Введение 4
1. Теоретический анализ мотивации и стимулирования персонала на
предприятии 6
1.1. Отечественные и зарубежные концепции мотивации трудовой
деятельности персонала 6
1.2. Основные формы мотивации и методы стимулирования
персонала 19
1.3. Мотивационный профиль как инструмент в управлении
мотивацией персонала 23
Заключение 86
Список использованных источников
В условиях социально-ориентированной рыночной системы хозяйствования проблема мотивации труда приобретает важное значение. Пренебрежение мотивационным фактором в сфере труда приводит к снижению показателей производительности труда, качества продукции, трудовой дисциплины на каждом конкретном предприятии и до кризиса в хозяйственной системе в целом.
Постоянные изменения в экономической и политической сферах нашего государства, одновременно создают большие возможности и серьезные угрозы для каждой личности и вносят значительный уровень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Поэтому, только действенный мотивационный механизм, отвечающий современным условиям, и является гибким к быстрым экономическим изменениям, обеспечит эффективное использование трудовых ресурсов.
Разработка и внедрение эффективных мотивационных моделей способствует повышению конкурентоспособности, производительности и, в конечном итоге, доходности предприятия.
Но самое главное, использование эффективной мотивационной модели на предприятии свидетельствует о внимательном и бережном отношении руководства к собственным работникам, а следовательно, и о заботе об их материальном и социальном положение. Имидж любого предприятия или организации определяется в первую очередь должным отношением ко всем членам трудового коллектива, а успех предприятию гарантирован, если есть заинтересованность его работников в повышении производительности труда и в полной реализации своего творческого потенциала. Рыночные формы хозяйствования открывают широкие возможности для практического использования различных методов мотивации и не только материальное стимулирование.
Целью работы является комплексное исследование основных направлений мотивации персонала и разработка рекомендаций по совершенствованию мотивации персонала на предприятии ЗАО «Ремикс».
Основными задачами работы являются:
-рассмотреть теоретические аспекты мотивации трудовой деятельности персонала;
-исследовать формы мотивации и методы стимулирования персонала в конкурентной среде;
- обосновать возможности использования и методику формирования мотивационного профиля в управлении мотивацией персонала;
-проанализировать особенности системы мотивации и стимулирования персонала на ЗАО «Ремикс»;
-разработать рекомендации по совершенствованию мотивации трудовой деятельности персонала ЗАО «Ремикс».
Объектом исследования является ЗАО «Ремикс».
Предметом исследования является система мотивации и стимулирования персонала предприятия.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
При выполнении исследования использованы следующие методы: наблюдения, сравнения, обобщения, системный анализ, метод экспертных оценок, метод сравнительного анализа, метод абстрактных оценок.
ЗАО «Ремикс» было создано 23 декабря 2012 года способом реорганизации ОАО «Акционерная фирма «Ремикс».
Целью деятельности ЗАО «Ремикс» является достижение максимальной экономической эффективности и прибыльности, наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей клиентов в производимой Обществом продукции.
С самого начала своей работы во главу угла компания поставила желания своих покупателей, построив в соответствии с их ожиданиями свою маркетинговую политику. Ее основными направлениями являются:
Ассортимент - компания расширяет ассортимент, следуя за изменениями спроса. Также мы следим, чтобы качество ювелирных изделий, которые мы предлагаем, соответствовало требованиям рынка. Для достижения этой цели мы работаем с лучшими российскими производителями ювелирных изделий и постоянно увеличиваем количество партнеров. Благодаря этому в наших фирменных магазинах представлен ассортимент, ориентированный на широкие слои населения.
Комплексность - в наших ювелирных магазинах работают скупка и ломбард.
Уровень обслуживания - особое внимание ЗАО «Ремикс» уделяет качеству обслуживания покупателей. Наши ювелирные магазины открыты для покупателей круглый год и работают с 10 часов утра до 22 часов без перерыва на обед. Такой график работы установлен для наибольшего удобства наших клиентов. Весь персонал наших фирменных магазинов проходит обязательное обучение и стажировку, что гарантирует высокий профессионализм обслуживания покупателей.
разным уровнем дохода. Наиболее популярными товарами являются кольца и цепочки.
