Гудвилл как конкурентный ресурс компании: анализ и оценка
|
Введение 3
1 Определение экономической природы понятий «конкурентоспособность» и «гудвилл»
1.1 Определение сущности понятия «конкурентоспособность» 7
1.2 Определение сущности понятия «гудвилл» 13
1.3 Совокупный гудвилл как инструмент повышения конкурентоспособности 23 компании
2 Формирование методики оценки совокупного гудвилла и оценка факторов, 30
оказывающих существенное влияние на совокупный гудвилл
2.1 Формирование методики оценки совокупного гудвилла 30
2.2 Оценка факторов, оказывающих влияние на совокупный гудвилл
3 Расчет и анализ величины совокупного гудвилла на основе показателя «EVA» для 59
операторов сотовой связи
3.1 Анализ рынка услуг мобильной связи России 59
3.2 Факторный анализ совокупного гудвилла операторов сотовой связи России 69
Заключение 83
Список использованных источников 88
1 Определение экономической природы понятий «конкурентоспособность» и «гудвилл»
1.1 Определение сущности понятия «конкурентоспособность» 7
1.2 Определение сущности понятия «гудвилл» 13
1.3 Совокупный гудвилл как инструмент повышения конкурентоспособности 23 компании
2 Формирование методики оценки совокупного гудвилла и оценка факторов, 30
оказывающих существенное влияние на совокупный гудвилл
2.1 Формирование методики оценки совокупного гудвилла 30
2.2 Оценка факторов, оказывающих влияние на совокупный гудвилл
3 Расчет и анализ величины совокупного гудвилла на основе показателя «EVA» для 59
операторов сотовой связи
3.1 Анализ рынка услуг мобильной связи России 59
3.2 Факторный анализ совокупного гудвилла операторов сотовой связи России 69
Заключение 83
Список использованных источников 88
В современных рыночных условиях уровень конкурентоспособности является одним из основных показателей, характеризующих успешность фирмы. Для того чтобы сохранить и (или) нарастить позиции на рынке компаниям необходимо развивать свои конкурентные преимущества. Организации стремятся максимально эффективно использовать, имеющиеся в их распоряжении ресурсы, с целью обеспечения конкурентных преимуществ над соперниками, однако фирмы, занимающиеся одним видом деятельности и использующие схожие ресурсы, в итоге показывают разные экономические и финансовые результаты своей работы.
Развитие бизнеса подразумевает не только эффективное использование зданий, сооружений, оборудования, запасов материалов, денежных средств, но и налаженные связи с поставщиками и покупателями, клиентская база, высококвалифицированный персонал и многие другие аналогичные составляющие деятельности компании. Особое внимание следует уделять наработке базы поставщиков, клиентской базы и портфеля заказов, ведь чтобы построить устойчивые и долгосрочные отношения с клиентом и поставщиком необходимо своевременно выполнять обязательства и, в общем, добросовестно вести бизнес. Также важно удобство расположения офисов или торговых точек компании, время их работы, степень быстроты и качества обслуживания и конечно немаловажную роль занимает культура общения.
Особое значение для развития компании имеет наличие высококвалифицированного персонала. Поддерживать конкурентоспособный уровень квалифицированного персонала возможно с помощью корпоративных программ обучения, определенного перечня поощрений и льгот для сотрудников, поддержание корпоративной культуры, внутрифирменных отношений, ведь микроклимат в организации, характер отношений между сотрудниками, стиль руководства, корпоративные традиции положительно сказываются как на удержание специалистов, так и на повышении общего имиджа организации.
Повысить привлекательность и конкурентоспособности фирмы можно еще с помощью рейтингов, участия в конкурсах, общественной и благотворительной деятельности.
Следует отметить, что обозначенные ранее способы повышения конкурентоспособности компании также формируют ее репутацию (гудвилл). При исследовании показателей «гудвилл» и «конкурентоспособность» выявляются общие факторы, определяющие данные понятия: наличие стабильных связей с поставщиками; наличие стабильных связей с клиентами (клиентская база, портфель заказов); высококвалифицированный персонал; соотношение цена/качество продукции; преимущества месторасположения; узнаваемость бренда; социальная ориентированность бизнеса. Несомненно, гудвилл является не единственным, но одним из основных факторов, формирующих конкурентоспособность организации.
