Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Электронное методическое обеспечение дисциплины «Педагогический менеджмент», реализуемой с использованием элементов геймификации

Работа №23223

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
596
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические предпосылки проблемы разработки электронного
методического обеспечения для дисциплин, реализуемых с использованием элементов геймификации 7
1.1 Методическое обеспечение использования элементов геймификации в образовательном процессе как предмет психолого-педагогического анализа 7
1.2 Анализ российского и зарубежного опыта по использованию
элементов геймификации в образовательном процессе высшей школы 15
1.3 Особенности электронного методического обеспечения для
дисциплин, реализуемых с использованием элементов геймификации 23
2 Разработка электронного методического обеспечения для дисциплины
«Педагогический менеджмент», реализуемой с использованием элементов геймификации 34
2.1 Специфика методики преподавания управленческих дисциплин у
студентов педагогического бакалавриата 34
2.2 Особенности преподавания дисциплины «Педагогический
менеджмент», реализуемой с использованием элементов геймификации 49
2.3 Описание процесса разработки и содержания электронного методического обеспечения для дисциплины «Педагогический менеджмент»,реализуемой с использованием элементов геймификации 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 82
ПРИЛОЖЕНИЕ В 83


Актуальность исследования. В «Национальной доктрине об образовании в Российской Федерации» приведены такие стратегические цели государства, как подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий; создание программ, использующих информационные технологии в образовании, и развитие дистанционного обучения.
При этом в условиях динамичных изменений в жизни общества одним из критериев качества образования является подготовленность обучающихся к адаптации в современных рыночных отношениях. В обществе требуются специалисты с высоким уровнем экономической подготовки, готовые к осуществлению организационно-управленческой деятельности,конкурентоспособные на рынке труда, непрерывно актуализирующие свою профессиональную компетентность. Основным средством достижения приведенных требований служит использование электронного обучения (E-Learning).
Исследования по вопросу применения дистанционных образовательных технологий в образовании представлены в работах А.С. Ахметова, Т.А. Вороненко, М.Е. Вайндорф-Сысоевой, И.Б. Готской, Л.И. Карповой, М.А. Лямзина, Ч.Б. Миннегалиевой, А.А. Москвина, Д.А. Никитина, А.Ю. Ожигановой, Е.В. Решетовой, Е.М. Станкевича, К.А. Умнягиной, А.Ф Шабаевой, В.А. Щитовой и др., а также и в зарубежной научной литературе
В настоящее время наблюдается активное развитие систем электронного обучения, совершенствование технологий проектирования образовательного процесса в условиях электронной среды. Результатом этого становится распространение прецедентов использования активных методов обучения, в том числе геймификации, в электронной образовательной среде.
Исследования по вопросам геймификации и использования игровых элементов в обучении отражены в работах отечественных авторов: Т.В. Барсегян , В.В. Давыдова, М.Г. Ермолаевой, Д.Н. Кавтарадзе, Г.А. Ляпиной, А.В. Мордовской, Д.Б. Эльконина. Также данная проблема активно исследуется и зарубежными учёными B. Dodge, S. Deterding, T. March, A. Marczewski, R. Kahled, L. Nacke и др.
Проблема исследования заключается в поиске оптимальных организационно-педагогических условий электронного методического обеспечения управленческих дисциплин, реализуемых с использованием элементов геймификации, при профессиональной подготовке педагогов.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести экспертную оценку организационно-педагогических условий электронного методического обеспечения для дисциплины «Педагогический менеджмент», реализуемой с использованием элементов геймификации.
Объект исследования: методическое обеспечение дисциплины «Педагогический менеджмент», реализуемой с использованием элементов геймификации.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия электронного методического обеспечения дисциплины «Педагогический менеджмент», реализуемой с использованием элементов геймификации.
