Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение младших школьников слушанию как виду речевой и учебной деятельности на уроках русского языка

Работа №23737

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
780
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы обучения младших школьников слушанию как виду
речевой и учебной деятельности 7
1.1 Слушание как вид речевой и учебной деятельности 7
1.2 Особенности слушания младших школьников 13
2 Способы организации обучения младших школьников слушанию как виду
речевой и учебной деятельности 23
2.1 Анализ учебной литературы по русскому языку для 1-4 классов на предмет
наличия заданий, развивающих навык слушания 23
2.2 Диагностика уровня развития навыка слушания у младших школьников ... 38
2.3 Методы и приемы обучения младших школьников слушанию как виду
речевой и учебной деятельности 48
Заключение 59
Список использованных источников 61


Слушание - это рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание звучащей речи. С помощью слушания осуществляется передача знаний, обмен информацией, регулируются отношения между людьми.
Большинство специалистов признает важность наличия эффективных навыков говорения и слушания в учебной деятельности учащихся. Но количество исследований, посвященных обучению учащихся слушанию и говорению как видам речевой деятельности, невелико. Современные методы обучения зачастую ограничиваются формированием умений в письме, чтении и частично в говорении. Другой вид речевой деятельности - слушание - был и до сих пор остается без должного внимания: обучение слушанию пока еще относится к числу мало разработанных проблем и не находит полного воплощения в содержании обучения русскому языку. Зачастую слушание не рассматривается как цель обучения, поэтому умение слушать формируется у учащихся в основном спонтанно, бессистемно и порой не у каждого.
Между тем слушание - это не только важное и востребованное речевое умение, но еще и способ приобретения знаний по всем предметам школьного цикла, канал социализации, средство формирования духовного мира человека, приобщения его к ценностям культуры.
Цель исследования - описание эффективных способов организации деятельности при обучении младших школьников слушанию как виду речевой и учебной деятельности на уроках русского языка.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников слушанию как виду речевой и учебной деятельности на уроках русского языка.
Предмет исследования - способы организации деятельности младших школьников при обучении слушанию как виду речевой и учебной деятельности на уроках русского языка.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть особенности слушания младших школьников;
2) проанализировать учебную литературу по русскому языку для 1-4 классов на предмет наличия заданий, развивающих навык слушания;
3) проанализировать уровень сформированности навыка слушания у младших школьников;
4) разработать методы и приемы обучения младших школьников слушанию как виду речевой и учебной деятельности на уроках русского языка.
Теоретической основой работы выступили исследования таких авторов, как Е.Г. Бегунова, Е.К. Ибакаева, О.А. Урываева, Т.Г. Рамзаева, Р.Л. Рождественская, С.Е. Зайева, А.В. Паклина, О.А. Обдалова, Е.Н. Владимирова, О.Д. Гущина, О.Я. Гойхман и др.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научной и учебной литературы;
2. Эмпирические методы: метод анкетирования, наблюдения, моделирования.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №2»

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение источников по рассматриваемой нами проблеме позволили установить, что слушание - важный вид речевой деятельности, который выступает первоначальным источником познания мира человеком. Было выявлено, что существует несколько видов слушания, каждый из которых направлен на разные формы восприятия информации, поэтому обучению слушанию должно быть целенаправленным процессом, учитывающим специфику каждого вида слушания.
Анализ особенностей слушания младших школьников показал, что у детей младшего школьного возраста глобальное и детальное слушание находится на низком уровне развития, что проявляется в неумении вычленять в информации главное, в неумении прогнозировать, осмысливать отдельные детали услышанного.
Анализ учебной литературы по русскому языку различных образовательных программ показал, что многие авторы недооценивают специфику и влияние слушания на формирование познавательных функций учеников, навыков восприятия, понимания и запоминания информации, что негативно влияет на весь учебный процесс учащегося. В рассмотренной литературе большая часть заданий относилась к таким видам деятельности, как чтение и письмо, а слушанию уделялась лишь малая часть упражнений - не более 5-6 упражнений на учебник.
В исследовании нами была поставлена задача проанализировать уровень сформированности навыка слушания у младших школьников. Для выявления уровня сформированности данного навыка в качестве диагностического инструментария были использованы такие методики, как наблюдение, написание изложения, тестовые задания по тексту. Диагностика показала, что навык слушания младших школьников находится на среднем уровне, также у многих учеников был выявлен низкий уровень слушания, что говорит о неэффективности образовательного процесса, так как большая часть воспринимаемой на слух информации запоминается лишь малым числом учащихся. Некоторые ученики не заинтересованы уроками, заданиями, не замотивированы на работу, часто отвлекаются, соответственно, большая часть важных сведений не откладывается в голове у детей, из-за чего в дальнейшем могут возникнуть серьезные проблемы в обучении.
Оценка состояния навыка слушания у учащихся показала необходимость разработки методики обучения слушанию младших школьников, задания и упражнения которой необходимо проводить с детьми на уроках русского языка.
Предлагаемая обучения слушанию как виду речевой и учебной деятельности включает два направления: обучение технике слушания (овладение действиями и операциями восприятия и понимания воспринимаемого на слух сообщения) и обучение собственно восприятию устных сообщений на слух.
Основные направления работы с учащимися определялись структурной организацией речевой и учебной деятельности слушания, особенностями его предметного содержания и были нацелены на совершенствование основных умений, определяющих деятельность слушания:
- умение ориентироваться в ситуации учебного общения и сознательно выбирать соответствующий вид и способ слушания, формирование и совершенствование которого возможно на основе представлений о слушании;
- умение извлекать из речевого потока смысл воспринимаемого сообщения;
- умение в зависимости от целевой установки представлять результат деятельности слушания в учебных текстах.
Задачи работы решены в полном объеме, цель достигнута.



