Управление самостоятельной исследовательской деятельностью учащихся начальных классов средством модульной системы экспериментов
|
Введение 3
1 Теоретические основы управления в начальном образовании 6
1.1 Теоретический анализ управления исследовательской
деятельностью обучающихся начальных классов 6
1.2 Понятие и методы управления самостоятельной исследовательской
деятельностью обучающихся начальных классов 18
1.3 Особенности модульной системы экспериментов в управление
исследовательской деятельности обучающихся 31
2. Разработка рекомендаций по управлению самостоятельной исследовательской деятельностью обучающихся начальных классов ... 48
2.1 Разработка рекомендаций по управлению самостоятельной
исследовательской деятельностью обучающихся начальных классов средством модульной системы экспериментов 48
2.2 Особенности организации исследовательской деятельности на примере изучения темы «Свет. Свойства светового луча.
Освещенность» по предмету «Окружающий мир» во втором классе... 53
2.3 Анализ результатов исследования 61
Заключение 66
Список использованных источников 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
1 Теоретические основы управления в начальном образовании 6
1.1 Теоретический анализ управления исследовательской
деятельностью обучающихся начальных классов 6
1.2 Понятие и методы управления самостоятельной исследовательской
деятельностью обучающихся начальных классов 18
1.3 Особенности модульной системы экспериментов в управление
исследовательской деятельности обучающихся 31
2. Разработка рекомендаций по управлению самостоятельной исследовательской деятельностью обучающихся начальных классов ... 48
2.1 Разработка рекомендаций по управлению самостоятельной
исследовательской деятельностью обучающихся начальных классов средством модульной системы экспериментов 48
2.2 Особенности организации исследовательской деятельности на примере изучения темы «Свет. Свойства светового луча.
Освещенность» по предмету «Окружающий мир» во втором классе... 53
2.3 Анализ результатов исследования 61
Заключение 66
Список использованных источников 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования подчёркивается важность самостоятельной исследовательской и практической деятельности обучающихся, в том числе направленной на освоение естественнонаучных понятий. [44] Выпускники начальной школы должны уметь проводить эксперименты с помощью учебного оборудования, включающего как привычные традиционные, так и современные цифровые измерительные приборы.
Образование для современного человека имеет своей целью не столько обучать традиционным алгоритмам в мышлении и практике, сколько умению выбирать необходимую информацию.
Проведенный нами анализ научной литературы Н.М. Борытко [21], А.В. Леонтовича [18], А.С. Обухова [25] и др. позволяет сделать вывод о том, что включение современных цифровых измерительных приборов (цифровых лабораторий) в учебно-исследовательскую работу помогает обучающимся овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить различные методы исследовательской деятельности, сформировать умение отстаивать и защищать свою точку зрения. Что доказывает актуальность рассматриваемого нами вопроса.
На сегодняшний день у педагогов начальных классов существует определенный опыт проведения исследовательской работы с младшими школьниками, который описан в научно-методической литературе.
Проблема исследования заключается в том, что с одной стороны умение управлять исследовательской деятельностью обучающихся является необходимым условием повышения эффективности обучения в педагогическом процессе. Существует множество форм и методов, для реализации процесса управления исследовательской деятельностью младших школьников. С другой стороны, в научно-методической литературе недостаточно разработаны рекомендации по управлению самостоятельной исследовательской деятельностью обучающихся начальных классов с применением современных цифровых измерительных приборов инструментов и средств модульной системы экспериментов.
Объект: управление самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся начальных классов.
Предмет: модульная система экспериментов в управлении самостоятельной исследовательской деятельностью обучающихся начальной школы.
Цель: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность управления самостоятельной исследовательской деятельностью младших школьников средством модульной системы экспериментов.
Гипотеза: управление самостоятельной исследовательской деятельностью младших школьников средством модульной системы экспериментов будет результативным, если:
- выявлены теоретические и научно-методические особенности управления исследовательской деятельностью младших школьников ;
- выявлены особенности модульной системы экспериментов в управление исследовательской деятельностью младших школьников;
- для учителей начальных классов разработаны рекомендации по управлению самостоятельной исследовательской деятельностью младших школьников.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ процесса управления исследовательской деятельностью младших школьников.
2. Проанализировать понятие самостоятельной учебной деятельности обучающихся начальных классов.
3. Провести сравнительный анализ особенностей модульных систем экспериментов в управлении исследовательской деятельностью младших школьников.
