Введение 3
Глава 1. Правовое регулирование форм административного акта в Германии 6
1.1 Понятие и признаки административного акта 6
1.2 Форма административного акта 10
1.2.1 Письменная форма административного акта 14
1.2.2 Электронная форма административного акта 21
1.2.3 Устная форма административного акта 34
1.2.4 Административные акты, изданные в другой форме 38
Глава 2. Правовое регулирование форм административно-правовых актов в Российской Федерации 43
2.1 Понятие административного акта 43
2.2 Формы административного акта 50
2.2.1 Письменная форма административного акта 50
2.2.2 Электронный административный акт 54
2.2.3 Устная форма административного акта 69
2.2.4 Конклюдентные административные акты 72
Заключение 77
Список использованных источников 83
Актуальность настоящего исследования обусловлена особым местом института административно-правовых актов на практике и в теории административного права. Правовые акты публичного управления - это основной инструмент взаимодействия граждан и публичной власти, через них осуществляются практически все важнейшие функции государственного управления. Граждане, юридические лица, должностные лица через указанные акты реализуют свои права, обязанности, компетенцию. От того, насколько тщательно и продуманно урегулирована процедура принятия таких актов, напрямую зависит эффективность государственного управления, степень обеспечения защиты прав и законных интересов общества и уровень доверия граждан к публичной власти. Не маловажную роль при этом играет форма административного акта. Различные формы при учете обстоятельств и целей издания того или иного административного акта могут обеспечивать: быстроту и эффективность разрешения управленческих ситуаций, минимизацию финансовых издержек, наиболее полноценную защиту прав и интересов граждан, на которых распространяется действие акта, закрепление содержащейся в решении информации для возможности использовать ее в будущем для доказательственных целей. Особенно остро вопрос формы административного акта встает в условиях масштабного внедрения электронных способов коммуникации государства и общества. Насколько эффективным, надежным и «безболезненным» может быть внедрение новой формы в условиях недостаточной практической и теоретической проработки старых форм административного акта.
В настоящее время можно говорить о слабом и неунифицированном правовом регулировании процедуры принятия административных актов на законодательном уровне, в том числе форм административных актов, что безусловно вызывает сложности при их применении на практике. Перед российскими законодателем и правоприменителями стоит необходимость совершенствования данной области административного права.
Научная исследованность темы невысока: большинство ученых лишь упоминает виды административных актов в зависимости от формы их издания/принятия, не раскрывая их подробно. Можно встретить отдельные статьи, в которых лишь поверхностно характеризуется та или иная форма административного акта. Как правило, такие статьи посвящены электронной форме (за последнее десятилетие в свете повсеместного внедрения в деятельность государственных органов компьютерных технологий и сети Интернет).
В связи с этим объектом настоящего исследования являются формы административных актов публичного управления в российской и немецкой правовых системах.
Предметом дипломной работы выступают действующее законодательство Российской Федерации и Федеративной Республики Германия, регулирующее административные процедуры, научные публикации и комментарии к рассматриваемым правовым нормам, а также судебная практика.
Данное исследование проводится с целью выявления существующих проблем правового регулирования форм административного акта в Российской Федерации и предложения путей их решения. Для этого будет рассмотрено и проанализировано правовое регулирование административного акта и его форм в России и Германии, проанализировано, какие проблемы возникали/возникают перед немецкими законодателем и правоприменителем и как они были решены с помощью средств правового регулирования.
Для настоящего исследования были использованы такие методы познания, как анализ литературы, анализ нормативно-правовых актов, регулирующих административные акты, изучение и обобщение зарубежной и отечественной судебной практики, сравнительно-правовой и отчасти - исторический методы.
Наиболее оптимальной для достижения поставленной цели последовательностью, структурой исследования представляется следующая.
В первой главе будет дана характеристика административного акта в Германии и подробно рассмотрены формы, в которых он может издаваться, а также проблемы, связанные с изданием акта в той или иной форме.
Вторая глава посвящена административному акту в России: прежде всего - разграничению нормативных и индивидуальных правовых актов государственного управления, а также отдельным формам индивидуального акта и их теоретической и практической проработанности.
