Введение 3
1 Реформирование здравоохранения в РОССИИ: ключевые проблемы и
направления развития 7
1.1 Выбор модели организации здравоохранения: российский и зарубежный
опыт 7
1.2 Основные направления развития национальной системы здравоохранения 13
1.3 Особенности современной ситуации в сфере здравоохранения 21
2 Анализ эффективности региональной системы здравоохранения 44
2.1 Общая характеристика региональной системы здравоохранения
Красноярского края, проблемы и перспективы развития 44
2.2 Анализ динамики объемов основных видов медицинской помощи в
системе здравоохранения Красноярского края 49
2.3 Динамика здоровья и заболеваемости населения как критерии
эффективности системы здравоохранения 56
3 Разработка механизмов повышения эффективности системы здравоохранения
Красноярского края 64
3.1 Оценка кадровой политики в здравоохранении Красноярского края 64
3.2 Методические подходы к определению кадровых потребностей системы
здравоохранения 75
3.3 Приоритетные направления и организационные решения, связанные с
повышением эффективности новых систем оплаты труда 85
Заключение 103
Список использованных источников 106
Приложение А 116
Приложение Б 117
Приложения В 121
Приложения Г
Актуальность темы обусловлена тем, что здравоохранение - это не только сектор экономики, обладающий определенной производительностью и требующий определенных затрат, но и сфера, вклад в которую является инвестициями в здоровье нации, в формирование человеческого капитала.
Здоровье нации является предпосылкой социального благополучия и нормального экономического функционирования государства. Обеспечение на-селения доступной медицинской помощью представляет важнейшую задачу для любой страны независимо от модели хозяйствования и развития финансовой системы. Модернизация системы здравоохранения является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития РФ и Красноярского края. Снижение уровня смертности, заболеваемости и инвалидности на-селения региона ведет к росту валового регионального продукта. В этом выражается важнейший вклад здравоохранения в экономику. Таким образом, развитие экономики и здравоохранения взаимосвязаны.
В настоящее время система здравоохранения в регионах России характеризуется структурными диспропорциями и дефицитом финансирования, сталкивается с серьезными проблемами в управлении и экономике. Ограниченность ресурсов в системе здравоохранения определяет потребность в более эффективном их использовании. Прежде всего, это относится к медицинским кадрам - главной, наиболее ценной и значимой, части ресурсов здравоохранения.
Эффективность использования медицинских кадров во многом зависит от политики региональных органов по распределению средств, по подбору и стимулированию руководителей медицинских учреждений, а также от эффективности организации работы лечебно-профилактических учреждений. В на-стоящее время отсутствует общепринятая методика и показатели оценки эффективности системы здравоохранения в регионе, работы отдельных лечебно-профилактических учреждений и медицинских программ. Разработка методики оценки эффективности, позволяющей комплексно оценить эффективность региональной системы здравоохранения и осуществить дальнейшее развитие системы, направленное на повышение ее эффективности, приобретает большую актуальность в современных условиях.
Цель работы заключается в исследовании механизма решения проблем и повышения эффективности региональной системы здравоохранения в условиях ограниченных ресурсных возможностей (на примере Красноярского края).
Достижение поставленной цели обусловливает решение следующих взаимосвязанных задач:
- изучение мирового и российского опыта в области построения и оптимизации моделей организации здравоохранения;
- анализ особенностей современного этапа организационных и структур-ных преобразований в здравоохранении Российской Федерации;
- выявление проблем и направлений развития здравоохранения Красноярского края;
- исследование механизмов повышения эффективности системы здравоохранения Красноярского края;
- разработка предложений по совершенствованию методических подходов к определению кадровых потребностей в системе здравоохранения региона;
- обоснование критериев и приоритетов оценки результативности труда медицинских работников;
- оценка возможностей использования концепции эффективного контракта как инструмента повышения производительности труда медицинских работников и эффективности системы здравоохранения в целом.
Объектом исследования выступают процессы организации и управления сферой здравоохранения Красноярского края.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения и механизмы хозяйствования, складывающиеся при формировании и использовании кадрового потенциала сферы здравоохранения региона.
