Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ

Работа №23526

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы98
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
596
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Специфика реабилитационной деятельности с детьми с особенностями
развития 11
1.1 Специфика детей с интеллектуальной недостаточностью как социальной
группы 11
1.2 Реабилитационная работа с детьми с особенностями развития 19
2 Социально-культурная реабилитация детей с интеллектуальной
недостаточностью 39
2.1 Социально-культурные технологии в реабилитационных практиках 39
2.2 Театральная студия для детей с особенностями развития «Свободный
Дом» 52
Заключение 64
Примечания 66
Список использованных источников 71
Приложения

Актуальность
В рамках проводимого исследования основной проблемой является факт того, что в связи с медицинским диагнозом полная реабилитация детей с различными степенями умственной отсталости не является возможной в силу специфики развития мышления, памяти, внимания, восприятия и эмоционально-волевой сферы.
Подобная проблема указывает на то, что реабилитационным работам с детьми с особенностями развития следует уделить особое внимание, так как они в наибольшей степени нуждаются в помощи со стороны специалистов. Перед реабилитологами встает особо сложная задача - в работе с детьми они не восстанавливают утраченные функции жизнедеятельности человека, а «с нуля» создают базу жизненно необходимых знаний для нового поколения детей с учетом их особенностей.
Актуальность темы, выбранной для выпускной квалификационной работы, имеет два аспекта, играющие значительную роль в жизни различных категорий общества.
С одной стороны, проблемы социально дезадаптированных людей затрагивают многие сферы деятельности, включающие в себя, в первую очередь, медицину и образование. Благодаря осознанию потенциальных возможностей людей-инвалидов, реабилитационные работы выходят на новый уровень изучения и применения с целью активного включения людей- инвалидов в жизнь общества.
Восприятие людей с ограниченными возможностями с точки зрения современного общества меняется в сторону их принятия и оказания всесторонней помощи по улучшению качества их жизни во всех сферах. Люди- инвалиды, постепенно включаясь в общественную жизнь, становятся потенциально важной частью современного общества, потребности которой невозможно оставлять неудовлетворенными.
С другой стороны, люди-инвалиды нуждаются в оказании квалифицированной реабилитационной помощи, поскольку восстановление или компенсация помогают им преодолеть пассивный образ жизни, который они вынуждены вести в силу медицинских показаний. Постоянное бездействие, обусловленное недостаточным социальным взаимодействием, прививает людям с ограниченными возможностями чувство собственной никчемности и бессилия, которое не способствует позитивному восприятию собственной жизни и общества в целом. Поэтому даже частичная реабилитация способна привнести положительный эффект в мировоззрение людей с ограниченными возможностями.
Выбор темы выпускной квалификационной работы обусловлен постоянно увеличивающейся потребностью в реабилитационной деятельности, направленной на людей с ограниченными возможностями. В данной ситуации возрастающее по всему миру число инвалидов заставляет современное общество задумываться о более совершенных возможностях адаптации и реабилитации.
По данным Организации Объединенных Наций (ООН) в мире проживает более одного миллиарда людей с нарушениями психического и физического развития. Число инвалидов среди детей до 14 лет составляет 93 миллиона — 5% от общего числа детей в мире [1].
В обществе XXI века наблюдается тенденция роста числа детей- инвалидов. В России общее количество детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в особом внимании, превышает 570 тысяч. Из них около 29 тысяч воспитываются в домах-интернатах [2]. В большинстве случаев дети-инвалиды не являются приоритетной группой как для воспитания в родных семьях, так и для последующего усыновления.
В связи с представленной выше статистикой возникает не только необходимость пропаганды толерантности в обществе, но и необходимость проведения реабилитационных работ с людьми-инвалидами для предотвращения их социальной дезадаптации. Для этого применяется комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению их автономности, трудоспособности и здоровья.
Тема выпускной квалификационной работы предполагает рассмотрение элементов социально-культурных технологий в различных видах работ с детьми с особенностями развития в ситуации, когда возрастает потребность в реабилитационной деятельности.
Степень изученности
Проблемами инвалидности долгое время занимались исключительно с медицинской точки зрения, и лишь в недавнем времени начали появляться труды психологов и социологов, посвященные подобным вопросам. В процессе изучения данной темы ученым-теоретикам удалось дать наиболее полное определение как инвалидности в целом, так и категории детей-инвалидов.
Дети с особенностями развития являются наиболее сложной группой для проведения реабилитационных работ. Большая часть научных трудов, посвященных специфике детей с интеллектуальной недостаточностью как социальной группы и особенностям работы с ними, принадлежит специалистам в области психиатрии и психологии, а также социологам, дефектологам, олигофренопедагогам. В России изучением особенностей детей-инвалидов занимались такие специалисты как Л. С. Выгодский, В. В. Лебединский, К. С. Лебединская, Б. Ю. Шапиро и другие.
