ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ СФУ К РПЦ 7
1.1. РПЦ как социальный институт: структура и функции 7
1.2. Студенты СФУ как социальная группа в контексте отношения к РПЦ. 16
ГЛАВА 2: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: «ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ СФУ К РПЦ» 25
2.1. Методическое обоснование исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 49
Приложение А - Описательная статистика социологического исследования 52
Вся европейская культура в значительной степени опирается на христианство. Несмотря на разнообразие языков и типов культуры, Европа являет собой единую цивилизацию именно благодаря христианству. Из практики религиозного культа вышли архитектура, музыка, живопись. В моральной сфере христианство принесло с собой взгляд на личность как на существо, наделенное свободой, разумом, чувством ответственности и способностью любить. Победа христианства над более богатой и развитой языческой культурой Античности объясняется его способностью дать ответ на вопросы о смысле жизни и о смерти, о взаимоотношениях людей и историческом бытии человека. Целые отрасли современной науки выросли из религиозных исканиях средневековых ученых. Известный британский религиовед Кристофер Даусон в эссе “Религия и жизнь цивилизаций” писал: “Великие религии вовсе не являются продуктом жизнедеятельности мировых цивилизаций. Совсем наоборот, культура — это продукт функционирования религии. Общество, потерявшее религию, рано или поздно потеряет и культуру”
Согласно В.Г. Немировскому одной из важнейших социокультурных характеристик любого социума является состояние религиозности его населения. [2, с. 68].
Как социальное явление, РПЦ изучается в рамках социологии религии, которая в свою очередь рассматривает ее влияние на социум, общество стремится приобщиться к православию не только как к религии как к таковой, дающей новое обоснование смысла жизни и моральных императивов, рассматривая РПЦ , как пласт культуры, включая себя тем самым в историю своего народа.
В научной литературе РПЦ понимается как часть культуры и мирового наследия. РПЦ является самой крупной автокефальной поместной православной церковью в мире. В качестве инструмента она использует многовековые традиции и веру. В последние десятилетия, после семи десятилетий запретов, создались определенные условия возникновения своего рода «ренессанса» религиозности в нашей стране. Тяжелым последствием господства атеизма на протяжении практически века в нашей стране явилось невежество, отсутствие знаний и ориентировки людей в религиозных вопросах. Это невежество, к большому сожалению, характерно и для верующих, но особенно — для неверующих людей. Поэтому сегодня вопросам изучения РПЦ придается огромное значение, но в тоже время вклад социологов в изучение данной проблемы составил небольшой процент.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что сейчас наблюдается рост популярности православной веры. Она влияет на национальную идею, общественные настроения и социальные нормы.
РПЦ имеет большое влияние внутри нашего государства и за его пределами, но в большей степени на поколение старшего возраста. Активная политика РПЦ дает нам понять о том, что она все больше ориентирована на людей студенческого возраста, поэтому, важно узнать, насколько молодежь готова поддерживать РПЦ и способствует ли она укреплению ее позиций.
Как известно, студенты - это одна из самых активных социальных групп, у нее развита групповая идентичность и она очень чувствительна к изменениям, происходящим в обществе: к кризисам, к смене привычных устоев и давлению со стороны различных социальных институтов.
А. Панарин, анализируя взаимосвязь РПЦ и коллективной идентичности, пришел к выводу о том, что российская цивилизация является уникальной православной цивилизацией, имеющей свои специфические особенности, сохраняющиеся на протяжении всей русской истории. Российская цивилизация, такая разная и многоликая, по его мнению, существовала только потому, что ее ментальной основой был христианский архетип, который не сохранился в других цивилизациях. В своей работе «Православная цивилизация» он отмечает, что «драма нашей идентичности связана с тем, что она с самого начала носила не натуралистический характер, не довольствовалась наличностями этнического, географического и административно-державного толка, а являлась по преимуществу ценностно-нормативной, духовной» [3].
