Обучение младших школьников слушанию как виду речевой и учебной деятельности на уроках русского языка
|
Введение 5
1 Теоретические основы обучения младших школьников слушанию как виду
речевой и учебной деятельности 7
1.1 Слушание как вид речевой и учебной деятельности 7
1.2 Особенности слушания младших школьников 13
2 Способы организации обучения младших школьников слушанию как виду
речевой и учебной деятельности 23
2.1 Анализ учебной литературы по русскому языку для 1-4 классов на предмет
наличия заданий, развивающих навык слушания 23
2.2 Диагностика уровня развития навыка слушания у младших школьников ... 38
2.3 Методы и приемы обучения младших школьников слушанию как виду
речевой и учебной деятельности 48
Заключение 59
Список использованных источников 61
1 Теоретические основы обучения младших школьников слушанию как виду
речевой и учебной деятельности 7
1.1 Слушание как вид речевой и учебной деятельности 7
1.2 Особенности слушания младших школьников 13
2 Способы организации обучения младших школьников слушанию как виду
речевой и учебной деятельности 23
2.1 Анализ учебной литературы по русскому языку для 1-4 классов на предмет
наличия заданий, развивающих навык слушания 23
2.2 Диагностика уровня развития навыка слушания у младших школьников ... 38
2.3 Методы и приемы обучения младших школьников слушанию как виду
речевой и учебной деятельности 48
Заключение 59
Список использованных источников 61
Слушание - это рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание звучащей речи. С помощью слушания осуществляется передача знаний, обмен информацией, регулируются отношения между людьми.
Большинство специалистов признает важность наличия эффективных навыков говорения и слушания в учебной деятельности учащихся. Но количество исследований, посвященных обучению учащихся слушанию и говорению как видам речевой деятельности, невелико. Современные методы обучения зачастую ограничиваются формированием умений в письме, чтении и частично в говорении. Другой вид речевой деятельности - слушание - был и до сих пор остается без должного внимания: обучение слушанию пока еще относится к числу мало разработанных проблем и не находит полного воплощения в содержании обучения русскому языку. Зачастую слушание не рассматривается как цель обучения, поэтому умение слушать формируется у учащихся в основном спонтанно, бессистемно и порой не у каждого.
Между тем слушание - это не только важное и востребованное речевое умение, но еще и способ приобретения знаний по всем предметам школьного цикла, канал социализации, средство формирования духовного мира человека, приобщения его к ценностям культуры.
Цель исследования - описание эффективных способов организации деятельности при обучении младших школьников слушанию как виду речевой и учебной деятельности на уроках русского языка.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников слушанию как виду речевой и учебной деятельности на уроках русского языка.
Предмет исследования - способы организации деятельности младших школьников при обучении слушанию как виду речевой и учебной деятельности на уроках русского языка.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть особенности слушания младших школьников;
2) проанализировать учебную литературу по русскому языку для 1-4 классов на предмет наличия заданий, развивающих навык слушания;
3) проанализировать уровень сформированности навыка слушания у младших школьников;
4) разработать методы и приемы обучения младших школьников слушанию как виду речевой и учебной деятельности на уроках русского языка.
Теоретической основой работы выступили исследования таких авторов, как Е.Г. Бегунова, Е.К. Ибакаева, О.А. Урываева, Т.Г. Рамзаева, Р.Л. Рождественская, С.Е. Зайева, А.В. Паклина, О.А. Обдалова, Е.Н. Владимирова, О.Д. Гущина, О.Я. Гойхман и др.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научной и учебной литературы;
2. Эмпирические методы: метод анкетирования, наблюдения, моделирования.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №2»
Большинство специалистов признает важность наличия эффективных навыков говорения и слушания в учебной деятельности учащихся. Но количество исследований, посвященных обучению учащихся слушанию и говорению как видам речевой деятельности, невелико. Современные методы обучения зачастую ограничиваются формированием умений в письме, чтении и частично в говорении. Другой вид речевой деятельности - слушание - был и до сих пор остается без должного внимания: обучение слушанию пока еще относится к числу мало разработанных проблем и не находит полного воплощения в содержании обучения русскому языку. Зачастую слушание не рассматривается как цель обучения, поэтому умение слушать формируется у учащихся в основном спонтанно, бессистемно и порой не у каждого.