Педагогическое понятие «интеллектуальная недостаточность» и медицинское понятие «умственная отсталость» включают в себя знание об интеллекте и возможных вариантах отклонения от нормального развития. Для понимания этих категорий рассматриваются труды В. П. Самохвалова, Н. Ф. Басова, А. С. Тиганова и В. В. Лебединского, в которых можно выявить термины, необходимые для изучения работы с детьми с особенностями развития.
В настоящее время процесс реабилитационной работы является предметом изучения многих отраслей научного знания. К исследованию различных механизмов работы, этапов и стадий, факторов, влияющих на процесс реабилитации, в свое время подключаются социальные психологи и социальные педагоги, социологи, философы, психологи, психиатры и другие специалисты. Труды, посвященные методам реабилитации, были представлены в работах Ф. С. Возжаевой, Н. Ф. Дементьевой, Г. С. Юмашева.
Исследование возможности медицинского обслуживания детей с особенностями развития и способов медицинской коррекции в большинстве научных материалов является ведущей парадигмой ученых-психиатров, специализирующихся на детской психиатрии. На этом основании построены работы Л. О. Бадаляна, В. М. Блейхера, Б. В. Зейгарник.
Педагогическая парадигма является достаточно новой точкой зрения на работу с людьми с особенностями развития и предполагает восстановление и адаптацию через обучение жизненно важным навыкам и способам взаимодействия. Она получает наиболее широкое распространение в работах социологов, педагогов и психологов, из которых хотелось бы отметить Г. Ф. Кумарину, М. Монтессори, А. С. Спиваковскую. Одним из новых направлений работы является деятельность в социально-культурной сфере, представляющая собой значительное поле для изучения. Она рассматривается в трудах А. Д. Жаркова, В. В. Туева, Н. Н. Ярошенко. Более частными проявлениями социально-культурной деятельности занимались Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова, И. М. Болотников. Различные технологии социально-культурной деятельности рассматриваются в работах Г. К. Селевко, Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова.
На данный момент недостаточно изученным является междисциплинарный уровень методологии работы с детьми с особенностями развития, в связи, с чем затруднен практический переход к педагогической парадигме. При существовании теоретических положений, провозглашающих ценности гуманитарного воздействия, лидирующим остается решение проблем через применение лекарственных препаратов, и технологии педагогики и
социально-культурной деятельности не всегда находят свое место в данной сфере работы.
Объект
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является реабилитационная работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет
Предметом исследования являются социально-культурные технологии.
Цель
Цель выпускной квалификационной работы - рассмотрение и анализ социально-культурных технологий как инструмента реабилитации детей с особенностями развития.
Задачи
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотрение особенностей развития детей с ограниченными возможностями;
2. изучение специфики работы с детьми-инвалидами;
3. знакомство с используемыми видами реабилитационных работ;
4. выделение социально-культурных технологий в используемых методах реабилитации.
Методология исследования (теории и концепции)
Для исследования темы был выбран метод сравнительного анализа, предполагающий изучение собранного материала об используемых на практике видах реабилитационных работ и выделение в каждом из них социально¬культурных технологий. Проведенное экспертное интервью было направленно на получение представления о детях с особенностями развития как о социальной группе и о современных возможностях реабилитации. Для получения статистических данных было проведено анкетирование, направленное на выявление отношения общества к детям с особенностями развития.
Определения инвалидности и категории детей-инвалидов были взяты из официальных документов Организации Объединенных Наций, переведенных на русский язык. Понятие «интеллект» основано на трудах Самохвалова В. П., нарушение интеллекта определялось в соответствии с работами Басова Н. Ф. и Тиганова А. С. Значительную роль в выпускной квалификационной работе имеет материал работ Лебединского В. В. и Эйдемиллера Э. Г., данные Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10).
Теоретическая информация по социально-культурной деятельности основана на работах Киселевой Т. Г., Красильникова Ю. Д. и Селевко Г. К.
Гипотеза
Гипотеза данного исследования заключается в том, что социально-культурные технологии могут использоваться не только в качестве средства реабилитации отдельных детей с особенностями развития, но и как одно из средств социализации.
Теоретическая значимость результатов
Новизна данного исследования заключается в рассмотрении социокультурных технологий не только как инструмента реабилитации, но и как средства социальной адаптации детей с особенностями развития через экстериоризацию результатов своей творческой деятельности.
