ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ
|
Введение 3
1 Теоретические аспекты проблемы воспитательной работы со студентами в вузе 9
1.1 Студенчество как особая социально - психологическая группа общества 9
1.2 Понятие, цели, закономерности, принципы воспитания студенческой молодежи в современных условиях 23
1.3 Система воспитательной работы в современном ВУЗе 39
Выводы по главе 1 48
2.1 Особенности воспитания студентов медицинских ВУЗов. Формирование
общекультурных компетенций в учебном процессе 51
2.2 Система воспитательной работы в медицинском ВУЗе 57
2.3 Результативность воспитательной работы в медицинском ВУЗе (КрасГМУ) 71
Выводы по главе 2 84
Заключение 86
Список использованных источников 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
1 Теоретические аспекты проблемы воспитательной работы со студентами в вузе 9
1.1 Студенчество как особая социально - психологическая группа общества 9
1.2 Понятие, цели, закономерности, принципы воспитания студенческой молодежи в современных условиях 23
1.3 Система воспитательной работы в современном ВУЗе 39
Выводы по главе 1 48
2.1 Особенности воспитания студентов медицинских ВУЗов. Формирование
общекультурных компетенций в учебном процессе 51
2.2 Система воспитательной работы в медицинском ВУЗе 57
2.3 Результативность воспитательной работы в медицинском ВУЗе (КрасГМУ) 71
Выводы по главе 2 84
Заключение 86
Список использованных источников 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Актуальность темы нашего исследования определяется повышенными требованиями к системе высшего образования, потребностями общества в специалистах высокого уровня, обладающих патриотизмом, развитыми гражданскими качествами, способными нести ответственность за судьбы страны, общества и государства, добросовестно выполняющими свой профессиональный долг. Эти требования находят отражение в современных образовательных стандартах, что, в частности, выражается в необходимости формирования у выпускников большого спектра общекультурных компетенций. Источником формирования этих компетенций является как целостный образовательный процесс ВУЗа, так и специальная организация воспитательной работы.
Согласно Федеральному государственному стандарту образовательная программа ВУЗ построена на основе компетентностного подхода и, помимо профессиональных компетенций, включает общекультурные компетенции (ОК) обязательные для освоения студентами. Именно в общекультурных компетенциях заложено развитие личностных качеств студента (гражданское самоопределение и самореализация, удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии).
В соответствии с законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Согласно «Концепции модернизации отечественного образования», воспитание, как первостепенный приоритет должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Отсюда вытекает необходимость системной постановки воспитательного процесса в ВУЗе. Профессиональное обучение и воспитание должны стать единым процессом становления профессионально-личностных и общекультурных компетенций будущего специалиста.
Анализ научной литературы выявил в системе подготовки студентов ВУЗов следующие противоречия:
— между требованием на государственном уровне в обладании специалистами высоким уровнем профессионально-личностных компетенций и недостаточным уровнем их развития у выпускников вузов.
— между потребностью общества в сформированных у выпускников вузов умениях ориентироваться в различных социальных и профессиональных ситуациях, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократизации - и недостаточной реализацией существующих возможностей ВУЗов по их формированию.
Выделенные противоречия обозначили проблему исследования, которая заключается в выявлении и обосновании условий эффективного формирования профессионально-личностных компетенций у студентов медицинского ВУЗа.
Тема студенчества, как особой социальной группы довольно хорошо разработана. Особенности студенческого возраста исследовались в работах B. И. Слободчикова, В.Т. Лисовского, М.Д. Дворяшиной, Л.Н. Грановской,
Е.М. Никиреева, П.А. Просецкого, В.А. Сластенина. Ю.В. Варданян, Н.Ю. Кудзиева и др., которые исследовали проблему вузовского этапа развития студента как субъекта овладения профессиональными компетентностями.
Проблемы воспитания в различных условиях исследовались в работах: C. И. Гессена, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, Е.В. Бондаревской, С.Д. Полякова.
Роль воспитания в образовательной системе ВУЗа исследовали: В.П.Андрющенко, В.С.Барулин, Н.Н.Горлач, Н.Б.Крылов, Ричарда Д. Льюс и другие ученые.
Анализ литературных источников по исследуемой теме показал, что вопросы, связанные с организацией воспитательного процесса в высшей школе, являются недостаточно изученными и требуют дальнейшего уточнения и обоснования.