Для руководства организаций значимыми являются вопросы возможности оценки гудвилла и определения факторов, оказывающих существенное влияние на гудвилл. В ходе формирования ответов на поставленные вопросы возникает главная проблема, связанная со спецификой исследуемого объекта. Гудвилл по своей сути является неосязаемым и неотделимым от компании элементом, возникающим в результате синергетического взаимодействия внутрисистемных элементов бизнеса и установления особого характера отношений с внешней средой, в результате чего данный актив становится сложно идентифицировать и оценить. Следует отметить, что показатель «гудвилл» длительное время исследовался различными экономистами (А. Хартли, Г. Хэтфилд, О. Шмаленбах, Г. Е. Сид и другие), но, тем не менее, так и не сформировано единого подхода к трактовке данного понятия и методу его оценки. В настоящее время существуют различные варианты оценки гудвилла, но не все из них можно применить на практике.
Таким образом, актуальность исследования обуславливается тем, что, гудвилл, как совокупность нематериальных ресурсов компании, является важной составляющей её конкурентоспособности, и путем управления данным показателем, возможно, улучшить положение компании на рынке.
Цель научного исследования - разработка способа оценки совокупного гудвилла организации и определение факторов, оказывающих на него влияние, необходимых для повышения конкурентоспособности компании на рынке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность понятий «конкурентоспособность» и «гудвилл»;
- выявить взаимосвязь показателей «гудвилл» и «конкурентоспособность» компании, определить возможность оценки уровня конкурентоспособности на основании величины совокупного гудвилла;
- определить оптимальный способ оценки совокупного гудвилла организации;
- проанализировать факторы, оказывающие существенное влияние на совокупный гудвилл фирмы;
- определить оптимальный способ оценки факторов, оказывающих влияние на совокупный гудвилл компании;
- проанализировать рынок услуг мобильной связи России;
- проанализировать влияние факторов на совокупный гудвилл организации и определить возможность использования выявленной взаимосвязи в процессе повышения конкурентоспособности фирмы на примере операторов сотовой связи в России.
Цели и задачи, представленные в магистерской диссертации, определяют объект и предмет исследования.
Объектом исследования является совокупный гудвилл как конкурентный ресурс операторов сотовой связи в России.
Предметом исследования являются способы оценки величины совокупного гудвилла и факторов, оказывающих на него влияние, а также их взаимосвязь с конкурентоспособностью компании на рынке.
Теоретической и информационной основой диссертационного исследования является законодательные и нормативные акты РФ, монографии и научная литература, материалы периодических изданий по рассматриваемой проблеме, бухгалтерская (финансовая) отчетность компаний, Интернет-ресурсы, и др.
Методологической основой исследования является применение системного подхода к постановке проблемы, комплексного исследования и изложения результатов. В процессе диссертационного исследования использовались общенаучные методы познания, как анализ и синтез, обобщение и сравнение, дедукция и индукция и другие, а также частно-научные методы, такие как чтение бухгалтерской отчетности, панельная модель со случайными эффектами при построении эконометрической модели.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
- уточнены понятия «конкурентоспособность» и «гудвилл», а также определена их взаимосвязь;
- разработана модель оценки влияния факторов на совокупный гудвилл для повышения конкурентоспособности компании на рынке.
Практическая значимость исследования заключается в направленности его результатов на возможность применения в аналитической деятельности. Наиболее значимыми для практики являются следующие результаты диссертационной работы:
- выявлены тенденции развития рынка сотовой связи в России;
- разработана эконометрическая модель, отражающая сложившиеся тенденции отрасли и позволяющая через управление совокупным гудвиллом повышать конкурентоспособность компании;
- разработаны дополнительные табличные формы пояснений к бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы, характеризующие через величину совокупного гудвилла положение компании на рынке.
Структура магистерской диссертации определена целью и задачами исследования, обусловлена логикой рассмотрения избранной проблемы и состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении раскрывается актуальность темы исследования, цели и задачи диссертации, объект и предмет исследования, методологическая основа диссертации, а также ее теоретическая и практическая значимость.
В первой главе раскрывается сущность понятий «конкурентоспосбность» и «гудвилл» путем анализа подходов к их трактовке, а также определяется их взаимосвязь.
