РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА
|
Введение 3
1 Теоретические аспекты проблемы межличностных отношений старших
дошкольников 6
1.1 Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической
литературе 6
1.2 Возрастные особенности общения и отношений детей дошкольного
возраста 8
1.3 Педагогические средства развития межличностных отношений у
дошкольников 10
1.4 Условия детского сада для развития позитивных межличностных
отношений у старших дошкольников 13
2 Изучение развития межличностных отношений старших дошкольников в
условиях группы детского сада 19
2.1 Описание методов для изучения уровня межличностных отношений у
старших дошкольников 20
2.2 Результаты исследования исходного уровня межличностных отношений
со сверстниками у старших дошкольников 23
2.3 Организация формирующего эксперимента по развитию позитивных
межличностных отношений 28
2.4 Результаты исследования уровня межличностных отношений у детей
старшего дошкольного возраста на контрольном этапе 31
Заключение 40
Список использованных источников
Приложение
1 Теоретические аспекты проблемы межличностных отношений старших
дошкольников 6
1.1 Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической
литературе 6
1.2 Возрастные особенности общения и отношений детей дошкольного
возраста 8
1.3 Педагогические средства развития межличностных отношений у
дошкольников 10
1.4 Условия детского сада для развития позитивных межличностных
отношений у старших дошкольников 13
2 Изучение развития межличностных отношений старших дошкольников в
условиях группы детского сада 19
2.1 Описание методов для изучения уровня межличностных отношений у
старших дошкольников 20
2.2 Результаты исследования исходного уровня межличностных отношений
со сверстниками у старших дошкольников 23
2.3 Организация формирующего эксперимента по развитию позитивных
межличностных отношений 28
2.4 Результаты исследования уровня межличностных отношений у детей
старшего дошкольного возраста на контрольном этапе 31
Заключение 40
Список использованных источников
Приложение
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что развитие эмоциональной отзывчивости, уважительного отношения, чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых является важным аспектом воспитания в дошкольном возрасте. На этапе завершения дошкольного образования ребенок способен: активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, а также обладать чувством собственного достоинства [31].
Тема становления межличностных отношений имеет большую актуальность в настоящее время, поскольку множество негативных явлений среди молодежи (жестокость, агрессивность, отчужденность и т.д.) имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Современные условия жизни требуют от людей умения включаться в разные отношения, взаимодействовать между собой, общаться, прибегать к совместной деятельности для достижения результатов и дальнейшего личностного развития, а также отстаивать свою позицию, не задевая при этом личностные качества другого человека. Именно эти условия предъявляют все более высокие требования к воспитанию подрастающего поколения. У многих дошкольников наблюдается отсутствие интереса к сверстникам, они не желают с ними играть и общаться.
Развитие навыков взаимодействия со сверстниками помогает ребенку социализироваться, он учится отстаивать и выражать свое мнение, договариваться, решать конфликтные ситуации. Это позволяет ребенку без труда входить в новые коллективы и заводить новые знакомства, способствует социально-нравственному и личностному становлению ребёнка.
У младших школьников своевременно несформированное позитивное отношение к сверстникам приводит к тому, что большинство учеников избегают компании сверстников, не могут найти с ними общий язык, найти в сверстнике поддержку, общение сопровождается спорами и конфликтами. Это может вызвать низкий уровень адаптации ребенка к разным ситуациям, отстраненность от детского сообщества.
Поэтому необходимо создавать условия, способствующие развитию позитивных межличностных отношений со сверстниками у дошкольников.
Цель: исследовать особенности детских отношений в старшем дошкольном возрасте и условия их развития, складывающиеся в группе детского сада.
Объект: межличностные отношения старших дошкольников.
Предмет: условия развития позитивных межличностных отношений со сверстниками в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза: межличностные отношения старших дошкольников в детском саду развиваются позитивными, если:
- пространство группы организованно по зонам деятельности;
- у ребенка есть возможность взаимодействовать со сверстником в разных видах совместной деятельности;
- у детей есть возможность наблюдать и использовать разные способы поведения в конфликтных ситуациях.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме межличностных отношений старших дошкольников;
- на основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть требования к условиям детского сада для развития позитивных межличностных отношений у дошкольников;
- выявить степень сложившихся межличностных отношений у дошкольников, используя методы: наблюдения, проблемные ситуации, незаконченные истории;
- составить программу развития позитивных межличностных отношений старших дошкольников в условиях детского сада;
провести экспериментальное исследование разработанной
программы.