В заключении будут представлены полученные в ходе исследования выводы.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Под административным актом в немецком праве понимают властные действия субъекта государственного управления (в институциональном и в функциональном смысле), принимаемые для разрешения конкретного индивидуального дела в области публичного права и представляющие собой непосредственное внешневластное воздействие. Немецкий законодатель урегулировал административный акт, в том числе закрепил его официальное определение в специальном законе - законе ФРГ об административных процедурах.
В российском праве не закреплено легальное определение административного акта, и под формой управленческой деятельности - актом, порождающим юридические последствия, изданным в одностороннем порядке властным субъектом, носящим официальный и подзаконный характер, понимают как нормативные, так и индивидуальные акты. Разграничение проводится по их юридическим свойствам: нормативные акты представляют собой правовые нормы (правила поведения), направленные на урегулирование общественных отношений, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение; индивидуальные административно-правовые акты представляют собой индивидуальное предписание на основании нормы права, направленное на разрешение конкретной управленческой ситуации, обязательное для определенного лица (круга лиц), рассчитанное для однократного применения. Сопоставимая с немецким административным актом категория в российском праве - это индивидуальный правовой акт.
Универсальное регулирование административных процедур обеспечивает наиболее надежную защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц - адресатов издаваемых административных актов, поскольку к законодательно урегулированным формам предъявляются определенные универсальные требования, позволяющие унифицировать деятельность администрации и избежать спорных и противоречивых правоприменительных ситуаций, что в конечном итоге отражается на доверии граждан к органам государственной власти.
Административная процедура в ФРГ урегулирована единым актом - Кодексом об административной процедуре и носит, по общему правилу, неформализованный характер. Особые требования к форме административного акта установлены специальными нормами. При выборе формы административного акта административный орган руководствуется принципами простоты, целесообразности и быстроты.
В России отсутствует унифицированный правовой акт, который бы регулировал порядок административной процедуры и соответственно требования к формам административных актов; формальные требования закреплены в отдельных положениях законов и подзаконных актов (например, Кодекс об административных правонарушениях, ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств», ФЗ «Об электронной подписи», подзаконные акты Правительства РФ) и регулируют отдельные случаи вынесения органами публичной власти административных актов. Для российского правоприменителя этот вопрос до сих пор не вставал так резко, поскольку используемые формы ограничивались письменной и в отдельных, прямо предусмотренных законом случаях, устной или конклюдентной формами, но с появлением новых форм деятельности администрации (электронная форма) появляется необходимость в универсальном регулировании.
Письменная форма административных актов - наиболее распространенная и предпочтительная как среди немецких, так и среди российских правоприменителей, поскольку она многие годы используется на практике, наиболее детально урегулирована законодателем и обладает высокой доказательственной ценностью. Немецкий законодатель детально урегулировал письменную форму: требования к содержанию, последствия несоблюдения требований к содержанию акта, а также момент, с которого акт начинает свое действие. Письменным признается также автоматизированный административный акт. В российском праве письменный административный акт может быть представлен в документарной форме либо в форме записи в учетно-регистрационном документе. К административным актам нельзя отнести признаваемые судами в качестве документов сведения, полученные при помощи официальных автоматизированных систем и предоставляемые на бумажном носителе с заверением их подписью физического либо юридического лица. В Германии регламентация письменной формы закреплена в Законе об административной процедуре и иных специальных законах. Письменная форма для российских административных актов урегулирована по большей части подзаконными нормативными актами: требования к административным актам, издаваемым тем или иным органом, закреплены, как правило, в административных регламентах этих органов.
Все большее распространение в обоих государствах приобретает электронная форма административных актов. Электронный административный акт издается в определенном формате, «привязан» к нему и не может быть прочтен без использования специальных технических средств. Федеральные органы публичной власти в ФРГ обязаны открыть доступ для электронного документооборота с гражданами, в том числе завести официальный почтовый ящик на платформе De-Mail.
Каналами передачи электронного административного акта в обеих странах могут служить электронная почта (в Германии - еще и De-Mail), мобильная связь - путем отправки SMS-сообщений, Интернет-порталы или личные кабинеты, на которых административный акт размещается административным органом, а адресат акта имеет к ним доступ. На сегодняшний день законодательно еще не полностью урегулирована и обеспечена защита данных при отправке адресату электронных актов.
