Введение 3
1 Социальные сети и их место в структуре новых медиа 6
1.1 История появления и специфика социальных сетей 6
1.2 Функциональные особенности СМИ и новых медиа 9
1.3 Особенности новых медиа 12
1.4 Социальные сети в роли новых медиа 22
2 Паблик «My Life is MMA» как вид нового медиа 40
2.1 Направление и история паблика «My Life is MMA» 40
2.2 Паблик «My Life is MMA» как СМИ 41
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение
Социальные сети стали важным явлением не только в сети, но и в жизни современного человека в целом. Сам термин «социальные сети» был впервые введен в 1954 г. социологом Манчестерской школы Джеймсом Барнсом и обозначал «социальную структуру, состоящую из группы узлов, которыми являются социальные объекты (общность, социальная группа, человек, личность, индивид)». С развитием интернета этот термин стал широко применяться для обозначения веб-ресурсов, которые позволяют отдельному пользователю, или определённой группе людей, представлять себя в интернете, создавая собственную страничку, и общаясь с другими пользователями [Дужникова, 2010, c. 239]. Л. Битков даёт следующее определение социальным сетям [Битков, 2011, с. 36]: «Это автоматизированный, интерактивный, многопользовательский сервис, созданный для взаимодействия людей в группе или группах, в основе которого лежат система «друзей» и система «комьюнити»; контент сервиса загружается самими участниками сети». Развитие социальных сетей зависит от нескольких составляющих: «возможности самореализации большого количества людей, участия их в жизни современного общества, формирования ими новой, так называемой «гражданской» журналистики, в том числе создания новостей, а также уникальных произведений литературного, изобразительного, аудиовизуального и других видов творчества». [Браславец, 2010]
Пользователи могут как опубликовывать, так и получать информацию в социальных сетях. В каждой из ипостасей пользователи могут играть различные типовые роли [Alejandro, 2010, с. 3]. Как сообщается в докладе ОБСЕ: «это открывает владельцам страниц в социальных сетях большие возможности не просто связи с аудиторией, а использования информации от пользователей в качестве контента своей страницы, что особенно заметно в экстремальных ситуациях - это позволяет повысить уровень оперативности и опережать как традиционные СМИ, так и другие новые медиа». [Мюллер, 2010, с. 22]
Актуальность темы исследования обусловлена несколькими обстоятельствами. Первое обстоятельство можно определить как постоянно возрастающее значение новых медиа и интернета, которые все чаще отвечают потребностям общества и выступают в качестве основного источника информации, а также служат ключевым вспомогательным средством для традиционной профессиональной журналистики.
Второе обстоятельство связано с большим значением социальных сетей в современном обществе. В 2015 году 63% пользователей Facebook и Twitter воспринимают социальные сети как главный источник новостей. При этом до сих пор нет ответа на вопрос - можно ли считать страницы в социальных сетях полноценным видом нового медиа.
Новизна работы состоит в том, что это первое исследование, анализирующее отдельную страницу в социальной сети по критериям СМИ.
Проблемой использования социальных сетей в качестве СМИ занимались такие исследователи как Л.А. Браславец, А. Платов, П. Протасов. Они поставили данную проблему, но единого ответа на этот вопрос пока нет.
Объектом настоящего исследования являются социальные сети в сети интернет.
Предметом исследования является отдельная страница в социальной сети, паблик в социальной сети VK.com «My Life is MMA».
Главной целью исследования является выявление соответствия страницы в социальной сети конкретным критериям, которые позволяют определить наличие признаков СМИ.
Эта цель достигается посредством комплексного и последовательного анализа нормативных документов, изданных Советом Европы и посвященных исследуемому вопросу, а также посредством анализа критериев СМИ, которые выдвигают различные исследователи.
Для реализации названной цели в настоящем исследовании поставлены следующие задачи:
- исследовать процесс становления и особенности социальных сетей в сети интернет;
- исследовать процесс становления и специфику новых медиа;
- уточнить роль социальных сетей в системе новых медиа;
- провести анализ паблика «My Life is MMA» на признаки интернет-СМИ
Исходя из поставленной цели и обозначенных задач выпускной квалификационной работы, в основу методологии положены такие методы исследования, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление, дедукция и обобщение.
