Введение 4
1 Деятельность зоопарка 11
1.1 Зоопарк как социокультурное учреждение 11
1.2 Виды деятельности зоопарка 26
2 Технологии социокультурного проектирования 43
2.1 Технологии социокультурного проектирования
в деятельности зоопарков 43
2.2 Проект «Экологический фестиваль «ЭкоРаГу» 60
Заключение 71
Список использованных источников . . . . . . . . 74
Приложения А-Ж
Новые социально-экономические условия современной России вносят существенные изменения во все сферы деятельности. Появление в 2014 году Основ культурной политики РФ, на наш взгляд, ставят сферу культуры в ранг национальных приоритетов. Общество и государство осознало следующие проблемы: снижение интеллектуального уровня общества, девальвация общепризнанных ценностей, рост агрессии и нетерпимости, искажение исторических фактов, разрыв социальных слоев и как следствие индивидуализация личности, ослабление многонационального единства народов, внешняя культурная информационная диспанция [68, с.6]. Данные государственные преобразования способствуют совершенствованию управления деятельностью учреждений культуры.
Актуальность
Актуальность изучения данной темы исследования обусловлена тем, что в свете неизбежности реформирования социокультурной сферы встает вопрос о поиске новых функций и миссий учреждений культуры. Однако современные учреждения сферы культуры испытывают дефицит способности самоопределяться и как следствие отличаются слабо определенными функциями. В новых социально-экономических условиях одним из путей развития учреждения является качественное обновление деятельности через расширение его функционала.
Зоопарки как учреждения социально-культурной сферы в силу своей уникальной среды, в которой происходит непосредственное общение человека и животных, привлекают посетителей разных возрастов и социальных слоев. Однако современный зоопарк по-прежнему остается в том виде, в каком он сложился исторически, т.е. является научно-просветительским учреждением и сохраняет свои традиционные функции. Данное положение зоопарков является стагнационным и делает необходимым поиск новых направлений для своего развития.
В силу того, что зоопарки ведут свою деятельность в исторически сложившихся направлениях, для данных учреждений характерно разовое посещение. Одним из признаков развития зоопарков можно рассматривать увеличение кратности посещений, например от одного раза в несколько лет — до нескольких раз в год. Посетитель приходит в зоопарк ради животных, а задача зоопарка «удержать» пришедшего посетителя.
В научной литературе довольно широко освещен вопрос о том, как должен выглядеть зоопарк. Разработаны различные принципы экспонирования и размещения животных, найдены разноплановые технические возможности для удобного обзора при просмотре экспозиций, описаны архитектурные возможности зоопарков. При этом с объектом экспонирования — животными — проведены все возможные манипуляции, вплоть до публичного раздела туши животного, т.е. на животных посмотрели даже изнутри. Мы согласны, что эти аксиоматичные явления составляют основу традиционной научно-просветительской деятельности зоопарков.
Однако зоопарк как культурно-досуговое учреждение несет в себе социально-культурную функцию, где основным объектом является посетитель. Отсюда возникает вопрос — деятельность зоопарка должна строится только вокруг объекта экспонирования или можно развивать взаимодействие с посетителем без связи с животным миром?
В условиях быстро сменяющихся форм массового досуга зоопарки по- прежнему ограничивают свою деятельность следованием своим традиционным функциям. С целью повышения интереса к себе зоопаркам необходимо вести регулярный мониторинг по выявлению потребностей посетителей, что позволит максимально быстро реагировать на их изменения, корректируя свою деятельность. В связи с этим назрела необходимость использования нетрадиционных, не стандартных для зоопарков технологий организации досуга. В этом аспекте наибольший интерес представляют технологии социокультурного проектирования, для которых свойственна вариативность решений [57].
Многие учреждения в сфере культуры опираются в своей деятельности на проектный подход. Проект как форма организации досуга позволяет использовать альтернативные ресурсы, организовывать децентрализованные культурные действия, осуществлять разностороннее партнерство между различными социальными институтами [15]. Такие возможности проектирования позволяют сочетать традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия между учреждением и посетителем, преумножая свое многообразие.
Таким образом, использование технологий социокультурного проектирования в зоопарках не в рамках своих исторически сложившихся функций, а в рамках культурно-досуговых позволят расширить функционал зоопарков, повысят эффективность их деятельности и будут способствовать выходу из стагнационной ситуации. В сложившихся условиях технологии проектирования способствуют поиску новых подходов взаимодействия с посетителем, сохраняя традиционные виды деятельности зоопарков.