Цель: Изучить особенности воспитательной системы (медицинского) ВУЗа, как средства формирования общекультурных компетенций студентов.
Объект исследования: Воспитательная система ВУЗа.
Предмет исследования: эффективность воспитательной системы ВУЗа.
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что формирование профессионально-личностных компетенций в воспитательной системе (медицинского) ВУЗа эффективно, если соблюдены следующие организационно-педагогические условия:
1. Создана многоуровневая иерархическая структура воспитательной работы, объединяющая учебное и внеучебное пространство ВУЗа, деятельность структурных подразделений различных уровней (студенческой группы, кафедры, факультета, института, всего университета в целом)
2. Учебный процесс обеспечивает формирование общекультурных компетенций студента: гражданских, управленческих, профессиональных и компетенций ведения здорового образа жизни.
3. В системе воспитательной работы созданы условия для продуктивной творческой деятельности студентов в различных сферах общественной практики: социокультурной, художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной, гражданско-патриотической, общественно¬полезной.
4. Организована система рейтинга обучающихся с учетом учебных, научных, общественных, творческих и спортивных достижений
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить особенности современного студенчества как особой социально-психологической группы общества;
2. Теоретически проанализировать и эмпирически описать место и роль воспитания в образовательной системе современного ВУЗа
3. Проанализировать особенности воспитательной системы конкрентного ВУЗа (Красноярского государственного медицинского Университета им. Войно-Ясенецкого) и описать основные организационно¬педагогические условия воспитательной работы.
4. Оценить результативность функционирования сложившейся воспитательной системы.
Методологическую базу исследования составляют:
— положения возрастной психологии и психологии развития об основных закономерностях развития в юношеском возрасте (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, Э.Эриксон);
— Положения о культурно-исторической природе воспитания и развития личности, (Л.С.Выготский, С.И.Гессен, К.А.Шварцман, И.Кон)
— Положения о деятельностной природе развития личности и воспитания, сформулированные в трудах Д.И.Фельдштейна, А.Н.Леонтьева, Е.И.Бондаревской, А.С.Макаренко, О.Лишина;
Методы исследования:
— анализ научных источников (монографий, статей, диссертаций по вопросам, относящимся к тематике воспитательной работы в высшем учебном заведении), законодательных и нормативных актов и документов федерального, ведомственного и регионального уровня; практического отечественного опыта воспитательной работы в ВУЗах.
— Метод моделирования использовался для объяснения и воспроизведения изучаемого объекта - процесса воспитательной работы в условиях высшего учебного заведения.
— Методы анализа инструкций, квалификационных характеристик, государственных образовательных стандартов применялись для изучения характера и содержания профессиональной воспитательной работы со студентами.
— контент-анализ документации по организации и результативности воспитательной работы в ВУЗе.
— Экспертный опрос организаторов воспитательной работы КрасГМУ.
— База исследования: ГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации г. Красноярска.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Для юношеского возраста, к которому относится студенческий возраст, характерны профессиональное и личностное самоопределение, стремление к общению, повышенная тревожность, обусловленная «маргинальной» позицией студента, построение жизненных планов и стратегий и начало их реализации
2. Воспитательная работа в вузе — это целенаправленный управляемый процесс формирования у студентов общекультурных компетенций, задействующий различные подразделения ВУЗа, включающий такие формы работы как: учебная и внеучебная деятельность, студенческое самоуправление, добровольчество и трудовое воспитание, массовые мероприятия различных направленностей
3. Воспитательная работа в КрасГМУ основана на компетентностном подходе, в соответствии с ФГОС, и отвечает следующим организационно-педагогическим условиям: создана многоуровневая структура воспитательной работы, деятельность кафедр, факультетов и самого университета; В учебном пространстве ВУЗа создана развивающая среда, включающая условия, как для учебной, так и для внеучебной деятельности студентов, их самообразования и профессионально-личностного развития; действует большое количество спортивных клубов, творческих коллективов, студенческих молодежных организаций; Учебный процесс направлен на формирование общекультурных компетенций студента: гражданских, управленческих, профессиональных и компетенций ведения здорового образа жизни; развито студенческое самоуправление, молодежные организации; организована система рейтинга обучающихся с учетом учебных, научных, общественных, творческих и спортивных достижений, которая влияет на итоговый балл студента.