Молодые люди в возрасте до 35 лет отдают предпочтение не дорогим ювелирным изделиям из серебра, реже золота. Изделия из платины, золота с драгоценными металлами наиболее популярны у людей в возрасте 40-55 лет.
По мнению потребителей, ЗАО «Ремикс» является наиболее оптимальной при выборе ювелирных изделий по критериям качество, цена, ассортимент.
Целью деятельности ЗАО «Ремикс» является достижение максимальной экономической эффективности и прибыльности, наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей клиентов в производимой Обществом продукции.
Система мотивации персонала является важнейшим элементом системы управления персоналом, на основании которого формируются в том числе и стратегические направления управления персоналом предприятия, конкретизируются в мероприятиях кадровой политики предприятия.
Проведенный анализ показал, что большинство работников удовлетворены своей работой на предприятии, однако недовольство вызывают условия труда. Большинство работников считают, что действующая система оплаты труда требует изменений. 80% работников предприятия считают условия труда на рабочем месте неблагоприятными, что требует внимания руководителей, поскольку неблагоприятные условия снижают производительность труда. Большинство работников предприятия довольны трудовыми отношениями в коллективе. Большинство отметили, что руководство предприятия направляет усилия на поддержание благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Большинство работников считают, что причиной работы вполсилы является недостаточная моральная заинтересованность в результатах труда, при этом большинство сотрудников получали моральное поощрение либо в виде похвалы руководителя, либо в идее признания коллективом.
Материальное стимулирование работников осуществляется при помощи премий. Премии начисляются всему коллективу при выполнении плана по продажам. Размер премии может быть уменьшен при нарушении трудовой дисциплины, некачественное обслуживание клиентов.
При беседе с руководителями было выявлено, что на общих собраниях работники могут высказать проблемы и предложить пути их решения, однако работники очень редко используют такую возможность. По мнению руководителей это вызвано полной удовлетворенностью работников, однако, как показало анкетирование, у работников есть причины для недовольства.
В процессе анализа были выявлены основные проблемы: руководство предприятия уделяет недостаточно внимания социально-психологическому стимулированию работников, не разработана программа повышения квалификации, не проводится обучение вне рабочего места, работники предприятия не удовлетворены условиями труда и системой оплаты труда.
Для полной удовлетворённости персонала своим трудом следует обеспечить сначала наличие факторов гигиены (состояние отсутствия неудовлетворённости), а затем обеспечить наличие факторов мотивации (состояние удовлетворённости). Отсутствие факторов гигиены можно лишь частично и неполно компенсировать наличием мотивирующих факторов
Согласно мотивационному профилю и результата анкетирования стимулирование работников должно базироваться на денежных и организационных формах стимулирования; применимыми являются моральные, натуральные формы и участие в собственности.
Для повышения эффективности системы управления персоналом, повышения мотивации работников предприятия целесообразно:
- разработка и использования разнообразных методов оценки удовлетворенности персонала;
- разработка и внедрение программы повышения квалификации работников предприятия;
- использование карты мотивационного профиля для всех работников при приеме на работу, а также, учитывая изменения, раз в три года ко всем работникам предприятия;
- разработка и внедрение эффективной системы морального поощрения.
Необходимо разработать и внедрить систему стимулирования и мотивации работников, которая состоит из:
- разработки системы обучения работников;
- разработки карьерограмм;
- использования карты мотивационного профиля;
- оптимизации системы премирования;
- оптимизация условий труда.
Основная цель проекта - увеличение производительности труда работников предприятия.
Вспомогательная цель - повышение мотивационного потенциала работников.
Для реализации данного проекта необходимы ресурсы:
- материальные ресурсы. Для реализации всех мероприятий планируется использование собственных финансовых ресурсов.
- трудовые ресурсы.
Для реализации проекта планируется создание команды проекта, которая будет состоять из:
Управляющий проекта - Финансовый директор.
Руководитель проекта - Начальник отдела кадров.
Команда проекта -работники отдела кадров, привлеченные эксперты.
Общая сумма затрат на реализацию всех мероприятий составляет 165,6 тыс.руб.
