Формирование коммуникативных УУД у младших школьников в технологии развивающего обучения
|
Введение 5
1 Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных
учебных действий в начальной школе 9
1.1 Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий 9
1.2 Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных
действий в младшем школьном возрасте 14
1.3 Характеристика технологии развивающего обучения и анализ УМК Л.В. Занкова 17
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников в технологии развивающего обучения Л. В. Занкова 22
2.1 Анализ и интерпретация результатов диагностики коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников 22
2.2 Методические рекомендации для учителя по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий в технологии развивающего обучения Л.В. Занкова 32
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение А 46
Приложение Б 50
Приложение В 72
Приложение Г 73
1 Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных
учебных действий в начальной школе 9
1.1 Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий 9
1.2 Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных
действий в младшем школьном возрасте 14
1.3 Характеристика технологии развивающего обучения и анализ УМК Л.В. Занкова 17
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников в технологии развивающего обучения Л. В. Занкова 22
2.1 Анализ и интерпретация результатов диагностики коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников 22
2.2 Методические рекомендации для учителя по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий в технологии развивающего обучения Л.В. Занкова 32
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение А 46
Приложение Б 50
Приложение В 72
Приложение Г 73
Выдвижение на первый план развития личности, а также ее отдельных качеств, в том числе коммуникативных умений, находят отражение в государственных документах.
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, сказано о востребованности в современном обществе людей предприимчивых, образованных, самостоятельно принимающих решения и прогнозирующих их вероятные последствия, которые отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, владеют ответственностью за процветание социальной и экономической участи страны. Способность к сотрудничеству, а значит коммуникативная компетентность, имеет большую значимость в развивающемся обществе, и поэтому причисляется к группе основных компетенций, значимых в жизни человека, поэтому ее формированию надлежит уделять специальное внимание.
На данный момент в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) к результатам образования, общеобразовательные школы должны формировать у учащихся метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия, которые составляют основу умения учиться, к которым относятся и коммуникативные универсальные учебные действия (далее - УУД).
Актуальность заявленной нами темы подтверждается социальным заказом общества, так как в современном обществе востребованы коммуникабельные, приспосабливающиеся к жизненным условиям, умеющие сотрудничать, владеющие основами культуры общения и взаимодействия члены общества.
Методологическую основу требований ФГОС НОО составляет системно-деятельностный подход, который сформировался в отечественной педагогике, в том числе в результате разработки теоретических основ систем развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина В.В. - Давыдова и их реализации на практике. Развитие Л.В. Занков понимает, как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений ребенка. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного, то есть тех качественных характеристик развития личности ребенка, требования к уровню сформированное™ которых сегодня сформулированы в ФГОС НОО как «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» (личностные, метапредметные, предметные).
Цель исследования - разработать и апробировать систему уроков по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в технологии развивающего обучения Л.В. Занкова.
Объект исследования - формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования - формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в технологии развивающего обучения Л. В. Занкова.
Гипотеза исследования - формирование коммуникативных УУД у младших школьников в технологии развивающего обучения будет эффективно, если:
-выявлена сущность коммуникативных УУД младших школьников;
-учтены особенности формирования коммуникативных УУД в младшем школьном возрасте в технологии развивающего обучения;
-критериями диагностики сформированное™ коммуникативных УУД выступают три аспекта коммуникативной деятельности (коммуникация как взаимодействие, кооперация, и интериоризация), позволяющие оценивать уровни их сформированное™;
-разработана и апробирована система уроков, по формированию коммуникативных УУД, через: вовлечение детей в коммуникативную деятельность (коммуникацию как взаимодействие, как кооперацию, и интериоризацию); организацию парных и групповых видов работ; координацию коммуникативной деятельности (взаимодействия, кооперации, и интериоризации).
Для реализации цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать коммуникативные УУД;
2) выявить особенности формирования коммуникативных УУД в младшем школьном возрасте;
3) охарактеризовать технологию развивающего обучения и проанализировать УМК Л.В. Зайкова;
4) провести опытно-экспериментальную работу по формированию коммуникативных УУД младших школьников в технологии развивающего обучения Л.В. Зайкова и проанализировать результаты диагностики коммуникативных УУД;
5) разработать методические рекомендации для учителя по формированию коммуникативных УУД в технологии развивающего обучения Л.В. Зайкова.