Между тем слушание - это не только важное и востребованное речевое умение, но еще и способ приобретения знаний по всем предметам школьного цикла, канал социализации, средство формирования духовного мира человека, приобщения его к ценностям культуры.
Цель исследования - описание эффективных способов организации деятельности при обучении младших школьников слушанию как виду речевой и учебной деятельности на уроках русского языка.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников слушанию как виду речевой и учебной деятельности на уроках русского языка.
Предмет исследования - способы организации деятельности младших школьников при обучении слушанию как виду речевой и учебной деятельности на уроках русского языка.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть особенности слушания младших школьников;
2) проанализировать учебную литературу по русскому языку для 1-4 классов на предмет наличия заданий, развивающих навык слушания;
3) проанализировать уровень сформированности навыка слушания у младших школьников;
4) разработать методы и приемы обучения младших школьников слушанию как виду речевой и учебной деятельности на уроках русского языка.
Теоретической основой работы выступили исследования таких авторов, как Е.Г. Бегунова, Е.К. Ибакаева, О.А. Урываева, Т.Г. Рамзаева, Р.Л. Рождественская, С.Е. Зайева, А.В. Паклина, О.А. Обдалова, Е.Н. Владимирова, О.Д. Гущина, О.Я. Гойхман и др.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научной и учебной литературы;
2. Эмпирические методы: метод анкетирования, наблюдения, моделирования.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №2»
Изучение источников по рассматриваемой нами проблеме позволили установить, что слушание - важный вид речевой деятельности, который выступает первоначальным источником познания мира человеком. Было выявлено, что существует несколько видов слушания, каждый из которых направлен на разные формы восприятия информации, поэтому обучению слушанию должно быть целенаправленным процессом, учитывающим специфику каждого вида слушания.
Анализ особенностей слушания младших школьников показал, что у детей младшего школьного возраста глобальное и детальное слушание находится на низком уровне развития, что проявляется в неумении вычленять в информации главное, в неумении прогнозировать, осмысливать отдельные детали услышанного.
Анализ учебной литературы по русскому языку различных образовательных программ показал, что многие авторы недооценивают специфику и влияние слушания на формирование познавательных функций учеников, навыков восприятия, понимания и запоминания информации, что негативно влияет на весь учебный процесс учащегося. В рассмотренной литературе большая часть заданий относилась к таким видам деятельности, как чтение и письмо, а слушанию уделялась лишь малая часть упражнений - не более 5-6 упражнений на учебник.
В исследовании нами была поставлена задача проанализировать уровень сформированности навыка слушания у младших школьников. Для выявления уровня сформированности данного навыка в качестве диагностического инструментария были использованы такие методики, как наблюдение, написание изложения, тестовые задания по тексту. Диагностика показала, что навык слушания младших школьников находится на среднем уровне, также у многих учеников был выявлен низкий уровень слушания, что говорит о неэффективности образовательного процесса, так как большая часть воспринимаемой на слух информации запоминается лишь малым числом учащихся. Некоторые ученики не заинтересованы уроками, заданиями, не замотивированы на работу, часто отвлекаются, соответственно, большая часть важных сведений не откладывается в голове у детей, из-за чего в дальнейшем могут возникнуть серьезные проблемы в обучении.
Оценка состояния навыка слушания у учащихся показала необходимость разработки методики обучения слушанию младших школьников, задания и упражнения которой необходимо проводить с детьми на уроках русского языка.
