Введение 3
1 Теоретические основы управления в начальном образовании 6
1.1 Теоретический анализ управления исследовательской
деятельностью обучающихся начальных классов 6
1.2 Понятие и методы управления самостоятельной исследовательской
деятельностью обучающихся начальных классов 18
1.3 Особенности модульной системы экспериментов в управление
исследовательской деятельности обучающихся 31
2. Разработка рекомендаций по управлению самостоятельной исследовательской деятельностью обучающихся начальных классов ... 48
2.1 Разработка рекомендаций по управлению самостоятельной
исследовательской деятельностью обучающихся начальных классов средством модульной системы экспериментов 48
2.2 Особенности организации исследовательской деятельности на примере изучения темы «Свет. Свойства светового луча.
Освещенность» по предмету «Окружающий мир» во втором классе... 53
2.3 Анализ результатов исследования 61
Заключение 66
Список использованных источников 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования подчёркивается важность самостоятельной исследовательской и практической деятельности обучающихся, в том числе направленной на освоение естественнонаучных понятий. [44] Выпускники начальной школы должны уметь проводить эксперименты с помощью учебного оборудования, включающего как привычные традиционные, так и современные цифровые измерительные приборы.
Образование для современного человека имеет своей целью не столько обучать традиционным алгоритмам в мышлении и практике, сколько умению выбирать необходимую информацию.
Проведенный нами анализ научной литературы Н.М. Борытко [21], А.В. Леонтовича [18], А.С. Обухова [25] и др. позволяет сделать вывод о том, что включение современных цифровых измерительных приборов (цифровых лабораторий) в учебно-исследовательскую работу помогает обучающимся овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить различные методы исследовательской деятельности, сформировать умение отстаивать и защищать свою точку зрения. Что доказывает актуальность рассматриваемого нами вопроса.
На сегодняшний день у педагогов начальных классов существует определенный опыт проведения исследовательской работы с младшими школьниками, который описан в научно-методической литературе.
Проблема исследования заключается в том, что с одной стороны умение управлять исследовательской деятельностью обучающихся является необходимым условием повышения эффективности обучения в педагогическом процессе. Существует множество форм и методов, для реализации процесса управления исследовательской деятельностью младших школьников. С другой стороны, в научно-методической литературе недостаточно разработаны рекомендации по управлению самостоятельной исследовательской деятельностью обучающихся начальных классов с применением современных цифровых измерительных приборов инструментов и средств модульной системы экспериментов.
Объект: управление самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся начальных классов.
Предмет: модульная система экспериментов в управлении самостоятельной исследовательской деятельностью обучающихся начальной школы.
Цель: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность управления самостоятельной исследовательской деятельностью младших школьников средством модульной системы экспериментов.
Гипотеза: управление самостоятельной исследовательской деятельностью младших школьников средством модульной системы экспериментов будет результативным, если:
- выявлены теоретические и научно-методические особенности управления исследовательской деятельностью младших школьников ;
- выявлены особенности модульной системы экспериментов в управление исследовательской деятельностью младших школьников;
- для учителей начальных классов разработаны рекомендации по управлению самостоятельной исследовательской деятельностью младших школьников.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ процесса управления исследовательской деятельностью младших школьников.
2. Проанализировать понятие самостоятельной учебной деятельности обучающихся начальных классов.
3. Провести сравнительный анализ особенностей модульных систем экспериментов в управлении исследовательской деятельностью младших школьников.
4. Разработать рекомендации по управлению самостоятельной исследовательской деятельностью младших школьников средством модульной системы экспериментов.
5. Выявить особенности организации исследовательской деятельности при изучении темы «Свет. Свойства светового луча. Освещенность» по предмету «Окружающий мир» во втором классе.
