Введение 3
1. Церковные настроения на Руси в 10-11 веках 4
2. Разрыв отношений между Западной и Восточной церквями 9
Заключение 12
Список литературы 13
Историки конца ХХ – начала ХХI века практически единодушны в том, что разделение церквей на католическую и православную представляет собой не событие, а длительный процесс, временные рамки которого едва ли возможно точно определить. Так, неясно, нужно ли начало отчуждения церквей относить ко времени так называемой «Фотиевой» схизмы или более ранней «акакиевой» схизмы . То же самое можно сказать и о завершении оформления конфликтных отношений. Разделение церквей стало необратимым после 1054 года или после начала Крестовых походов, или после взятия крестоносцами Константинополя в 1204 году, или после Чудской победы святого Александра Невского? В современной исторической науке объективного ответа на эти вопросы нет, и не может быть, поскольку сегодня изучение прошлого вышло на такой тонкий уровень познания, что история субъективности, ставшая популярным направлением научных поисков, сделала весь ход истории субъективно мотивированным. Разобщенность церквей после ХI века все чаще понимается как личностное переживание конфликтности культур, которое ощущали носители разных церковных традиций в ХI, ХII или ХIII веке, а уже став личным убеждением большинства, разделение церквей стало фактом объективной исторической реальности.
Подводя итоги сказанному, отметим, что цивилизационной причиной разделения церквей в начале ХII века была смена парадигм, когда идеи общеевропейского универсума, воплощавшиеся прежде всего в существовании двух христианских Римских империй – Восточной и Западной – и Единой Вселенской церкви в двух имперских ипостасях, сменились стремлением к формированию европейских наций, первой весточкой чего стали коренные изменения в общеевропейской культуре. Естественно, что замена идеи универсума идеей сепаратизма не могла сохранить хрупкого единства, которым до конца ХI века еще скреплялась единая Вселенская христианская церковь.
1. Костромин К. А. Крещение князя Владимира и Запад // Толерантность в России: вопросы истории и ответы современности. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 20 ноября 2008 г. / Сост. и общ. ред. А. Н. Долгенко. Волгоград: ФГОУ ВПО ВАГС, 2009
2. Колесницкий Н. Ф. «Священная Римская империя»: притязания и действительность. С. 111-152; Ле Гофф Ж. Рождение Европы.
3. Морозова Л. Е. Великие и неизвестные женщины Древней Руси. М.: Аст, Астрель, 2009
4. Фрис В. Православие и католичество. Противоположность или взаимодополнение? Брюссель: Жизнь с Богом, 1992