Введение 4
1 Роль СМИ в формировании медиаобраза города 9
1.1 Определение понятия «локальные СМИ» 9
1.2 Понятие «медиаобраз» 12
1.2.1 Соотношение понятий «образ» и «имидж» 15
1.3 Соотношение понятий «образ территории», «имидж места» 17
1.4 Медиаобраз города как элемент информационного маркетинга территорий 19
1.5 Роль СМИ в создании образов 21
1.5.1 Формирование медиаобраза города как коммуникативная стратегия
21
1.5.2 Языковые и неязыковые средства как способы создания медиаобраза
города 28
2 Формирование медиаобраза города Красноярска в исследуемых СМИ 3 1
2.1 Анализ ключевых слов 3 1
2.2 Тематические группы анализа 35
2.2.1 «Красноярск - столица зимней Универсиады» 37
2.2.2 «Красноярск - город с сильнейшим потенциалом» 44
2.2.3 «Красноярск - научный и образовательный центр» 50
2.2.4 «Красноярск - город, принимающий множество различных
фестивалей» 53
2.3 Позиционирование образов-символов 55
2.4 Позиционирование имиджа политического лидера 59
2.5 Анализ других языковых единиц 63
Заключение 66
Список использованных источников 70
Приложение
Интернет, телевидение, радио и пресса отражают абсолютно все сферы нашей жизни, и сейчас трудно представить полное отсутствие контакта индивида со средствами массовой информации. Средства массовой информации, будучи трансляторами определенной идеологии, играют важную роль в формировании и трансформации общественного сознания. СМИ также влияют на формирование имиджа территорий. В связи с этим появился термин «медиаобраз».
Образ страны влияет на развитие международных отношений, на успешность экономической и политической деятельности государства, отражает уровень культуры носителей определенной страны. Особенно важно международное восприятие России, ее территорий в связи с борьбой государств за мировое лидерство. Совершенствование имиджевых характеристик страны занимает немаловажное место во внешней политике государства. Но формирование имиджа России также зависит от имиджа ее больших и малых городов. Следовательно, регионы пытаются создать положительный образ своей территории, показать стабильность. Территории «борются» между собой за инвестиции и финансирование из федерального бюджета, за профессиональные кадры, улучшение качества и уровня жизни. Сейчас в городах все актуальнее вопрос маркетингового продвижения территорий и создания бренда.
В первую очередь, имиджем города/региона занимается государственный маркетинг. В нем на основе изучения социума разрабатываются технологии продвижения территорий. В государственном маркетинге актуализируются направления, связанные с продвижением территорий: маркетинг территорий, имидж регионов, конструирование образа города. Образ той или иной территории формируется у каждого человека индивидуально - на основе его картины мира, знаний, которыми он владеет, опыта и др. Но нельзя забывать о том, что СМИ играют значительную роль в формировании и трансформации
общественного сознания, а значит, оказывают влияние на формирование имиджа.
В нашей стране на региональном уровне имиджевая политика городов только начинает формироваться. Сейчас это особенно важно для Красноярского края. Красноярск получил право проведения Универсиады-2019, поэтому краю необходимо разрабатывать положительный имидж, который повлияет и на международный имидж России. У Красноярского края отсутствует сформированный и узнаваемый бренд, в отличие от г. Новосибирска, который имеет звание «столицы Сибири». Материалы масс-медиа играют роль в формировании имиджа, так как местные СМИ рассказывают о возможностях и рисках города и региона в целом.
В Красноярском крае широкий рынок каналов коммуникации: телевидение, например, Краевая государственная телерадиокомпания (сетевой партнер телеканал «Россия 1», на частоте радиостанций вещание ведется на радио «Маяк» и «Радио Россия»), телекомпания «Енисей» и другие. А также радиостанции и печатные СМИ, например, «Наш Красноярский край» - официальная площадка публикования нормативных правовых актов государственных органов края или газета «Красноярский рабочий», выходящая в печать уже более ста лет.