Для оценки эффективности предложенных мероприятий, на предприятии, приказом директора была создана экспертная группа. В состав экспертной группы вошли: директор, исполнительный директор, коммерческий директор, финансовый директор, начальник отдела кадров.
Экспертам было предложено ознакомиться с предложенным проектом и оценить его влияние на производительность труда и мотивацию работников предприятия.
По мнению экспертной группы использование причисленных методов позволит повысить производительность труда на предприятии на 15%, повысить приверженность работников и повлияет на повышение качества, как гигиенических, так и мотивационных факторов.
В совокупности, все проводимые мероприятия имеют положительные результаты и обеспечивают экономический и социальный эффект.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации // http://www.consultant.ru
2. Агашкова А. Кадровая политика и кадровая стратегия предприятия [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.km.ru
3. Акменчук О.Б. Управление профессиональной карьерой // Кадровый менеджмент. - 2012. - № 2. - С.27-32.
4. Андреева, И. Н. Управление кадрами: руководство для персонала и топ-менеджмента / Ирина Андреева. - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург,2012. - 415с.
5. Баско В.Н. Управление кадрами: наука и практика / В.Н. Баско // Деньги и кредит. - 2013. - №10. - 23-26 с.
6. Батаршева А. Психология управления персоналом // Менеджмент в России и за рубежом, 2010, № 5. - С.14-18
7. Бычин В.Б. Регламентация и нормирование труда: Учебное пособие / В.Б. Бычин. - М.: Инфра-М, 2014. - 188 с.
8. Васина Л. И. Работа с персоналом как важный фактор успешной деятельности компании [Текст] / Л. И. Васина // Железнодорожный транспорт. - 2011. - № 7. - С. 26-30.
9. Владимирова Л.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли / Л.П. Владимирова. - М.: Дашков и К, 2009. - 348 с.
10. Володько, В. Ф. Основы менеджмента: учебное пособие / В. Ф. Володько. - Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. - 303 с.
11. Гавриш В. В. Экономика организации: [практикум : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Финансы и кредит", "Налоги и налогообложение" и "Мировая экономика" 13.10.2009] / В. В. Гавриш, Е. Г. Григорьева ; М-во образования и науки Рос.федерации, Сиб. федерал. ун-т. - Красноярск : СФУ, 2010. - 290 с.
12. Герчиков В.И. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала. М.: ГУ-ВШЭ, 2013.
13. Гинзбург А.И. Экономический анализ для руководителей малых предприятий: [система налогообложения, поддержка малого бизнеса, вопросы рентабельности и прибыльности] / А. И. Гинзбург. - Санкт- Петербург: Питер, 2010. - 223 с.
14. Глаз, Ю. А. Воспроизводство трудовых ресурсов организации: теоретический аспект [Текст] / Глаз Юлия Александровна // Российское предпринимательство. - 2012. - № 13 (211). - С. 74-80.
15. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. - Минск: Современная школа, 2010. - 635 с.
16. Даеничева В. А. Трудовые ресурсы и их использование [Текст] / В. А. Даеничева // Сахар. - 2010. - № 11. - С. 29-33.
17. Дейнека, А. В. Управление человеческими ресурсами : учебник : [для студентов вузов по направлению подготовки "Менеджмент" (квалификация "бакалавр")] / А. В. Дейнека, В. А. Беспалько. - Москва : Дашков и К°, 2013. - 387с.
18. Егоров С.Н. Управление персоналом. - Изд.: ПГУ Пенза, 2012. - 417с.
19. Захаров, Н. Л. Управление социальным развитием организации : учебник : [для студентов вузов по специальности "Управление персоналом"] / Н. Л. Захаров, А. Л. Кузнецов. - Второе издание, дополненное и переработанное. - Москва : ИНФРА-М, 2013. - 206с.
20. Зейналов,Н.В. Современные
аспекты управления трудовыми ресурсами в условиях рыночной экономики [Текст] / Н. В.-оглыЗейналов // Экономические науки. - 2012. - № 3. - С. 89-91
21. Зиновьев, В. Н. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. - Москва: Дашков и К°, 2010. - 477 с.