Электронные акты должны быть электронно подтверждены электронной подписью. В Российской Федерации органы должны использовать квалифицированную электронную подпись, в то время как для немецких органов администрации такого ограничения, по общему правилу, нет.
Электронная форма является сравнительно молодой для немецкого и российского права и, несмотря на попытки законодателя обеспечить ее надежность и повысить доказательственную ценность путем использования электронных подписей и защищенных каналов передачи актов, требуется время - переходный период и наработанная практика издания электронных актов, чтобы у правоприменителя и адресатов актов возросло доверие к электронным способам взаимодействия и уверенность в сохранении конфиденциальности содержащейся в них информации. До сих пор субъекты публичной власти с осторожностью относятся к нововведениям и зачастую предпочитают действовать проверенным способом.
Российский законодатель только начинает путь внедрения электронных способов взаимодействия граждан и органов государственной власти и имеет возможность учитывать при регулировании данной материи в российском праве ошибки и успехи зарубежных коллег. Именно в области электронных технологий существует возможность принятия аналогичного регулирования, поскольку электронные формы деятельности в значительной степени зависят от уровня развития информационных технологий, в том числе электронных средств передачи информации; информатизация общества - явление глобальное, что позволяет говорить об универсальности такой формы управленческой деятельности, как электронный административный акт. Универсальность анализируемой формы во многом предопределяет универсальность ее регулирования в правовых системах различных государств.
Издание устного административного акта осуществляется путем непосредственного оглашения/воспроизведения присутствующим вербальных сигналов. Основные случаи применения устной формы - это случаи, требующие быстрого принятия управленческого решения. К устному административному акту законодатель предъявляет меньшее количество требований, чем к письменным и электронным актам. Причина - присутствие отправителя и получателя акта в одном месте, что дает возможность адресату уточнить непонятные ему детали. Устные акты в российском праве должны соответствовать всем признакам административного акта. Акты, выраженные в устной форме, что является следствием порока формы, не являются устными актами в собственном смысле, однако в случае нарушения ими прав каких-либо лиц, они также могут оспорены. Доказательственная ценность устного акта достаточна низка, поэтому позитивно следует оценить обязанность немецкого административного органа подтвердить устный административный акт письменно или электронно по требованию его адресата при наличии у того законного интереса. За российскими административными органами такая обязанность законодателем не закреплена. То же самое касается возможности подтверждения электронных административных актов. Отсюда следует, что в немецкой административной процедуре интересы граждан и юридических лиц учитываются в большей мере, нежели в российской административной процедуре.
Административные акты, изданные в иной форме, - наименее урегулированный вид актов. Существующее правовое регулирование учитывает не все возможные формы издания актов, а потому не обеспечивает в полной мере защиту интересов затронутых лиц. Административные акты могут быть выражены в конклюдентной форме посредством специальных знаков, например знаков дорожного движения, жестов регулировщика либо требований сотрудника полиции по остановке транспортного средства. Не относится к административным актам бездействие уполномоченных лиц и органов.
Необходимо также обратить внимание на следующую деталь: в публичном праве для властных субъектов действует правило «запрещено все, что не разрешено». Таким образом, в российском праве осложнено введение новой - электронной - формы деятельности, поскольку ее применение допустимо в прямо предусмотренных законом случаях. Это ведет к тому, что электронные административные акты «точечно» появляются в российской правовой действительности через издание норм права, допускающих электронную форму. Хотя ФЗ «Об электронной подписи» сделал возможным использование электронной формы деятельности при оказании государственных и муниципальных услуг, а также при исполнении государственных и муниципальных функций, органы публичного управления не могут применить электронную форму без нормы права, предусматривающей издание электронного документа в том или ином случае.
Немецкий законодатель решил эту проблему путем закрепления в Законе об административной процедуре принципа свободы формы деятельности органов публичного управления, создав тем самым возможность для внедрения новых форм управленческой деятельности, в том числе, форм издания административных актов.
Для оптимизации законодательного регулирования форм административных актов в РФ по итогу проведенного исследования можно предложить законодателю:
1) . Принять кодифицированный правовой акт, содержащий основополагающие предписания, регулирующие административные процедуры.
2) . Внести изменения в Закон "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", где наряду с нормами о регистрации граждан по месту жительства можно ввести положения о необходимости присвоения каждому гражданину персонального адреса электронной почты, который мог бы считаться официальным для направления корреспонденции.