В диссертационной работе содержатся положения, обладающие элементами научной новизны:
1. Проведен комплексный анализ тенденций развития здравоохранения Красноярского края с учетом современных изменений нормативно - правовой базы и социально-демографического развития региона.
2. Систематизированы основные факторы, проблемы и механизмы кадрового обеспечения региональной системы здравоохранения Красноярского края.
3. Определены показатели, составляющие информационную и методическую базу для анализа и оценки результативности труда медицинских работников разных категорий.
Разработаны предложения по совершенствованию методики формирования эффективного контракта и оценки его реализации, суть которых состоит в раскрытии и конкретизации условий оплаты труда и взаимосвязи этой оплаты с конкретизацией показателей деятельности работника.
Практическая ценность диссертационной работы заключается в возможности использования разработанных методических подходов для решения задач повышения эффективности региональной системы здравоохранения.
Разработанные методические подходы позволят:
- производить оценку региональной системы здравоохранения, целевых медицинских программ и отдельных лечебно-профилактических учреждений;
- определить приоритеты и направления формирования кадров в здраво-охранении и наиболее оптимальную дифференциацию оплаты их труда с учетом региональной социально-экономической эффективности;
- решить проблему совершенствования информационного обеспечения процессов оценки эффективности труда медицинских работников в условиях распределения ограниченных финансовых ресурсов.
Методические и практические рекомендации могут быть использованы в управлении региональной системой здравоохранения, а также в учебном процессе для обучения студентов экономических специальностей по курсу “Управление общественным сектором”.
Апробация и реализация результатов работы.
Отдельные положения и разработки, содержащиеся в диссертационной работе, переданы в Министерство здравоохранения Красноярского края, докладывались на Межрегиональной научной конференции студентов и аспирантов СФУ в апреле 2017 года.
Диссертационная работа состоит из 3 глав, включает 126 страниц текста, 26 таблиц и 9 рисунков , аннотированный список использованных научных и статистических источников
Сохранение здоровья нации является стратегическим ориентиром государственного регулирования в сфере здравоохранения, определяющим целевые установки государственного и муниципального регулирования системы. Как показывает статистика и проведенное исследование, уровень здоровья населения снижается, обеспеченность медицинскими кадрами в регионе недостаточная. Ограниченность ресурсов в системе здравоохранения определяет потребность в более эффективном их использовании.
Одним из главных инструментов решения проблем кадрового обеспечения является обоснование норм труда врача и среднего медицинского персонала, рациональная расстановка и использование кадров. Эффективное распределение и использование рабочего времени - один из ключевых моментов в обеспечении результатов труда, доступности и надлежащего качества оказанной медицинской услуги.
В рамках диссертационной работы с целью рационального использования кадрового ресурса и рабочего времени была предложена система перераспределения некоторых элементов трудовой деятельности между врачом и медицинской сестрой.
В ходе проведенного исследования выявлено: за счет перераспределения некоторых элементов трудовой деятельности происходит высвобождение времени врача в основной деятельности на 28,6 % и на 21,4 % в работе с документами. Таким образом, затраты рабочего времени врача на основную деятельность и работу с документами снижаются. Общая экономия рабочего времени составила 23,6 %, в основной деятельности - 28,6 %, в работе с документами - 21,4 %. Проведенный анализ показал реальные ресурсы для увеличения времени на непосредственную работу с пациентом и уменьшение на работу с доку¬ментами, что не может не сказаться на качестве медицинской помощи.
В течение исследовательской работы были изучены приоритетные на-правления и организационные решения, связанные с повышением эффективности новых систем оплаты труда, проанализированы показатели и критерии оценки эффективности деятельности врача-хирурга на примере отдельного медицинского учреждения, изучен расчет начисления стимулирующих выплат врача-хирурга за выполнение измененных показателей эффективности деятельности учреждения. Проведенный анализ выявил, что применяемые показатели и критерии носят общий и формальный характер и являются частью должностной функции.
Автором предложена новая система показателей/критериев оценки эффективности деятельности врача-хирурга на примере отдельного медицинского учреждения, проведен расчет начисления стимулирующей выплаты врача- хирурга по предложенной системе оценки деятельности. Эта система оценки смещена в сторону качественных частных (специфических) показателей/критериев и позволяет повысить ответственность работников за качество и эффективность выполнения медицинской помощи, от которого зависит жизнь и здоровье людей.
