Введение
1. Основные направления развития системы дополнительного образования в
сфере культуры и искусства г. Красноярска 20
1.1 Анализ системы дополнительного образования детей: функции и
принципы развития 20
1.2 Анализ деятельности образовательных учреждений в области
культуры и искусства г. Красноярска 29
1.3 Проектная деятельность в сфере культуры и
образования 43
2. Технологии проектной деятельности в сфере культуры и искусства г. Красноярска 60
2.1. Применение технологий проектной деятельности на примере межведомственного сетевого проекта «Мир искусства, доступный детям».. 60
2.2 Применение технологий проектной деятельности на примере
реализации проекта «Молодые дарования Красноярска»
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследования - в условиях перехода от индустриального к постиндустриальному обществу в современном российском пространстве особо актуальными становятся требования к формированию и реализации культурных и социальных потребностей растущей личности. Одна из ведущих ролей в освоении данных требований отводится дополнительному образованию, которое выступает смысловым стержнем социокультурого развития личности. Благодаря индивидуальному подходу к каждому ученику, вариативности образовательных программ, где содержание и форму образовательного процесса выбирают сами родители и их дети, дополнительное образование становится тем инструментом в формировании личности, который способен раскрыть наиболее полно творческие способности и возможности потенциала ребенка.
Функционирование системы дополнительного образования детей допускает возможность использования в учебном процессе, кроме принятых в общем образовании классно-урочных форм обучения, иные образовательные форматы (индивидуальное обучение, проектные виды деятельности). Что позволяет более полно подойти к вопросу творческого развития личности, самореализации, самоопределения ребёнка.
Однако место проектной деятельности в системе дополнительного образования детей мало изучено. Потенциал, заложенный в технологии проектной деятельности, не реализуется должным образом, что ведет к снижению эффективности образовательного процесса. В настоящее время в Росси существует ряд крупных социальных проектов , но их не так много, что бы говорить о системном использовании проектной деятельности. Дополнительное образование в своей деятельности способно повышать уровень способностей ребенка, а проектная деятельность позволяет это делать с наибольшей эффективностью. Проектная деятельность является стержнем дополнительного образования, это то, что отличает дополнительное образование от всех других направлений образования и позволяет справляться с наиболее трудными вызовами.
Данные статистики, приведенные в Аналитическом докладе о состоянии системы дополнительного образования детей в Российской Федерации на 2015 год в рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, представляют картину распределения детских объединений по направленностям реализуемых в них дополнительных общеобразовательных программ организаций дополнительного образования следующим образом. Наибольшую долю составляют объединения художественной (37,3%) и физкультурно-спортивной направленности (28,0%). Доля таких
направленностей, как культурологическое (1,5%), спортивно-техническое (1,2%), техническое (5,7%), туристско-краеведческое (4,1%), эколого-биологическое (4%) невелика в общей структуре программ дополнительного образования детей. Данная статистика выделяет художественное направление сферы культуры и искусства, как наиболее приоритетное и доминирующее в системе дополнительного образования, что позволяет рассматривать её в качестве репрезентативной сферы всей системы дополнительного образования.
Объект исследования - дополнительное образование в сфере культуры.
Предмет исследования - проектная деятельность в системе дополнительного образование города Красноярска.
Степень изученности - в теоретических и научно-практических исследованиях отечественных авторов, посвященных системе дополнительного образования, широко освещены цели, основные направления развития и функции системы дополнительного образования; обозначены преимущества дополнительного образования при сопоставлении с другими видами формального образования; выявлены качественные характеристики системы дополнительного образования.
Среди авторов, исследовавших данную тему, следует отметить научные труды В.А. Березина, Л.Н. Буйловой, Д.Н. Грибова, Е.Б. Евладова, Ю.Д. Лебедева, Г.Н.Новикова, Е.В. Смольникова, Т.А. Сущенко.
По мнению Г.Н.Новикова, термином «дополнительное образование детей» характеризуют «сферу неформального образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями, где одновременно происходит его обучение, воспитание и личностное развитие» [86, с. 112].
Дополнительное образование - особенная часть в системе образования, где здесь содержание, форму выбирают сами дети и их родители. Направлено оно, в первую очередь на раскрытие потенциала ребенка.
В научно-исследовательских работах указанными авторами рассматривается основная социокультурная роль системы дополнительного образования, а также обозначаются приоритеты в развитии образовательного процесса, направленного, в первую очередь, на поддержку самоопределения ребенка.
Основополагающими нормативными документами, на которые в своей деятельности опирается система дополнительного образования, являются: распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», а также приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». В данных нормативных документах рассмотрена специфика дополнительного образования, в сравнении с общим образованием.