3) . Внести аналогичные изменения в законодательство о регистрации юридических лиц, где наряду с местом нахождения необходимо указать и официальный адрес электронной почты.
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.07.2002 г. №95-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 14.11.2002 г. №138-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 8 марта 2015 г. N 21- ФЗ Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). - Режим доступа: www.pravo.gov.ru.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон Рос. Федерации от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002. N 1 (часть I). Ст. 1.
5. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998. N 31. Ст. 3824.
6. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон Рос. Федерации от 27.07.2006 N 149-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 31.07.2006. - N 31 (1 ч.). ст. 3448.
7. Об исполнительном производстве: федер. закон Рос. Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 08.10.2007, N 41, ст. 4849.
8. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2010. N 31. Ст. 4179.
9. Об электронной подписи [Электронный ресурс]: федер. закон. Рос. Федерации от 6 апреля 2011 г. №63-ФЗ // Информационно-правовой портал «Гарант». - Режим доступа: http://home.garant.ru.
10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 8 марта 2015 г. N 41-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 марта 2015 г. N 10 ст. 1411.
11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электронной подписи": федер. закон Рос. Федерации от 6 апреля 2011 г. N 65-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 апреля 2011. N 15. Ст. 2038.
12. О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»: федер. закон Рос. Федерации от 21 октября 2011 г. N 289-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 43 ст. 5977.
13. О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 1 мая 2016 г. N 130-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). - Режим доступа: www.pravo.gov.ru.
14. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: федер. закон Рос. Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ // Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30, ст. 3594.
15. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: федер. закон Рос. Федерации от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 июня 1994 г. N 8 ст. 801.
16. О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на "Официальном интернет-портале правовой информации"(www.pravo.gov.ru) [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 2 апреля 2014 г. N 198 // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). - Режим доступа: www.pravo.gov.ru.
17. Об общих требованиях к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации: Постановление Правительства Рос. Федерации от 6 мая 2016 г. N 393 // Собрание законодательства Российской Федерации от 16.05.2016. N 20. Ст. 2833.
18. Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг: Постановление Правительства Рос. Федерации от 25 января 2013 г. N 33 //Собрание законодательства Российской Федерации от 4 февраля 2013 г. N 5 ст. 377.
19. Об электронной подписи, используемой органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при организации электронного взаимодействия между собой, о порядке ее использования, а также об установлении требований к обеспечению совместимости средств электронной подписи: Постановление Правительства Рос. Федерации от 9 февраля 2012 г. N 111 // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 февраля 2012 г. N 8 ст. 1027.
20. О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг: Постановление Правительства Рос. Федерации от 25 июня 2012 г. N 634 // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июля 2012 г. N 27 ст. 3744.
21. О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти: Постановление Правительства Рос. Федерации от 6 сентября 2012 г. N 890 // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. N 38 ст. 5102.
22. О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания: Постановление Правительства Рос. Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 // Собрание законодательства Российской Федерации от 13.07. 2015. N 28. Ст. 4226.
23. О правилах дорожного движения: Постановление Совета Министров - Правительства Рос. Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 22 ноября 1993 г., N 47, ст. 4531.
24. Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: Постановление Правительства Рос. Федерации от 13.08.1997 N 1009 // Собрание законодательства РФ от 18.08.1997. - N 33. - ст. 3895
25. Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти: Постановление Правительства Рос. Федерации от 15 июня 2009 г. N 477 // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 июня 2009 г. N 25 ст. 3060.
26. Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии: Постановление Правительства Рос. Федерации от 21 января 2004 г. N 24 // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 января 2004 г. N 4 ст. 282.
27. О внесении изменений в Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти: Постановление Правительства Рос. Федерации от 7 сентября 2011 г. N 751 // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 сентября 2011 г. N 37 ст. 5263.
28. О внесении изменений в Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 26 апреля 2016 г. N 356 // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). - Режим доступа: www.pravo.gov.ru.
29. Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций [Электронный ресурс]: Приказ Роскомнадзора от 01.02.2012 N 61 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
30. Об утверждении Правил предоставления в 2006 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для оказания поддержки в проведении административной реформы: Приказ Минэкономразвития Рос. Федерации от 18.12.2006 N 412 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 22.01.2007. N 4
31. Об утверждении правил предоставления в 2006 году за счет средств федерального бюджета субсидий Союзу театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийскому театральному обществу): Приказ Минкультуры Рос. Федерации от 13.12.2006 N 796 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти о 29.01.2007. N 5.
32. Об утверждении Правил предоставления в 2006 году за счет средств
федерального бюджета субсидий Федеральному государственному унитарному предприятию «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» на создание Координационного центра системы сбора информации о воздушной обстановке Российской Федерации и взаимодействия с аналогичным Координационным центром НАТО: Приказ Росаэронавигации от 14.12.2006 N 101 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти от , 01.01.2007. N 1.
Материалы судебной практики
33. По делу о проверке конституционности Постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июля 1995 г. N 1090-1 ГД "О некоторых вопросах применения Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и от 11 октября 1996 г. N 682-II ГД "О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации: Постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 17.11.1997 N 17-П // Собрание законодательства Российской Федерации от 24.11.1997. N 47. Ст. 5492.
34. По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Газпром нефть": Постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 31.03.2015 N 6-П // Собрание законодательства Российской Федерации от13.04.2015. N 15. Ст. 2301.
35. О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части [Электронный ресурс]: Постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
36. О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
37. О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих: Постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 // Российская газета, 18 февраля 2009 г. N 27.
38. Постановление Верховного Суда Рос. Федерации от 3 марта 2016 г. N 44- АД16-2 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
39. О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации": Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Рос. Федерации от 17 февраля 2011 г. N 12 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2011 г. N 4.
40. Обзор законодательства и судебной практики Ивановского областного суда за третий квартал 2013 года [Электронный ресурс]: утв. постановлением Президиума Ивановского областного суда от 18 октября 2013 г // Информационно-правовой портал «Гарант». - Режим доступа: http://home.garant.ru.
41. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 ноября 2011 г. N Ф04-4786/11 по делу N А45-2230/2011 [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». - Режим доступа: http://home.garant.ru.
Научная литература
42. Административное право: Учебник / под ред. Л.Л. Попова. 2-е изд., изм. и доп. М.: Юристъ, 2005. 512 с.
43. Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В.Я. Кикотя,П.И. Кононова, Н.В.Румянцева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 759 с.
44. Административное право Российской Федерации / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Юристъ, 2004. 556 с.
45. Алехин А.П. Административное право Российской Федерации: Учебник / А.П. Алехин, Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. М.: ИКД «Зерцало-М», 2003. 608 с.
46. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов / Д.Н. Бахрах. М.: Норма, 2000. 640 с.
47. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. 3-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007. 816 с.
48. Бошно С.В. Понятийные и технико-юридические проблемы подзаконных актов / С.В. Бошно // Журнал российского права, 2004, N 12. С.51 - 60.
49. Бриллиантов А. Критерии официального документа / А. Бриллиантов // Уголовное право. 2010. N 5. С. 4 - 7.
50. Васильева А.Ф. Электронная форма административного акта / А.Ф. Васильева // Российское право в Интернете. 2012. № 1.
51. Князев С.Д. Административное право: Учеб.пособие / С.Д. Князев. Владивосток, 1997. 116 с.
52. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник / Ю.М. Козлов. М.: Юристъ, 1999. 320 с.
53. Козырин А.Н. Определенность административного акта / А.Н. Козырин. Административное и финансовое право. Ежегодник центра публично¬правовых исследований. Курск: АНО ЦППИ, 2006. Т. 1.
54. Козырин А.Н. Объявление административного акта / А.Н. Козырин. Административное и финансовое право. Ежегодник центра публично¬правовых исследований. Курск: АНО ЦППИ, 2006.
55. Кононов П.И. Административно-правовые акты: основные черты, классификация, проблемы нормативного регулирования / П.И. Кононов, И.Н. Машаров // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. Сборник статей. М.: Юристъ, 2004. С. 153 - 165.
56. Коржов В.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" / под ред. Н.Н. Ковалевой, 2011 // Информационно-правовой портал «Гарант». - Режим доступа: http://home.garant.ru.
57. Маскаева И.И. Проблемы дефинирования понятия «административный акт» в российском и германском праве / И.И. Маскаева // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009, Вып. 9. - С. 100-106.
