Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Инновации в профессиональном образовании в Енисейской губернии начала XX в.

Работа №23217

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
245
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Учительские семинарии Енисейской губернии в начале XX в. 6
1.1 Условия развития учительских семинарий региона (сеть и
учебно-материальная база учительских семинарий, кадровый состав, контингент учащихся и их успеваемость) 6
1.2 Содержание и организация учебно-воспитательного процесса в
учительских семинариях Енисейской губернии в начале XX в. 14
2 ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ XX В. 17
2.1 Красноярский учительский институт 17
2.2 Подготовка педагогических кадров в средних женских учебных
заведениях 23
2.3 Педагогические курсы при общеобразовательных учебных
заведениях для подготовки учителей начальной школы 26
3 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ XX В. 29
3.1 Красноярское землемерное училище 31
3.2 Красноярская городская торговая школа 35
3.3 Красноярское ремесленное училище Т.Н. Щёголевой 37
3.4 Рыбинская низшая сельскохозяйственная школа II разряда. 41
3.5 Сибирское техническое железнодорожное училище 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53


Обращение к опыту работы дореволюционной школы России в условиях, когда проводится реформа современного образования, становится в известной мере актуальным, вполне понятным и оправданным. Более того, наука обретает реально смысл только тогда, когда ее достижения рассматривают как результат работы предшествующих поколений. Критический же анализ исторического опыта способствует лучшему пониманию и решению современных педагогических проблем. Это дополнительно актуализирует тему данной магистерской диссертации «Инновации в профессиональном образовании в Енисейской губернии начала XX в.».
Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации историко-педагогических представлений: о целостности системы образования Енисейской губернии как одного из регионов России; о взаимосвязи образовательной, социальной и промышленной сфер государства; о многосубъектности процесса формирования отечественной системы образования в начале XX в. Полученные результаты пополняют научный фонд современных педагогических исследований.
В качестве историографических источников используются работы Карманова П.К., Шилова А.И., Ким Е.В. и др.
Обзор и анализ историко-педагогической литературы по проблеме исследования свидетельствует о том, что количество работ разного уровня по вопросам инновационного развития профессионального образования в Енисейской губернии начала XX в. - незначительно. В немногочисленном списке трудов пока нет ни одной обобщенной работы, в которой бы специально и комплексно рассматривалась история профессионального образования в енисейском регионе означенного периода. Таким образом, существует противоречие между потребностью современного образования в использовании позитивного исторического опыта развития профессионального образования в губернии и отсутствием самостоятельных специальных исследований в этом направлении означенного периода. Возникает проблема: Каким был процесс развития профессионального образования в Енисейской губернии начала XX в.? Каково значение данного историко-педагогического опыта для развития современной системы профессионального образования? Эта проблема не ставилась и не подвергалась целенаправленному изучению для полной и разносторонней оценки педагогического опыта прошлого для современной теории и практики профессионального образования.
Таким образом, вышесказанное послужило основанием для выбора темы нашего исследования - «Инновации в профессиональном образовании в Енисейской губернии начала XX в.».
Объект исследования - профессиональное образование в Енисейской губернии начала XX в.».
Предмет исследования - профессиональные начальные и средние учебные заведения как результат развития профессионального образования в Енисейской губернии начала XX в.
Цель исследования - охарактеризовать профессиональные учебные заведения в Енисейской губернии начала XX в., обобщить опыт и определить его значение для нужд профессионального образования на современном этапе.
Объект, предмет и цель исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Выявить исторические условия и важнейшие факторы развития профессионального образования в Енисейской губернии начала XX в.
2. Определить основные этапы, тенденции и инновационные процессы в развитии региональной системы профессионального образования исследуемого периода.
3. Раскрыть признаки позитивных и негативных изменений в организации учебного и воспитательного процессов в профессиональной школе означенного периода.
4. Оценить значение результатов исследования профессиональных учебных заведений в Енисейской губернии начала XX в. для современной теории и практики профессионального образования.
