Психологическая подготовка борцов греко-римского стиля 17 - 20 лет
|
Введение 3
1 Психологическая подготовка борцов греко-римского стиля борцов 17-20 лет 6
1. 1 Особенности психологической подготовки борцов 6
1.2 Проявление психологической подготовки борцов греко-римского стиля 10
1.3 Факторы, определяющие психологическую спортивную деятельность
борцов греко-римского стиля 21
1.4 Соревновательная деятельность в спортивной борьбе 35
1.5 Заключение по главе 42
2 Организация и методы исследования 45
2.1 Организация исследования 45
2.2 Методы исследования 46
3 Результаты исследования психологической подготовки борцов греко-римского
стиля 17-20 лет 50
3.1 Методика психологической подготовки борцов греко-римского
стиля 17 - 20 лет 50
3.2 Результаты эксперимента 54
Заключение 67
Практические рекомендации 69
Список использованных источников 72
Приложение
1 Психологическая подготовка борцов греко-римского стиля борцов 17-20 лет 6
1. 1 Особенности психологической подготовки борцов 6
1.2 Проявление психологической подготовки борцов греко-римского стиля 10
1.3 Факторы, определяющие психологическую спортивную деятельность
борцов греко-римского стиля 21
1.4 Соревновательная деятельность в спортивной борьбе 35
1.5 Заключение по главе 42
2 Организация и методы исследования 45
2.1 Организация исследования 45
2.2 Методы исследования 46
3 Результаты исследования психологической подготовки борцов греко-римского
стиля 17-20 лет 50
3.1 Методика психологической подготовки борцов греко-римского
стиля 17 - 20 лет 50
3.2 Результаты эксперимента 54
Заключение 67
Практические рекомендации 69
Список использованных источников 72
Приложение
Актуальность исследования психологической подготовки борцов греко - римского стиля заключается в том, что изменяются постоянно правила соревнований, изменяются весовые категории, регламент проведения поединков, тренировочная и соревновательная деятельность. Изменяется и сама психологическая подготовка борцов греко-римского стиля. В связи с этим возникают проблемы с обеспечением тренировочного и соревновательного процесса психологической подготовки борцов греко -римского стиля.
Уровень психологической подготовленности играет большую роль в комплексе факторов, обусловливающих достижение высоких спортивных результатов. Изменяются стороны спортивной подготовки [59, 62], правила соревнований от которых зависит психологическая подготовка в греко -римской борьбе [18, 38]. В литературных источниках недостаточно внимания уделяется психологической подготовке борцов греко-римского стиля. Если исследования мотивации у борцов имеет место [5, 17, 26, 80] то исследований помеховлияния, компонентов волевого качества состояний и ряда других факторов психологической подготовки особенно в греко -римской борьбе исследований мало.
Проблемы формирования негативных психических состояний в процессе подготовки спортсменов является предметом исследования ряда спортивных психологов [2, 9, 56, 65]. Объективными обстоятельствами спортивной деятельности являются особенности конкретной специализации, этапы подготовки, уровень тренированности, степень одаренности спортсмена. В связи с этими особенностями спортсмен переживает различные специфические состояния [65]. Субъективная сторона общего функционального состояния - это психические явления, личностные образы, являющиеся определяющими в регуляции адаптации и поведения. Личностный принцип регуляции состояний и деятельности является общепризнанным в современной психологии.
Методики по психологической подготовке спортсменов в различных видах спорта существуют [3, 10, 11, 37, 57], но нужно адаптировать, переработать, доработать их в такой вид спорта как греко -римская борьба. Для этого требуютсяисследования психологической подготовки борцов греко -римского стиля.
Цель исследования: разработка и экспериментальное обоснование содержания психологической подготовки борцов греко-римского стиля 17 - 20 лет.
Объект исследования: процесс психологической подготовки борцов греко - римского стиля 17 - 20 лет.
Предмет исследования:содержание психологической подготовки борцов греко-римского стиля 17 - 20 лет.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников психологической подготовки борцов греко-римского стиля.
2. Определить уровень психологической подготовки борцов греко -римского стиля 17 - 20 лет.
3. Сформировать содержание психологической подготовки борцов греко - римского стиля 17 - 20 лет и экспериментально проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования: психологическая подготовка борцов греко- римского стиля 17-20лет может быть эффективной и повысит уровень соревновательной деятельности при выполнении следующих условий:
определен уровень эмоционального компонента психологической подготовки борцов греко -римского стиля 17-20лет;
определен уровень волевого компонента в психологической подготовке борцовгреко-римского стиля 17-20 лет;
сформировано и внедрена методика психологической подготовки борцов греко-римского стиля 17-20 лет, направленное на повышение коэффициента соревновательной деятельности.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлен уровень решительности как волевого качества борцов греко-римского стиля 17-20 лет.
