Введение 3
1 Определение экономической природы понятий «конкурентоспособность» и «гудвилл»
1.1 Определение сущности понятия «конкурентоспособность» 7
1.2 Определение сущности понятия «гудвилл» 13
1.3 Совокупный гудвилл как инструмент повышения конкурентоспособности 23 компании
2 Формирование методики оценки совокупного гудвилла и оценка факторов, 30
оказывающих существенное влияние на совокупный гудвилл
2.1 Формирование методики оценки совокупного гудвилла 30
2.2 Оценка факторов, оказывающих влияние на совокупный гудвилл
3 Расчет и анализ величины совокупного гудвилла на основе показателя «EVA» для 59
операторов сотовой связи
3.1 Анализ рынка услуг мобильной связи России 59
3.2 Факторный анализ совокупного гудвилла операторов сотовой связи России 69
Заключение 83
Список использованных источников 88
В современных рыночных условиях уровень конкурентоспособности является одним из основных показателей, характеризующих успешность фирмы. Для того чтобы сохранить и (или) нарастить позиции на рынке компаниям необходимо развивать свои конкурентные преимущества. Организации стремятся максимально эффективно использовать, имеющиеся в их распоряжении ресурсы, с целью обеспечения конкурентных преимуществ над соперниками, однако фирмы, занимающиеся одним видом деятельности и использующие схожие ресурсы, в итоге показывают разные экономические и финансовые результаты своей работы.
Развитие бизнеса подразумевает не только эффективное использование зданий, сооружений, оборудования, запасов материалов, денежных средств, но и налаженные связи с поставщиками и покупателями, клиентская база, высококвалифицированный персонал и многие другие аналогичные составляющие деятельности компании. Особое внимание следует уделять наработке базы поставщиков, клиентской базы и портфеля заказов, ведь чтобы построить устойчивые и долгосрочные отношения с клиентом и поставщиком необходимо своевременно выполнять обязательства и, в общем, добросовестно вести бизнес. Также важно удобство расположения офисов или торговых точек компании, время их работы, степень быстроты и качества обслуживания и конечно немаловажную роль занимает культура общения.
Особое значение для развития компании имеет наличие высококвалифицированного персонала. Поддерживать конкурентоспособный уровень квалифицированного персонала возможно с помощью корпоративных программ обучения, определенного перечня поощрений и льгот для сотрудников, поддержание корпоративной культуры, внутрифирменных отношений, ведь микроклимат в организации, характер отношений между сотрудниками, стиль руководства, корпоративные традиции положительно сказываются как на удержание специалистов, так и на повышении общего имиджа организации.
Повысить привлекательность и конкурентоспособности фирмы можно еще с помощью рейтингов, участия в конкурсах, общественной и благотворительной деятельности.
Следует отметить, что обозначенные ранее способы повышения конкурентоспособности компании также формируют ее репутацию (гудвилл). При исследовании показателей «гудвилл» и «конкурентоспособность» выявляются общие факторы, определяющие данные понятия: наличие стабильных связей с поставщиками; наличие стабильных связей с клиентами (клиентская база, портфель заказов); высококвалифицированный персонал; соотношение цена/качество продукции; преимущества месторасположения; узнаваемость бренда; социальная ориентированность бизнеса. Несомненно, гудвилл является не единственным, но одним из основных факторов, формирующих конкурентоспособность организации.
Для руководства организаций значимыми являются вопросы возможности оценки гудвилла и определения факторов, оказывающих существенное влияние на гудвилл. В ходе формирования ответов на поставленные вопросы возникает главная проблема, связанная со спецификой исследуемого объекта. Гудвилл по своей сути является неосязаемым и неотделимым от компании элементом, возникающим в результате синергетического взаимодействия внутрисистемных элементов бизнеса и установления особого характера отношений с внешней средой, в результате чего данный актив становится сложно идентифицировать и оценить. Следует отметить, что показатель «гудвилл» длительное время исследовался различными экономистами (А. Хартли, Г. Хэтфилд, О. Шмаленбах, Г. Е. Сид и другие), но, тем не менее, так и не сформировано единого подхода к трактовке данного понятия и методу его оценки. В настоящее время существуют различные варианты оценки гудвилла, но не все из них можно применить на практике.
Таким образом, актуальность исследования обуславливается тем, что, гудвилл, как совокупность нематериальных ресурсов компании, является важной составляющей её конкурентоспособности, и путем управления данным показателем, возможно, улучшить положение компании на рынке.
