Предвыборная агитация в Российской Федерации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Понятие и признаки предвыборной агитации 6
1.2. Цели, стратегия и тактика предвыборной агитации 17
1.3. Разнообразие методов и форм предвыборной агитации и сроки её проведения 24
2. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЕЁ ПРОВЕДЕНИЯ 37
2.1. Организационная структура предвыборной агитации 376
2.2. Предвыборная агитация в избирательной системе Российской
Федерации 465
2.3. Организационно-правовой механизм реализации права на предвыборную агитацию 554
2.4. Ответственность за нарушение законодательства о предвыборной
агитации 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 776
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Понятие и признаки предвыборной агитации 6
1.2. Цели, стратегия и тактика предвыборной агитации 17
1.3. Разнообразие методов и форм предвыборной агитации и сроки её проведения 24
2. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЕЁ ПРОВЕДЕНИЯ 37
2.1. Организационная структура предвыборной агитации 376
2.2. Предвыборная агитация в избирательной системе Российской
Федерации 465
2.3. Организационно-правовой механизм реализации права на предвыборную агитацию 554
2.4. Ответственность за нарушение законодательства о предвыборной
агитации 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 776
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что на современном этапе развития избирательного законодательства такие понятия, как
«агитация», «политическая агитация», «предвыборная агитация», находят
весьма широкое применение, как в правовой науке, так и в политической
практике. В то же время эта проблема нуждается в более полной научной
разработке. Глубокие изменения в подходах к регулированию выборов, избирательного процесса, в том числе предвыборной агитации как правового института и стадии избирательного процесса, происходят в настоящее время. В
России после относительно длительного перерыва с учетом мирового опыта
создано собственное избирательное законодательство. В международном
праве нет однозначной определенности в регулировании предвыборной агитации как стадии избирательного процесса. В большинстве зарубежных
стран она имеет разнообразное правовое регулирование. В его основу практически повсеместно положены положения конституций, регулирующие основные политические права и свободы граждан.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что в настоящее
время российское законодательство не дает ясных и четких критериев разграничения понятий «информирование избирателей» и «агитационная деятельность». В настоящей работе исследованы и проанализированы имеющиеся научные подходы к определению критериев разграничения понятий,
судебная практика и предложены возможные пути законодательного решения сложившихся в данной сфере проблем.
В дипломной работе рассмотрены ключевые проблемы современного
состояния правового регулирования предвыборной агитации в России: разграничение информирования и агитации, политическая реклама вне агитационного периода, превращение политической рекламы в агитацию.
Степень разработанности. Проблемы предвыборной агитации в Рос-4
сийской Федерации неоднократно рассматривались в правовой науке. В работе используются работы таких ученых, как С.В. Большаков, Н.С. Бондарь,
Ю.А. Веденеев, А.А. Вешняков, А.Г. Головин, В.А. Ершов, С.Д. Князев, В.И.
Лысенко, В.Д. Мостовщиков, А.Е. Постников, Б.А. Страшун, и других авторов.
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.
Целью представленной работы выступает комплексный теоретикоправовой анализ правового регулирования предвыборной агитации в Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели в рамках данных направлений
предполагается решить следующие задачи:
– рассмотреть понятие и признаки предвыборной агитации в Российской Федерации;
– рассмотреть цели, стратегию и тактику предвыборной агитации в
Российской Федерации;
– выявить разнообразие методов и форм предвыборной агитации и сроки её проведения;
– рассмотреть организационную структуру предвыборной агитации;
– определить значение предвыборной агитации в избирательной системе РФ;
– рассмотреть организационно-правовые основы реализации конституционного права на предвыборную агитацию;
– рассмотреть особенности юридической ответственности за нарушения законодательства РФ о предвыборной агитации.
Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее
целью и задачами. Объектом научного анализа настоящей работы являются
правоотношения в сфере осуществления предвыборной агитации. Предмет
исследования – общие закономерности, возникающие в процессе применения
норм о предвыборной агитации.5
Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще– и частнонаучные, а также
специальные методы познания. Общими явились методы анализа и синтеза,
индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод
структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным
методам, использовавшимся в работе, следует отнести формальноюридический метод, методы правового моделирования, различные способы
толкования права.
Нормативную основу составили: Конституция РФ1, российское законодательство, регулирующее вопросы выборов и предвыборной агитации.