1. Бегунова, Е.Г. Аудирование как вид речевой и учебной деятельности младших школьников / Е.Г. Бегунова // Научные школы как фактор подготовки педагогических кадров: материалы науч.-практ. конф.- Москва, 2012.- С. 304¬307.
2. Бегунова, Е.Г. Готовность современных учителей начальных классов к обучению младших школьников слушанию как виду речевой деятельности / Е.Г. Бегунова // Вестник МГПУ, Серия «Педагогика и психология». - 2012. - № 4 (22). - С. 137-142.
3. Бегунова, Е.Г. Культура слушания учителя начальных классов как компонент профессиональной компетентности / Е.Г. Бегунова // Современные технологии начального филологического образования и подготовки учителя: сб. материалов науч.практ. конф. - Москва: Экон-Информ, 2010.- С. 187-190.
4. Бегунова, Е.Г. Самостоятельная работа младших школьников как средство совершенствования умений слушания / Е.Г. Бегунова // Самостоятельная работа в подготовке учителя начальных классов: современные подходы к организации и управлению. - 2009. - С. 140-141.
5. Бегунова, Е.Г. Формирование готовности будущего учителя к обучению младших школьников слушанию как речевой деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Бегунова Елена Григорьевна. - Москва, 2013. - 28 с.
6. Бегунова, Е.Г. Формирование умений слушания младших школьников в условиях современной образовательной среды / Е.Г. Бегунова // Ребенок в современной образовательной среде: материалы науч.-практ. конф.- Москва,
2012. - С. 450-454.
7. Бунеев, Р.Н. Русский язык. 1 класс: учебник / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. - Москва: Баласс, 2015. - 176 с.
8. Бунеев, Р.Н. Русский язык. 1 класс: учебник / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. - Москва: Баласс, 2016. - 146 с.
9. Бунеев, Р.Н. Русский язык. 3 класс: учебник / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. - Москва: Баласс, 2015. - 176 с.
10. Владимирова, Е.Н. Учебная деятельность как инструмент овладения школьниками аудированием / Е.Н. Владимирова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2014. - №8. - С. 129-134.
11. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация: учебник / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - Москва: Искра-М, 2008. - 272 с.
12. Горецкий, В.Г. Азбука. 1 класс: учебник / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская. - Москва: «Просвещение», 2014. - 101 с.
13. Гущина, О.Д. Целенаправленное обучение аудированию младших школьников как условие формирования коммуникативной компетенции / О.Д. Гущина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2015. - №1. - С. 84-88.
14. Желтовская, Л.Я. Русский язык. 1 класс: учебник / Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. - Москва: Астрель, 2013. - 110 с.
15. Желтовская, Л.Я. Русский язык. 3 класс: учебник / Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. - Москва: Астрель, 2013. - 129 с.
16. Желтовская, Л.Я. Русский язык. 4 класс: учебник / Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. - Москва: Астрель, 2013. - 146 с.
17. Зайева, С.Е. Методика обучения аудированию / С.Е. Зайцева // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2017. - №1-1. - С. 172-175.
18. Збарская, А.В. Возможности использования ресурсов Интернета в обучении основным видам речевой деятельности (аудирование, говорение) студентов неязыковых ВУЗ / А.В. Збарская // Вестник университета. - 2014. - №9. - С. 252-254.
19. Зиновьева, Т. И. Профессиональная компетентность учителя в области обучения младших школьников слушанию как виду речевой деятельности /
20. Зиновьева, Т.И. Проблемы обучения младших школьников слушанию как виду речевой деятельности / Т.И. Зиновьева, Е.Г. Бегунова, // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 15. - С. 241-247.
21. Ибакаева, Е.К. Аудирование как вид речевой деятельности / Е.К. Ибакаева // Начальная школа плюс До и После. - 2011. — № 8. - С. 68-71.
22. Ибакаева, Е.К. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка / Е.К. Ибакаева // Проблемы обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах: сб. материалов науч.практ. конф. - Бирск: Бирский гос. пед. ин-т, 2009. - С. 56-63.
23. Ибакаева, Е.К. Обучение аудированию в языковом образовании младших школьников / Е.К. Ибакаева // Русский язык: проблемы функционирования и методики преподавания на современном этапе : материалы междунар. на-уч.-практ. конф. - Пенза: Пензенский гос. пед. ун-т,
2011. - С. 310-313.
24. Ибакаева, Е.К. Обучение младших школьников аудированию как виду речевой и учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Ибакаева Екатерина Константиновна. - Екатеринбург, 2010. - 26 с.
25. Ибакаева, Е.К. Особенности аудирования младших школьников / Е. К. Ибакаева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 102. - С. 180-183.