4. Разработать рекомендации по управлению самостоятельной исследовательской деятельностью младших школьников средством модульной системы экспериментов.
5. Выявить особенности организации исследовательской деятельности при изучении темы «Свет. Свойства светового луча. Освещенность» по предмету «Окружающий мир» во втором классе.
6. Провести анализ результатов исследования
Образование для современного человека имеет своей целью не столько обучать традиционным алгоритмам в мышлении и практике, сколько умению выбирать необходимую информацию.
Проведенный нами анализ научной литературы Н.М. Борытко [21], А.В. Леонтовича [18], А.С. Обухова [25] и др. позволяет сделать вывод о том, что включение современных цифровых измерительных приборов (цифровых лабораторий) в учебно-исследовательскую работу помогает обучающимся овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить различные методы исследовательской деятельности, сформировать умение отстаивать и защищать свою точку зрения. Что доказывает актуальность рассматриваемого нами вопроса.
На сегодняшний день у педагогов начальных классов существует определенный опыт проведения исследовательской работы с младшими школьниками, который описан в научно-методической литературе.
Проблема исследования заключается в том, что с одной стороны умение управлять исследовательской деятельностью обучающихся является необходимым условием повышения эффективности обучения в педагогическом процессе. Существует множество форм и методов, для реализации процесса управления исследовательской деятельностью младших школьников. С другой стороны, в научно-методической литературе недостаточно разработаны рекомендации по управлению самостоятельной исследовательской деятельностью обучающихся начальных классов с применением современных цифровых измерительных приборов инструментов и средств модульной системы экспериментов.
Объект: управление самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся начальных классов.
Предмет: модульная система экспериментов в управлении самостоятельной исследовательской деятельностью обучающихся начальной школы.
Цель: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность управления самостоятельной исследовательской деятельностью младших школьников средством модульной системы экспериментов.
Гипотеза: управление самостоятельной исследовательской деятельностью младших школьников средством модульной системы экспериментов будет результативным, если:
- выявлены теоретические и научно-методические особенности управления исследовательской деятельностью младших школьников ;
- выявлены особенности модульной системы экспериментов в управление исследовательской деятельностью младших школьников;
- для учителей начальных классов разработаны рекомендации по управлению самостоятельной исследовательской деятельностью младших школьников.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ процесса управления исследовательской деятельностью младших школьников.
2. Проанализировать понятие самостоятельной учебной деятельности обучающихся начальных классов.
3. Провести сравнительный анализ особенностей модульных систем экспериментов в управлении исследовательской деятельностью младших школьников.
4. Разработать рекомендации по управлению самостоятельной исследовательской деятельностью младших школьников средством модульной системы экспериментов.
5. Выявить особенности организации исследовательской деятельности при изучении темы «Свет. Свойства светового луча. Освещенность» по предмету «Окружающий мир» во втором классе.
6. Провести анализ результатов исследования
В ходе выполнения диссертационной работы был рассмотрен процесс управления исследовательской деятельности обучающихся начальных классов средством модульной системы экспериментов. На современном этапе развития образования одним из приоритетных и важных направлений в обучении младших школьников является исследовательская деятельность. Проблема исследования заключалась в том, что существует множество форм и методов, для реализации процесса управления исследовательской деятельностью младших школьников, но в научно-методической литературе недостаточно разработаны рекомендации по управлению самостоятельной исследовательской деятельностью обучающихся начальных классов с применением современных цифровых измерительных приборов инструментов и средств модульной системы экспериментов.
Проанализировав модель управления исследовательской деятельностью обучающихся начальных классов М.Н. Борытко и В.А. Штофа наибольший интерес у нас вызвал содержательно-процессуальный блок . В ходе теоретического анализа была построена объединенная модель управления исследовательской деятельностью младших школьников. На наш взгляд, управление исследовательской деятельностью обучающихся начальных классов строится на принципах объединенной нами модели, а именно на методах рефлексивного управления и механизмах рефлексивной деятельности ученика.