Цель научного исследования - разработка способа оценки совокупного гудвилла организации и определение факторов, оказывающих на него влияние, необходимых для повышения конкурентоспособности компании на рынке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность понятий «конкурентоспособность» и «гудвилл»;
- выявить взаимосвязь показателей «гудвилл» и «конкурентоспособность» компании, определить возможность оценки уровня конкурентоспособности на основании величины совокупного гудвилла;
- определить оптимальный способ оценки совокупного гудвилла организации;
- проанализировать факторы, оказывающие существенное влияние на совокупный гудвилл фирмы;
- определить оптимальный способ оценки факторов, оказывающих влияние на совокупный гудвилл компании;
- проанализировать рынок услуг мобильной связи России;
- проанализировать влияние факторов на совокупный гудвилл организации и определить возможность использования выявленной взаимосвязи в процессе повышения конкурентоспособности фирмы на примере операторов сотовой связи в России.
Цели и задачи, представленные в магистерской диссертации, определяют объект и предмет исследования.
Объектом исследования является совокупный гудвилл как конкурентный ресурс операторов сотовой связи в России.
Предметом исследования являются способы оценки величины совокупного гудвилла и факторов, оказывающих на него влияние, а также их взаимосвязь с конкурентоспособностью компании на рынке.
Теоретической и информационной основой диссертационного исследования является законодательные и нормативные акты РФ, монографии и научная литература, материалы периодических изданий по рассматриваемой проблеме, бухгалтерская (финансовая) отчетность компаний, Интернет-ресурсы, и др.
Методологической основой исследования является применение системного подхода к постановке проблемы, комплексного исследования и изложения результатов. В процессе диссертационного исследования использовались общенаучные методы познания, как анализ и синтез, обобщение и сравнение, дедукция и индукция и другие, а также частно-научные методы, такие как чтение бухгалтерской отчетности, панельная модель со случайными эффектами при построении эконометрической модели.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
- уточнены понятия «конкурентоспособность» и «гудвилл», а также определена их взаимосвязь;
- разработана модель оценки влияния факторов на совокупный гудвилл для повышения конкурентоспособности компании на рынке.
Практическая значимость исследования заключается в направленности его результатов на возможность применения в аналитической деятельности. Наиболее значимыми для практики являются следующие результаты диссертационной работы:
- выявлены тенденции развития рынка сотовой связи в России;
- разработана эконометрическая модель, отражающая сложившиеся тенденции отрасли и позволяющая через управление совокупным гудвиллом повышать конкурентоспособность компании;
- разработаны дополнительные табличные формы пояснений к бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы, характеризующие через величину совокупного гудвилла положение компании на рынке.
Структура магистерской диссертации определена целью и задачами исследования, обусловлена логикой рассмотрения избранной проблемы и состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении раскрывается актуальность темы исследования, цели и задачи диссертации, объект и предмет исследования, методологическая основа диссертации, а также ее теоретическая и практическая значимость.
В первой главе раскрывается сущность понятий «конкурентоспосбность» и «гудвилл» путем анализа подходов к их трактовке, а также определяется их взаимосвязь.
Во второй главе раскрываются различные современные способы оценки гудвилла и определяются их преимущества и недостатки, в результате обозначается наиболее оптимальный способ расчета, также устанавливаются общие факторы, оказывающие влияние на гудвилл компании и формируется способ их оценки.
В третьей главе проводится анализ рынка услуг мобильной связи России, анализируется влияние различных факторов на совокупный гудвилл компании и определяется возможность использования выявленной взаимосвязи в процессе принятия управленческих решений на примере операторов сотовой связи России.
В заключении приводятся выводы по результатам проделанного исследования, даются рекомендации.
Магистерская диссертация содержит 84 страницы текстового документа, 9 приложений, 96 использованных источников, 12 иллюстраций, в том числе 6 таблиц, 6 рисунков.
По материалам магистерской диссертации были опубликованы следующие научные работы:
1 Веретенникова К. А. К вопросам оценки гудвилла организации // К. А. Веретенникова, Т. В. Кожинова // Аудиторские ведомости. - 2017 - №10 - С. 50-55.
2 Веретенникова К. А. Оценка влияния гудвилла на конкурентоспособность организации // Бухгалтерский учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики: материалы III научной конференции регионального уровня студентов, магистрантов и аспирантов. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2017. - С. 29-32.
