Введение 4
1. Теоретические основы коррекции ситуативной тревожности детей
старшего дошкольного возраста 10
1.1 Психолого-педагогическая характеристика тревожных детей 10
1.2 Методы арт-терапии в коррекции ситуативной тревожности у детей
старшего дошкольного возраста 17
2. Организация опытно-экспериментального исследования проблемы
ситуативной тревожности у старших дошкольников 35
2.1. Этапы, методы и методики исследования 35
2.2 Программа по коррекции ситуативной тревожности у детей младшего
школьного возраста средствами арт-терапии 41
2.3 Диагностика показателей тревожности старших дошкольников после
психокоррекции 47
Заключение 51
Литература 53
Приложения 57
По данным исследователей в области психологии, можно говорить, что в последнее 10-летие увеличивается количество детей, которые отличаются повышенным беспокойством и эмоциональной неустойчивостью, вследствие чего проблема эмоциональных нарушений и своевременная ее коррекция, становится актуальной.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты.
Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности.
Большое значение в развитии тревожности имеет адекватность развития личности ребенка. Известно, что при этом среда играет предопределяющую роль, способствуя образованию системы отношений, центром которых является самооценка, ценностные ориентации и направленность интересов и предпочтений.
Г. М. Бреслав в своей книге описывает, что при исследовании связи самооценки и уровня тревожности было выявлено, что тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения.
Методы арт-терапии являются ценным инструментом в деятельности образовательных учреждений, особенно в работе с детьми дошкольного возраста. Используемые формы и методы арт-терапевтической работы с детьми разнообразны. Разные виды творческой активности могут оказывать важные психопрофилактические, развивающие эффекты, снижают высокое эмоциональное напряжение, детскую тревожность.
В зарубежной психологиипроблематревожностиразработана достаточно полно, в отечественной же психологии исследования по данной проблеме достаточно редки и носят разрозненный характер, за исключением работ В.Р. Кисловской; А.М. Прихожан; Ю.Л. Ханина; И.А. Мусиной ; В.М. Астапова.В настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных проблем: тревожность детей дошкольного возраста. (Е.В. Новикова, Т.А. Нежнова, А.М. Прихожан), экзаменационная тревожность (В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко), тревожность ожиданий в социальном общении (В.Р. Кисловская,; А.М. Прихожан). Сравнительно большее количество исследований в отечественной психологии посвящено изучению тревожности у подростков и взрослых людей.
В возрастной и педагогической психологии старший дошкольный возраст занимает особое место. В этом возрасте формируется произвольность психических функций, возникает рефлексия, самоконтроль, умение учиться (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Все эти изменения происходят на фоне сложных эмоциональных переживаний ребенка. Висследованияхотечественныхпсихологов было доказано, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным
благополучием. Однако среди типичных для старших дошкольников эмоций нередко существенное место занимаютотрицательныеэмоциональные состояния тревоги и страха, негативно влияющие на общий психологический настрой ребенка.
Значение профилактики тревожности,ее преодоления важно при подготовке детей к трудным ситуациям (начало школьного обучения, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью. Современной наукой предложен широкий круг коррекционных методик воздействия на повышенный уровень тревожности, в том числе и в старшем дошкольном возрасте.
Арт-терапия используется как средство гармонизации и развития психики человека, а особенно ребенка через занятия художественным творчеством.
Это новый метод психокоррекции, использующий художественные приемы и творчество, ориентированный на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, где делается акцент на естественное проявление чувств, настроений, эмоций.
Анализ результатов психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова) показал, что данный метод способствует повышению самооценки, учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций, в частности очень эффективен для коррекции эмоциональных нарушений у детей.
Так Т.Г. Казакова отмечает, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта. Рисуя, лепя, танцуя, ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.
Специалисты (Т.С. Комарова, Л.Д. Лебедева) подчеркивают роль арт- терапевтического процесса в повышении адаптационных возможностей ребенка. Поэтому коррекционные возможности арт-терапии по отношению к старшим дошкольникам с повышенным уровнем тревожности имеют огромный потенциал.
Но, несмотря на достаточную изученность теоретического аспекта вопроса тревожности детей старшего дошкольного возраста, в практической деятельности воспитателей отсутствует систематическая и целенаправленная работа по выявлению и коррекции тревожности детей.