Данная работа состоит из двух глав: первая глава включает в себя четыре параграфа. Первый параграф посвящен описанию специфики социальных сетей, второй - функциональным особенностям СМИ. В третьем параграфе рассматриваются особенности новых медиа.
Четвертый параграф описывает специфику использования социальных сетей как новых медиа. Вторая глава полностью посвящена паблику «My Life is MMA» и состоит из двух параграфов. В первом описывается идея и история паблика. Во втором параграфе паблик «My Life is MMA» исследуется по критериям, определяющим интернет-СМИ. Завершает работу «Заключение», в котором описываются результаты проделанной работы.
Апробация работы: основные положения и выводы данной работы были представлены на конференции «Молодежь и наука: проспект Свободный - 2016» и конкурсе научных работ «Медиаисследования СКФУ». По теме данной работы опубликованы две статьи, в которых нашли отражение теоретические принципы и результаты работы.
Основные выводы диссертационного исследования могут быть сформулированы следующим образом.
Социальные сети представляют собой важное явление в современном медиа-мире. Они прошли через постепенное развитие вместе с самим интернетом и в итоге стали очень популярным средством коммуникации для современного человека. Постепенно, социальные сети вошли в мир новых медиа и стали выполнять функции СМИ.
Сами новые медиа, являясь частью медиасистемы, и включая в себя все функции, свойственные традиционным СМИ, обладают рядом отличительных признаков. Особенностями новых СМИ являются фиксированная периодичность выпусков информации, а также их техническая и содержательная доступность. Как часть медиасистемы интернет-СМИ отправляют массовой аудитории свою информацию, которая при этом потребляется индивидуально, т.е. свободно в смысле выбора времени и места потребления.
Возможности, открывающиеся перед пользователями социальных сетей, способствуют развитию соц. сетей как средств массовой информации. Среди них можно выделить интерактивность, которая ограничена только желанием публикатора сообщения; различные возможности вёрстки, которые позволяют быстро оформить свою публикацию, используя фотографии и другие элементы журналистского текста; мультимедийные возможности социальных сетей, которые позволяют использовать видео и аудиоматериалы в своих публикациях; средства персонификации, которые помогают пользователям отбирать только необходимую для себя информацию, а публикаторам - указывать авторство текстов.
Не каждая страница в социальной сети может считаться новым медиа. Для этого страницам в соц. сетях (как и веб-сайтам) нужно соответстовать
определенным требованиям. Исследователями выделены различные критерии, по которым рекомендуется анализировать работу интернет-СМИ. Паблик «My Life is MMA» соответствует большинству критериев, выделенных Советом Европы и И. Фомичевой. Как и в традиционных СМИ, в паблике «My Life is MMA» работает постоянный штат сотрудников (или, как гласят термины сети - администраторов). Администраторы паблика пишут и публикуют новости смешанных единоборств (иногда ещё и смежных видов спорта, таких как бокс), аналитические статьи, записывают подкасты спортивной тематики. Функционал сети «Вконтакте» позволяет публиковать видео непосредственных соревнований по смешанным единоборствам. Таким образом, в паблике доступен максимум видов медиа продуктов, которые могут заинтересовать любителей MMA.. На волонтёрской основе в паблике работают модераторы, которые следят за комментариями подписчиков и могут удалять нежелательные (экстремистские) комментарии в случае их появления. Принцип гражданской журналистики работает благодаря возможности опубликования пользовательского контента, который проходит проверку администраторами паблика. Всё это способствует выполнению функции «Редакционный контроль».
Паблик «My Life is MMA» используется для распространения журналистского контента и диалога любителей смешанных единоборств.
Численные показатели аудитории паблика позволяют говорить о соответствии критерию «Охват аудитории и распространение». В паблик заходят люди из разных регионов и стран.
Регулируемая реклама - ещё один признак СМИ, который можно отметить в паблике.
В паблике «My Life is MMA» поддерживаются функции, выполняемые СМИ. Постоянный диалог между пользователями и администрацией (а также диалог пользователей друг с другом) помогает осуществлять коммуникативную функцию. Информирование аудитории и пропаганда физической культуры при помощи публикаций на тему единоборств помогают выполнению рекламно¬справочной и культуроформирующей функций. Спорт - один из видов развлечения, поэтому рекреативная функция СМИ выполняется благодаря спортивной направленности паблика.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальные сети стали самостоятельным видом нового медиа, а отдельная страница «My Life is MMA» в сети VK.com является новым медиа благодаря соответствию многим критериям, выделенным исследователями.
