Роль крупных спортивных мероприятий в развитии региона 7
1.1 Характеристика спортивных мероприятий мирового масштаба 7
1.2 Влияние проведения спортивных мероприятий на развитие территории. 11
1.3 Подходы к управлению, подготовкой и проведением массовых
спортивных мероприятий 15
2 Значимость проведения универсиады в г.Красноярске 19
2.1 Система управления подготовкой универсиады 19
2.2 Характеристика объектов универсиады, сфера использования, их
значимость 28
2.3 Проблемные вопросы подготовки Универсиады-2019 36
3 Предложения последующего использования объектов масштабных
спортивных мероприятий 39
3.1 Опыт использования объектов массовых спортивных мероприятий после
их проведения 39
3.2 Социально-экономические последствия Универсиады-2019 47
3.3 Предложения по использованию социальных объектов Универсиады-2019
после ее проведения 55
Заключение 61
Список использованных источников 67
Приложение
Во-первых, повсеместным развитием идеи здорового образа жизни и популяризации спорта как одного из направлений государственной социальной политики. Особенно после проведения Олимпиады-2014 в городе Сочи, в которой Россия решительно вырвалась вперед от всего мира, показав действительные потенциальные возможности русской школы спорта высоких достижений, государственные интересы все более выражено следуют по направлению организации массовых спортивных мероприятий.
Во-вторых, первыми, на кого делается ставка в популяризации спорта - это молодежь. Таким образом, особое внимание со стороны государственного управления и поддержки получают всевозможные спортивные мероприятия, связанные с молодежью. В настоящее время роль высшей школы как социального института, формирующего не только компетентного специалиста, но и полноценную, здоровую личность, постоянно растет. Высшее профессиональное образование признается в качестве приоритетного направления в развитии личности студента во всем многообразии жизненных ситуаций. Немаловажная роль в процессе становления молодого человека принадлежит образованию в сфере физической культуры и спорта, в процессе которого происходит овладение специальными знаниями и способами их рационального применения для самосовершенствования.
Привлекательным и весьма популярным видом физической культуры среди студенчества является спорт. Одной из проблем студенческого спорта является успешное сочетание интенсивных тренировок и обучения в вузе по избранной специальности. В настоящее время для достижения высокого спортивного мастерства необходимо уделять спортивной тренировке несколько
Организационно-педагогические основы развития студенческого спорта необходимо рассматривать как совокупность государственных и общественных форм деятельности, осуществляемых в целях физического и спортивного совершенствования студенческой молодежи, удовлетворения ее интересов и потребностей, подготовки спортивного резерва для сборных команд России. Данный аспект деятельности играет немаловажную роль в перспективном развитии страны и представляет собой особое направление исследования приоритетных видов спорта, культивируемых в молодежной среде, так как студенческий спорт способствует подготовке не только высококвалифицированных специалистов, но и спортсменов.
В.А. Щеголев, Л.Г. Яценко описали организационные особенности студенческого спорта, которые состоят в следующем:
1) доступность и возможность заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине «Физическая культура»;
2) возможность заниматься спортом в свободное от учебных академических занятий время в вузовских спортивных секциях и группах;
3) возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетных соревнованиях по избранным видам спорта).
Вся эта система дает возможность каждому студенту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных занятий. Таким образом, студенческий спорт выполняет функции по подготовке спортивного резерва спорта высших достижений, где предъявляются дополнительные требования к системному подходу в решении поисковых, стимулирующих и координирующих форм управления. По многим видам спорта студенты составляют большинство сборных команд России и принимают участие в
Помимо положительного социального эффекта, проведение массовых спортивных мероприятий оказывает решительное влияние на развитие инфраструктуры региона, в котором они проводятся, являясь мощнейшим катализатором инвестиционных проектов в регионе, развития сферы обслуживания, торговли, строительства. Поэтому тема настоящего исследования особенно актуальна для Красноярска как столицы Красноярского края. Развитие Красноярска определяющим образом воздействует на все районы и муниципальные образования, входящие в состав Края, поэтому проведение Универсиады через 3 года вполне благоприятно отразится на экономическом и социальном фоне региона.
