ТЕХНОЛОГИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЗООПАРКА
|
Введение 4
1 Деятельность зоопарка 11
1.1 Зоопарк как социокультурное учреждение 11
1.2 Виды деятельности зоопарка 26
2 Технологии социокультурного проектирования 43
2.1 Технологии социокультурного проектирования
в деятельности зоопарков 43
2.2 Проект «Экологический фестиваль «ЭкоРаГу» 60
Заключение 71
Список использованных источников . . . . . . . . 74
Приложения А-Ж
1 Деятельность зоопарка 11
1.1 Зоопарк как социокультурное учреждение 11
1.2 Виды деятельности зоопарка 26
2 Технологии социокультурного проектирования 43
2.1 Технологии социокультурного проектирования
в деятельности зоопарков 43
2.2 Проект «Экологический фестиваль «ЭкоРаГу» 60
Заключение 71
Список использованных источников . . . . . . . . 74
Приложения А-Ж
Новые социально-экономические условия современной России вносят существенные изменения во все сферы деятельности. Появление в 2014 году Основ культурной политики РФ, на наш взгляд, ставят сферу культуры в ранг национальных приоритетов. Общество и государство осознало следующие проблемы: снижение интеллектуального уровня общества, девальвация общепризнанных ценностей, рост агрессии и нетерпимости, искажение исторических фактов, разрыв социальных слоев и как следствие индивидуализация личности, ослабление многонационального единства народов, внешняя культурная информационная диспанция [68, с.6]. Данные государственные преобразования способствуют совершенствованию управления деятельностью учреждений культуры.
Актуальность
Актуальность изучения данной темы исследования обусловлена тем, что в свете неизбежности реформирования социокультурной сферы встает вопрос о поиске новых функций и миссий учреждений культуры. Однако современные учреждения сферы культуры испытывают дефицит способности самоопределяться и как следствие отличаются слабо определенными функциями. В новых социально-экономических условиях одним из путей развития учреждения является качественное обновление деятельности через расширение его функционала.
Зоопарки как учреждения социально-культурной сферы в силу своей уникальной среды, в которой происходит непосредственное общение человека и животных, привлекают посетителей разных возрастов и социальных слоев. Однако современный зоопарк по-прежнему остается в том виде, в каком он сложился исторически, т.е. является научно-просветительским учреждением и сохраняет свои традиционные функции. Данное положение зоопарков является стагнационным и делает необходимым поиск новых направлений для своего развития.
В силу того, что зоопарки ведут свою деятельность в исторически сложившихся направлениях, для данных учреждений характерно разовое посещение. Одним из признаков развития зоопарков можно рассматривать увеличение кратности посещений, например от одного раза в несколько лет — до нескольких раз в год. Посетитель приходит в зоопарк ради животных, а задача зоопарка «удержать» пришедшего посетителя.
В научной литературе довольно широко освещен вопрос о том, как должен выглядеть зоопарк. Разработаны различные принципы экспонирования и размещения животных, найдены разноплановые технические возможности для удобного обзора при просмотре экспозиций, описаны архитектурные возможности зоопарков. При этом с объектом экспонирования — животными — проведены все возможные манипуляции, вплоть до публичного раздела туши животного, т.е. на животных посмотрели даже изнутри. Мы согласны, что эти аксиоматичные явления составляют основу традиционной научно-просветительской деятельности зоопарков.
Однако зоопарк как культурно-досуговое учреждение несет в себе социально-культурную функцию, где основным объектом является посетитель. Отсюда возникает вопрос — деятельность зоопарка должна строится только вокруг объекта экспонирования или можно развивать взаимодействие с посетителем без связи с животным миром?
В условиях быстро сменяющихся форм массового досуга зоопарки по- прежнему ограничивают свою деятельность следованием своим традиционным функциям. С целью повышения интереса к себе зоопаркам необходимо вести регулярный мониторинг по выявлению потребностей посетителей, что позволит максимально быстро реагировать на их изменения, корректируя свою деятельность. В связи с этим назрела необходимость использования нетрадиционных, не стандартных для зоопарков технологий организации досуга. В этом аспекте наибольший интерес представляют технологии социокультурного проектирования, для которых свойственна вариативность решений [57].