Все вышесказанное обусловило выбор темы исследования «Технологии социокультурного проектирования в деятельности современного зоопарка» и подчеркивает актуальность работы.
Степень научной разработанности темы
Профессиональный интерес ученых к проблемам интеграции социокультурной сферы в современные социально-экономические условия, расширению функциональной нагрузки учреждений культуры пока не нашел должного отражения в современной научной литературе. Однако данная тема вызывает интерес у научного сообщества и можно сказать находится в разработке.
Теоретические и практические вопросы экономики культурной деятельности, подробный анализ особенностей функционирования организаций культуры отражены в трудах В. И. Ильина, М. С. Кагана, Е. П. Костиной, Б. Г. Лукьянова, В. И. Мазепы, В. А. Малахова, А. И. Некипелов, Г. И. Панкевича, Л. Б. Переверзева, Б. Ю. Сорочкина, Ю. У. Фохт-Бабушкина, Е. Э. Чуковской.
Процессы рыночного реформирования отрасли культуры нашли отражение в работах А. М. Бабича, Е. Н. Вороновой, Л. Н. Галенской, Г. М.Галуцкого, А. И. Дымниковой, Е. В. Егорова, Е. Н. Жильцова, Г. П. Иванова, Е. Л. Игнатьевой, Н. А. Михеевой, Ф. Ф. Рыбакова, Г. Л. Тульчинского, Е. Л. Шековой, С. В. Шишкина, М. А. Шустрова и др.
Идеи проектов в русле теоретических концепций прагматической педагогики связаны с именем американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В. Х. Килпатрика. Метод проектов в России развивался параллельно с разработками американских ученых и связан с именами С. Т. Шацкого, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, М. В. Крупениной, Е. Г. Кагарова. Ученые видели в нем универсальное средство для развития инициативы, творческой самостоятельности, обеспечения связи знаний с жизнью, с трудом.
Теорию уже социального проектирования и уже в более широком формате применения также разрабатывали как отечественные, так и зарубежные авторы. Основы проектирования социальных систем и процессов заложили Я. Дитрих, Т. Тиори, Д. Фрай, П. Хиллош, Ф. Ханика, И. И. Ляхов, В. Н. Дубровский, Г. А. Антонюк.
На основе вышеизложенного можно сказать, что историография технологий проектирования прослеживается в работах Д. Дьюи, У. К. Килпатрика, Э. Коллингса, Л. Э. Левина, П. П. Блонского,B. П. Вахтерова, Е. Г. Каганова, П. Д. Корнейчика, М. Н. Крупенина,C. Т. Шацкого.
Научный интерес к изучению проблемы применения на практике технологий проектирования в сфере социально-культурной деятельности проявил себя относительно недавно, однако уже занял довольно уверенные позиции, что можно проследить через появившуюся теоретическую основу, которую нельзя связать с какой-либо одной отраслью научного знания, поскольку проектирование опирается на принципы и методы самых различных наук: культурология, социология, психология и т.д. Сформировались и конструктивные идеи, выводы и положения ведущих специалистов в области социокультурного проектирования — В. М. Розина, Т. М. Дридзе, Э. А. Орловой, И. В. Жежко и др.
Что касается реализации технологий социально-культурного проектирования как подхода в организации досуга на территории современного зоопарка, то это в значительной мере зависит от учета при разработке проектов социальной адресности и социокультурной дифференциации посетителей учреждения.
Несмотря на большой научный опыт и, уже имеющиеся достижения в культурно-досуговой области, вопросы организации досуга, в частности, на территории зоопарка с возможностью применения технологий социально-культурного проектирования остаются открытыми, поскольку фундаментальные труды и исследования по этому вопросу отсутствуют, что и послужило толчком для проведения исследования и написания данной работы.
Объект исследования
Деятельность зоопарка.
Предмет исследования
Технологии социокультурного проектирования.
Цель исследования
Исследование технологий социально-культурного проектирования в деятельности современного зоопарка.
Задачи исследования:
1. рассмотреть деятельность зоопарка как социокультурного учреждения;
2. выявить основные функции зоопарка;
3. выявить и рассмотреть технологии социально-культурного проектирования в деятельности зоопарка;
4. разработать проектное решение в рамках исследуемой проблемы.
Теоретические и методологические основы исследования
При написании данной исследовательской работы применялись общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, исторический (ретроспективный) и системный подходы. Для разработки практической части использовались эмпирические методы исследования, а именно: анкетирование, экспертное интервью.