Гипотеза исследования: электронное методическое обеспечение дисциплины «Педагогический менеджмент», реализуемой с использованием элементов геймификации, будет результативным, если будут реализованы следующие организационно-педагогические условия:
— использование системы обязательных и вариативных (конкурсных) заданий с целью развития умения студентов определять собственные образовательные цели (элементы «Задание», «Форум»);
— организация оперативной консультативной поддержки студентов при выполнении интерактивных заданий с целью развития умения преодолевать трудности (элементы «Чат», «Форум»);
— мониторинг рейтинга активности студентов в ходе освоения курса посредством учета игровых денежных единиц с целью развития умения планировать свои дальнейшие действия в условиях постоянно изменяющейся ситуации (элемент «Элемент оценивания»).
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Исследовать теоретические предпосылки проблемы методического обеспечения использования элементов геймификации в образовательном процессе;
2. Провести анализ российского и зарубежного опыта по использованию элементов геймификации в образовательном процессе высшей школы;
3. Выявить особенности электронного методического обеспечения для дисциплин, реализуемых с использованием элементов геймификации;
4. Рассмотреть особенности преподавания дисциплины «Педагогический менеджмент», реализуемой с использованием элементов геймификации;
5. Теоретически обосновать и разработать организационно-педагогические условия электронного методического обеспечения дисциплины «Педагогический менеджмент», реализуемой с использованием элементов геймификации;
6. Провести экспертную оценку организационно-педагогических условий электронного методического обеспечения дисциплины «Педагогический менеджмент», реализуемой с использованием элементов геймификации.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы; эмпирические -экспертный опрос, рефлексивно-оценочные процедуры; статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования - федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет».
Апробация работы:
— XV Международная научно-практическая конференция «Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации», секция «Инновационные технологии в педагогической деятельности» в г. Пенза (март 2018 г.)
— Международная научная конференция «Проспект Свободный - 2018», гуманитарное направление г. Красноярск (апрель 2018 г.)
Объем и структура работы: введение, две главы, заключение, приложения. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашей работы являлось теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка результативности организационно-педагогических условий электронного методического обеспечения для дисциплины «Педагогический менеджмент», реализуемой с использованием элементов геймификации.
В ходе работы были определены объект и предмет исследования, предлагаемая гипотеза, которая заключалась в том, что электронное методическое обеспечение дисциплины «Педагогический менеджмент», реализуемой с использованием элементов геймификации, будет результативным, если будут реализованы следующие организационно- педагогические условия:
— использование системы обязательных и вариативных (конкурсных) заданий с целью развития умения студентов определять собственные образовательные цели (элементы «Задание», «Форум»);
— организация оперативной консультативной поддержки студентов при выполнении интерактивных заданий с целью развития умения преодолевать трудности (элементы «Чат», «Форум»);
— мониторинг рейтинга активности студентов в ходе освоения курса посредством учета игровых денежных единиц с целью развития умения планировать свои дальнейшие действия в условиях постоянно изменяющейся ситуации (элемент «Элемент оценивания»).
Проведён анализ опыта использования элементов геймификации в высшей школе, выделены наиболее приоритетные и востребованные элементы геймификации в высшей школе России и за рубежом. Было обозначено методическое обеспечение использования элементов геймификации в образовательном процессе, а также выявлены особенности электронного методического обеспечения для дисциплин, реализуемых с заявленными элементами.
Рассмотрены особенности преподавания дисциплины «Педагогический менеджмент», реализуемой с использованием элементов геймификации. Кроме этого, определены компоненты поведения обучающихся при использовании элементов геймификации в образовательном процессе:
— когнитивный (познавательная активность), направлен на повышение мастерства, приобретению соответствующих умений, выбор собственных промежуточных целей;
— эмоциональный (эмоциональная окрашенность), позволяет обучающимся испытывать ряд сильных эмоций - от радости (положительная) до разочарования (отрицательная);
— социальный (социальное взаимоотношение), позволяют обучающимся выполнять новые роли и принимать решения, основываясь на различных точках зрения.