Многие учреждения в сфере культуры опираются в своей деятельности на проектный подход. Проект как форма организации досуга позволяет использовать альтернативные ресурсы, организовывать децентрализованные культурные действия, осуществлять разностороннее партнерство между различными социальными институтами [15]. Такие возможности проектирования позволяют сочетать традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия между учреждением и посетителем, преумножая свое многообразие.
Таким образом, использование технологий социокультурного проектирования в зоопарках не в рамках своих исторически сложившихся функций, а в рамках культурно-досуговых позволят расширить функционал зоопарков, повысят эффективность их деятельности и будут способствовать выходу из стагнационной ситуации. В сложившихся условиях технологии проектирования способствуют поиску новых подходов взаимодействия с посетителем, сохраняя традиционные виды деятельности зоопарков.
Все вышесказанное обусловило выбор темы исследования «Технологии социокультурного проектирования в деятельности современного зоопарка» и подчеркивает актуальность работы.
Степень научной разработанности темы
Профессиональный интерес ученых к проблемам интеграции социокультурной сферы в современные социально-экономические условия, расширению функциональной нагрузки учреждений культуры пока не нашел должного отражения в современной научной литературе. Однако данная тема вызывает интерес у научного сообщества и можно сказать находится в разработке.
Теоретические и практические вопросы экономики культурной деятельности, подробный анализ особенностей функционирования организаций культуры отражены в трудах В. И. Ильина, М. С. Кагана, Е. П. Костиной, Б. Г. Лукьянова, В. И. Мазепы, В. А. Малахова, А. И. Некипелов, Г. И. Панкевича, Л. Б. Переверзева, Б. Ю. Сорочкина, Ю. У. Фохт-Бабушкина, Е. Э. Чуковской.
Процессы рыночного реформирования отрасли культуры нашли отражение в работах А. М. Бабича, Е. Н. Вороновой, Л. Н. Галенской, Г. М.Галуцкого, А. И. Дымниковой, Е. В. Егорова, Е. Н. Жильцова, Г. П. Иванова, Е. Л. Игнатьевой, Н. А. Михеевой, Ф. Ф. Рыбакова, Г. Л. Тульчинского, Е. Л. Шековой, С. В. Шишкина, М. А. Шустрова и др.
Идеи проектов в русле теоретических концепций прагматической педагогики связаны с именем американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В. Х. Килпатрика. Метод проектов в России развивался параллельно с разработками американских ученых и связан с именами С. Т. Шацкого, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, М. В. Крупениной, Е. Г. Кагарова. Ученые видели в нем универсальное средство для развития инициативы, творческой самостоятельности, обеспечения связи знаний с жизнью, с трудом.
Теорию уже социального проектирования и уже в более широком формате применения также разрабатывали как отечественные, так и зарубежные авторы. Основы проектирования социальных систем и процессов заложили Я. Дитрих, Т. Тиори, Д. Фрай, П. Хиллош, Ф. Ханика, И. И. Ляхов, В. Н. Дубровский, Г. А. Антонюк.
На основе вышеизложенного можно сказать, что историография технологий проектирования прослеживается в работах Д. Дьюи, У. К. Килпатрика, Э. Коллингса, Л. Э. Левина, П. П. Блонского,B. П. Вахтерова, Е. Г. Каганова, П. Д. Корнейчика, М. Н. Крупенина,C. Т. Шацкого.
Научный интерес к изучению проблемы применения на практике технологий проектирования в сфере социально-культурной деятельности проявил себя относительно недавно, однако уже занял довольно уверенные позиции, что можно проследить через появившуюся теоретическую основу, которую нельзя связать с какой-либо одной отраслью научного знания, поскольку проектирование опирается на принципы и методы самых различных наук: культурология, социология, психология и т.д. Сформировались и конструктивные идеи, выводы и положения ведущих специалистов в области социокультурного проектирования — В. М. Розина, Т. М. Дридзе, Э. А. Орловой, И. В. Жежко и др.