Во второй главе раскрываются различные современные способы оценки гудвилла и определяются их преимущества и недостатки, в результате обозначается наиболее оптимальный способ расчета, также устанавливаются общие факторы, оказывающие влияние на гудвилл компании и формируется способ их оценки.
В третьей главе проводится анализ рынка услуг мобильной связи России, анализируется влияние различных факторов на совокупный гудвилл компании и определяется возможность использования выявленной взаимосвязи в процессе принятия управленческих решений на примере операторов сотовой связи России.
В заключении приводятся выводы по результатам проделанного исследования, даются рекомендации.
Магистерская диссертация содержит 84 страницы текстового документа, 9 приложений, 96 использованных источников, 12 иллюстраций, в том числе 6 таблиц, 6 рисунков.
По материалам магистерской диссертации были опубликованы следующие научные работы:
1 Веретенникова К. А. К вопросам оценки гудвилла организации // К. А. Веретенникова, Т. В. Кожинова // Аудиторские ведомости. - 2017 - №10 - С. 50-55.
2 Веретенникова К. А. Оценка влияния гудвилла на конкурентоспособность организации // Бухгалтерский учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики: материалы III научной конференции регионального уровня студентов, магистрантов и аспирантов. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2017. - С. 29-32.
3 Веретенникова К. А. К вопросам оценки гудвилла организации // К. А. Веретенникова, Т. В. Кожинова // Аудиторские ведомости. - 2018 - №1 - С30-38.
Развитие бизнеса подразумевает не только эффективное использование зданий, сооружений, оборудования, запасов материалов, денежных средств, но и налаженные связи с поставщиками и покупателями, клиентская база, высококвалифицированный персонал и многие другие аналогичные составляющие деятельности компании. Особое внимание следует уделять наработке базы поставщиков, клиентской базы и портфеля заказов, ведь чтобы построить устойчивые и долгосрочные отношения с клиентом и поставщиком необходимо своевременно выполнять обязательства и, в общем, добросовестно вести бизнес. Также важно удобство расположения офисов или торговых точек компании, время их работы, степень быстроты и качества обслуживания и конечно немаловажную роль занимает культура общения.
Особое значение для развития компании имеет наличие высококвалифицированного персонала. Поддерживать конкурентоспособный уровень квалифицированного персонала возможно с помощью корпоративных программ обучения, определенного перечня поощрений и льгот для сотрудников, поддержание корпоративной культуры, внутрифирменных отношений, ведь микроклимат в организации, характер отношений между сотрудниками, стиль руководства, корпоративные традиции положительно сказываются как на удержание специалистов, так и на повышении общего имиджа организации.
Повысить привлекательность и конкурентоспособности фирмы можно еще с помощью рейтингов, участия в конкурсах, общественной и благотворительной деятельности.
Следует отметить, что обозначенные ранее способы повышения конкурентоспособности компании также формируют ее репутацию (гудвилл). При исследовании показателей «гудвилл» и «конкурентоспособность» выявляются общие факторы, определяющие данные понятия: наличие стабильных связей с поставщиками; наличие стабильных связей с клиентами (клиентская база, портфель заказов); высококвалифицированный персонал; соотношение цена/качество продукции; преимущества месторасположения; узнаваемость бренда; социальная ориентированность бизнеса. Несомненно, гудвилл является не единственным, но одним из основных факторов, формирующих конкурентоспособность организации.
Для руководства организаций значимыми являются вопросы возможности оценки гудвилла и определения факторов, оказывающих существенное влияние на гудвилл. В ходе формирования ответов на поставленные вопросы возникает главная проблема, связанная со спецификой исследуемого объекта. Гудвилл по своей сути является неосязаемым и неотделимым от компании элементом, возникающим в результате синергетического взаимодействия внутрисистемных элементов бизнеса и установления особого характера отношений с внешней средой, в результате чего данный актив становится сложно идентифицировать и оценить. Следует отметить, что показатель «гудвилл» длительное время исследовался различными экономистами (А. Хартли, Г. Хэтфилд, О. Шмаленбах, Г. Е. Сид и другие), но, тем не менее, так и не сформировано единого подхода к трактовке данного понятия и методу его оценки. В настоящее время существуют различные варианты оценки гудвилла, но не все из них можно применить на практике.
Таким образом, актуальность исследования обуславливается тем, что, гудвилл, как совокупность нематериальных ресурсов компании, является важной составляющей её конкурентоспособности, и путем управления данным показателем, возможно, улучшить положение компании на рынке.