От того, какой образ города формируется в красноярских СМИ, зависит его дальнейшее развитие и статус города не только на российском, но и на международном уровне. Исследование медийного образа города Красноярска в местных СМИ позволяет изучить качество формирования имиджа территории, этим обусловлена актуальность данной работы.
Практическая значимость состоит в возможности применения материалов работы для изучения информационного маркетинга территории, а также для исследования изменений медийного образа Красноярска на региональном и всероссийском уровне.
Степень научной разработанности проблемы: данная тема захватывает сразу три широкие области исследований: СМИ, маркетинг, а также имиджелогию. Имиджелогия - это учение о формировании имиджа, точнее — о формировании мнения у какой-либо группы людей (аудитории имиджа) о том или ином объекте (о человеке, предмете, явлении) на основе сформированного у них образа этого объекта. В середине ХХ века имидж, технологии его формирования и особенности восприятия рассматривались преимущественно с точки зрения психологии (Л. Браун, Д.Джеймс, Д. Доти, Дж. Фоли). В советском союзе в 70-ых годах имидж рассматривали, в основном, как манипулятивный приём буржуазной политики и средств массовой информации, используемый в целях идеологической обработки массового сознания людей.
Теоретическим вопросам формирования имиджа в СМИ посвящены работы российских исследователей Э. А. Галумова [Галумов, 2013], Д. Н. Замятина [Замятин, 2001], Т. Э. Гринберг [Гринберг, 2008], А. Ю. Панасюка [Панасюк, 2013], А.П. Панкрухина и А. Ю. Игнатьева [Панкрухин, Игнатьев, 2008], М. Р. Желтухина и А. В. Омельченко [Желтухина, Омельченко, 2010]. Они рассматривают различные аспекты имиджа применительно к государствам или регионам, его роль в современных международных и региональных, политических и экономических отношениях, а также на выборах в качестве инструмента предвыборной борьбы.
Теоретическая база по теме «маркетинг территорий» получена из работ таких исследователей как: Э.А. Галумов [Галумов, 2003], Ф. Котлер [Котлер, 2005], Д.В. Визгалов [Визгалов, 2008], А. П. Панкрухин [Панкрухин, 2008] Н.В. Рахно и др. Несмотря на то, что маркетинг территорий находит место в исследованиях современных ученых, научных трудов, посвященных информационным технологиям позиционирования конкретного региона средствами массовой информации пока недостаточно.
Также были изучены работы таких исследователей медийного образа как: Е.Н. Богдан [Богдан, 2007], Е.В. Бондаренко [Бондаренко, 2011], Л.А. Бурганова и Л.Н. Везнер [Бурганова, Везнер, 2013], Т.Н. Галинская [Галинская, 2013], Г.Д. Золина [Золина, 2008], Л.В. Иванова [Иванова, 2007] и другие.
Цель данной работы: исследовать участие локальных СМИ в формировании медиаобраза города Красноярска.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
• изучить понятия «локальные СМИ», «медиаобраз», «образ территории», «имидж места»;
• проанализировать роль СМИ в формировании образа территории;
• выделить основные структурные элементы, с помощью которых формируется медийный образ города;
• определить основные тематические группы, в контексте которых рассматривается образ Красноярска;
• определить, какой образ формируется на данном этапе;
Объект исследования: процесс участия локальных СМИ в формировании медиаобраза г. Красноярска.
Предметом данного исследования является медиаобраз города Красноярска, формируемый изданиями «Наш Красноярский край», «Красноярский рабочий», «Newslab», «Дела.ш».
Исследований в области формирования медиаобраза Красноярска крайне мало. Красноярскому краю необходимо создание качественного имиджа, так как он получил право на проведение международного спортивного мероприятия.
Материалом исследования послужили статьи и публикации электронных версий газет «Наш Красноярский край», «Красноярский рабочий», а также материалы интернет-газет «Newslab» и «Дела.ш» за период 01 января 2015 - 30 апреля 2016. Всего исследовано 2972 публикации.
