Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая подготовка борцов греко-римского стиля 17 - 20 лет

Работа №23138

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физическая культура

Объем работы95
Год сдачи2017
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
693
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Психологическая подготовка борцов греко-римского стиля борцов 17-20 лет 6
1. 1 Особенности психологической подготовки борцов 6
1.2 Проявление психологической подготовки борцов греко-римского стиля 10
1.3 Факторы, определяющие психологическую спортивную деятельность
борцов греко-римского стиля 21
1.4 Соревновательная деятельность в спортивной борьбе 35
1.5 Заключение по главе 42
2 Организация и методы исследования 45
2.1 Организация исследования 45
2.2 Методы исследования 46
3 Результаты исследования психологической подготовки борцов греко-римского
стиля 17-20 лет 50
3.1 Методика психологической подготовки борцов греко-римского
стиля 17 - 20 лет 50
3.2 Результаты эксперимента 54
Заключение 67
Практические рекомендации 69
Список использованных источников 72
Приложение


Актуальность исследования психологической подготовки борцов греко - римского стиля заключается в том, что изменяются постоянно правила соревнований, изменяются весовые категории, регламент проведения поединков, тренировочная и соревновательная деятельность. Изменяется и сама психологическая подготовка борцов греко-римского стиля. В связи с этим возникают проблемы с обеспечением тренировочного и соревновательного процесса психологической подготовки борцов греко -римского стиля.
Уровень психологической подготовленности играет большую роль в комплексе факторов, обусловливающих достижение высоких спортивных результатов. Изменяются стороны спортивной подготовки [59, 62], правила соревнований от которых зависит психологическая подготовка в греко -римской борьбе [18, 38]. В литературных источниках недостаточно внимания уделяется психологической подготовке борцов греко-римского стиля. Если исследования мотивации у борцов имеет место [5, 17, 26, 80] то исследований помеховлияния, компонентов волевого качества состояний и ряда других факторов психологической подготовки особенно в греко -римской борьбе исследований мало.
Проблемы формирования негативных психических состояний в процессе подготовки спортсменов является предметом исследования ряда спортивных психологов [2, 9, 56, 65]. Объективными обстоятельствами спортивной деятельности являются особенности конкретной специализации, этапы подготовки, уровень тренированности, степень одаренности спортсмена. В связи с этими особенностями спортсмен переживает различные специфические состояния [65]. Субъективная сторона общего функционального состояния - это психические явления, личностные образы, являющиеся определяющими в регуляции адаптации и поведения. Личностный принцип регуляции состояний и деятельности является общепризнанным в современной психологии.
Методики по психологической подготовке спортсменов в различных видах спорта существуют [3, 10, 11, 37, 57], но нужно адаптировать, переработать, доработать их в такой вид спорта как греко -римская борьба. Для этого требуютсяисследования психологической подготовки борцов греко -римского стиля.
Цель исследования: разработка и экспериментальное обоснование содержания психологической подготовки борцов греко-римского стиля 17 - 20 лет.
Объект исследования: процесс психологической подготовки борцов греко - римского стиля 17 - 20 лет.
Предмет исследования:содержание психологической подготовки борцов греко-римского стиля 17 - 20 лет.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников психологической подготовки борцов греко-римского стиля.
2. Определить уровень психологической подготовки борцов греко -римского стиля 17 - 20 лет.
3. Сформировать содержание психологической подготовки борцов греко - римского стиля 17 - 20 лет и экспериментально проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования: психологическая подготовка борцов греко- римского стиля 17-20лет может быть эффективной и повысит уровень соревновательной деятельности при выполнении следующих условий:
определен уровень эмоционального компонента психологической подготовки борцов греко -римского стиля 17-20лет;
определен уровень волевого компонента в психологической подготовке борцовгреко-римского стиля 17-20 лет;
сформировано и внедрена методика психологической подготовки борцов греко-римского стиля 17-20 лет, направленное на повышение коэффициента соревновательной деятельности.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлен уровень решительности как волевого качества борцов греко-римского стиля 17-20 лет.
- исследован эмоциональный компонентборцов греко-римского стиля 17-20 лет.