Возникаетопределенноепротиворечие необходимостью коррекции тревожности детей для эффективной организации воспитательного процесса и отсутствием практического опыта использования арт-терапии как средства коррекции в общеобразовательных организациях.
Возникшее противоречие и актуальность данного вопроса обусловили выбор темы данного исследования: «Изучение и коррекция тревожности у старших дошкольников средствами арт-терапии».
Целью исследования является выявление особенностей проявления тревожности и пути ее коррекции у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.
Объект исследования: особенности проявления тревожности у старших дошкольников.
Предмет исследования: коррекция тревожности у старших дошкольников средствами арт-терапии.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что реализация коррекционной программы с использованием средств арт-терапии позволит снизить уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели и гипотезы исследования, нам предстояло решение следующих задач:
1. Проанализировать теоретические источники по вопросу использования метода арт-терапии как средства коррекции тревожности в старшем дошкольном возрасте.
2. Изучить подходы к определению понятия «тревожность» в психологии.
3. Выявить особенности проявления тревожности в старшем дошкольном возрасте.
4. Рассмотреть особенности арт-терапии как метода коррекции.
5. Экспериментальным путем изучить особенности проявления тревожности в старшем дошкольном возрасте иее коррекции средствами арт-терапии.
Методы исследования:
I. Теоретические: анализ, синтез, обобщение.
II. Эмпирические:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, научной литературы;
2. Обобщение психолого-педагогического опыта работы с тревожными детьми;
3. Для выявления уровня тревожности - проективный тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) который помогает определить общий уровень тревожности ребенка;
4. При помощи анкетирования родителей выявлялись поведенческие нарушения - агрессивность и тревожность ребенка (анкета, разработанная Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко).
База исследования: Исследование проводилось на базедетского сада общеразвивающего вида № 8г. Красноярска, с участием 20 детей старшего дошкольного возраста: десяти детей экспериментальной группы и десяти детей контрольной группы.
Научная новизна исследования состоит:
1) в систематизации методов, технологий и упражнений, используемых педагогами и психологами Российской Федерации направленных на коррекцию тревожности детей старшего дошкольного возраста;
2) в составлении программы коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством методов арт-терапии.
Практическая значимость: составленная программа может быть использована в качестве средства коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста педагогами-психологами, воспитателями, дошкольных учреждений и студентами при прохождении практики
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего
42 литературных источника, приложений.
Таким образом, тревожные дети могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети краже неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или наоборот, слишком общительные, назойливые. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому эти дети скорее не могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является и то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе, агрессия направленная на других, одиночество, замкнутость, малоактивность, фантазии отходящие от реальности.
Причин возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста много, перечислим некоторые из них: завышение требований со стороны взрослых, упреки, частые угрозы, недоверие ребенку, отдаленность родителей.
В психолого-педагогической литературе по данной проблеме, мы выяснили что, в психологическом аспекте тревожность это состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, не является устойчивой чертой, обратима при проведении соответствующих мероприятий.
На основе анализа психолого-педагогического опыта работников образования Российской Федерации нами было выявлено, что наиболее эффективными методами арт-терапии, которые способствуют снижению тревожности детей старшего дошкольного возраста являются: изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, игротерапия, песочная терапия, драмтерапия и телесная терапия. Использование этих методов помогают дошкольнику избавится от тревоги, эмоционально и личностно познавать себя и других людей; способствует познанию окружающего мира; помогают реализовать свои способности, умение активизироваться, расслабляться; выражать свои эмоции и чувства.
Опираясь на опыт работы специалистов по данной проблеме, мы разработали программу коррекционной работы, направленную на снижение тревожности посредством методов арт-терапии. Среди изученных методов по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста, мы используем следующие методы арт-терапии: изотерапия, вокалотерапия, сказкотерапия, игротерапия, драмтерапия, фототерапия.
Более продолжительная коррекционная работа по снижению тревожности приведет к тому, что уровень проявлений тревоги снизится до минимума.
Анализ экспериментальных данных показал, что арт-терапия как метод психолого-педагогической коррекции является наиболее эффективным средством психокоррекционного воздействия на эмоциональную сферу ребенка и снижает уровень тревожности старших дошкольников.
Таким образом, мы можем сказать, что гипотеза нашего исследования подтвердилась.
1. Бреслав Г. М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и отклонение. - М. : Педагогика, 1998. - 180 с.
2. Велиева С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учеб.-методические пособие // сост. С.В. Вел ева. - СПб. : Речь, 2005. - 240 с.
3. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3 е изд., испр. - СПб. : Союз, 1997. - 224с.
4. Казакова И. В. Сказкотерапия - как средство развития творческих способностей, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром детей дошкольного возраста // Психолого¬педагогическое сопровожден е участников образовательного процесса: Материалы III региональной научно-практической конференции (18 февраля 2012г.). - ерюнгри, 2012. - С. 29-32
5. Кирьянова О. Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста / О. Н. Кирьянова // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. - СПб. : Реноме, 2011. - С. 23-25]
6. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. - СПб. : Речь, 2007. - 336 с.
7. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов., работающих с детьми. - СПб. : Речь, 2007. - 160 с.
8. Колесникова Е. А., Какаунина Н. Э. Использование технологий Арт- терапия в коррекции детско-родительских отношений // XVI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов в г. Нерюнгри, с международным участием: материалы конференций (11-13 апреля 2013г.). - Нерюнгри, 2013. - С. 95¬98.
9. Коломенский Я. Л, Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии. Психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб. : Питер, 2004. - 480 с.
10. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. - СПб. : Питер, 2002. - 368 с.
11. Крамер Э. Арт- ерапия с детьми. - М. : Владос, 2013. - 320 с.
12.Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология. - М. : [б. и.] 2001. - 98 с.
1 3 . Онищенко Е. А. Профилактика и снижен е тревожности младших школьников с использованием элементов арт-терапии // XI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященная 75-летию Высшего образования в Якутии и 35¬лет е города Нерюнгри: Материалы конференции (2-3 апреля 2010г.). - Нерюнгри, 2010. - С. 179-182.
14. Осипова А. А. Общая психокоррекция. - М. : Сфера, 2002. - 510 с.
15. Петровский А. В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии - 1984. - № 4. - С. 15-30.
16. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - СПб. : Питер, 2009 - 192 с.
1 7 .Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: 21 психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. - М. : [б. и.] 2000. - 435 с.
18. Прохоров А. О. Психические состояния детей дошкольного возраста / С. В. ел ева, А. О. Прохоров // Вопросы психологии - 2003. - № 5. - С. 56¬67.
19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с.
20. Серов Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. - СПб. : Бионт, - 1997. - 64 с.
21. ест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) / Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. - СПб. : [б. и.] 2002. - С. 19-28.
22. Барко Г. И. Гармонизация детско-родительских отношений методом арт- терапии // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2010-2011 уч.г. ежим доступа: http://festival.1september.ru
23 .Ганюшина О. А. Коррекционно - развивающая программа по арт-терапии «Цветной мир» для 1-4 классов // Образовательный портал 2012-2013 уч.г. Режим доступа: http://prezentacya.ru
24.Гудзик Татьяна Владимировна Использование методов арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Социальная сеть работников образования 2013-2014 уч.г. ежим доступа: http://nsportal.ru
25 . Даньшина Л. А. Мастер-класс для педагогов с элементами арттерапии «Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников» // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2010¬2011 уч.г. ежим доступа: http://festival.1september.ru
26.Зайцева Н. А. Программа «Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста» // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 уч.г. Режим доступа: http://festival.1september.ru
27. Калетина Е. В. Коррекция эмоциональной сферы и отклонений в поведении методом песочной терапии // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005-2006 уч.г. Режим доступа: http://festival.1september.ru
28. Н. А., Маслова О. И., Шутенко Е. Ю. Программа психолого-педагогического сопровождения тревожных детей дошкольного возраста // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006¬2007 уч.г. ежим доступа: http://festival.1september.ru
29. Могилева И. Е. Применение арттерапии в работе с детьми // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2010¬2011 уч.г. ежим доступа: http://festival.1september.ru
30. Морозова Н. В. Арт-терапия в работе педагога-психолога // Социальная сеть работников образования 2012-2013 уч.г. Режим доступа: http://nsportal.ru
31.Орлова Л. В. Арт-терапия в коррекции детских страхов // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2012-2013 уч.г. Режим доступа: http://festival.1september.ru
32. Салеева С. В. Из опыта работы педагога-психолога ДОУ с тревожными детьми // Социальная сеть работников образования 2013 -2014 уч.г. Режим доступа: http://nsportal.ru
33. Шестакова Е. Ю. Проблема тревожности и страхов у детей дошкольного возраста // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2011-2012 уч.г. Режим доступа: http://festival.1september.ru