4. Система воспитательной работы Красноярского государственного медицинского Университета им. профессора Войно-Ясенецкого показывает высокую результативность и является эффективной для развития профессионально-личностных компетенций студентов.
Новизна исследования. Исследована воспитательная система медицинского ВУЗа(КГМУ); профессионально личностные компетенции студентов ВУЗа; проанализирована эффективность воспитательных воздействий на студентов; описано наполнение, содержание и форма воспитательной работы со студентами медицинского ВУЗа.
Практическая значимость исследования заключается в обобщении факторов, влияющих на формирование общекультурных компетенций студентов в процессе обучения в ВУЗе; экспериментальной определении педагогических условий формирования общекультурных компетенций студентов в процессе обучения в ВУЗе; изучении динамики формирования общекультурных компетенций студентов в процессе обучения в ВУЗе.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными теоретическими положениями; использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, их адекватностью предмету, цели и задачам исследования; разносторонней проверкой теоретических положений и практических рекомендаций, а также реальными положительными результатами опытно-экспериментальной работы.
Объем и структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка сокращений, библиографического списка, приложений.
Согласно Федеральному государственному стандарту образовательная программа ВУЗ построена на основе компетентностного подхода и, помимо профессиональных компетенций, включает общекультурные компетенции (ОК) обязательные для освоения студентами. Именно в общекультурных компетенциях заложено развитие личностных качеств студента (гражданское самоопределение и самореализация, удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии).
В соответствии с законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Согласно «Концепции модернизации отечественного образования», воспитание, как первостепенный приоритет должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Отсюда вытекает необходимость системной постановки воспитательного процесса в ВУЗе. Профессиональное обучение и воспитание должны стать единым процессом становления профессионально-личностных и общекультурных компетенций будущего специалиста.
Анализ научной литературы выявил в системе подготовки студентов ВУЗов следующие противоречия:
— между требованием на государственном уровне в обладании специалистами высоким уровнем профессионально-личностных компетенций и недостаточным уровнем их развития у выпускников вузов.
— между потребностью общества в сформированных у выпускников вузов умениях ориентироваться в различных социальных и профессиональных ситуациях, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократизации - и недостаточной реализацией существующих возможностей ВУЗов по их формированию.
Выделенные противоречия обозначили проблему исследования, которая заключается в выявлении и обосновании условий эффективного формирования профессионально-личностных компетенций у студентов медицинского ВУЗа.
Тема студенчества, как особой социальной группы довольно хорошо разработана. Особенности студенческого возраста исследовались в работах B. И. Слободчикова, В.Т. Лисовского, М.Д. Дворяшиной, Л.Н. Грановской,
Е.М. Никиреева, П.А. Просецкого, В.А. Сластенина. Ю.В. Варданян, Н.Ю. Кудзиева и др., которые исследовали проблему вузовского этапа развития студента как субъекта овладения профессиональными компетентностями.
Проблемы воспитания в различных условиях исследовались в работах: C. И. Гессена, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, Е.В. Бондаревской, С.Д. Полякова.
Роль воспитания в образовательной системе ВУЗа исследовали: В.П.Андрющенко, В.С.Барулин, Н.Н.Горлач, Н.Б.Крылов, Ричарда Д. Льюс и другие ученые.
Анализ литературных источников по исследуемой теме показал, что вопросы, связанные с организацией воспитательного процесса в высшей школе, являются недостаточно изученными и требуют дальнейшего уточнения и обоснования.
Цель: Изучить особенности воспитательной системы (медицинского) ВУЗа, как средства формирования общекультурных компетенций студентов.
Объект исследования: Воспитательная система ВУЗа.
Предмет исследования: эффективность воспитательной системы ВУЗа.
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что формирование профессионально-личностных компетенций в воспитательной системе (медицинского) ВУЗа эффективно, если соблюдены следующие организационно-педагогические условия:
1. Создана многоуровневая иерархическая структура воспитательной работы, объединяющая учебное и внеучебное пространство ВУЗа, деятельность структурных подразделений различных уровней (студенческой группы, кафедры, факультета, института, всего университета в целом)
2. Учебный процесс обеспечивает формирование общекультурных компетенций студента: гражданских, управленческих, профессиональных и компетенций ведения здорового образа жизни.