В настоящей работе поставлена цель исследования организационных и социальных вопросов проведения Универсиады в 2019 году в городе Красноярске. Сообразно цели, в работе были выделены следующие задачи:
- определение роли крупных спортивных мероприятий в развитии региона;
- анализ значимости проведения универсиады в г. Красноярске;
- исследование экономических и социальных последствий универсиады для города Красноярска.
Объектом исследования являются общественные отношения,
возникающие в ходе подготовки в Универсиаде-2019.
Предметом исследования является организация и подготовка
Универсиады в 2019 году.
Теоретико-методологическую основу работы составили научные труды в области управления проведением массовых спортивных мероприятий, отчетность комитета Универсиады-2019, иные документы по прошлым спортивным мероприятиям, иные научные монографические, публицистические и отчетные материалы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, одного приложения и списка литературы.
Спортивное мероприятие мирового масштаба представляет собой социально-экономический феномен, в котором на основе активизации восприятия среди участников мероприятия, спортсменов и инфраструктуры, решаются проблемы развития и повышения общего инвестиционного климата в соответствующем регионе и в стране в целом.
Сегодня спорт в развивающихся странах рассматривается как движущая сила экономического развития и возможность сократить уровень нищеты населения. Для этих целей разрабатываются различные экономические программы, осуществляемые государственными органами власти.
На местном уровне спорт становится эффективным стимулом для экономического развития. Взаимосвязи между различными секторами экономики такими, как производство спортивных товаров, предоставление связанных со спортивной деятельностью услуг, спонсорство и телетрансляция спортивных состязаний, остаются весьма эффективными на локальном уровне, так как в этом случае возможно максимальное использование эффекта экономии от увеличения масштаба. По отдельности каждый из указанных секторов способствует созданию новых рабочих мест и росту экономики в целом, провоцируя цепную реакцию. Развитие спорта влечет за собой создание новых форм деятельности для производства товаров, а те, в свою очередь, создают новые рабочие места и форсируют экономический рост.
Организация международных спортивных мероприятий значима для России. Такого рода события положительно отражаются на развитии социальной и экономической сфер общественной и государственной жизни.
Выявленные основные правовые проблемы проведения Всемирных универсиад в XXI в. позволяют предложить некоторые пути их решения, предполагающие, в частности, формулирование новых правовых норм. Например, представляется целесообразным установить юридическое правило, согласно которому в России руководить национальными спортивными
Проведенный анализ показал, что при различных подходах к правовому обеспечению студенческой физкультурно-спортивной деятельности в России и других странах существуют общие аспекты развития нормативно-правовой базы организации студенческих игр. Разумеется, обозначенные общие моменты имеют место и в правовом регулировании организации будущей универсиады в Красноярске.
Универсиада представляет собой студенческие спортивные соревнования международного уровня, аналог олимпиады. Зимняя универсиада-2019 - это масштабное спортивное мероприятие, под которое планируется привлечь около 1700 участников, около 1000 человек журналистов, 171 международного судью. Вместимость планируемых к постройке спортивных объектов составляет более 22 тыс. человек (без учёта Центрального стадиона, где состоится Церемония открытия), при этом вместимость Деревни универсиады составит более 3,7 тыс. человек. Для организации Универсиады планируется задействовать более 5 тыс. волонтеров. Система управления Зимней универсиадой-2019 состоит из четырёх основных уровней: Организационный комитет, Исполнительная дирекция, Наблюдательный совет, Координационный совет.
Для проведения Универсиады строятся 6 главных строительных объектов.
1. Ледовая арена Тихие зори. Ледовый центр вместимостью 3 500 чел., предназначен для шорт-трека, фигурного катания.
2. Ледовая арена Сибтяжмаш. Ледовый крытый центр вместимость 3 500 чел, предназначен для игры в хоккей.
3. Многофункциональный спортивный комплекс Радуга. Лыжный спортивный комплекс включает в себя зал с размещением стенки скалодрома, универсальный спортивный зал, залы для тенниса и сквоша, бассейн, кафе-бар, медицинский блок, технические и складские помещения.