Методы исследования:
теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение и анализ нормативных, программных документов в области образования.
эмпирические: наблюдение (методика Г.А. Цукерман «Рукавички», задание «Дорога к дому»), беседа (методика «Кто прав?»), анализ результатов деятельности детей (методика Г.А. Цукерман «Рукавички», задание «Дорога к дому»).
Теоретико-методологическую основу составили работы таких ученых как А.Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А.А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В.А. Тищенко, Г. М. Андреева, А. С. Баранова, А. В. Мудрик, Л.Я. Лозован, Е.О. Смирнова; в области особенностей формирования коммуникативных УУД младшего школьного возраста Ж. Пиаже, Г. Р. Сафина, В.С. Мухина, А.В. Козлова; в характеристике технологии развивающего обучения и УМК Л.В. Занкова Л.В. Занков, Г.К. Селевко, Н.В. Нечаева, Л.Ф. Климанова, Аргинская И.И.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что материалы исследования могут быть востребованы учителями начальных классов в их практической работе по формированию коммуникативных УУД у младших школьников, а также студентами педагогических образовательных организаций в ходе выполнения студенческих научных исследований.
Результаты проведенной исследовательской работы были обсуждены на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты», отражены в публикации «Средства коррекции сформированное™ коммуникативных УУД младших школьников» [29].
Содержание выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, который составляет 41 источник, 8 таблиц и 4 приложения. Общий объем работы составляет 73 страницы.
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, сказано о востребованности в современном обществе людей предприимчивых, образованных, самостоятельно принимающих решения и прогнозирующих их вероятные последствия, которые отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, владеют ответственностью за процветание социальной и экономической участи страны. Способность к сотрудничеству, а значит коммуникативная компетентность, имеет большую значимость в развивающемся обществе, и поэтому причисляется к группе основных компетенций, значимых в жизни человека, поэтому ее формированию надлежит уделять специальное внимание.
На данный момент в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) к результатам образования, общеобразовательные школы должны формировать у учащихся метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия, которые составляют основу умения учиться, к которым относятся и коммуникативные универсальные учебные действия (далее - УУД).
Актуальность заявленной нами темы подтверждается социальным заказом общества, так как в современном обществе востребованы коммуникабельные, приспосабливающиеся к жизненным условиям, умеющие сотрудничать, владеющие основами культуры общения и взаимодействия члены общества.
Методологическую основу требований ФГОС НОО составляет системно-деятельностный подход, который сформировался в отечественной педагогике, в том числе в результате разработки теоретических основ систем развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина В.В. - Давыдова и их реализации на практике. Развитие Л.В. Занков понимает, как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений ребенка. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного, то есть тех качественных характеристик развития личности ребенка, требования к уровню сформированное™ которых сегодня сформулированы в ФГОС НОО как «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» (личностные, метапредметные, предметные).
Цель исследования - разработать и апробировать систему уроков по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в технологии развивающего обучения Л.В. Занкова.
Объект исследования - формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования - формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в технологии развивающего обучения Л. В. Занкова.
Гипотеза исследования - формирование коммуникативных УУД у младших школьников в технологии развивающего обучения будет эффективно, если:
-выявлена сущность коммуникативных УУД младших школьников;
-учтены особенности формирования коммуникативных УУД в младшем школьном возрасте в технологии развивающего обучения;
-критериями диагностики сформированное™ коммуникативных УУД выступают три аспекта коммуникативной деятельности (коммуникация как взаимодействие, кооперация, и интериоризация), позволяющие оценивать уровни их сформированное™;
-разработана и апробирована система уроков, по формированию коммуникативных УУД, через: вовлечение детей в коммуникативную деятельность (коммуникацию как взаимодействие, как кооперацию, и интериоризацию); организацию парных и групповых видов работ; координацию коммуникативной деятельности (взаимодействия, кооперации, и интериоризации).