3 Веретенникова К. А. К вопросам оценки гудвилла организации // К. А. Веретенникова, Т. В. Кожинова // Аудиторские ведомости. - 2018 - №1 - С30-38.
В современном мире конкурентоспособность является одним из основных понятий, определяющих успешность компании, эффективность ее функционирования. С целью обеспечения конкурентных преимуществ над соперниками фирмы стремятся максимально продуктивно использовать имеющиеся ресурсы, однако это не всегда приводит к желаемому результату. Способность фирмы противостоять конкурентам зависит не только от использования современного оборудования, запасов сырья, материалов, денежных средств и иных материальных ценностей, но и от устойчивой базы клиентов и поставщиков, высококвалифицированного персонала, имиджа и других элементов, которые являются неотделимыми от компании и в совокупности представляют собой гудвилл организации.
Гудвилл является важной составляющей в деятельности фирмы, поскольку если бизнес изначально ориентирован на получение прибыли «здесь и сейчас», то тем самым такие компании в процессе функционирования утрачивают доверительные отношения с клиентами, поставщиками, сотрудниками, общественностью и в результате теряют позиции на рынке. В связи с этим любой организации ориентированной на длительную перспективу, вне зависимости от формы собственности и вида деятельности, важно систематически осуществлять мониторинг гудвилла, поскольку это позволит своевременно определить негативное или положительное влияние внутренних и внешних условий на бизнес и скорректировать направление развития компании в необходимом направлении.
В ходе диссертационной работы была раскрыта цель - разработка способа оценки совокупного гудвилла организации и определение факторов, оказывающих на него влияние, необходимых повышения конкурентоспособности компании на рынке.
Исходя из цели исследования, в диссертационной работе были решены следующие задачи:
- раскрыта экономическая сущность понятий «конкурентоспособность» и «гудвилл»;
- выявлена взаимосвязь показателей «гудвилл» и «конкурентоспособность» компании, определена возможность оценки уровня конкурентоспособности на основании величины совокупного гудвилла;
- определен оптимальный способ оценки совокупного гудвилла организации;
- проанализированы факторы, оказывающие существенное влияние на совокупный гудвилл фирмы;
- определен оптимальный способ оценки факторов, оказывающих влияние на совокупный гудвилл компании;
- проанализирован рынок услуг мобильной связи России;
- проанализировано влияние факторов на совокупный гудвилл организации и определена возможность использования выявленной взаимосвязи в процессе повышения конкурентоспособности фирмы на примере операторов сотовой связи в России.
В ходе анализа различных трактовок понятий «конкурентоспособность» и «гудвилл», а также факторов, влияющих как на конкурентоспособность, так и на гудвилл компании, была выявлена устойчивая взаимосвязь между соответствующими показателями. Исходя из сущности, конкурентоспособности организации можно выделить две обобщенных группы факторов, оказывающих влияние на успешность компании на рынке:
- эффективное использование имеющихся в распоряжении фирмы материальных ресурсов (зданий, сооружений, оборудования, материалов, готовой продукции и др.);
- продуктивное развитие нематериальных ресурсов - гудвилла компании.
Гудвилл представляет собой конкурентное преимущество компании, которое складывается из наработанных связей с клиентами и поставщиками, узнаваемого бренда, удобного месторасположения и многих других, неотделимых от компании элементов.
Систематическая оценка величины гудвилла и факторов, оказывающих на него влияние, позволит отследить изменяющиеся условия ведения бизнеса и своевременно скорректировать направление деятельности компании. В результате осознанного управления величиной гудвилла можно повысить конкурентоспособность компании.
Следует отметить, что в зависимости от способа возникновения гудвилла выделяют два его вида:
- внешне созданный гудвилл (приобретенный гудвилл), возникающий в процессе слияний и поглощений компаний;
- внутренне созданный гудвилл, создаваемый организацией в процессе ее деятельности.
При этом если фирма обладает как приобретенным, так и внутренним гудвиллом, то наиболее целесообразно проводить оценку совокупного гудвилла, поскольку затруднительно определить к какому виду гудвилла относятся те или иные преимущества.