4. Объекты «Студенческой деревни» ЖК Перья и ЖК Студенческий. Общая площадь объектов застройки под проживания студентов - спортсменов составляет около 15 000 кв.м. Студенческая деревня включает в себя: блоки для организационных совещаний, стационарный медицинский пункт, тренажерный зал, залы для общефизической подготовки.
5. Новый Хирургический корпус КГБУЗ «Краевая клиническая больница». Пожалуй, один из главных строительных объектов для города Красноярск включает в себя: новый хирургический корпуса на 615 коек с современным приемно-диагностическим отделением и операционным блоком.
6. Сибирский клинический центр ФМБА России. Новый медицинский комплекс планирует выполнять функции консультативно-диагностического характера по направлению спортивная медицина.
Проведение массовых спортивных мероприятий в том или ином городе, является мощным поводом инвестирования значительных государственных средств в развитие инфраструктуры физической культуры, спорта и досуговой сферы, которая еще длительное время позволяет получать прибыль от использования соответствующих объектов. Проведение массового спортивного мероприятия дает бренд городу, позволяя привлекать в него туристов, развивать досуговую сферу, сферу услуг, что, в конечном итоге, порождает увеличение валового продукта города и благоприятно сказывается на его социально-экономических показателях. Так, например, проведение Олимпийских игр в Сочи в 2014 году преобразило город, превратив его в мощнейший объект частного российского и зарубежного инвестирования, позволяя получать отток средств от развития туризма, показатели которого с каждым годом увеличиваются. Аналогичный эффект имело проведение в 2013 году Универсиады в Казани.
Ключевыми компонентами спортивного материального наследия Универсиады 2019 призваны стать:
- ультрасовременные и экологически эффективные спортивные объекты, предназначенные для тренировок профессиональных спортсменов и развития массовой спортивной культуры России;
- модернизация существующей инфраструктуры на основе развития и внедрения инновационных спортивных технологий в целях создания федерального центра летних видов спорта;
- формирование новой обучающей базы развития физической культуры и спорта, основанной на использовании новейших достижений в области теории физического воспитания и спортивной тренировки, педагогики, психологии, биомеханики и биотехнологий, медицины, информатики, нанотехнологий и управления.
Проблемными последствиями проведения Универсиады в Красноярске в 2019 году может повлечь за собой следующие проблемы при просчетах в организации этого мероприятия: построенные крупные спортивные объекты, привлеченные лица к подготовке и проведению Универсиады могут оказаться напрасными и не востребованными после ее проведения. При этом, государственное инвестирование подобных мероприятий рассчитано на получение долговременной отдачи в течение многих последующих лет использования объектов как для текущей жизни региона, продвижения философии физической культуры и спорта, так и для проведения других крупных спортивных и культурно-развлекательных мероприятий (фестивалей, концертов и т.д.) и получение дохода от них. Если же Универсиада в Красноярске пройдет незамеченной общественностью или будет организовано недостаточное освещение ее в СМИ, то высокий социальный эффект может быть не достигнут. Поэтому важно воспользоваться опытом иных российских городов в проведении подобных мероприятий с целью анализа и восприятия положительного опыта.
Опыт города-курорта Сочи показывает всплеск экономики города и Краснодарского края в целом как с позиции экономики и бюджета, так и с позиции благосостояния населения, в Сочи наблюдаются следующие
- рост привлекательности города для внутреннего туризма, всплеск посещаемости города со стороны как россиян, так и иностранных граждан;
- пропаганда здорового образа жизни и спорта в городе как элемент его идеологии;
- как следствие - рост привлекательности города для российских и иностранных инвесторов;
- как следствие - рост дохода регионального и федерального бюджетов;
- как следствие - повышение благосостояния населения.
Таким образом, на защиту выносятся следующие положения.
1. Универсиада - 2019 года является массовым спортивным
мероприятием, ориентированным на учащуюся молодежь, а также на неограниченный круг лиц, увлекающихся спортом.
2. Мероприятие имеет определенный положительный опыт проведения в 2013 году в Казани что позволило перенять наиболее положительные организационные моменты и избежать ошибок предыдущего мероприятия.
