Введение
1 Гуманитарные науки и искусство как предмет научной популяризации . . .
10
1.1 Популяризация гуманитарных наук и искусства: типологическая
характеристика явления
10
1.2. Популяризация гуманитарных наук и искусства:
история вопроса
21
1.3. Принципы популяризации гуманитарных наук и искусства
25
1.4. Каналы распространения научно-популярной информации в сфере
гуманитарных наук и искусства
30
2 Популяризация гуманитарных наук и новые информационные
технологии
35
2.1 Специфика популяризаторской деятельности в сети Интернет . . . .
35
2.2 Научно-популярный сайт как форма популяризации гуманитарных
наук и искусства
41
3 Популяризация гуманитарных наук и искусства в сети Интернет
48
3.1 Сайты традиционных научно-популярных средств массовой информации как форма популяризации гуманитарных наук и искусства . . . 48
3.2 Сайты сетевых научно-популярных средств массовой информации
как форма популяризации гуманитарных наук и искусства
56
3.3 Сайты образовательных проектов как форма популяризации
гуманитарных наук и искусства
60
Заключение
68
Список использованных источников
71
Приложение
Научная популяризация в России имеет давнюю традицию - на протяжении вот уже почти трехсот лет она знакомит неспециалистов с новейшими достижениями в области науки, культуры, техники, искусства.
Своего расцвета популяризаторская деятельность достигла в XX веке [77], во многом определившим ее сегодняшний облик, однако на протяжении всех этапов своего развития, связанного с множеством драматичных перипетий, ей была свойственна одна и та же черта - исключительное внимание к естественнонаучным дисциплинам.
В 1959 году английский писатель, физик по образованию, Ч. П. Сноу прочел в американском Кембридже лекцию «Две культуры и научная революция», во всеуслышание заявив о назревшей проблеме двух культур: «научной» и «художественной». Вскоре она приобрела общекультурный характер, обозначив независимое существование, разобщенность, противостояние двух систем познания. Искусства и гуманитарные науки, с одной стороны, и естественные и точные науки, с другой рассматривались как два совершенно разных языка и полемически заостренные друг против друга мировоззрения, которых «разделяет стена непонимания, а иногда ... даже антипатии и вражды» [73].
Практически сразу же Советский Союз откликнулся на проблему «двух культур» знаменитым спором «физиков» и «лириков». Начавший дискуссию И. Г. Эренбург писал: «Все понимают, что наука помогает понять мир; куда менее известно то познание, которое несет искусство. Наука помогает узнать известные законы, но искусство заглядывает в душевные глубины, куда не проникают никакие рентгеновские лучи.» [86]. Однако физики, как известно, одерживали верх, о чем в знаменитых строках сожалел известный поэт
Б. А. Слуцкий: «что-то физики в почете, что-то лирики в загоне».
Можно сказать, что победу «физики» одержали и в деле научной популяризации, что остается актуальным и сегодня: в первую очередь популяризация науки обращает внимание на жизненно важные дисциплины, способные когда-нибудь проложить для людей пусть сквозь звезды и излечить от всех болезней. Официальное руководство Национальной ассоциации научных журналистов не содержит ни слова о гуманитарных науках, рассматривая как сферу своей деятельности физическое и психическое здоровье человека, генетику, космос, климат и защиту окружающей среды [7].
Характерно, что проблема отражается даже на лексическом уровне. Так, английскому science - «наука» отвечает «popular science», в то время как для гуманитарных наук - humanities соответствующего термина просто нет.
Между тем Д. С. Лихачев полагал, что всестороннее развитие общества невозможно без гуманитарных наук, питающих духовную жизнь человека, являются вкладом в общее состояние духовной жизни народа, делают общество морально здоровым. Во всех сферах деятельности людей культура придает упорядоченность и самоорганизацию, снижает процессы, ведущие к беспорядку, поднимает уровень духовной и экономической жизни [68].
Как справедливо заметил Сноу, научной культуре, игнорирующей художественные ценности, грозит эмоциональный голод и антигуманность. Подтверждением тому может послужить даже функциональная асимметрия головного мозга человека - как пишут М. П. Игнатова и А. В. Волошинов, «таким образом сама природа позаботилась о существовании и «физиков», и «лириков» в одной культуре и им правильнее не конфликтовать, а сосуществовать, дополняя друг друга» [9].
