Электронные образовательные ресурсы для дистанционного изучения географии в 7-х классах обучающимися с нарушением зрения
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты проблемы учета особенностей обучающихся 7-х
классов с нарушением зрения при разработке образовательных ресурсов 6
1.1 Психофизиологические особенности детей с нарушением зрения 6
1.2 Особенности дистанционного обучения детей с нарушением зрения .15
1.3 Требования к образовательным ресурсам для детей с нарушением зрения 23
Выводы по первой главе 32
2 Электронные образовательные ресурсы для дистанционного изучения
географии обучающимися с нарушением зрения 34
2.1 Разработка интерактивных электронных образовательных ресурсов
для дистанционного изучения географии в 7-х классах для детей с нарушением зрения 34
2.2 Экспертная оценка электронных образовательных ресурсов для дистанционного изучения географии в 7-х классах для детей с нарушением зрения 48
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А Критерии присвоения инвалидности по зрению 61
Критерии присвоения инвалидности по зрению 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Перечень разработок ЭОР для дистанционного
изучения географии в 7-х классах обучающимися с нарушением зрения 62
1 Теоретические аспекты проблемы учета особенностей обучающихся 7-х
классов с нарушением зрения при разработке образовательных ресурсов 6
1.1 Психофизиологические особенности детей с нарушением зрения 6
1.2 Особенности дистанционного обучения детей с нарушением зрения .15
1.3 Требования к образовательным ресурсам для детей с нарушением зрения 23
Выводы по первой главе 32
2 Электронные образовательные ресурсы для дистанционного изучения
географии обучающимися с нарушением зрения 34
2.1 Разработка интерактивных электронных образовательных ресурсов
для дистанционного изучения географии в 7-х классах для детей с нарушением зрения 34
2.2 Экспертная оценка электронных образовательных ресурсов для дистанционного изучения географии в 7-х классах для детей с нарушением зрения 48
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А Критерии присвоения инвалидности по зрению 61
Критерии присвоения инвалидности по зрению 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Перечень разработок ЭОР для дистанционного
изучения географии в 7-х классах обучающимися с нарушением зрения 62
Согласно закону всеобщей декларации о правах человека, каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого [1]. А это значит, что и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны получить образование наравне со здоровыми детьми.
Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имели возможность получения образования, в современном мире используются такие формы обучения, как инклюзия и дистант. В отличие от инклюзивного образования, дистанционное образование дает возможность ребенку с ОВЗ заниматься не посещая учебное заведение, в привычных домашних условиях. В дистанционном обучении активно применяются вебинары и электронные курсы, важными элементами которых являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР в основном ориентированы на здоровых детей и не учитывают особенности здоровья обучающихся. Большинство ресурсов не адаптированы для обучающихся с нарушением слуха и зрения, за счет того, что не учитывают потребностей обучающихся или не отвечают требованиям здоровья. Так например ЭОР по географии часто содержат видео или картографическую информацию, восприятие которой затруднительно для детей с нарушением зрения.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире около 285 миллионов человек страдают от нарушений зрения; из них 39 миллионов абсолютно слепы и 246 миллионов имеют пониженное зрение.
Чтобы обеспечить обучающимся с нарушением зрения равные возможности с их сверстниками необходимо разрабатывать специальные образовательные ресурсы, которые предусматривают учет их психофизиологических особенностей.
Проблема исследования состоит в том, что недостаточное количество адаптированных электронных образовательных ресурсов для изучения географии не позволяет обеспечить равные образовательные возможности обучающимся с ОВЗ наряду с обычными детьми.
На наш взгляд использование специальных ресурсов в дистанционном обучении детей с ОВЗ позволит преодолеть образовательное неравенство.
Объектом исследования является процесс дистанционного изучения географии обучающимися с нарушением зрения.
Предметом являются электронные образовательные ресурсы по географии в 7-х классах для обучающихся с нарушениями зрения.