Система дополнительного образования в сфере культуры и искусства в Красноярске отвечает тому представлению о дополнительном образовании, которое в целом складывается в российском поле обсуждения этого вопроса. В своей деятельности дополнительное образование сферы культуры и искусства города Красноярска регулируется общепринятыми нормативными документами, а также в соответствии с положениями и нормами следующих нормативных документов: «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Красноярском крае до 2020 года»; «Основные направления стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы»; «Концепция работы с одаренными школьниками в Красноярском крае до 2020 года «Одаренные дети Красноярья».
Следует заметить, что основную информативную базу о состоянии дополнительного образования в сфере культуры и искусства города Красноярска формируют аналитические отчеты Главного управления культуры администрации города Красноярска, а также аналитические отчеты Министерства культуры Красноярского края.
Согласно аналитическим документам, подготовленным специалистами Министерства культуры Красноярского края, система дополнительного
образования в сфере культуры и искусства г. Красноярска представлена тремя обязательными уровнями подготовки профессиональных кадров, (начальное, среднее, высшее), обеспечивая развитие непрерывного профессионального образования. Также обозначены задачи образовательного процесса музыкальных школ и школ искусств, в виде учебных планов на основе существующих предпрофессиональных и общеразвивающих программ обучения .
Также следует отметить научно-исследовательскую работу Г.Л. Рукши, М.Н. Ломовцевой «Образование в сфере культуры и искусства Красноярского края как система и ресурс формирования творческого потенциала региона». Авторами проведен анализ деятельности образовательных учреждений в области культуры и искусства, что позволило выявить ряд противоречий:
«- между традиционностью и инертностью образовательной подсистемы культуры и обновившимися потребностями общества (то есть между спросом и предложением);
- между склонностью подсистемы к самосохранению за счёт традиционности и инновационными процессами, происходящими в социальной и образовательной системах;
- между требованиями, предъявляемыми к образовательному учреждению культуры различными социальными группами, одновременно являющимися заказчиками на образование;
- между содержанием образования в культуре и дальнейшей практической деятельностью людей, получивших это образование» [102, с 13].
Однако, несмотря на то, что проблематика отрасли культуры и искусства города Красноярска авторами затронута, указание на пути решения обозначенных проблем отсутствует. В этом смысле они скорее констатируют ситуацию, нежели предлагают эффективные способы решения противоречий.
Рассматривая, как официальные информационно-статистические данные министерства культуры и главного управления культуры г. Красноярска, так и работы исследователей на тему развития дополнительного образования в сфере культуры и искусства города Красноярска, можно сделать вывод, что дополнительное образование оценивается, как обладающее рядом
преимуществ по сравнению с общим образованием. Однако с другой стороны в реалиях существованиях выделенной системы исследователями фиксируется обилие проблем и задач, с которыми не справляются регулярные формы образовательного процесса.
Требования к повышению качества сферы дополнительного образования детей, предъявляемые, прежде всего детьми и родителями, свидетельствует о необходимости использования иных технологий в организации деятельности учреждений культуры и искусства города Красноярска, которые были бы способны справиться с указанными проблемами и противоречиями отрасли.
Вопрос использования проектной деятельности как одной из технологий арт-менеджмента рассматривается в научных работах таких авторов, как С. М. Апфельбаум, Д.М. Булавина, М.Б. Гнедовского, А.В. Калякина, Т.Г. Кисилевой, С.В. Костылева, В.М. Лукова, А.П. Маркова, Т.Н. Суминовой.
В научно-исследовательских работах данных авторов проектная деятельность в сфере культуры понимается как организационно-управленческая активность субъектов культурной политики, направленная на разработку комплекса мероприятий, способствующих эффективному решению актуальных проблем культуры в условиях определенных временных рамок. По мнению Т.Н. Суминовой «проектная деятельность выступает способом организации, выявления и увеличения ресурсного потенциала сферы культуры, средством взаимодействия с органами власти, общественностью и партнерами, является специфической формой регулирования социокультурных процессов» [115, c. 120 - 121].
В.М. Луков в своих теоретических и научно-практических работах выделяет «четыре фазы полного проектного цикла:
- замысел или концепция (постановка целей и задач проектного мероприятия, обозначение существующих проблем, которые могут быть решены с помощью проектной деятельности);
- планирование и оформление (разработка плана мероприятий, направленных на выполнения поставленных задач, и реализацию намеченных целей проекта, оформление программы проекта в виде презентации или пошаговой программы действий);
- реализация (выполнение и реализация запланированных мероприятий)
- завершение (подведение итога проведенного мероприятия, анализ эффективности проекта, сопоставление полученного результата с намеченными целями проекта)» [66, с. 122].
Также В.А. Луков утверждает, что «стратегическая задача проектирования заключается в поддержке самоорганизующейся социально- культурной среды обитания человека, создании системы условий, способствующих саморазвитию и самоорганизации культурной жизни» [66, с 124].