Цель научного исследования - разработка способа оценки совокупного гудвилла организации и определение факторов, оказывающих на него влияние, необходимых для повышения конкурентоспособности компании на рынке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность понятий «конкурентоспособность» и «гудвилл»;
- выявить взаимосвязь показателей «гудвилл» и «конкурентоспособность» компании, определить возможность оценки уровня конкурентоспособности на основании величины совокупного гудвилла;
- определить оптимальный способ оценки совокупного гудвилла организации;
- проанализировать факторы, оказывающие существенное влияние на совокупный гудвилл фирмы;
- определить оптимальный способ оценки факторов, оказывающих влияние на совокупный гудвилл компании;
- проанализировать рынок услуг мобильной связи России;
- проанализировать влияние факторов на совокупный гудвилл организации и определить возможность использования выявленной взаимосвязи в процессе повышения конкурентоспособности фирмы на примере операторов сотовой связи в России.
Цели и задачи, представленные в магистерской диссертации, определяют объект и предмет исследования.
Объектом исследования является совокупный гудвилл как конкурентный ресурс операторов сотовой связи в России.
Предметом исследования являются способы оценки величины совокупного гудвилла и факторов, оказывающих на него влияние, а также их взаимосвязь с конкурентоспособностью компании на рынке.
Теоретической и информационной основой диссертационного исследования является законодательные и нормативные акты РФ, монографии и научная литература, материалы периодических изданий по рассматриваемой проблеме, бухгалтерская (финансовая) отчетность компаний, Интернет-ресурсы, и др.
Методологической основой исследования является применение системного подхода к постановке проблемы, комплексного исследования и изложения результатов. В процессе диссертационного исследования использовались общенаучные методы познания, как анализ и синтез, обобщение и сравнение, дедукция и индукция и другие, а также частно-научные методы, такие как чтение бухгалтерской отчетности, панельная модель со случайными эффектами при построении эконометрической модели.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
- уточнены понятия «конкурентоспособность» и «гудвилл», а также определена их взаимосвязь;
- разработана модель оценки влияния факторов на совокупный гудвилл для повышения конкурентоспособности компании на рынке.
Практическая значимость исследования заключается в направленности его результатов на возможность применения в аналитической деятельности. Наиболее значимыми для практики являются следующие результаты диссертационной работы:
- выявлены тенденции развития рынка сотовой связи в России;
- разработана эконометрическая модель, отражающая сложившиеся тенденции отрасли и позволяющая через управление совокупным гудвиллом повышать конкурентоспособность компании;
- разработаны дополнительные табличные формы пояснений к бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы, характеризующие через величину совокупного гудвилла положение компании на рынке.
Структура магистерской диссертации определена целью и задачами исследования, обусловлена логикой рассмотрения избранной проблемы и состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении раскрывается актуальность темы исследования, цели и задачи диссертации, объект и предмет исследования, методологическая основа диссертации, а также ее теоретическая и практическая значимость.
В первой главе раскрывается сущность понятий «конкурентоспосбность» и «гудвилл» путем анализа подходов к их трактовке, а также определяется их взаимосвязь.
Во второй главе раскрываются различные современные способы оценки гудвилла и определяются их преимущества и недостатки, в результате обозначается наиболее оптимальный способ расчета, также устанавливаются общие факторы, оказывающие влияние на гудвилл компании и формируется способ их оценки.
В третьей главе проводится анализ рынка услуг мобильной связи России, анализируется влияние различных факторов на совокупный гудвилл компании и определяется возможность использования выявленной взаимосвязи в процессе принятия управленческих решений на примере операторов сотовой связи России.
В заключении приводятся выводы по результатам проделанного исследования, даются рекомендации.
Магистерская диссертация содержит 84 страницы текстового документа, 9 приложений, 96 использованных источников, 12 иллюстраций, в том числе 6 таблиц, 6 рисунков.
По материалам магистерской диссертации были опубликованы следующие научные работы:
1 Веретенникова К. А. К вопросам оценки гудвилла организации // К. А. Веретенникова, Т. В. Кожинова // Аудиторские ведомости. - 2017 - №10 - С. 50-55.