58. Мицкевич Л.А. Основы административного права Германии: монография / Л.А. Мицкевич. Сиб. Федер. Ун-т. Юрид. Ин-т. 2-е изд., испр. и доп. Красноярск: ИПК СФУ, 2008. 174 с.
59. Оспаривание решений и действий органов публичной власти / Н.М. Демидова, Г.А. Колесникова, Л.А. Мицкевич, Е.М. Шайхутдинов. М.: Викор- Медиа, 2007. 77 с
Список использованных источников на немецком языке
Нормативно-правовые акты
60. Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland [elektronische Quelle]: Gesetz vom 23.05.1949// Bundesministerium der Justiz und fur Verbraucherschutz,
Juris GmbH „Gesetze im Internet“. - Zugriffsart: http://www.gesetze-im- internet.de.
61. Verwaltungsverfahrensgesetz (VwVfG) [elektronische Quelle]: Gesetz vom 25.05.1976 // Bundesministerium der Justiz und fur Verbraucherschutz, Juris GmbH „Gesetze im Internet“. - Zugriffsart: http://www.gesetze-im-internet.de.
62. Verwaltungszustellungsgesetz [elektronische Quelle]: Gesetz vom 12.08.2005 // Bundesministerium der Justiz und fur Verbraucherschutz, Juris GmbH „Gesetze im Internet“. - Zugriffsart: http://www.gesetze-im-internet.de.
63. Abgabenordnung [elektronische Quelle]: Gesetz vom 16.03.1976 // Bundesministerium der Justiz und fur Verbraucherschutz, Juris GmbH „Gesetze im Internet“. - Zugriffsart: http://www.gesetze-im-internet.de.
64. Gesetz zum Schutz vor schadlichen Umwelteinwirkungen durch Lultverunreinigungen, Gerausche, Erschutterungen und ahnliche Vorgange [elektronische Quelle]: Gesetz vom 15.03.1974 // Bundesministerium der Justiz und fur Verbraucherschutz, Juris GmbH „Gesetze im Internet“. - Zugriffsart: http://www.gesetze-im-internet.de.
65. Gewerbeordnung [elektronische Quelle]: Gesetz vom 21.06.1969 // Bundesministerium der Justiz und fur Verbraucherschutz, Juris GmbH „Gesetze im Internet“. - Zugriffsart: http://www.gesetze-im-internet.de.
66. Bayerische Bauordnung [elektronische Quelle]: Gesetz vom 14.08.2007 // Bayerische Staatskanzlei. Burgerservice BAYERN.RECHT. - Zugriffsart: http://gesetze-bayern.de.
67. Drittes Gesetz zur Anderung verwaltungsverfahrensrechtlicher Vorschriften [elektronische Quelle]: Gesetz vom 21. August 2002 (BGBl. I S. 3322) // Die Datenbank „beck-online“. - Zugriffsart: https://beck-online.beck.de.
68. Entwurf eines Dritten Gesetzes zur Anderung verwaltungsverfahrensrechtlicher Vorschriften [elektronische Quelle]: Gesetzentwurf der Bundesregierung // Universitatsbibliothek Mannheim. - Zugriffsart: http://www.bib.uni-mannheim.de.
69. Gesetz zur Forderung der elektronischen Verwaltung (E-Government-Gesetz - EgovG) [elektronische Quelle]: Gesetz vom 25.07.2013 // Bundesministerium der Justiz und fur Verbraucherschutz, Juris GmbH „Gesetze im Internet“ - Zugriffsart: https://www.gesetze-im-internet.de.
70. De-Mail-Gesetz [elektronische Quelle]: Gesetz vom 28.04.2011 // Bundesministerium der Justiz und fur Verbraucherschutz, Juris GmbH „Gesetze im Internet“. - Zugriffsart: http://www.gesetze-im-internet.de.
71. Gesetz uber Rahmenbedingungen fur elektronische Signaturen [elektronische Quelle]: Gesetz vom 16.05.2001 // Bundesministerium der Justiz und fur Verbraucherschutz, Juris GmbH „Gesetze im Internet“. - Zugriffsart: http://www.gesetze-im-internet.de.
