Организация вторичной профилактической работы в общеобразовательных учреждениях с несовершеннолетними правонарушителями
|
Введение 3
1 Несовершеннолетние правонарушители как объект вторичной профилактики 6
1.1 Характеристика личности несовершеннолетнего правонарушителя 6
1.2 Причины совершения правонарушений несовершеннолетними 16
2 Правовые основы, подходы и технологии в организации профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями, используемые в общеобразовательных учреждениях 24
2.1 Подходы к вторичной профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями, используемые в общеобразовательных учреждениях 24
2.2 Правовые основы организации вторичной профилактической работы с
несовершеннолетними правонарушителями в общеобразовательных учреждениях 29
2.3 Технологии, применяемые в общеобразовательных учреждениях при
организации вторичной профилактики совершения правонарушений несовершеннолетними 35
3 Деятельность МБОУ «Гимназия №7» г. Красноярска по организации вторичной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями и возможности ее совершенствования 41
3.1 Опыт деятельности МБОУ «Гимназия №7» г. Красноярска по организации вторичной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями 41
3.2 Рекомендации по совершенствованию организации вторичной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в МБОУ «Гимназия №7» 50
Заключение 56
Список использованных источников 59
1 Несовершеннолетние правонарушители как объект вторичной профилактики 6
1.1 Характеристика личности несовершеннолетнего правонарушителя 6
1.2 Причины совершения правонарушений несовершеннолетними 16
2 Правовые основы, подходы и технологии в организации профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями, используемые в общеобразовательных учреждениях 24
2.1 Подходы к вторичной профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями, используемые в общеобразовательных учреждениях 24
2.2 Правовые основы организации вторичной профилактической работы с
несовершеннолетними правонарушителями в общеобразовательных учреждениях 29
2.3 Технологии, применяемые в общеобразовательных учреждениях при
организации вторичной профилактики совершения правонарушений несовершеннолетними 35
3 Деятельность МБОУ «Гимназия №7» г. Красноярска по организации вторичной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями и возможности ее совершенствования 41
3.1 Опыт деятельности МБОУ «Гимназия №7» г. Красноярска по организации вторичной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями 41
3.2 Рекомендации по совершенствованию организации вторичной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в МБОУ «Гимназия №7» 50
Заключение 56
Список использованных источников 59
Несовершеннолетие проживают один из самых сложных периодов развития личности. Несмотря на то, что этот период относительно кратковременный, нельзя не заметить, что именно он во многом определяет дальнейшую судьбу человека, так как именно в этом возрасте преимущественно про-исходит завершение формирования характера и становление личности при активном влиянии социальной среды, ближайшего окружения и общества в целом.
Если несовершеннолетний, находясь в этом периоде, совершает правонарушение, это накладывает огромный отпечаток на дальнейшее развитие его личности. Как отмечено в Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, на данный момент не теряет актуальности проблема повторной преступности несовершеннолетних [1]. Поэтому главной задачей специалиста, который работает с несовершеннолетним правонарушителем, является недопущение повторного совершения им правонарушения, восстановление и развитие нормальных позитивных интересов несовершеннолетнего, нормального общения, чувства социальной ответственности и дисциплины [2, с. 186]. Для того чтобы все это реализовать, требуется комплексная работа сразу всех учреждений, которые участвуют во вторичной профилактике право-нарушений несовершеннолетних, среди которых немаловажную роль играют общеобразовательные учреждения.
В то же время существует проблема того, что законодательство относит общеобразовательные учреждения к субъектам профилактики правонарушений только косвенно, заключив их в общие формулировки. В Федеральном законе «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» N 182-ФЗ от 26.06.2016 также говорится о некоторых лицах, участвующих в профилактике правонарушений, - это граждане, общественные объединения и иные организации, оказывающие помощь (содействие) субъектам профилактики правонарушений в рамках реализации своих прав в сфере профилактики правонарушений [3]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что образовательные организации, то есть школы, гимназии, лицеи, могут участвовать в профилактике правонарушений, но им не уделяется должное внимание, и основной упор делается на то, что эти организации могут лишь оказывать содействие, например, органам прокуратуры в профилактике правонарушений несовершеннолетних. Это кажется крайне нецелесообразным, так как именно школы, которые каждый день взаимодействуют с несовершеннолетним, обладают потенциалом, чтобы выполнить все цели вторичной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями. Но в данный момент полностью теряется воспитательная роль школы в профилактике правонарушений несовершеннолетних, в том числе и вторичной.
Объектом выпускной квалификационной работы являются несовершеннолетние, совершившие правонарушения.
Предмет - организация вторичной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в общеобразовательных учреждениях.
Цель выпускной работы - разработать рекомендации по организации вторичной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в общеобразовательных учреждениях.
Задачи:
- дать характеристику личности несовершеннолетнего, совершившего правонарушение, как объекту вторичной профилактики;
- определить причины совершения правонарушений несовершеннолетними;
- обозначить подходы к вторичной профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями, используемые в общеобразовательных учреждениях;
- изучить правовые основы организации вторичной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в общеобразовательных учреждениях;
- определить технологии, применяемые в общеобразовательных учреждениях при организации вторичной профилактики совершения правонарушений несовершеннолетними;
- описать опыт деятельности общеобразовательного учреждения по организации вторичной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями;
- выявить проблемы в организации вторичной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в общеобразовательном учреждении.
