В настоящее время ни одна компания не может обойтись в своей деятельности без маркетинговых исследований. При этом независимо от того, сама она занимается их проведением или доверяет эту работу агентству, руководство компании должно иметь представление о последовательности проведения исследований. В первом случае это необходимо для правильной организации деятельности, во втором – для контроля.
Существуют различные подходы к классификации основных этапов маркетинговых исследований. Некоторые из них включают три этапа, другие – до шести (Приложение А). Однако в конечном итоге это представляется как более детальное рассмотрение четырёх обязательных. Предварительный (методологический) этап исследования, его реализация, обработка полученных данных и их презентация. Каждый из этапов может включать в себя «подэтапы», в зависимости от масштаба исследования и других факторов. Однако существуют обязательные составляющие. Например, для предварительного этапа это: выявление проблемы для исследования, постановка задач исследования, планирование программы исследования с выбором методов исследования.
Маркетинговые исследования обеспечивают связь организации с рыночной средой. Маркетинговое исследование предполагает идентификацию необходимой информации, ее сбор, анализ и интерпретацию с целью оказания содействия менеджменту в понимании рыночной среды, определении проблем и привлекательных возможностей, разработке программ маркетинговых мероприятий и оценке результатов их выполнения. Процесс управления маркетингом состоит из следующих этапов: анализ ситуации, разработка стратегии, разработка маркетинговой программы и ее реализация. На каждом из этих этапов требуется принятие ряда решений; для поддержки процесса принятия решений необходима информация, источником которой служат маркетинговые исследования. Чтобы быть эффективными, маркетинговые исследования должны быть релевантными, своевременными, рентабельными, точными и этичными.
1. Нэреш К. Малхотра. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 4-е издание 2006 г 1200 стр
2. Анурин В., Муромкина И., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка. Издательство «Питер», 2004г.
3. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования Издательство «Питер», 2000г.
4. Березин И.С. Маркетинговые исследования. Как это делают в России Издательство «Вершина», 2005г.