Для реализации цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать коммуникативные УУД;
2) выявить особенности формирования коммуникативных УУД в младшем школьном возрасте;
3) охарактеризовать технологию развивающего обучения и проанализировать УМК Л.В. Зайкова;
4) провести опытно-экспериментальную работу по формированию коммуникативных УУД младших школьников в технологии развивающего обучения Л.В. Зайкова и проанализировать результаты диагностики коммуникативных УУД;
5) разработать методические рекомендации для учителя по формированию коммуникативных УУД в технологии развивающего обучения Л.В. Зайкова.
Методы исследования:
теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение и анализ нормативных, программных документов в области образования.
эмпирические: наблюдение (методика Г.А. Цукерман «Рукавички», задание «Дорога к дому»), беседа (методика «Кто прав?»), анализ результатов деятельности детей (методика Г.А. Цукерман «Рукавички», задание «Дорога к дому»).
Теоретико-методологическую основу составили работы таких ученых как А.Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А.А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В.А. Тищенко, Г. М. Андреева, А. С. Баранова, А. В. Мудрик, Л.Я. Лозован, Е.О. Смирнова; в области особенностей формирования коммуникативных УУД младшего школьного возраста Ж. Пиаже, Г. Р. Сафина, В.С. Мухина, А.В. Козлова; в характеристике технологии развивающего обучения и УМК Л.В. Занкова Л.В. Занков, Г.К. Селевко, Н.В. Нечаева, Л.Ф. Климанова, Аргинская И.И.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что материалы исследования могут быть востребованы учителями начальных классов в их практической работе по формированию коммуникативных УУД у младших школьников, а также студентами педагогических образовательных организаций в ходе выполнения студенческих научных исследований.
Результаты проведенной исследовательской работы были обсуждены на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты», отражены в публикации «Средства коррекции сформированное™ коммуникативных УУД младших школьников» [29].
Содержание выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, который составляет 41 источник, 8 таблиц и 4 приложения. Общий объем работы составляет 73 страницы.
Актуальность выпускной квалификационной работы объясняется требованиями к результатам образования в соответствии с ФГОС НОО, а также социальным заказом общества.
Для решения первой задачи, мы рассмотрели позиции разных ученых, и в своем исследовании мы будем придерживаться характеристики коммуникативных УУД А.Г. Асмолова. По его мнению, их можно разделить на 3 группы: коммуникация как взаимодействие; коммуникация как кооперация; коммуникация как интериоризация.
Для решения нашей следующей задачи, мы выявили особенности формирования коммуникативных УУД в младшем школьном возрасте: психологические особенности (формирование социальной речи, возникновение отношений «ребенок- учитель», включение в межличностные отношения со сверстниками); педагогические (организация взаимодействия со взрослыми и сверстниками); методические особенности развивающего обучения, выраженные в педагогически целесообразных требованиях к ответам ребенка.
Третья задача нашего исследования заключалась в характеристике технологии развивающего обучения и анализе УМК Л.В. Зайкова. Технология развивающего обучения характеризуется: ориентацией на зону ближайшего развития ребенка, развитием всей личности, субъект- субъектным подходом к ученику. При анализе УМК Л.В. Зайкова, мы выяснили, что предметные курсы строятся на интегрированном подходе, задания, предлагаемые в УМК, ориентированы на формирование коммуникативной деятельности.
Четвертая задача нашего исследования, заключалась в проведении опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативных УУД младших школьников и анализе результатов диагностики коммуникативных УУД.
Базой исследования выступила МБОУ СОШ № 2 города Лесосибирска. В исследовании приняли участие обучающиеся 4 «А» класса в составе 25 человек (1 ученик для парной работы привлекался с 2 учащимися). Осуществлялась диагностика в реальных условиях путем выполнения заданий и методики, которые предполагали работу в индивидуальной беседе Методика «Кто прав?», парную работу Задание «Рукавички» и Задание «Дорога к дому».
По результатам первичной диагностики, было выявлено: 13 детей, имеющих высокий уровень коммуникации как взаимодействия, коммуникации как кооперации и коммуникации как интериоризации, что составляет 52% от всего класса; у 12 младших школьников - средний уровень коммуникативных УУД, что составляет - 48% от класса.
По полученным результатам первичной диагностики, мы пришли к выводу, что для повышения уровня коммуникативных УУД у младших школьников в 4 «А» классе, необходимо провести формирующую работу. Для это была спроектирована система уроков. При разработке системы уроков и заданий учитывались выделенные нами особенности формирования коммуникативных УУД у младшего школьника, а также характерные особенности технологии развивающего обучения и УМК Л.В. Занкова.