Предлагаемая обучения слушанию как виду речевой и учебной деятельности включает два направления: обучение технике слушания (овладение действиями и операциями восприятия и понимания воспринимаемого на слух сообщения) и обучение собственно восприятию устных сообщений на слух.
Основные направления работы с учащимися определялись структурной организацией речевой и учебной деятельности слушания, особенностями его предметного содержания и были нацелены на совершенствование основных умений, определяющих деятельность слушания:
- умение ориентироваться в ситуации учебного общения и сознательно выбирать соответствующий вид и способ слушания, формирование и совершенствование которого возможно на основе представлений о слушании;
- умение извлекать из речевого потока смысл воспринимаемого сообщения;
- умение в зависимости от целевой установки представлять результат деятельности слушания в учебных текстах.
Задачи работы решены в полном объеме, цель достигнута.
Анализ особенностей слушания младших школьников показал, что у детей младшего школьного возраста глобальное и детальное слушание находится на низком уровне развития, что проявляется в неумении вычленять в информации главное, в неумении прогнозировать, осмысливать отдельные детали услышанного.
Анализ учебной литературы по русскому языку различных образовательных программ показал, что многие авторы недооценивают специфику и влияние слушания на формирование познавательных функций учеников, навыков восприятия, понимания и запоминания информации, что негативно влияет на весь учебный процесс учащегося. В рассмотренной литературе большая часть заданий относилась к таким видам деятельности, как чтение и письмо, а слушанию уделялась лишь малая часть упражнений - не более 5-6 упражнений на учебник.
В исследовании нами была поставлена задача проанализировать уровень сформированности навыка слушания у младших школьников. Для выявления уровня сформированности данного навыка в качестве диагностического инструментария были использованы такие методики, как наблюдение, написание изложения, тестовые задания по тексту. Диагностика показала, что навык слушания младших школьников находится на среднем уровне, также у многих учеников был выявлен низкий уровень слушания, что говорит о неэффективности образовательного процесса, так как большая часть воспринимаемой на слух информации запоминается лишь малым числом учащихся. Некоторые ученики не заинтересованы уроками, заданиями, не замотивированы на работу, часто отвлекаются, соответственно, большая часть важных сведений не откладывается в голове у детей, из-за чего в дальнейшем могут возникнуть серьезные проблемы в обучении.
Оценка состояния навыка слушания у учащихся показала необходимость разработки методики обучения слушанию младших школьников, задания и упражнения которой необходимо проводить с детьми на уроках русского языка.
Предлагаемая обучения слушанию как виду речевой и учебной деятельности включает два направления: обучение технике слушания (овладение действиями и операциями восприятия и понимания воспринимаемого на слух сообщения) и обучение собственно восприятию устных сообщений на слух.
Основные направления работы с учащимися определялись структурной организацией речевой и учебной деятельности слушания, особенностями его предметного содержания и были нацелены на совершенствование основных умений, определяющих деятельность слушания:
- умение ориентироваться в ситуации учебного общения и сознательно выбирать соответствующий вид и способ слушания, формирование и совершенствование которого возможно на основе представлений о слушании;
- умение извлекать из речевого потока смысл воспринимаемого сообщения;
- умение в зависимости от целевой установки представлять результат деятельности слушания в учебных текстах.
Задачи работы решены в полном объеме, цель достигнута.
Подобные работы
- Основы речевой деятельности школьников на уроке русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВЕННОГО И КОЛИЧЕСТВЕННОГО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗЛОЖЕНИЮ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН ИЗЛОЖЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Приемы работы с толковым словарем на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование навыков диалогической речи при изучении синтаксиса на уроках русского языка в 3 классе
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Обучение анализу текста на уроках русского языка в 6 классе (на примере УМК С.И. Львовой и В.В. Львова)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017 - ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ НАД ПЕРЕСКАЗОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2022 - Дидактические игры, как средство развития интереса к занятиям по русскому языку и (литературе) у детей школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019