Что касается реализации технологий социально-культурного проектирования как подхода в организации досуга на территории современного зоопарка, то это в значительной мере зависит от учета при разработке проектов социальной адресности и социокультурной дифференциации посетителей учреждения.
Несмотря на большой научный опыт и, уже имеющиеся достижения в культурно-досуговой области, вопросы организации досуга, в частности, на территории зоопарка с возможностью применения технологий социально-культурного проектирования остаются открытыми, поскольку фундаментальные труды и исследования по этому вопросу отсутствуют, что и послужило толчком для проведения исследования и написания данной работы.
Объект исследования
Деятельность зоопарка.
Предмет исследования
Технологии социокультурного проектирования.
Цель исследования
Исследование технологий социально-культурного проектирования в деятельности современного зоопарка.
Задачи исследования:
1. рассмотреть деятельность зоопарка как социокультурного учреждения;
2. выявить основные функции зоопарка;
3. выявить и рассмотреть технологии социально-культурного проектирования в деятельности зоопарка;
4. разработать проектное решение в рамках исследуемой проблемы.
Теоретические и методологические основы исследования
При написании данной исследовательской работы применялись общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, исторический (ретроспективный) и системный подходы. Для разработки практической части использовались эмпирические методы исследования, а именно: анкетирование, экспертное интервью.
Был проведен анализ научных работ, монографий, статей, публикаций зарубежных и отечественных исследователей, справочных изданий, нормативно-правовых документов. В качестве основных источников были рассмотрены нормативно-правовые материалы, связанные с регулированием деятельности учреждений культуры и зоопарков, а также работы Ю. М. Зендрикова, С. И. Котельникова, И. П. Сосновского, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, А. П. Маркова, Г. М. Бирженюка, Г. Л. Тульчинского и других. Указанные материалы легли в основу теоретической части данной исследовательской работы, обозначили актуальность проблемы исследования.
В качестве эмпирических методов исследования было проведено экспертное интервью с двенадцатью специалистами, в качестве которых были привлечены руководители красноярского зоопарка «Роев ручей», специалисты в области социально-культурной деятельности и природоохранных ведомств. Также при использовании эмпирических методов было проведено анкетирование ста посетителей. Результаты экспертного интервью и анкетирования дали основу для написания практической части данной исследовательской работы, позволили выявить сегодняшнюю ситуацию в деятельности зоопарков, понять проблемы взаимодействия между зоопарками и посетителями.
Гипотеза
Гипотеза исследования основывается на предположении, что применение технологий социокультурного проектирования в деятельности зоопарка представляет собой метод формирования способов взаимодействия с посетителем и приводит к изменениям функций данных учреждений.
Научная новизна
В рамках данного исследования уточнены и обоснованы социально-культурные функции зоопарков, выявлена связь истории развития зоопарков с изменениями их функций как социокультурных учреждений.
Теоретическая значимость работы
Теоретическая значимость работы заключается в: уточнении и расширении характеристик зоопарков как социально-культурных учреждений, обосновании теоретических аспектов социально-культурных функций в деятельности зоопарков; изучении и расширении характеристик технологий социокультурного проектирования как способа взаимодействия между зоопарком и посетителем.
Практическая значимость работы
Практическая значимость заключается в том, что теоретико-методологические материалы данного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения и последующей научной разработки. Представленный в данном исследовании проект может быть реализован в нескольких учреждениях подобного типа. Более того, результаты данного исследования, возможно, использовать как базовое исследование для создания новых социально-культурных проектов в зоопарках. Также допустимо применение специалистами зоологических учреждений материалов данного исследования в качестве обоснования при разработке и корректировке планов развития подобных учреждений.
Структура работы
Работа состоит из введения, двух глав, содержащих по два параграфа, заключения, списка использованных источников и приложений.