- определен коэффициент соревновательной деятельности борцов греко-римского стиля 17-20 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теории физического воспитания в разделе «Спортивная тренировка» в частности, психологическая подготовка спортсменов.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы в тренировочном и соревновательном процессе борцов греко-римского стиля 17-20 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ специальной литературы позволяет заключить следующее. При решении проблемы непосредственной подготовки борцов греко -римского стиля основное внимание исследователей и тренеров уделяется вопросам физической, технической, тактической подготовкам и в меньшей степени психологическим факторам, в частности эмоционально -волевой сфере в подготовке высококвалифицированных спортсменов.
В некоторых исследованиях показана возможность формирования спортивной мотивации у спортсменов. Однако приводимые авторами направления, средства, способы, методы не могут быть использованы без их переработки применительно к высококвалифицированным борцам и к конкретному этапу подготовки.
Наиболее значимым фактором, влияющим на соревновательную деятельность борцов, является эмоциональное напряжение, физическое утомление, судейство. В стрессовых условиях ответственных соревнований многие борцы не выдерживают высокой психологической нагрузки, теряются, ошибаются в действиях, не достигают поставленных целей.
Предлагаемые авторами методики развития решительности предусматривают в основном целостное проявление решительности, не выделяя ее составных компонентов: восприятия ситуации, нахождения правильного решения, исполнения принятого решения. Мы полагаем, что такое расчленное развитие решительности будет более эффективным по сравнению с целостным развитием.
В литературе не нашло отражение следующих вопросов: изучение эмоционального компонента, в частности состояния спортсмена и составляющих компонентов воли у борцов греко -римского стиля высокой квалификации.
В спортивной психологии накоплен определенный опыт подготовки спортсменов к соревнованиям. В большей своей части исследователями даются общие рекомендации, задачи, средства без указания конкретного вида спорта,
- Сформирована методика психологической подготовки борцов греко -римского стиля: совершенствование психорегуляции спортсменов; планирование соотношения видов подготовки; актуализация и сохранение соревновательной мотивации; совершенствование решительности как волевого качества борцов; сохранение оптимального состояния борцов; совершенствование соревновательной деятельности
- Определен уровень психологической подготовленности борцов греко - римского стиля подготовленности по трем компонентам: мотивационный, эмоциональный, волевой. Уровень компонентов определяется как средний.
- проведен эксперимент у борцов греко -римского стиля по психологической подготовки. В результате эксперимента все компоненты экспериментальной группы имели достоверность Р < 0,05 или 0,001. Данные эксперимента говорят о эффективности предложенной методики.
- по окончании эксперимента в экспериментальной группе произошло существенное повышение коэффициента соревновательной деятельности Р< 0,05 в контрольной группе существенных изменений не произошло.



1. Александрова, НИ. О соотношении психологических особенностей личности спортсменов и свойств нервной системы / НИ. Александрова // Психология спортивной деятельности: сб. науч. трудов. - Казань: КГУ, 1985. - С.23 - 33.
2. Алексеев, А. В. Преодолей себя: Психическая подготовка в спорте /А.В. Алексеев. - Ростовна / Дону: Феникс, 2006. - 192 с.
3. Бабушкин, Г.Д. Оперативная диагностика предстартовой психической готовности спортсмена /Г.Д. Бабушкин, В.Н. Смоленцева: Научные труды. - Омск: СибГУФК, 2006. - С. 77-80.
4. Бабушкин Г.Д. Психология спорту / Г.Д. Бабушкин, В. Н. Смоленцева.
- Омск:СибГУФК, 1997. - 86 с.
5. Бабушкин Г.Д. Формирование спортивной мотивации / Г.Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин-Монография. - Омск, 2000. - 179 с.
6. Беймеев, Г.Б. Индивидуализация подготовки квалифицированных борцов с учетом данных самоконтроля: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. Б. Беймеев. - Москва: 1997. - 23 с.
7. Блеер А.Н. Психологические факторы обеспечения устойчивости психомоторных действий в единоборствах /А.Н. Блеер// Спортивный психолог.
- 2008. - № 2. - С. 26 -30.