Был проведен анализ научных работ, монографий, статей, публикаций зарубежных и отечественных исследователей, справочных изданий, нормативно-правовых документов. В качестве основных источников были рассмотрены нормативно-правовые материалы, связанные с регулированием деятельности учреждений культуры и зоопарков, а также работы Ю. М. Зендрикова, С. И. Котельникова, И. П. Сосновского, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, А. П. Маркова, Г. М. Бирженюка, Г. Л. Тульчинского и других. Указанные материалы легли в основу теоретической части данной исследовательской работы, обозначили актуальность проблемы исследования.
В качестве эмпирических методов исследования было проведено экспертное интервью с двенадцатью специалистами, в качестве которых были привлечены руководители красноярского зоопарка «Роев ручей», специалисты в области социально-культурной деятельности и природоохранных ведомств. Также при использовании эмпирических методов было проведено анкетирование ста посетителей. Результаты экспертного интервью и анкетирования дали основу для написания практической части данной исследовательской работы, позволили выявить сегодняшнюю ситуацию в деятельности зоопарков, понять проблемы взаимодействия между зоопарками и посетителями.
Гипотеза
Гипотеза исследования основывается на предположении, что применение технологий социокультурного проектирования в деятельности зоопарка представляет собой метод формирования способов взаимодействия с посетителем и приводит к изменениям функций данных учреждений.
Научная новизна
В рамках данного исследования уточнены и обоснованы социально-культурные функции зоопарков, выявлена связь истории развития зоопарков с изменениями их функций как социокультурных учреждений.
Теоретическая значимость работы
Теоретическая значимость работы заключается в: уточнении и расширении характеристик зоопарков как социально-культурных учреждений, обосновании теоретических аспектов социально-культурных функций в деятельности зоопарков; изучении и расширении характеристик технологий социокультурного проектирования как способа взаимодействия между зоопарком и посетителем.
Практическая значимость работы
Практическая значимость заключается в том, что теоретико-методологические материалы данного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения и последующей научной разработки. Представленный в данном исследовании проект может быть реализован в нескольких учреждениях подобного типа. Более того, результаты данного исследования, возможно, использовать как базовое исследование для создания новых социально-культурных проектов в зоопарках. Также допустимо применение специалистами зоологических учреждений материалов данного исследования в качестве обоснования при разработке и корректировке планов развития подобных учреждений.
Структура работы
Работа состоит из введения, двух глав, содержащих по два параграфа, заключения, списка использованных источников и приложений.
В рамках данной исследовательской работы мы рассмотрели зоопарк как социально-культурное учреждение. В ходе нашего исследования мы выявили, что зоопарк выполняет научно-исследовательские и природоохранные задачи, которые не являются социально-культурными и характеризуют зоопарк как научно-исследовательское учреждение.
В связи с вышеизложенным была рассмотрена история зоопарков, что позволило нам выявить функции зоопарков: научную, природоохранную, информационно-просветительскую и рекреационную. Здесь мы как социокультурные функции выделяем рекреацию и научно-просветительскую функцию.
Таким образом, мы можем сказать, что зоопарк среди социально-культурных учреждений выделяется своей спецификой, которая выражается в комбинировании научно-просветительской и социально-культурной деятельности.
Проведенные в рамках данной исследовательской работы экспертное интервью и опрос посетителей выявили следующие тезисы. Зоопарки продолжают свою деятельность как научно-просветительские учреждения без должного учета потребностей посетителей и, не рассматривая посетителя в качестве объекта социально-культурного взаимодействия.
Что касается посетителей, то они считают услуги зоопарков однообразными и привлекательны только для единовременного посещения. Посетитель приходит в зоопарк ради рекреации и расширения своих представлений о животном мире. В то же время социально-культурные услуги у посетителей вызывают интерес.
При рассмотрении видов деятельности зоопарков мы отметили их разнообразие и разноплановость, т.е. среди них имеют место как научно-исследовательские, научно-образовательные и природоохранные услуги, так и культурно-просветительские. Следовательно, зоопарки осуществляют свою деятельность не только как научно-просветительские учреждения, но и как социокультурные.
В качестве основного вида деятельности мы выделили экскурсионно-лекционную форму работы, что говорит о просветительской деятельности как ведущей при работе с посетителями, т.е. зоопарки по-прежнему следуют своим исторически сложившимся направлениям деятельности, при этом имеют потенциал для развития в сторону социокультурного направления.