3. В системе воспитательной работы созданы условия для продуктивной творческой деятельности студентов в различных сферах общественной практики: социокультурной, художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной, гражданско-патриотической, общественно¬полезной.
4. Организована система рейтинга обучающихся с учетом учебных, научных, общественных, творческих и спортивных достижений
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить особенности современного студенчества как особой социально-психологической группы общества;
2. Теоретически проанализировать и эмпирически описать место и роль воспитания в образовательной системе современного ВУЗа
3. Проанализировать особенности воспитательной системы конкрентного ВУЗа (Красноярского государственного медицинского Университета им. Войно-Ясенецкого) и описать основные организационно¬педагогические условия воспитательной работы.
4. Оценить результативность функционирования сложившейся воспитательной системы.
Методологическую базу исследования составляют:
— положения возрастной психологии и психологии развития об основных закономерностях развития в юношеском возрасте (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, Э.Эриксон);
— Положения о культурно-исторической природе воспитания и развития личности, (Л.С.Выготский, С.И.Гессен, К.А.Шварцман, И.Кон)
— Положения о деятельностной природе развития личности и воспитания, сформулированные в трудах Д.И.Фельдштейна, А.Н.Леонтьева, Е.И.Бондаревской, А.С.Макаренко, О.Лишина;
Методы исследования:
— анализ научных источников (монографий, статей, диссертаций по вопросам, относящимся к тематике воспитательной работы в высшем учебном заведении), законодательных и нормативных актов и документов федерального, ведомственного и регионального уровня; практического отечественного опыта воспитательной работы в ВУЗах.
— Метод моделирования использовался для объяснения и воспроизведения изучаемого объекта - процесса воспитательной работы в условиях высшего учебного заведения.
— Методы анализа инструкций, квалификационных характеристик, государственных образовательных стандартов применялись для изучения характера и содержания профессиональной воспитательной работы со студентами.
— контент-анализ документации по организации и результативности воспитательной работы в ВУЗе.
— Экспертный опрос организаторов воспитательной работы КрасГМУ.
— База исследования: ГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации г. Красноярска.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Для юношеского возраста, к которому относится студенческий возраст, характерны профессиональное и личностное самоопределение, стремление к общению, повышенная тревожность, обусловленная «маргинальной» позицией студента, построение жизненных планов и стратегий и начало их реализации
2. Воспитательная работа в вузе — это целенаправленный управляемый процесс формирования у студентов общекультурных компетенций, задействующий различные подразделения ВУЗа, включающий такие формы работы как: учебная и внеучебная деятельность, студенческое самоуправление, добровольчество и трудовое воспитание, массовые мероприятия различных направленностей
3. Воспитательная работа в КрасГМУ основана на компетентностном подходе, в соответствии с ФГОС, и отвечает следующим организационно-педагогическим условиям: создана многоуровневая структура воспитательной работы, деятельность кафедр, факультетов и самого университета; В учебном пространстве ВУЗа создана развивающая среда, включающая условия, как для учебной, так и для внеучебной деятельности студентов, их самообразования и профессионально-личностного развития; действует большое количество спортивных клубов, творческих коллективов, студенческих молодежных организаций; Учебный процесс направлен на формирование общекультурных компетенций студента: гражданских, управленческих, профессиональных и компетенций ведения здорового образа жизни; развито студенческое самоуправление, молодежные организации; организована система рейтинга обучающихся с учетом учебных, научных, общественных, творческих и спортивных достижений, которая влияет на итоговый балл студента.
4. Система воспитательной работы Красноярского государственного медицинского Университета им. профессора Войно-Ясенецкого показывает высокую результативность и является эффективной для развития профессионально-личностных компетенций студентов.
Новизна исследования. Исследована воспитательная система медицинского ВУЗа(КГМУ); профессионально личностные компетенции студентов ВУЗа; проанализирована эффективность воспитательных воздействий на студентов; описано наполнение, содержание и форма воспитательной работы со студентами медицинского ВУЗа.