Актуальность
Актуальность изучения данной темы исследования обусловлена тем, что в свете неизбежности реформирования социокультурной сферы встает вопрос о поиске новых функций и миссий учреждений культуры. Однако современные учреждения сферы культуры испытывают дефицит способности самоопределяться и как следствие отличаются слабо определенными функциями. В новых социально-экономических условиях одним из путей развития учреждения является качественное обновление деятельности через расширение его функционала.
Зоопарки как учреждения социально-культурной сферы в силу своей уникальной среды, в которой происходит непосредственное общение человека и животных, привлекают посетителей разных возрастов и социальных слоев. Однако современный зоопарк по-прежнему остается в том виде, в каком он сложился исторически, т.е. является научно-просветительским учреждением и сохраняет свои традиционные функции. Данное положение зоопарков является стагнационным и делает необходимым поиск новых направлений для своего развития.
В силу того, что зоопарки ведут свою деятельность в исторически сложившихся направлениях, для данных учреждений характерно разовое посещение. Одним из признаков развития зоопарков можно рассматривать увеличение кратности посещений, например от одного раза в несколько лет — до нескольких раз в год. Посетитель приходит в зоопарк ради животных, а задача зоопарка «удержать» пришедшего посетителя.
В научной литературе довольно широко освещен вопрос о том, как должен выглядеть зоопарк. Разработаны различные принципы экспонирования и размещения животных, найдены разноплановые технические возможности для удобного обзора при просмотре экспозиций, описаны архитектурные возможности зоопарков. При этом с объектом экспонирования — животными — проведены все возможные манипуляции, вплоть до публичного раздела туши животного, т.е. на животных посмотрели даже изнутри. Мы согласны, что эти аксиоматичные явления составляют основу традиционной научно-просветительской деятельности зоопарков.
Однако зоопарк как культурно-досуговое учреждение несет в себе социально-культурную функцию, где основным объектом является посетитель. Отсюда возникает вопрос — деятельность зоопарка должна строится только вокруг объекта экспонирования или можно развивать взаимодействие с посетителем без связи с животным миром?
В условиях быстро сменяющихся форм массового досуга зоопарки по- прежнему ограничивают свою деятельность следованием своим традиционным функциям. С целью повышения интереса к себе зоопаркам необходимо вести регулярный мониторинг по выявлению потребностей посетителей, что позволит максимально быстро реагировать на их изменения, корректируя свою деятельность. В связи с этим назрела необходимость использования нетрадиционных, не стандартных для зоопарков технологий организации досуга. В этом аспекте наибольший интерес представляют технологии социокультурного проектирования, для которых свойственна вариативность решений [57].
Многие учреждения в сфере культуры опираются в своей деятельности на проектный подход. Проект как форма организации досуга позволяет использовать альтернативные ресурсы, организовывать децентрализованные культурные действия, осуществлять разностороннее партнерство между различными социальными институтами [15]. Такие возможности проектирования позволяют сочетать традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия между учреждением и посетителем, преумножая свое многообразие.
Таким образом, использование технологий социокультурного проектирования в зоопарках не в рамках своих исторически сложившихся функций, а в рамках культурно-досуговых позволят расширить функционал зоопарков, повысят эффективность их деятельности и будут способствовать выходу из стагнационной ситуации. В сложившихся условиях технологии проектирования способствуют поиску новых подходов взаимодействия с посетителем, сохраняя традиционные виды деятельности зоопарков.
Все вышесказанное обусловило выбор темы исследования «Технологии социокультурного проектирования в деятельности современного зоопарка» и подчеркивает актуальность работы.
Степень научной разработанности темы
Профессиональный интерес ученых к проблемам интеграции социокультурной сферы в современные социально-экономические условия, расширению функциональной нагрузки учреждений культуры пока не нашел должного отражения в современной научной литературе. Однако данная тема вызывает интерес у научного сообщества и можно сказать находится в разработке.
Теоретические и практические вопросы экономики культурной деятельности, подробный анализ особенностей функционирования организаций культуры отражены в трудах В. И. Ильина, М. С. Кагана, Е. П. Костиной, Б. Г. Лукьянова, В. И. Мазепы, В. А. Малахова, А. И. Некипелов, Г. И. Панкевича, Л. Б. Переверзева, Б. Ю. Сорочкина, Ю. У. Фохт-Бабушкина, Е. Э. Чуковской.
