ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА
|
Введение 4
1 Образ В. Соловьева как профессионального журналиста 9
1.1 Профессиональные особенности личности журналиста 9
1.2 Профессиональный журналист в представлении современных
российских журналистов 15
2 Ток-шоу В. Соловьева в контексте политической журналистики 31
2.1 Политическая журналистика и роль политических ток-шоу на
телевидении 31
2.2 Телевизионные политические ток-шоу В. Соловьева «К барьеру»,
«Поединок», «Воскресный вечер с В. Соловьевым»: тематика и своеобразие.. 45
2.3 Приемы воздействия телеведущего на аудиторию 48
Заключение 61
Список использованных источников
1 Образ В. Соловьева как профессионального журналиста 9
1.1 Профессиональные особенности личности журналиста 9
1.2 Профессиональный журналист в представлении современных
российских журналистов 15
2 Ток-шоу В. Соловьева в контексте политической журналистики 31
2.1 Политическая журналистика и роль политических ток-шоу на
телевидении 31
2.2 Телевизионные политические ток-шоу В. Соловьева «К барьеру»,
«Поединок», «Воскресный вечер с В. Соловьевым»: тематика и своеобразие.. 45
2.3 Приемы воздействия телеведущего на аудиторию 48
Заключение 61
Список использованных источников
Для российской журналистики XXI века идеальной моделью становится профессионально знаковая личность демократического типа с высокой этической ответственностью, получившая специальную и общекультурную подготовку, имеющая опыт профессиональной журналистской деятельности. Однако восхождение к полноценному знанию и умению - долгий, поэтапный и тернистый процесс, который невозможен без осознания журналистского мироощущения, способа восприятия окружающей жизни и профессиональной среды.
Актуальность дипломного исследования состоит в том, что изучение профессиональных особенностей и ценностного потенциала отдельной личности, облика журналиста находится в русле актуальных гуманитарных исследований, сосредоточенных, в частности, на научных интересах к человеку, наиболее емко обобщаемых в представлении о человеческом капитале как основном ресурсе любого СМИ. Этот капитал уточняется через сложившуюся в науке терминологию, представленную, с одной стороны, такими научными понятиями как индивид, Я-концепция, личность, индивидуальность. С другой стороны, персона, профессионал, специалист и другие.
Также актуальность исследования обусловлена тем фактом, что многие авторитетные источники, такие как, например, труды В. Третьякова [Третьяков, 2015], П. Бурдье [Бурдье, 2002], В. Цвик [Цвик, 2004], М. Лукина [Лукина, 2003] свидетельствуют, что о текущих событиях многие судят не по заявлениям лидеров политических партий, а по тому, как эти заявления прокомментированы популярным телеведущим ток-шоу. В этой связи актуализируется проблема профессионализма, влияния отдельной персоны, тележурналиста на мнение аудитории. В этой связи дальнейшее расширение и обогащение этого явления на общественном телевидении открывает новые формы существования политической журналистики.
Научная новизна дипломной работы состоит в описании поведения ведущего политического ток-шоу на примере конкретной личности (в нашем случае В. Соловьева).
Объектом исследования является образ В. Соловьева как результат его взаимодействия с внешней для него медиасредой.
Предмет исследования - журналистская практика телеведущего общественно-политического ток-шоу (на примере персоны В. Соловьева).
Цель работы - дать характеристику профессиональной телевизионной деятельности В. Соловьева, принимая во внимание его внешние и внутренние ресурсы как личности. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1 Изучить понятия персона, личность, медиаперсона;
2 Сформировать модель, отражающую образ журналиста как медиаперсоны;
3 Рассмотреть профессиональные особенности профессии «журналист», познакомиться с мнениями журналистов о профессионализме в их профессии;
4 Определить приемы воздействия на аудиторию в работе В. Соловьева в качестве ведущего;
5 Выделить признаки, по которым В. Соловьева можно признать медиаперсоной.
Научно-методической базой исследования, во-первых, стали работы отечественных теоретиков журналистики Б.И. Есина, Я.Н. Засурского, Б.Я. Мисонжникова, И.М. Дзялошинского, Л.Г. Свитич, С.А. Михайлова, Гуревича С.М., Корконосенко С.Г., Тертычного А.А., Л.П. Громовой и др.