Практическая значимость результатов
Основным результатом написания выпускной квалификационной работы является создание социокультурного проекта по организации при учреждении социального обслуживания Театральной студии для детей с особенностями развития «Свободный Дом», направленного на использование социально¬культурных технологий в реабилитационной работе с детьми с особенностями развития. Предполагается, что использование социокультурных технологий в реабилитационной деятельности, на которую направлен данный проект, в значительной степени позволит улучшить уровень реабилитации и социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
Содержание
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Возрастающее по всему миру число инвалидов заставляет современное общество задумываться о более совершенных возможностях адаптации и реабилитации. Проблемы социально дезадаптированных людей затрагивают многие сферы деятельности, включающие в себя медицинские, общественные и государственные мероприятия, проводимые с целью максимально возможной компенсации или восстановления нарушенных или утраченных функций организма и социальной реадаптации или адаптации больных, пострадавших и инвалидов.
В силу специфики развития психоэмоциональной и физической сфер детей с интеллектуальной недостаточностью задачи, которые ставят перед социальными работниками процессы реабилитации и адаптации, значительно усложняются. Специалисту необходимо вложить в ребенка те навыки самостоятельной жизни, которых он не имеет изначально по причине своих особенностей здоровья и изолированного образа жизни в специальных учреждениях. Для этой цели в процессе реабилитации специалисты- реабилитологи задействуют различные виды технологий социально-культурной сферы, позволяющих в ненавязчивой и доступной форме развить в ребенке необходимые качества для самостоятельной жизни.
В ходе проделанной работы были рассмотрены наиболее распространенные в отечественной реабилитационной практике методы работы с детьми с особенностями развития. Современные методы реабилитации предполагают наличие нескольких обязательных условий, без которых невозможно получение желаемого образовательного результата:
- ведущая роль педагога, напоминающего о поставленной во время занятий цели;
- высокая значимость полных словесных комментариев ко всем действиям, выполняемым в процессе занятия;
- наглядно действенная форма обучения;
- использование как групповых, так и индивидуальных форм активности. В процессе реабилитации, проводимом с учетом возможностей детей с интеллектуальной недостаточностью, удается добиться значительных результатов в том случае, когда повсеместно применяется несколько различных методов, органично дополняющих друг друга. Педагог может контролировать процесс обучения и воспитания ребенка, учитывая проявляющиеся во время занятий природные склонности и интересы и направляя стремление к познанию в наиболее продуктивное русло.
Технологии социально-культурной сферы играют в реабилитационной работе значительную роль, помогая педагогу в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью. С помощью используемых методов специалист по реабилитации может наиболее полно донести необходимую информацию, развить в ребенке навыки самостоятельной работы и направить его в процессе осознания себя как личности.
В процессе данного исследования была доказана гипотеза, которая заключалась в том, что социально-культурные технологии могут использоваться не только в качестве средства реабилитации отдельных детей с особенностями развития, но и как одно из средств социализации. Более того, в качестве одного из направлений использования социально-культурных технологий в процессе реабилитации детей с особенностями развития был выявлен механизм отбора детей, реабилитационные работы с которыми в дальнейшем могут привести к восстановлению дееспособности и возможностей для самостоятельной жизни вне стен учреждений социального обслуживания.



Всемирная организация здравоохранения. Шестьдесят шестая сессия всемирной ассамблеи здравоохранения. Пункт 13.5 предварительной повестки дня // 11 марта 2013 года, стр.3
2 - Российская газета [Электронный ресурс] : официальный интернет-портал Российской газеты - Режим доступа : rg.ru/2013/03/14/dety
3 - Инвалидность [Электронный ресурс] : общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия со свободным контентом «Википедия» - Режим доступа : ru.wikipedia.org/wiki/Инвалидность
4 - Самохвалов, В. П. Психиатрия: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Под редакцией В. П. Самохвалова. - Ростов на Дону : издательство Феникс, 2002. - 576 с.
5 - Басов, Н. Ф. Социальная работа с различными группами населения. Учебное пособие / Под редакцией Н.Ф. Басова. - Санкт-Петербург : издательство КноРус, 2013. - 528 с.
6 - Тиганов, А. С. Руководство по психиатрии в 2-ух томах / Под редакцией А. С. Тиганова. - Москва : Медицина, 1999. - 712 с. (1-ый том), 784 с. (2-ой том)
7 - Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие для студентов психологических факультетов высших учебных заведений / В. В. Лебединский. - Москва : издательский центр Академия, 2003. - 144 с.
8 - Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), V - Психические расстройства и расстройства поведения
9 - Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. - Санкт-Петербург : издательство Речь, 2006. - 400 с.