Методы исследования. Для решения поставленных задач исследования были использованы: историко-ретроспективный, историко¬конструктивный, системно-структурный, сравнительно-исторический анализ и хронологический методы исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Благодаря экономическому росту в Енисейской губернии в конце XIX в. (строительство Восточно-Сибирской железнодорожной магистрали) и связанного с ним повышения общественного интереса к образованию стремительно увеличивается число школ, многообразие их типов, наблюдается рост числа учащихся. В Красноярске после 1890-х гг. появляются железнодорожные, частные начальные, конфессиональные школы, частные начальные школы; частные гимназии и коммерческие училища. При совпадении общественных запросов и государственной потребности в увеличении в краткие сроки количества грамотных граждан для удовлетворения нужд развивающейся промышленности темпы открытия начальных школ в Енисейской губернии начинают превышать средний уровень государства почти на 300%.
Таким образом, становление и развитие системы образования Красноярска в дореволюционный период происходит под воздействием взаимосвязанных факторов (экономических, политических и социальных). Социальные факторы, такие как общественное мнение, общественная потребность в определенном типе учебных заведений, общественная инициатива, по значимости, в процессе формирования системы образования, ни чем не уступают политическим и экономическим. Общественная инициатива является основной причиной развития системы образования и, в то же время, результатом роста экономической сферы сибирского региона.
Формирующими субъектами системы образования Енисейской губернии начала XX вв. являлись ведомство Святейшего Синода, государство в лице МНП и общество в лице общественных организаций и частных меценатов. Благодаря объединению влияния трех основных субъектов процесса развития системы образования становится возможным создание единой сети учебных заведений Енисейской губернии к 1917г. несмотря на многообразие типов школ и их отличия по принципам финансирования, содержанию образования, социальной направленности и т.д. (14 основных типов общеобразовательных школ - 9 типов начальных и 5 средних).
Многообразие типов учебных заведений возникает как результат многосубъектности процесса формирования системы образования Енисейской губернии. Общественная потребность в большом количестве учебных заведений и государственная поддержка всех типов альтернативных начальных и средних школ приводят к увеличению многообразия типов школ.
Многообразие типов учебных заведений и объединение их в соответствии с принципом преемственности в единую школьную сеть в Енисейской губернии дореволюционного периода обеспечивало целостность системы образования и служило гарантией возможности получения начального, среднего и профессионального образования представителям всех слоев общества.
Выявлена тесная взаимосвязь школы и общества, причем особенностью государственной политики являлась направленность на укрепление этой взаимосвязи, на вовлечение общества в процесс формирования и функционирования системы образования. Благодаря привлечению общественных объединений система образования Енисейской губернии формировалась с учетом особенностей региона. Предоставление обществу возможности участия в процессе формирования системы образования делало ее более стабильной, а учебный курс более эффективным.
Сотрудничество государственных и общественных структур в начале XX в. привело к фактическому отсутствию сословного характера общеобразовательных начальных и средних школ, к доступности среднего и профессионального образования благодаря общественным и государственным стипендиям.
В современной российской системе образования существующие потребности региона и общественный заказ недостаточно учитываются при составлении учебных планов общеобразовательных и профессиональных школ. Наиболее остро данная проблема соответствия содержания образования экономическим и социальным потребностям стоит в сфере профессионального образования.
Одним из шагов на пути формирования новой российской государственности, российского гражданского общества в настоящее время является, по нашему мнению, изменение образовательной действительности. Но плодотворное реформирование системы образования возможно лишь в том случае, когда аппарат управления руководствуется в своих действиях реальными потребностями общества в определенных изменениях. И только непосредственное участие общества в открытии и функционировании учебных заведений позволит говорить об удовлетворении одного из основных критериев эффективности образования - соответствии результатов обучения запросам и потребностям общества.
В 1908 г. был принят закон, согласно которому годовой заработок учителя не должен быть менее 360 рублей. Это немного больше среднего годового заработка промышленного рабочего, а учитывая то, что годовая занятость учителя не превышала обычно 6-7 месяцев, следует сказать, что обеспеченность народного учителя была выше, чем у наемных рабочих.