То же самое мы можем сказать и о научной популяризации, обозначив тем самым необходимость популяризации не только естественнонаучных и точных знаний, но также гуманитарных наук и искусства, отражающих историко-художественные процессы и явления в их различных измерениях.
Популяризация результатов собственных «научных исследований в устной, письменной, виртуальной формах», а также «участие в разработке образовательных и культурно-просветительских аспектов государственной политики в сфере освоения и популяризации всемирного и отечественного художественного наследия» сегодня являются профессиональными задачами, прописанными в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «История искусств» [56].
Однако время сопора «физиков» и «лириков» отделено от сегодняшнего дня кризисом научной популяризации, вынудившим ее определить для себя дальнейшие пути развития, найти новые формы, которые позволили бы сохранить уникальное и ценное содержание. Перед ней встали вопросы, как вернуть свою когда-то многочисленную аудиторию, как сделать свой контент интересным и конкурентоспособным, как сохранить свой неповторимый облик и обрести необходимые для жизни в современном мире черты, - одним словом, как эволюционировать и избежать вымирания.
В этих условиях отечественные научно-популярные медиа обратились к возможностям новых (компьютерных) информационных технологий - их использование привело к стремительной трансформации научной популяризации, обусловившей тем самым ее «второе рождение» [18].
Исходя из этого, можно сделать вывод, что обращение научно-популярных медиа к сети Интернет знаменовало собой новый этап в развитии научной популяризации, в результате чего одной из качественно новых форм ее существования стали научно-популярные сайты.
Актуальность исследования современных средств популяризации гуманитарных наук и искусства заключается в том, что именно сегодня, впервые за все постсоветское время, мы можем наблюдать формирование благоприятных условий для налаживания отношений науки (в том числе гуманитарных дисциплин) и общества.
Приобретение все большей значимости научно-популярными медиа подтверждается интересом как со стороны общественности, начинающей с любопытством относиться к научно-популярным проектам, так и со стороны самих медиа, уделяющих все больше внимания распространению научно¬популярной информации. Правительство в последнее время также стремится стать учредителем новых научно-популярных средств массовой информации, традиционных и новых, организатором научно-популярных лекториев и фестивалей. Равным образом можно говорить и об изменении отношения научного сообщества к медиатизации науки, становящейся в современном мире необходимым условием ее выживания.
Нельзя также не отметить и увеличение числа научно-популярных интернет-сайтов, что, безусловно, свидетельствует о востребованности данной формы научной популяризации благодаря использованию возможностям глобальной сети.
Таким образом, научная популяризация сегодня из дела нескольких энтузиастов превращается в современное и мощное движение, у которого даже появилась своя критика. Во избежание эмоционального голода и антигуманности особое внимание должно быть уделено развитию популяризации в сфере гуманитарного знания и искусства. Примечательно, что сегодня одной из важнейших задач, решаемых государственной культурной политикой РФ, является популяризация материального и нематериального культурного наследия, что бессмысленно без распространения знаний о нем.
Целью исследования является определение специфики популяризации гуманитарных наук и искусства в сети Интернет.
Цель исследования определяет ряд задач:
1. Рассмотреть популяризацию гуманитарных наук и искусства как тип научной популяризации, определив ее типологические характеристики;
2. Описать специфику популяризации гуманитарных наук и искусства в сети Интернет;
3. Проанализировать научно-популярные сайты сети Интернет в качестве современных форм популяризации гуманитарных наук и искусства.
Объектом исследования является популяризация гуманитарных наук и искусства, представляющая историко-художественные процессы и явления в научно-популярных медиа сети Интернет.
Предмет исследования - научно-популярный сайт как форма популяризации гуманитарных наук и искусства через новые медиа в сети Интернет.
Материал исследования представлен 50 научно-популярными сайтами российского интернета (данная совокупность включает в себя как сайты традиционных и электронных научно-популярных средств массовой информации, так и самостоятельные интернет-ресурсы), список которых представлен в таблице А.1.
Методология исследования основывается на индуктивных и дедуктивных методиках, позволивших в ходе осуществить как анализ, так и синтез выбранного материала, а также на методе типологии.
Основной круг проблем, которые затрагивает исследование, касается распространения и популяризации гуманитарного знания и искусства в частности и науки в целом, современного состояния популяризации, характеризующегося трансформацией ее традиционных форм и появлением новых под воздействием новых информационных технологий.
