Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Электронные образовательные ресурсы для дистанционного изучения географии в 7-х классах обучающимися с нарушением зрения

Работа №23720

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

информатика

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
509
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты проблемы учета особенностей обучающихся 7-х
классов с нарушением зрения при разработке образовательных ресурсов 6
1.1 Психофизиологические особенности детей с нарушением зрения 6
1.2 Особенности дистанционного обучения детей с нарушением зрения .15
1.3 Требования к образовательным ресурсам для детей с нарушением зрения 23
Выводы по первой главе 32
2 Электронные образовательные ресурсы для дистанционного изучения
географии обучающимися с нарушением зрения 34
2.1 Разработка интерактивных электронных образовательных ресурсов
для дистанционного изучения географии в 7-х классах для детей с нарушением зрения 34
2.2 Экспертная оценка электронных образовательных ресурсов для дистанционного изучения географии в 7-х классах для детей с нарушением зрения 48
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А Критерии присвоения инвалидности по зрению 61
Критерии присвоения инвалидности по зрению 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Перечень разработок ЭОР для дистанционного
изучения географии в 7-х классах обучающимися с нарушением зрения 62


Согласно закону всеобщей декларации о правах человека, каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого [1]. А это значит, что и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны получить образование наравне со здоровыми детьми.
Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имели возможность получения образования, в современном мире используются такие формы обучения, как инклюзия и дистант. В отличие от инклюзивного образования, дистанционное образование дает возможность ребенку с ОВЗ заниматься не посещая учебное заведение, в привычных домашних условиях. В дистанционном обучении активно применяются вебинары и электронные курсы, важными элементами которых являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР в основном ориентированы на здоровых детей и не учитывают особенности здоровья обучающихся. Большинство ресурсов не адаптированы для обучающихся с нарушением слуха и зрения, за счет того, что не учитывают потребностей обучающихся или не отвечают требованиям здоровья. Так например ЭОР по географии часто содержат видео или картографическую информацию, восприятие которой затруднительно для детей с нарушением зрения.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире около 285 миллионов человек страдают от нарушений зрения; из них 39 миллионов абсолютно слепы и 246 миллионов имеют пониженное зрение.
Чтобы обеспечить обучающимся с нарушением зрения равные возможности с их сверстниками необходимо разрабатывать специальные образовательные ресурсы, которые предусматривают учет их психофизиологических особенностей.
Проблема исследования состоит в том, что недостаточное количество адаптированных электронных образовательных ресурсов для изучения географии не позволяет обеспечить равные образовательные возможности обучающимся с ОВЗ наряду с обычными детьми.
На наш взгляд использование специальных ресурсов в дистанционном обучении детей с ОВЗ позволит преодолеть образовательное неравенство.
Объектом исследования является процесс дистанционного изучения географии обучающимися с нарушением зрения.
Предметом являются электронные образовательные ресурсы по географии в 7-х классах для обучающихся с нарушениями зрения.
Цель работы: разработка и апробация электронных образовательных ресурсов для дистанционного изучения географии в 7-х классах обучающимися с нарушениями зрения.
Гипотеза: электронные образовательные ресурсы для дистанционного изучения географии будут учитывать образовательные потребности обучающихся с нарушением зрения, если при их разработке:
- Будет предусмотрена возможность выполнения заданий в индивидуальном темпе;
- Значительная часть информации будет представлена в аудио формате;
- Будут использоваться интерактивные карты, с контрастными изображениями простой формы и крупными шрифтами.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- Исследовать психофизиологические особенности развития детей с нарушением зрения.
- Выявить особенности дистанционного обучения детей с нарушением зрения.
- Определить требования к образовательным ресурсам для детей с нарушением зрения.
- Разработать интерактивные электронные образовательные ресурсы для дистанционного изучения географии в 7-х классах для детей с нарушением зрения.
- Провести экспертную оценку электронных образовательных ресурсов для дистанционного изучения географии в 7-х классах для детей с нарушением зрения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Электронные образовательные ресурсы активно применяются в дистанционном обучении, однако не все они соответствуют возможностям обучающихся с нарушениями зрения и требуют адоптации или полной переработки.
Для того, чтобы определить требования, которым должны соответствовать ЭОР для обучения детей с нарушениями зрения, нами был проведен анализ правовой базы, педагогической, физиологической и психологической литературы. Были рассмотрены работы Г.Н. Сердюковой, Л.С. Выготского, Ю.В. Саенко, А.Г. Литвак, а также ГОСТы, касающиеся образования слепых и слабовидящих людей.
В результате проведенного анализа литературы, нами были выявлены психофизиологические особенности слабовидящих детей, на основе которых были выделены требования к электронным образовательным ресурсам.
В ходе работы были выбраны программы и сервисы, подходящие для создания отдельных ЭОР с учетом особых потребностей обучающихся с нарушением зрения. Затем, учитывая требования к ЭОР для обучающихся с нарушением зрения нами были разработаны такие образовательные элементы, как интерактивные упражнения, созданные при помощи сервиса Learning apps; аудиолекция и презентация.
Экспертная оценка показала, что разработанные нами ЭОР по географии для обучающихся с нарушением зрения соответствуют заявленным требованиям и могут быть использованы при дистанционном обучении лиц данной категории. Подтверждением результатов оценивания являются приведенные в работе диаграммы. Таким образом, в настоящей работе подтверждена целесообразность выдвинутой гипотезы, реализована цель и решены поставленные задачи.
Разработанные ресурсы были размещены в электронном курсе и используются при изучении географии в 7-х классах обучающимся с нарушением зрения.
Учет потребностей особенных обучающихся позволяет адаптировать образовательные ресурсы и выстроить работу таким образом, чтобы все участники образовательного процесса могли получать знания независимо от возможностей.
Современные информационные технологии позволяют создавать интерактивные карты, ленты времени, презентации, видеоуроки и аудиолекции, которые помогают учителям привлечь внимание обучающихся и наполнить работу новыми возможностями. Использование таких интерактивных элементов позволяет обучающимся самостоятельно контролировать процесс обучения, а также повышает уровень учебной мотивации.