В настоящее время существует достаточно много способов оценки гудвилла: на основе показателя деловой активности, на основе котировок акций, метод избыточных прибылей, немецкий метод и другие. Не все варианты оценки гудвилла можно применить на практике, поскольку некоторые методы (метод на основе показателя деловой активности, метод избыточных ресурсов, левериджный метод) являются недостаточно обоснованными, громоздкими, либо требующими расчета дополнительных показателей, что может быть достаточно затруднительным. На наш взгляд для расчета совокупного гудвилла наиболее целесообразно применять метод на основе экономической добавленной стоимости, поскольку он соответствует сущности гудвилла и может быть беспрепятственно применен в целях анализа и формирования отчетности.
Для эффективного управления совокупным гудвиллом компании важно анализировать не только изменение его величины, но и влияние на него различных факторов. В работе были выявлены основные универсальные факторы, воздействующие на совокупный гудвилл компании: финансовое состояние, взаимоотношения с поставщиками, взаимоотношения с покупателями, взаимоотношения с персоналом, качество продукции/услуг, социальная ориентированность бизнеса. Оценить приведенные факторы для модели возможно с помощью различных показателей, например, коэффициент автономии, рентабельность активов, оборачиваемость активов, прирост численности покупателей, коэффициент потери покупателей, выработка персонала, коэффициент текучести кадров и другие. Перечень показателей компании целесообразно определять для себя самостоятельно, исходя из специфики деятельности, что позволяет более точно построить модель для принятия решения о повышении гудвилла компании. Например, для построения модели оценки зависимости совокупного гудвилла от различных факторов на примере операторов сотовой связи были использованы как универсальные (рентабельность капитала и активов, оборачиваемость активов, цена акций на бирже и др.), так и специфические (число мобильных абонентов, ARPU, доля неуспешных попыток установления голосового соединения, средняя разборчивость речи на соединение и др.) показатели.
Процесс построения модели состоял из нескольких этапов, для начала осуществив сбор и систематизацию данных была произведена их предварительная обработка, необходимая для получения в дальнейшем корректной зависимости между совокупным гудвиллом и факторами. Проверка зависимого ряда на нормальное распределение выявила отклонения, в результате чего данные были скорректированы, а именно исключены показатели за 3 и 4 квартал 2017 года. Соответствующие действия позволили привести ряд к нормальному распределению и использовать его для дальнейшего анализа. Следующим этапом был проведен корреляционный анализ с целью определения тесноты связи между результативным показателем и множеством факторных признаков. По результатам анализа в итоговую модель было рекомендовано включать факторы, которые тесно связаны с совокупным гудвиллом и слабо связаны с другими факторами, а именно рентабельность капитала и активов, оборачиваемость активов, платежеспособность, капитальные затраты, курс доллара, доля недоставленных SMS сообщений, среднее время доставки SMS сообщений, доля неуспешного TCP/IP соединения с сервером, среднее значение скорости передачи данных к абоненту, количество лет работы генерального директора в компании и отрасли. С помощью панельной модели со случайными эффектами было определено влияние следующих факторов на совокупный гудвилл операторов сотовой связи:
- при увеличении доли неуспешного TCP/IP соединения с сервером на 1%, совокупный гудвилл компании в среднем снизится на 1 036,06 млн. руб.;
- при увеличении среднего значения скорости передачи данных к абоненту на 1Kb/sek, совокупный гудвилл компании в среднем увеличится на 0,235 млн. руб.
- при увеличении количества лет работы генерального директора в отрасли на 1 год, совокупный гудвилл компании в среднем увеличится на 168,04 млн. руб.
Данный результат отражает тенденцию, сложившуюся в отрасли, по возрастающей потребности абонентов в качестве интернет соединения и скорости передачи данных с целью осуществления с помощью основной услуги - мобильный интернет иных услуг связи, в том числе звонков и передачи сообщений. На основании полученных в ходе анализа данных можно говорить о том, что операторы сотовой связи выбрали правильное направление развития в соответствии с требованиями рынка.
В общем случае систематический мониторинг совокупного гудвилла и факторов, оказывающих на него влияния, с помощью определенной модели анализа позволит управленческому персоналу компании разрабатывать целенаправленные и взвешенные стратегии повышения совокупного гудвилла и соответственно конкурентоспособности компании. При этом мы рекомендуем организациям отражать полученную информацию в предложенных табличных формах в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, поскольку это повысит доверие пользователей к отчетности организации.
1 Чахкиев Г. Г. Об особенностях государственной региональной экономической политики на современном этапем / Г. Г. Чахиев // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - №3. - с. 62-66.