Методы, используемые для написания работы:
- анализ документов, нормативно-правовой базы;
- интервью;
- наблюдение.
Если несовершеннолетний, находясь в этом периоде, совершает правонарушение, это накладывает огромный отпечаток на дальнейшее развитие его личности. Как отмечено в Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, на данный момент не теряет актуальности проблема повторной преступности несовершеннолетних [1]. Поэтому главной задачей специалиста, который работает с несовершеннолетним правонарушителем, является недопущение повторного совершения им правонарушения, восстановление и развитие нормальных позитивных интересов несовершеннолетнего, нормального общения, чувства социальной ответственности и дисциплины [2, с. 186]. Для того чтобы все это реализовать, требуется комплексная работа сразу всех учреждений, которые участвуют во вторичной профилактике право-нарушений несовершеннолетних, среди которых немаловажную роль играют общеобразовательные учреждения.
В то же время существует проблема того, что законодательство относит общеобразовательные учреждения к субъектам профилактики правонарушений только косвенно, заключив их в общие формулировки. В Федеральном законе «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» N 182-ФЗ от 26.06.2016 также говорится о некоторых лицах, участвующих в профилактике правонарушений, - это граждане, общественные объединения и иные организации, оказывающие помощь (содействие) субъектам профилактики правонарушений в рамках реализации своих прав в сфере профилактики правонарушений [3]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что образовательные организации, то есть школы, гимназии, лицеи, могут участвовать в профилактике правонарушений, но им не уделяется должное внимание, и основной упор делается на то, что эти организации могут лишь оказывать содействие, например, органам прокуратуры в профилактике правонарушений несовершеннолетних. Это кажется крайне нецелесообразным, так как именно школы, которые каждый день взаимодействуют с несовершеннолетним, обладают потенциалом, чтобы выполнить все цели вторичной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями. Но в данный момент полностью теряется воспитательная роль школы в профилактике правонарушений несовершеннолетних, в том числе и вторичной.
Объектом выпускной квалификационной работы являются несовершеннолетние, совершившие правонарушения.
Предмет - организация вторичной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в общеобразовательных учреждениях.
Цель выпускной работы - разработать рекомендации по организации вторичной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в общеобразовательных учреждениях.
Задачи:
- дать характеристику личности несовершеннолетнего, совершившего правонарушение, как объекту вторичной профилактики;
- определить причины совершения правонарушений несовершеннолетними;
- обозначить подходы к вторичной профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями, используемые в общеобразовательных учреждениях;
- изучить правовые основы организации вторичной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в общеобразовательных учреждениях;
- определить технологии, применяемые в общеобразовательных учреждениях при организации вторичной профилактики совершения правонарушений несовершеннолетними;
- описать опыт деятельности общеобразовательного учреждения по организации вторичной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями;
- выявить проблемы в организации вторичной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в общеобразовательном учреждении.
Методы, используемые для написания работы:
- анализ документов, нормативно-правовой базы;
- интервью;
- наблюдение.
Итак, данная выпускная квалификационная работа была посвящена изучению организации вторичной профилактической работы в общеобразовательных учреждениях с несовершеннолетними правонарушителями.
В первой главе были выявлены основные характеристики несовершеннолетних, совершивших правонарушения, а также причины совершения несовершеннолетними правонарушений. Говоря о характеристике личности несовершеннолетнего правонарушителя, можно выделить схожие показатели, например, специфические поведенческие реакции, а также такие качества как самоуверенность, ранимость, недостаточный самоконтроль, импульсивность, сниженный интерес к познавательной деятельности, эгоцентричность и повышенная восприимчивость негативного влияния со стороны. Среди основных причин совершения несовершеннолетними правонарушений выделяют насилие в семье, употребление алкоголя и наркотиков. Также большую роль играют особенности взаимоотношений между родителями и детьми, поведение и реакции значимых взрослых на те или иные действия несовершенно¬летних. Отдельное внимание стоит уделить причинам, которые связаны с индивидуальными психологическими особенностями каждого несовершеннолетнего, к примеру, несформированность морально -нравственных установок, трудности в общении со сверстниками.
Вторая глава посвящена правовым основам, подходам и технологиям в организации профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями, используемым в общеобразовательных учреждениях. Среди основных подходов к такой работе выделяют карательный, реабилитационный и восстановительный, при этом в образовательных учреждениях используют, как правило, «симбиоз» восстановительного и реабилитационного подходов. Также все специалисты, осуществляющие работы с несовершеннолетними правонарушителями, должны руководствоваться личностно-ориентированным подходом для максимально эффективной индивидуальной работы.
Анализ нормативно-правовых актов показал, что правовые основы организации вторичной профилактической работы в общеобразовательных учреждениях с несовершеннолетними правонарушителями наиболее полно раскрыты в Федеральным законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» N 120-ФЗ от 07.06.2017 г., несмотря на наличие и других нормативных актов. При этом в современном законодательстве официально не уделяется должное внимание общеобразовательным учреждениям как субъектам профилактики правонарушений не-совершеннолетних, а также практически не прослеживается разделение профилактики на определенные уровни, поэтому можно выделить такую проблему, как отсутствие специальных функций для осуществления вторичной профилактики.