Нами разработаны следующие условия для организации электронного методического обеспечения дисциплины «Педагогический менеджмент», реализуемой с использованием элементов геймификации:
— использование системы обязательных и вариативных (конкурсных) заданий с целью развития умения студентов определять собственные образовательные цели (элементы «Задание», «Форум»);
— организация оперативной консультативной поддержки студентов при выполнении интерактивных заданий с целью развития умения преодолевать трудности (посредством чата и форума);
— мониторинг рейтинга активности студентов в ходе освоения курса посредством учета игровых денежных единиц с целью развития умения планировать свои дальнейшие действия в условиях постоянно изменяющейся ситуации (элемент «элемент оценивания», «категория оценивания»).
Проведённая экспертная оценка показала, что элементы электронного методического обеспечения адекватны целям и задачам реализации основной образовательной программе по направлению «Тьютор», а также целям и задачам рабочей программы дисциплины «Педагогический менеджмент». Разработанное электронное методическое обеспечение дисциплины «Педагогический менеджмент», реализуемой с использованием элементов геймификации, рекомендуется к использованию в процессе подготовки обучающихся по указанной выше программе бакалавриата.
В целом, решение задач позволило достичь поставленной цели. Эффективность электронного методического обеспечения дисциплины «Педагогический менеджмент», реализуемой с использованием элементов геймификации, была подтверждена экспертной оценкой, таким образом, полученные результаты подтверждают нашу гипотезу.



1. Акчелов, Е.О. Геймификация в образовании: новый подход к оценке Геймплея / Е.О Акчелов, Е.В Галанина, КС. Никитина // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 12 - С. 103-114.
2. Аннотация к рабочей программе дисциплины «Образовательный менеджмент» направления подготовки «Тьютор» [Электронный ресурс] / Образовательные программы. Образовательный портал Сибирского федерального университета. - Режим доступа:http://edu.sfu-kras.ru/umo (дата обращения 1.02.2018г.)
3. Артеменко, В.Б. Организация сотрудничества в электронном обучении на основе проектного подхода и веб-инструментов / В.Б. Артеменко // Образовательные технологии и общество. - 2013. -№ 2 - С. 489-504.
4. Безызвестных, Е.А. Электронное обучение в подготовке бакалавров педагогических направлений: опыт и перспективы / Е.А. Безызвестных, О.А. Иманова, О.Г. Смолянинова // Информатика и образование. - 2015. - № 2.
- С. 14-22.
5. Берденникова, Н. Г. Методическое обеспечение процесса обучения как фактор повышения качества образования в вузе: автореф. дне. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Берденникова, Наталья Григорьевна. - Санкт-Петербург, 2007.- 172 с.
6. Борискина, Е.А. Формирование компетентности в педагогическом менеджменте будущих педагогов профессионального обучения в агроинженерном вузе: автореф. дне. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Борискина, Елена Александровна. - Москва, 2013. - 160 с.
7. Бояринов, Д.А. Педагогический менеджмент в контексте информационного образовательного пространства / Д.А. Бояринов // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — №4. — С. 83-90.
8. Бредихина, Н.С. Феномен геймификации в продвижении дистанционных образовательных услуг / Н.С. Бредихина // Коммуникативные исследования. - 2017. -№ 2 - С. 96-108.
9. Горюнова, Л.В. Овладение знаниями и умениями педагогического
менеджмента как фактор повышения качества профессиональной подготовки учителя [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.dslib.net/obw-pedagogika/pedagogicheskij-menedzhment-v-processe-obuchenija.html (дата обращения: 26.02.2018).
10. Варенина, Л.Г. Геймификация в образовании / Л.Г. Варенина // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 6. - С. 314-317.