Цель работы: разработка и апробация электронных образовательных ресурсов для дистанционного изучения географии в 7-х классах обучающимися с нарушениями зрения.
Гипотеза: электронные образовательные ресурсы для дистанционного изучения географии будут учитывать образовательные потребности обучающихся с нарушением зрения, если при их разработке:
- Будет предусмотрена возможность выполнения заданий в индивидуальном темпе;
- Значительная часть информации будет представлена в аудио формате;
- Будут использоваться интерактивные карты, с контрастными изображениями простой формы и крупными шрифтами.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- Исследовать психофизиологические особенности развития детей с нарушением зрения.
- Выявить особенности дистанционного обучения детей с нарушением зрения.
- Определить требования к образовательным ресурсам для детей с нарушением зрения.
- Разработать интерактивные электронные образовательные ресурсы для дистанционного изучения географии в 7-х классах для детей с нарушением зрения.
- Провести экспертную оценку электронных образовательных ресурсов для дистанционного изучения географии в 7-х классах для детей с нарушением зрения.
Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имели возможность получения образования, в современном мире используются такие формы обучения, как инклюзия и дистант. В отличие от инклюзивного образования, дистанционное образование дает возможность ребенку с ОВЗ заниматься не посещая учебное заведение, в привычных домашних условиях. В дистанционном обучении активно применяются вебинары и электронные курсы, важными элементами которых являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР в основном ориентированы на здоровых детей и не учитывают особенности здоровья обучающихся. Большинство ресурсов не адаптированы для обучающихся с нарушением слуха и зрения, за счет того, что не учитывают потребностей обучающихся или не отвечают требованиям здоровья. Так например ЭОР по географии часто содержат видео или картографическую информацию, восприятие которой затруднительно для детей с нарушением зрения.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире около 285 миллионов человек страдают от нарушений зрения; из них 39 миллионов абсолютно слепы и 246 миллионов имеют пониженное зрение.
Чтобы обеспечить обучающимся с нарушением зрения равные возможности с их сверстниками необходимо разрабатывать специальные образовательные ресурсы, которые предусматривают учет их психофизиологических особенностей.
Проблема исследования состоит в том, что недостаточное количество адаптированных электронных образовательных ресурсов для изучения географии не позволяет обеспечить равные образовательные возможности обучающимся с ОВЗ наряду с обычными детьми.
На наш взгляд использование специальных ресурсов в дистанционном обучении детей с ОВЗ позволит преодолеть образовательное неравенство.
Объектом исследования является процесс дистанционного изучения географии обучающимися с нарушением зрения.
Предметом являются электронные образовательные ресурсы по географии в 7-х классах для обучающихся с нарушениями зрения.
Цель работы: разработка и апробация электронных образовательных ресурсов для дистанционного изучения географии в 7-х классах обучающимися с нарушениями зрения.
Гипотеза: электронные образовательные ресурсы для дистанционного изучения географии будут учитывать образовательные потребности обучающихся с нарушением зрения, если при их разработке:
- Будет предусмотрена возможность выполнения заданий в индивидуальном темпе;
- Значительная часть информации будет представлена в аудио формате;
- Будут использоваться интерактивные карты, с контрастными изображениями простой формы и крупными шрифтами.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- Исследовать психофизиологические особенности развития детей с нарушением зрения.
- Выявить особенности дистанционного обучения детей с нарушением зрения.
- Определить требования к образовательным ресурсам для детей с нарушением зрения.
- Разработать интерактивные электронные образовательные ресурсы для дистанционного изучения географии в 7-х классах для детей с нарушением зрения.
- Провести экспертную оценку электронных образовательных ресурсов для дистанционного изучения географии в 7-х классах для детей с нарушением зрения.
Электронные образовательные ресурсы активно применяются в дистанционном обучении, однако не все они соответствуют возможностям обучающихся с нарушениями зрения и требуют адоптации или полной переработки.