В результате работы сформулированы предложения, направленные на повышение доступности и качества медицинской помощи:
- с учетом кадрового дефицита целесообразно увеличить набор в ФГБОУ ВПО "Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России, но это требует увеличение учебной базы;
- необходимо увеличить набор абитуриентов по программе целевого обучения;
- необходимо увеличить набор на первичную послевузовскую подготовку в клинической интернатуре и ординатуре в ФГБОУ ВПО "Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно- Ясенецкого" Минздрава;
- увеличить объем подготовки специалистов со средним медицинским образованием в образовательных учреждениях Красноярского края;
- необходимо разработать дифференцированный подход к оплате труда
на этапе принятия решения молодым специалистом выбора направления специализации;
- необходимо усилить меры стимулирования и государственной поддержки д медицинских работников в первые 5 лет врачебной деятельности, так как именно в этот период происходит отток специалистов в другие сферы, что в большей части обусловлено низкой оплатой труда по этим направлениям. Кроме того, проведенное исследование показало, что смена профессиональной деятельности с наибольшей частотой происходит в первые годы работы. Предоставляемые в настоящее время доплаты не являются достаточными для за¬крепления молодого специалиста в этом профессиональном направлении;
- анализ показателей смертности и их динамики среди городского и сельского населения Красноярского края делает приоритетной задачу обеспечения сельских населенных пунктов медицинскими работниками;
- с целью повышения качества и доступности медицинской помощи в сельских населенных пунктах возможно применение эффективного контракта для «дефицитных специальностей» медицинских работников.
1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здраво-охранения" .
2. Постановление Правительства РФ от 17.10.2011 № 839 (ред. от 25.03.2013) "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях".
3. Распоряжение Правительства РФ от 15.04.2013 № 614-р "О комплексе мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года".
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (вместе с "Концепцией долго-срочного социально-экономического развития Российской Федерации на пери¬од до 2020 года").
5. Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы".
6. Постановление правительства Красноярского края от 30.09.2013 N
516-П (ред. от 12.11.2014) " Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие здравоохранения" ( с изменениями на 14.02.2017).
7. Проблемы медицинских сестер и пути их решения в Республике Казахстан / А. Абдрахманова, М. Калиева, 3. Байгожина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 11-1. - С. 96¬99.
8. Аверченко, Е.А. Охрана здоровья населения на региональном и муниципальном уровнях / Е.А. Аверченко // Социальные аспекты здоровья населения. - 2013. - Т. 29. - № 1. - С. 5.
9. Алленов, А.М. Основные тенденции обеспечения регионального здравоохранения средними медицинскими работниками / А.М. Алленов, Д.Р. Медведская // Современная медицина: актуальные вопросы. - 2015. - № 40. - С. 46-53.
10. Аналитический обзор на тему: "Соответствие российского законодательства требованиям международной организации труда" (отв. ред. Л. А. Чиканова). Конвенция МОТ N 149 "О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала" [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
11. Борисов, К.Н. Мотивация и оплата труда в системе здравоохранения / К.Н. Борисов, А.О. Субочева, 0.3. Засиева // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2014. - № 4 (20). - С. 134-137.
12. Борисов, К.Н. Мотивация и оплата труда в системе здравоохранения (окончание) / К.Н. Борисов, А.О. Субочева, 0.3. Засиева // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2015. - № 1 (21). - С. 122-125.
13. Власов, С.Д. Сельское здравоохранение на рубеже XX - XXI веков / С.Д. Власов // Вестник Саратовского государственного социально¬экономического университета. - 2013. - № 1. - С. 117-120.
14. Гареев, А.А. Развитие правового регулирования подготовки и контроля кадров в сфере здравоохранения в России / А.А. Гареев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 3. - С. 23-29.
15. Отчет Министерства здравоохранения РФ "Об итогах деятельности
в 2016 году" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://static-
3.rosminzdrav.ru(дата обращения 30.04.2017).
16. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол № 11).
