. Необходимость проведения инновационной политики на предприятиях промышленного сектора//Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 1 (102). С. 69-72.
115. Анисимов, Ю.П. Управление бизнес-процессами выпуска новой продукции : монография / Ю.П. Анисимов, Ю.В. Журавлёв, С.В. Шапошникова ; под ред. Ю.П. Анисимова ; Воронеж. гос. технол. акад. - Воронеж : ВГТА, 2003. - 456 с.
116. Мирославская М.В., Федорова А.В. Анализ отечественных исследований в области управления интеллектуальной собственностью // Проблемы трансформации социально-экономического пространства и территориального развития: Сборник научных трудов молодых ученых и аспирантов ИПРЭ РАН. - СПб.: ГУАП, 2013. - 174с. - с. 83-88
117. Гусаков М.А. Стратегия обеспечения устойчивого развития инновационной экономики регионов // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития - № 2 - 2004 - с. 13.
118. Инновационный центр «Сколково». Электронный ресурс. Ресурс доступа:http://www.sk.ru/
119. Нещерет А.К. Особенности повышения конкурентоспособности страны на основе использования кластерной стратегии развития / А.К. Неще¬рет, Л.В. Одинцова // Государственное регулирование экономики и повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования: шестая Международная научно-практическая конференция. - Минск, 22-23 апреля, 2010. - Ч. 1. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2010. - С. 439 - 443.
120. Мирославская М.В., Федорова А.В. К вопросу об управлении интеллектуальной собственностью в России // Актуальные вопросы современной экономической науки [Тескт]: Сборник докладов XI-й Международной научной конференции (Липецк, 23 февраля 2013 г.). / Отв.ред. А.В. Горбенко. - Липецк: Издательский центр «Гравис», 2013. - 132с. - с. 30 - 35
121. М.В., Федорова А.В. Анализ отечественных исследований в области управления интеллектуальной собственностью // Проблемы трансформации социально-экономического пространства и территориального развития: Сборник научных трудов молодых ученых и аспирантов ИПРЭ РАН. - СПб.: ГУАП, 2013. - 174с. - с. 83-88.
122. Багриновский, К.А. Современные методы управления технологическим развитием / К.А. Багриновский, М.А. Бендиков, Е.Ю. Хрусталёв. - М. : Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2001. - 272 с.