Введение...................................................................................................................3
1. Механизмы взаимодействия людей в процессе общения...............................4
2. Говорящий и слушающий в процессе общения...............................................7
3. Механизм непонимания (конфликта) в процессе общения...........................12
Заключение.............................................................................................................15
Список используемой литературы.......................................................................16
Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным (от лат.§ verbalis — словесный). При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и т.д.).
Речь способна точно и беспристрастно фиксировать интеллектуальные соображения человека, служить средством передачи одноз- начно трактуемых сообщений. Именно поэтому речь успешно используется для закрепления и передачи разного рода научных идей, а также координации совместной деятельности, для осмысления душевных переживаний человека, его взаимоотношений с людьми.
Живая речь содержит в себе множество сведений, заключенных в так называемых невербальных элементах общения, среди которых можно назвать следующие.
1. Позы, жесты, мимика. В целом они воспринимаются как общая моторика различных Частей тела (рук — жестикуляция, лица — мимика, позы — пантомима). Эта общая моторика отображает эмоциональные реакции человека. Именно эти особенности и называ- ются кинетикой.
2. Паралингвистика или просодика — особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации контакта.
Анализ общения как сложного многостороннего процесса показывает, что его конкретные формы могут быть весьма различными. Для того чтобы понять, как личность включена в эти процессы, что она вносит в них, необходимо рассмотреть, как конкретно раскрываются процессы общения в различных группах, а также в различной деятельности.
1. Адаир Дж. Эффективная коммуникация. М., 2003. 240 с.
2. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2000.
3. Кузин Ф. Культура делового общения. М., 2000.
4. Осипова А.А. Манипуляции в общении: умей сказать «нет!». Ростов н/Д, 2005. 221 с.
5. Панасюк А.Ю. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия. М., 2002. 312 с.
6. Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. М. - СПб, 2003