Научная новизна работы определяется материалом исследования.
Чтобы решить поставленные задачи, использовался метод контент- анализа и содержательного анализа. При анализе текстовых источников применялось несколько выборочных стратегий: сплошная выборка, снежный ком и целевая.
Данное исследование ориентированно на изучение формирования
7
медиаобраза города Красноярска в преддверии Универсиады-2019. Теоретической базой является работа Г.Д. Золиной, которая исследует, как СМИ формируют имидж региона. Золина не рассматривает «околокриминальные» публикации (новости, связанные с чрезвычайными происшествиями, кражами, убийствами, ДТП и т.п.), так как исследует формирование имиджа региона через позиционирование, то есть указание на те характеристики, которые имеют имиджевый характер и могут влиять на выгодное представление. Для данного исследования также важны материалы, которые могут иметь имиджевый характер, например, публикации о промышленной, культурной или спортивной сферах. С помощью них можно проанализировать, как СМИ позиционируют город в преддверии масштабного спортивного события. «Околокриминальные» публикации имеют исключительно информационный характер, поэтому не были рассмотрены.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе исследуется роль СМИ в формировании медиаобраза города. Во второй главе представлен анализ текстов СМИ.
Данная работа была апробирована на международной научной конференции «Молодежь и наука: проспект Свободный-2016».
Медиаобраз как предмет научных исследований существует недавно. Однако проблема конструирования имиджа региона далеко не нова и с каждым днем все актуальнее. Многие регионы нашей страны имеют цель создать определенный имидж своей территории как внутри страны, так и на международном арене. Имидж региона является одним из наиболее действенных социально-психологических региональных регуляторов. Проблема безликости российских городов, слабо выраженного представления о них в стране и мире - результат бессистемного подхода к имиджевой политике.
Сейчас для Красноярского края особенно актуально формирование стратегии создания имиджа города и региона. Образ каждого конкретного города существует вне зависимости от того, создается ли он целенаправленно или складывается хаотично. Несмотря на предстоящее проведение в 2019 году Универсиады (международного спортивного события) на сегодняшний день Красноярск не имеет утвержденной программы формирования имиджа города на международном, федеральном и региональном уровне, поэтому продвижение реализуется в стихийном порядке, в том числе, с помощью работы локальных СМИ.
Целью данной работы было исследование участия местных СМИ в формировании медиаобраза города Красноярска.
Были проанализированы публикации четырех локальных СМИ Красноярска: онлайн-версии газет «Наш Красноярский край» и «Красноярский рабочий», а также интернет-газеты «Newslab» и «Дела.ш».
Для отбора материалов, имеющих отношение к г. Красноярску, использовался критерий событийности, масштабности событий. Для анализа были использованы наиболее частотные темы, оказывающие влияние на формирование медиаобраза: новости, связанные с культурными событиями в городе, с развитием инфраструктуры города и уровня жизни, а также публикации, в которых используется образ политического лидера региона. С помощью этих материалов можно проанализировать, как СМИ позиционируют город в преддверии масштабного спортивного события.
В исследовании не были рассмотрены «околокриминальные» материалы (новости, связанные с чрезвычайными происшествиями, кражами, убийствами, ДТП и т.п.) Эти публикации не рассматривались, так как данное исследование ориентированно на изучение медиаобраза города Красноярска в преддверии Универсиады -2019. «Околокриминальные» публикации имеют исключительно информационный характер, поэтому не были рассмотрены.