Несмотря на то, что специальных системных исследований по популяризации гуманитарных наук и искусства до настоящего времени не появлялось, некоторые аспекты данного феномена были освещены в отдельных работах. Одним из первых к этой тематике обратился Г. Р. Дрюбин, исследовавший научно-популярную литературу гуманитарного профиля. Особенности популяризации гуманитарных наук на примере печатных средств массовой информации были рассмотрены Б. П. Пастуховой, в сети Интернет - Н. Т. Тарумовой. Кроме того, популяризация гуманитарных наук и искусства активно обсуждалась практиками, о чем свидетельствует множество интервью: главного редактора научно¬популярного портала Arzamas Ф. В. Дзядко, основатель проекта Magisteria.ru А. Борейко, научные журналисты В. В. Сонькин, О. В. Закутняя, историк Л. С. Клейн.
Что же касается корпуса исследований, посвященных изучению различных средств популяризации науки, то он весьма обширен. Первые попытки формулирования философского и теоретического взгляда на популяризацию можно найти в работах И. А. Герцена, В. Г. Белинского и Д. И. Писарева. Уже в XX веке специфика научно-популярной периодической печати была подробно изучена Э. А. Лазаревич, к которой впоследствии присоединились В. А. Парафонова, А. И. Акопов, М. И. Хаскина, А. В. Панков, С. П. Суворова, А. С. Колоев. Что же касается популяризации науки в сети Интернет, то этому свои работы посвятили Н. В. Дивеева, Е. Е. Макарова, М. М. Горбунов-Посадов, И. С. Соколова. Предпринятые ими изыскания внесли большой вклад в создание типологии как научно - популярных средств массовой информации, так и форм научной популяризации.
Особое внимание исследователей привлекает вопрос о том, какое будущее ожидает научную популяризацию в России, в связи с чем они обращаются к анализу проблем, стоящих на пути ее развития. Такие авторы, как А. А. Тертычный, В. И. Михалевич, Д. И. Раскин, Ю. 3. Кантор, А. Г. Ваганов, Д. Г. Серебренникова, сообщают, к примеру, обо все еще недостаточной степени общественного интереса к научному прогрессу, усугубляемой общим падением культурного уровня, о коммерциализации средств популяризации науки, открывающей путь псевдонауке.
Новизна данной работы заключается в том, что, несмотря на активное обсуждение в среде практиков и имеющиеся отдельные научные труды, освещающие отдельные аспекты интересующего нас феномена, системного исследования популяризации гуманитарных наук и искусства, затрагивавшего быв том числе особенности ее функционирования в сети, все еще не было предпринято.
Предлагаемая в работе гипотеза состоит в том, что научно-популярный сайт является перспективным средством популяризации гуманитарных наук и искусства, что обуславливается сочетанием научной глубины и современной, привлекательной формы, что стало возможно благодаря новым информационным технологиям.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении популяризации гуманитарных наук и искусства как самостоятельного типа научной популяризации, а также определении специфики функционирования его форм в сети Интернет.
Практическая ценность работы заключается в возможности использования результатов анализа при создании новых научно-популярных интернет-ресурсов, посвященных гуманитарному знанию и искусству, с учетом специфических особенностей их функций, контента и структуры. Как отмечают исследователи, будущее популяризации науки во многом зависит
от деятельности самих ученых, в связи с чем результаты исследования способны предоставить необходимые сведения о механизмах популяризации гуманитарного знания, их принципах и формах, что поможет укрепить значимость и культурный авторитет гуманитарных наук.
Работа состоит из трех глав, ведения, заключения, списка источников, насчитывающего 92 наименования, и приложения. В первой главе, теоретической, популяризации гуманитарных наук и искусства рассматривается как тип популяризации науки во всем разнообразии ее типологических признаков. Во второй главе, также теоретической, научно-популярный сайт рассматривается как форма популяризации гуманитарных наук и искусства через новые медиа: даются определения сайта и научно¬популярного сайта, приводится существующие типологии, а также предлагается собственная. В третьей главе, практической, научно-популярные сайты сети Интернет рассматриваются в соответствии с критериями предложенных типологий. В заключении делается вывод о необходимости использования научно-популярного сайта в качестве актуальной и эффективной формы популяризации гуманитарных наук и искусства.