Практическая значимость исследования заключается в обобщении факторов, влияющих на формирование общекультурных компетенций студентов в процессе обучения в ВУЗе; экспериментальной определении педагогических условий формирования общекультурных компетенций студентов в процессе обучения в ВУЗе; изучении динамики формирования общекультурных компетенций студентов в процессе обучения в ВУЗе.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными теоретическими положениями; использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, их адекватностью предмету, цели и задачам исследования; разносторонней проверкой теоретических положений и практических рекомендаций, а также реальными положительными результатами опытно-экспериментальной работы.
Объем и структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка сокращений, библиографического списка, приложений.
Проведенный анализ показал, что для юношеского возраста, к которому относится студенческий возраст, характерны профессиональное и личностное самоопределение, стремление к общению, повышенная тревожность, обусловленная «маргинальной» позицией студента, построение жизненных планов и стратегий и начало их реализации.
Социализация студента в вузе происходит в процессе получения высшего образования. Образование - обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося.
Воспитание - целенаправленный и организованный процесс, приводящий к развитию личностных качеств и личности в целом. Проведенный анализ различных моделей и концепций воспитания показал, что цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, отсюда многообразны выбор форм и методов этого процесса. Реализация закономерностей и принципов способствует достижению целей воспитательного процесса.
Студент ВУЗа уже имеет свою сложившеюся систему ценностей и взглядов, он обладает определенным жизненным опытом, поэтому прямые воспитательные воздействия для него не эффективны. Однако, у студенческой молодежи потребность в самореализации очень высока, поэтому в воспитательных воздействиях необходимо делать упор на то, чтобы обучающиеся могли максимально реализоваться и использовать свои ресурсы. Для этого наиболее подходящими являются деятельностный и событийный подходы.
Студенты ощущают «временность» своего социального статуса, для них характерна устремленность в будущее, стремление ему соответствовать, совершать пробы ответственного действия. Для реализации этих стремлений наиболее подходящими методами являются студенческое самоуправление и волонтерство.
Целью современного воспитания, согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Проведенный анализ позволил определить такие особенности воспитательной работы в вузе:
6. Воспитание - это субъект-субъектное взаимодействие. Субъектами воспитательного процесса является, как воспитатель, так и воспитуемый(студент)
7. Система воспитания в ВУЗе состоит из следующих структурных элементов
— собственно учебный процесс (ОК-компетенции предусмотрены во многих предметах);
— деятельность куратора группы;
— систему массовых мероприятий;
— социально-образовательная среда ВУЗа, система его отношений и ценностей, культура ВУЗа;
— систему дополнительного образования и творческих коллективов;
— студенческое самоуправление, общественные организации, включая профсоюз
— студенческую социальную активность, волонтерство;
8. Образовательный процесс - это целостная система, включающая как обучение, так и воспитание. Поэтому работа ВУЗа должна обеспечивать формирование, как профессиональных, так и общекультурных компетенций студентов.
Учебная программа медицинского ВУЗа должна способствовать развитию данных общекультурных компетенций, с помощью воспитательных воздействий соответствующих студенческому возрасту. Воспитательная работа в КрасГМУ основана на компетентностном подходе, в соответствии с ФГОС, и отвечает следующим организационно-педагогическим условиям:
1. Создана многоуровневая иерархическая структура воспитательной работы, объединяющая учебное и внеучебное пространство ВУЗа, деятельность структурных подразделений различных уровней (студенческой группы, кафедры, факультета, института, всего университета в целом)
2. Учебный процесс обеспечивает формирование общекультурных компетенций студента: гражданских, управленческих, профессиональных и компетенций ведения здорового образа жизни.
3. В системе воспитательной работы созданы условия для продуктивной творческой деятельности студентов в различных сферах общественной практики: социокультурной, художественно -эстетической, спортивно-оздоровительной, гражданско-патриотической, общественно¬полезной.
4. Организована система рейтинга обучающихся с учетом учебных, научных, общественных, творческих и спортивных достижений
Итак, после введения программы развития воспитательной работы и молодежной политики КГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2015 - 2020 годы, наблюдаются количественные и качественные улучшения эффективности воспитательной работы в ВУЗе.
Все большее количество студентов участвует во внеучебных мероприятиях различной направленности (патриотические, творческие и др.), все больше студентов ВУЗа принимает участие в научно-исследовательской деятельности, занимает призовые места в мероприятиях регионального и федерального уровня, волонтерский отряд ВУЗа проводит большое количество акций и благотворительных мероприятий.