2 Веретенникова К. А. Оценка влияния гудвилла на конкурентоспособность организации // Бухгалтерский учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики: материалы III научной конференции регионального уровня студентов, магистрантов и аспирантов. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2017. - С. 29-32.
3 Веретенникова К. А. К вопросам оценки гудвилла организации // К. А. Веретенникова, Т. В. Кожинова // Аудиторские ведомости. - 2018 - №1 - С30-38.
В современном мире конкурентоспособность является одним из основных понятий, определяющих успешность компании, эффективность ее функционирования. С целью обеспечения конкурентных преимуществ над соперниками фирмы стремятся максимально продуктивно использовать имеющиеся ресурсы, однако это не всегда приводит к желаемому результату. Способность фирмы противостоять конкурентам зависит не только от использования современного оборудования, запасов сырья, материалов, денежных средств и иных материальных ценностей, но и от устойчивой базы клиентов и поставщиков, высококвалифицированного персонала, имиджа и других элементов, которые являются неотделимыми от компании и в совокупности представляют собой гудвилл организации.
Гудвилл является важной составляющей в деятельности фирмы, поскольку если бизнес изначально ориентирован на получение прибыли «здесь и сейчас», то тем самым такие компании в процессе функционирования утрачивают доверительные отношения с клиентами, поставщиками, сотрудниками, общественностью и в результате теряют позиции на рынке. В связи с этим любой организации ориентированной на длительную перспективу, вне зависимости от формы собственности и вида деятельности, важно систематически осуществлять мониторинг гудвилла, поскольку это позволит своевременно определить негативное или положительное влияние внутренних и внешних условий на бизнес и скорректировать направление развития компании в необходимом направлении.
В ходе диссертационной работы была раскрыта цель - разработка способа оценки совокупного гудвилла организации и определение факторов, оказывающих на него влияние, необходимых повышения конкурентоспособности компании на рынке.
Исходя из цели исследования, в диссертационной работе были решены следующие задачи:
- раскрыта экономическая сущность понятий «конкурентоспособность» и «гудвилл»;
- выявлена взаимосвязь показателей «гудвилл» и «конкурентоспособность» компании, определена возможность оценки уровня конкурентоспособности на основании величины совокупного гудвилла;
- определен оптимальный способ оценки совокупного гудвилла организации;
- проанализированы факторы, оказывающие существенное влияние на совокупный гудвилл фирмы;
- определен оптимальный способ оценки факторов, оказывающих влияние на совокупный гудвилл компании;
- проанализирован рынок услуг мобильной связи России;
- проанализировано влияние факторов на совокупный гудвилл организации и определена возможность использования выявленной взаимосвязи в процессе повышения конкурентоспособности фирмы на примере операторов сотовой связи в России.
В ходе анализа различных трактовок понятий «конкурентоспособность» и «гудвилл», а также факторов, влияющих как на конкурентоспособность, так и на гудвилл компании, была выявлена устойчивая взаимосвязь между соответствующими показателями. Исходя из сущности, конкурентоспособности организации можно выделить две обобщенных группы факторов, оказывающих влияние на успешность компании на рынке:
- эффективное использование имеющихся в распоряжении фирмы материальных ресурсов (зданий, сооружений, оборудования, материалов, готовой продукции и др.);
- продуктивное развитие нематериальных ресурсов - гудвилла компании.
Гудвилл представляет собой конкурентное преимущество компании, которое складывается из наработанных связей с клиентами и поставщиками, узнаваемого бренда, удобного месторасположения и многих других, неотделимых от компании элементов.
Систематическая оценка величины гудвилла и факторов, оказывающих на него влияние, позволит отследить изменяющиеся условия ведения бизнеса и своевременно скорректировать направление деятельности компании. В результате осознанного управления величиной гудвилла можно повысить конкурентоспособность компании.
Следует отметить, что в зависимости от способа возникновения гудвилла выделяют два его вида:
- внешне созданный гудвилл (приобретенный гудвилл), возникающий в процессе слияний и поглощений компаний;
- внутренне созданный гудвилл, создаваемый организацией в процессе ее деятельности.
При этом если фирма обладает как приобретенным, так и внутренним гудвиллом, то наиболее целесообразно проводить оценку совокупного гудвилла, поскольку затруднительно определить к какому виду гудвилла относятся те или иные преимущества.