Проектная деятельность влияет на развитие культурного многообразия; способствует интеграции субъектов культурной деятельности; закрепляет практику партнерского сотрудничества государственного, частного и некоммерческого секторов; в целом активизирует взаимодействие различных субъектов культурной политики.
Следует заметить, что вышеперечисленные научные источники рассматривают дополнительное образование детей и систему проектной деятельности как два отдельно существующих контента, при этом вопрос эффективности использования технологий проектной деятельности в системе дополнительного образования не достаточно изучен. Специальные исследования, всесторонне изучающие проектную деятельность в сфере культуры, в настоящее время проводятся на нерегулярной основе.
Проблема исследования - изучить возможности эффективного применения проектной деятельности в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования - проектная деятельность может выступать эффективным средством для решения противоречий в системе дополнительного образования.
Цель исследования - исследовать возможность применения проектной деятельности для рения задач в системе дополнительного образования детей.
Задачи исследования - исследовать систему дополнительного образования детей в России; проанализировать специфику дополнительного образования в области культуры и искусства г. Красноярска; изучить проектную деятельность в сфере культуры и образования г. Красноярска.
Методы исследования - Анализ, обобщение, контент-анализ
документов, конкретизация, наблюдение и классификация.
Результаты исследования - система дополнительного образования детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Дополнительным
образованием охвачено более 60 процентов детей в Российской Федерации. Возможность получения дополнительного образования обеспечивается государственными (муниципальными) организациями различной
ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт и другие), а также негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями и индивидуальными предпринимателями. Спектр дополнительного образования достаточно обширный и направлен в первую очередь на поддержку самоопределения ребенка.
Спецификой дополнительного образования, в сравнении с общим образованием является возможность разделения контингента учащихся по индивидуально-психологическим различиям. Например, по способностям, возрасту, мотивам обучения, физическим возможностям ребенка, социально- половым и другим сторонам индивидуального развития детей. Учитывать эти различия следует при организации учебно-воспитательного процесса и составления учебных программ.
Сравнительный анализ дополнительного образования с общим образованием позволяет выявить преимущества в следующих конкурентных характеристиках:
- свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека (ребенок делает осознанный выбор сферы деятельности и обучения согласно его интересам, желаниям, и способностям). Также внутри выбранного им учреждения дополнительного образования ребенок определяется с направлением обучения.
- доступность для каждого глобального знания и информации (использование в процессе обучения специализированных учебников и пособий, а также использование материала с электронных ресурсов, находящихся в свободном доступе).
- вариативность содержания и форм организации образовательного процесса (в зависимости от способностей и навыков ребенка к обучению происходит выбор уровня обучаемой программы в рамках выбранного направления дополнительного образования от легкого, общего уровня к более сложному, профессиональному уровню подготовки;
- гибкая адаптивность к возникающим изменениям (варьирование обучающих программ в зависимости от результатов в поступательном движении развития ребенка).
Образовательный процесс в системе дополнительного образования осуществляется с учётом интересов и желаний, способностей и потребностей ребёнка. Также в организации образовательного процесса применяется индивидуальный подход (на основании фонда оценочных средств результаты ребенка оцениваются сугубо индивидуально, учитывая его личностный рост, способности и мотивацию к обучению), что активно способствует творческому развитию личности, самореализации, самоопределению ребёнка. В то время как общее образование такого индивидуального подхода к развитию ребенка не предполагает.
Система дополнительного образования в сфере культуры и искусства г. Красноярска полностью отвечает всем требованиям системы дополнительного образования в России в целом, и представлена тремя обязательными уровнями подготовки профессиональных кадров, что позволяет учащемуся начального этапа обучения освоить последовательно все этапы профессионального образования в течение 15 - 18 лет.
I уровень - детская музыкальная школа, школа искусств, которые являются фундаментом будущего профессионального образования; (Детские музыкальные школы, детские школы искусств города Красноярска).
II уровень - училище или колледж искусств, т.е. образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые дают выпускнику альтернативные возможности, в частности, начать работать по приобретенной специальности или продолжить далее обучение в высшем учебном заведении культуры и искусства. При этом среднее профессиональное образование является необходимым уровнем образования для музыкального, хореографического и изобразительного искусств; (Красноярский колледж искусств им. П.И. Иванова-Радкевича, Музыкальный колледж Красноярского Государственного Института Искусств).
III уровень - высшее учебное заведение культуры и искусства, в котором совершенствуется уровень профессиональных умений и навыков, уже полученных на уровне среднего профессионального образования (Красноярский Г осударственный Институт Искусств).
Таким образом, особенностью образования в сфере культуры и искусства является его многоступенчатое освоение в течение 15 - 18 лет.
Многоуровневое™ системы дополнительного образования обеспечивает развитие непрерывного профессионального образования, превращая его в «образование через всю жизнь».