6. Провести анализ результатов исследования
В ходе выполнения диссертационной работы был рассмотрен процесс управления исследовательской деятельности обучающихся начальных классов средством модульной системы экспериментов. На современном этапе развития образования одним из приоритетных и важных направлений в обучении младших школьников является исследовательская деятельность. Проблема исследования заключалась в том, что существует множество форм и методов, для реализации процесса управления исследовательской деятельностью младших школьников, но в научно-методической литературе недостаточно разработаны рекомендации по управлению самостоятельной исследовательской деятельностью обучающихся начальных классов с применением современных цифровых измерительных приборов инструментов и средств модульной системы экспериментов.
Проанализировав модель управления исследовательской деятельностью обучающихся начальных классов М.Н. Борытко и В.А. Штофа наибольший интерес у нас вызвал содержательно-процессуальный блок . В ходе теоретического анализа была построена объединенная модель управления исследовательской деятельностью младших школьников. На наш взгляд, управление исследовательской деятельностью обучающихся начальных классов строится на принципах объединенной нами модели, а именно на методах рефлексивного управления и механизмах рефлексивной деятельности ученика.
Проанализировав следующие модульные системы экспериментов: Естественно-научная лаборатория ЛабДиск ГЛОМИР, Естественно-научная лаборатория ЛабДискБиология, лаборатория «Метеостанция», Цифровая лаборатория АРХИМЕД 4.0,Модульная система экспериментов Prolog, мы сделали вывод, что для управления исследовательской деятельностью обучающихся подходят все модульные системы экспериментов, но наиболее подходящей является модульная система экспериментов Prolog. С помощью этой цифровой лаборатории можно изучать разные темы, входящих в курс предмета «Окружающий мир». Данная лаборатория оснащена различными функциями, С точки зрения управления исследовательской деятельностью обучающихся начальных классов эффективнее всех является модульная система экспериментов Prolog, т. к. в системе предусмотрены функции сохранения и передачи всех данных, полученных в ходе экспериментов обучающихся на главный компьютер, т.е. на компьютер учителя. Более того система Prolog может выполнять функцию базы данных, которая позволяет возвращаться к проделанным экспериментам, позволяет сравнивать ранее полученные данные с новыми данными и всё это может быть реализовано в режиме реального времени. Что является удобным средством для учителя.
Итогом проведенного исследования являются разработанные рекомендации по управлению исследовательской деятельностью обучающихся начальных классов. В ходе получения экспертной оценки нами было выявлено, что 60% учителей согласны с тем, что применение модульной системы экспериментов необходимо при организации исследовательской деятельность обучающихся начальных классов. Также было выявлено, что управление исследовательской деятельностью обучающихся начальных классов лучше всего строить на методах рефлексивного управления и механизмах рефлексивной деятельности ученика. Мы рекомендуем при организации исследовательской деятельности обучающихся начальных классов с применением модульной системы экспериментов использовать методы рефлексивного управления.
Таким образом, гипотеза исследования экспертно подтверждена, поставленные в ходе исследования задачи решены, цель исследования достигнута.
1. Александров А.Г. Психологические механизмы формирования мотивационной готовности к учебно-познавательной деятельности / А.Г. Александров [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-mekhanizmy-formirovaniya-motivatsionnoi-gotovnosti-k-uchebno-poznavatelnoi
2. Ахметжанова Г.В. Технология рефлексивной деятельности обучающихся в начальной школе / Г.В. Ахметжанова [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-refleksivnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-v-nachalnoy-shkole
3. Белова Т.А. Отношение педагогов и преподавателей к организации
проектно- исследовательской деятельности учащихся / Т.А.Белова [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/otnoshenie-pedagogov-i-prepodavateley-k-organizatsii-proektnoy-deyatelnosti-uchaschihsya
4. Бичерова, Е.Н. Особенности исследовательской и проектной деятельности
младших школьников: сравнительно-сопоставительный анализ / Е.Н. Бичерова [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-issledovatelskoy-i-proektnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-sravnitelno-sopostavitelnyy-analiz
5. Борщевская А.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников /А.Ю. Борщевская [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-deyatelnost-mladshih-shkolnikov-3
6. Воронцов А. Б. Организация самостоятельной работы в начальной школе. Москва, «Вита», 2014 - с. 51, с. 52
7. Гвоздева А.В. Понятие и функции педагогического менеджмента как
средства управления учебной информацией / А.В. Гвоздева., В.В. Жилин // [Электронный ресурс]. - Режим aocTyna:http://www.scientific-
notes.ru/pdf/017-23.pdf
8. Герберт О. И., Колпакова Н.В. Развитие профессиональной компетентности учителя по управлению исследовательской деятельностью учащихся / О.И. Герберт, Н.В. Колпакова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-professionalnoy-
kompetentnosti-uchitelya-po-upravleniyu-issledovatelskoy-deyatelnostyu-uchaschihsya
9. Горюнова Л. В. Овладение знаниями и умениями педагогического менеджмента как фактор повышения качества профессиональной подготовки учителя: дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2015. 239 с.