Популяризация гуманитарных наук и искусства была впервые рассмотрена нами как самостоятельный тип научной популяризации. Критерием для его определения послужил ее предмет - гуманитарное знание: о культуре, искусстве, языке, религии, философской мысли, иными словами, «о собственно человеческом в человеке» [80]. Это позволило нам говорить об обладании данным типом популяризации собственной специфики, обусловленной как своеобразием предмета, так и современными особенностями функционирования гуманитарных наук.
Своеобразие предмета предполагает и своеобразие популяризаторской деятельности в гуманитарной сфере. Оно проявляется в наборе типологических признаков, среди которых нами были выделены цели, функции, аудиторные характеристики, а также принципы и формы популяризации гуманитарных наук и искусства, выработанные ею за время своей собственной истории, рассмотренной нами от момента ее зарождения (XVIII век) до сегодняшнего дня.
Что же касается современного положения гуманитарных наук, то, как отмечают исследователи, их проблемы - как наследие десятилетий идеологизации, обернувшийся потерей культурного авторитета, дискриминацией, особенно со стороны естественнонаучной интеллигенции, так и следствие несоответствия культу технологического развития, определяющего государственную политику - аккумулируют востребованность научно-популярны проектов: новых, гуманитарных, образовательных, функционирующих на просторах сети.
Освоение научной популяризацией в целом интернет-среды открыло для нее новые возможности, среди которых можно назвать мультимедийность, интерактивность, гипертекстуальность, глобальность распространения информации, маневренность и оперативность. Их использование характеризует такие формы научной популяризации, вызванные к жизни уникальностью сети, как научно-популярный сайт и страница в социальной сети. Возрастающее число научно-популярных ресурсов, заинтересованность в функционировании которых проявляют традиционные средства массовой информации, информационные агентства, общественность и государство, а также само научное сообщество, свидетельствуют о потребности в данных формах научной популяризации, а значит, и в теоретическом знании о них.
Научно-популярный сайт был рассмотрен нами как форма популяризации науки через новые медиа и определен следующим образом: «сайт, содержащий материалы об основах наук, о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и практической деятельности, служащий распространению знаний и самообразованию».
Основываясь на различных типологиях научно-популярных сайтах, в том числе на предложенной нами в бакалаврской выпускной квалификационной работе, был проведен анализ специфики популяризации гуманитарных наук и искусства в сети Интернет.
В результат исследования было установлено, что сайты традиционных научно-популярных средства массовой информации в большинстве случаев имеют универсальный характер и обращаются к гуманитарному знанию лишь в качестве одного из направлений популяризации. Более того, имея привязку к аналоговому средству массовой информации, они несколько ограничивают свою деятельность необходимостью выполнения представительской функции. Примечательно, что наиболее разнообразные формы популяризации гуманитарных наук и искусства предлагают специализированные сайты, демонстрирующие высокую степень оригинальности.
Сайты сетевых научно-популярных средств массовой информации на сегодняшний день не проявляют такого интереса к популяризации гуманитарных наук и искусства, который воплотился бы в создании специализированного на гуманитарном знании сайта. Вместо этого сайты данной группы предпочитают, за некоторым исключением, ограничиваться невысокой долей материалов - кратких и лаконичных.
Интересно, что наиболее «самостоятельными» среди гуманитарных наук на просторах сети являются история и археология, с одной стороны, и лингвистика, с другой - эти дисциплины часто являются единственными, представленными на научно-популярных сайтах универсального характера. Однако менее популярные гуманитарные науки, в противовес новостным заметкам о научных открытиях, преобладающим на сайтах двух ранее рассмотренных групп, приобретают на сайтах образовательных проектов самые разнообразные формы.
Качественная и количественная характеристика сайтов специализированных научно-популярных проектов позволяет заключить, то данная группа сайтов наиболее ориентирована на популяризацию гуманитарных наук и искусства. Это объясняется тем, что они выгодно соединяют в себе возможностью целенаправленного распространения научно-популярного знания при помощи системы курсов с освещение событий сферы науки и искусства. Это придает им одновременно научную глубину и современность, что позволяет им достичь большего количества целей популяризации гуманитарных наук и искусства.
Исходя их этого, мы считаем цель исследования достигнутой, а задачи выполненными.