В начале XX в. учительство Енисейской губернии превратилось в заметную общественную силу. Среди учителей России начинается движение за создание профессиональных организаций по защите прав и улучшению условий работы. В 1902-1903 гг. проходит первый съезд учительских общественных организаций, а в 1904 г. создается «Союз народных учителей», объединивший демократически настроенную учительскую интеллигенцию. Под влиянием этих событий енисейские учителя решились на создание местной организации. В 1904 г. учителями было создано «Общество взаимного вспомоществования учащимся и учившим в Енисейской губернии», участники которого оказывали материальную помощь педагогам, выдавая ссуды учителям, помогали в устройстве на работу.
Под влиянием первой русской революции заметно усиливается политизация местной интеллигенции, возникают организации, в программе которых задачи реформирования народного образования увязывались с общей демократизацией политического строя. К таким организациям относилась «Лига образования», местное отделение которой возникает в 1907 г. в Красноярске.
Новый этап учительского движения связан с революционными событиями 1917 г. Большинство участников уездных съездов учителей, состоявшихся весной-летом 1917 г., приняли требования, направленные на демократизацию школы: введение всеобщего начального образования, единой общеобразовательной школы, развитие дошкольного и внешкольного образования, совместное обучение мальчиков и девочек, самоуправление школы. Делегаты учительских съездов единодушно выступили за исключение Закона Божия из числа обязательных предметов в школе и превращение епархиальных учебных заведений в светские. Красной нитью в постановлениях съездов проводилась задача «приблизить школу к народу».
Учительство в начале XX в. превратилось в самую массовую профессиональную группу интеллигенции Енисейской губернии. Являясь выходцами из небогатых горожан, сельского духовенства, крестьян, сельские учителя были тесно связаны с жизнью народа, но в то же время по своему образованию, социально-культурным потребностям уже выступали носителями нового культурного уклада. Народный учитель становится связующим звеном между традиционной по своему характеру народной культурой и культурой модерна конца XIX - начала XX в.
Анализ профессиональных школ Енисейской губернии показал наличие ряда позитивных, для образования региона, локальных инициатив со стороны руководства школ.
Результаты данной магистерской диссертации могут быть полезны при анализе состояния и поиске дальнейших путей развития современной системы образования Красноярского края.



1 Алпатов Н. И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа (Из опыта работы кадетских корпусов) / ИИ Алпатов // М, 1957. -244 с.
2 Быконя Г.Ф., Федорова В.П., Бердников Л.П. Красноярск в дореволюционном прошлом: XIX-XX вв./ Г.Ф. Быконя // Красноярск, 1990. - 304с.
3 Веселов А. И Среднее профессиональное-техническое образование в дореволюционной России (Очерки по истории). М, 1959. 120 с.
4 Гостяева Л. Н. Железнодорожное образование в Енисейской губернии / Гостяева Л. Н., Ж.М. Мороз // Красноярск, 1997 г. С. 23-27.
5 Давыдов П. Народное образование в Енисейской губернии // Сибирские вопросы / П. Давыдов //1908.№2. С.24 - 28., №11. - С.18-20.
6 Егоров С. Ф. Теория образования в педагогике России начала XX в.: Историко-педагогический очерк / С.Ф. Егоров // М., 1987. - 152с.
7 Жолудев Д. Г. Народное образование в Енисейской губернии до Октябрьской революции / Д. Г. Жолудев // Народное образование в Красноярском крае за годы Советской власти. Красноярск, 1970. - С.5-17.
8 Итыгин Г. И. Красноярская городская торговая школа за три года её существования (с 1 сентября 1913 по август 1916) // Сибирская школа. 1917. № 3. С. 18-25.
9 Карманов, П. К. Отечественная история. Зарождение и развитие
начального профессионального образования в России (XVII - XX вв.) [Текст] : учебное пособие для студентов специальности 050501.65
Профессиональное обучение очной и заочной форм обучения, а также для учащихся техникумов и колледжей / П. К. Карманов ; Сибирский технологический университет [СибГТУ]. Красноярск : Сибирский технологический университет [СибГТУ], 2009. - 71 с.
10 Карманов П.К., Одинцова М.И. Красноярское ремесленное училище Т. И. Щеголевой // Вопросы социально-экономического развития и культуры Красноярского края в документах архивного форда (к 175-летию образования Енисейской губернии). Красноярск, 1977.С. 49-53.