Далее в рамках нашего исследования мы провели анализ применения технологий социокультурного проектирования в деятельности зоопарков.
В начале, мы рассмотрели несколько определений социокультурного проектирования. Здесь мы заключили, что социокультурное проектирование представляет собой механизм внедрения инноваций в деятельность учреждения, направлен на результат, путем создания или модернизации неких ценностей и в рамках работы учреждения является отдельным видом деятельности.
Затем мы провели анализ технологий социокультурного проектирования в деятельности зоопарков. Мы выявили, что зоопарки используют технологии социокультурного проектирования преимущественно в рамках своей научно-исследовательской и природоохранной функции. Количество просветительских проектов меньше по сравнению с научно-исследовательскими и природоохранными, но, тем не менее, достаточно и их можно назвать ведущими при работе с посетителями. При этом рекреационных проектов на общем фоне очень мало.
Таким образом, проектная деятельность в зоопарках в своих приоритетах соотносится с традиционными видами деятельности зоопарков, не достаточно принимая во внимание посетителя и его потребности.
Напомним, что специфика зоопарков строится на сочетании научно-просветительской и социокультурной деятельности. В реальности мы наблюдаем значительное преобладание научно-просветительской деятельности. Следовательно, зоопаркам необходимо разрабатывать проекты, направленные на вовлечение посетителей во взаимодействие между ним и культурно¬досуговым учреждением в лице зоопарка, т.е. реализовывать социокультурные проекты. В таком случае мы можем говорить о социокультурном проектировании как управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование зоопарка как социального института, выполняющего социально-значимую задачу.
На примере деятельности зоопарков мы видим, что в случае применения технологий социокультурного проектирования как механизма изменения социокультурной ситуации зоопарки расширяют свои функции. В частности мы можем говорить о коммуникативной, культуротворческой функциях. Также через технологии проектирования зоопарки могут расширить рекреационную функцию, которая для них является традиционной, но не достаточно раскрытой, т.е. имеет потенциал для развития. Более того создание условий для развития рекреации в виде новых форм досуга или творчества посетителей зоопарков аккумулирует выработку и поиск конструктивных решений эффективного взаимодействия между учреждением и потребителем. Здесь можно обозначить развитие экономической функции зоопарков, которая не имеет прямого отношения к социально-культурной деятельности, но повышает эффективность социокультурных функций данных учреждений. Таким образом, технологии социокультурного проектирования выступают как способ изменения ситуации и способ повышения качества взаимодействия между зоопарком и посетителем.
В рамках данной работы цель исследования, которая заключалась в исследовании технологий социально-культурного проектирования в деятельности современного зоопарка, достигнута. Опираясь на полученные данные, мы можем сказать, что гипотеза о том, что применение технологий социокультурного проектирования в деятельности зоопарка представляет собой метод формирования способов взаимодействия с посетителем и приводит к изменениям функций данных учреждений, полностью подтверждена.
1. ГОСТ 12.1.008-76. ССБТ. Биологическая безопасность. Общие требования. - Москва : ИПК Изд-во стандартов, 1999. - 2 с.;
2. ГОСТ 17.0.0.01-76. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения. - Москва : Стандартинформ, 2008. - 4 с.;
3. ГОСТ 17.1.3.06-82. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране подземных вод. - Москва : Изд-во стандартов, 1983. - 2 с.;
4. ГОСТ 17.1.3.13-86. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения. - Москва : Изд-во стандартов, 1986. - 3 с.;
5. ГОСТ 17.5.3.01-78. Охрана природы. Земли. Состав и размер зеленых зон городов. - Москва : Изд-во стандартов, 1978. - 3 с.;
6. ГОСТ 17.6.3.01-78. Охрана природы. Флора. Охрана и рациональное использование лесов, зеленых зон городов. Общие требования. - Москва : ИПК Изд-во стандартов, 2000. - 2 с.;
7. ГОСТ 28329-89. Озеленение городов. Термины и определения. - Москва : Изд-во стандартов, 1990. - 10 с.;
8. ГОСТ Р 50646-94. Услуги населению. Термины и определения. - Москва : Изд-во стандартов, 1981. - 14 с.;
9. 100 великих заповедников и парков / авт.-сост. Н. А. Юдина. - Москва : Вече, 2002. - 416 с.;
10. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов / Г. А Аванесова. - Москва : Аспект Пресс, 2006;
11. Алонов, Ю. Г. Принципы архитектурно-пространственной организации экспозиционной зоны современных зоопарков: автореф. дис. ... канд. архитектуры / Ю. Г. Алонов. - Москва, 1976. - 17 с.;
12. Булганина, С. В. Исследование потребительских предпочтений на рынке услуг контактных зоопарков Нижнего Новгорода / С. В. Булганина, Н. С. Тюмина [Электронный ресурс] // НАУКОВЕДЕНИЕ: интернет-журнал. - 2015. - Т.7. - № 5. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru;
13. Бутенко, И. А. Организация прикладного социологического исследования / И. А. Бутенко. - Москва : Тривола, 1998. - 228 с.;
14. Вакуленко Р. Я. Современный подход в управлении конкурентоспособностью организации // Справочник. Инженерный журнал с приложением. 2008. - №1. - С. 45-48.;
15. Галкина, Е. В. Проектный подход к управлению учреждениями сферы культуры [Электронный ресурс] // Сибирский федеральный университет: сайт.