Исследование может быть продолжено в направлении изучения глобальных процессов, происходящих в поле научно-популярных медиа, в частности, процесса виртуализации, вызывающего трансформацию научно-популярных медиа из традиционных в новые, а также дальнейшего анализа их характеристик и тенденций развития.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что научно-популярный сайт является перспективной современной формой популяризации гуманитарных наук и искусства, достигающей благодаря возможностям сети интернет соответствия целям и принципам научной популяризации, а также привлекательной и увлекательной формы, сохраняющей ценное научное содержание.
1. Абрамов, Р. Н. Профессионализация научной журналистики в России: сообщество, знание, медиа / Р. Н. Абрамов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2014. - №1 (25). - С. 111-123.
2. Абрамов, Р. Н., Кожанов, А. А. Концептуализация феномена Popular Science: модели взаимодействия науки, общества и медиа / Р. Н. Абрамов, А. А. Кожанов // Социология науки и технологий. - 2015. - Т. 6. - №. 2. - С. 45-59.
3. Баринова, Е. Е. Жанр научно-популярной литературы: историография и новые концепции исследования / Е. Е. Баринова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. - 2012. - № 2 (102). - С. 46-52.
4. Басовская, Н. И. Учебник истории: человек, событие, реальность / Н. И. Басовская // Вестник высшей школы. - 1989. - № 11. - С. 11-13.
5. Бахтин, М. М. К философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин // Собр. соч. - Москва : Русские словари, 1996. - Т.5. - С.7-10.
6. Белинский, В. Г. Опыт истории русской литературы // В. Г. Белинский. // Собр. Соч. : в 9 т. - Москва, 1981. - Т. 7. - С. 324-365.
7. Блюм, Д. Полевое руководство для научных журналистов / Д. Блюм, М. Кнудсон, Р. Б. Хениг // Москва : Альпина Нон-фикшн, 2018. - 460 с.
8. Браже, Т. Г. Развитие гуманитарной культуры как глобальная проблема образования взрослых в XXI веке: теоретический аспект / Т. Г. Браже // ЧиО. - 2010. - №1. - С. 28-31.
9. Волошинов, А. В., Игнатова, М. П. «Две культуры»: от противостояния к интеграции / А. В. Волошин, М. П. Игнатов // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2014. - Т. 4. - №. 1 (77). - С. 217-220.
10. Герцен, А. И. Публичные чтения г-на профессора Рулье / А. И. Герцен // Сочинения : в 2 т. - Москва : Мысль, 1985. - Т. 1. - 592 с.
11. Горбунов-Посадов, М. М. Интернет-активность как обязанность ученого / М. М. Горбунов-Посадов // Информационные технологии и вычислительные системы. - 2007. - № 3. - С. 88-93.
12. Горелик, Е. И. Каталог «ЖЗЛ». 1890-2010 (к 120-летию серии «ЖЗЛ») / Е. И. Горелик - 5-е. - Москва : Молодая гвардия, 2010. - 416 с.
13. Горький, М. Литературу детям. - Т. 27. - С. 31-35.
14. ГОСТ 7.60-2003 Издания. Основные виды. Термины и определения. - Минск : Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 2003. - 35 с.
15. ГОСТ 7.83-2001 СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. - Москва : Стандартиформ, 2012. - 25 с.
16. Гусейнов, Г. Ч. Интеллигент или поэт, гуманитарий или проповедник? С. С. Аверинцев в своем времени / Г. Ч. Гусейнов // Диалог. Карнавал. Хронотоп. - 2007. - №2.
17. Дивеева, Н. В. Основные направления воздействия новых информационных технологий на популяризацию науки / Н. В. Дивеева // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. - Ростов-на-Дону, 2014. - №2. - С. 158-168.
18. Дивеева, Н. В. Популяризация науки как разновидность массовых коммуникаций в условиях новых информационных технологий и рыночных отношений : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Дивеева Наталья Валерьевна. - Ростов-на-Дону, 2014. - 186 с.
19. Динамика развития отрасли научной коммуникации в России 2016-2017 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rvc.ru/upload/iblock/637/Issledovaniye_dinamiki_2016-2017.pdf
20. Дрюбин, Г. Б. Лаборатория популяризатора науки / Г. Б. Дрюбин // Наука и журналист : сборник. - Москва : Знание, 1976. - С. 158-171.