2 Кара А. Н., Минина А. П. Анализ подходов к сущности понятия «конкурентоспособность» / А. Н. Кара, А. П. Минина // Карельский научный журнал 2016 Т 5 №1 с. 45-47
3 Блинов, А. О. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности / А. О. Блинов, В. Я. Захаров // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - № 4. - С. 20-24.
4 Завьялов, П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах / П. С. Завьялов // М. : ИНФРА-М, 2001. - 496 с.
5 Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации : практикум / Р. А. Фатхутдинов // М.: Маркет ДС, 2008. - с.19-22.
6 Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами : учеб. пособие / Б. А. Райзберг // М.: ИНФРА-М, 2006. - 384 с.
7 Миронов, М.Г. Ваша конкурентоспособность / М.Г. Миронов // М. : Альфа-Пресс, 2014. - 160 с.
8 Зулькарнаев И.У., Ильясова Л. Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий / И.У. Зулькарнаев, Л.Р. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 4 (24). - С. 17¬27.
9 Мазилкина Е. И., Паничкина Г. Г. Управление конкурентоспособностью : учеб. пособие / Е. И. Мазилкина, Г. Г. Паничкина // Москва: Омега-Л, 2007. - с. 47-49.
10 Баринов В. А., Харченко В. Л. Стратегический менеджмент : учеб. пособие / В. А. Баринов, В. Л. Харченко // М.: ИНФРА-М, 2011. - 285 с.
11 Качалина Л. Н. Конкурентоспособный менеджмент / Л. Н. Качалина // М.: Изд-во Эксмо, 2012. - с.10-11.
12 Замураева Л. Е. Факторы, обеспечивающие конкурентные преимущества организации. URL: http:// perspectives.utmn.ru
13 Голубков Е. П. Основы маркетинга: учебник. М., 1999.
14 Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учеб. пособие. М., 2001.
15 Кобзев В. Н. Подходы к определению факторов конкурентоспособности организации / В. Н. Кобзев // Социально-экономические явления и процессы. - 2013 - №3 - С. 70-73
16 Кузубов С. А. Гудвилл как объект учета: истоки происхождения [Электронный ресурс] / С. А. Кузубов // Международный бухгалтерский учет. - 2015 - № 2. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа :http://www.consultant.ru.
17 Иванов А. Е. От Дж. Ньюорта до Л. Р. Дикси: Краткий обзор исследований гудвилла от первого известного упоминания в литературе и до конца XIX в. / А. Е. Иванов // Международный бухгалтерский учет. - 2015 - №3 - С. 55-62.
18 Oxford English dictionary. Wills and inventories of the Nothern Countries of England. Surtees Society, 1835.
19 Bithell R.A. A Counting-House Dictionary. Containing an explanation of the technical terms used by merchants and bankers, etc. George Routledge &Sons, London, 1882. 319 p.
20 Goldsmith O. The Vicar of Wakefield. London: John Van Voorst, Paternoster Row, 1843. 306 p.
21 The lounger: A periodical paper, published at Edinburgh in the years 1785 and 1786. In three volumes. Vol. 3. The fours edition. London: Printed for A. Strahan and T. Cadell in the Strand; and W. Creech, at Edinburgh, 1788. 314 p.
22 Marryat F. Japhet, in search of a father. London: George Routledge and Sons, 1836. 401 p.
23 Fawcett H. Manual of political economy. London and Cambridge: Macmillan and Co., 1863. 587 p.
24 Courtis J.K. Business goodwill: conceptual clarification via accounting, legal and etymological perspectives // The accounting historians journal. 1983. Vol. 10. № 2. P. 1-38.
25 More F. Goodwill // The Accountant. 1891. April 11. P. 282-287.
26 Ершова Е. А. Гудвилл бизнеса [Электронный ресурс] / Е. А. Ершова. // Статут, 2013. Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа : http://www.consultant.ru.
27 Dicksee L.R., Tillyard F. Goodwill and its Treatment in Accounts, 3d ed. London, reprinted in "The 62 History of Accounting Collection", New York: Arno Press, 1976. 168 p.
28 Иванов А. Е. От Л. Р. Дикси до ARB №24: Краткий обзор исследований гудвилла от первой половине XX в. / А. Е. Иванов // Международный бухгалтерский учет. - 2015 - №19 - С. 46-59.