Процессы рыночного реформирования отрасли культуры нашли отражение в работах А. М. Бабича, Е. Н. Вороновой, Л. Н. Галенской, Г. М.Галуцкого, А. И. Дымниковой, Е. В. Егорова, Е. Н. Жильцова, Г. П. Иванова, Е. Л. Игнатьевой, Н. А. Михеевой, Ф. Ф. Рыбакова, Г. Л. Тульчинского, Е. Л. Шековой, С. В. Шишкина, М. А. Шустрова и др.
Идеи проектов в русле теоретических концепций прагматической педагогики связаны с именем американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В. Х. Килпатрика. Метод проектов в России развивался параллельно с разработками американских ученых и связан с именами С. Т. Шацкого, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, М. В. Крупениной, Е. Г. Кагарова. Ученые видели в нем универсальное средство для развития инициативы, творческой самостоятельности, обеспечения связи знаний с жизнью, с трудом.
Теорию уже социального проектирования и уже в более широком формате применения также разрабатывали как отечественные, так и зарубежные авторы. Основы проектирования социальных систем и процессов заложили Я. Дитрих, Т. Тиори, Д. Фрай, П. Хиллош, Ф. Ханика, И. И. Ляхов, В. Н. Дубровский, Г. А. Антонюк.
На основе вышеизложенного можно сказать, что историография технологий проектирования прослеживается в работах Д. Дьюи, У. К. Килпатрика, Э. Коллингса, Л. Э. Левина, П. П. Блонского,B. П. Вахтерова, Е. Г. Каганова, П. Д. Корнейчика, М. Н. Крупенина,C. Т. Шацкого.
Научный интерес к изучению проблемы применения на практике технологий проектирования в сфере социально-культурной деятельности проявил себя относительно недавно, однако уже занял довольно уверенные позиции, что можно проследить через появившуюся теоретическую основу, которую нельзя связать с какой-либо одной отраслью научного знания, поскольку проектирование опирается на принципы и методы самых различных наук: культурология, социология, психология и т.д. Сформировались и конструктивные идеи, выводы и положения ведущих специалистов в области социокультурного проектирования — В. М. Розина, Т. М. Дридзе, Э. А. Орловой, И. В. Жежко и др.
Что касается реализации технологий социально-культурного проектирования как подхода в организации досуга на территории современного зоопарка, то это в значительной мере зависит от учета при разработке проектов социальной адресности и социокультурной дифференциации посетителей учреждения.
Несмотря на большой научный опыт и, уже имеющиеся достижения в культурно-досуговой области, вопросы организации досуга, в частности, на территории зоопарка с возможностью применения технологий социально-культурного проектирования остаются открытыми, поскольку фундаментальные труды и исследования по этому вопросу отсутствуют, что и послужило толчком для проведения исследования и написания данной работы.
Объект исследования
Деятельность зоопарка.
Предмет исследования
Технологии социокультурного проектирования.
Цель исследования
Исследование технологий социально-культурного проектирования в деятельности современного зоопарка.
Задачи исследования:
1. рассмотреть деятельность зоопарка как социокультурного учреждения;
2. выявить основные функции зоопарка;
3. выявить и рассмотреть технологии социально-культурного проектирования в деятельности зоопарка;
4. разработать проектное решение в рамках исследуемой проблемы.
Теоретические и методологические основы исследования
При написании данной исследовательской работы применялись общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, исторический (ретроспективный) и системный подходы. Для разработки практической части использовались эмпирические методы исследования, а именно: анкетирование, экспертное интервью.
Был проведен анализ научных работ, монографий, статей, публикаций зарубежных и отечественных исследователей, справочных изданий, нормативно-правовых документов. В качестве основных источников были рассмотрены нормативно-правовые материалы, связанные с регулированием деятельности учреждений культуры и зоопарков, а также работы Ю. М. Зендрикова, С. И. Котельникова, И. П. Сосновского, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, А. П. Маркова, Г. М. Бирженюка, Г. Л. Тульчинского и других. Указанные материалы легли в основу теоретической части данной исследовательской работы, обозначили актуальность проблемы исследования.