В настоящее время существует достаточно много способов оценки гудвилла: на основе показателя деловой активности, на основе котировок акций, метод избыточных прибылей, немецкий метод и другие. Не все варианты оценки гудвилла можно применить на практике, поскольку некоторые методы (метод на основе показателя деловой активности, метод избыточных ресурсов, левериджный метод) являются недостаточно обоснованными, громоздкими, либо требующими расчета дополнительных показателей, что может быть достаточно затруднительным. На наш взгляд для расчета совокупного гудвилла наиболее целесообразно применять метод на основе экономической добавленной стоимости, поскольку он соответствует сущности гудвилла и может быть беспрепятственно применен в целях анализа и формирования отчетности.
Для эффективного управления совокупным гудвиллом компании важно анализировать не только изменение его величины, но и влияние на него различных факторов. В работе были выявлены основные универсальные факторы, воздействующие на совокупный гудвилл компании: финансовое состояние, взаимоотношения с поставщиками, взаимоотношения с покупателями, взаимоотношения с персоналом, качество продукции/услуг, социальная ориентированность бизнеса. Оценить приведенные факторы для модели возможно с помощью различных показателей, например, коэффициент автономии, рентабельность активов, оборачиваемость активов, прирост численности покупателей, коэффициент потери покупателей, выработка персонала, коэффициент текучести кадров и другие. Перечень показателей компании целесообразно определять для себя самостоятельно, исходя из специфики деятельности, что позволяет более точно построить модель для принятия решения о повышении гудвилла компании. Например, для построения модели оценки зависимости совокупного гудвилла от различных факторов на примере операторов сотовой связи были использованы как универсальные (рентабельность капитала и активов, оборачиваемость активов, цена акций на бирже и др.), так и специфические (число мобильных абонентов, ARPU, доля неуспешных попыток установления голосового соединения, средняя разборчивость речи на соединение и др.) показатели.
Процесс построения модели состоял из нескольких этапов, для начала осуществив сбор и систематизацию данных была произведена их предварительная обработка, необходимая для получения в дальнейшем корректной зависимости между совокупным гудвиллом и факторами. Проверка зависимого ряда на нормальное распределение выявила отклонения, в результате чего данные были скорректированы, а именно исключены показатели за 3 и 4 квартал 2017 года. Соответствующие действия позволили привести ряд к нормальному распределению и использовать его для дальнейшего анализа. Следующим этапом был проведен корреляционный анализ с целью определения тесноты связи между результативным показателем и множеством факторных признаков. По результатам анализа в итоговую модель было рекомендовано включать факторы, которые тесно связаны с совокупным гудвиллом и слабо связаны с другими факторами, а именно рентабельность капитала и активов, оборачиваемость активов, платежеспособность, капитальные затраты, курс доллара, доля недоставленных SMS сообщений, среднее время доставки SMS сообщений, доля неуспешного TCP/IP соединения с сервером, среднее значение скорости передачи данных к абоненту, количество лет работы генерального директора в компании и отрасли. С помощью панельной модели со случайными эффектами было определено влияние следующих факторов на совокупный гудвилл операторов сотовой связи:
- при увеличении доли неуспешного TCP/IP соединения с сервером на 1%, совокупный гудвилл компании в среднем снизится на 1 036,06 млн. руб.;
- при увеличении среднего значения скорости передачи данных к абоненту на 1Kb/sek, совокупный гудвилл компании в среднем увеличится на 0,235 млн. руб.
- при увеличении количества лет работы генерального директора в отрасли на 1 год, совокупный гудвилл компании в среднем увеличится на 168,04 млн. руб.
Данный результат отражает тенденцию, сложившуюся в отрасли, по возрастающей потребности абонентов в качестве интернет соединения и скорости передачи данных с целью осуществления с помощью основной услуги - мобильный интернет иных услуг связи, в том числе звонков и передачи сообщений. На основании полученных в ходе анализа данных можно говорить о том, что операторы сотовой связи выбрали правильное направление развития в соответствии с требованиями рынка.
В общем случае систематический мониторинг совокупного гудвилла и факторов, оказывающих на него влияния, с помощью определенной модели анализа позволит управленческому персоналу компании разрабатывать целенаправленные и взвешенные стратегии повышения совокупного гудвилла и соответственно конкурентоспособности компании. При этом мы рекомендуем организациям отражать полученную информацию в предложенных табличных формах в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, поскольку это повысит доверие пользователей к отчетности организации.