21. Елинер, И. Г. Интерактивность как квинтэссенция мультимедийного произведения / И. Г. Елинер // Труды СпбГИК. - 2013. - С. 19-23.
22. Если возникает жажда гуманитарного знания, пора копать
23. Жуковский, В. И. Теория изобразительного искусства / В. И. Жуковский. - СПб. : Алетейя, 2011. - 496 с.
24. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. - Москва, 2010. - 200 с.
25. Загидуллина, М. В. Мастерство популяризации науки как элемент
профессиональной культуры современного журналиста / Блог Марины Загидуллиной [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //zagidullina.ru/my_articles/MacTepcTBO -популяризации-науки.
26. Закутняя, О. Популяризация интерпретации / О. Закутняя // Троицкий вариант - Наука. - 2009. -№34. - С. 3.
27. Кантор, Ю. 3. Научно-популярная журналистика: к вопросу об актуальности жанра в России / Ю. 3. Кантор // Средства массовой информации в современной культуре. Петербургские чтения : матер. 52-й междунар. науч.-практич. конф., 17-19 апреля 2013 г. / отв. ред.-сост. С. Г. Корконосенко. - Санкт-Петербург, 2013. - С. 204-205.
28. Клейн, Л. С. Интерпретация популяризации / Л. С. Клейн // Троицкий вариант - Наука. - 2009. -№38. - С. 14.
29. Колесникова, Е. А. Интерактивность как глобальный признак молодежных масс-медиа / Е. А. Колесникова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - №3. - C. 178-184.
30. Колодин, М. Ю. Разработка, реализация и сопровождение веб-сайта научной организации / М. Ю. Колодин // Труды СПИИРАН. - 2003. - Т. 3. - №1. - С. 217-223.
31. Композиция изданий: особенность проектирования различных изданий / С. М. Болховитинова [и др.]. - Москва : МГУП, 2000. - 166 с.
32. Котлер, Ф., Шефф, Д. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств / Ф. Колтер, Д. Шефф - Москва : Классика XXI, 2012. - 688 с.
33. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева [и др.] - Москва : Флинта: Наука, 2003. - 493 с.
34. Курсы / Официальный сайт проекта «ПостНаука» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://postnauka.ru/courses.
35. Лазаревич, Э. А. С веком наравне: популяризация науки в России: книга, газета, журнал / Э. А. Лазаревич - Книга, 1984.
36. Литке, М. В. Научно-популярные и научно-познавательные журналы: проблема типологической классификации / М. В. Литке // Журналистский ежегодник. - 2014. - № 3. - С. 59-65.
37. Лихачев, Д. С. «Слово о полку Игореве» - героический пролог русской литературы / Д. С. Лихачев. - М. - Л. : Государственное изд-во Художественной литературы, 1961. - 134 с.
38. Лихтенштейн, Е. С., Михайлов, А. И. Научно-популярная литература / Е. С. Лихтенштейн, А. И, Михайлов // Редктирование научной, технической литературы и информации : учеб. для вузов. - Москва, 1974. - С. 62-67.
39. Лукина, М. М. СМИ в пространстве Интернета / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева // Москва : Факультет журналистики МГУ, 2005. - 124 с.
40. Луначарский, А. В. Наши задачи в области художественной жизни / А. В. Луначарский - Мультимедийное издательство Стрельбицкого, 2018.
41. Лычко М. А. Методы популяризации произведений искусства посредством современных технологий медиа- и видеоэкспозиции (маг. дис.) - 2016 : дис. ... магистра истор. иск. 50.04.03 / М. А, Лычко. - Санкт- Петербург, 2016. - 84 с.
42. Макарова Е. Е. Научно-популярные сайты в системе СМИ: типологические и профильные особенности : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Макарова Елена Евгеньевна. - Москва, 2013. - 25 с.
43. Макарова, Е. Е. Популяризация науки и новые информационные технологии [Электронный ресурс] / Е. Е. Макарова // Медиаскоп. - 2011. - №4. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/966.
44. Макарова, Е. Е. Типологические модели научно-популярных сайтов [Электронный ресурс] / Е. Е. Макарова // Медиаскоп. - 2012. - №4. - Режим доступа: http://mediascope.ru/node/1216.