11. Власова, Е.З. Электронное обучение в современном вузе: проблемы, перспективы и опыт использования [Электронный ресурс] / Е.З. Власова // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2014. - № 1. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-obuchenie-v-sovremennom- vuze-problemy-perspektivy-i-opyt-ispolzovaniya
12. Голышева, М.Д. E-learning и дистанционное образование в России и за рубежом: проблемы и пути решения [Электронный ресурс] / М.Д. Голышева и // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 4. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/e-learning-i-distantsionnoe-obrazovanie-v- rossii-i-za-rubezhom-problemy-i-puti-resheniya.
13. Евплова, Е.В. Геймификация как средство повышения мотивации к обучению / Е.В. Евплова // Одинцовские чтения. - 2013. - № 2. - С. 48-51.
14. Капустина, Л.В. Геймификация в высшем профессиональном экономическом образовании / Л.В Капустина, О.Н. Мартынова // Концепт. - 2017. - №10. - С. 1-6
15. Конаржевский, Ю.А. Применение идей и технологий менеджмента в практике образовательного учреждения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/6171634/page:2/(дата обращения: 26.02.2018).
16. Корень, А.В. Особенности разработки учебных курсов с использованием электронной образовательной среды Moodle [Электронный ресурс] / А.В. Корень // Интернет-журнал Науковедение. - 2013. - №1 (14). - Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razrabotki-uchebnyh-kursov-s-ispolzovaniem-elektronnoy-obrazovatelnoy-sredy-moodle.
17. Корнилов, Ю.В. Геймификация и веб-квесты: разработка и применение в образовательном процессе / Ю.В. Корнилов, И.П. Левин // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — №5. — С. 127-135.
18. Коряпина, В.В. Педагогический менеджмент как средство оптимизации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования: автореф. дне. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Коряпина, Виктория Викторовна. - Челябинск, 2011. - 189 с.
19. Крулехт, М.В. Формирование компетентности магистров по профилю «Педагогический менеджмент» в области инноваций в сфере образования / М.В. Крулехт // Знание. Понимание. Умение. — 2014. — №2. — С. 73-79.
20. Мазелис, А.Л. Геймификация в электронном обучении / А.Л. Мазелис // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2013. -№ 4 - С. 139-142.
21. Методика преподавания социологии как научная дисциплина. Методика преподавания как педагогическая наука [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studme.org/41881/sotsiologiya/metodika_prepodavaniya_sot siologii_kak_nauchnaya_distsiplina
22. Мешенева, Ю.П. Игровые технологии как средства обучения профессиональному иноязычному общению студентов неязыковых вузов / Ю. И. Мешенева // Концепт. - 2014. -№ 21 - С. 1-6.
23. Мукажанов, Е.Б. Электронное обучение - неотъемлемая часть современного образования [Электронный ресурс] / Е.Б. Мукажанов,Е.Е. Телебаев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - № 5. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe- obuchenie-neotemlemaya-chast-sovremennogo-obrazovaniya.
24. Муромцев, А.Н. Электронное обучение, как форма дистанционного образования [Электронный ресурс] / А.Н. Муромцев // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2013. - № 33. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-obuchenie-kak-forma-distantsionnogo- obrazovaniya.
25. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Федеральный центр образовательного законодательства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://goo.gl/IJzosH
26. Орлова, О.В. Геймификация как способ организации обучения / О.В. Орлова, В.Н. Титова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. -№ 9 - С. 60-64.
27. Паперная, Н. В. Педагогический менеджмент в организации профессионального образования / Н.В. Паперная, А.С Шатилова // Молодой ученый. — 2017. — №25. — С. 307-309.
28. Пахомова, Т. Е. Геймификация как средство подготовки студентов педагогического колледжа к решению профессиональных задач / Т.Е. Пахомова // Учёные записки Забайкальского университета. — 2015. — №3. — С. 31-39.
29. Положение о реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в СФУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://goo.gl/rRkAX8
30. Положение об электронных образовательных ресурсах СФУ
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://about.sfu-
kras.ru/docs/8733/pdf/890349.