Для того, чтобы определить требования, которым должны соответствовать ЭОР для обучения детей с нарушениями зрения, нами был проведен анализ правовой базы, педагогической, физиологической и психологической литературы. Были рассмотрены работы Г.Н. Сердюковой, Л.С. Выготского, Ю.В. Саенко, А.Г. Литвак, а также ГОСТы, касающиеся образования слепых и слабовидящих людей.
В результате проведенного анализа литературы, нами были выявлены психофизиологические особенности слабовидящих детей, на основе которых были выделены требования к электронным образовательным ресурсам.
В ходе работы были выбраны программы и сервисы, подходящие для создания отдельных ЭОР с учетом особых потребностей обучающихся с нарушением зрения. Затем, учитывая требования к ЭОР для обучающихся с нарушением зрения нами были разработаны такие образовательные элементы, как интерактивные упражнения, созданные при помощи сервиса Learning apps; аудиолекция и презентация.
Экспертная оценка показала, что разработанные нами ЭОР по географии для обучающихся с нарушением зрения соответствуют заявленным требованиям и могут быть использованы при дистанционном обучении лиц данной категории. Подтверждением результатов оценивания являются приведенные в работе диаграммы. Таким образом, в настоящей работе подтверждена целесообразность выдвинутой гипотезы, реализована цель и решены поставленные задачи.
Разработанные ресурсы были размещены в электронном курсе и используются при изучении географии в 7-х классах обучающимся с нарушением зрения.
Учет потребностей особенных обучающихся позволяет адаптировать образовательные ресурсы и выстроить работу таким образом, чтобы все участники образовательного процесса могли получать знания независимо от возможностей.
Современные информационные технологии позволяют создавать интерактивные карты, ленты времени, презентации, видеоуроки и аудиолекции, которые помогают учителям привлечь внимание обучающихся и наполнить работу новыми возможностями. Использование таких интерактивных элементов позволяет обучающимся самостоятельно контролировать процесс обучения, а также повышает уровень учебной мотивации.
Для того, чтобы определить требования, которым должны соответствовать ЭОР для обучения детей с нарушениями зрения, нами был проведен анализ правовой базы, педагогической, физиологической и психологической литературы. Были рассмотрены работы Г.Н. Сердюковой, Л.С. Выготского, Ю.В. Саенко, А.Г. Литвак, а также ГОСТы, касающиеся образования слепых и слабовидящих людей.
В результате проведенного анализа литературы, нами были выявлены психофизиологические особенности слабовидящих детей, на основе которых были выделены требования к электронным образовательным ресурсам.
В ходе работы были выбраны программы и сервисы, подходящие для создания отдельных ЭОР с учетом особых потребностей обучающихся с нарушением зрения. Затем, учитывая требования к ЭОР для обучающихся с нарушением зрения нами были разработаны такие образовательные элементы, как интерактивные упражнения, созданные при помощи сервиса Learning apps; аудиолекция и презентация.
Экспертная оценка показала, что разработанные нами ЭОР по географии для обучающихся с нарушением зрения соответствуют заявленным требованиям и могут быть использованы при дистанционном обучении лиц данной категории. Подтверждением результатов оценивания являются приведенные в работе диаграммы. Таким образом, в настоящей работе подтверждена целесообразность выдвинутой гипотезы, реализована цель и решены поставленные задачи.
Разработанные ресурсы были размещены в электронном курсе и используются при изучении географии в 7-х классах обучающимся с нарушением зрения.
Учет потребностей особенных обучающихся позволяет адаптировать образовательные ресурсы и выстроить работу таким образом, чтобы все участники образовательного процесса могли получать знания независимо от возможностей.
Современные информационные технологии позволяют создавать интерактивные карты, ленты времени, презентации, видеоуроки и аудиолекции, которые помогают учителям привлечь внимание обучающихся и наполнить работу новыми возможностями. Использование таких интерактивных элементов позволяет обучающимся самостоятельно контролировать процесс обучения, а также повышает уровень учебной мотивации.