72. Gesetz zur Regelung des offentlichen Vereinsrechts [elektronische Quelle]:
Gesetz vom 05.08.1964 // Bundesministerium der Justiz und fur
Verbraucherschutz, Juris GmbH „Gesetze im Internet“ - Zugriffsart: http://www.gesetze-im-internet.de.
73. Gesetz uber Personalausweise [elektronische Quelle]: Gesetz vom 18.06.2009 // Bundesministerium der Justiz und fur Verbraucherschutz, Juris GmbH „Gesetze im Internet“. - Zugriffsart: https://www.gesetze-im-internet.de.
74. Verwaltungsgerichtsordnung [elektronische Quelle]: Gesetz vom 21.01.1960 // Bundesministerium der Justiz und lur Verbraucherschutz, Juris GmbH „Gesetze im Internet“. - Zugriffsart: http://www.gesetze-im-internet.de.
75. Zivilprozessordnung [elektronische Quelle]: Gesetz vom 12.09.1950 // Bundesministerium der Justiz und lur Verbraucherschutz, Juris GmbH „Gesetze im Internet“. - Zugriffsart: https://www.gesetze-im-internet.de.
76. Arbeitssicherstellungsgesetz [elektronische Quelle]: Gesetz vom 9.07.1968 // Bundesministerium der Justiz und fur Verbraucherschutz, Juris GmbH „Gesetze im Internet“. - Zugriffsart: http://www.gesetze-im-internet.de.
77. StraBenverkehrs-Ordnung [elektronische Quelle]: Gesetz vom 6.03.2013 // Bundesministerium der Justiz und fur Verbraucherschutz, Juris GmbH „Gesetze im Internet“. - Zugriffsart: http://www.gesetze-im-internet.de.
Материалы судебной практики
78. BVerwG, 30.08.2006 - 10 B 38/06 - BeckRS.
79. BVerwGE 77, 268.
80. BVerwGE, NJW 1954, 1135.
81. BGH, NJW 1990, 188.
82. NdsFG NVwZ-RR 1993, 229.
83. Kersten ZBR 2006, 35, 41.
84. Schmitz/Schlatmann NVwZ 2002, 1281, 1286.
85. VGH Mannheim NVwZ 1989, 163.
Научная литература
86. Badura, Die Form des Verwaltungsaktes, in: W. Schmitt Glaeser (Hrsg.), Festschrift fur Boorberg Verlag (1977), S. 205 - 222.
87. Bauer /Heckmann/Ruge/Schallbruch/Schulz, Verwaltungsverfahrensgesetz und E-Government, 2. Aufl. 2014.
88. Bumke, Verwaltungsakte, in: Hoffmann-Riem/Schmidt-ABmann/VoBkuhle (Hrsg.), Grundlagen des Verwaltungsrechts, Bd. II, 2. Aufl. 2012.
89. Detterbeck, Allgemeines Verwaltungsrecht mit Verwaltungsprozessrecht, 12. Aufl. 2014.
90. Engert, Markus, Die historische Entwicklung des Rechtsinstituts Verwaltungsakt, 2002.
91. Heckmann. jurisPK-Internetrecht. 3. Aufl. 2011.
92. Heckmann, Internetrecht, 4. Aufl. 2014.
93. Knack/Hennecke, VwVfG-Kommentar. 10 Aufl. 2014.
94. Kopp/Ramsauer, Verwaltungsverfahrensgesetz (VwVfG): Kommentar, 16. Aufl. 2015.
95. Kresser, Die Bedeutung der Form fur Begriff und Rechtsfolgen des Verwaltungsakts, Frankfurt am Main 2009.
96. Peine, Allgemeines Verwaltungsrecht, 11. Aufl. 2014.
97. Rechtliche Rahmenbindungen fur E-Government. Hans-Bredow-Institut. Redaktion der Projektgruppe E-Government im Bundesamt fur Sicherheit in der Informationstechnik (BSI).
98. Schmidt-De Caluwe, Der Verwaltungsakt in der Lehre Otto Mayers. - Tubingen: Mohr Siebeck, 1999.
99. Stelkens/Bonk/Sachs, VwVfG-Kommentar, 8. Aufl. 2014.
100. Verwaltungsverfahrensgesetz (VwVfG): Kommentar - BeckOK, 31. Ed. 1.4.2016.