31. Пресс, И.А. О некоторых психолого-педагогических аспектах применения e-Learning [Электронный ресурс] / И.А. Пресс // Высшее образование в России. - 2011. - № 10. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-psihologo-pedagogicheskih-aspektah-primeneniya-e-learning.
32. Рабочая программа дисциплины «Педагогический менеджмент» утверждена 26 июня 2017 года для 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль 44.03.01.01 «Тьютор» институт педагогики, психологии и социологии ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».
33. Реализация электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс] / Положение об электронном обучении, дистанционных образовательных технологий в НИ ТГУ портал официальный сайт ТГУ. - Режим доступа:
https://ido.tsu.ru/normdocs/eleaming/eleaming2017.pdf (дата обращения 1.02.2018г.)
34. Ситаров, В.А. Педагогический менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. Научный журнал Московского гуманитарного университета. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy- menedzment-kak-teoriya-i-praktika-upravleniya-obrazovatelnym-protsessom(дата обращения: 26.02.2018).
35. Смолянинова, О.Г. Электронный портфолио как средство поддержки интерактивного взаимодействия в информационно - образовательной среде / О.Г. Смолянинова, О.А. Иманова // Информатика и образование. - 2014. - № 1 (250). - С. 12-17.
36. Стратегии развития электронного обучения в Томском политехническом университете [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://portal.tpu.ru/eL/system_elearning_TPU
37. Титов, С.А. Геймификация дистанционного обучения / С.А Титов // Cloudofscience. — 2013. — №1. — С. 21-23.
38. Требования к учебно-методическому обеспечению дисциплин (модулей) на русском и иностранном языках [Электронный ресурс] /Учебно- методическое обеспечение дисциплин. Образовательный портал Сибирского федерального университета. - Режим доступа:http://edu.sfu-kras.ru/umo (дата обращения 1.02.2018г.)
39. Федеральное автономное государственное учреждение высшего образования «Казанский федеральный университет». Методическое обеспечение учебного процесса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kpfu.ru/mediasociology/struktura/otdeleniesocialnyhnauk/kafedra%20prikladn oj-s/uchebno-metodicheskaya-rabota/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke- kursovyh
40. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр» [Электронный ресурс]: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 788 (с изменениями от 31 мая 2011 г.). // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - Режим доступа:http://fgosvo.ru
41. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФКЗ (в ред. от 02.03.2016) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
42. Шарипов, Ф.В. Педагогический менеджмент / Ф.В. Шарипов // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - №10. - С. 145-147
43. Шевченко, В.А. Педагогический менеджмент в процессе обучения: автореф. дне. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Шевченко, Валерий Аркадьевич. - Ростов на Дону, 2012. - 193 с.
44. Щербаков, Ю.П. Что такое образовательный веб-квест?
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://edugalaxy.intel.ru/conf72014/capplication/view_all (дата обращения: 20.03.2018).
45. Электронное обучение в НИУ ВШЭ. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://okna.hse.ru/news/149122620.html.
46. Юдин, В.А. Педагогические основы e-learning [Электронный ресурс] / В.А. Юдин // Высшее образование в России. - 2008. - № 8. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-osnovy-e-learning.
47. Classcraft Ролевая игра // Официальный сайт. 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.classcraft.com/ru/ (дата обращения: 20.12.2017).
48. Joey J. Lee Gamification in Education: What, How, Why Bother?
[Электронный ресурс] // Academia.edu. 2015. - Режим доступа: http:
//www.academia.edu/570970 /Gamification in Education What (дата обращения: 20.12.2017).
49. Schaffhauser, D. 5 Skills That Games Teach Better Than Textbooks [Электронный ресурс] // Education World. - Режим доступа: //hejournal.com/Articles/2014/11/ 05/5-Skills-That-Games-Teach-Better-Than- Textbooks.aspx? (дата обращения: 20.12.2017).
50. Werbach, К. Gamification [Электронный ресурс] / Werbach К. // Courseragamification-2012-001. - Режим доступа:https://class.coursera.org/ (дата обращения 20.12.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