1. "Всеобщая декларация прав человека". Статья 26. [Электронный ресурс] - КонсультантПлюс. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/2f2f19d786e4d18472d 3508871a9af6e482ad9ca/
2. Центр СМИ: Нарушение зрения и слепота [Электронный ресурс] Всемирная организация здравоохранения / Режим доступа:
http://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/blindness-and-visual-impairment
3. Сердюковская, Г.Н. Гигиена детей и подростков [Электронный ресурс] / Г.Н. Сердюковская. Медицинский справочник. - Режим доступа: http://med- tutorial.ru/med-books/book/16/
4. Светличная, Т.Г. Потребление медицинских услуг: медико-социологический анализ.[Текст] / Т.Г. Светличная, О.А. Цыганова, Е.Л. Борчанинова. - Архангельск: Изд-во СГМУ, 2016. - 185 с.
5. Выготский, Л.С. Слепой ребенок. Собрание сочинений в шести томах. [Электронный ресурс]/ Л.С. Выготский, - М.: Педагогика, 1983. Т.5. Режим доступа: https: //www. marxists. org/russkij/vygotsky/cw/pdf/vol 5.pdf
6. Острота зрения [Электронный ресурс] - Медицинская энциклопедия. Режим доступа: http://www.medical-enc.ru/14/ostrota_zrenia.shtml
7. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие [Текст] / А.Г. Литвак, СПб. Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.
8. Выготский, Л.С. К психологии и педагогики детской дефектности. - Дефектология. [Текст] / Л.С. Выготский, М. Изд-во Моск. 1974.
9. Саенко, Ю.В. Специальная психология: Учебное пособие. [Текст] / Ю.В. Саенко, М. Академический проект, 2006. - 182 с.
10. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами". [Электронный ресурс] - КонсультантПлюс. 2008. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=433853#04828350326147146
11. Конституция Российской Федерации. Глава 2, статья 43. [Электронный ресурс] - Конституция Российской Федерации. 2001. Режим доступа: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm
12. Закон об образовании РФ последняя редакция. ФЗ 273 с изменениями 2018 г. Глава 4, статья 34 [Электронный ресурс] Закон об образовании РФ. 2018. Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/34.html
13. Закон об образовании РФ последняя редакция. ФЗ 273 с изменениями 2018 г. Глава 2, статья 16 [Электронный ресурс] Закон об образовании РФ. 2018. Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/16.html
14. Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании" от 22.08.1996 N 125-ФЗ. [Электронный ресурс] - КонсультантПлюс. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11446/
15. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] - КонсультантПлюс. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/
16. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120- ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] - КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/
17. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] - КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/
18. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] - КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/
19. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] - КонсультантПлюс. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
20. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об
образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] - КонсультантПлюс. 2018. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=292679&fld= 134&dst=100265,0&rnd=0.30316021067895216#08090321540266499
21. Приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005 N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий" [Электронный ресурс] - КонсультантПлюс. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54824/
22. Приказ Минобрнауки РФ от 24.03.2009 N 95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" [Электронный ресурс] - КонсультантПлюс. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_88994/
23. Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 N 27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения. [Электронный ресурс] - КонсультантПлюс. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=316942#027842070557431153
24. Локальные акты. Порядок о зачислении в школу [Электронный ресурс - Школа дистанционного образования. Красноярск, 2014. Режим доступа: http://krascdo.com.ru/index.php/information/dokumenty/category/35-lokalnye-akty
25. Полат, Е.С. Дистанционное обучение: учебное пособие. [Текст] / Е.С. Полат. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
26. ГОСТ Р 52872-2012 "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению" [Электронный ресурс] - Юридическая фирма "Интернет и право". 2012. Режим доступа: http://www.internet-law.ru/gosts/gost/54797/
27. ГОСТ Р 51645-2017 Рабочее место для инвалида по зрению типовое специальное компьютерное. Технические требования к оборудованию и производственной среде. [Электронный ресурс] - Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. 2017. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200157937
28. ГОСТ Р 52871-2017 Дисплеи для слабовидящих. Требования и характеристики. [Электронный ресурс] - Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. 2017. Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/1200157529
29. ГОСТ Р 52873-2017 Синтезаторы речи специальных компьютерных рабочих мест для инвалидов по зрению. Технические требования. [Электронный ресурс] - Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. 2017. Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/1200157600
29. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения [Текст] / Е.С. Полат. М., Академия. 2006. - 400 с.
30. Душина, И.В. География: география материков и океанов. 7 кл.: учебник [Текст] / В.А. Коринская, И.В. Душина, В. А. Щенев. - 4-е изд., стерео-тип. М.: Дрофа, 2016. - 335 с. ил., карт.
31. Душнина, И.В. География: География материков и океанов. 7 класс : метод. пособие к учебнику В. А. Коринской, И. В. Душиной, В. А. Щенёва «География. География материков и океанов. 7 класс» [Текст] / В.А. Коринская, И.В. Душина, В. А. Щенёв. — М. : Дрофа, 2018. — 144 с. : ил.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