Образования в сфере культуры и искусства обладает своей спецификой, Согласно определениям, указанным в докладе «Основные результаты реализации I этапа концепции развития отрасли Культура г. Красноярска до 2020 года» образование в сфере культуры и искусства, это:
- важнейшая составляющая образовательного пространства, необходимая для воспитания достойного будущего нации, здорового в нравственном отношении поколения, не дающая быстрых результатов, но приближающая перспективы построения нового интеллектуального и культурного общества;
- процесс постижения человеком художественной культуры своего народа и человечества через овладение специальными знаниями и умениями, творческую деятельность, восприятие различных видов искусства; средство трансляции культуры; важнейший способ развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства;
- система практической деятельности, подразумевающая обеспечение инфраструктурой образовательной сети, материально-технической и нормативно-правовой базой, информационно-методическим сопровождением, кадровым потенциалом, финансовыми средствами;
- открытая, динамичная, сохраняющая традиции и одновременно постоянно меняющаяся система, гибко реагирующая на запросы и потребности основного социального заказчика - населения; а также один из способов и гарантов формирования зоны перспективного развития социально¬экономического комплекса города и края.
В то же время, ни в одном нормативном документе не отражена специфика образования в сфере культуры и искусства, а совокупность образовательных учреждений в сфере культуры и искусства не рассматривается как единая система.
В ходе исследования был проведен анализ деятельности образовательных учреждений в области культуры и искусства города Красноярска на основании следующих документов:
- основные результаты реализации I этапа концепции развития отрасли Культура г. Красноярска до 2020 года;
- Закон Красноярского края от 26 июня 2014 года № 6-2519;
- доклад Н.В. Малащук на тему: «Характеристика блока «Культура» в Программе социально-экономического развития г. Красноярска до 2020 года в условиях Красноярской агломерации»;
- монография Г. Л. Рукши, М. Н. Ломовцевой на тему: «Образование в сфере культуры и искусства Красноярского края как система и ресурс формирования творческого потенциала региона».
Анализ данных научных источников позволил выявить ряд проблем и противоречий отрасли культуры г. Красноярска.
В ходе проведенного анализа существующих проблем сферы культуры и образования города Красноярска сделано предположение, что необходимо использование проектного вида деятельности, как одной из технологии арт- менеджмента для успешного и эффективного решения возникших противоречий отрасли.
Предполагается, что проектная деятельность могла бы взять на себя роль инструмента в решении ряда задач, проблем, противоречий в деятельности сферы культуры и искусства города Красноярска, выявленных и обозначенных в ходе аналитической работы в первой главе. Представлена схема организации проектного решения, состоящая из двух взаимосвязанных блоков.
1. Содержательное оснащение проектного решения.
- определение проблемы;
- постановка целей и задач;
-инструментализация, определение методов реализации с
использованием человеческого потенциала (формы организации исполнителей и аудитории проекта, привлечение партнеров) и материально-технического потенциала (ресурсы и средства, необходимые для реализации проекта).
Задачами данного блока являются анализ ситуации, с четким определением характера проблем и их источника. А также поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы, на индивидуальном уровне (реализация творческого потенциала индивидами, социальной группы людей), и социальном уровнях (привлечение материально-технического ресурса), оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов. Формирование представления о том, какую проблему сможет разрешить реализация данного проекта.
2. Система действий, отражающая логику реализации проектного решения.
-реализация проектных мероприятий: стадийность, в зависимости от проектного решения; корреляция в ходе проведения проектного мероприятия, адаптация к конкретным условиям реализации проекта.
-завершение проектного мероприятия: анализ эффективности проектного мероприятия.
Задачами данного блока является реализация проектных мероприятий. Привлечение дополнительного общественного, материально-технического ресурса для участия в реализации проекта, что влечет за собой расширение круга участников проектных мероприятий. Вступление на данной фазе реализации проекта в разряд участников совершенно иной аудитории (предполагаются как остальные действующие лица проектных мероприятий), нежели участники проекта на стадии планирования. И завершение проектного мероприятия. Проведение анализа эффективности использования проектных технологий для достижения поставленного результата. Анализ позволяет оценить, насколько проект реализовался в материально-техническом, финансовом, правовом отношении. Оценка эффективности проекта с точки зрения разрешения противоречий и проблем, сложившихся в сфере культуры и искусства г. Красноярска и послуживших толчком к использованию проектной деятельности в системе дополнительного образования детей.
Данная схема проектного решения, состоящая из двух взаимосвязанных блоков, определяется как рабочий механизм для проведения эффективности результатов проектного мероприятия.
В качестве репрезентанта проектной деятельности взят для анализа межведомственный культурный проект «Мир искусства, доступный детям» и проект «Молодые дарования Красноярска».