РПЦ является духовно-нравственным стержнем общества, колыбелью русской культуры и воспитательницей русского характера. В другом контексте РПЦ - это социальный институт, который имеет свою структуру, свой стиль поведения, свои нормы и правила, которые не всегда отвечают тому, к чему привыкло общество.
В целом, РПЦ - это пласт культуры, традиций, который подвергается критике и спорам, именно поэтому так важно узнать отношение студентов СФУ к РПЦ.
Объект: студенты СФУ.
Предмет: отношение студентов СФУ к РПЦ.
Цель: проанализировать отношение студентов СФУ к РПЦ.
Задачи:
1. Изучить РПЦ как социальный институт;
2. Описать студентов СФУ как социальную группу, в контексте отношения к РПЦ;
3. Методически обосновать исследование отношения студентов СФУ к РПЦ;
4. Провести анализ результатов исследования.
Гипотеза: отношение студентов СФУ к РПЦ носит негативный характер.
Обоснование и определение ключевых понятий исследования
РПЦ (Русская Православная Церковь) - является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью.
Студенты СФУ - это особая социально-возрастная группа, отличающая возрастными рамками и своим статусом в обществе. Молодые люди и девушки в возрасте от 16 до 30 лет, обучающиеся в Сибирском федеральном университете, имеющие статус студента.[5]
Отношение - социальная, эмоционально-волевая установка личности, представляющая собой сложившуюся готовность человека действовать определенным образом.
Обоснование метода исследования
При помощи формулы расчета выборочной совокупности было рассчитано, что при доверительном интервале -/+ 5% и доверительной вероятности 95%, выборочна совокупность составляет 379 респондентов
Проблема нашего исследования состояла в отсутствии актуальных данных об отношении студентов СФУ к РПЦ. Для решения данной проблемы нами было проведено социологическое исследование «Отношение студентов СФУ к РПЦ» и проведен анкетный вопрос. В результате обработки информации и анализа данных были получены следующие результаты, на основании которых можно выявить главные представления об отношении студентов СФУ к РПЦ.
В ходе исследования мы получили следующие результаты:
1. большинство студентов СФУ не имеют четкого представления о своей религиозности. Это те, кто выбрал варианты: «Скорее верующий, чем неверующий» и «Скорее неверующий, чем верующий»;
2. большинство студентов СФУ являются православными, либо представителями неортодоксальных религий, которые были отмечены вариантом «Другой вариант» ;
3. большинство студентов СФУ имеют средний уровень информированности о РПЦ;
4. большинство студентов СФУ убеждены в том, что РПЦ ни коим образом не влияет на их повседневную жизнь;
5. большинство студентов СФУ имеют представление о том, чем для них является РПЦ ;
6. большинство студентов СФУ не посещают РПЦ ;
7. большинство студентов СФУ не имеют четких представлений о том, какую роль играет РПЦ в жизни.
При проведении факторного анализа было выявлено три фактора. Первый фактор говорит нам о том, что студенты СФУ преимущественно негативно относятся к РПЦ. Второй фактор о положительной оценке, студенты убеждены в том, что РПЦ - это популярно и имеет влияние на общество. Третий фактор отражает нейтральную позицию и говорит нам о том, что студенты СФУ имеют достаточно размытую оценку того, что представляет РПЦ в их жизни. Четвертый и пятый факторы проинтерпретированы не были, так как имели слабую описательную силу.
На основе полученных результатов, было выявлено, что студенты СФУ относятся к РПЦ преимущественно негативно, также респонденты проявляют низкий уровень интереса к РПЦ. Положительные оценки основываются на определенных характеристиках РПЦ. Что позволяет нам предположить, что низкий уровень интереса к РПЦ, слабая и средняя осведомленность студентов СФУ о данной сфере и является основой формирования именно негативного отношения студентов к РПЦ.
Таким образом, в ходе бакалаврской работы поставленные задачи выполнены, цель достигнута.
1. Доусон К. Г. Религия и культура / Пер. с англ., вступ. ст., коммент. К. Я. Кожурина. — СПб.: Алетейя, 2000. — 281 с. — (Миф, религия, культура).
