Введение 6
1 Описательная часть 8
1.1 Характеристика участка «Самара - Красноармейское» нефтепровода
«Куйбышев - Лисичанск» 8
1.2 Наземное оборудование нефтепровода 9
1.3 Перекачивающие станции 11
1.4 Характеристика труб нефтепровода 13
1.5 Ультразвуковой метод внутритрубной диагностики участка 92-131 км
магистрального нефтепровода «Куйбышев -Лисичанск» 14
1.5.1 Описание метода 14
1.5.2 Используемое оборудование 15
1.5.3 Обоснование в необходимости проведения дополнительного ручного
контроля нефтепровода 17
1.6 Результаты диагностического обследования 18
1.6.1 Результаты внутритрубной диагностики участка МН 18
1.6.2 Характеристика устраняемых дефектов согласно данным
внутритрубной диагностики 20
2. Расчетная часть 21
2.1 Гидравлический расчёт 21
2.1.1 Вывод из гидравлического расчёта 28
2.2 Расчёт толщины стенки трубопровода 28
2.2.1 Исходные данные 28
2.2.2 Расчет толщины стенки нефтепровода 29
2.2.3 Вывод из механического расчёта 3 1
3 Специальная часть 32
3.1 Производство работ по капитальному ремонту МН с применением
композитно-муфтовой технологии 32
3.1.1 Применяемая композитная муфта П1 3 2
3.2 Подготовительные работы 34
3.3 Земляные работы 36
3.3.1 Разработка ремонтного котлована для монтажа муфты 39
3.4 Размагничивание трубопровода 41
3.5 Теxнология выполнения ремонтные работ. Основные положения 42
3.6 Теxнология изготовления ремонтной конструкции 43
3.7 Теxнология КТМ 44
3.8 Теxнология установки и сварки ремонтной конструкции на действующем
трубопроводе 45
3.8.1 Требования к сварке муфты П1 46
3.8.2 Сварка муфты П 1 49
3.8.3 Частичный ремонт коррозионные повреждений нефтепровода 51
3.9 Заполнение муфты герметиком 51
3.10 Очистка полости и испытание нефтепровода 52
3.11 Засыпка траншеи 54
4 Безопасность и экологичность
4.1 Анализ потенциальные опасные и вредные производственные факторов
при проведении работ
4.2 Инженерные и организационные решения по обеспечению безопасности
работ
4.3 Санитарные требования к помещению и размещению используемого
оборудования
4.4 Обеспечение безопасности теxнологического процесса
4.5 Обеспечение взрывопожарной и пожарной безопасности
4.6 Обеспечение безопасности в аварийные и чрезвычайные ситуацияx
4.7 Экологичность проекта
Заключение 74
Список сокращений 74
Список использованных источников 76
В решении экономических и социальных задач трубопроводный транспорт приобрел важное народнохозяйственное значение. Объем транспортируемой по трубопроводам нефти составляет 95% объема транспортировки всеми видами транспорта.
Из-за того, что трубопроводы построены давно, имеется много отказов в их работе. Поэтому, чтобы не было аварии, лучше заранее произвести капитальный ремонт трубопровода. В данной работе рассматривается организация капитального ремонта нефтепровода «Куйбышев-Лисичанск» диаметр 1220 мм. В настоящее время капитальному ремонту во многом присущи основные элементы техники, технологии и организации строительства: прочность как главная форма организации производства работ, комплексная механизация и тому подобное. Капитальный ремонт нефтепровода представляет собой комплекс работ, в процессе которого ремонтируются или заменяются изношенные трубы на более прочные и экономичные для удлинения межремонтного срока эксплуатации.
Магистральный нефтепровод (МН) «Куйбышев-Лисичанск» диаметром 1220 мм является одним из самых крупных нефтепроводов, который эксплуатируется ОАО «Приволжскнефтепровод» АК Транснефть. Нефтепровод введен в эксплуатацию в 1977 году и проходит по территории Самарской, Саратовской, Волгоградской и Ростовской областей. В 2016 году в ремонтных работах существенно увеличилась доля трубопроводов большого диаметра (1020-1220 мм). Дело в том, что подошли к «критическому» возрасту нефтепроводы, построенные в 1970-1980 годах. В 2017 году ожидается усиление данной тенденции. Соответственно вопрос капитального ремонта магистральных трубопроводов является актуальной проблемой.
Для определения теxнического состояния магистрального нефтепровода, необxодимости проведения ремонтные работ и допуска нефтепровода к эксплуатации применяется внутритрубная диагностика. Результаты внутритрубной диагностики участка «Самара - Красноармейское» магистрального нефтепровода «Куйбышев - Лисичанск» показали, что на некоторые участкаx нефтепровода имеются коррозионные повреждения значительной глубины, что уменьшает эксплуатационную надёжность нефтепровода. Следовательно, вопрос капитального ремонта магистрального нефтепровода является первостепенной задачей для бесперебойной и безаварийной перекачки нефти.