Во-вторых, мы опирались на изучение дискурса, в том числе речевых стратегий и тактик поведения личности, способствует развитию интеграции гуманитарных дисциплин, о чем свидетельствуют исследования последних лет: М.Н. Грачев («Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития», 2004), В.И. Карасик («О типах дискурса», «Языковой круг: личность, концепты, дискурс», 2000), В.Б. Кашкин («Введение в теорию коммуникации», 2000), Т. В. Матвеева («Управление собеседником в диалогическом речевом общении», 2004) и др.
Помимо этого, были рассмотрены труды, посвященные персонологии. Ее рассматривали H.A. Бердяев, У. Джеймс, С. Мадди, В.Я. Семке, Л.И. Шестов, В. Штерн и др. Понятие персонологии ввел Генри Мюррей («Исследования личности», 1938). В рамках современных гуманитарных наук «персонология» - это интегральное направление психологии личности, развивающееся на основе междисциплинарных исследований, предметом которого является личность в ее разных положениях.
Исследованию вопросам профессиональной этики журналиста, ее основных принципов, ценностного аспекта для общества посвящены работы: Авраамова Д., М.И. Шостака, Шеремета П.Г., Г.В. Лазутиной, Л.А., Корконосенко С.Г., Сидорова В.А., Юркова А.А. и др.
Исследования в области политической культуры и функционирования журналистики в мире политики представлены трудами: С.М. Кузина, В.А. Сидорова, Е.П. Прохорова, Э.Я. Баталова, С.Г. Корконосенко, И.Н. Блохина и др.
Материалом для исследования послужили тексты автобиографии и биографии В. Соловьева, записи телевизионных ток-шоу («К барьеру», «Поединок», «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым»), публикации о В. Соловьеве на страницах газет («Аргументы и факты», «Комсомольская правда»), высказывания и цитаты В. Соловьева на сайтеhttp://vsoloviev.ru/
В работе используются источники эмпирического материала: 25 источников с сайта http://vsoloviev.ru/, некоторые электронные версии интервью с В. Соловьевым на сайтах газет «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», видео программа с участием В. Соловьева на сайте http: //vsoloviev.ru/
Выбор темы дипломной работы обоснован предположением, в соответствии с которым решаемые мной задачи позволят конкретизировать представления о ценностном и квалификационном потенциале журналиста как профессии, позиции которой в современных условиях значительно ослабели из- за диктата медиатехнологий и медиабизнеса.
Выбранная тема работы рассматривается в рамках антропоцентрического подхода. Истоки этого подхода следует искать еще в древнегреческой философии, уделявшей внимание вопросу о природе человека, его происхождении и месте в мире. Аристотель, обратив внимание на социальные качества человека, охарактеризовал его как «политическое животное» с разумной душой. В современных исследованиях базисом антропологического подхода становится «человек», его личность, цели, мотивы, интересы, установки, речевой портрет и т.д. Важным источником жизнеспособности антропологического подхода ученые признают синтезирующее начало.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при дальнейшем исследовании журналистской деятельности В. Соловьева, а также будут полезны начинающим журналистам, специализирующимся в области политической журналистики.
В ходе исследования использовались методы
- целенаправленная выборка основных источников по выбранной теме и формирование комплекта эмпирических материалов на основе наблюдения, обобщения; выбор достоверного источника информации и доступа к нему, а также проверка сведений о надежности этого источника; использование обязательной ссылки на источник;
- биографический метод: журналистское творчество В. Соловьева интерпретируется через жизненные обстоятельства. Биографический метод утвердился во французской науке и критике (Ш.-О. Сент-Бев, Г. Лансон);
- лингво-стилистический анализ отобранных эмпирических материалов - подробный и тщательный анализ роли и функций языковых средств разных уровней в организации и выражении идейно-тематического содержания произведения. В данной работе будет проводиться на материале высказываний и цитат В. Соловьева;
- анализ научной и критической литературы по теме исследования; изучение телепрограмм по данному направлению.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав - «Образ В. Соловьёва как профессионального журналиста» и «Ток-шоу В. Соловьева в контексте политической журналистики», заключения, списка использованной литературы (68 наименований источников использованной литературы).