В качестве эмпирических методов исследования было проведено экспертное интервью с двенадцатью специалистами, в качестве которых были привлечены руководители красноярского зоопарка «Роев ручей», специалисты в области социально-культурной деятельности и природоохранных ведомств. Также при использовании эмпирических методов было проведено анкетирование ста посетителей. Результаты экспертного интервью и анкетирования дали основу для написания практической части данной исследовательской работы, позволили выявить сегодняшнюю ситуацию в деятельности зоопарков, понять проблемы взаимодействия между зоопарками и посетителями.
Гипотеза
Гипотеза исследования основывается на предположении, что применение технологий социокультурного проектирования в деятельности зоопарка представляет собой метод формирования способов взаимодействия с посетителем и приводит к изменениям функций данных учреждений.
Научная новизна
В рамках данного исследования уточнены и обоснованы социально-культурные функции зоопарков, выявлена связь истории развития зоопарков с изменениями их функций как социокультурных учреждений.
Теоретическая значимость работы
Теоретическая значимость работы заключается в: уточнении и расширении характеристик зоопарков как социально-культурных учреждений, обосновании теоретических аспектов социально-культурных функций в деятельности зоопарков; изучении и расширении характеристик технологий социокультурного проектирования как способа взаимодействия между зоопарком и посетителем.
Практическая значимость работы
Практическая значимость заключается в том, что теоретико-методологические материалы данного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения и последующей научной разработки. Представленный в данном исследовании проект может быть реализован в нескольких учреждениях подобного типа. Более того, результаты данного исследования, возможно, использовать как базовое исследование для создания новых социально-культурных проектов в зоопарках. Также допустимо применение специалистами зоологических учреждений материалов данного исследования в качестве обоснования при разработке и корректировке планов развития подобных учреждений.
Структура работы
Работа состоит из введения, двух глав, содержащих по два параграфа, заключения, списка использованных источников и приложений.
В рамках данной исследовательской работы мы рассмотрели зоопарк как социально-культурное учреждение. В ходе нашего исследования мы выявили, что зоопарк выполняет научно-исследовательские и природоохранные задачи, которые не являются социально-культурными и характеризуют зоопарк как научно-исследовательское учреждение.
В связи с вышеизложенным была рассмотрена история зоопарков, что позволило нам выявить функции зоопарков: научную, природоохранную, информационно-просветительскую и рекреационную. Здесь мы как социокультурные функции выделяем рекреацию и научно-просветительскую функцию.
Таким образом, мы можем сказать, что зоопарк среди социально-культурных учреждений выделяется своей спецификой, которая выражается в комбинировании научно-просветительской и социально-культурной деятельности.
Проведенные в рамках данной исследовательской работы экспертное интервью и опрос посетителей выявили следующие тезисы. Зоопарки продолжают свою деятельность как научно-просветительские учреждения без должного учета потребностей посетителей и, не рассматривая посетителя в качестве объекта социально-культурного взаимодействия.
Что касается посетителей, то они считают услуги зоопарков однообразными и привлекательны только для единовременного посещения. Посетитель приходит в зоопарк ради рекреации и расширения своих представлений о животном мире. В то же время социально-культурные услуги у посетителей вызывают интерес.
При рассмотрении видов деятельности зоопарков мы отметили их разнообразие и разноплановость, т.е. среди них имеют место как научно-исследовательские, научно-образовательные и природоохранные услуги, так и культурно-просветительские. Следовательно, зоопарки осуществляют свою деятельность не только как научно-просветительские учреждения, но и как социокультурные.
В качестве основного вида деятельности мы выделили экскурсионно-лекционную форму работы, что говорит о просветительской деятельности как ведущей при работе с посетителями, т.е. зоопарки по-прежнему следуют своим исторически сложившимся направлениям деятельности, при этом имеют потенциал для развития в сторону социокультурного направления.