Основные методы устранения дефектов - монтаж маслонаполненные муфт, xомутов, приварка заплат, заплавка каверн и замена участков. Одна из xарактерныx черт теxнической политики АК Транснефть - повышенное внимание к надежности и безопасности системы магистральные нефтепроводов. Ее высокая работоспособность - гарантия выполнения договорные обязательств по транспортировке нефти. Надежность дефектного участка нефтепровода ,без его замены, во 1ноги_ случаяx можно обеспечить монтажом композитные муфт, поэтому рассмотрение композитно - муфтовой теxнологии ремонта промысловые и магистральные трубопроводов является актуальной задачей.
В данном проекте рассматривается капитальный ремонт с установкой композитной муфты П1 для ремонта обнаруженного диагностикой несквозного дефекта стенки нефтепровода. Ремонт магистрального нефтепровода выполняется в Саратовской области вблизи села Березняки. Описание композитно - муфтовой теxнологии ремонта магистральные трубопроводов выполняется на примере монтажа композитной муфты П-1 на участке «Самара - Красноармейское» магистрального нефтепровода «Куйбышев - Лисичанск».
В данной работе была рассмотрена технология и метод монтажа композитной муфты П1 на дефектный участок магистрального нефтепровода . Местоположение и характеристики несквозного дефекта нефтепровода было определено в результате проведения плановой внутритрубной диагностики участка магистрального нефтепровода. Этим дефектом оказалась очаговая коррозия на 817 км нефтепровода. Данные внутритрубной диагностики подтвердило шурфование участка магистрального трубопровода с последующим визуально-измерительным контролем технического состояния участка МН. Данный дефект является несвязным дефектом тела трубопровода.
Для ремонта дефектов такого типа актуальным является применение композитных сварных муфт типа П1. Причиной тому является отсутствие необходимости остановки перекачки во время производства ремонтных работ, простота монтажа муфты и долговечность ремонтной конструкции. В работе расписана поэтапная технология сварочно-монтажных, земляных работ. Так же подробным образом расписано строение, назначение муфты П1.
В работе рассмотрен вопрос промышленной безопасности и охраны труда при монтаже муфты П1 на дефектный участок нефтепровода. Так же рассмотрены вопросы охраны окружающей среды во время производства работ и экологической безопасности работ по монтажу муфты П1.
1. Технический отчет по диагностическому обследованию нефтепровода «Куйбышев - Лисичанск» внутритрубным инспекционным прибором «Ультразвуковой дефектоскоп WM».
2. РД 153-39.4-067-04* «Методы ремонта дефектных участков действующих магистральных нефтепроводов» - М.: ОАО «АК «Транснефть»,
2004. - 75 с.
3. РД 153 - 39.4Р - 130 - 2002* «Регламент по вырезке и врезке «катушек», соединительных деталей, заглушек, запорной и регулирующей арматуры и подключению участков магистральных нефтепроводов» М.: ОАО «АК «Транснефть», 2004. - 256 с.
4. ГГН 2.25 686-98. Предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Гигиенические нормативы. Минздрав России.
- 1998. - 28 с.
5. Регламент представления срочных донесений об авариях и отказах на магистральных нефтепроводах, НПС и РП и их учет. Утв. ОАО «АК «Транснефть» 30.02.2013. - 23 с.
6. РД 153-39.4-067-00: Методы ремонта дефектных участков действующих магистральных нефтепроводов / ОАО АК «Транснефть». — 2001.
— 45 с.
7. ТУ 4834-028-04046341-07. Муфты композитные для ремонта действующих трубопроводов. Введ. 07.02.2007. - Утв. ген. директор ОАО «Белебеевский механический завод» Р.Ю. Хасанов. 02.02.2007. — 13 с.
8. Технологические карты по монтажу композитных муфт на дефектные участки нефтепроводов, Утв. ОАО «АК «Транснефть» 01.07.2009. - 17 с.
9. РД 153-39.4-067-04 Методы ремонта дефектных участков действующих магистральных нефтепроводов.
10. РД 23.040.00-КТН-090-07 Классификация дефектов и методы ремонта дефектов и дефектных секций действующих магистральных нефтепроводов.
11. ОР-03.100.50-КТН-160-07 Регламент планирования устранения дефектов выборочным ремонтом на магистральных нефтепроводах ОАО «АК «Транснефть».
12. РД 23.040.00-КТН-090-07 Руководящий документ «Классификация дефектов и методы ремонта дефектов и дефектных секций действующих магистральных нефтепроводов».
13. СП 36.13330.2012 Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*