База исследования: МБДОУ №206 г. Красноярска; старшая группа.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; метод наблюдения; метод «проблемные ситуации» и «незаконченные истории».
Тема становления межличностных отношений имеет большую актуальность в настоящее время, поскольку множество негативных явлений среди молодежи (жестокость, агрессивность, отчужденность и т.д.) имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Современные условия жизни требуют от людей умения включаться в разные отношения, взаимодействовать между собой, общаться, прибегать к совместной деятельности для достижения результатов и дальнейшего личностного развития, а также отстаивать свою позицию, не задевая при этом личностные качества другого человека. Именно эти условия предъявляют все более высокие требования к воспитанию подрастающего поколения. У многих дошкольников наблюдается отсутствие интереса к сверстникам, они не желают с ними играть и общаться.
Развитие навыков взаимодействия со сверстниками помогает ребенку социализироваться, он учится отстаивать и выражать свое мнение, договариваться, решать конфликтные ситуации. Это позволяет ребенку без труда входить в новые коллективы и заводить новые знакомства, способствует социально-нравственному и личностному становлению ребёнка.
У младших школьников своевременно несформированное позитивное отношение к сверстникам приводит к тому, что большинство учеников избегают компании сверстников, не могут найти с ними общий язык, найти в сверстнике поддержку, общение сопровождается спорами и конфликтами. Это может вызвать низкий уровень адаптации ребенка к разным ситуациям, отстраненность от детского сообщества.
Поэтому необходимо создавать условия, способствующие развитию позитивных межличностных отношений со сверстниками у дошкольников.
Цель: исследовать особенности детских отношений в старшем дошкольном возрасте и условия их развития, складывающиеся в группе детского сада.
Объект: межличностные отношения старших дошкольников.
Предмет: условия развития позитивных межличностных отношений со сверстниками в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза: межличностные отношения старших дошкольников в детском саду развиваются позитивными, если:
- пространство группы организованно по зонам деятельности;
- у ребенка есть возможность взаимодействовать со сверстником в разных видах совместной деятельности;
- у детей есть возможность наблюдать и использовать разные способы поведения в конфликтных ситуациях.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме межличностных отношений старших дошкольников;
- на основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть требования к условиям детского сада для развития позитивных межличностных отношений у дошкольников;
- выявить степень сложившихся межличностных отношений у дошкольников, используя методы: наблюдения, проблемные ситуации, незаконченные истории;
- составить программу развития позитивных межличностных отношений старших дошкольников в условиях детского сада;
провести экспериментальное исследование разработанной
программы.
База исследования: МБДОУ №206 г. Красноярска; старшая группа.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; метод наблюдения; метод «проблемные ситуации» и «незаконченные истории».
В процессе теоретического изучения проблемы межличностных отношений было установлено, что тема становления позитивных отношений имела и имеет большую актуальность, многие исследователи в своих работах затрагивали эту тему. Они рассматривали вопросы, связанные с условиями формирования отношений у детей, особенности их становления, какие причины у негативно сложившихся отношений.
Нами было рассмотрено понятие «межличностные отношения». Это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Формирование межличностных отношений следует начинать со старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают формироваться устойчивые взаимоотношения среди детей, большую значимость для ребенка имеет эмоциональное благополучие в кругу сверстников, для ребенка сверстник выходит на первый план. Наблюдая за своими товарищами, дети пытаются понять себя, они выстраивают свою модель отношений.
У ребенка отношения со сверстниками могут носить отрицательный характер, этому могут предшествовать ряд причин, начиная от негативно прожитого опыта предыдущих отношений, заканчивая напряженными отношениями в семье. Но, так как многие дети посещают детский сад, а значит, большую часть своего времени они проводят в кругу сверстников и воспитателя, то задача взрослого в жизни детей - создать комфортные условия для развития позитивных отношений, чтобы дети не боялись контактов друг с другом, могли поделиться своими эмоциями, понять настроение своего товарища.
