Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Работа №23413

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы132
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
660
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования речевых умений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 8
1.1 Понятие «речевые умения детей старшего дошкольного
возраста» 8
1.2 Особенности формирования речевых умений детей старшего
дошкольного возраста в сюжетно-ролевой 13
игре
1.3 Педагогические условия формирования речевых умений детей
старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой 22
игре
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию речевых
умений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 31
2.1 Диагностика сформированное™ речевых умений детей
старшего дошкольного 31
возраста
2.2 Реализация педагогических условий формирования речевых
умений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой 39 игре
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию
речевых умений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой
игре
Заключение 62
Список использованных источников 65
Приложение 69

Актуальность изучаемой нами темы определяется тем, что освоение мира дошкольником осуществляется, в том числе, и в процессе речевого развития, основная цель которого - приобщение ребенка к опыту, накопленному человечеством.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как одна из образовательных областей - «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно- исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ
Совершенствование современной системы дошкольного образования в соответствии с принципами гуманизации, индивидуализации и культуросообразности обусловили признание самоценности дошкольного периода детства, переход от педагогики обучения к педагогике развития, направленной на формирование субъектной позиции ребенка. В связи с этим возрастет роль игры как ведущего вида деятельности дошкольника. Именно в игровой деятельности происходит социализация ребенка, его ориентация в отношениях между людьми, овладение первоначальными навыками кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.Л. Венгер, Л.П. Усова и др.), нравственное и умственное развитие (Д.Б. Эльконин, С.Л. Новоселова, А.В. Запорожец и др.). В игре и с её помощью осуществляется процесс подготовки ребенка к обучению в школе.
Гипотеза исследования построена на предположении о том, что обеспечение таких педагогических условий, как: организация предметно-пространственной развивающей среды, способствующей формированию речевых умений в сюжетно-ролевой игре; создание педагогом
специальных образовательных ситуаций, способствующих формированию речевых умений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре, будет способствовать эффективному формированию речевых умений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель нашего исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования речевых умений детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Объект исследования: педагогические условия формирования речевых умений детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование речевых умений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать понятие «речевые умения» детей дошкольного возраста;
- выявить особенности формирования речевых умений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре ;
- теоретически обосновать педагогические условия формирования речевых умений детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре;
- провести опытно - экспериментальную работу по формированию речевых умений детей дошкольного возраста в ДОУ в сюжетно-ролевой игре.
Решение поставленных задач обеспечивалось комплексом методов: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; составление библиографии, реферирование; методы опроса, наблюдения, анкетирования; педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения разработанных педагогических условий формирования речевых умений детей дошкольного возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Мы проанализировали понятие «речевые умения» детей дошкольного возраста и пришли к выводу, что оно является базовым в проблемном поле педагогических исследований по отношению к разным формам речевого творчества дошкольников.
В контексте нашего исследования под понятием «речевые умения» дошкольников мы будем понимать определение Ю.И. Пасова, который считает, что это способность дошкольника управлять собственной речевой деятельностью с целью решения коммуникативных задач.
Это социальное по природе образование, формирующееся под влиянием социальных факторов, главным образом, потребности в общении и реализации коммуникативных интенций в различных ситуациях совместной деятельности людей.;
мы выделили следующие особенности формирования речевых умений в сюжетно-ролевой игре старших дошкольников:
- формирование речи из ситуативной в контекстную;
- развитие регулирующей функции речи, которая помогает регулировать деятельность и поведение;
- формирование планирующей и инструктивной функций речи, проявляющихся сначала в игровой, а затем и в учебной деятельности;
- совершенствование звуковой стороны речевой деятельности: преодоление дефектов звукопроизношения, различение сходных звуков на слух и в собственной речи;
- овладение звуковым анализом слов;
- совершенствование смысловой стороны речевой деятельности: обогащение словарного запаса, появление лексической вариативности, связности речи, овладение монологом.
Мы обосновали педагогические условия формирования речевых умений детей дошкольного возраста, такие как:
- организация предметно-пространственной развивающей среды, способствующей формированию речевых умений в сюжетно-ролевой игре;
- создание педагогом специальных образовательных ситуаций, способствующих формированию речевых умений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
Мы провели опытно - экспериментальную работу по формированию речевых умений детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Первым этапом мы провели диагностику сформированное™ речевых умений у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад №Т» города Лесосибирска, для диагностики использовались следующие диагностические методики: методика для выявления способности дошкольников к пересказу (Богатырёва А.В.); методика выявления
понимания ребёнком смысловой стороны речи (Гольская О.Г.); методика уровня сформированное™ игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста (Р. Р. Калинина).
В итоге мы получили следующие результаты: 12 детей (75%) имеют средний уровень сформированное™ речевых умений; 8 дошкольников (25%) - продемонстрировали низкий уровень сформированное™ речевых умений. Высокого уровня выявлено не было.
Полученные результаты позволили сделать вывод о необходимости целенаправленной деятельности в области формирования речевых умений старших дошкольников. Последующая педагогическая работа должна быть направлена, с одной стороны, на развитие интереса к высказыванию своих мыслей, выслушиванию сверстников, а, с другой, - на формирование умений детей видеть цель, выражать свое мнение по поводу ее достижения.
Далее для формирования речевых умений дошкольников мы обеспечивали педагогические условия:
- организация предметно-пространственной развивающей среды, способствующей формированию речевых умений в сюжетно-ролевой игре;
- создание педагогом специальных образовательных ситуаций, способствующих формированию речевых умений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
Мы провели повторную диагностику сформированное™ речевых умений и видим, что уровень сформированное™ речевых умений детей старшего дошкольного возраста повысился у 8 чел. (36,8%).Подводя итоги, мы можем говорить о том, что положительная динамика в формировании речевых умений прослеживается у 15 (52%) дошкольников.
Полученная динамика говорит об эффективной реализации педагогических условий в формировании речевых умений детей дошкольного возраста.
Таким образом, задачи исследования нами решены, цель достигнута.