1 Битков, Л. Практическое использование социальных сетей журналистами и специалистами по PR / Л. Битков //Российские СМИ и журналистика в новой реальности : междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2011. с. 36
2 Битков, Л. Симбиоз средств массовой коммуникации: телевизионное вещание в социальных сетях в интернете и традиционное телевидение проблемы [Электронный ресурс] / Л. Битков // Вестник ЧГУ - 2013. - № 16 (307). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/simbioz- sredstv-massovoy-kommunikatsii-televizionnoe-veschanie-v-sotsialnyh-setyah-v- internete-i-traditsionnoe-televidenie
3 Браславец, Л. Интернет-сервисы социальных сетей в современной системе средств массовой информации: автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10./ Браславец Лада Александровна. - Воронеж, 2010, 25 с.
4 Браславец, Л.А. Социальные сети как средство массовой информации к постановке проблемы [Электронный ресурс] / Л. Браславец // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2009. - №1 - С. 126-130. - Режим доступа: http://www.vestnik.vsu.rU/pdf/phylolog/2009/01/2009-01-31.pdf
5 Дужникова, А.С. Социальные сети: современные тенденции и типы пользования [Электронный ресурс] / А. С. Дужникова // Мониторинг общественного мнения - 2010. - № 5 (99) - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2013/07/25/1251241493/2010_5(99)_16_Duzhnikova. pdf
6 Змановская, А. «Веб документари» как новый мультимедийный формат» [Электронный ресурс] /А. Змановская //НИУ ВШЭ -2014 - Режим доступа: https://www.hse.ru/edu/vkr/123986590
7 Карр, H. Бездушность Веб 2.0 [Электронный ресурс] / Н. Карр // Комьютерра 2005.- Режим доступа: http://old.computerra.ru/think/239597/
8 Кваша, С. Цивилизация очевидцев [Электронный ресурс] / С. Кваша
// Газета.ги. - 2005 - Режим доступа:
http://www.gazeta.ru/2005/09/05/oa_169667.shtml
9 Лапина-Кратасюк, Е. Особенности новых медиа очевидцев [Электронный ресурс] / Е. Лапина-Кратасюк // ПостНаука 2015 - Режим доступа: https://postnauka.ru/video/38005
10 Лукина, М., Фомичева, И. СМИ в пространстве Интернета [Электронный ресурс] / М. Лукина, И. Фомичева // М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. — 87 с. - Режим доступа: http://media.utmn.ru/library.php?book=1407
11 Молчанова, М. Брак по расчету: СМИ и социальные сети [Электронный ресурс] / М. Молчанова // Практика интернет-маркетинга - 2012. - №15. - Режим доступа: http:// www.praima.ru/node/227
12 Мюллер, К. Свобода СМИ в социальных сетях и в социальных СМИ [Электронный ресурс] / К. Мюллер // Конференция ОБСЕ «От традиционных к сетевым СМИ: Передовая практика и перспективы» - 2012 - Режим доступа: http:// http://www.osce.org/ru/fom/102323?download=true
13 Мятин, Е. Подкастинг — синтез интернет и радио [Электронный
ресурс] / Е. Мятин // iXBT.com - 2006. - Режим доступа:
http://www.ixbt.com/td/podcasting.shtml
14 Новаторова, Д.С. Глобальные гарантии свободы слова в новых медиа и интернете: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Новаторова Дарья Сергеевна - Москва, 2015. - 196 с.
15 Павлик, Д. Журналистика новых медиа [Электронный ресурс] : пер.
Е. Сабировой / Д. Павлик // Журнал факультета журналистики ПГНИУ Acta Diurna/ - 2009. - Вып. 8. - Режим доступа:
http://psujourn.narod.ru/vestnik/vxp_8/voz_newmedia.htm
16 Платов, А. Социальные сети: феномен коллективного разума [Электронный ресурс] / А. Платов //Компьютерная газета - 2007. - №10. - Режим доступа: http://www.nestor.minsk.by/sr/2007/04/sr70414.html
17 Правкина, С., Григоренко, И. Гипертекст как проявление текста в интернете [Электронный ресурс] / С. Правкина, И. Григоренко //Вестник АГУ - 2009. - №4. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/gipertekst-kak- proyavlenie-teksta-v-internete
18 Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник /Е.П. Прохоров - Москва: Аспект-Пресс, 2011.- с. 59.