17. Захир, М.Б. Социально-экономические предпосылки развития рынка медицинских услуг в Российской Федерации / М.Б. Захир, Н.В. Пермякова // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. - 2013. - № 1 (4). - С. 55-61.
18. Здравоохранение в России. 2015: Стат.сб./Росстат. [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_34/Main.htm (дата об-ращения: 30.04.2017).
19. Золкин, Е.Ю. Экономика здравоохранения в современных условиях / Е.Ю. Золкин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 11-1. - С. 149-151.
20. Концепция кадровой политики в системе здравоохранения Красноярского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kraszdrav.ru /kadrovaya_politika/kontseptsiya_kadrovoy_politiki_v_sisteme_zdravoohraneniya_k rasnoyarskogo_kraya (дата обращения: 30.04.2017).
21. Копысова, Л. А. Обеспечение регионального здравоохранения мотивированными медицинского кадрами / Л.А. Копысова // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. - 2014. - № 1. - С. 66-68.
22. Краткая аналитическая записка по результатам социологического исследования в рамках НИР «Разработка комплекса мероприятий по сохранению медицинских кадров в системе здравоохранения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.s-media.su/focused/razrabotka-kompleksa-meroprijatii-po-sohraneniyu-medicinskih-kadrov-v-sisteme-zdravoohranenija/index.html (дата обращения: 30.04.2017).
23. Кузнецов, О.П. Сбалансированное развитие системы оплаты труда в здравоохранении как инновационный метод развития медицины / О.П. Кузнецов, С.В. Фролова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - № 6 (122). - С. 47-49.
24. Мирошникова, Ю.В. Обобщенный «портрет» руководителей кадровых служб органов управления здравоохранением субъектов Российской Феде-рации / Ю.В. Мирошникова // Социальные аспекты здоровья населения. - 2014. - Т. 36. - № 2. - С. 3.
25. Наваркин, М.В. Перспективы и проблемы реализации кадровой политики на уровне субъектов РФ [Электронный ресурс] / М.В. Наваркин, И. А. Купеева, А.К. Конаныхина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Научно-организационные аспекты прогнозирования, планирования и сохранения кадров в здравоохранении Российской Федерации» - 2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.mednet.ru/images/ sto- ries/files/materialy_konferencii_i_seminarov/2010/kadry2013/Navarkin. pdf (дата обращения: 30.04.2017).
26. Омельяновский, В.В. Зарубежный опыт: модели финансирования и организации систем здравоохранения / В.В. Омельяновский, Л.В. Максимова,А.П. Татаринов // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2014. - № 3 (21). - С. 22-34.
27. Основные результаты работы Министерства здравоохранения РФ в 2016 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://government.ru/ dep_news/27327/ (дата обращения: 30.04.2017).
28. Осоткина, М.В. Реформирование системы здравоохранения Российской Федерации: результаты, проблемы и перспективы / М.В. Осоткина, А.П. Горн // Вестник Тюменского государственного университета. - 2014. - № 11. - С. 94-102.
29. Панасюк, М.В. Проблемы совершенствования экономики здраво-охранения регионов России / М.В. Панасюк, Р.Д. Дасаева // Актуальные проблемы экономики и права. - 2014. - № 2 (30). - С. 61-67.
30. Палеева, КО. Качественная характеристика трудовых ресурсов здравоохранения в России на современном этапе / КО. Палеева [и др.] // Медицинский альманах. - 2014. - № 3 (33). - С. 10-13.
31. Петросов, С.Н. Совершенствование управлением кадровым потенциалом организаторов здравоохранения / С.Н. Петросов, А.А. Хрупалов // Клинический опыт Двадцатки. - 2014. - № 2 (22). - С. 53-56.
32. Проект "Стратегии социально-экономического развития Красноярского края" (в редакции от 23.06.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krskstate.ru/2030/plan (дата обращения: 30.04.2017).
33. Просалова, В.С. Методические подходы к определению потребности кадрового обеспечения системы здравоохранения / В.С. Просалова, Е.Н. Смольянинова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 381.
34. Савинкина, Л.А. Проблема дефицита медицинских кадров и пути ее решения / Л.А. Савинкина, Т.С. Шепелова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 569.