Эмпирическая база исследования. Автором изучена практика толкования и применения норм, затрагивающих вопросы предвыборной агитации в
РФ. Она представлена практикой Конституционного Суда РФ, Верховного
Суда РФ, судов общей юрисдикции.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения,
двух глав и заключения. Первая глава посвящена общей характеристике
предвыборной агитации в РФ. Вторая глава – правовым аспектам проведения
предвыборной агитации в РФ. Заключение представляет собой концентрированное изложение выводов, сделанных в дипломной работе, а также предложений, направленных на совершенствование нормативного регулирования
предвыборной агитации в Российской Федерации
«агитация», «политическая агитация», «предвыборная агитация», находят
весьма широкое применение, как в правовой науке, так и в политической
практике. В то же время эта проблема нуждается в более полной научной
разработке. Глубокие изменения в подходах к регулированию выборов, избирательного процесса, в том числе предвыборной агитации как правового института и стадии избирательного процесса, происходят в настоящее время. В
России после относительно длительного перерыва с учетом мирового опыта
создано собственное избирательное законодательство. В международном
праве нет однозначной определенности в регулировании предвыборной агитации как стадии избирательного процесса. В большинстве зарубежных
стран она имеет разнообразное правовое регулирование. В его основу практически повсеместно положены положения конституций, регулирующие основные политические права и свободы граждан.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что в настоящее
время российское законодательство не дает ясных и четких критериев разграничения понятий «информирование избирателей» и «агитационная деятельность». В настоящей работе исследованы и проанализированы имеющиеся научные подходы к определению критериев разграничения понятий,
судебная практика и предложены возможные пути законодательного решения сложившихся в данной сфере проблем.
В дипломной работе рассмотрены ключевые проблемы современного
состояния правового регулирования предвыборной агитации в России: разграничение информирования и агитации, политическая реклама вне агитационного периода, превращение политической рекламы в агитацию.
Степень разработанности. Проблемы предвыборной агитации в Рос-4
сийской Федерации неоднократно рассматривались в правовой науке. В работе используются работы таких ученых, как С.В. Большаков, Н.С. Бондарь,
Ю.А. Веденеев, А.А. Вешняков, А.Г. Головин, В.А. Ершов, С.Д. Князев, В.И.
Лысенко, В.Д. Мостовщиков, А.Е. Постников, Б.А. Страшун, и других авторов.
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.
Целью представленной работы выступает комплексный теоретикоправовой анализ правового регулирования предвыборной агитации в Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели в рамках данных направлений
предполагается решить следующие задачи:
– рассмотреть понятие и признаки предвыборной агитации в Российской Федерации;
– рассмотреть цели, стратегию и тактику предвыборной агитации в
Российской Федерации;
– выявить разнообразие методов и форм предвыборной агитации и сроки её проведения;
– рассмотреть организационную структуру предвыборной агитации;
– определить значение предвыборной агитации в избирательной системе РФ;
– рассмотреть организационно-правовые основы реализации конституционного права на предвыборную агитацию;
– рассмотреть особенности юридической ответственности за нарушения законодательства РФ о предвыборной агитации.
Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее
целью и задачами. Объектом научного анализа настоящей работы являются
правоотношения в сфере осуществления предвыборной агитации. Предмет
исследования – общие закономерности, возникающие в процессе применения
норм о предвыборной агитации.5
Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще– и частнонаучные, а также
специальные методы познания. Общими явились методы анализа и синтеза,
индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод
структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным
методам, использовавшимся в работе, следует отнести формальноюридический метод, методы правового моделирования, различные способы
толкования права.
Нормативную основу составили: Конституция РФ1, российское законодательство, регулирующее вопросы выборов и предвыборной агитации.
Эмпирическая база исследования. Автором изучена практика толкования и применения норм, затрагивающих вопросы предвыборной агитации в
РФ. Она представлена практикой Конституционного Суда РФ, Верховного
Суда РФ, судов общей юрисдикции.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения,
двух глав и заключения. Первая глава посвящена общей характеристике
предвыборной агитации в РФ. Вторая глава – правовым аспектам проведения
предвыборной агитации в РФ. Заключение представляет собой концентрированное изложение выводов, сделанных в дипломной работе, а также предложений, направленных на совершенствование нормативного регулирования
предвыборной агитации в Российской Федерации
Таким образом, в заключение можно сделать следующие выводы:
1. Приведенный анализ позволяет подойти к определению «предвыборная агитация» в широком и узком смыслах. В широком смысле ее следует
считать составной частью политической агитации, под которой понимается
деятельность, проводимая политиками, политическими группами и партиями, их сторонниками, по распространению политических идей, взглядов в
целях создания и закрепления у всего населения определенной системы ценностей и побуждения его к конкретному поведению в общественной жизни.