- Красноярск, 2012. - Режим доступа: http://conf.sfu-
kras.ru/sites/mn2012/thesis/s005/s005-270.pdf;
16. Гафиуллина, Л. Ф. Организационно-экономические предпосылки формирования инновационных организационно-управленческих технологий в учреждениях социально-культурной сферы // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств: журнал. 2010. - № 2;
17. Гергилевич, Н. Концепция создания нового зоопарка европейского
уровня [Электронный ресурс] // Межрегиональная общественная организация: сайт. - Санкт-Петербург, 2005. - Режим доступа:
http://www.zoounion.org/modx/index.php?id=34;
18. Горбунова, М. Ю. Социология. Ответы на экзаменационные вопросы
- 4-е изд., стереотип / М. Ю. Горбунова. - Москва : Издательство «Экзамен»,2007. - 222 с.
19. Даррелл, Дж. Перегруженный ковчег. Зоопарк в моем багаже: пер. с англ. / Л. Жданов. - Минск : Юнацтва, 1986. - 160 с.
20. Диксон, Э. Исследование зоопарков: пер. с англ. [Электронный ресурс] // ВИТА - Центр защиты прав животных: сайт. - 2008. - Режим доступа: http://www.vita.org.ru/amusement/zoo/zoo-inquiry.htm
21. Досуг в парке/Состав. Х. А. Тимофеева. - Москва : Издательство «Советская Россия», 1988. - 152 с.
22. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусства/А. Д. Жарков.- Москва : Издательский дом МГУКИ, 2007. - 480 с.
23. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие / А. Д. Жарков. - Москва : МГУКИ, НПО «Профиздат», 2002. - 26 с.
24. Жарков, А. Д. «Культурно-досуговая деятельность» / А.Д. Жарков, В.М. Чижиков. - Москва : МГУК, 1998. - 462 с.
25. Заварин, В. П. Принципы проектирования зоологических парков (на примере Северо-Западного региона СССР): автореф. дис. ... канд. архитектуры.- Л., 1986. - 23 с.
26. Заповедники Сибири. Т.1 / под общ. ред. Д. С. Павлова [и др.]. - Москва : ЛОГАТА, 1999. - 304 с.
27. Заповедными тропами зарубежных стран / отв. ред А. Г. Банников. - Москва : Мысль, 1976. - 351 с.
28. Зверева, Н. А. Проектирование природно-этнографического туристического комплекса в современных условях / Н. А. Зверева, Е. Е. Егоров // В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. 2015. С. 75-78
29. Зендриков, Ю. М. Социокультурную сфера: проблемы и опыт реформирования / Ю. М. Зендриков, С. И. Котельников // Труды ИСА РАН.,2008. Т. 34. С. 149-178
30. Зубчанинова, Е. В. Учет посетителей Московского зоопарка летом 2011 года // Научные исследования в зоологических парках. 2012. № 28. С. 88.
31. Зуев, С. Э. Социально-культурное проектирование / С. Э. Зуев. - «ТЦ Альтернатива», 2003
32. Информационный сборник Евроазиатской региональной ассоциации зоопарков и аквариумов / гл. ред. В. В. Спицин; Московский зоологический парк. - Москва, 2007. - Вып. 26. - 474 с.
33. Информационный сборник Евроазиатской региональной ассоциации зоопарков и аквариумов / гл. ред. В. В. Спицин; Московский зоологический парк. - Москва, 2015. - Вып. 34. Том 1 - 145 с.