29 Schmalenbach E. Grundlagen dynamischer Bilanzlehre // Forschung. 1919. 13 Jg. Pp. 65-101.
30 Leake P.D. Commercial goodwill: its history, value, and treatment in accounts. Reprint. Originally published: London: Sir Isaac Pitman &Sons, 1921. Charleston S.C., 2009, 260 p.
31 Pixley F.W. The accountant's dictionary. In two volumes. Vol. 2. London: Sir Isaac Pitman &Sons, Ltd., 1922. 989 p.
32 Courtis J.K. Business goodwill: conceptual clarification via accounting, legal and etymological perspectives // The accounting historians journal. 1983. Vol. 10. No. 2. P. 1-38.
33 Saunders A.F. Goodwill // The public accountant. 1928. May. P. 353-360.
34 Yang J.M. Goodwill and other intangibles. New York: Ronald Press, 1927. 238 p.
35 Canning J.B. The economics of accountancy. New York: The Ronald Press Company, 1929. 367 p.
36 Geier G.J., Mautner O. Accounting procedure for intangibles // Corporate practice review. 1930. March. P. 16-29.
37 Bogan R.D. The valuation of goodwill // The chartered accountant in Australia. 1935. December. P. 249-265.
38 Seed H.E. Goodwill as business asset. London: Gee &Co, 1937. 472 p.
39 Kaner H.A. A new theory of goodwill. London: Sir Isaac Pitman and Sons, Ltd., 1937. 73 p.
40 Nelson R.H. The momentum theory of goodwill // Accounting Review. 1953. P. 491 - 499.
41 Gynther R.S. Some “Conceptualizing” on goodwill // The accounting review. 1969. April. P. 247-255.
42 Иванов А. Е. Эволюция подходов к пониманию экономической сущности, оценке и признанию гудвилла в финансовой отчетности: гармонический этап / А. Е. Иванов // Экономический анализ: теория и практика. - 2015 - №38 - С. 49-64.
43 Lee T.A. Accounting for goodwill // Accounting and Business Research. 1973. № 13. P. 175-196.
44 Falk H, Gordon L. Imperfect markets and the nature of goodwill // Journal of Business Finance &Accounting. 1977. № 4. P. 443-462.
45 Ma R., Hopkins R. Goodwill - an example of puzzle-solving in accounting // Abacus. 1988. Vol. 24. № 1. P. 75-85.
46 Додонов В.Н., Ермаков В.Д., Крылова М.А. и др.; под ред. Сухарева А.Я, Крутских В.Е. Большой юридический словарь [Электронный ресурс] - М.: Инфра-М, 2003. - Режим доступа :http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/14164.
47 Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2003. - 520 с.
48 Солдатова Е. Оценка гудвилла [Электронный ресурс] / Е. Солдатова // Финансовая газета. - 2005 - № 43 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа :http://www.consultant.ru.
49 Колесник В. Бухгалтерский учет деловой репутации [Электронный ресурс] / В. Колесник // Бухгалтерия и банки. - 2011 - № 5 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа :http://www.consultant.ru.
50 Итоговый рейтинг деловой репутации компаний Уральского региона за 2005 год. Эксперт-Урал. 2005. № 45.
51 Важенина И. С. Деловая репутация как конкурентный ресурс компании [Электронный ресурс] / И. С. Важенина // Журнал экономической теории. - 2006. - №4 - С. 134-150. - Режим доступа: http://elibrary.ru/download/elibrary_13013027_98725259.pdf(дата обращения 08.04.2017)
52 Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 «Объединения бизнесов» : приложение N 31 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от
28.12.2015 N 217н // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа : http://www.consultant.ru.
53 Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы» : приложение N 25 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от
28.12.2015 N 217н // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа : http://www.consultant.ru.
54 Климашина Ю. С. Альтернативный подход к учету деловой репутации организаций [Электронный ресурс] / Ю. С. Климашина // Аудитор. - 2015 - № 10 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа :http://www.consultant.ru.
55 Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)» : приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 297// Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа :http://www.consultant.ru.
56 Справочник расчетных данных для оценки и консалтинга (Окончание финансового кризиса) (СРД №6) / Под ред. канд. техн. наук Е.Е. Яскевича. - М.: ООО "Научно-практический Центр Профессиональных Оценщиков", 2010. - 50 с.