По мере выполнения работы выполнены поставленные задачи:
• на основании теоретической базы было изучено понятие «медиаобраз», также рассмотрены другие понятия («образ территории», «имидж места», «маркетинг территорий») и их различия;
• также медийный образ города был рассмотрен как элемент информационного маркетинга территорий;
• в работе были выделены необходимые структурные элементы создания медиаобраза города
• в выбранных СМИ были отобрали и проанализированы тексты, которые, по нашему мнению, являлись ключевыми в формировании медиаобраза Красноярска
Медийный образ города создаётся усилиями СМИ в значительной мере с помощью текста. В его основе лежит информационный повод. Важно отметить, что СМИ предоставляют созданную «повестку дня», выбирая какие события и новости включить в эфир или напечатать в газете, но медийный образ в целом формируется стихийно. Средства массовой информации для создания образов используют как вербальные, так и невербальные средства. При определении ключевых слов были выделены некоторые тематические группы, в которых присутствует репрезентация образа города Красноярска. Также были рассмотрены лексические и смысловые средства создания медиаобраза. В качестве смысловых рассматривались различные коммуникативные стратегии СМИ: приемы манипулятивного воздействия, а также позиционирование. В выбранных СМИ используются разные приемы воздействия на аудиторию: «оркестровка», «селекция», «свидетельство». Медиаобраз города складывается из нескольких уровней позиционирования: позиционирование города как товара, как привлекательного для инвесторов промышленного и индустриального центра; через позиционирование имиджа политического лидера, а также с помощью образов - символов.
В первую очередь, стоит отметить, что локальные СМИ активно обсуждают получение городом возможности проведения международного спортивного события. Благодаря чему формируется образ Красноярска как столицы зимней Универсиады - 2019. В то же время, нельзя сказать, что складывается исключительно положительный образ. С одной стороны, благодаря Универсиаде в средствах массовой информации Красноярск показывается как динамично развивающийся регион России, город, имеющий огромный потенциал в промышленном и индустриальном развитии. С другой стороны, в СМИ часто встречаются статьи, в которых присутствует ирония по поводу приукрашивания значимости для города данного масштабного события. В связи с этим, мы можем сказать, что исследуемые СМИ отражают разные точки зрения, что формирует содержательно неоднородный образ.
Публикации, связанные с освещением культурных событий города, несут в себе позитивный характер, а главное, акцентируют внимание читателя на их масштабности и значимости не только для города, но и для страны. Также в преддверии Универсиады в СМИ более активно обсуждается отсутствие у Красноярска узнаваемого бренда.
В онлайн-версиях печатных изданий «НКК» и «Красраб» преобладают материалы «положительного» характера. Журналисты Интернет-газеты «Newslab» публикуют преимущественно «нейтральные» статьи. «Дела.ш» описывает события в Красноярске в равной степени как в негативном, так и в позитивном ключе.
Итак, на основании проанализированных материалов делаем вывод, что Красноярск имеет большое разнообразие образов с точки зрения содержательного наполнения. На данном этапе медиаобраз складывается из нескольких суб-образов: формируется образ столицы зимней Универсиады, Красноярск имеет образ научного и образовательного центра Сибири, города с богатой историей и культурой. Также Красноярск отражается в материалах местных СМИ как город с огромным потенциалом.
На данном этапе складывается скорее позитивный, чем негативный образ города. В материалах местных СМИ г. Красноярск предстает в качестве места, где регулярно происходят значимые культурные события, причем многие из них являются уникальными в своем роде. Доминирующим являются «событийный» и «урбанистический» суб-образы; в меньшей степени, изученные печатные издания конструируют «политический» суб-образ, он формируется с помощью позиционирования личности губернатора Красноярского края как человека с позитивным видением, принимающим верные для региона решения.
Данная работа в дальнейшем может быть расширена и продолжена. Можно выбрать для исследования другие СМИ города - кроме того, можно исследовать, какие сообщения местных СМИ попадали в федеральные издания, то есть проанализировать медиаобраз города Красноярска на федеральном уровне.
1 Абышева, Ю. Ю. Проблема формирования имиджа города / Ю. Ю. Абышева - Н. Новгород: Символ, 2005. -173 с.
2 Бабушкин, А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А. П. Бабушкин. - ВГУ, 1996. - 104 с.