8. Блеер А.Н. Экстремальная деятельность. Основы психофизиологии экстремальной деятельности /А.Н. Блеер, А.В. Родионов, В. Ф.Сопов /под ред. А. Н. Блеера. - Москва: Анита Пресс, 2006. - 300 с.
9. Бондарчук Т.В. Формирование самооценки в процессе занятий спортом / Т.В. Бондарчук, С.А. Кабанов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 2. - С. 32 - 34.
10. Борьба греко-римская: учебник для СДЮШОР, спортивных факультетов, педагогических институтов, техникумов физической культуры и училищ олимпийского резерва / Коллектив авторов под общей редакцией Ю. А. Шулики. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 800 с.
11. Бундзен П.В. Современные технологии психической подготовки Олимпийского резерва /П.В. Бундзен, В.И. Баландин, В.В. Загранцев, Л. Унесталь // Материалы междунар. форума «Молодежь - наука - олимпизм». - Москва: Советский спорт, 1998. - С. 66 -68.
12. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие / Е.Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. - Москва: Академия, 2000. - С. 63-78.
13. Горбачев С. Н. Развитие профессионально важных качеств, обусловливающих принятие решений в экстремальной деятельности / С. Н. Горбачев, А. П. Шумилин // Психопедагогика в правоохранительных органах. - Омск, 2010 - №1 - С. 73 - 76.
14. Горбачев С. Н. Методика развития профессионально важных качеств у юных дзюдоистов / С. Н. Горбачев, А. П. Шумилин // Физическая культура и спорт в системе образования: Материалы XIII Всероссийской научно - практической конференции. - Красноярск: СФУ, 2011 - С.36 - 41.
15. Горбунов Г.Д. Психология и спорт / Г.Д. Горбунов // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 12. - С. 13-18.
16. Граевская Н. Д. Спортивная медицина: курс лекций и практические занятия : учеб. пособие / Н.Д. Граевская, Т. И. Долматова. - Москва: Советский спорт, 2004. - Ч. 2. - 360 с.
17. Греко-римская борьба: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. - Москва: Советский спорт, 2004. - 272 с.
18. Гриценко М.В. Влияние акцентуаций характера на успешность соревновательной деятельности в единоборствах: материалы международ. науч. конф. психологов физич. культ. и спорта/MB. Гриценко, Е.В. Романина, В. А. Заручевский. - Москва: Анита Пресс, 2006. - С. 104 -106.
19. Дахновский В.С. Особенности построения процесса тренировки юных борцов греко-римского стиля / В.С. Дахновский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 2. - С. 2 -7.
20. Густова Л.В. Психологические причины неуверенности в
соревновательной деятельности спортсменов - единоборцев/ Л.В. Густова, И. С. Шемет К. В. Шемет: материалы междунар. науч. прак. конф. психологов физ. культ. и спорта. - Москва: РГУФК, 2007. - С. 43.
21. Ежкова А.Ю. Психолого-педагогическое обеспечение интереса к спортивной деятельности начинающих борцов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Ю Ежкова. - Москва: 2005. - 22 с.
22. Ивойлов В.А. Помехоустойчивость движений спортсмена. - Москва: Физкультура и спорт, 1986. - 110 с.
23. Игуменов В.М. Спортивная борьба: Учебник для студентов и учащихся факультета физического воспитания педагогических учебных заведений / В.М. Игуменов, Б. А. Подливаев. - Москва: 1993. - 240 с.
24. Ильин Е. П. Психология воли. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 364 с.
25. Ильин Е. П. Психология спорта. - Санкт-Петербург:Питер, 2011. - 288 с.
26. Ильинский С. В. Особенности мотивации спортсменов в различных видах спорта / С. В. Ильинский // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: психология. - Самара. - 2013. - С. 75 - 84.
27. Керимов Ф.А. Формирование психофизиологических качеств у юных борцов 10-11 лет / Ф.А. Керимов, А.А. Рузиев// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 2. - С. 37 -38.
28. Киселев Ю. Победи!: Размышления и советы психолога спорта / Ю. Киселев. - Москва: 2002. - 326 с.