3. Проведение Универсиады требует значительных финансовых и человеческих ресурсов, инвестирование которых производится за счет государственных средств; добровольных пожертвований и инвестирования частных лиц. Затраты расцениваются как долговременные инвестиции.
4. Проблемой проведения Универсиады - 2019 в Красноярске может стать нерациональное управление ее подготовкой, что приведет к недостаточно обеспеченному уровню качества и престижа проведения мероприятия и сведет к минимуму ожидаемый социально-экономический эффект.
5. Проблемой последствий Универсиады может стать слишком высокая балансовая стоимость спортивных объектов, которые нужно содержать после проведения. Если спортивные объекты не будут работать, их содержание будет являться прямым убытком для государственного и регионального бюджета.
6. Проблемой последствий Универсиады для Красноярска может стать приток мигрантов для ее проведения. Эта проблема является общей для России в целом и для Красноярского края, в частности, однако, строительство многочисленных крупных спортивных объектов привлекает выходцев из различных регионов, которые зачастую нарушая миграционное и трудовое законодательство, получают трудовой доход от возведения строительных объектов.
7. Решение перечисленных проблем видится в следующем:
- учет опыта проведения массовых спортивных мероприятий в Сочи и в Казани;
- привлечение механизмов государственного частного партнерства для финансирования и последующего совместного использования спортивных объектов;
- широкая реклама и освещение в СМИ мероприятий подготовки Универсиады - 2019 года;
- активное содействие любым предпринимательским инициативам по поводу развития инфраструктуры города перед Универсиадой;
- повышение контроля со стороны правоохранительных органов за соблюдением миграционного законодательства.
Выполнение указанных мероприятий позволит получить положительный эффект от проведения Универсиады в Красноярске и нивелировать возможные негативные последствия.
1. Алиева И.З. Значение спорта и крупных спортивных мероприятий для развития национальной экономики // Экономика, социология и право. - 2015. - № 1. - С. 69-74.
2. Близневский А.Ю. Выход Красноярского края на Международный уровень проведения студенческих спортивных мероприятий как результат развития регионального студенческого спортивного движения // Вестник Томского государственного университета. - 2014. -№ 379. - С. 170-175.
3. Брюховских Т.В. Студенческий спорт резерв спорта высших достижений // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 74-78.
4. Габуния А.Э. Олимпийское движение: прошлое, настоящее, будущее // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2014. - № 5. - Т. 4. - С. 475.
5. Горбунова М.Л. Международные спортивные мероприятия как катализатор общего инфраструктурного развития и экономического роста в странах БРИКС // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4(110). - С. 39-44.
6. Гущина А.В. Направления развития физической культуры и спорта в г. Красноярске в условиях подготовки к проведению зимней Универсиады // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2014 - № 10. - Т. 2. - С. 136- 141.
7. Крамин М.В. Оценка влияния крупных региональных инвестиционных проектов на социально-экономическое развитие региона на примере проекта «Универсиада-2013» // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2014. - № 2. - С. 101-105.
8. Леонов В.А. Характеристика влияния крупного спортивного мероприятия международного уровня на социально-экономическое развитие принимающего региона // Актуальные проблемы экономики и права. - 2012. - №2(22). - С. 71-75.
9. Орлова С.В. Правовые проблемы организации Всемирной универсиады в России // Концепт. - 2015. - № 9. - С. 15-20.
10. Орлов А.В. Спорт в глобальном измерении // Вестник спортивной науки. -2014. -№ 1. - С. 50-55.
11. Садыртдинов Р.Р. Влияние игр Универсиады на ускорение развития информационно-коммуникационных технологий и вовлеченость общества в культурную жизнь в Республике Татарстан и городе Казани // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2. - С. 87-92.
12. Худик А.А. Актуальные направления компетенции региональной федерации спортивного ориентирования в Красноярском крае // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3(121). - С. 166-170.
13. Юртаев А.Н. Взаимосвязь макроэкономических параметров и уровня развития «электронного правительства» // Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева. - 2008. - № 4. - С. 230-240.