19 Рейтинг «Рамблер ТОП100» - раздел Спорт [электронный ресурс]/ «Рамблер ТОП100» - Режим доступа: http: //top 100. rambler. ru/navi/?theme=604
20 Совет Европы: Комитет министров Рекомендация СМ/Rec (2011) 7 государствам-членам о новом понятии СМИ [Электронный ресурс] / Совет Европы: Комитет министров. - 2011. - Режим доступа: http://www.refworld.org.ru/category,LEGAL,COEMINISTERS,,,5511765c4,0.html
21 Стинс, О., Ван Фухт, Д. Новые медиа [Электронный ресурс] / О. Стинс, Д. Ван Фухт // Вестник ВГУ - 2008. - № 7. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/novye-media
22 Туленков, Д. Спортивная публицистика и спортивная журналистика: особенности специализированного направления / Д. Туленков // Журналистика. Молодые исследователи : Межвузовский сборник научных работ студентов и аспирантов. - Санкт-Петербург, 2004. - Вып. 3.
23 Фомичева, И.Д. СМИ среди видов социальной коммуникации в Интернете / И.Д. Фомичева // Интернет-СМИ: Теория и практика / Под ред. М.М.Лукиной. - Москва: Аспект Пресс, 2010. - с. 69-87.
24 Черкасенко, О. Социальная сеть как разновидность суррогатной коммуникации [Электронный ресурс]/ О. Черкасенко. // Репозиторий БГПУ им. Танка. - 2015_ - Режим доступа: http://elib.bspu.by/bitstream/doc/6142/1/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1 %8C%D1%8F%20%D0%A1%D0%9E%D0%A6%D0%98%D0%90%D0%9B%D0 %AC%D0%9D%D0%90%D0%AF%20%D0%A1%D0%95%D0%A2%D0%AC%2 0%D0%9A%D0%90%D0%9A%20%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%9D%D0%9 E%D0%92%D0%98%D0%94%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC%2 0%D0%A1%D0%A3%D0%A0%D0%A0%D0%9E%D0%93%D0%90%D0%A2%D 0%9D%D0%9E%D0%99%20%D0%9A%D0%9E%D0%9C%D0%9C%D0%A3%D 0%9D%D0%98%D0%9A%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%98.pdf
25 Alejandro, J. Journalism in the age of social media [Электронный
ресурс].] / J. Alejandro //Reuters Institute, 2010. - Режим доступа:-
https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/sites/default/files/Journalism%20in%20the%2 0Age%20of%20Social%20Media.pdf
26 Apai, W. The History and Evolution of Social Media [Электронный ресурс] / W. Apai // webdesignerdepot.com - Web Design Blog - 2009 - Режим доступа: http://www.webdesignerdepot.com/2009/10/the-history-and-evolution-of- social-media/
27 Bentley, K. Citizen Journalism: Back to the Future [Электронный
ресурс] / K. Bentley // University of Missouri School of Journalism -2008 - Режим доступа: http://cdn.agilitycms.com/centre-for-communication-
rights/Images/Articles/pdf/Back-to-the-future-Bentlev2008.pdf
28 Manovich, L. The Language of New Media [Электронный ресурс] / L.
Manovich // Georgetown University - 2001 - Режим доступа:
http://faculty.georgetown.edu/irvinem/theory/Manovich-LangNewMedia-excerpt.pdf, с. 44
29 Pew Research Center - The Evolving Role of News on Twitter and
Facebook [электронный ресурс] / M. Barthel, E. Shearer, J. Gottfried, A.Mitchell // Pew Research Center 2015 Режим доступа:-
http://www._j ournalism. org/2015/07/14/the-evolving-role-of-news-on-twitter-and- facebook/
30 Shah, S. The history of social networking [Электронный ресурс] /S.
Shah // Digital Trends - 2014 - Режим доступа:
http://www.digitaltrends.com/features/the-history-of-social-networking/
31 Terrel, K. The History of Social Media [Электронный ресурс] / K.
Terrel // History Cooperative - 2015. Режим доступа:-
http://historycooperative.org/the-history-of-social-media