Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИАГНОСТИКА ПОЭТАПНОГО ОВЛАДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧЕНИКАМИ ПЕРВОГО КЛАССА

Работа №23653

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы43
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
222
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Теоретическое обоснование разрабатываемой методики
диагностики 5
1.1 Характеристика 7 летнего возраста 5
1.2 Внутренний план действий ребёнка, знаковое
опосредствование 11
2 Экспериментальное исследование 14
2.1 Предварительная диагностика на этапе подготовки учебной
деятельности 14
2.2 Диагностика в первом классе 17
2.3 Диагностика на переходе с первого класса во второй
класс 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

В конкретных ситуациях обучения в начальной школе педагогов и родителей всегда волнует вопрос о развитии каждого ребёнка, об овладении им учебной деятельностью и о готовности к обучению в каждом следующем классе. Овладение детьми начальной школы учебной деятельностью напрямую связано с решением основной задачи всего начального обучения: формированием основ умения учиться и способности к организации собственных действий. Оценка сформированности УД не может быть сведена к оценочным работам, она в большей мере может быть получена с помощью диагностики определенных учебно-предметных компетенций [19, с. 5-6]. Это объясняется тем, что овладение УД связано и с усложнением уровней освоения предметного содержания [15], и с переходом от «действия по образцу и правилу к рефлексивному действию с ориентацией на существенные отношения понятийной области» [19, с. 10-14], и с усложнением структуры учебных мотивов [7, с. 3].
В данной работе мы предлагаем вариант методики диагностики овладения детьми учебной деятельностью в первом классе.
Цель исследования: Разработать методику диагностики поэтапного овладения учебной деятельностью учениками в первом классе.
Объект исследования: Овладение учебной деятельностью детьми начальной школы.
Предмет исследования: Методика диагностики овладения учебной деятельностью учениками первого класса.
Задачи исследования:
- Сделать анализ научной и методической литературы с целью понимания оснований разрабатываемой методики: развитие внутреннего плана действия; овладение способами знакового опосредствования; развитие учебной мотивации и определение (выделение) условий поэтапного овладения учебной деятельностью.
- Разработать методику диагностики уровня овладения учебной деятельностью детьми в середине первого класса на игровом материале (первый этап);
- Разработать методику диагностики овладения детьми учебной деятельностью в конце первого и в начале второго класса на учебном материале (второй этап).
Анализ научной и методической литературы, а именно, логика развития внутреннего плана и способности к знаковому опосредствованию, логика и методы решения учебной задачи позволяют выделить четыре условия (требования) поэтапного формирования учебной деятельности в первом классе в виде системы специальных универсальных учебных действий, которую мы называем основной системой признаков на начальном освоении учебной деятельностью:
— Принятие ребёнком проблемной ситуации, сформулированной на материале знаков или стимулов-средств в виде определённой задачи, на игровом и учебном материале;
— Коллективное проведение ряда проб по исследованию данной ситуации с целью поиска средств решения задачи;
— Оформление средств, как общего способа решения (создание инструкции действия) и коллективное принятие этого способа и удержание его во внутреннем плане;
— Индивидуальное (самостоятельное) действие по созданной инструкции (решение исходной задачи).
Гипотеза исследования:
Овладение детьми универсальными действиями указанными, как критериальные основания, на этапах изучения учебного материала (середина первого класса, конец первого - начало второго класса) говорит об успешном формировании учебной деятельности в этот период.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Все разработанные задачи испытаны на школьниках в Прогимназии № 131 г. Красноярска и в школе № 97 г. Железногорска. Испытания показали, что предложенные задачи и методы их использования в качестве диагностических материалов соответствуют социальной ситуации развития школьников в изучаемые периоды и по своему содержанию попадают в зону ближайшего развития детей. Диагностические материалы и методы их использования прошли представление и модельное испытание на учителях начальной школы в рамках курсов повышения квалификации, которые проходили на базе Прогимназии № 131, и получили высокую экспертную оценку практикующих педагогов.
Таким образом, нами получены следующие результаты:
- Разработана методика диагностики уровня овладения учебной деятельностью детьми в середине первого класса на игровом материале;
- Разработана методика диагностики овладения детьми учебной деятельностью в конце первого и в начале второго класса на учебном материале.
Все материалы исследования востребованы и будут переданы в МБОУ Прогимназию № 131 для дальнейшего практического использования.



1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование / Л.И. Божович.— Москва: Просвещение, 2008. — 398 с.
2. Выготский, Л.С. Кризис семи лет : в 6 т. / Л.С.Выготский - Москва : Педагогика, 1984. - Т.4. - 433 с.
3. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций : в 6 т. / Л.С.Выготский - Москва : Педагогика, 1983. - Т. 3. - 369 с.
4. Выготский, Л. С. Детская психология: в 6 т. / Л.С. Выготский - Москва: Педагогика, 1986. - Т.4.- 256 с.
5. Выготский, Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка: монография / Л. С. Выготский - Москва : Педагогика, 1984. - 270 с.
6. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии: в 6т. / Л. С. Выготский; - Москва : Педагогика, 1982. -Т. 2. 504 с.
7. Васильев, В.Г., Третьяк, М.В. Динамика мотивов учебной деятельности и ее связь с системой учебных действий / В.Г. Васильев, М.В. Третьяк // Психологическая наука и образование - 2016. - Том 8. № 4. С. 1-12.
8. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки в учебной деятельности / А.Б. Воронцов.- Москва: «РассказовЪ», 2002. - 324с.
9. Венгер, А.Л. Особенности психологического развития детей 6—7-летнего возраста / А.Л. Вангер, Д. Б. Эльконин. — Москва: Педагогика, 1988. — 136 с.
10. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов.— Москва: Директ-Медиа, 2008. - 613 с.
11. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология / В.В. Давыдов // Психическое развитие в младшем школьном возрасте — Москва, 1973. - С. 34-50.
12. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - Москва: Академия, 2004. - 288 с.
13. Исаев Е.И. Планирование как центральный компонент теоретического мышления [Электронный ресурс] / Е.И.Исаев // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 4. - Режим доступа: http: //www.psyedu.ru/abou/.
14. Кайдановская, И.А. Формирование внутреннего плана мышления у детей дошкольного возраста: дис. канд. психол. наук. / Кайдановская Ирина Анатольевна.- Москва, 1985.- 153с.
15. Нежнов, П. Г. Оценка результатов школьного образования: структурный подход / П. Г. Нежнов, Е. Ю. Карданова, Б. Д. Эльконин // Вопросы образования. - 2011. - №1. - С. 26-43.
16. Понарядова, Г. М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью / Г.М. Понарядова // Вопросы психологии. ; Москва, 1982. - № 2. - С. 51-59.
17. Розов, Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: пособие для системы проф. педагогического образования, подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров / Н.Х. Розов, А.В. Бороновских. - Москва: МАКС Пресс., 2010.- 80 с.
18. Солодухова, О. Г. Индивидуальные особенности внимания и мыслительной деятельности учащихся: авторефер. дис. канд. / Ольга Георгиевна Солодухова. - Москва, 1976. - 22с.
19. Цукерман, Г.А. Диагностика умения учиться / Г.А. Цукерман, Чудинова Е.В. - Москва: Неккомерческое партнёрство «Авторский клуб», 2016. - 60с.
20. Цукерман, Г.А. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1983. - № 4. - С. 46¬54.
21. Эльконин, Б. Д. Опосредсвование. Действие. Развитие: монография / Б. Д. Эльконин. - Ижевск : ERGO, 2010. - 280 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