В настоящее время ни одна компания не может обойтись в своей деятельности без маркетинговых исследований. При этом независимо от того, сама она занимается их проведением или доверяет эту работу агентству, руководство компании должно иметь представление о последовательности проведения исследований. В первом случае это необходимо для правильной организации деятельности, во втором – для контроля.
Существуют различные подходы к классификации основных этапов маркетинговых исследований. Некоторые из них включают три этапа, другие – до шести (Приложение А). Однако в конечном итоге это представляется как более детальное рассмотрение четырёх обязательных. Предварительный (методологический) этап исследования, его реализация, обработка полученных данных и их презентация. Каждый из этапов может включать в себя «подэтапы», в зависимости от масштаба исследования и других факторов. Однако существуют обязательные составляющие. Например, для предварительного этапа это: выявление проблемы для исследования, постановка задач исследования, планирование программы исследования с выбором методов исследования.
Маркетинговые исследования обеспечивают связь организации с рыночной средой. Маркетинговое исследование предполагает идентификацию необходимой информации, ее сбор, анализ и интерпретацию с целью оказания содействия менеджменту в понимании рыночной среды, определении проблем и привлекательных возможностей, разработке программ маркетинговых мероприятий и оценке результатов их выполнения. Процесс управления маркетингом состоит из следующих этапов: анализ ситуации, разработка стратегии, разработка маркетинговой программы и ее реализация. На каждом из этих этапов требуется принятие ряда решений; для поддержки процесса принятия решений необходима информация, источником которой служат маркетинговые исследования. Чтобы быть эффективными, маркетинговые исследования должны быть релевантными, своевременными, рентабельными, точными и этичными.