Актуальность дипломного исследования состоит в том, что изучение профессиональных особенностей и ценностного потенциала отдельной личности, облика журналиста находится в русле актуальных гуманитарных исследований, сосредоточенных, в частности, на научных интересах к человеку, наиболее емко обобщаемых в представлении о человеческом капитале как основном ресурсе любого СМИ. Этот капитал уточняется через сложившуюся в науке терминологию, представленную, с одной стороны, такими научными понятиями как индивид, Я-концепция, личность, индивидуальность. С другой стороны, персона, профессионал, специалист и другие.
Также актуальность исследования обусловлена тем фактом, что многие авторитетные источники, такие как, например, труды В. Третьякова [Третьяков, 2015], П. Бурдье [Бурдье, 2002], В. Цвик [Цвик, 2004], М. Лукина [Лукина, 2003] свидетельствуют, что о текущих событиях многие судят не по заявлениям лидеров политических партий, а по тому, как эти заявления прокомментированы популярным телеведущим ток-шоу. В этой связи актуализируется проблема профессионализма, влияния отдельной персоны, тележурналиста на мнение аудитории. В этой связи дальнейшее расширение и обогащение этого явления на общественном телевидении открывает новые формы существования политической журналистики.
Научная новизна дипломной работы состоит в описании поведения ведущего политического ток-шоу на примере конкретной личности (в нашем случае В. Соловьева).
Объектом исследования является образ В. Соловьева как результат его взаимодействия с внешней для него медиасредой.
Предмет исследования - журналистская практика телеведущего общественно-политического ток-шоу (на примере персоны В. Соловьева).
Цель работы - дать характеристику профессиональной телевизионной деятельности В. Соловьева, принимая во внимание его внешние и внутренние ресурсы как личности. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1 Изучить понятия персона, личность, медиаперсона;
2 Сформировать модель, отражающую образ журналиста как медиаперсоны;
3 Рассмотреть профессиональные особенности профессии «журналист», познакомиться с мнениями журналистов о профессионализме в их профессии;
4 Определить приемы воздействия на аудиторию в работе В. Соловьева в качестве ведущего;
5 Выделить признаки, по которым В. Соловьева можно признать медиаперсоной.
Научно-методической базой исследования, во-первых, стали работы отечественных теоретиков журналистики Б.И. Есина, Я.Н. Засурского, Б.Я. Мисонжникова, И.М. Дзялошинского, Л.Г. Свитич, С.А. Михайлова, Гуревича С.М., Корконосенко С.Г., Тертычного А.А., Л.П. Громовой и др.
Во-вторых, мы опирались на изучение дискурса, в том числе речевых стратегий и тактик поведения личности, способствует развитию интеграции гуманитарных дисциплин, о чем свидетельствуют исследования последних лет: М.Н. Грачев («Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития», 2004), В.И. Карасик («О типах дискурса», «Языковой круг: личность, концепты, дискурс», 2000), В.Б. Кашкин («Введение в теорию коммуникации», 2000), Т. В. Матвеева («Управление собеседником в диалогическом речевом общении», 2004) и др.
Помимо этого, были рассмотрены труды, посвященные персонологии. Ее рассматривали H.A. Бердяев, У. Джеймс, С. Мадди, В.Я. Семке, Л.И. Шестов, В. Штерн и др. Понятие персонологии ввел Генри Мюррей («Исследования личности», 1938). В рамках современных гуманитарных наук «персонология» - это интегральное направление психологии личности, развивающееся на основе междисциплинарных исследований, предметом которого является личность в ее разных положениях.
Исследованию вопросам профессиональной этики журналиста, ее основных принципов, ценностного аспекта для общества посвящены работы: Авраамова Д., М.И. Шостака, Шеремета П.Г., Г.В. Лазутиной, Л.А., Корконосенко С.Г., Сидорова В.А., Юркова А.А. и др.
Исследования в области политической культуры и функционирования журналистики в мире политики представлены трудами: С.М. Кузина, В.А. Сидорова, Е.П. Прохорова, Э.Я. Баталова, С.Г. Корконосенко, И.Н. Блохина и др.