Гудвилл является важной составляющей в деятельности фирмы, поскольку если бизнес изначально ориентирован на получение прибыли «здесь и сейчас», то тем самым такие компании в процессе функционирования утрачивают доверительные отношения с клиентами, поставщиками, сотрудниками, общественностью и в результате теряют позиции на рынке. В связи с этим любой организации ориентированной на длительную перспективу, вне зависимости от формы собственности и вида деятельности, важно систематически осуществлять мониторинг гудвилла, поскольку это позволит своевременно определить негативное или положительное влияние внутренних и внешних условий на бизнес и скорректировать направление развития компании в необходимом направлении.
В ходе диссертационной работы была раскрыта цель - разработка способа оценки совокупного гудвилла организации и определение факторов, оказывающих на него влияние, необходимых повышения конкурентоспособности компании на рынке.
Исходя из цели исследования, в диссертационной работе были решены следующие задачи:
- раскрыта экономическая сущность понятий «конкурентоспособность» и «гудвилл»;
- выявлена взаимосвязь показателей «гудвилл» и «конкурентоспособность» компании, определена возможность оценки уровня конкурентоспособности на основании величины совокупного гудвилла;
- определен оптимальный способ оценки совокупного гудвилла организации;
- проанализированы факторы, оказывающие существенное влияние на совокупный гудвилл фирмы;
- определен оптимальный способ оценки факторов, оказывающих влияние на совокупный гудвилл компании;
- проанализирован рынок услуг мобильной связи России;
- проанализировано влияние факторов на совокупный гудвилл организации и определена возможность использования выявленной взаимосвязи в процессе повышения конкурентоспособности фирмы на примере операторов сотовой связи в России.
В ходе анализа различных трактовок понятий «конкурентоспособность» и «гудвилл», а также факторов, влияющих как на конкурентоспособность, так и на гудвилл компании, была выявлена устойчивая взаимосвязь между соответствующими показателями. Исходя из сущности, конкурентоспособности организации можно выделить две обобщенных группы факторов, оказывающих влияние на успешность компании на рынке:
- эффективное использование имеющихся в распоряжении фирмы материальных ресурсов (зданий, сооружений, оборудования, материалов, готовой продукции и др.);
- продуктивное развитие нематериальных ресурсов - гудвилла компании.
Гудвилл представляет собой конкурентное преимущество компании, которое складывается из наработанных связей с клиентами и поставщиками, узнаваемого бренда, удобного месторасположения и многих других, неотделимых от компании элементов.
Систематическая оценка величины гудвилла и факторов, оказывающих на него влияние, позволит отследить изменяющиеся условия ведения бизнеса и своевременно скорректировать направление деятельности компании. В результате осознанного управления величиной гудвилла можно повысить конкурентоспособность компании.
Следует отметить, что в зависимости от способа возникновения гудвилла выделяют два его вида:
- внешне созданный гудвилл (приобретенный гудвилл), возникающий в процессе слияний и поглощений компаний;
- внутренне созданный гудвилл, создаваемый организацией в процессе ее деятельности.
При этом если фирма обладает как приобретенным, так и внутренним гудвиллом, то наиболее целесообразно проводить оценку совокупного гудвилла, поскольку затруднительно определить к какому виду гудвилла относятся те или иные преимущества.
В настоящее время существует достаточно много способов оценки гудвилла: на основе показателя деловой активности, на основе котировок акций, метод избыточных прибылей, немецкий метод и другие. Не все варианты оценки гудвилла можно применить на практике, поскольку некоторые методы (метод на основе показателя деловой активности, метод избыточных ресурсов, левериджный метод) являются недостаточно обоснованными, громоздкими, либо требующими расчета дополнительных показателей, что может быть достаточно затруднительным. На наш взгляд для расчета совокупного гудвилла наиболее целесообразно применять метод на основе экономической добавленной стоимости, поскольку он соответствует сущности гудвилла и может быть беспрепятственно применен в целях анализа и формирования отчетности.