2. Немировский В. Г., Немировская А. В. Социокультурная модернизация регионов Сибири: монография. — Санкт-Петербург, ИД «Петропо- лис», 2013. — 200 с. С.68.
3. Панарин, А. С. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством) / А. С. Панарин. - М., 1994.
4. Официальный сайт РПЦ[Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/document/133114/»Дата обращения 18.03.2016
5. Официальный сайт СФУ [Электронный ресурс].URL:http://www.sfu-kras. ru/files/rezultaty _socissledovaniya_ -
proforientaciya_studentov_sfu_2013.pdfДата обращения 15.02.2016
6. Возмитель, А. А. Социология религии в России : проблемы и перспективы / А. А. Возмитель // Социол. исслед. - 2007. - № 2. - C. 110.с.25
7. Зборовский, Г. Е. Общая социология : учебник. 3-е изд., испр. и доп. / Г. Е. Зборовский. - М. : Гардарики, 2004. - C. 419 -421
8. Возмитель А.А. // Социол. исслед. - 2007. - № 2. - C. 113
9. Вебер М. Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре / АН СССР, ИНИОН, Всесоюз. межвед. центр наук о человеке при президиуме. Вып. 2. — М.: ИНИОН, 1991. - с.176
10. Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии / Я. Щепаньский. - М., 1964. - C. 96-97
11. Семигин Г.Ю. Социологическая энциклопедия : в 2 т. Т. 1 - М. : Мысль, 2003. - C. 370 - 373. С. - 672
12. Малиновский, Б. Избранное: Динамика культуры / Пер.: И. Ж. Кожановская и др. — М.: РОССПЭН, 2004. — 960 с.с.471
13. Волков, Ю. Г. Социология / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов. - М. :Гардарики, 2004. - C. 335-339
14. Чемикосова, Т. А. Трансформация религии как социального института в постсоветской России: автореф. дис. канд. социол. наук / Т. А. Чемикосова. - Казань, 2007. - C. 12
15. Кодекс студента СФУ [Электронный ресурс]. URL: http: //gazeta.sfu- kras.ru/node/1316(Дата обращения 25.01.2016)
16. Шеметова Г.Н., Дудрова Е.В. Проблемы здоровья современной студенческой молодежи и нерешенные вопросы организации //Саратовский научно-медицинский журнал, 2009-№ 4.-С.526-530.
17. Немировский В.Г. Стариков П.А. Структура и динамика религиозно¬этических представлений студенческой молодежи.-Красноярск: Поликом КГУ, 2002,-175 с. С. 5
18. Немировский В.Г., Соколова Е.В. Структура и динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи: постнеклассический подход.- Красноярск: РИО КрасГУ, 2006.-161с.
19. Пащенко А. Ю. Основные компоненты образа жизни в системе общечеловеческих ценностей//Среднее профессиональное образование.- 2007.- №7.- с. 52-56.
20. Зубок Б.А., Чупров В.И. Становление и развитие отечественной социологии молодежи//Социологические исследования.-2008.-№7.- с. 108-117
21. Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. - М.: Аспект Пресс, 2006.
22. Энциклопедический социологический словарь // Под общ. Ред. Г.В. Осипова - М.: ИСПИ РАН, 2006. - С. 639 Веремчук В.И.
23. Социология религии // Учебное пособие для студентов вузов - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 254 с.
24. Гараджа В.И. Социология религии // Учебное пособие для вузов. - М.: Наука, 2005 - 223 с
25. Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе / Э. Фромм. М.: ООО
«Издательство ACT»: ООО «Транзиткнига», 2005. - 574 с.
26. Кравченко А.И. Краткий социологический словарь.- М.: Проспект, 2009.-352с.
27. Мчедлов, М. П. Религиозная идентичность : о новых проблемах в межцивилизационных контактах / М. П. Мчедлов // Социол. исслед. - 2006. - №10.-С33.