Материалом для исследования послужили тексты автобиографии и биографии В. Соловьева, записи телевизионных ток-шоу («К барьеру», «Поединок», «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым»), публикации о В. Соловьеве на страницах газет («Аргументы и факты», «Комсомольская правда»), высказывания и цитаты В. Соловьева на сайтеhttp://vsoloviev.ru/
В работе используются источники эмпирического материала: 25 источников с сайта http://vsoloviev.ru/, некоторые электронные версии интервью с В. Соловьевым на сайтах газет «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», видео программа с участием В. Соловьева на сайте http: //vsoloviev.ru/
Выбор темы дипломной работы обоснован предположением, в соответствии с которым решаемые мной задачи позволят конкретизировать представления о ценностном и квалификационном потенциале журналиста как профессии, позиции которой в современных условиях значительно ослабели из- за диктата медиатехнологий и медиабизнеса.
Выбранная тема работы рассматривается в рамках антропоцентрического подхода. Истоки этого подхода следует искать еще в древнегреческой философии, уделявшей внимание вопросу о природе человека, его происхождении и месте в мире. Аристотель, обратив внимание на социальные качества человека, охарактеризовал его как «политическое животное» с разумной душой. В современных исследованиях базисом антропологического подхода становится «человек», его личность, цели, мотивы, интересы, установки, речевой портрет и т.д. Важным источником жизнеспособности антропологического подхода ученые признают синтезирующее начало.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при дальнейшем исследовании журналистской деятельности В. Соловьева, а также будут полезны начинающим журналистам, специализирующимся в области политической журналистики.
В ходе исследования использовались методы
- целенаправленная выборка основных источников по выбранной теме и формирование комплекта эмпирических материалов на основе наблюдения, обобщения; выбор достоверного источника информации и доступа к нему, а также проверка сведений о надежности этого источника; использование обязательной ссылки на источник;
- биографический метод: журналистское творчество В. Соловьева интерпретируется через жизненные обстоятельства. Биографический метод утвердился во французской науке и критике (Ш.-О. Сент-Бев, Г. Лансон);
- лингво-стилистический анализ отобранных эмпирических материалов - подробный и тщательный анализ роли и функций языковых средств разных уровней в организации и выражении идейно-тематического содержания произведения. В данной работе будет проводиться на материале высказываний и цитат В. Соловьева;
- анализ научной и критической литературы по теме исследования; изучение телепрограмм по данному направлению.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав - «Образ В. Соловьёва как профессионального журналиста» и «Ток-шоу В. Соловьева в контексте политической журналистики», заключения, списка использованной литературы (68 наименований источников использованной литературы).
Телевизионная журналистская практика Владимира Соловьева, внешние и внутренние ресурсы его личности, представляют собой интересный материал для исследования сущности и значения работы политического журналиста в жанре ток-шоу. Цель дипломной работы, таким образом, обусловила поставку ряда задач, которые были решены.
Во-первых, важным аспектом журналистской профессии представляются свойства и характеристики, составляющие актуальный портрет современного журналиста, его творческую личность, и делающие его мастером своего дела. Таким образом, интересным в этой связи является типология журналистов, в чем мы убедились, рассмотрев предложение С. Пасти о разделении журналистов на специалистов, художников, гуманистов, пропагандистов и идеалистов.
Во-вторых, в практической части работы по методике психолога М. Рокича были составлены терминальные и инструментальные ценности личности В. Соловьева, где основанием для анкет послужили высказывания тележурналиста, взятые нами из эмпирических материалов.
Так, выяснилось, что В. Соловьев пришел в мир журналистики в довольно зрелом возрасте, однако, как показывают результаты, предпосылки, несмотря на полученные негуманитарные два образования, существовали с детства. Соловьев отдает предпочтение политике, и в этой сфере деятельности раскрываются такие его качества, как коммуникабельность, независимое мнение, чувство долга, умение держать слово, аналитические способности и т.д. Таким образом, В. Соловьев предстает как профессионал, идеалист в какой-то степени, талантливая личность, обладающая артистическими и литературными данными, т.е. - художник, и, наконец, пропагандист, для которого телевидение - своеобразное хобби, но и бизнес.
