Введение 4
1 Автоматизация процесса уплотнения асфальтоукладчиком 7
1.1 Автоматизация строительных дорожных машин 7
1.2 Технологическая схема асфальтоукладчика 9
1.3 Рабочий орган асфальтоукладчика 12
1.3.1 Трамбующий брус 13
1.3.2 Вибрационная выглаживающая плита 14
1.4 Функциональная и структурная схемы САУ 15
2 Синтез регулятора 19
2.1 Типовые регуляторы 19
2.2 Требования к системе управления 24
2.2.1 Критерии качества во временной области 25
2.2.2 Частотные критерии качества 26
2.3 Методы синтеза 27
2.3.1 Метод аналитического синтеза в частотной области 29
2.3.2 Настройка параметров регулятора по методу Циглера-Никольса 32
2.3.3 Метод Чина-Хронеса-Ресвика 34
2.3.4 Ручная настройка ПИД-регулятора 35
2.3.5 Численные методы оптимизации для настройки ПИД-регуляторов 36
2.4 Методика синтеза регулятора системы управления объектом высокого порядка 37
3 Имитационное моделирование САУ в программном пакете MATLAB&Simulink 39
3.1 Выбор среды разработки 39
3.2 Подготовка к синтезу 39
3.3 Исследование характеристик САУ с применением частотного метода 43
Заключение 56
Список использованных источников
Одной из современных тенденций развития отрасли дорожного строительства является внедрение автоматических систем управления рабочими процессами. Автоматизация процессов дорожно-строительных машин даёт возможность ускорять процесс, снижать трудоемкость и стоимость работ, повышать их качество, улучшать и облегчать условия труда обслуживающего персонала, обеспечивать безопасность выполняемых работ.
Асфальтоукладчик - центральная машина дорожно-строительного комплекта. Он обеспечивает укладку, профилирование и предварительное уплотнение слоя асфальтобетонной смеси. Асфальтоукладчик как объект управления представляет собой сложную техническую систему, состоящую из нескольких САУ. Автоматизация рабочего процесса асфальтоукладчика позволяет поддерживать ровность и толщину покрытия, рабочую скорость и направление движения, а также подачу, распределение и уплотнение смесей.
Качество дорожного покрытия в значительной степени определяется коэффициентом уплотнения асфальтобетонной смеси, зависящим от неоднородности толщины укладываемой смеси асфальтобетона и жесткости конструкции уплотняющего оборудования. В процессе уплотнения необходимо обеспечивать управление оборудованием по степени уплотнения асфальтобетонной смеси. В качестве уплотняющего оборудования на современных асфальтоукладчиках применяют систему "брус - плита".
В связи с тем, что постоянно растут требования к качеству укладки и долговечности дорожного полотна, повышение эффективности работы системы управления процессом уплотнения, обеспечивающей за асфальтоукладчиком заданную степень уплотнения асфальтобетонной смеси, с прогнозом получения высокого качества дорожного покрытия, является важной проблемой. И поэтому синтез регулятора как один из основных способов совершенствования систем автоматизации является актуальной задачей.
На сегодняшний день наиболее широко распространены ПИД-регуляторы (пропорционально-интегрально-дифференцирующие регуляторы). Они используются порядка в 90-95% регулирующих контуров. Такая популярность вызвана тем, что регулятор позволяет достичь поставленной цели управления для большинства технологических объектов, при этом его структура компактна и проста.
За всю историю своего использования и развития закон ПИД-управления дополнился нововведениями, призванными повысить его эффективно, это - реализация дифференцирования, борьба с насыщением интегральной составляющей и упреждающее управление. Однако ключевой проблемой в использовании ПИД-регулятора всегда являлся и является настройка его коэффициентов.
Первоначально это решалось с помощью человека-наладчика, который, на основе знаний и опыта, а так же интуиции, производил настройку регулятора, опираясь на данные, полученные в результате испытаний. Впоследствии появилось множество различных аналитических методов синтеза, а с появлением ЭВМ, и, следовательно, программируемых логических контроллеров (ПЛК), SCADA-систем и распределенных систем управления (РСУ), появились методы автоматической настройки.
Проблема синтеза регуляторов систем управления - одна из основных предметных задач теории автоматического управления. Синтез ПИД- регуляторов линейных систем управления достаточно хорошо изучен. Развитие теории синтеза систем управления объектами высокого порядка, является актуальной задачей.
Объект исследования: система управления динамической системой с обратной связью, передаточная функция которой седьмого порядка, на примере процесса уплотнения асфальтоукладчиком.
Целью бакалаврской работы является разработка методики синтеза регулятора в системе c объектом управления, описываемым передаточной функцией седьмого порядка. Для достижения цели поставлены задачи:
- анализ технологии процесса уплотнения асфальтобетонной смеси при строительстве автомобильной дороги;
- разработка структурной схемы системы управления процессом уплотнения асфальтобетонной смеси;
- создание математической модели системы в виде передаточных функций;
- создание имитационной модели системы;
- синтез регулятора системы управления аналитическим методом в частотной области;
— имитационное моделирование системы и исследование зависимости показателей качества переходной характеристики от задаваемых параметров.
В бакалаврской работе для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
проведен анализ технологии процесса уплотнения асфальтобетонной смеси трамбующим брусом и вибрационной плитой при строительстве автомобильной дороги;
разработаны функциональная и структурная схемы системы управления процессом уплотнения асфальтобетонной смеси;
создана математическая модель системы седьмого порядка в виде передаточных функций;
создана имитационная модель в программном пакете MATLAB&Simulink;
разработана и применена методика аналитического синтеза ПИД регулятора в частотной области, и обеспечены требуемые критерии качества САУ – устойчивость, точность, апериодический характер процесса,
быстродействие (время регулирования не более 0,1 с.);
проведено имитационное моделирование, и исследованы зависимости показателей качества переходной характеристики от задаваемого запаса устойчивости по фазе.