34. Информационный сборник Евроазиатской региональной ассоциации зоопарков и аквариумов / гл. ред. В. В. Спицин; Московский зоологический парк. - Москва, 2015. - Вып. 34. Том 2 - 500 с.
35. Капков, С. Как нам обустроить городские парки // Дом культуры. - 2013. № 2. С. 18.
36. Кардашова, Л. В. Отчет Муниципального автономного учреждения
культуры «Пермский зоопарк» за 2010 год [Электронный ресурс] // Пензенский зоопарк: сайт. - Пенза, 2011. - Режим доступа:
http://zoo.perm.ru/upload/pages/2711/dat_129914558817.doc
37. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: Учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - Москва : МГУКИ, 2004
38. Клубоведение: Учебное пособие / Под ред. Ковшарова В. А. - Москва : Просвещение, 1972. - 318 с.
39. Комиссарова, С. А. Социально-культурная сущность клубных учреждений [Текст] / С. А. Комиссарова // Вестник славянских культур: журнал. - 2008. - № 3-4 [Электронный ресурс] // Научная библиотека КиберЛенинка: сайт. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru
40. Конституция Российской Федерации. - ст. 58, 60: офиц. текст с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ.
- 26.01.2009. - № 4. - ст. 445
41. Концепция Нового Белгородского зоопарка в урочище Сосновка [Электронный ресурс] // Белгородского зоопарк: сайт. - Белгород, 2010. - Режим доступа: http://www.zoo.bel31.ru
42. Концепция просветительской деятельности общероссийской общественной организации «Знание» / Разраб.: Г. Г. Григорян, Р. А. Дощинский, Г. А. Ключарев. - Москва : Знание, 2015. - 10 с.
43. Концепция работы государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации по экологическому просвещению населения [Текст]: утверждена зам. председателя Госкомэкологии России
A. М. Амирхановым 21.07.98 г. и первым зам. руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России Б. К. Филимоновым 28.07.98 г. [Электронный ресурс] // Центр охраны дикой природы: сайт. - Режим доступа: http://www.biodiversity.ru/publications/zpnp/archive/n26/10konc.html
44. Концепции развития Государственного учреждения республиканский зоопарк «Орто-Дойду» при Департаменте биологических ресурсов Министерства охраны природы Республики (Саха) Якутия до 2015 года [Электронный ресурс] // Якутский зоопарк Орто Дойду: сайт. - Якутск, 2010. - Режим доступа: http://www.zoo.ykt.ru
45. Коробкина, З. В. У опасной черты / З. В. Коробкина. - Москва : Мысль, 1991. - 218 с.
46. Коткин, А. В. От зоопарка к зоопарку по Европе / А. В. Коткин. -B. Новгород, 1999. - 368 с.
47. Красная книга [Электронный ресурс] // Красная книга: сайт. - Режим доступа: http://www.redbook.ru
48. Краснопевцев, В. П. «Братья меньшие» вчера и сегодня / В. П. Краснопевцев. - Ленинград, Лениздат, 1991, 256 с.
49. Креативные индустрии: учеб. пособие / Е. В. Зеленцова, Е. Х. Мельвиль, М.В. Румянцев и др. - Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2011. - 252 с.
50. Культура и досуг населения. - Вып. 4 - Городские парки и коммерциализация их деятельности (на примере ПКиО Москвы) /Состав. В. А. Лапшин. - Москва : Экспресс-информация, 1992. - 32 с.
51. Курбатов, В. И. Социальное проектирование: Учебное пособие, стов н/Д / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. - «Феникс», 2001. - 416 с.
52. Литвинова, Е. В. Совершенствование организационно¬экономического механизма предоставления населению досуговых услуг: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Е. В. Литвинова. - Москва, 2010. - 26 с.
53. Луков, В. А. Социальное проектирование и прогнозирование: Учеб. Пособие / Ин-т молодежи / В. А. Луков. - Москва : Социум, 1998. - 160 с.
54. Луховская, О. К. Экономические аспекты трансформации отрасли культуры в современной экономике и ее развития как сферы художественной деятельности [Текст] / О. К. Луховская // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета: журнал. - 2009. - № 5. - С.82-89
55. Лысов, Е. С. Наш зоопарк : науч.-худ. книга / Е. С. Лысов. - Ленинград: Дет. лит, 1983. - 95 с.
56. Маркетинг в СКС: конспект лекций / Под общей ред. А. А. Казакова - Красноярск: СФУ, 2008. - 49 с.