22. Исмоили, А. Стратегическое управление трудовыми ресурсами в динамической среде [Текст] / А. Исмоили ; пер. с фарси А. Юлдошева // Научно-техническая информация. Сер. 1.Организация и методика информационной работы. - 2014. - № 4. - С. 20-25.
23. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. - Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. - 452 с.
24. Карташова, Л. В. Организационное поведение : учебник : [для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Менеджмент"] / Л. В. Карташова, Т. В. Никонова, Т. О. Соломанидина. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва : ИНФРА-М, 2011. - 382 с.
25. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 854с.
26. Комаров Е. Формирование кадрового резерва // Управление персоналом, 2011, № 5. - С.23-29
27. Корсаков М. Поиск управленческих кадров: стереотипы рынка и критерии эффективных решений // Кадровый менеджмент, 2010, № 12. - С. 38-41.
28. Котова Л. Ключевые показатели эффективности системы управления персоналом // Кадровик. Кадровый менеджмент, 2010. - № 12
29. Лобаскова Н. Мотивация труда работников промышленных предприятий: рациональные пути [Текст] / Н. Лобаскова // Проблемы теориии практики управления. - 2009. - № 5. - С. 105-111.
30. Маковская Н. Анализ человеческих ресурсов в системе управления персоналом // Управление персоналом. - 2011. - № 3. - С. 82-86.
31. Малышев А. Постановка системы оценки персонала / А. Малышев // Управление персоналом. - 2012. - № 2. - С.33-35
32. Моргунов. Е.Б. Модели и методы управления персоналом [Электронный ресурс]. Режим доступа к материалам http://polbu.ru/morgunov_uprpers/ch36_all.html
33. Потемкин В. К. Управление персоналом / В. К. Потемкин. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 426 с.
34. Ракоти В. Модернизация и оплата труда // Человек и труд. - 2010. - № 7. - С. 15
35. Саакян А.К. Экономика и социология труда: Учеб.пос. / А.К. Саакян - СПб.: Питер, 2009.-128с.
36. Савченко В.А. Управление развитием персонала / В.А. Савченко-К. :КНЭУ. 2012, - 187 с.
37. Саубанова Л. В. Организация управления человеческими ресурсами на предприятии [Текст] / Л. В. Саубанова // Управление персоналом. - 2009. - № 1 (203). - С. 51-52
38. Селин И. Оптимизация численности персонала предприятия: согласование внутренних интересов [Текст] / И. Селин // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 9. - С. 36-42.
39. Стоянов И. А. Повышение эффективности работы персонала предприятия как синтез организационного поведения и управленческой деятельности : монография / И. А. Стоянов ; ГОУ ВПО "Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева". - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2010. - 231 с.
40. Тебекин, А. В. Управление персоналом : [учебник для студентов вузов по специальности "Менеджмент"] / А. В. Тебекин. - Москва : КНОРУС,2013. - 623 с.
41. Управление персоналом : [учебное пособие по специальности "Менеджмент организации / Г. И. Михайлина и др. ; под общ.ред. Г. И. Михайлиной]. - 3-е издание, дополненное и переработанное. - Москва : Дашков и К°, 2012. - 279
42. Федорова Н. Управление персоналом организации / Н. Федорова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - № 8. - С. 22-25
43. Шапиро С. А. Основы трудовой мотивации: [учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080505.65 "Управление персоналом"] / С. А. Шапиро. - М. : КНОРУС, 2011. - 251 с
44. Экономика труда: социально-трудовые отношения / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. - М. : Экзамен, 2013. - 730 с
45. Ягунова, Н. Кадровый менеджмент на предприятии: мотивация, адаптация, наставничество [Текст] / Н. Ягунова, А. Гонова // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - № 4. - С. 37-44.
46. Ягунова, Н. Оценка деятельности персонала как основа построения системы управления [Текст] / Н. Ягунова, М. Смагина // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - № 7. - С. 86-95ю
47. Яковлев А.Г. Совершенствование системы оплаты труда работников торговли / А.Г. Яковлев // Финансы. - 2010. - №6
48. Югай, А. Стимулирование работников с учетом состояние экономики сельхозпредприятий [Текст] / А. Югай // АПК:экономика, управление. - 2010. - № 5. - С. 46-53.