3 Барабаш, В. В. Образы России в мире. Курс лекций / В. В. Барабаш.
- Москва: Ассоциация исследователей российского общества, 2010. - 296 с.
4 Баталова, Е. В. Территориальный маркетинг: учебно-методическое издание / Е. В. Баталова. - Владивосток: ВГУЭС, 2010. - 120 с.
5 Батурина, Е. Н. Роль ключевых слов в семантической структуре художественного текста (на материале текста романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»): дис...канд. филол. наук: 10.02.01 / Е. Н. Батурина
- Владивосток, 2005. - 160 с.
6 Богдан, Е. Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики / Е. Н. Богдан // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2007. - № 4. - 12 с.
7 Белобрагин, В. Я. Современная имиджелогия и проблемы имиджа региона / В. Я. Белобрагин. - Москва: РИЦ, 2003. - 15 с.
8 Бондаренко, Е. В. Средства массовой информации как ресурс формирования позитивного имиджа региона [Электронный ресурс] / Е. В. Бондаренко // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». - Журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований» - 2011. - № 7. - Режим доступа: httpV/cyberlenmka.ru/article/n/sredstva-massovoy-informatsii-kak-resurs- formirovaniya-pozitivnogo-imidzha-regiona.
9 Бурганова, Л. А. Город как «медийная реальность»: образ российского города в печатных СМИ [Электронный ресурс] / Л. А. Бурганова, Л. Н. Везнер // Вестник Казанского Технологического университета. - 2013. - №19. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/gorod-kak-mediynaya- realnost-obraz-rossiyskogo-goroda-v-pechatnyh-smi-na-primere-g-ekaterinburga.
10 Булатова, Э. В. К вопросу о ключевых знаках журналистского
текста [Электронный ресурс] / Э. В. Булатова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - №21. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-klyuchevyh-znakah-zhurnalistskogo- teksta.
11 Василенко, И. А. Современный имидж российских регионов: пробл емы формирования [Электронный ресурс] / И. А. Василенко // Журнал «Мир и политика» - 2012. - № 12. - Режим доступа: http://www.intelros.ru/readroom/mir-i-politika/m12-2012/17323-sovremennyy- imidzh-rossiyskih-regionov-problemy-formirovaniya.html.
12 Волосухина, Н. В. К вопросу о трактовке понятий «концепт» и «фрейм» в современной лингвистике / Н. В. Волосухина - Университетские чтения 2010: материалы научно-методических чтений ПГЛУ - Пятигорск: ПГЛУ, 2010. - Ч. 3. - 46 с.
13 Визгалов, Д. В. Маркетинг города / Д. В. Визгалов - Москва: Фонд «Институт экономики города», 2008 г. - 144 с.
14 Всеволодова, А. Н. Медиаобраз городов России в федеральных печатных СМИ / А. Н. Всеволодова // Вопросы теории и практики журналистики. - 2013. - № 2. - 153 с.
15 Галинская, Т. Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике [Электронный ресурс] / Т. Н. Галинская // Вестник Оренбургского государственного университета - 2013. - №11. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-mediaobraza-i- problema-ego-rekonstruktsii-v-sovremennoy-lingvistike.
16 Гавра, Д. П. Структурная модель имиджа государства/региона / Д. П. Гавра // Петербургская школа PR и рекламы: от теории к практике: сб. статей / отв. ред. А.Д. Кривоносов. - СПб., - 2006.
17 Галумов, Э. А. Международный имидж России / Э. А. Галумов - Москва: Известия, - 2003. - 450 с.
18 Гердт, Т. Б. Имидж региона как экономическая категория и классификация видов имиджа территорий / Т. Б. Гердт // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. - 2010. - № 36. - 237 с.
19 Гравер, А. А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования [Электронный ресурс] / А. А. Гравер // Вестник Томского Государственного Университета. - 2012. - №3. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/obraz-imidzh-i-brend-strany-ponyatiya-i- napravleniya-issledovaniya.