Далее в рамках нашего исследования мы провели анализ применения технологий социокультурного проектирования в деятельности зоопарков.
В начале, мы рассмотрели несколько определений социокультурного проектирования. Здесь мы заключили, что социокультурное проектирование представляет собой механизм внедрения инноваций в деятельность учреждения, направлен на результат, путем создания или модернизации неких ценностей и в рамках работы учреждения является отдельным видом деятельности.
Затем мы провели анализ технологий социокультурного проектирования в деятельности зоопарков. Мы выявили, что зоопарки используют технологии социокультурного проектирования преимущественно в рамках своей научно-исследовательской и природоохранной функции. Количество просветительских проектов меньше по сравнению с научно-исследовательскими и природоохранными, но, тем не менее, достаточно и их можно назвать ведущими при работе с посетителями. При этом рекреационных проектов на общем фоне очень мало.
Таким образом, проектная деятельность в зоопарках в своих приоритетах соотносится с традиционными видами деятельности зоопарков, не достаточно принимая во внимание посетителя и его потребности.
Напомним, что специфика зоопарков строится на сочетании научно-просветительской и социокультурной деятельности. В реальности мы наблюдаем значительное преобладание научно-просветительской деятельности. Следовательно, зоопаркам необходимо разрабатывать проекты, направленные на вовлечение посетителей во взаимодействие между ним и культурно¬досуговым учреждением в лице зоопарка, т.е. реализовывать социокультурные проекты. В таком случае мы можем говорить о социокультурном проектировании как управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование зоопарка как социального института, выполняющего социально-значимую задачу.
На примере деятельности зоопарков мы видим, что в случае применения технологий социокультурного проектирования как механизма изменения социокультурной ситуации зоопарки расширяют свои функции. В частности мы можем говорить о коммуникативной, культуротворческой функциях. Также через технологии проектирования зоопарки могут расширить рекреационную функцию, которая для них является традиционной, но не достаточно раскрытой, т.е. имеет потенциал для развития. Более того создание условий для развития рекреации в виде новых форм досуга или творчества посетителей зоопарков аккумулирует выработку и поиск конструктивных решений эффективного взаимодействия между учреждением и потребителем. Здесь можно обозначить развитие экономической функции зоопарков, которая не имеет прямого отношения к социально-культурной деятельности, но повышает эффективность социокультурных функций данных учреждений. Таким образом, технологии социокультурного проектирования выступают как способ изменения ситуации и способ повышения качества взаимодействия между зоопарком и посетителем.
В рамках данной работы цель исследования, которая заключалась в исследовании технологий социально-культурного проектирования в деятельности современного зоопарка, достигнута. Опираясь на полученные данные, мы можем сказать, что гипотеза о том, что применение технологий социокультурного проектирования в деятельности зоопарка представляет собой метод формирования способов взаимодействия с посетителем и приводит к изменениям функций данных учреждений, полностью подтверждена.
В связи с вышеизложенным была рассмотрена история зоопарков, что позволило нам выявить функции зоопарков: научную, природоохранную, информационно-просветительскую и рекреационную. Здесь мы как социокультурные функции выделяем рекреацию и научно-просветительскую функцию.
Таким образом, мы можем сказать, что зоопарк среди социально-культурных учреждений выделяется своей спецификой, которая выражается в комбинировании научно-просветительской и социально-культурной деятельности.
Проведенные в рамках данной исследовательской работы экспертное интервью и опрос посетителей выявили следующие тезисы. Зоопарки продолжают свою деятельность как научно-просветительские учреждения без должного учета потребностей посетителей и, не рассматривая посетителя в качестве объекта социально-культурного взаимодействия.
Что касается посетителей, то они считают услуги зоопарков однообразными и привлекательны только для единовременного посещения. Посетитель приходит в зоопарк ради рекреации и расширения своих представлений о животном мире. В то же время социально-культурные услуги у посетителей вызывают интерес.