- исследован эмоциональный компонентборцов греко-римского стиля 17-20 лет.
- определен коэффициент соревновательной деятельности борцов греко-римского стиля 17-20 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теории физического воспитания в разделе «Спортивная тренировка» в частности, психологическая подготовка спортсменов.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы в тренировочном и соревновательном процессе борцов греко-римского стиля 17-20 лет.
Уровень психологической подготовленности играет большую роль в комплексе факторов, обусловливающих достижение высоких спортивных результатов. Изменяются стороны спортивной подготовки [59, 62], правила соревнований от которых зависит психологическая подготовка в греко -римской борьбе [18, 38]. В литературных источниках недостаточно внимания уделяется психологической подготовке борцов греко-римского стиля. Если исследования мотивации у борцов имеет место [5, 17, 26, 80] то исследований помеховлияния, компонентов волевого качества состояний и ряда других факторов психологической подготовки особенно в греко -римской борьбе исследований мало.
Проблемы формирования негативных психических состояний в процессе подготовки спортсменов является предметом исследования ряда спортивных психологов [2, 9, 56, 65]. Объективными обстоятельствами спортивной деятельности являются особенности конкретной специализации, этапы подготовки, уровень тренированности, степень одаренности спортсмена. В связи с этими особенностями спортсмен переживает различные специфические состояния [65]. Субъективная сторона общего функционального состояния - это психические явления, личностные образы, являющиеся определяющими в регуляции адаптации и поведения. Личностный принцип регуляции состояний и деятельности является общепризнанным в современной психологии.
Методики по психологической подготовке спортсменов в различных видах спорта существуют [3, 10, 11, 37, 57], но нужно адаптировать, переработать, доработать их в такой вид спорта как греко -римская борьба. Для этого требуютсяисследования психологической подготовки борцов греко -римского стиля.
Цель исследования: разработка и экспериментальное обоснование содержания психологической подготовки борцов греко-римского стиля 17 - 20 лет.
Объект исследования: процесс психологической подготовки борцов греко - римского стиля 17 - 20 лет.
Предмет исследования:содержание психологической подготовки борцов греко-римского стиля 17 - 20 лет.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников психологической подготовки борцов греко-римского стиля.
2. Определить уровень психологической подготовки борцов греко -римского стиля 17 - 20 лет.
3. Сформировать содержание психологической подготовки борцов греко - римского стиля 17 - 20 лет и экспериментально проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования: психологическая подготовка борцов греко- римского стиля 17-20лет может быть эффективной и повысит уровень соревновательной деятельности при выполнении следующих условий:
определен уровень эмоционального компонента психологической подготовки борцов греко -римского стиля 17-20лет;
определен уровень волевого компонента в психологической подготовке борцовгреко-римского стиля 17-20 лет;
сформировано и внедрена методика психологической подготовки борцов греко-римского стиля 17-20 лет, направленное на повышение коэффициента соревновательной деятельности.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлен уровень решительности как волевого качества борцов греко-римского стиля 17-20 лет.
- исследован эмоциональный компонентборцов греко-римского стиля 17-20 лет.
- определен коэффициент соревновательной деятельности борцов греко-римского стиля 17-20 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теории физического воспитания в разделе «Спортивная тренировка» в частности, психологическая подготовка спортсменов.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы в тренировочном и соревновательном процессе борцов греко-римского стиля 17-20 лет.
Анализ специальной литературы позволяет заключить следующее. При решении проблемы непосредственной подготовки борцов греко -римского стиля основное внимание исследователей и тренеров уделяется вопросам физической, технической, тактической подготовкам и в меньшей степени психологическим факторам, в частности эмоционально -волевой сфере в подготовке высококвалифицированных спортсменов.
В некоторых исследованиях показана возможность формирования спортивной мотивации у спортсменов. Однако приводимые авторами направления, средства, способы, методы не могут быть использованы без их переработки применительно к высококвалифицированным борцам и к конкретному этапу подготовки.
Наиболее значимым фактором, влияющим на соревновательную деятельность борцов, является эмоциональное напряжение, физическое утомление, судейство. В стрессовых условиях ответственных соревнований многие борцы не выдерживают высокой психологической нагрузки, теряются, ошибаются в действиях, не достигают поставленных целей.