В рамках детского сада существует много факторов, которые приходиться учитывать для работы с детьми. Это содержание образовательных программ, которые предусматривают, что ребенок в этом возрасте уже должен
40
готовиться к школе; режим дня детей, в котором на самостоятельную активность ребенка выделяется от часа до двух; пространство группы, которое во многом ограничивает детей в своей активности из-за нехватки места, создавая собой зоны конфликта, и индивидуальные особенности детей, которых в группе обычного детского сада примерно двадцать пять.
Итак, проведенное исследование позволило выделить следующие особенности для развития позитивных межличностных отношений:
- Пространство группы имеет прямое влияние на формирование межличностных отношений. Для детей необходимо создавать зонирование помещения, со свободной зоной активности, чтобы не происходило столкновения детских интересов, а они сосредотачивались в своем месте.
- Необходима поддерживающая позиция взрослого, который обеспечивает благоприятные условия для развития детских отношений; поддерживает инициативу детей, демонстрирует разные способы реагирования в ситуациях и оказывает помощь в реализации игровых замыслов.
- Детям необходимо взаимодействовать друг с другом в разных видах совместной деятельности, в каждой из которых проявляются разные аспекты отношений.
- У детей должна быть возможность проживания разных способов решения трудных ситуаций.
Проведя данную экспериментальную программу, мы получили подтверждение выдвинутой гипотезы о том, что межличностные отношения дошкольников развиваются позитивными, если пространство группы организованно по зонам деятельности, у ребенка есть возможность взаимодействия со сверстником в разных видах совместной деятельности и у детей есть представление о разных способах реагирования в конфликтных ситуациях.
Нами было рассмотрено понятие «межличностные отношения». Это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Формирование межличностных отношений следует начинать со старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают формироваться устойчивые взаимоотношения среди детей, большую значимость для ребенка имеет эмоциональное благополучие в кругу сверстников, для ребенка сверстник выходит на первый план. Наблюдая за своими товарищами, дети пытаются понять себя, они выстраивают свою модель отношений.
У ребенка отношения со сверстниками могут носить отрицательный характер, этому могут предшествовать ряд причин, начиная от негативно прожитого опыта предыдущих отношений, заканчивая напряженными отношениями в семье. Но, так как многие дети посещают детский сад, а значит, большую часть своего времени они проводят в кругу сверстников и воспитателя, то задача взрослого в жизни детей - создать комфортные условия для развития позитивных отношений, чтобы дети не боялись контактов друг с другом, могли поделиться своими эмоциями, понять настроение своего товарища.
В рамках детского сада существует много факторов, которые приходиться учитывать для работы с детьми. Это содержание образовательных программ, которые предусматривают, что ребенок в этом возрасте уже должен
40
готовиться к школе; режим дня детей, в котором на самостоятельную активность ребенка выделяется от часа до двух; пространство группы, которое во многом ограничивает детей в своей активности из-за нехватки места, создавая собой зоны конфликта, и индивидуальные особенности детей, которых в группе обычного детского сада примерно двадцать пять.
Итак, проведенное исследование позволило выделить следующие особенности для развития позитивных межличностных отношений:
- Пространство группы имеет прямое влияние на формирование межличностных отношений. Для детей необходимо создавать зонирование помещения, со свободной зоной активности, чтобы не происходило столкновения детских интересов, а они сосредотачивались в своем месте.
- Необходима поддерживающая позиция взрослого, который обеспечивает благоприятные условия для развития детских отношений; поддерживает инициативу детей, демонстрирует разные способы реагирования в ситуациях и оказывает помощь в реализации игровых замыслов.
- Детям необходимо взаимодействовать друг с другом в разных видах совместной деятельности, в каждой из которых проявляются разные аспекты отношений.
- У детей должна быть возможность проживания разных способов решения трудных ситуаций.
Проведя данную экспериментальную программу, мы получили подтверждение выдвинутой гипотезы о том, что межличностные отношения дошкольников развиваются позитивными, если пространство группы организованно по зонам деятельности, у ребенка есть возможность взаимодействия со сверстником в разных видах совместной деятельности и у детей есть представление о разных способах реагирования в конфликтных ситуациях.
Подобные работы
- Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Формирование положительных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2021 - КУКЛОТЕРАПИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5020 р. Год сдачи: 2018 - Формирование межличностных отношений со сверстниками у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - Развитие невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в коллективном музицировании на детских инструментах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Игра как средство развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Особенности развития коммуникативных умений часто болеющих детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022 - Формирование культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