45. Масалова, М. В. Гипертекстуальность как имманентная текстовая характеристика : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / Масалова Мария Валерьевна. - Ульяновск, 2003.
46. Мильчин, А. Э. Издательский словарь-справочник / А. Э. Мильчин. - Москва : ОЛМА-Пресс, 2006. - 560 с.
47. Михайлов, В. А. Использование сети Интернет в деятельности торгово-посреднических организаций / В. А. Михайлов // Маркетинг. - 2002. - № 3. - С. 78-83.
48. Михельсон, А. Д. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней / А. Д. Михельсон. - Москва, 1865.
49. Никитенко, А. А. Интерактивность, мультимедийное™, гипертекстуальность как детерминирующие типологические признаки сетевых изданий / А. А. Никитенко // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2009. - №1. - С. 159-166.
50. О газете [Электронный ресурс] // Троицкий вариант - Наука. - Режим доступа: https://trv-science.ru/about/
51. О Лекториуме [Электронный ресурс] // Лекториум. - Режим доступа: http: //proj ect.lektorium.tv/about.
52. О нас [Электронный ресурс] // N+1. - Режим доступа: https://nplus1.ru/about
53. О проекте [Электронный ресурс] // Официальный сайт портала «Arzamas». - Режим доступа: http://arzamas.academy/about.
54. О проекте [Электронный ресурс] // Официальный сайт проекта «ПостНаука». - Режим доступа: https://postnauka.ru/about.
55. О проекте [Электронный ресурс] Newtonew. - Режим доступа: https://newtonew.com/about.
56. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (уровень магистратуры) [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки РФ от 03.12.2015 №1404 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
57. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней / Сост. А. Д. Михельсон. 1865.
58. Парафонова, В. А. Некоторые тенденции в развитии современных научно-популярных журналов. Уточнение типологической картины / В. А. Парафонова // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2009. - №3. - С. 156-167.
59. Пастухова, Б. П. Особености популяризации гуманитарных наук (на примере печатных СМИ) / Б. П, Пастухова // Журналист. Социальные коммуникации. - 2017. - Т. 26. - №2. - С. 25-33.
60. Перельман Я. И. Что такое занимательная наука? / Я. И. Перельман // Математика в школе. - 2007. - №. 5. - С. 64-71.
61. Писарев, Д. И. Народные книжки / Писарев Д. И. // Сочинения : в 4 т. - Москва : Гос. изд-во «Художественной литературы», 1955. - Т. 1.
62. Писарев, Д. И. Реалисты / Д. И. Писарев // Литературная критика : в 3 т. - Т. 2. - Л : Худож. лит., 1981. - 456 с.
63. Подсчеты легитимизируют гуманитарную науку [Электронный ресурс]. - N+1. - Режим доступа: https://nplus1.ru/material/2017/12/28/dig-hum.
64. Пользовательское соглашение и правила использования веб-сайта Arzamas.academy в сети Интернет [Электронный ресурс] // Официальный сайт портала «Arzamas». - Режим доступа: http://arzamas.academy/license.
65. Популяризация науки: от просвещения к мракобесию. Виктор Вахштайн [Электронный ресурс] // FutureBiotech. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=8hMmPZT7Rws.
66. Потерять статус небожителей. Почему в России трудно популяризировать гуманитарные знания [Электронный ресурс] // Lenta.ru. - Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2011/07/11/sonkin.
67. Пуля, В. Ю. Геймификация СМИ [Электронный ресурс] / В. Ю. Пуля // Журналист. - 2015. - №3. - Режим доступа: http://mediatoolbox.ru/blog/geymifikatsiya-smi-novosti-v-kotoryie-igrayut-lyudi.
68. Рыжова, С. В. Культурологическое значение вклада Д. Лихачева в гуманитарные науки / С. В. Рыжова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2008. - №. 21 (121). - С. 94-98.
69. Севостьянова, М. В. Сергей Иванович Вавилов как популяризатор науки / М. В. Севостьянова // Труды сессии, посвященной памяти С. И. Вавилова. - Москва, 1953. - С. 34-40.
70. Симон, А. А. Наука «с человеческим лицом» (об
антропоцентризме в научно-популярном медиатексте) / А. А. Симон // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология.
Востоковедение». - 2012. - №. 13 (93). - С. 64-71.