20 Дмитревская, Н. Ф. Образ города как социальный феномен / Н. Ф. Дмитриевская - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, - 2002. - 192 с.
21 Золина, Г. Д. Бизнес-регион как составляющая имиджа Краснодарского края [Электронный ресурс] / Г. Д. Золина // Журнал «Вестник ВГУ». - 2008, - №1. - Режим доступа:
http://www.vestnik.vsu.ru/pdf7phylolog/2008/01/zolina.pdf.
22 Иванова, Л. В. К вопросу о городской прессе как факторе формирования городской среды (на примере газетной периодики г. Тольятти периода перестройки и демократизации общества) / Л. В. Иванова // Вестник Гуманитарного института ТГУ. - 2007. - №2. - 250 с.
23 Ильичев Л. Ф. Массовая коммуникация / Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев // Философский энциклопедический словарь - Москва, 1989. - 344 с.
24 Ильин Л. Г. Образ / Л. Г. Ильин // Энциклопедия философских наук, т. 1. - Москва: Советская энциклопедия, 1974. - 323 с.
25 Каминская, Т. Л. Имидж Великого Новгорода в СМИ для разных
целевых аудиторий [Электронный ресурс] / Т. Л. Каминская // Вестник Новгородского государственного университета, - 2006. - №38. - Режим доступа: httpV/cyberlenmka.ru/article/n/imidzh-velikogo-novgoroda-v-smi-dlya-
raznyh-tselevyh-auditoriy.
26 Карасик, В. И. Модельная личность как лингвокультурный концепт/ В. И. Карасик // Филология и культура. Мат-лы III Международной конференции. - Ч.2. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001. - 101 с.
27 Ким, М. Н. Технология создания журналистского произведения: монография / М. Н. Ким. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.
28 Кислая, Л. Н. «Редакционная политика районной прессы»: диссертация канд.фил.наук: 10.01.10 [Электронный ресурс] / Л. Н. Кислая - 2008. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/redaktsionnaya-politika- raionnoi-pressy-na-primere-gazet-novosibirskoi-oblasti.
29 Котлер, Ф. Маркетинг мест / Ф. Котлер - СПб.., 2005. - 390 с.
30 Кравченко, Н. П. Государственный маркетинг в средствах массовой информации / Н. П. Кравченко - Краснодар, 2009. - 80 с.
31 Кравченко, Н. П. Специфика использования маркетинговых технологий в конструировании медиаимиджа территорий [Электронный ресурс] / Н. П. Кравченко // Вестник Майкопского государственного университета. - 2012. - №1. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-ispolzovaniya-marketingovyh-tehnologiy-v- konstruirovanii-mediaimidzha-territoriy.
32 Ливанова, М. В. Районная газета в локальном медийном
пространстве [Электронный ресурс] / М. В. Ливанова // Электронный научный журнал «Медиаскоп». - 2008. - №1. - Режим доступа:
http: //www.mediascope.ru/?q =node/69.
33 Литературная энциклопедия в 11 т. - Москва, 1929-1939. - Т.5. - С. 87
34 Линч, К. Образ города / К. Линч - Москва: Стройиздат, 2005. - 328 с.
35 Люлько, А. Н. Имидж города и факторы, влияющие на его формирование [Электронный ресурс] / А. Н. Люлько // Журнал «Власть» - 2011. - №8. - Режим доступа: http: //cyberleninka. ru/article/n/imidzh- goroda-i- faktory-vliyayuschie-na-ego-formirovanie.
36 Мельник, Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты / Г. С. Мельник -СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1996. - 160 с.
37 Морозова, Т. А. Имидж города как основа его продвижения [Электронный ресурс] / Т. А. Морозова // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2010. - №1. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/imidzh-goroda-kak-osnova-ego-prodvizheniya.
38 Морозова, Т. А. Медийная концепция имиджа города: теоретико-методологические основы исследования / Т. А. Морозова - Краснодар, 2012. - 177 с.