10 - Собрание статей. Тематические учебно-методические материалы [Электронный ресурс] : интернет-портал Социальная работа - Режим доступа: soc-work.ru
11 - Ардашкин, И.Б. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: Учебное пособие / И.Б.Ардашкин. - Томск : ТПУ, 2004. - 156 с.
12 - Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах /
Главный редактор Б. В. Петровский. - Москва : Советская
энциклопедия, 1982. - 1424 с.
13 - Электронная библиотека [Электронный ресурс] : официальный сайт Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ейский медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края - Режим доступа: www.goukkemk.ru
14 - Холостова, Е. И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. Д.и.н., проф. Е. И. Холостова, д.и.н., проф. А. С. Сорвина. - Москва : ИНФРА-М, 2001. - 427с.
15 - Кумарина, Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. Учебное пособие / Под редакцией Г. Ф. Кумариной. - Москва : издательский центр Академия, 2003. - 320 с.
16 - Фадеева, Е. В. Использование методов игровой терапии для коррекции личностных нарушений у детей с церебральным параличом / Е. В. Фадеева, Б. М. Коган. // Журнал «Детская и подростковая реабилитация». - 2004. - № 1 (2).
17 - Эйдемиллер, Э. Г. Детская психиатрия: учебник / Под редакцией Э. Г. Эйдемиллера. - Санкт-Петербург : издательство Питер, 2005. - 1120 с.
18 - Игровая терапия [Электронный ресурс] : энциклопедия практической
психологии «Психологос» - Режим доступа:
psychologos.ru/articles/view/igrovaya_terapiya
19 - Больничная клоунада [Электронный ресурс] : общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия со свободным контентом «Википедия» - Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Больничная_клоунада
20 - Эйдемиллер, Э. Г. Детская психиатрия: учебник / Под редакцией Э. Г. Эйдемиллера. - Санкт-Петербург : издательство Питер, 2005. - 1120 с.
21 - Арт-терапия [Электронный ресурс] : общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия со свободным контентом «Википедия» - Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Арт-терапия
22 - Педагогика Монтессори [Электронный ресурс] : общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия со свободным контентом «Википедия» - Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Педагогика_Монтессори
23 - Принципы Монтессори педагогики [Электронный ресурс] : официальная страница Регионального базового центра на Дальнем Востоке - Режим доступа: montessorivlad.ru/metod
24 - Программа развивающих занятий по Монтессори-педагогике с элементами творческой деятельности, стр. 1-3
25 - Гуревич, П. С. Психология: Учебное пособие. / П. С. Гуревич. - Москва : Знание, 2001. - 476 с.
26 - Петровский, Б. В. Энциклопедический словарь медицинских терминов / Под редакцией Б. В. Петровского. - Москва : Советская энциклопедия, 1984 год. - 1591 с.
27 - Федеральный закон от 06.04.2011 N 67-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
28 - Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
29 - Заключение Комитета экспертов в области здравоохранения по медицинской реабилитации (1970)
30 - Педагогический терминологический словарь. - Санкт-Петербург : Российская национальная библиотека, 2006. - 477 с.
31 - Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - Москва : Кнорус, 2002. - 332 с.
32 - Холостова, Е. И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. Д.и.н., проф. Е. И. Холостова, д.и.н., проф. А. С. Сорвина. - Москва : ИНФРА-М, 2001. - 427с.
33 - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
34 - Электронная библиотека [Электронный ресурс] : официальный сайт Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ейский медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края - Режим доступа: www.goukkemk.ru
35 - Лисовский, В. А. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов / В. А. Лисовский, С. П. Евсеев. - Москва : издательство Советский спорт, 2004. - 320 с.
36 - Мерцалова, Л. В. Социокультурная реабилитация как одно из направлений социальной работы // Материалы I Международной научно-практической конференции. Том I. - Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2001. - 363 с.
37 - Лапшина, М. Ю. Адаптация детей с ограниченными возможностями как социокультурная проблемы // Мир современной науки. Том 4. - Москва : Издательство Перо», 2012. - С. 4-9.
38 - Социокультурная реабилитация [Электронный ресурс] : официальный сайт Государственного Бюджетного Учреждения города Москвы Психоневрологического интерната №22 Департамента социальной защиты населения города Москвы - Режим доступа www.pni22.ru
39 - Педагогический словарь [Электронный ресурс] : словари и энциклопедии на Академике - Режим доступа: pedagogical.academic.ru
40 - Киселева, Т. Г., Красильников Ю.Д. - Социально-культурная деятельность: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - Москва : издательство МГУКИ, 2004 - 539 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