В ходе проведенного анализа по предложенной схеме проектного решения делается предположение, что реализация межведомственного сетевого проекта «Мир искусства, доступный детям» позволил разрешить указанное в первой главе противоречие в отрасли культуры и искусства г. Красноярска. А именно:
- при существовании нормативов обеспечения населения услугами учреждений культуры и образования, рекомендованных распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р, несоответствие уровня обеспеченности данным видом услуг в сфере культуры и искусства жителей города Красноярска. В настоящее время проект успешно реализует вопрос привлечение дополнительной аудитории для музыкального образования, в связи с увеличением доступности музыкального образования для обучающихся в средних образовательных школах г. Красноярска.
Также в ходе проведенного анализа по предложенной схеме проектного решения делается предположение, что реализация проекта «Молодые дарования Красноярска», позволит наиболее эффективно решать следующие противоречия и проблемы, сложившиеся в сфере культуры и искусства г. Красноярска. А именно:
- при существовании потребности в концертных площадках для выступлений профессионально ориентированных учащихся зачастую отсутствие пространства и возможностей для реализации их творческого потенциала. Необходимость постоянной конкурсной практики для одаренных детей, недостаточно широкое гастрольное, конкурсное и фестивальное пространство для данной категории учащихся музыкальных школ и школ искусств;
- при наличии поставленных целей и задач муниципальной политики в области культуры несоответствие ресурсного обеспечения учреждений, что снижает качество услуг населению;
- при постоянном росте требований по применению маркетинговых современных информационных технологий недостаточный уровень профессиональной подготовки руководящего состава учреждений по реализации данной категории инновационных программ. И как следствие отсутствие практики использования в учреждениях культуры современных массовых презентационных арт-медиа, интернет-технологий, что снижает конкурентность сферы дополнительного образования по сравнению с общим образованием.
Вывод: в ходе проведенного анализа проекта «Молодые дарования Красноярска» и проекта «Мир искусства, доступный детям» можно сказать, что проекты успешно реализовались в материально-техническом, финансовом, правовом отношении. Оценка эффективности использования проектной деятельности с точки зрения разрешения противоречий и проблем, сложившихся в сфере культуры и искусства г. Красноярска, послуживших толчком к использованию проектной деятельности в отрасли культуры и искусства и позволяет оценивать данный вид проектной деятельности, как успешный. Что указывает на эффективность использования проектного вида деятельности для решения проблем и противоречий в системе дополнительного образования в России в целом.
Апробация результатов исследования - основные идеи и положения научного исследования были представлены и обсуждены на научно-практической конференции «Актуальность взаимодействия детских художественных школ и художественных отделений школ искусств, с родителями обучающихся, общеобразовательными школами и художественной средой» Красноярск 2017 год. Теоретические выводы и практические рекомендации исследования были использованы при публикации статьи в международном научно-практическом журнале «Форум молодых ученых» на тему «Роль художественного руководителя и директора в управлении организацией сферы культуры и искусства» Москва 2018 год.
Практическая ценность исследования заключается в том, что содержащиеся в нем выводы и рекомендации могут быть использованы при проектировании и организации работы учреждений дополнительного образования детей в сферы культуры и искусства. Материал исследования может быть использован при подготовке аналитических отчетов Главного управления культуры администрации г. Красноярска, а также аналитических отчетов Министерства культуры Красноярского края.
В исследовательской работе были рассмотрены ключевые характеристики дополнительного образования. Сравнительный анализ дополнительного образования с общим образованием позволил выявить преимущества в следующих конкурентных характеристиках:
- свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека (ребенок делает осознанный выбор сферы деятельности и обучения согласно его интересам, желаниям, и способностям). Также внутри выбранного им учреждения дополнительного образования ребенок определяется с направлением обучения.
-доступность для каждого глобального знания и информации (использование в процессе обучения специализированных учебников и пособий, а также использование материала с электронных ресурсов, находящихся в свободном доступе).
- вариативность содержания и форм организации образовательного процесса (в зависимости от способностей и навыков ребенка к обучению происходит выбор уровня обучаемой программы в рамках выбранного направления дополнительного образования от легкого, общего уровня к более сложному, профессиональному уровню подготовки;
- гибкая адаптивность к возникающим изменениям (варьирование обучающих программ в зависимости от результатов в поступательном движении развития ребенка).