39 Овсепян, Р. П. История отечественной журналистики: учебное пособие / Р. П. Овсепян - Москва: Изд-во МГУ, 1999. - Режим доступа: http://www.evartist.narod.rU/text/51 .htm.
40 Панкрухин, А. П. Имидж страны: смена парадигмы. Взгляды из Канады, России, Великобритании и Латвии / А. П. Панкрухин, А. Ю. Игнатьев
- Корпоративная имиджеология. 2008. № 02 (03). - 15 с.
41 Пивоварчик, Т. А. Коммуникативные стереотипы в языке районной прессы: культура повседневности / Т. А. Пивоварчик // Vesnik of Yanka KUpala State University of Grondo - 2012. - №. - 47 с.
42 Просянюк, Д. В. Теоретико-методологические основания изучения образа России в зарубежных СМИ [Электронный ресурс] / Д. В. Просянюк // Журнал «Человек. Сообщество. Управление» - 2013г. - №1. - Режим доступа: http: //www.chsu. kubsu.ru/arhiv/2013_1/2013_1_ Pro syanyk.pdf.
43 Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / Е. П. Прохоров — Москва: Аспект Пресс, 2003. - 120 с.
44 Пусталов, А. В. Аудитория, создающая новость: новые течения в современной зарубежной журналистике / А. В. Пусталов, И. А. Березина // Вестник пермского университета. - 2012. - №2. - 194 с.
45 Рахно, Н. В. Территориальный брендинг как элемент устойчивого развития территорий в современных условиях [Электронный ресурс] / Н. В. Рахно // Вестник Института стратегических исследований. - Режим доступа: http://old.pglu.ru/science/researches/nii-panin/vestnik/v3/N V Rahno.pdf
46 Рожков, И. Я. Бренды и имиджи / И. Я. Рожков, В. Г. Кисмерешкин
- Москва: «РИП-холдинг», 2006. - 256 с.
47 Русакова, О. Ф. Современная политическая философия / О. Ф. Русакова - Екатеринбург, 2010. - 220 с.
48 Саяпина, И. Ю. Медийное конструирование социальной реальности: Автореф. дис. канд. соц. Наук / И. Ю. Саяпина - Саратов, 2011. - 186 с.
49 Сачук, Т. В. Территориальный маркетинг: учеб. Пособие / Т. В. Сачук - СПб.: Изд-во Питер, 2009. - 368 с.
50 Соколов, А. Н. Внутренняя речь и мышление / А. Н. Соколов - Москва, 1968. - 248 с.
51 Супрун, В. И. Имидж региона - имидж страны. Имиджи Сибири / В. И. Супрун - Новосибирск: ФСПИ «Тренды», 2008. - 120 с.
52 Смирнов, С. Д. Мир образов и образ мира / С. Д. Смирнов // Вести Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1981, - № 2. - 15 с.
53 Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю. С. Степанов - Москва: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 40 с.
54 Хазагеров, Г. Г. Культурная утилизация манипулятивных технологий / Г. Г. Хазагеров, П. П. Лобас // Известия Южного федерального университета. Филологические науки - 2014. - №. 1. - 44 с.
55 Хомский, Н. 10 способов манипулирования с помощью СМИ [Электронный ресурс] / Н. Хомский // ИноСМИ. - 2011. - Режим доступа: http://inosmi.ru/world/20110517/169481135.html.
56 Шестопал, Е. Б. Образы государств, наций и лидеров / Е. Б. Шестопал, Д. А. Леонтьев - Москва: Аспект Пресс, 2008. - 288 с.
57 Цвик, В. Л. Введение в журналистику. Учебное пособие. / В. Л. Цвик - Москва: Изд-во МНЭПУ, 2000. - 115 с.
58 Федоров, А. В. Образ России в современной западной прессе [Электронный ресурс] / А. В. Федоров // Медиаобразование - 2013. - № 4. - Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/fedorov28.htm.