57. Марков, А. П. Основы социокультурного проектирования: Учеб. Пособие / А. П. Марков, Г. М. Бирженюк. - Санкт-Петербург, 1997. - 262 с.
58. Мескон, М. Основы менеджмента: пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури // Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации. - Москва : Издательство «Дело». - 1997. - 704 с.
59. Методы научного исследования социально-культурной деятельности: Учебно-методическое пособие. - Спб. : Издательство «Лань»; Издательство «Планета Музыки», 2013. - 160 с.
60. Московский государственный зоологический парк: Ежегодный отчет 2006: информационно-справочный материал о работе Московского зоопарка в 2006 году / гл. ред. В. В. Спицин. - Москва, 2007. - 280 c.
61. Научная работа в зоопарках: Материалы школы-семинара ЕАРАЗА. 23-25 ноября 2010 года / Под ред С. В. Попова, Г. В. Вахрушеой. - Тверь : ООО «Издательство «Триада», 2012. - 120 с.
62. Научно-просветительская работа в зоопарках. Вып. 2. Межвед. сбор. науч. и науч.-метод. тр. / - Москва : Московский зоопарк, 2008, 285 с.
63. Научно-просветительная работа в зоопарках. Межвед. сбор. на-уч. и науч.-метод. тр. / - Москва : Московский зоопарк, 2002, 204 с.
64. О животном мире: федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 17. - Ст.1462
65. О науке и государственной научно-технической политике [Текст]: федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4137
66. О Совете по координации деятельности зоопарков России при Министерстве культуры Российской Федерации [Текст]: приказ Министерства культуры РФ от 27 ноября 2008 г. № 203 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
67. Об охране окружающей среды [Текст]: федеральный закон от 10.01.2002 № 7 // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 133
68. Об утверждении Основ государственной культурной политики [Текст]: указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 [Электронный ресурс] // Государственная система правовой информации: сайт. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
69. Об утверждении статистического инструментария для организации Минкультуры России федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений культуры [Текст]: приказ Росстата от 15.07.2011 N 324 (ред. от 05.03.2015, с изм. от 06.08.2015) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
70. Об утверждении Типового положения о государственных зоологических парках [Текст]: приказ Минкультуры РФ от 16.07.1993 N 473 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
71. Обеспечивая будущее для диких животных планеты. Природоохранная стратегия всемирного сообщества зоопарков и аквариумов / пер. Т. Аржановой. - Берн : Исполнительный отдел WAZA, 2005.
72. Основы законодательства Российской Федерации о культуре [Текст]: (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Российская газета. - 1992. - № 248
73. Основы зоопарков и аквариумов : пер. с англ. / под ред. К. Саусман. - Москва : Московский зоопарк, 2007. - 370 с.
74. Педагогика досуга: учебник/А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. - Москва : Флинта: МПСИ, 1998. - 240 с.
75. Педагогика досуга: учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры/научн. ред. В. П. Крестьянов - Орел : ОГУ, 2010. - 156 с.
76. Попов, С. В. Научная работа зоопарков на территории бывшего СССР // Научные исследования в зоологических парках. 2007. Вып. 22: С. 126-137
77. Попов, С. В. Стратегия развития Московского зоопарка на 2009-2020 гг. [Электронный ресурс] // Московский зоопарк: сайт. - Москва, 2009. - Режим доступа: http://www.moscowzoo.ru/pro/documents/strategy
78. Правила техники безопасности и производственной санитарии для зоопарков (зоосадов) СССР. - Москва : Реклама, 1974. - 159 с.
79. Проект концепции развития Муниципального автономного учреждения «Красноярский парк флоры и фауны «Роев ручей» до 2020 года [Электронный ресурс] // Красноярский парк флоры и фауны «Роев Ручей»: сайт. - Красноярск, 2011. - Режим доступа: http://www.roev.ru
80. Радугин, А. А. Социология: курс лекций - 2-е изд., перераб. и доп. / А. А. Радугин, К. А. Радугин. - Москва : Центр, 1999. - 160 с.
81. Рекреационное использование животного мира Забайкальского национального парка / Е. Д. Овдин [и др.]. - Новосибирск : Наука, 2004. - 82 с.