Среди технологий, используемых в общеобразовательных учреждениях при организации вторичной профилактики с несовершеннолетними правонарушителями, важное место занимает грамотно проведенная социальная диагностика, а также медиация. Помимо этого, используются и другие социальные технологии, например, арт-терапевтические, технологии профессиональной ориентации, информационного просвещения и консультирования.
В третьей главе был рассмотрен опыт деятельности МБОУ «Гимназия №7» г. Красноярска по организации вторичной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями, а так же выделены следующие проблемы в деятельности данного учреждения:
- отсутствие четкого инструментария для проведения социальной диагностики и обработки результатов;
- субъективная оценка результатов профилактической работы и отсутствие проработанных критериев эффективности;
- частое нежелание родителей несовершеннолетних, совершивших правонарушения, участвовать во вторичной профилактической работе;
- отсутствие работы по направлению снижения педагогической неграмотности родителей;
- отсутствие межведомственной координации на этапе разработки плана ИПР;
- недостаточное количество специалистов, занимающихся непосредственно разработкой и реализацией ИПР;
- недостаточная проработка положения об организации ИПР с несовершеннолетними и их родителями.
В работе также были предложены рекомендации по возможному решению данных проблем, тем самым, цель данной выпускной квалификационной работы была выполнена.
В первой главе были выявлены основные характеристики несовершеннолетних, совершивших правонарушения, а также причины совершения несовершеннолетними правонарушений. Говоря о характеристике личности несовершеннолетнего правонарушителя, можно выделить схожие показатели, например, специфические поведенческие реакции, а также такие качества как самоуверенность, ранимость, недостаточный самоконтроль, импульсивность, сниженный интерес к познавательной деятельности, эгоцентричность и повышенная восприимчивость негативного влияния со стороны. Среди основных причин совершения несовершеннолетними правонарушений выделяют насилие в семье, употребление алкоголя и наркотиков. Также большую роль играют особенности взаимоотношений между родителями и детьми, поведение и реакции значимых взрослых на те или иные действия несовершенно¬летних. Отдельное внимание стоит уделить причинам, которые связаны с индивидуальными психологическими особенностями каждого несовершеннолетнего, к примеру, несформированность морально -нравственных установок, трудности в общении со сверстниками.
Вторая глава посвящена правовым основам, подходам и технологиям в организации профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями, используемым в общеобразовательных учреждениях. Среди основных подходов к такой работе выделяют карательный, реабилитационный и восстановительный, при этом в образовательных учреждениях используют, как правило, «симбиоз» восстановительного и реабилитационного подходов. Также все специалисты, осуществляющие работы с несовершеннолетними правонарушителями, должны руководствоваться личностно-ориентированным подходом для максимально эффективной индивидуальной работы.
Анализ нормативно-правовых актов показал, что правовые основы организации вторичной профилактической работы в общеобразовательных учреждениях с несовершеннолетними правонарушителями наиболее полно раскрыты в Федеральным законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» N 120-ФЗ от 07.06.2017 г., несмотря на наличие и других нормативных актов. При этом в современном законодательстве официально не уделяется должное внимание общеобразовательным учреждениям как субъектам профилактики правонарушений не-совершеннолетних, а также практически не прослеживается разделение профилактики на определенные уровни, поэтому можно выделить такую проблему, как отсутствие специальных функций для осуществления вторичной профилактики.
Среди технологий, используемых в общеобразовательных учреждениях при организации вторичной профилактики с несовершеннолетними правонарушителями, важное место занимает грамотно проведенная социальная диагностика, а также медиация. Помимо этого, используются и другие социальные технологии, например, арт-терапевтические, технологии профессиональной ориентации, информационного просвещения и консультирования.
В третьей главе был рассмотрен опыт деятельности МБОУ «Гимназия №7» г. Красноярска по организации вторичной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями, а так же выделены следующие проблемы в деятельности данного учреждения:
- отсутствие четкого инструментария для проведения социальной диагностики и обработки результатов;
- субъективная оценка результатов профилактической работы и отсутствие проработанных критериев эффективности;
- частое нежелание родителей несовершеннолетних, совершивших правонарушения, участвовать во вторичной профилактической работе;
- отсутствие работы по направлению снижения педагогической неграмотности родителей;
- отсутствие межведомственной координации на этапе разработки плана ИПР;
- недостаточное количество специалистов, занимающихся непосредственно разработкой и реализацией ИПР;
- недостаточная проработка положения об организации ИПР с несовершеннолетними и их родителями.
В работе также были предложены рекомендации по возможному решению данных проблем, тем самым, цель данной выпускной квалификационной работы была выполнена.
Подобные работы
- СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ГЕНЕЗИС, СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Магистерская диссертация, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2015 - Профилактика противоправного поведения у подростков в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика противоправного поведения младших школьников во
внеурочной деятельности в школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2019