Также была рассмотрена проектная деятельность, как одна из основных технологий арт-менеджмента. Было сделано предположение, что проектная деятельность способна эффективно реализовывать насущные задачи дополнительного образования в целом и в сфере культуры и искусства в частности. На примере анализа сферы культуры и искусства г. Красноярска были определены проблемы и противоречия отрасли, которые требуют в своем решении использование проектной деятельности:
- при существовании нормативов обеспечения населения услугами учреждений культуры и образования, рекомендованных распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р, несоответствие уровня обеспеченности данным видом услуг в сфере культуры и искусства жителей города Красноярска;
- при наличии поставленных целей и задач муниципальной политики в области культуры несоответствие ресурсного обеспечения учреждений, что снижает качество услуг населению;
- при существовании потребности в концертных площадках для выступлений профессионально ориентированных учащихся зачастую отсутствие пространства и возможностей для реализации их творческого потенциала. Необходимость постоянной конкурсной практики для одаренных детей, недостаточно широкое гастрольное, конкурсное и фестивальное пространство для данной категории учащихся музыкальных школ и школ искусств;
- при постоянном росте требований по применению маркетинговых современных информационных технологий недостаточный уровень профессиональной подготовки руководящего состава учреждений по реализации данной категории инновационных программ. И как следствие отсутствие практики использования в учреждениях культуры современных массовых презентационных арт-медиа, интернет-технологий, что снижает конкурентность сферы дополнительного образования по сравнению с общим образованием;
- при существующей потребности в конкурентности дополнительного образования в сфере нетрадиционных творческих форматов отсутствие инфраструктуры развития креативных индустрий.
Также была определена схема анализа проектных мероприятий, состоящая из двух взаимозаменяемых блоков.
1) Содержательное оснащение проектного решения (определение проблемы; постановка целей и задач; инструментализация).
2) Система действий, отражающая логику реализации проектного решения (реализация проектных мероприятий; корреляция в ходе проведения проектного мероприятия, адаптация к конкретным условиям реализации проекта; завершение проектного мероприятия: анализ эффективности проектного мероприятия).
Данная схема анализа проектной деятельности была использована на практике, в качестве основной схемы для анализа двух успешно существующих проектов в сфере культуры и искусства г. Красноярска. Это межведомственный сетевой проект «Мир искусства, доступный детям», и проект «Молодые дарования Красноярска».
Анализируя проекты «Молодые дарования Красноярска» и «Мир искусства, доступный детям» можно утверждать, что с помощью использования технологий проектной деятельности можно эффективно решать следующие задачи:
- выявление художественно одаренных детей и молодежи, а также обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития;
- эстетическое воспитание подрастающего поколения;
- воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей.
Также эффективность реализации проектных мероприятий необходимо соотнести с компетентностной моделью личности, предложенной в первой главе. Проект «Мир искусства, доступный детям» поддерживает и реализует
такие социально значимые качества личности, как адекватность, самостоятельность, нравственную культуру, формирование определенного мировоззрения. В то время как проект «Молодые дарования Красноярска» поддерживает и реализует такие социально значимые качества личности, как профессиональную культуру, креативность, самостоятельность и развитость.
Можно утверждать, что проектная деятельность - это то, что реализует максимум компетенций, действует в их комплексе. Необходимо учитывать, что учащиеся школ искусств и музыкальных школ привлекаются и на уровне проектирования, а не только как участники спланированных мероприятий. Каждый из рассмотренных во второй главе проектов реализует личностные компетенции в комплексе, акцентируя при этом ряд из них особо устойчиво, и работая на комплексное приращение компетенций у участников проекта.
Оценка эффективности рассмотренных проектов с точки зрения разрешения противоречий и проблем, сложившихся в сфере культуры и искусства г. Красноярска, послуживших толчком к использованию проектной деятельности в системе позволяет оценивать данный вид проектной деятельности, как успешный. И указывать на эффективность использования проектного вида деятельности для решения проблем в системе дополнительного образования в России в целом.
1. Аванесова Г.А. Культура как самоорганизующаяся система // Синергетика, философия, культура. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - С. 118-124.
2. Алексеев М.В. Культурологический подход к образовательной технологии // Педагогические технологии. - 2005. № 3. - С. 3-14.
3. Андреев А.Л. Культурное пространство студента // Педагогика. - 2003. № 10. - С. 55-65.
4. Ариарский М.А. Креативная личность как предмет педагогической культурологии // Диалог культур и цивилизаций в глобальном мире: VII Международные Лихачевские научные чтения, 24-25 мая 2007 г. - СПб.: Изд- во СПбГУП, 2007. - С. 408-411.
5. Артемьева Т.В., Тульчинский Г.Л. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования. — СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2010.- 228 с.
6. Арутюнов С. А. Культурная антропология. - М.: Издательство «Весь Мир», 2004. - 216 с.
7. Астафьева О.Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность: лекции. - М.: Изд-во РАГС, 2010. - 228 с.
8. Белик А. А. Культурная (социальная) антропология. - М.: РГГУ, 2009. - 624 с.
9. Беляев Г.Ю. Воспитание как функция культуры // Инновации в образовании. 2006. № 4 (июль-август). - С. 33-45.
10. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Высшая школа, 1989. - 246 с.
11. Боголюбов В.И. Перспективы развития педагогических технологий // Школьные технологии. - 2005. № 3. - С. 10-15.
12. Боголюбов В.И. Эволюция педагогических технологий // Школьные технологии. - 2004. № 4. - С. 12-21.