Проанализировав следующие модульные системы экспериментов: Естественно-научная лаборатория ЛабДиск ГЛОМИР, Естественно-научная лаборатория ЛабДискБиология, лаборатория «Метеостанция», Цифровая лаборатория АРХИМЕД 4.0,Модульная система экспериментов Prolog, мы сделали вывод, что для управления исследовательской деятельностью обучающихся подходят все модульные системы экспериментов, но наиболее подходящей является модульная система экспериментов Prolog. С помощью этой цифровой лаборатории можно изучать разные темы, входящих в курс предмета «Окружающий мир». Данная лаборатория оснащена различными функциями, С точки зрения управления исследовательской деятельностью обучающихся начальных классов эффективнее всех является модульная система экспериментов Prolog, т. к. в системе предусмотрены функции сохранения и передачи всех данных, полученных в ходе экспериментов обучающихся на главный компьютер, т.е. на компьютер учителя. Более того система Prolog может выполнять функцию базы данных, которая позволяет возвращаться к проделанным экспериментам, позволяет сравнивать ранее полученные данные с новыми данными и всё это может быть реализовано в режиме реального времени. Что является удобным средством для учителя.
Итогом проведенного исследования являются разработанные рекомендации по управлению исследовательской деятельностью обучающихся начальных классов. В ходе получения экспертной оценки нами было выявлено, что 60% учителей согласны с тем, что применение модульной системы экспериментов необходимо при организации исследовательской деятельность обучающихся начальных классов. Также было выявлено, что управление исследовательской деятельностью обучающихся начальных классов лучше всего строить на методах рефлексивного управления и механизмах рефлексивной деятельности ученика. Мы рекомендуем при организации исследовательской деятельности обучающихся начальных классов с применением модульной системы экспериментов использовать методы рефлексивного управления.
Таким образом, гипотеза исследования экспертно подтверждена, поставленные в ходе исследования задачи решены, цель исследования достигнута.
Проанализировав модель управления исследовательской деятельностью обучающихся начальных классов М.Н. Борытко и В.А. Штофа наибольший интерес у нас вызвал содержательно-процессуальный блок . В ходе теоретического анализа была построена объединенная модель управления исследовательской деятельностью младших школьников. На наш взгляд, управление исследовательской деятельностью обучающихся начальных классов строится на принципах объединенной нами модели, а именно на методах рефлексивного управления и механизмах рефлексивной деятельности ученика.
Проанализировав следующие модульные системы экспериментов: Естественно-научная лаборатория ЛабДиск ГЛОМИР, Естественно-научная лаборатория ЛабДискБиология, лаборатория «Метеостанция», Цифровая лаборатория АРХИМЕД 4.0,Модульная система экспериментов Prolog, мы сделали вывод, что для управления исследовательской деятельностью обучающихся подходят все модульные системы экспериментов, но наиболее подходящей является модульная система экспериментов Prolog. С помощью этой цифровой лаборатории можно изучать разные темы, входящих в курс предмета «Окружающий мир». Данная лаборатория оснащена различными функциями, С точки зрения управления исследовательской деятельностью обучающихся начальных классов эффективнее всех является модульная система экспериментов Prolog, т. к. в системе предусмотрены функции сохранения и передачи всех данных, полученных в ходе экспериментов обучающихся на главный компьютер, т.е. на компьютер учителя. Более того система Prolog может выполнять функцию базы данных, которая позволяет возвращаться к проделанным экспериментам, позволяет сравнивать ранее полученные данные с новыми данными и всё это может быть реализовано в режиме реального времени. Что является удобным средством для учителя.
Итогом проведенного исследования являются разработанные рекомендации по управлению исследовательской деятельностью обучающихся начальных классов. В ходе получения экспертной оценки нами было выявлено, что 60% учителей согласны с тем, что применение модульной системы экспериментов необходимо при организации исследовательской деятельность обучающихся начальных классов. Также было выявлено, что управление исследовательской деятельностью обучающихся начальных классов лучше всего строить на методах рефлексивного управления и механизмах рефлексивной деятельности ученика. Мы рекомендуем при организации исследовательской деятельности обучающихся начальных классов с применением модульной системы экспериментов использовать методы рефлексивного управления.
Таким образом, гипотеза исследования экспертно подтверждена, поставленные в ходе исследования задачи решены, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Управление самостоятельной исследовательской деятельностью учащихся начальных классов средством модульной системы экспериментов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование исследовательских умений во внеурочной математической деятельности младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование готовности старшеклассников к проектной деятельности на уроках физики с использованием информационных технологий
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4-5-х КЛАССОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Методологические основы построения и реализации дидактической системы межпредметных связей в курсе физики средней школы
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - ИССЛЕДОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



