Введение…………………………………………………………………………...3
1. Особенности развития управления персоналом в России и западных странах в XX веке…………………………………………………………………5
1.1. Система управления персоналом в развитых странах XX веке…………...5
1.2. Особенности управления персоналом в России…………………………..10
1.3. Роль стандартизации и механизации в развитии теории и практики управления в XX веке…………………………………………………………...13
2. Парадигмы управления персоналом в XX в………………………………...15
2.1. Основные подходы в развитии управления персоналом в XX в………...15
2.2. «Тейлоризм» в развитии управления………………………………………18
2.3. «Теория администрации» Анри Файоля…………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………...27
Актуальность темы исследования. Вступление общества в эпоху постиндустриального развития существенно изменило представления о целях, критериях и механизмах функционирования социально-трудовой сферы, в которой человек становится детерминирующим фактором конкурентоспособности организации. В этих условиях эффективное управление персоналом организации приобретает большое теоретическое и практическое значение, поскольку знания и квалификация работников признаются важнейшими факторами экономического и социального прогресса.
Это обусловливает высокую потребность практики управления персоналом в осуществлении научных исследований в данной сфере, направленных на повышение эффективности кадрового менеджмента и формирование работника нового типа, воспринимающего трудовую деятельность как сферу приложения инициативы и творческих возможностей.
Современный этап развития теории и практики управления персоналом характеризуется трансформацией от эклектики и организованности к системности, а основой его эффективности становится понимание менеджерами современных управленческих концепций, объективных закономерностей функционирования и развития системы управления персоналом как интегрированной подсистемы организации. Бессистемное использование инструментария управления персоналом без соответствующей адаптации к экономическим условиям и особенностям национального менталитета нередко приводит к негативному его восприятию на микроуровне. Следствием этого является низкая эффективность использования человеческих ресурсов и существенное снижение конкурентных возможностей организаций отечественной экономики.
Цель исследования заключается в анализе развития теории и практики управления персоналом в XX веке.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
1) исследование особенностей развития управления персоналом в России и западных странах в XX веке;
2) анализ парадигм управления персоналом в XX в.
На протяжении долгих веков истории человечества, вплоть до эпохи высокоразвитого промышленного производства, вопросы рационального "управления человеческими ресурсами" решались методом "проб и ошибок". Вместе с тем вопрос о природе и принципах справедливого и эффективного управления составлял предмет размышлений многих великих мыслителей, а основы реалистического воззрения на процесс, возникающий из необходимости достижения общих целей в ходе совместной жизнедеятельности людей, были заложены еще в античности.
В целом, доиндустриальная эпоха, включая рабовладение, когда преобладали методы прямого принуждения к труду, и эпоха феодализма со свойственным ей отсутствием личной свободы производителя в условиях натурального или мелкотоварного производства, не нуждались в особых методах управления людьми.
В начале XX века внимание управлению человеческим трудом начало уделяться в связи с возникновением и развитием рыночной экономики. Возникновение школы "научного менеджмента" или "научной организации труда" связано с именем американского инженера Ф. Тейлора (1856-1915).
Ф. Тейлор полагал, что труд – это прежде всего индивидуальная деятельность, а потому воздействие трудового коллектива на рабочего обычно носит деструктивный, разлагающий характер и делает рабочего менее продуктивным.
Ф. Тейлор первым выдвинул тезис о необходимости научного подбора рабочих. Он писал, что отбор людей не требует поиска экстраординарных индивидов, но предполагает выбор среди самых обыкновенных людей тех немногих, которые подходят специально к данному типу работы.
Отечественная наука о персонале стала активно развиваться в 20-е годы XX века.
В 20-е гг. директор Института техники управления Е.Ф. Розмирович и ее коллеги развивали идею о том, что "система управления людьми" с течением времени заменяется "системой управления вещами".
Многие отечественные ученые, в том числе и А.К. Гастев и "цитовцы" (сотрудники Центрального института труда) рассматривали рабочего объектом изучения и самым "творящим" субъектом этого изучения.
...
25. Горячева Д.Г. Как эффективно управлять персоналом//Консультант директора, 2009,№4
26. Летуновский В.В. Управление персоналом в период кризиса// «Персонал XXI», №3,2010
27. Теплов О.И. Разработка системы материального стимулирования// «Менеджер по персоналу, 2008,№2
28. Шабельников И.В. Как изменить отношение сотрудников к работе//Консультант №3, 2009
29. Шилов С. Роль службы управления персоналом в осуществлении организационных изменений. //Персонал-Микс, 2009
30. Фриман Дж. Повышение эффективности управления персоналом//Менеджмент в России и за рубежом, 2008,№4