Предлагаемые авторами методики развития решительности предусматривают в основном целостное проявление решительности, не выделяя ее составных компонентов: восприятия ситуации, нахождения правильного решения, исполнения принятого решения. Мы полагаем, что такое расчленное развитие решительности будет более эффективным по сравнению с целостным развитием.
В литературе не нашло отражение следующих вопросов: изучение эмоционального компонента, в частности состояния спортсмена и составляющих компонентов воли у борцов греко -римского стиля высокой квалификации.
В спортивной психологии накоплен определенный опыт подготовки спортсменов к соревнованиям. В большей своей части исследователями даются общие рекомендации, задачи, средства без указания конкретного вида спорта,
- Сформирована методика психологической подготовки борцов греко -римского стиля: совершенствование психорегуляции спортсменов; планирование соотношения видов подготовки; актуализация и сохранение соревновательной мотивации; совершенствование решительности как волевого качества борцов; сохранение оптимального состояния борцов; совершенствование соревновательной деятельности
- Определен уровень психологической подготовленности борцов греко - римского стиля подготовленности по трем компонентам: мотивационный, эмоциональный, волевой. Уровень компонентов определяется как средний.
- проведен эксперимент у борцов греко -римского стиля по психологической подготовки. В результате эксперимента все компоненты экспериментальной группы имели достоверность Р < 0,05 или 0,001. Данные эксперимента говорят о эффективности предложенной методики.
- по окончании эксперимента в экспериментальной группе произошло существенное повышение коэффициента соревновательной деятельности Р< 0,05 в контрольной группе существенных изменений не произошло.
В некоторых исследованиях показана возможность формирования спортивной мотивации у спортсменов. Однако приводимые авторами направления, средства, способы, методы не могут быть использованы без их переработки применительно к высококвалифицированным борцам и к конкретному этапу подготовки.
Наиболее значимым фактором, влияющим на соревновательную деятельность борцов, является эмоциональное напряжение, физическое утомление, судейство. В стрессовых условиях ответственных соревнований многие борцы не выдерживают высокой психологической нагрузки, теряются, ошибаются в действиях, не достигают поставленных целей.
Предлагаемые авторами методики развития решительности предусматривают в основном целостное проявление решительности, не выделяя ее составных компонентов: восприятия ситуации, нахождения правильного решения, исполнения принятого решения. Мы полагаем, что такое расчленное развитие решительности будет более эффективным по сравнению с целостным развитием.
В литературе не нашло отражение следующих вопросов: изучение эмоционального компонента, в частности состояния спортсмена и составляющих компонентов воли у борцов греко -римского стиля высокой квалификации.
В спортивной психологии накоплен определенный опыт подготовки спортсменов к соревнованиям. В большей своей части исследователями даются общие рекомендации, задачи, средства без указания конкретного вида спорта,
- Сформирована методика психологической подготовки борцов греко -римского стиля: совершенствование психорегуляции спортсменов; планирование соотношения видов подготовки; актуализация и сохранение соревновательной мотивации; совершенствование решительности как волевого качества борцов; сохранение оптимального состояния борцов; совершенствование соревновательной деятельности
- Определен уровень психологической подготовленности борцов греко - римского стиля подготовленности по трем компонентам: мотивационный, эмоциональный, волевой. Уровень компонентов определяется как средний.
- проведен эксперимент у борцов греко -римского стиля по психологической подготовки. В результате эксперимента все компоненты экспериментальной группы имели достоверность Р < 0,05 или 0,001. Данные эксперимента говорят о эффективности предложенной методики.
- по окончании эксперимента в экспериментальной группе произошло существенное повышение коэффициента соревновательной деятельности Р< 0,05 в контрольной группе существенных изменений не произошло.
Подобные работы
- ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЮНЫХ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2015 - Методика развития общей и специальной выносливости у юных спортсменов Греко-римского стиля
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - Особенности воспитания силовых способностей школьников 10-12 лет в спортивной секции по греко-римской борьбе в организации дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2019 - ПРИМЕНЕНИЕ КРЕСТОВОГО ЗАХВАТА В ПОДГОТОВКЕ БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ 12-14
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ОЦЕНКА КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ БОРЦОВ 16-17 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2023 - COBEPШEHCTBOBAНИЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ЮНОШЕЙ 16-18 ЛЕТ В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2015 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ТХЭКВОНДИСТОВ 17-19 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В СПРОЕКТИРОВАННЫХ СИТУАЦИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ПОЕДИНКА У ДЗЮДОИСТОВ 14-16 ЛЕТ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У БОРЦОВ 11-12 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2013