57 Косорукова И.В. Методологические проблемы оценки стоимости бизнеса: теория и практика : монография [Электронный ресурс] / И.В. Косорукова - «СинергияПРЕСС», 2012. Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа : http://www.consultant.ru.
58 Оценка собственности и рынок недвижимости : материалы науч.-практ. конф., май 2003 г. / под общ. ред. М. М. Ковалева, Н. Ю. Трифонова. - Мн., БГУ, 2003. - 177 с.
59 Бонг Н. В. Инструменты и методы управления деловой репутацией промышленных предприятий : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Бонг Надежда Викторовна. - Санкт- Петербург, 2004. - 193 с.
60 Волков Д. Л. Управление ценностью: показатели и модели оценки / Д. Л. Волков // Российский журнал менеджмента. - 2005 - № 4 - С. 67-76.
61 Жданов И. Безрисковая ставка доходности. 5 современных методов расчета [Электронный ресурс] / И. Жданов // Электронный журнал по финансам и инвестициям «finzz.ru». - Режим доступа :http://fmzz.ru/bezriskovaya-stavka-doxodnosti-5-sovremennyx-metodov-rascheta.html.
62 Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 36 «Обесценение активов» : приложение N 23 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2015 N 217н // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа : http://www.consultant.ru.
63 Справочник финансового аналитика [Электронный ресурс] / Audit-it.ru. [сайт]. - Режим доступа :https://www.audit-it.ru/finanaliz/terms/.
64 Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов : Приказ Минфина России от 28.08.2014 N 84н // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа :http://www.consultant.ru.
65 Оценка стоимости компании : курс [Электронный ресурс] / Образовательная платформа «Coursera» - Режим доступа :https://www.coursera.org/learn/ocenka-stoimosti-kompanii/home/welcome.
66 Крапивин М, Цыркин Б., Ширяев Д. с поставщиками: как наладить эффективное сотрудничество [Электронный ресурс] / М. Крапивин, Б. Цыркин, Д. Ширяев // Коммерческий директор - профессиональный журнал коммерсанта. - Режим доступа : https://www.kom-dir.ru/article/1821-rabota-s-postavshchikami.
67 Соловьева Ю.Н., Юлдашева О.У., Лизовская В.В., Наумов В.Н., Фирсанова О.В. Маркетинг-аналитика: учеб. пособие. Санкт-Петербург, 2016. - Режим доступа : https://elibrary.ru/item.asp?id=27481398
68 Щедрина И.В., Клименкова Т.А. Использование компетентностного подхода в оценке имиджа руководителя предприятия / И. В. Щедрина, Т. А. Клименкова // Экономика, предпринимательство и право. - 2013. - № 4. - С. 20-25. - Режим доступа : http://www.creativeconomy.ru/articles/30986/.
69 Бороздина Н. А. Тенденция развития российского рынка услуг мобильной связи [Электронный ресурс] / Н. А. Бороздина // Электронный журнал «NovaInfo» («НоваИнфо»). - 2015 - № 39-1 - Режим доступа :http://novainfo.ru/article/4015.
70 Cisco прогнозирует семикратный рост мобильной передачи данных за период 2016¬2021 гг. [Электронный ресурс] / Cisco Systems, Inc. [сайт]. - Режим доступа : https://www.cisco.com/c/ru_ru/about/press/press-releases/2017/02-09b.html.
71 Финансовые и операционные результаты ПАО «ВымпелКом» : пресс-релиз [Электронный ресурс] / «Билайн» [сайт]. - Режим доступа : https://krasnoyarsk.beeline.ru/about/press-center-new/press-releases/details/1236197/
72 «МегаФон» объявляет результаты за 4 квартал и 2017 год [Электронный ресурс] /
МегаФон [сайт]. - Режим доступа :
http://corp.megafon.ru/press/news/federalnye_novosti/20180315- 1001.html?int_campaign=320&int_b=1089.
73 Итоги 2017 года : пресс-релиз [Электронный ресурс] / Tele2 [сайт]. - Режим доступа : https://krasnoyarsk.tele2.ru/about/business/for-investors/tele2-russia/fin-info.
74 Финансовые результаты Группы МТС за четвёртый квартал 2017 года и за весь 2017 год: пресс-релиз [Электронный ресурс] / МТС [сайт]. - Режим доступа : http://www.company.mts.ru/comp/ir/report/2018-03-19-6061744/.