13. Болочагина В.В., Клеппер Е.В. Подготовка к профессиональной карьере. Основы кадрового менеджмента: Учеб.-метод. пособие. - М.: МГУКИ, 2001. - 44 с.
14. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно¬
ориентированного обучения. - Ростов на/Д: 1997. - 254 с.
15. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно
ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1. - С. 17-24.
16. Бородина В.А. Профессиональная подготовка библиотекаря: со-держание библиотековедческих дисциплин. // Библиотековедение. - 2001. - № 4. - С. 29-33.
17. Быстрова А.Н. Проблема культурного пространства (опыт философского анализа): Монографическое исследование. - Новосибирск: СО РАН, 2004. - 240 с.
18. Васильева Е.Н., Павлова Н.Н. Социокультурное образование XXI века: проблемы, поиски, решения // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 9 - С. 110-112.
19. Востряков Л.Е. Культурная политика: основные концепции и модели // Экология культуры: информационный бюллетень. Архангельск, 2004. № 1. - С. 79-108.
20. Гаджиев КС. Национальная идентичность: концептуальный
аспект // Вопросы философии. - 2011. - № 10 - С. 3-16.
21. Галуцкий Г. М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. - М., 1998. - 464 с.
22. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. - 4-е изд., пере-раб. и доп. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2008. - 511 с.
23. Дроздова Г.В. Современные технологии образования // Среднее профессиональное образование. 2007. № 9. - С. 45-50.
24. Дунаев А.И. Художественное образование в информационном обществе // Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: Тезисы докладов. Краснодар, 1997. - С. 214 - 216.
25. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. училищ и колледжей / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. - М. : Владос, 2004. - 349 с.
26. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2003. - 234 с.
26. Жарков А.Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология. Учебное пособие для вузов культуры и искусств.
4.1. - М.: МГУКИ, 2003 г. - 188 с.
27. Жданова Е.И., Иванов С.В., Кротова Н.В. Управление и экономика в шоу-бизнесе. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 176 с.
28. Жидков В. С. Государственная культурная политика // Ориентиры культурной политики. - М.: ГИВЦ МК РФ, 2001. № 6. - С. 10-15.
29. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 224 с.
30. Запесоцкий А.С., Марков А.И Современная культурология как научная парадигма // Вопросы философии. - 2010. - № 8 - С.76-87.
31. Иванов В.Г. О понятии «Социокультурная деятельность» // Гуманитарная культура как фактор преобразования России: материалы Между¬народной научно-практической конференции, 24-25 мая 1995 / сост. В. Е. Триодин. - СПб.: СПбГУП, 1995. С.124-126.
32. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика: Философия. История. Теория. - М.: Голос, 2001. - 694 с.
33. Ионин Л. Г. Социология культуры. - М.: ГУ ВШЭ, 2004. - 427 с.
34. Ирхен И.И. Образование в области культуры и искусств в условиях формируемой России: состояние и тенденции // Вестник МГУКИ. - 2010. - № 3. - С.122-128.
35. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: Изд-во «Петрополис», 1996. - 416 с.
36. Карпов Г.Г. О соотношении «Социальное» и «Культурное» // Гуманитарная культура как фактор преобразования России: материалы Международной научно-практической конференции, 24-25 мая 1995 / сост. В. Е. Триодин. - СПб.: СПбГУП, 1995. - С.121-123.
37. Касаткина С.А. Менеджмент в сфере культуры как вид управленческой деятельности // Вестник МГУКИ. - 2011. - № 6. - С.200-204.
38. Катаева В.И. Социальные технологии в социальной терапии // Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы / Под ред. С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой. Выпуск 6. - Часть II. - Барнаул, 1998. - С. 241-253.
39. Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.
40. Колбер Ф., Эврар И. Арт-менеджмент - наука третьего тысячелетия // Арт-менеджер. / Журнал для профессионалов. - М.: ЗАО Холдинговая Компания «Блиц-Информ», 2002. - № 3. - С. 3-7.
41. Колинько П.В. Социокультурное пространство как концептуальное и категориальное понятие современных общественных наук // Вестник МГУКИ. - 2007. - № 2. - С. 63-65.
42. Командышко Е.Ф. Арт-менеджмент: специфика, проблемы,
перспективы развития. - М: ИХО РАО, 2009. - 216 с.
43. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. - М.: «Вече 2000», 2003. - 512 с.
45. Концепция развития дополнительного образования детей [Текст]: распоряжение правительства Российской Федерации от 04 сент. 2014 г. № 1726-р. // Собр. Законодательства РФ. - 2014. - № 45. - Ст. 5509.
45. Копцева Н.П. Интеграция гуманитарного образования в Сибирском федеральном университете // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 4. - С. 6-8.
46. Копцева Н.П. Материалы второго экспертного семинара «Формирование модели специалиста нового поколения для сферы культуры и искусства», проводимого в рамках проекта «Научно-методическое обеспечение подготовки кадров высшей квалификации для сферы культуры и искусства Красноярского края» // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2011. - № 5. - С. 734-766.