11 Ким Е.В. Система образования в Енисейской губернии конца XIX
- начала XX вв.: дис. канд. пед. наук - Красноярск, 2001. - 198 с.
12 Красноярская учительская семинария. Приемная программа для желающих поступить в это учебное заведение. Красноярск, 1916. - 25с.
13 Кузьмин Н.Н. Учительские семинарии России и их место в подготовке учителей начальной школы: лекции по истории педагогике. Курган, 1970. 102 с.
14 Лобанова О. Б. Основные тенденции распространения передового педагогического опыта в образовательной практике Енисейской губернии начала XX в.
15 Михайлова М. В. Общественная и частная инициатива в создании новой средней школы после революции 1905г.//Советская педагогика. - 1966. №3. -С. 13-39.
16 Плетнева П.Ф. Становление и развитие высшего педагогического образования в России в XX в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М.,1996. - 31 с
17 Степанов А.П. Енисейская губерния. - Красноярск, 1997. - 236 с
18 Устав Красноярского ремесленного училища Т.Н. Щеголевой. - Красноярск, 1898. - 8 с.
19 Фёдорова В.П. Школа - учитель - общество. Из истории народного образования Енисейской губернии XIX - начала XX вв. : монография; Краснояр. гос. пед. ун-т им В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015.
- 244 с.
20 Черепанов С. А. Учебные планы общеобразовательной школы в дореволюционной России/ С. А. Черепанов // Известия АПН РСФСР. Вып.ЗЗ. - М.,1951. - С.151-215.
21 Шилов А.И. Профессиональное образование Восточной Сибири в конце XIX начале XX вв. / А.И. Шилов //Монография. Красноярск, гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева.2014- 544 с. 34.
22 Шилов, А. И. Воспитание и дисциплина учащихся в начальных учебных заведениях Восточной Сибири начала XX в / А. И. Шилов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева - 2013. - №2 - С. 141-145.
23 Шилов А.И. Учительские семинарии Восточной Сибири конца XIX - начала XX веков: Учеб. пособие / А.И. Шилов; Краснояр. гос.ун-т. -Красноярск, 2004. - 154 с.
24 Шилов, А. И. Учебный процесс в начальных учебных заведениях Восточной Сибири на рубеже XIX-XX вв /А. И. Шилов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. ВП Астафьева - 2012. - №2 - С. 164-169.
25 Шилов, А. И. Коммерческие училища Восточной Сибири начала
xx века: учебное пособие / А. И. Шилов, А. А. Шеховцова ; Красноярский университет [КрасГУ], Лесосибирский педагогический институт. -Красноярск : Красноярский университет [КрасГУ], 2000. - 111 с.
26 Шилов, А. И. Начальное образование Восточной Сибири конца XIX - начала XX вв. [Текст] : монография : в 2-х т. / А. И. Шилов ; Красноярский государственный педагогический универсиг им. В. П. Астафьева. - Красноярск : [б. и.], 2012. - 717 с
27 Яблоков Ю. Н., Кузнецова О. А. Основание и деятельность Красноярского учительского института (1916-1920 гг.) // Народное образование в Красноярском крае (Материалы III краеведческих чтений). Красноярск, 2001 г. С. 110-120.
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Государственный архив Красноярского края (ГАКК)
28 Фонд 3. Дирекция народных училищ МНП Енисейской губернии Опись 1.Дела 1-2, 4, 8, 18, 21-24, 28, 31, 37, 49- 50, 53, 54, 57, 62, 66, 70-73, 86, 102,105-106, 124, 173, 194-196, 212- 221 и др.
29 Фонд 349. Красноярская учительская семинария. Дирекция народных училищ. Опись 1. Дела 1,7, 12, 15, 35, 47, 55, 96-97, 109-111, 120, 132, 144, 171, 175, 220, 224, 236, 290, 346. Опись 2 дело 28.
30 Фонд 433. Красноярское землемерное училище Министерства юстиции. Опись 1. Дела 2,18, 38, 44, 79, 156, 163, 227.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