82. Семенова, М. Н. Образовательная услуга «мини-зоопарк» / М. Н. Семенова, Н. Н. Соколова, И. С. Потапова // В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики Материалы IX международной научно¬практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н. В. 2014. С. 221-223
83. Скуратова, Л. С. Влияние потребностей посетителей на проектирование зоопарков в Западной Сибири // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2010. №3. С. 85¬91
84. Современные проблемы зоологии, экологии и охраны природы // Мат. чтений и науч. конф., посвящ. Памяти проф. Андрея Григорьевича Банникова, и 100-летию со дня его рождения. Москва - 24 апреля 2015 г. - Москва : ГАУ «Московский зоопарк»: ООО «Сам Полиграфист», 2015. - 350 с.
85. Солодовникова, О. Г. Контактный зал Воронежского зоопарка как одна из форм работы с посетителями / О. Г. Солодовникова, М. Ю. Плетнев // В сборнике: Состояние и проблемы экосистем Среднерусской лесостепи Голуб В. Б., Артюхов В. Г., Простаков Н. И., Гапонов С. П., Прокин А. А., Лопатин А. В., Соболева В. А. Сер. «Труды биологического учебно¬научного центра «Веневитиново» Воронежского государственного университета» Воронежский государственный университет; Биологический учебно-научный центр «Веневитиново». Воронеж, 2013. С. 46-49
86. Соломонов, П. Г. Зоологические исследования Якутской экспедиции АН СССР (1925-1930 гг.) // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова: журнал. - 2005. Выпуск № 2.
87. Сосновский, И. П. Живые музеи / И. П. Сосновский. - Москва : Знание, 1981. - 160с.
88. Сосновский, И. П. За кулисами зоопарка / И. П. Сосновский. - Москва : Агропромиздат, 1989. - 160 с.
89. Сосновский, И. П. О редких животных мира: Пособие для учащихся / И. П. Сосновский - Москва, Просвещениет, 1982, 192 с.
90. Сосновский, И. П. Среди зверей и птиц / И. П. Сосновский. - Москва : Московский рабочий, 1964. - 136с.
91. Справочник по зоопаркам / сост. Т. Ф. Андреева [и др.]; ЕАРАЗА (ZIC EARAZA). - Пермь : Студия «ЗёБРА», 2008. - 102 с.
92. Справочник по зоопаркам: справочное издание / ост. Т. Ф. Андреева, Т. А. Вершинина, А. В. Коткин, Л. В. Кардашов, Е. Г. Бурдина. - Пермь: ООО «Студия Зёбра», 2008. - 102 с.
93. Справочник руководителя учреждения культуры (СРУК) - 2014. - № 5.
94. Справочные материалы по нормативно-правовому обеспечению деятельности зоопарков и питомников. - Москва, 2005. - 274 с.
95. Статейнов, А. Флора и фауна мира. Красноярский парк флоры и фауны «Роев ручей». Издание 2-ое дополненное и переработанное (Серия «Уникальный мир природы»). - Красноярск : Издательство «Буква», 2007. - 192 с.
96. Талова, М. Современная культурно-досуговая деятельность: новое измерение/ М. Талова, Ю. Батракова // Дом культуры. 2013. - № 8. - С. 64.
97. Тощенко, Ж. Т. Социология / Ж. Т. Тощенко. - Москва : Прометей, 1994. - С. 319
98. Тульчинский, Г. Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. 3-е изд., стер. / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова - Санкт-Петербург : Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007. - 528 с.
99. Устав Муниципального автономного учреждения «Красноярский парк флоры и фауны «Роев ручей» [Электронный ресурс] // Красноярский парк флоры и фауны «Роев Ручей»: сайт. - Красноярск, 2009. - Режим доступа: http://www.roev.ru
100. Устав (новая редакция) Муниципального автономного учреждения «Пензенский зоопарк» [Электронный ресурс] // Пензенский зоопарк: сайт. - Пенза, 2011. - Режим доступа: http://www.zoo-penza.ru
101. Чижиков, В. М. Теория и практика социокультурного менеджмента: учебник. / В. М. Чижиков. - Москва : МГУКИ, 2008
102. Этический кодекс и обязательства членов Всемирной ассоциации зоопарков и аквариумов (WAZA) в отношении благополучия животных: пер. с англ. / Т. Д. Аржановой, С. В. Попова // Научные исследования в зоологических парках. 2006. № 20. С. 157.
103. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. - Москва : Добросвет; Университет, 1998. - 596 с.
104. Ярошенко, Н. Н. «Социально-культурная деятельность: парадигма, методология, теория» / Н. Н. Ярошенко. - Москва : МГУКИ, 2000 - 204 с.
105. Hediger, H. Wild animals in captivity, an outline of the biology of zoological gardens. New York, New York : Dover Publications, Inc., 1964.