1. Алексеева, М.М., Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях по воспитанию умственной активности у детей дошкольного возраста/ М.М. Алексеева, О.С. Ушакова - М.: Образование, 2015. - 86 с.
2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.: Академия, 2000. - 159 с.
3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 272 с.
4. Белоус, Е.А. Развитие речи и фонематического слуха в сюжетно-ролевой игре/ Е.А. Белоус // Дошкольное воспитание. - 2016. - №7. - С. 66-Т0.
5. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 320 с.
6. Веракса, Н.Е. Диагностика психического развития и проблема способностей / Н.Е. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 200Т. - №1. - С. 22 - 2Т.
Т. Ветлугина, Н. А. Творчество в детском саду, старшая группа/ Н.А. Ветлугина, И.И.Дзержинская., Л.Ю. Комиссарова. -М.: «Музыка», 2006.- 188 с.
8. Волосовец, Т.С. Речевое развитие дошкольников в сюжетно-ролевой игре: теоретические основы и новые технологии / Т.С. Волосовец // Дошкольное воспитание. - 2016.- №9.- С.59-63.
9. Выготский, Л.С. Детская речь. - М.: Педагогика, 2006.- 420 с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 1991.- 480 с.
11. Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 с.
12. Двинянинова, Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном
возрасте/ Ю.А. Двинянинова// Воспитатель ДОУ - 201Т. - №12. - С. 43-4Т.
13. Запорожец, А.В. Психология личности и деятельности дошкольника. - М.: Просвещение, 1996. - 343 с.
14. Зотеева В. В. Речевое развитие дошкольников / В.В.Зотеева // Вопросы дошкольной педагогики. - 201Т. - №2. - С. 60-64.
15. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: ООО Издательство «Питер», 2016. - 448 с.
16. Карикова, Ю.И. Особенности работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО творчества / Ю.И. Карикова // Современный детский сад. - 2018. - № 1. -С. 90-95.
1Т. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы. - СПб.: Речь, 2014. - 144 с.
18. Краснова, В. А. Формирование способности к речевому творчеству у старших дошкольников: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009. - С. Т6-ТТ.
19. Кривоногова, О.А. Сюжетно-ролевые игры как форма индивидуализации работы со старшими дошкольниками по развитию речевого творчества / О.А.Кривоногова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. -С. 111-115.
20. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.- 214 с.
21. Лямина, Е. Г. Учимся говорить и общаться/ Е.Г. Лямина // Дошкольное воспитание. - 2014. - №4. - С. 105-112.
22. Матюшкин, A. M. Мышление, обучение, творчество. - Москва : Изд-во МПСИ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2014. - 720 с.
23. Микляева, Н.В. Познавательное и речевое развитие у дошкольников. - М.. 2015.- 218 с.
24. Нищева, Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2015 год. - 4Т c.
25. Омельченко, Л.В. Познавательно-речевое развитие дошкольников в контексте ФГОС дошкольного образования. - М., 2015.- 139 с.
26. Пасов Е.П. Основы коммуникативной методики. - М.: Русский язык, 2009. - 244 с.
2Т. Поддъяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 1996.- 32 с.
28. Поддьяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. - Волгоград: «Синтез», 2015. - 240 с.
29. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - СПб.:
Издательство «Питер», 2000. - Т12 с.
30. Пичугина, Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке/ Е.А. Пичугина // Воспитатель ДОУ - 201Т. - №6. - С. 52-54.
31. Сохни, Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду/ Ф.А. Сохни //Дошкольное воспитание.- 2004.- №7.- С.45-48.
32. Тагаева, Е. Ю., Савицкая Л. А. Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). - М.: Буки- Веди, 2017. - С. 52-54.
33. Тихеева, Е.П. Развитие речи детей. -М.: Просвещение, 1981.-111 с.
34. Ушакова, О.С. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш Н.В. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.- 207 с.
35. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968.- 557 с.
36. Фирсова, И.Б. Развитие представлений родителей о специфике речевого развития у дошкольников / И.Б. Фирсова // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 1. -С. 162-166.
ЗТ. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - Издание 2-е, стереотипное. - Воронеж : НПО МОДЭК, 2007. - 416 с.
38. Ядэшко, В.П. Развитие речи детей от трех до пяти лет: о формировании предложений в речи детей / В.П. Ядэшко. - Москва: Просвещение, 1986. - 96 с.
39. Яшина, В.П. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева. - 4-е изд., перераб. и доп. -М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 448 с.
40. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М.: Просвещение, 2000. - 348 с.
41. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С. 5-19.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