Эта деятельность проводится непрерывно, ее содержание включает и агитацию в поддержку конкретных лиц, избранных в состав органов государственной власти или органов местного самоуправления, укрепления их авторитета и доверия со стороны населения, что объективно может быть основой их
победы на будущих выборах.
В узком смысле предвыборная агитация представляет собой одновременно и институт избирательного права, и стадию избирательного процесса.
Как институт избирательного права, она представляет собой совокупность
материальных и процессуальных норм избирательного права, регулирующих
правоотношения, возникающие между субъектами избирательного процесса
в ходе совершения ими избирательных действий с целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов (списки
кандидатов) или против них.
2. Как стадию избирательного процесса предвыборную агитацию можно рассматривать как определенный законом период избирательной кампании, в рамках которого зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки осуществляют избирательные действия в целях побуждения избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или
иных кандидатов (списки кандидатов) или против них. Эта деятельность
включает в себя строго определенный набор избирательных действий, конечной целью которых является полная и последовательная реализация кон-78
ституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Самую большую проблему в рамках законодательства представляет
субъективизм при оценке материалов и действий в качестве агитационных
или неагитационных. Признание материалов или действий агитационными
является во многих случаях необходимым условием для привлечения кандидатов, избирательных объединений к ответственности, в частности для отмены регистрации кандидата или списка кандидатов. Уточнения, внесенные в
Закон по сравнению с его предыдущей версией, описание в ст. 48 признаков
агитации не принесли практических результатов, поскольку одновременно
произошло повышение уровня субъективизма тех органов, которые уполномочены квалифицировать материал или действие в качестве агитационных.
4. Наибольшее количество избирательных споров возникает в связи с
массированным «информированием» об определенных кандидатах и избирательных объединениях в СМИ в период, когда агитация в СМИ не разрешена
(а разрешается она не ранее чем за 28 дней до дня голосования). Рассуждения
о наличии или отсутствии агитационной цели, ставшие особо актуальными
после Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. №
15-П, увы, не прибавили объективности в этом вопросе, хотя и увеличили
решительность СМИ при обнародовании «информационных» материалов о
кандидатах и избирательных объединениях. Преобладание, а зачастую и доминирование «информирования» об определенной политической силе создает у многих граждан, а тем более – у непосредственных участников выборов
устойчивое впечатление о нарушении важнейшего принципа свободных выборов – принципа равноправия претендентов, в частности принципа равного
доступа к СМИ.
5. В этой связи задачами науки конституционного права на современном этапе являются: выработка с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации полноценной системы критериев и объективных признаков, позволяющих четко отграничить предвыборную агитацию от79
иной деятельности по распространению информации, а также конструирование новой модели правового регулирования предвыборной агитации и создание методики идентификации предвыборной агитации.
6. Принципам равных и справедливых выборов в большей мере соответствовала бы практика тех стран, где любая информация о кандидатах и
партиях в период избирательной кампании считается агитацией. Целесообразно закрепить в избирательном законодательстве положение о том, что в
течение агитационного периода в средствах массовой информации, т.е. 28
дней до субботы накануне дня голосования, любую информацию в средствах
массовой информации о зарегистрированном кандидате, зарегистрированном
списке кандидатов политической партии следует считать предвыборной агитацией.
7. Использование предлагаемых содержательного и субъектного подходов, на наш взгляд, позволяет довольно четко отграничить предвыборную
агитацию от иных видов информационной деятельности, осуществляемых во
время проведения выборов в органы публичной власти. Однако предложенные подходы сами по себе не могут решить всех проблем в этой области.
Опыт проведения выборов разных уровней должен послужить эмпирической
основой для этого. А наука конституционного права в этой связи должна
предложить законодателю модель правового регулирования предвыборной
агитации.