26. Ибакаева, Е.К. Приемы обучения аудированию младших школьников / Е.К. Ибакаева // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. - Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2010. - С. 180-184.
27. Ибакаева, Е.К. Совершенствование умений аудирования младших школьников в учебной деятельности / Е. К. Ибакаева, М. JI. Кусова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2011. - № 8(65). - С. 137-143.
28. Ипполитова Н.А. Педагогическая риторика в вопросах и ответах: учебное пособие / Н.А. Ипполитова. - Москва: Прометей, 2011. - 202 с.
29. Канакина, В.П. Русский язык. 1 класс: учебник / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - Москва: «Просвещение», 2014. - 124 с.
30. Канакина, В.П. Русский язык. 2 класс: учебник / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - Москва: «Просвещение», 2013. - 124 с.
31. Канакина, В.П. Русский язык. 3 класс: учебник / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - Москва: «Просвещение», 2014. - 156 с.
32. Канакина, В.П. Русский язык. 4 класс: учебник / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - Москва: «Просвещение», 2013. - 161 с.
33. Михайлова, Е.В. Коммуникативный подход в обучении русскому языку учащихся 8-9 классов средней школы / Е.В. Михайлова // Rhema. Рема. -
2012. - №2. - С. 103-108.
34. Нефедова, Н.В. Обучение слушанию как виду речевой и учебной деятельности учащихся старших классов: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02/ Нефедова Наталия Викторовна. - Екатеринбург, 2008. - 25 с.
35. Нечаева, Н.В. Русский язык 1 класс: учебник / Н.В. Нечаева. - Самара: изд. дом «Федоров», 2011. - 96 с.
36. Нечаева, Н.В. Русский язык 2 класс (1 часть): учебник / Н.В. Нечаева.
- Самара: изд. дом «Федоров», 2012. - 112 с.
37. Нечаева, Н.В. Русский язык 2 класс (2 часть): учебник / Н.В. Нечаева.
- Самара: изд. дом «Федоров», 2012. - 112 с.
38. Обдалова, О.А. Обучение аудированию как средство развития коммуникативного потенциала обучаемых / О.А. Обдалова // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - №277. - С. 224-226.
39. Паклина, А.В. Взаимосвязь видов речевой деятельности при обучении слушанию / А.В. Паклина // Преподаватель XXI век. - 2012. - №3. - С. 189-192.
40. Пантеева, Е.Я. Проблемный подход в организации обучения аудированию студентов младших курсов языкового факультета / Е.Я. Пантеева // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия:
41. Полякова, А.В. Русский язык 3 класс: учебник / А.В. Полякова. - Москва: «Просвещение», 2012. - 143 с.
42. Полякова, А.В. Русский язык 4 класс: учебник / А.В. Полякова. - Москва: «Просвещение», 2013. - 143 с.
43. Рождественская, Р.Л. Обучение аудированию младших школьников на уроках русского языка / Р.Л. Рождественская // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2015. - №7. - С. 118-120.
44. Румянцева, Н.М. Телеинтервью как возможность развития навыка аудирования / Н.М. Румянцева, Д.Н. Рубцова // Символ науки. - 2016. - №9. - С. 47-51.
45. Рябухина, Е.А. Совершенствование речевой деятельности старшеклассников на основе компетентностного подхода / Е.А. Рябухина // Филологический класс. - 2012. - №2. - С. 66-70.
46. Саутова, Т.А. Обучение аудированию как одному из видов рецептивной деятельности / Т.А. Саутова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - №2. - С. 271-272.
47. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская. - Москва. - 2007. - 243 с.
48. Соловейчик, М.С. Русский язык. К тайнам нашего языка. 2 класс: учебник / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век,
2013. — 160 с.
49. Соловейчик, М.С. Русский язык. К тайнам нашего языка. 3 класс: учебник / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век,
2013. — 160 с.
50. Соловейчик, М.С. Русский язык. К тайнам нашего языка. 4 класс: учебник / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. — 173 с.
51. Трофимова, О.В. Методика обучения критическому аудированию устного развернутого ответа на лингвистическую тему на уроках русского языка / О.В. Трофимова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. - 2012. - №6. - С.77-82.
52. Нечаева, Н.В. Формирование универсальных учебных действий в курсе «Русский язык» [Электронный ресурс]. - Москва, 2013. - Режим доступа: http://www.ippk.ru (дата обращения: 21.03.17)
53. Рамзаева Т.Г. Анализ программ и учебников по русскому языку для 1 - 4 классов. Программа «Русский язык» / Методика изучения системных отношений в лексике в курсе русского языка начальной школы [Электронный ресурс]. - Москва, 2015. - Режим доступа: http://studbooks.net (дата обращения: 31.03.17)
54. Урываева О.А. Обучение младших школьников слушанию на уроках [Электронный ресурс] / О.А. Урываева // Библиотека материалов для работников школы. - 2015. - Режим доступа: https://pedportal.net (дата обращения 16.02.17)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