10. Губогло З.И. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе / З.И. Губогло [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/organizatsiya-issledovatelskoy-deyatelnosti-uchaschihsya-v-shkole
11. Загвязинский В.Н. Актуальные проблемы отечественного образования. //Вестник Тюменского государственного университета. Педагогика и психология, 2014. - №9. - с. 7-16.
12. Институт новых технологий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.int-edu.ru/content/cifrovaya-laboratoriya-labdisk-glomir
13. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова; под ред. И.В. Роберт. - М.: Дрофа, 2014. - 312 с. классов: авторф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 2014. - 16 с.
14. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2015 г. С.224.
15. Косьмина, Е.М Использование системы Prolog/ Е.М. Косьмина [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/informatika/2014/03/31/ispolzovanie-sistemy-prolog.
16. Крыжко В. В., Павлютенков Е. М. Психология в практике менеджера образования. СПб., 2015. 304 с.
17. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития
исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. М., 2013. № 4. С. 12-17.
18. Леонтович, А. В. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. - 2014. - №4. - С. 24-36.
19. Михайлова, Е.В. Информационно-коммуникационные технологии и
организация учебно-воспитательного процесса в начальной школе / Е.В. Михайлова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2013. - № 4. - С. 16-18 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnye-tehnologii-i-organizatsiya-uchebno-vospitatelnogo-protsessa-v-nachalnoy-shkole.
20. Модульная система экспериментов Prolog с программным обеспечением базовый уровень для обучающегося [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://ae-pro.ru/product/modulnaya-sistema-eksperimentov-prolog-s-programmnym-obespecheniem-bazovyj-uroven-dlya-obuchayushhegosya/
21. Мокрецова Л. А. Модель управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников в образовательном процессе / А.Л. Мокрецова [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15480
22. Мокрецова Л. А., Чуфенёва А.Ю. Модель управления учебно¬
исследовательской деятельностью младших школьников в образовательном // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.; [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=15480
23. Никольская О.Л. Анализ дидактических затруднений учителей при
освоении инновационных технологий и психолого-педагогические условия их преодоления / О.Л. Никольская [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-didakticheskih-zatrudneniy-
uchiteley-pri-osvoenii-innovatsionnyh-tehnologiy-i-psihologo-pedagogicheskie-usloviya-ih
24. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы ,пособие для учителя (В.П.Канакина,
B. Г.Горецкий, М.В.Бойкина и др.)М. Просвещение, 2014 - 340 с.
25. Пентин А.Ю. Исследовательская и проектная деятельности: структура и цели // Школьные технологии. 2012. № 5. С. 111-114.
26. Перечень учебного оборудования для оснащения кабинетов начальной
школы, предметных кабинетов общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www.komobr46.ru/text%20doc/news/perechen_ prosv_re gion.pdf.-
27. Планируемые результаты начального общего образования (Л.Л. Алексеева,
C. В.Анащенкова, М.З. Биболетова) - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012 - 120 с. - (Стандарты второго поколения).
28. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
29. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Школьные технологии. — 2014. — № 3. — С. 85-91.
30. Поздеева С. И., Кузнецова Т. И. Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников // Вести. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 2 (92). С. 65¬69.
31. Поздеева С. И., Кузнецова Т. И. Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников // Вести. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 2 (92). С. 65¬69.
32. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пос. для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат. М.: Издат. центр «Академия», 2012. 272 с. 2.
33. Полетаева М.Н. Инновационный менеджмент в образовательном учреждении / М.Н Полетаева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/innovatsionnyy-menedzhment-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii
34. Проказова О.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в
системе работы школы / О.Г. Проказова[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-issledovatelskoy-
deyatelnosti-uchaschihsya-v-sisteme-raboty-shkoly
35. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии / Я.А. Пономарев, — М.: МФО: ПФ АН РФ, 2000. - 127 с.
36. Психолого-педагогические основы использования нетрадиционных методов обучения в начальной школе / Д.Б. Буркитбаева, Т.А. Ингайбекова, Р.А. Керимбекова, КО. Джексенбаева // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 8-1. - С. 21-24 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //cyberleninka.ru/article/n/psihologo -pedago gicheskie-osnovy-ispolzovaniya-netraditsionnyh-metodov-obucheniya-v-nachalnoy-shkole.
37. Рассказова Ж. В. Исследовательская деятельность младших школьников как компонент процесса обучения в условиях общеобразовательной организации // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1080-1082. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://moluch.ru/archive/63/10001/
38. Саушкина, И.А. Информационные технологии обучения в современной начальной школе / И.А. Саушкина // Альманах современной науки и образования. - 2012. - № 12 (67) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://scjournal.ru/articles/issn_1993-5552_2012_12-1_34.pdf.
39. Серикова О. С. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся Опубликовано 23.01.2014 https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2014/01/23/metodicheskie-rekomendatsii-po
40. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: ноу-хау в управлении педагогическими системами: учеб. пособие. М.: Пед. общество России, 2015. 429 с.
41. Соболева, Е.В. Проблемы в организации работы учителя по управлению
исследовательской деятельностью учащихся / Е.В. Соболева [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-v-
organizatsii-raboty-uchitelya-po-upravleniyu-issledovatelskoy-deyatelnostyu-uchaschihsya
42. Стаценко О.А., Микерова Г.Ж. Самостоятельная работа младших школьников на уроках математики // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 6.;
43. Учебные программы по окружающему миру для начальной школы
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://koi.tspu.ru/koi_books/semenova/razdel%206.htm.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //минобрнауки. рф/документы/922.
45. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Изд-во «Просвещение», 2010, С.31. (Стандарты второго поколения).
46. Федоровская Е.О. «Исследовательская деятельность учащихся как методика развития универсальных учебных умений»
47. Царева, М.В. Самостоятельная работа как основа речемыслительной деятельности младших школьников / М.В. Царева [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/samostoyatelnaya-rabota-kak-osnova-rechemyslitelnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov
48. Цукерман, Г.А. Становление самоконтроля и самооценки / Г.А. Цукерман //, Текст, М.: 2013. - 14 с.
49. Черных, Л.В. Модульная система экспериментов Prolog как средство реализации учебно-исследовательской деятельности обучающихся / Л.В. Черных [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://nauka- it.ru/attachments/article/1919/chernyh_lv_staronikolskoe_fest14. pdf.
50. Чуфенёва А.Ю. Управление учебно-исследовательской деятельностью
младших школьников / А.Ю. Чуфенёва [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-
upravlenie-uchebno-issledovatelskoy-deyatelnostyu-mladshih-shkolnikov
51. Пахтусова И.Н. Особенности АРМ (автоматизированное рабочее место)
учителя начальных классов / И.Н. Пахтусова [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/osobiennosti-arm-avtomatizirovannoie-rabochieie-miesto-uchitielia-nachal-nykh-klassov