35. Семина, Т.В. Управление трудовыми ресурсами здравоохранения путем переориентации социальных норм поведения его персонала / Т.В. Семи¬на // Труд и социальные отношения. - 2013. - № 7. - С. 3-6.
36. Сибурина, Т.А. Состав руководящих кадров здравоохранения: анализ, проблемы, вектор развития / Т.А. Сибурина, Ю.В. Мирошникова, Л.К. Лохтина // Социальные аспекты здоровья населения. - 2014. - Т. 37. - № 3. - С. 12.
37. Смольянинова, Е.Н. Проблема кадрового обеспечения системы здравоохранения и пути ее решения на примере Приморского края / Е.Н. Смольянинова, В.С. Просалова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 10-5. - С. 968-972.
38. Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www. rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/strategiya-razvitiya-zdravoohraneniya- rossiyskoy-federatsii-na-dolgosrochnyy-period(дата обращения 30.04.2017).
39. Сулягина, Ю.О. Приоритеты государственной политики в сфере трудовой миграции на современном этапе развития России / Ю.О. Сулягина // Социальная политика и социология: междисциплинарный научно-практический журнал. - М.: Союз, 2013. - Т. 1, № 3. - С. 127-138.
40. Сыздыкова, А.А. Современные подходы к решению проблем кадровой обеспеченности в области здравоохранения / А.А. Сыздыкова [и др.] // Денсаулык сактауды дамыту. - 2013. - № 1-2 (66-67). - С. 20-28.
41. Шубцова, Л.В. Проблемы кадрового обеспечения региональной системы здравоохранения / Л.В. Шубцова, Н.А. Махнова // Фундаментальные исследования. - 2014.- № 12-11. - С. 2434-2439.
42. Юкиш, В.Ф. Актуальные проблемы медицинского обслуживания населения России и перспективы реформирования данной сферы экономики /
B. Ф. Юкиш // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 5-1. - С. 290-297.
43. Юкиш, В.Ф. Анализ современных тенденций развития экономики здравоохранения в России / В.Ф. Юкиш // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 5-1. - С. 284-290.
44. Яковлева, О.А. Рынок медицинских услуг в России / О.А. Яковлева // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2014. - Т. 4. - № 11. -C. 1119.
45. Официальный портал Красноярского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://www.krskstate.ru/ (дата обращения: 30.04.2017).
46. Официальный сайт ВЦИОМ [Электронный ресурс]. - Режим доступа :www.wciom.ru (дата обращения: 30.04.2017).
47. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа :www.gks.ru (дата обращения: 30.04.2017).
48. Сайт Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://www.who.int/ (дата обращения: 30.04.2017).
49. Сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://www.rosminzdrav.ru/ (дата обращения: 30.04.2017).
50. Государственный доклад "О состоянии здоровья населения Красноярского края в 2015 году" [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.kraszdrav.ru(дата обращения: 30.04.2017).
51. Российское здравоохранение в новых экономических условиях: вызовы и перспективы (Доклад НИУ ВШЭ по проблемам развития системы здравоохранения) Москва, ВШЭ, 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.hse.ru/data/2017/ f (дата обращения: 30.04.2017).
52. Информация о текущих и планируемых мероприятий по развитию субъектами РФ государственно-частного взаимодействия (государственно- частного партнерства) в здравоохранении (по состоянию на февраль 2015 года) [Электронный ресурс] (дата обращения 30.04.2017).
53. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р.
54. Шейман, И. М. Интеграция усилий медицинских организаций при оказании пациентам медицинской помощи: мнение врачей / И. М. Шейман [и др.] // Здравоохранение. - 2013. - № 6.
55. Бабушкина, Е.И. Модернизация здравоохранения: интеграция отечественного и зарубежного опыта / Бабушкина Е.И. [и др.] // Москва. - 2014.
56. Всемирная организация здравоохранения о тенденциях здравоохранения в мире // Медицинские новости. - 2015. - № 6 (249). - С. 38-40. Вялков А.И., Гройсман В.А. Информатизационные технологии в управлении лечебно-профилактическими учреждениями в условиях ОМС // Вест. ОМС. - 2015. - № 1. - С. 7-12.Отчёт Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об итогах работы министерства здравоохранения российской федерации в 2014 году и задачах на 2015 год», Москва, апрель 2015 г.