В-третьих, ток-шоу как один из наиболее востребованных жанров на телевизионной арене имеет большое значение в формировании общественного мнения. При этом для воздействия на сознание телезрителей используются различные манипуляционные приемы. В связи с чем была проанализирована журналистская практика В. Соловьева в ток-шоу «К барьеру!», «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым», «Поединок»: тематика и своеобразие телепрограмм, а также приемы воздействия на аудиторию в рамках работы Соловьева телеведущим.
Подчеркивается, что «победителя в студии определяют судьи, но главное решение остается за телезрителями - во время трансляции программы идет прямое интерактивное голосование». Однако за выбором телезрителей стоит огромная манипулятивная работа всех участников ток-шоу и, главным образом, ведущего В. Соловьева. Таким образом, важнейший прием воздействия - манипуляция с помощью различных средств: вербальных и невербальных.
На примере В. Соловьева мы увидели, как личностные характеристики журналиста, его ценностные ориентации, свойства психики влияют на его профессионализм, подход к работе и творчеству. Таким образом, персонологические исследования помогают понять причины того или иного поведения журналиста в медиапространстве.
Во-первых, важным аспектом журналистской профессии представляются свойства и характеристики, составляющие актуальный портрет современного журналиста, его творческую личность, и делающие его мастером своего дела. Таким образом, интересным в этой связи является типология журналистов, в чем мы убедились, рассмотрев предложение С. Пасти о разделении журналистов на специалистов, художников, гуманистов, пропагандистов и идеалистов.
Во-вторых, в практической части работы по методике психолога М. Рокича были составлены терминальные и инструментальные ценности личности В. Соловьева, где основанием для анкет послужили высказывания тележурналиста, взятые нами из эмпирических материалов.
Так, выяснилось, что В. Соловьев пришел в мир журналистики в довольно зрелом возрасте, однако, как показывают результаты, предпосылки, несмотря на полученные негуманитарные два образования, существовали с детства. Соловьев отдает предпочтение политике, и в этой сфере деятельности раскрываются такие его качества, как коммуникабельность, независимое мнение, чувство долга, умение держать слово, аналитические способности и т.д. Таким образом, В. Соловьев предстает как профессионал, идеалист в какой-то степени, талантливая личность, обладающая артистическими и литературными данными, т.е. - художник, и, наконец, пропагандист, для которого телевидение - своеобразное хобби, но и бизнес.
В-третьих, ток-шоу как один из наиболее востребованных жанров на телевизионной арене имеет большое значение в формировании общественного мнения. При этом для воздействия на сознание телезрителей используются различные манипуляционные приемы. В связи с чем была проанализирована журналистская практика В. Соловьева в ток-шоу «К барьеру!», «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым», «Поединок»: тематика и своеобразие телепрограмм, а также приемы воздействия на аудиторию в рамках работы Соловьева телеведущим.
Подчеркивается, что «победителя в студии определяют судьи, но главное решение остается за телезрителями - во время трансляции программы идет прямое интерактивное голосование». Однако за выбором телезрителей стоит огромная манипулятивная работа всех участников ток-шоу и, главным образом, ведущего В. Соловьева. Таким образом, важнейший прием воздействия - манипуляция с помощью различных средств: вербальных и невербальных.
На примере В. Соловьева мы увидели, как личностные характеристики журналиста, его ценностные ориентации, свойства психики влияют на его профессионализм, подход к работе и творчеству. Таким образом, персонологические исследования помогают понять причины того или иного поведения журналиста в медиапространстве.
Подобные работы
- Стратегии построения образа ведущих в пропагандистских программах федеральных каналов (на материале программ «Первая студия» и «Вечер с Владимиром Соловьевым»)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Специфика формата политического ток-шоу на Российском телевидении (Забайкальский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТЕЛЕВЕДУЩЕГО
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ МАНЕРЫ Б.А. АХМАДУЛИНОЙ (ПОЭЗИЯ, ПРОЗА) (10.01.01)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ МАНЕРЫ Б.А. АХМАДУЛИНОЙ (ПОЭЗИЯ, ПРОЗА)
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - «Особенности ток-шоу на телевидении КНР»
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Особенности ток-шоу на телевидении КНР
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Проблема героя в позднем творчестве Э. Хемингуэя (40-50-е гг.) (10.01.03)
Диссертации (РГБ), искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Критерии оценки в литературной критике
В.В. Розанова (10.01.01)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005