Социализация студента в вузе происходит в процессе получения высшего образования. Образование - обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося.
Воспитание - целенаправленный и организованный процесс, приводящий к развитию личностных качеств и личности в целом. Проведенный анализ различных моделей и концепций воспитания показал, что цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, отсюда многообразны выбор форм и методов этого процесса. Реализация закономерностей и принципов способствует достижению целей воспитательного процесса.
Студент ВУЗа уже имеет свою сложившеюся систему ценностей и взглядов, он обладает определенным жизненным опытом, поэтому прямые воспитательные воздействия для него не эффективны. Однако, у студенческой молодежи потребность в самореализации очень высока, поэтому в воспитательных воздействиях необходимо делать упор на то, чтобы обучающиеся могли максимально реализоваться и использовать свои ресурсы. Для этого наиболее подходящими являются деятельностный и событийный подходы.
Студенты ощущают «временность» своего социального статуса, для них характерна устремленность в будущее, стремление ему соответствовать, совершать пробы ответственного действия. Для реализации этих стремлений наиболее подходящими методами являются студенческое самоуправление и волонтерство.
Целью современного воспитания, согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Проведенный анализ позволил определить такие особенности воспитательной работы в вузе:
6. Воспитание - это субъект-субъектное взаимодействие. Субъектами воспитательного процесса является, как воспитатель, так и воспитуемый(студент)
7. Система воспитания в ВУЗе состоит из следующих структурных элементов
— собственно учебный процесс (ОК-компетенции предусмотрены во многих предметах);
— деятельность куратора группы;
— систему массовых мероприятий;
— социально-образовательная среда ВУЗа, система его отношений и ценностей, культура ВУЗа;
— систему дополнительного образования и творческих коллективов;
— студенческое самоуправление, общественные организации, включая профсоюз
— студенческую социальную активность, волонтерство;
8. Образовательный процесс - это целостная система, включающая как обучение, так и воспитание. Поэтому работа ВУЗа должна обеспечивать формирование, как профессиональных, так и общекультурных компетенций студентов.
Учебная программа медицинского ВУЗа должна способствовать развитию данных общекультурных компетенций, с помощью воспитательных воздействий соответствующих студенческому возрасту. Воспитательная работа в КрасГМУ основана на компетентностном подходе, в соответствии с ФГОС, и отвечает следующим организационно-педагогическим условиям:
1. Создана многоуровневая иерархическая структура воспитательной работы, объединяющая учебное и внеучебное пространство ВУЗа, деятельность структурных подразделений различных уровней (студенческой группы, кафедры, факультета, института, всего университета в целом)
2. Учебный процесс обеспечивает формирование общекультурных компетенций студента: гражданских, управленческих, профессиональных и компетенций ведения здорового образа жизни.
3. В системе воспитательной работы созданы условия для продуктивной творческой деятельности студентов в различных сферах общественной практики: социокультурной, художественно -эстетической, спортивно-оздоровительной, гражданско-патриотической, общественно¬полезной.
4. Организована система рейтинга обучающихся с учетом учебных, научных, общественных, творческих и спортивных достижений
Итак, после введения программы развития воспитательной работы и молодежной политики КГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2015 - 2020 годы, наблюдаются количественные и качественные улучшения эффективности воспитательной работы в ВУЗе.
Все большее количество студентов участвует во внеучебных мероприятиях различной направленности (патриотические, творческие и др.), все больше студентов ВУЗа принимает участие в научно-исследовательской деятельности, занимает призовые места в мероприятиях регионального и федерального уровня, волонтерский отряд ВУЗа проводит большое количество акций и благотворительных мероприятий.
Подобные работы
- Организация воспитательной работы в высшем учебном заведении
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В
КОЛЛЕДЖЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ЗАИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Организация воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста в детском оздоровительном лагере
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ
РАБОТЫ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ НИУ «БелГУ»)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование методики воспитательной работы со студентами в условиях профессиональной образовательной организации
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Организация воспитательной работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Организация воспитательной работы в школе с подростками «группы риска»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Организация воспитательной работы в детском доме
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017