47. Копцева Н.П. Теория и практика инновационной образовательной программы по эстетическому циклу дисциплин // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 12. - С. 9-13.
48. Копцева Н.П. Материалы экспертного семинара «Формирование модели специалиста нового поколения для сферы культуры и искусства» // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2011. - № 3. - С. 426-465.
49. Корнеева С.М. Музыкальный менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 303 с.
50. Косогорова Л.В. Модель интеграционного образовательного пространства в подготовке специалистов ВУЗов культуры и искусств // Вестник МГУКИ. - 2013. - № 2. - С. 181-184.
51. Костылев С.В., Копцева Н.П. Применение методов и технологий арт-менеджмента в социокультурном образовательном пространстве Красноярского края [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4.
52. Костылев С.В. Технологии арт-менеджмента в региональной системе подготовки кадров для сферы культуры и искусства Красноярского края // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть II. (10 декабря 2012 г.) - Новосибирск: Изд. СибАК, 2012. - 160 с.
53. Костылев С.В. Технологии арт-менеджмента в структуре социокультурного технологического комплекса // Вестник КрасГАУ. - 2014. - № 1 (88).
54. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер.с англ. / Под общ. ред. Пеньковой Е.М. - Новосибирск: Наука, 1992. - 736 с.
55. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический Проект, 2001. - 672 с.
56. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. № 2. - М., 1995. - С. 67-103.
57. Кривошея Б.Г., Лаврушева Л.Г., Прейсман Э.М. Музыкальная жизнь Красноярска К., 1983.- 154с.
58. Кудрина С.А. Ценностные приоритеты и их онтологические основания // Социологические исследования. - 2010. - №02 - С. 37-46.
59. Культурная политика в России: история и современность / отв. ред. И. А. Бутенко, К. Э. Разлогов. - М.: Либерия, 1998. - С. 193.
60. Культурно-досуговая деятельность: учебник / Под науч. ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - 462 с.
60. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. - М.: Высшее образование, 2007. - 566 с.
61. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании чело-века // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 6 (ноябрь - декабрь). - С. 3-6.
62. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравни-тельных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования. 1998. № 5. - С. 98-104.
63. Лихачёв Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. - М.:
Просвещение, 1992. - 191 с.
64. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. - Л.: Наука, 1986. - 189 с.
65. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - 525 с.
66. Луков В.А. Социальное проектирование: учебное пособие. - 7-е изд., М.: Изд-во Московского гуманитарного университета: Флинта, 2007. - 204 с
67. Малянов Е.А. Региональное образование в условиях современных социальных трансформаций: инновационный контекст: монография. - Пермь: ООО «Пермское книжное издательство», 2009. - 180 с.
68. Малянов Е.А. Социально-культурные инновации в культурном пространстве региона: монография. - Пермь: ПГИИК, 2010. - 342 с.
69. Марков А.П. Социокультурная деятельность как технология и предмет теории // Гуманитарная культура как фактор преобразования России: материалы Международной научно-практической конференции, 24-25 мая 1995 / сост. В. Е. Триодин. - СПб.: СПбГУП, 1995.- С.126-128.
70. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУП, 1997. - 262 с.
71. Махлина С.Т. Семиотика культуры повседневности: Монография. - СПб.: Алетейя, 2009. - 232 с.
72. Медведев А.Ф. Проблемы системы художественного образования в России // Справочник руководителя учреждения культуры. 2010. № 2. - С. 83-93.
73. Межуев В. М. Философия культуры в системе современного знания // Личность. Культура. Общество. 2004. Т. 6. Вып. 2 (22). - С. 135-156.
74. Менеджмент в сфере культуры и искусства: Учеб. пособие / Под ред. М.П. Переверзева. - М.: Инфра-М, 2007. - 192 с.
75. Менеджмент: Учебник. - 2-е изд., доп. и перераб. / Под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 330 с.
76. Милюкова Т.М. Галерея в системе художественного рынка // Художественный рынок как объект гуманитарного знания. Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции, 21 - 23 января 2004 г., СПб.: СПбГУП, 2004 - 253 с.
77. Минюшев Ф.И. Социология культуры: учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2004. - 272 с.
78. Молчанов В.И. История и пространство. Деструкция темпоральной историчности // Вопросы философии. - 2013. - № 7 - С. 24-36.
79. Моль А. Социодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973. - 406 с.
80. Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий // Школьные технологии. 2005. № 3. - С. 4-9.
81. Музыкальная культура Красноярска т.2 под редакцией Л.В.
Гавриловой КГАМиТ 2012.-291 с
82. Музыкальная культура Красноярска т.3 под редакцией Л.В.
Гавриловой КГАМиТ 2012.-163с.