8. Представляется, что указанные проблемы в правовом поле могут
быть решены только введением термина «политическая реклама» в законодательство. Законодательные и исполнительные органы неоднократно пытались легально закрепить термин «политическая реклама», но все попытки
следует признать неудачными. В настоящее время политическая реклама
нормативно не регулируется. Указанные цели могут быть достигнуты двумя
путями:
1) Следует принять федеральный закон о политической рекламе, который будет регулировать отношения по изготовлению и распространению по-80
литической рекламы, в том числе агитационных материалов. Он укрепит понятийный аппарат в области видов и форм политической рекламы. Рекламопроизводители и рекламораспространители пользуются терминами, многие
из которых не известны ни законодательству, ни избирателям (например,
баннер, штендер и т.п.) или трактуются по-разному. Тем не менее они употребляются в текстах договоров.
2) Минимальным вмешательством в нормативный материал. В ст. 3
Федерального закона «О рекламе» необходимо дать определение политической рекламы, исключив из Закона подп. 1 п. 2 ст. 2 и дополнив ст. 1 еще одной целью – обеспечения политической конкуренции. Применяя аналогию
права, дадим следующее определение политической рекламы: «Политическая
реклама – распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о политических партиях, объединениях, движениях и физических
лицах (политических деятелях), об их взглядах, идеях, начинаниях, результатах политической и общественной деятельности, которая предназначена для
неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания или поддержание интереса к этим политическим партиям, объединениям, движениям
и физическим лицам, их взглядам, идеям, начинаниям, результатам политической и общественной деятельности».
Несомненно, что определения понятий недобросовестности и недостоверности, изложенные в Законе о рекламе, не соответствуют специфике политической рекламы. Поэтому предлагается дать следующие отдельные определения. «Недобросовестной признается политическая реклама, которая
направлена исключительно на дискредитацию политического противника
(иной политической партии или кандидата) и (или) лиц, его поддерживающих. Недостоверной признается политическая реклама, которая содержит: не
соответствующие действительности сведения о любых фактах; заведомо невыполнимые обещания». Очевидно, что эти определения нуждаются в обсуждении и уточнении.
1. Приведенный анализ позволяет подойти к определению «предвыборная агитация» в широком и узком смыслах. В широком смысле ее следует
считать составной частью политической агитации, под которой понимается
деятельность, проводимая политиками, политическими группами и партиями, их сторонниками, по распространению политических идей, взглядов в
целях создания и закрепления у всего населения определенной системы ценностей и побуждения его к конкретному поведению в общественной жизни.
Эта деятельность проводится непрерывно, ее содержание включает и агитацию в поддержку конкретных лиц, избранных в состав органов государственной власти или органов местного самоуправления, укрепления их авторитета и доверия со стороны населения, что объективно может быть основой их
победы на будущих выборах.
В узком смысле предвыборная агитация представляет собой одновременно и институт избирательного права, и стадию избирательного процесса.
Как институт избирательного права, она представляет собой совокупность
материальных и процессуальных норм избирательного права, регулирующих
правоотношения, возникающие между субъектами избирательного процесса
в ходе совершения ими избирательных действий с целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов (списки
кандидатов) или против них.
2. Как стадию избирательного процесса предвыборную агитацию можно рассматривать как определенный законом период избирательной кампании, в рамках которого зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки осуществляют избирательные действия в целях побуждения избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или
иных кандидатов (списки кандидатов) или против них. Эта деятельность
включает в себя строго определенный набор избирательных действий, конечной целью которых является полная и последовательная реализация кон-78
ституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Самую большую проблему в рамках законодательства представляет
субъективизм при оценке материалов и действий в качестве агитационных
или неагитационных. Признание материалов или действий агитационными
является во многих случаях необходимым условием для привлечения кандидатов, избирательных объединений к ответственности, в частности для отмены регистрации кандидата или списка кандидатов. Уточнения, внесенные в
Закон по сравнению с его предыдущей версией, описание в ст. 48 признаков
агитации не принесли практических результатов, поскольку одновременно
произошло повышение уровня субъективизма тех органов, которые уполномочены квалифицировать материал или действие в качестве агитационных.
4. Наибольшее количество избирательных споров возникает в связи с
массированным «информированием» об определенных кандидатах и избирательных объединениях в СМИ в период, когда агитация в СМИ не разрешена
(а разрешается она не ранее чем за 28 дней до дня голосования). Рассуждения
о наличии или отсутствии агитационной цели, ставшие особо актуальными
после Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. №
15-П, увы, не прибавили объективности в этом вопросе, хотя и увеличили
решительность СМИ при обнародовании «информационных» материалов о
кандидатах и избирательных объединениях. Преобладание, а зачастую и доминирование «информирования» об определенной политической силе создает у многих граждан, а тем более – у непосредственных участников выборов
устойчивое впечатление о нарушении важнейшего принципа свободных выборов – принципа равноправия претендентов, в частности принципа равного
доступа к СМИ.