По результатам повторной диагностики, было выявлено 24 ученика, имеющих высокий уровень коммуникации как взаимодействия, коммуникации как кооперации и коммуникации как интериоризации, что составляет 96% от всего класса; у 1 ребенка средний уровень коммуникативных УУД, что составляет - 4% от класса.
В ходе работы были сформулированы методические рекомендации для учителя начальных классов, направленные на формирование трех аспектов коммуникативной деятельности. Задачи выпускной квалификационной работы решены, цель достигнута.
Для решения первой задачи, мы рассмотрели позиции разных ученых, и в своем исследовании мы будем придерживаться характеристики коммуникативных УУД А.Г. Асмолова. По его мнению, их можно разделить на 3 группы: коммуникация как взаимодействие; коммуникация как кооперация; коммуникация как интериоризация.
Для решения нашей следующей задачи, мы выявили особенности формирования коммуникативных УУД в младшем школьном возрасте: психологические особенности (формирование социальной речи, возникновение отношений «ребенок- учитель», включение в межличностные отношения со сверстниками); педагогические (организация взаимодействия со взрослыми и сверстниками); методические особенности развивающего обучения, выраженные в педагогически целесообразных требованиях к ответам ребенка.
Третья задача нашего исследования заключалась в характеристике технологии развивающего обучения и анализе УМК Л.В. Зайкова. Технология развивающего обучения характеризуется: ориентацией на зону ближайшего развития ребенка, развитием всей личности, субъект- субъектным подходом к ученику. При анализе УМК Л.В. Зайкова, мы выяснили, что предметные курсы строятся на интегрированном подходе, задания, предлагаемые в УМК, ориентированы на формирование коммуникативной деятельности.
Четвертая задача нашего исследования, заключалась в проведении опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативных УУД младших школьников и анализе результатов диагностики коммуникативных УУД.
Базой исследования выступила МБОУ СОШ № 2 города Лесосибирска. В исследовании приняли участие обучающиеся 4 «А» класса в составе 25 человек (1 ученик для парной работы привлекался с 2 учащимися). Осуществлялась диагностика в реальных условиях путем выполнения заданий и методики, которые предполагали работу в индивидуальной беседе Методика «Кто прав?», парную работу Задание «Рукавички» и Задание «Дорога к дому».
По результатам первичной диагностики, было выявлено: 13 детей, имеющих высокий уровень коммуникации как взаимодействия, коммуникации как кооперации и коммуникации как интериоризации, что составляет 52% от всего класса; у 12 младших школьников - средний уровень коммуникативных УУД, что составляет - 48% от класса.
По полученным результатам первичной диагностики, мы пришли к выводу, что для повышения уровня коммуникативных УУД у младших школьников в 4 «А» классе, необходимо провести формирующую работу. Для это была спроектирована система уроков. При разработке системы уроков и заданий учитывались выделенные нами особенности формирования коммуникативных УУД у младшего школьника, а также характерные особенности технологии развивающего обучения и УМК Л.В. Занкова.
По результатам повторной диагностики, было выявлено 24 ученика, имеющих высокий уровень коммуникации как взаимодействия, коммуникации как кооперации и коммуникации как интериоризации, что составляет 96% от всего класса; у 1 ребенка средний уровень коммуникативных УУД, что составляет - 4% от класса.
В ходе работы были сформулированы методические рекомендации для учителя начальных классов, направленные на формирование трех аспектов коммуникативной деятельности. Задачи выпускной квалификационной работы решены, цель достигнута.
Подобные работы
- Развитие коммуникативных УУД у младших школьников средствами проектной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НО СРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - Формирование коммуникативных УУД у младших школьников в процессе овладения вычислительными навыками (Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2024 - Условия включения проектной деятельности в учебный процесс с целью формирования коммуникативных УУД у младших школьников на уроке литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2021 - Формирование коммуникативных УУД у младших школьников средствами ТРКМ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2022 - Формирование коммуникативных умений у младших школьников
через игру
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Организация внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности по формированию коммуникативных УУД младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019