При рассмотрении видов деятельности зоопарков мы отметили их разнообразие и разноплановость, т.е. среди них имеют место как научно-исследовательские, научно-образовательные и природоохранные услуги, так и культурно-просветительские. Следовательно, зоопарки осуществляют свою деятельность не только как научно-просветительские учреждения, но и как социокультурные.
В качестве основного вида деятельности мы выделили экскурсионно-лекционную форму работы, что говорит о просветительской деятельности как ведущей при работе с посетителями, т.е. зоопарки по-прежнему следуют своим исторически сложившимся направлениям деятельности, при этом имеют потенциал для развития в сторону социокультурного направления.
Далее в рамках нашего исследования мы провели анализ применения технологий социокультурного проектирования в деятельности зоопарков.
В начале, мы рассмотрели несколько определений социокультурного проектирования. Здесь мы заключили, что социокультурное проектирование представляет собой механизм внедрения инноваций в деятельность учреждения, направлен на результат, путем создания или модернизации неких ценностей и в рамках работы учреждения является отдельным видом деятельности.
Затем мы провели анализ технологий социокультурного проектирования в деятельности зоопарков. Мы выявили, что зоопарки используют технологии социокультурного проектирования преимущественно в рамках своей научно-исследовательской и природоохранной функции. Количество просветительских проектов меньше по сравнению с научно-исследовательскими и природоохранными, но, тем не менее, достаточно и их можно назвать ведущими при работе с посетителями. При этом рекреационных проектов на общем фоне очень мало.
Таким образом, проектная деятельность в зоопарках в своих приоритетах соотносится с традиционными видами деятельности зоопарков, не достаточно принимая во внимание посетителя и его потребности.
Напомним, что специфика зоопарков строится на сочетании научно-просветительской и социокультурной деятельности. В реальности мы наблюдаем значительное преобладание научно-просветительской деятельности. Следовательно, зоопаркам необходимо разрабатывать проекты, направленные на вовлечение посетителей во взаимодействие между ним и культурно¬досуговым учреждением в лице зоопарка, т.е. реализовывать социокультурные проекты. В таком случае мы можем говорить о социокультурном проектировании как управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование зоопарка как социального института, выполняющего социально-значимую задачу.
На примере деятельности зоопарков мы видим, что в случае применения технологий социокультурного проектирования как механизма изменения социокультурной ситуации зоопарки расширяют свои функции. В частности мы можем говорить о коммуникативной, культуротворческой функциях. Также через технологии проектирования зоопарки могут расширить рекреационную функцию, которая для них является традиционной, но не достаточно раскрытой, т.е. имеет потенциал для развития. Более того создание условий для развития рекреации в виде новых форм досуга или творчества посетителей зоопарков аккумулирует выработку и поиск конструктивных решений эффективного взаимодействия между учреждением и потребителем. Здесь можно обозначить развитие экономической функции зоопарков, которая не имеет прямого отношения к социально-культурной деятельности, но повышает эффективность социокультурных функций данных учреждений. Таким образом, технологии социокультурного проектирования выступают как способ изменения ситуации и способ повышения качества взаимодействия между зоопарком и посетителем.
В рамках данной работы цель исследования, которая заключалась в исследовании технологий социально-культурного проектирования в деятельности современного зоопарка, достигнута. Опираясь на полученные данные, мы можем сказать, что гипотеза о том, что применение технологий социокультурного проектирования в деятельности зоопарка представляет собой метод формирования способов взаимодействия с посетителем и приводит к изменениям функций данных учреждений, полностью подтверждена.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В
РАЗВИТИИ ПАРКОВОЙ КУЛЬТУРЫ Г. КРАСНОЯРСКА
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СОЗДАНИЮ УЧЕБНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ВОЛОКНИСТЫМИ МАТЕРИАЛАМИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - Организация анимационный деятельности в курортной гостинице (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, гостиничное дело. Язык работы: Русский. Цена: 1600 р. Год сдачи: 2022 - МУЗЕИ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА (КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ НИЖНЕГО НОВГОРОДА 1985-2003 ГГ.)
Диссертации (РГБ), культурология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Игры-путешествия как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