71. Сложность [Электронный ресурс] // N+1. - Режим доступа: https://nplus1.ru/difficult.
72. Смолина, М. Г. Художественная критика в сфере изобразительного искусства : монография / М. Г. Смолина, В. И. Жуковский. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2013. - 216 с.
73. Сноу, Ч. П. Две культуры и научная революция / Ч. П. Сноу // Портреты и размышления: сборник публицистически работ. - Москва : Прогресс, 1973. - С. 195-226.
74. Соколова, И. С. Популяризация естествознания в эпоху постмодерна: библиотека, университет, музей, «научное» кафе, театр / И. С.
Соколова // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2012. - № 5.
- С. 33-37.
75. Ставров, И. В. Проблемы популяризации современной археологии как науки / И. В. Ставров // Аграрное образование и наука. - 2015. - №. 1.
76. Тарумова, Н. Т. Популяризация культурно-исторических знаний в сети Internet / Н. Т. Тарумова // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - №. 4. - С. 342-346.
77. Теплов, Г. Знания, касающиеся вообще до философии / Г. Теплов // Спб., 1751. - 301 с.
78. Тертычный, А. А. Быть ли научно-популярной журналистике? / А. А. Тертычный // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2013.
- №2. - С. 212-217.
79. Филипп Дзядко: «Быть чисто медиа неинтересно, быть
университетом еще рано» [Электронный ресурс] // Colta.ru. - Режим доступа: http://www.colta.ru/articles/media/6395.
80. Философия науки. Словарь основных терминов / под ред. С. А. Лебедев. - Москва : Академический Проект, 2004. - 320 с.
81. Фролова, Т. И. К проблеме качества текстов научно-популярной проблематики в средствах массовой информации / Т. И. Фролова, С. П. Суворова, Д. С. Ильченко, А. С. Бугаева // Вопросы теории и практики журналистики. - 2016. - Т. 5, № 2. - С. 233-246.
82. Чернышевский, Н. Г. О поэзии. Сочинение Аристотеля. Перевел, изложил и объяснил Б. Ордынский. Москва, 1854 // Н. Г. Чернышевский // Сочинения : в 2 т. - Москва : Мысль, 1986. - Т. 1.
83. Шапинская, Е. Н. Культура в эпоху «цифры»: культурные смыслы и эстетические ценности / Е. Н. Шапинская // Культура культуры. - 2015. - №3.
84. Шилина М. Г. Интернет-коммуникация и теоретические аспекты исследований масс-медиа / М. Г. Шилина // Медиаскоп. - 2011. - №4.
85. Штерн, Б. 10 фактов о ТРВ-Наука. Троицкий вариант - Наука. - 2012. - №100. c. 2.
86. Эренбург, И. Г. Ответ на одно письмо / И. Г. Эренбург // Комсомольская правда. - 1959. - № 206. - С. 3-4.
87. Яковенко, И. А. Рынок научно-популярных журналов [Электронный ресурс] : аналитич. обзор. / И. А. Яковенко // Сайт национальной тиражной службы. - Москва, 2012. - Режим доступа: http://pressaudit.ru/rynok-nauchno-populyarnyx-zhurnalov-analiticheskij-obzor.
88. Ciapuscio G. E. Formulation and reformulation procedures in verbal interactions between experts and (semi-) laypersons / G. E. Ciapuscio //Discourse Studies. - 2003. - Т. 5. - №. 2. - С. 207-233.
89. Gotti M. Reformulation and recontextualization in popularization discourse [Электронный ресурс] / M. Gotti // Iberica. - 2014. - №. 27. - Режим доступа: http://www.redalyc.org/html/2870/287030196011.
90. Scotto di Carlo G. The role of proximity in online popularizations: The case of TED talks / G. Scotto di Carlo // Discourse Studies. - 2014. - T. 16. - №. 5. - C. 591-606.
91. Takahashi B., Tandoc Jr E. C. Media sources, credibility, and perceptions of science: Learning about how people learn about science / B. Takahashi,_E. C. Tandoc Jr // Public Understanding of Science. - 2016. - T. 25. - №. 6. - C. 674-690.
92. World University Rankings 2018 by subject: arts and humanities methodology [Электронный ресурс] // THE WUR. - Режим доступа: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/subject-ranking- 2018-arts-and-humanities-methodology