1 Барковский, В.В. Методы синтеза систем управления / В.В.
Барковский, В.Н. Захаров, А.С. Шаталов. – Москва : Машиностроение, 1981. –277 с.
2 Беляев, К.В. Укладка и уплотнение асфальтобетонных смесей.
Теория и расчет : учеб. пособие / К.В. Беляев, В.С. Серебренников. – Омск :СибАДИ, 2015. – 208 с.
3 Вадутов, О.С. Настройка типовых регуляторов по методу ЦиглераНикольса: метод. указания по выполнению лаб. работы для студентов,обучающихся по направлениям 210100 «Электроника и микроэлектроника» и
201000 «Биотехнические системы и технологии» / О.С. Вадутов. – Томск :Изд-во Томского политехнического университета, 2013. – 10 с.
4 Горелышев, Н.В. Технология и организация строительства
автомобильных дорог / Н.В. Горелышев. – Москва : Транспорт, 1991. – 551 с.
5 Денисенко, В.В. Компьютерное управление технологическим
процессом, экспериментом, оборудованием / В.В. Денисенко. – Москва :Горячая линия-Телеком, 2009. – 608 с.
6 Денисенко, В.В. ПИД-регуляторы: вопросы реализации. Часть 1 /
В.В. Денисенко // Современные технологии автоматизации. – 2007. – №4. – С.86-97.
7 Денисенко, В.В. ПИД-регуляторы: вопросы реализации. Часть 2 /
В.В. Денисенко // Современные технологии автоматизации. – 2008. – №1. – С. 86-99.
8 Дьяконов, В.П. Matlab 6.5 SP1/7/7 SP1/7 SP2 + Simulink 5/6.
Инструменты искусственного интеллекта и биоинформатики / В.П. Дьяконов,В.В. Круглов. – Москва : СОЛОН-ПРЕСС, 2006. – 456 с.
9 Зубков, А.Ф. Технология укладки асфальтобетонных смесей при
строительстве многополосных дорожных покрытий : учеб. пособие / А.Ф.58
Зубков, К. А. Андрианов, А. М. Макаров, Р. В. Куприянов. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2016. – 80 с.
10 Карнаухов, Н.Ф. Электромеханические и мехатронные системы:
учеб. пособие / Н.Ф. Карнаухов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 320 с.
11 Корнилов, В.В. Гидропривод в кузнечно-штамповочном оборудовании : учеб. пособие / В.В. Корнилов. – Москва : Машиностроение,2002. – 224 с.
12 Лещинский, А.В. Асфальтоукладчики. Конструкция и расчет : учеб.
пособие / А. В. Лещинский, С.Н. Иванченко. – Екатеринбург : Cтроительные и дорожные машины, 2005. – 63 с.
13 Ложечко, В.П. Уплотняющие машины / В.П. Ложечко, А.А.
Шестопалов, В.П. Окунев. – Рыбинск : Рыбинский дом печати, 2004. – 78 с.
14 Мелик-Багдасаров, М.С. Строительство и ремонт дорожных
асфальтобетонных покрытий : учеб. пособие / М.С. Мелик-Багдасаров, К.А.
Гиоев, Н.А. Мелик-Багдасарова. – Белгород : Транспортное строительство,2007. – 215 с.
15 Прокопьев, А.П. Автоматизация процесса уплотнения
асфальтоукладчика : учеб. пособие / А.П. Прокопьев, Р.Т. Емельянов //
Известия вузов. Строительство. – 2004. – №7. – С. 53-57.
16 Прокопьев, А.П. Комплексная автоматизация технологических
процессов устройства дорожных покрытий : монография / А.П. Прокопьев, Р.Т.
Емельянов. – Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2011. – 152 с.
17 Прокопьев, А.П. Методы управления технологическими процессами
строительства асфальтобетонных покрытий : монография / А.П. Прокопьев, Р.Т.
Емельянов, В.И. Иванчура. – Красноярск: Сибирский федеральный университет,2012. – 256 с.
18 Ротач, В.Я. Автоматизация настройки систем управления /
В.Я. Ротач, В.Ф. Кузищин, А.С. Клюев. – Москва : Энергоиздат, 1984. – 272 с.59
19 Руппель, А.А. Анализ и синтез систем автоматизации
технологических процессов : учеб. пособие / А.А Руппель. – Омск : СибАДИ,2007. – 86 с.
20 СТО 4.2–07–2014. Система менеджмента качества. Общие
требования к построению, изложению и оформлению документов учебной
деятельности. Взамен СТО 4.2–07–2012; дата введ. 30.12.2013. – Красноярск,2013. – 60 с.
21 Тихонов, А.В. Автоматизация строительных и дорожных машин :
учеб. пособие / А.Ф. Тихонов, С.Л. Демидов, А.Н. Дроздов. – Москва : МГСУ,2013. – 256 с.
22 Филлипс, Ч. Системы управления с обратной связью / Ч. Филлипс,
Р. Харбор. – Москва : Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 616 с.
23 Черных, И.В. SIMULINK: среда создания инженерных приложений/ И.В. Черных. – Москва : ДИАЛОГ-МИФИ, 2003. – 496 с.
24 Щербаков, В.С. Модель рабочего процесса асфальтоукладчика / В.С.
Щербаков, С.А. Милюшенко // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. – 2008. – № 9. – С. 85-88