57. Савинкина, Л.А. Проблема дефицита медицинских кадров и пути ее решения / Л.А. Савинкина, Т.С. Шепелова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 569.
58. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 6 июля 2016 г. N 486 "О методике расчета потребности в специалистах со средним профессиональным (медицинским) образованием".
59. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 февраля 2016 г. № 132н "О требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2016 г., регистрационный № 41485).
60. Косенко, А.А. Проблемы нормирования труда врачей поликлиники / А.А. Косенко // Врач. - 2014. - № 4. - С. 85-88.
61. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики. Указ Президента РФ Путина В.В. от № 59707 мая 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/70170950/(Дата обращения 20 июля 2016).
62. Сон, П.М. Расчет рабочего времени врачей кардиологов, эндокринологов и стоматологов-терапевтов. / П.М. Сон [и др.] // Здравоохранение. -2016. - - № 3. - С.76-79.
63. Типовые отраслевые нормы времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача- терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача- невролога, врача оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера- гинеколога. Приказ Минздрава России от 2 июня 2015 г. № 290н.
64. Шикина, И.Б. Роль медицинских кадров при реализации политики в области качества медицинской помощи. Социальные аспекты здоровья населения / И.Б. Шикина, А.Г. Турчиев, Т.Н. Бакланова // Электронный научный журнал. - 2011. - №17.
65. Сон, П.М. Результаты фотохронометражных исследований рабочего процесса врачей амбулаторно-поликлинической помощи с учетом возрастных характеристик специалистов / П.М. Сон [и др.] // Здравоохранение. - 2014. - №11. - С. 56-62.
66. Сысоев П.Г., Злобина Г.М. Характеристика образа жизни и условий труда врачей-терапевтов амбулаторно-поликлинической службы. / П.Г. Сысоев,Г.М. Злобина // Врач-аспирант. - 2011. - №4 (45). - С. 13.
67. Сон, И.М. Нормирование труда врачей амбулаторного приема при оказании первичной медицинской помощи / И.М. Сон [и др.] // Здравоохранение. -2014. - № 7. - С. 76-85.
68. Стародубов, В.И. Затраты рабочего времени врачей амбулаторного звена по данным фотохронометражных исследований / В.И. Стародубов [и др.] // Менеджер здравоохранения. - 2014. - № 8. - С. 18-22.
69. Шейман, И.М. Кадровая политика в здравоохранении: сравнительный анализ российской и международной практики / И.М. Шейман , В.И. Шевскии // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 1. С. 143- 167.
70. Вечорко В.И. Распределения рабочего времени на амбулаторном приеме врача терапевта участкового с медицинской сестрой в поликлинике го-рода Москвы (фотохронометражное наблюдение). ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Мин-здрава России. - Москва, 2016.
71. Методика разработки норм времени и нагрузки медицинского персонала: метод. указания. - Москва: ЦНИИОИЗ М3 РФ, 2013. - 28 с.
72. Обухова, О.В. Нормирование труда и эффективный контракт / О.В. Обухова // Здравоохранение. Журнал для управления медицинской организацией, 2017.
73. Борисова, Е.А. Новые эффективные подходы в оплате труда медицинских работников. / Е.А. Борисова // Вестник РУДН, серия «Медицина» - Москва, 2015. - №1 - С. 13-20.
74. Николаенко, Е.В. Внедрение эффективного контракта в систему здравоохранения России / Е.В. Николаенко// Актуальные проблемы Российского права : сборник материалов X Всероссийской научно-практической конференции (22 марта 2017 )/ Автономия НКО ВО Сибирский институт бизнеса, управления и психологии. - Красноярск, 2017. - 281 с.
75. Николаенко, Е.В. Анализ проблем реализации эффективного кон-тракта/ Е.В. Николаенко// Сборника материалов XXIII Межрегиональной научно-практической конференции студентов и аспирантов экономических специальностей « Проблемы современной экономики» : тез. Докладов/ Сиб. фед. ун¬т/ отв. за вып. П.А. Кицова. - Красноярск, 2017. - 214с.