75 Статистические данные AC&M consulting [Электронный ресурс] / Advanced Communications and Media // Режим доступа :http://www.acm-consulting.com.
76 Журавлева Ж. Новый Интернет братьев Дуровых, сети 5G в России и вступление в силу «пакета Яровой» [Электронный ресурс] / Ж. Журавлева // Деловой Петербург [сайт]. - Режим доступа : https://www.dp.ru/a/2018/01/30/Novij_Internet_bratev_Du.
77 Российский рынок сотовой связи: текущее состояние и прогноз, 2013 -2020 гг. [Электронный ресурс] // CRN [сайт]. - Режим доступа : https://www.crn.ru/news/detail.php?ID=117981.
78 Итоги 2017: Они (не) поняли диджитал: как сотовые операторы пытались менять рынок [Электронный ресурс] // Interfax [сайт]. - Режим доступа : http://www.interfax.ru/business/593955/.
79 О связи : федер. закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
80 Документация по проведению аукциона № 2/2015 [Электронный ресурс] / Роскомнадзор [сайт]. - Режим доступа :http://rkn.gov.ru/tender/communication/p804/.
81 Заседание ГКРЧ от 11 декабря 2013 г. (протокол № 13-22) : решение Государственной комиссии по радиочастотам // Минкомсвязь России [сайт]. - Режим доступа :http://minsvyaz.ru/ru/documents/4078/.
82 Расширены возможности совместной деятельности мобильных операторов : официальное заявление Минкомсвязи России // Минкомсвязь России [сайт]. - Режим доступа :http://minsvyaz.ru/ru/events/34050/.
83 Итоги года: телеком под "пакетом Яровой" [Электронный ресурс] // РИА Новости [сайт]. - Режим доступа :https://ria.ru/ny2018_resume/20171228/1511903247.html.
84 «Яровая» начнется с минимума [Электронный ресурс] // TelecomDaily [сайт]. - Режим доступа : http://www.tdaily.ru/news/top-novosti/44357.
85 «В роуминге как дома» - ФАС России будет настаивать на снижении роуминговых тарифов внутри страны [Электронный ресурс] // Федеральная антимонопольная служба [сайт]. - Режим доступа : https://fas.gov.ru/news/1336
86 О защите конкуренции : Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа :http://www.consultant.ru.
87 Финансовая отчетность [Электронный ресурс] / ПАО «MTC» [сайт]. - Режим доступа :http://www.company.mts.ru/comp/ir/report/.
88 Годовая отчетность [Электронный ресурс] / ПАО «MTC» [сайт]. - Режим доступа : http://www.company.mts.ru/comp/ir/control/data/annual reports/.
89 Финансовая отчётность по МСФО [Электронный ресурс] / ПАО «МегаФон» [сайт]. - Режим доступа :https://corp.megafon.ru/investoram/shareholder/msfo/.
90 Федеральные новости [Электронный ресурс] / ПАО «МегаФон» [сайт]. - Режим доступа :https://corp.megafon.ru/press/news/federalnye novosti/.
91 Годовые отчеты / ПАО «ВымпелКом» [сайт]. - Режим доступа : https://moskva.beeline.ru/about/about-beeline/disclosure/annual-reports/.
92 Пресс-релизы / ПАО «ВымпелКом» [сайт]. - Режим доступа :
https://krasnoyarsk.beeline.ru/about/press-center-new/press-releases/.
93 Официальные курсы валют на заданную дату, устанавливаемые ежедневно /
Центральный Банк Российской Федерации [сайт]. - Режим доступа :
https://www.cbr.ru/currency base/daily.aspx?date req=31.03.2018
94 Протокол контроля параметров качества услуг подвижной радиотелефонной связи №1 от «05» марта 2015 г. / Качествосвязи.рф [сайт] - Режим доступа : http://xn--80aeakmgi9azaci1dvg.xn--p1ai/index.html.
95 Протокол контроля параметров качества услуг подвижной радиотелефонной связи №77-2016-002/В от «10» марта 2016 г. / Качествосвязи.рф [сайт] - Режим доступа :http://xn--80aeakmgi9azaci1dvg.xn--p1ai/index.html.
96 Протокол контроля параметров качества услуг подвижной радиотелефонной связи №77-2017-017/В от «07» августа 2017 г. / Качествосвязи.рф [сайт] - Режим доступа : http://xn--80aeakmgi9azaci1dvg.xn--p1ai/index.html.