5. В этой связи задачами науки конституционного права на современном этапе являются: выработка с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации полноценной системы критериев и объективных признаков, позволяющих четко отграничить предвыборную агитацию от79
иной деятельности по распространению информации, а также конструирование новой модели правового регулирования предвыборной агитации и создание методики идентификации предвыборной агитации.
6. Принципам равных и справедливых выборов в большей мере соответствовала бы практика тех стран, где любая информация о кандидатах и
партиях в период избирательной кампании считается агитацией. Целесообразно закрепить в избирательном законодательстве положение о том, что в
течение агитационного периода в средствах массовой информации, т.е. 28
дней до субботы накануне дня голосования, любую информацию в средствах
массовой информации о зарегистрированном кандидате, зарегистрированном
списке кандидатов политической партии следует считать предвыборной агитацией.
7. Использование предлагаемых содержательного и субъектного подходов, на наш взгляд, позволяет довольно четко отграничить предвыборную
агитацию от иных видов информационной деятельности, осуществляемых во
время проведения выборов в органы публичной власти. Однако предложенные подходы сами по себе не могут решить всех проблем в этой области.
Опыт проведения выборов разных уровней должен послужить эмпирической
основой для этого. А наука конституционного права в этой связи должна
предложить законодателю модель правового регулирования предвыборной
агитации.
8. Представляется, что указанные проблемы в правовом поле могут
быть решены только введением термина «политическая реклама» в законодательство. Законодательные и исполнительные органы неоднократно пытались легально закрепить термин «политическая реклама», но все попытки
следует признать неудачными. В настоящее время политическая реклама
нормативно не регулируется. Указанные цели могут быть достигнуты двумя
путями:
1) Следует принять федеральный закон о политической рекламе, который будет регулировать отношения по изготовлению и распространению по-80
литической рекламы, в том числе агитационных материалов. Он укрепит понятийный аппарат в области видов и форм политической рекламы. Рекламопроизводители и рекламораспространители пользуются терминами, многие
из которых не известны ни законодательству, ни избирателям (например,
баннер, штендер и т.п.) или трактуются по-разному. Тем не менее они употребляются в текстах договоров.
2) Минимальным вмешательством в нормативный материал. В ст. 3
Федерального закона «О рекламе» необходимо дать определение политической рекламы, исключив из Закона подп. 1 п. 2 ст. 2 и дополнив ст. 1 еще одной целью – обеспечения политической конкуренции. Применяя аналогию
права, дадим следующее определение политической рекламы: «Политическая
реклама – распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о политических партиях, объединениях, движениях и физических
лицах (политических деятелях), об их взглядах, идеях, начинаниях, результатах политической и общественной деятельности, которая предназначена для
неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания или поддержание интереса к этим политическим партиям, объединениям, движениям
и физическим лицам, их взглядам, идеям, начинаниям, результатам политической и общественной деятельности».
Несомненно, что определения понятий недобросовестности и недостоверности, изложенные в Законе о рекламе, не соответствуют специфике политической рекламы. Поэтому предлагается дать следующие отдельные определения. «Недобросовестной признается политическая реклама, которая
направлена исключительно на дискредитацию политического противника
(иной политической партии или кандидата) и (или) лиц, его поддерживающих. Недостоверной признается политическая реклама, которая содержит: не
соответствующие действительности сведения о любых фактах; заведомо невыполнимые обещания». Очевидно, что эти определения нуждаются в обсуждении и уточнении.
Подобные работы
- Предвыборная агитация как стадия избирательного процесса
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ В ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ПАРТИИ ЛДПР 7 И 8 СОЗЫВА
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2024 - Правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Специфика медийного освещения современных политических процессов (на примере выборов президента Российской Федерации 2018 года)
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Стратегия избирательной кампании политической партии Единая Россия на выборах в Государственную Думу Российской Федерации в 2016 г
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017 - Методы предвыборной агитации в период избирательной кампании в Санкт-Петербурге (на примере партии «Справедливая Россия»)
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ PR-ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Правовое обеспечение предвыборной агитации зарегистрированного кандидата
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 7000 р. Год сдачи: 2020