29. Коломейцев Ю.А. Отношение к тренировочной и соревновательной деятельности - фактор, обуславливающий ее эффективность / Ю.А. Коломейцев // Спортивный психолог. - Москва: 2003. - С. 20 -28.
30. Коион И.В. Опыт применения идеомоторной тренировки в подготовке спортсменов высокой квалификации сложнокоординированных видов спорта/ И.В. Коион: материалы междунар. науч. конф, психологов спорта «Рудиковские чтения». - Москва: Анита Пресс, 2007. - С. 68.
31. Коссов Б.Б. Психологические вопросы надежности спортивной деятельности / Б.Б. Коссов // Психическая надежность спортсменов высокого класса и методы ее совершенствования: Материалы междунар. науч. конф. - Москва: 1977. - Т. 1. - С. 32 -36.
32. Костромина С. Н. Модель психологического сопровождения подготовки борцов высокой квалификации / С. Н. Костромина, В. В. Смирнова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика: Санкт-Петербург, 2009. - № 2 - 2. - С. 67 - 77.
33. Коренберг В. Б. Спортивная метрология: учебник / В. Б. Коренберг. - Москва: Физическая культура - 2008. - 368 с.
34. Корякин А. И. Использование индивидуально -психологического подхода в спортивном отборе в дзюдо/ А. И. Корякин // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки: Тамбов, 2011. - № - 10. - С 150 - 154.
35. Логинов Л. В. Педагогическая технология формирования нравственно-волевой активности подростков занимающихся греко -римской борьбой / Л. В. Логинов // вестник спортивной науки: Москва. - 2007. - С. 19 - 23.
36. Малков О.Б. Управление сенсомоторным реагированием противника в конфликтных взаимодействиях единоборцев / О.Б. Малков //Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 8. - С. 48 -51.
37. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук В. А. Плахтиенко Л. К. Серова. - Москва: Просвещение, 1990. - 256 с.
38. Мильман В Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности //Стресс и тревога в спорте /В. Э. Мильман. - Москва: Физкультура и спорт, 1983. - С. 24 -26.
39. Мубаракзянов Р. Б. Особенности тактической подготовки борцов греко-римского стиля с учетом индивидуальных особенностей и изменения правил соревнований / Р. Б. Мубаракзянов// журнал: педагогико - психологические и медико -биологические проблемы физической культуры и спорта. - Набережные Челны, 2015. - С. 93 - 101.
40. Нетис Д. Структура предсоревновательного макроцикла национальной сборной команды по греко -римской борьбе, тренирующейся в условиях децентрализованной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д. Нетис. - Москва: 1995. - 22 с.
41. Остроумов В. Н. Спортивная ориентация и тренировка юных борцов на этапе начальной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук /В.Н. Остроумов. - Тула, 2004. - 23 с.
42. Павлов С.Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка // Теория и практ. физ. культ. - Москва: РГАФК, 1999. - № 1. - С. 12 -17.
43. Передельский А.А. Философия, педагогика, и психология единоборств (монография). - Москва: Физическая культура, 2008. - 168с.
44. Пилоян Р.А. Многолетняя подготовка спортсменов-единоборцев / Р.А. Пилоян, А. Д Суханов. - Малаховка: МОГАФК, 1999. - 98 с.
45. Пилоян Р.А. Физическая культура как объект познания в аспекте психологической теории деятельности / Р.А. Пилоян, А.Д Суханов // Теория и практика физической культуры. - Москва: 2000. - № 11. - С. 40 -45.
46. Пирожков О.В. Профессиональная надежность единоборца в условиях внешних помех / О.В. Пирожков, Г.М. Крылова // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 6. - С. 50 -54.
47. Плахтиенко В.А. Надежность в спорте / В.А. Плахтиенко, Ю. М. Блудов. - Москва: 1983. - 176 с.
48. Попов Д.В. Взаимосвязь предстартовых состояний тренера и спортсмена (на материале единоборств): Автореф. дис. канд. психол. наук. - Санкт-Петербург, 2003. - 17 с.
49. Попов, А.Л. Спортивная психология: Учебное пособие для спортивных вузов / А. Л. Попов. - Москва: 2000. - 152 с.
50. Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 284 с.
51. Психология физической культуры и спорта: учебник для вузов физической культуры / под ред. профессора Г. Д. Бабушкина, профессора В. Н. Смоленцевой. - Омск:СибГУФК, 2008. - 308 с.
52. Психология физической культуры: Учебник / под ред. Б.П. Яковлева, Г.Д. Бабушкина. - Москва: издательство «Спорт», 2016. - 624 с.
53. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А.В. Родионов. - Москва: Физкультура и спорт, 1983. - 112 с.
54. Родионов А.В. Принцип психофизического сопряжения в подготовке спортсменов-единоборцев высокой квалификации / А.В. Родионов // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 11. - С.34 - 36.
55. Родионов А.В. Принцип психофизического сопряжения в подготовке спортсменов единоборцев высокой квалификации / А.В. Родионов // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 8. - С. 34 -36.
56. Родионов А.В. Объективные и субъективные факторы экстремальной спортивной деятельности/ А.В. Родионов: Материалы междунар. науч. конф. психол. физич. культ. и спорта «Рудиковские чтения». - Москва: РГУФК. - 2009. - С. 19 -21.
57. Родионов А.В. Практическая психология физической культуры и спорта /А. В. Родионов. - Москва: Юпитер, 2002. - 185 с.
58. Родионов А.В. Психофизическая тренировка / А. В. Родионов. - Москва: 1995. - 64 с.
59. Свищёв И.Д. Теоретико -методические аспекты в обучении тактике поединка в единоборствах /И.Д. Свищёв // Детский тренер. - 2009. - № 4. - С. 78 -86.
60. Сидоров Л.К. Основы спортивной подготовки (теория и методика спорта). Учебное пособие / Л.К. Сидоров. - Красноярск: РИО КГПУ, 2003. - 104 с.
61. Сивицкий В.Г. Работа спортивного психолога в соревновательном цикле/ В.Г. Сивицкий: материалы междунар. науч. конф. психологов спорта «Рудиковские чтения». - Москва: Анита Пресс, 2007. - С. 125 -126.
62. Сивицкий В.Г. Формы организации психологического сопровождения спортсменов / В.Г. Сивицкий: материалы междунар. науч. конф. психологов спорта «Рудиковские чтения». - Москва: Анита Пресс, 2007. - С. 124.
63. Смирнов Б. Н. Воля и саморегуляция спортивной деятельности / Б.Н. Смирнов // Мир психологии. - 2000. - № 3. - С. 266 -274.
64. Смоленцева В.Н. Психическая саморегуляция в процессе подготовки спортсменов/ В.Н. Смоленцева. - Омск: СибГУФК, 2003. - 196 с.
65. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности: учеб. пособие / В. Ф. Сопов. - Москва: Трикста, 2005. - 128 с.
66. Сопов В. Ф. Система психологического обеспечения отбора и многолетней подготовки юных спортсменов в УОР / В.Ф. Сопов: материалы междунар. науч. конф. психологов спорта «Рудиковские чтения». - Москва: Анита Пресс, 2007. - С. 128 -129.
67. СТО 4.2-07-20014 Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности. - Введ. 39.12.2013. - Красноярск: ИПК СФУ, 2014. - 60 с.
68. Султанова Н. Д. Комплексное изучение психологических особенностей борцов греко-римского стиля сборной команды Республики Татарстан / Н. Д. Султанова, О. Н. Нургатина// материалы 11 научи. практич. конференции / Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам. - Казань, 2014. - С. 497 - 499.
69. Тихонова И. В. Тактический видеоанализ конфликтного поведения борцов в соревновательных схватках / И. В. Тихонова, И. И. Иванов, Е. А. Розевика, С. М. Марянян// материалы научной и научно -метод. Конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры и туризма. - Краснодар, 2016. - С. 46 - 47.
70. Толкунова И.В. Важность регуляции предстартового состояния в спорте / И.В. Толкунова, О.В. Красницкая, А.В. Голец // Москва: Журнал Физическое воспитание студентов. - № 6. - 2011. - С. 107 - 110.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