Для эффективного управления совокупным гудвиллом компании важно анализировать не только изменение его величины, но и влияние на него различных факторов. В работе были выявлены основные универсальные факторы, воздействующие на совокупный гудвилл компании: финансовое состояние, взаимоотношения с поставщиками, взаимоотношения с покупателями, взаимоотношения с персоналом, качество продукции/услуг, социальная ориентированность бизнеса. Оценить приведенные факторы для модели возможно с помощью различных показателей, например, коэффициент автономии, рентабельность активов, оборачиваемость активов, прирост численности покупателей, коэффициент потери покупателей, выработка персонала, коэффициент текучести кадров и другие. Перечень показателей компании целесообразно определять для себя самостоятельно, исходя из специфики деятельности, что позволяет более точно построить модель для принятия решения о повышении гудвилла компании. Например, для построения модели оценки зависимости совокупного гудвилла от различных факторов на примере операторов сотовой связи были использованы как универсальные (рентабельность капитала и активов, оборачиваемость активов, цена акций на бирже и др.), так и специфические (число мобильных абонентов, ARPU, доля неуспешных попыток установления голосового соединения, средняя разборчивость речи на соединение и др.) показатели.
Процесс построения модели состоял из нескольких этапов, для начала осуществив сбор и систематизацию данных была произведена их предварительная обработка, необходимая для получения в дальнейшем корректной зависимости между совокупным гудвиллом и факторами. Проверка зависимого ряда на нормальное распределение выявила отклонения, в результате чего данные были скорректированы, а именно исключены показатели за 3 и 4 квартал 2017 года. Соответствующие действия позволили привести ряд к нормальному распределению и использовать его для дальнейшего анализа. Следующим этапом был проведен корреляционный анализ с целью определения тесноты связи между результативным показателем и множеством факторных признаков. По результатам анализа в итоговую модель было рекомендовано включать факторы, которые тесно связаны с совокупным гудвиллом и слабо связаны с другими факторами, а именно рентабельность капитала и активов, оборачиваемость активов, платежеспособность, капитальные затраты, курс доллара, доля недоставленных SMS сообщений, среднее время доставки SMS сообщений, доля неуспешного TCP/IP соединения с сервером, среднее значение скорости передачи данных к абоненту, количество лет работы генерального директора в компании и отрасли. С помощью панельной модели со случайными эффектами было определено влияние следующих факторов на совокупный гудвилл операторов сотовой связи:
- при увеличении доли неуспешного TCP/IP соединения с сервером на 1%, совокупный гудвилл компании в среднем снизится на 1 036,06 млн. руб.;
- при увеличении среднего значения скорости передачи данных к абоненту на 1Kb/sek, совокупный гудвилл компании в среднем увеличится на 0,235 млн. руб.
- при увеличении количества лет работы генерального директора в отрасли на 1 год, совокупный гудвилл компании в среднем увеличится на 168,04 млн. руб.
Данный результат отражает тенденцию, сложившуюся в отрасли, по возрастающей потребности абонентов в качестве интернет соединения и скорости передачи данных с целью осуществления с помощью основной услуги - мобильный интернет иных услуг связи, в том числе звонков и передачи сообщений. На основании полученных в ходе анализа данных можно говорить о том, что операторы сотовой связи выбрали правильное направление развития в соответствии с требованиями рынка.
В общем случае систематический мониторинг совокупного гудвилла и факторов, оказывающих на него влияния, с помощью определенной модели анализа позволит управленческому персоналу компании разрабатывать целенаправленные и взвешенные стратегии повышения совокупного гудвилла и соответственно конкурентоспособности компании. При этом мы рекомендуем организациям отражать полученную информацию в предложенных табличных формах в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, поскольку это повысит доверие пользователей к отчетности организации.
Подобные работы
- Оценка гудвилла промышленной компании на примере предприятия полиграфической отрасли
Магистерская диссертация, металлургия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Обеспечение конкурентоспособности предприятия на основе управления деловой репутацией. На материалах: ООО «Край Спорт Ресурс»
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - Учет, оценка и анализ совокупного гудвилла операторов сотовой связи
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Персональный бренд как компонент репутации компании
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - ГУДВИЛ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ: ПРОБЛЕМЫ ЕГО ОЦЕНКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О НЕМ В ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ РЕПУТАЦИИ В СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Управление интеллектуальным капиталом современной компании
на примере ПАО СК «Росгосстрах»
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - ИМИДЖ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОСТИ КОМПАНИИ НА
РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Учет и анализ нематериальных активов в строительной организации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



