ВЛИЯНИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ СФУ)
|
Введение
1 Теоретические основы исследования особенностей формирования
гендерных стереотипов 10
1.1. Историко-методологические основы исследования особенностей
гендерных стереотипов 10
1.2. Способы формирования гендерных стереотипов и методология их
исследования 24
2 Исследование гендерных стереотипов в студенческой среде на примере
Сибирского федерального 31
2.1. Визуальный контент-анализ гендерных образов в университетском
пространстве Сибирского федерального университета 31
2.2. Анализ восприятия гендерных образов в пространстве Сибирского
федерального университета (результаты ассоциативного эксперимента) 37
2.3. Разработка модели формирования позитивной гендерной
идентичности в университетском пространстве 45
Заключение
Список использованных источников
Приложение А 62
Приложение Б 88
Приложение В 92
1 Теоретические основы исследования особенностей формирования
гендерных стереотипов 10
1.1. Историко-методологические основы исследования особенностей
гендерных стереотипов 10
1.2. Способы формирования гендерных стереотипов и методология их
исследования 24
2 Исследование гендерных стереотипов в студенческой среде на примере
Сибирского федерального 31
2.1. Визуальный контент-анализ гендерных образов в университетском
пространстве Сибирского федерального университета 31
2.2. Анализ восприятия гендерных образов в пространстве Сибирского
федерального университета (результаты ассоциативного эксперимента) 37
2.3. Разработка модели формирования позитивной гендерной
идентичности в университетском пространстве 45
Заключение
Список использованных источников
Приложение А 62
Приложение Б 88
Приложение В 92
Актуальность исследования влияния университетского пространства на формирование гендерных стереотипов в студенческой среде определяется тем, что данное культурное поле является очевидным распространителем идей, которые закладываются в молодежь. На сегодняшний день пространство университета транслирует современные гендерные образы через различные каналы связи: официальный веб-сайт, уличные баннеры и билборды, печатную продукцию. Все эти образы направлены преимущественно на студенческую молодежь, они воздействуют на идентификацию себя с теми или иными вариантами маскулинности и феминности.
Несмотря на широкий спектр возможностей для демонстрации гендерных стереотипов в студенческой среде, официальные сайты университетов являются одними из самых актуальных и востребованных носителей гендерных представлений. Демонстрация гендерных стереотипов происходит с помощью ряда визуальных образов в виде информационных элементов и баннеров или специальных разделов с фото- и видеорепортажами. Веб-сайт университета как один из самых востребованных каналов получения информации, способен отражать актуальные тенденции гендерной идентичности в студенческой среде, а также мгновенно реагировать на изменения в процессах гендерной социализации учащихся.
Вследствие вышесказанного актуальными становятся вопросы формирования гендерной идентичности, в частности интересны и мало разработаны вопросы гендерных аспектов существующих и формирующихся в университетском пространстве.
Проблема исследования заключается в определении влияния университетского пространства на формирование гендерных стереотипов в студенческой среде на примере Сибирского федерального университета.
Целью исследования является изучение и анализ способов влияния гендерных стереотипов в студенческой среде на примере Сибирского федерального университета.
Задачи:
1. Изучить литературные источники, а также рассмотреть место и специфику формирования гендерных стереотипов
2. Изучить объем и содержание понятия «гендерный стереотип»
3. Изучить способы формирования гендерных стереотипов
4. Рассмотреть гендерные образы, которые существуют в студенческой среде
5. Выявить способы, какими формируются гендерные стереотипы в студенческой среде
6. Сформировать модель позитивной гендерной идентичности в университетском пространстве
Объектом исследования являются способы формирования гендерных стереотипов в университетском пространстве на примере Сибирского федерального университета.
Предметом исследования являются особенности формирования гендерных стереотипов в студенческой среде Сибирского федерального университета.
Степень изученности
Гендерный подход возникает в социологии в 70-е годы XX века. Именно он оказывает одно из ключевых воздействий на современные исследования о способах формирования гендерных стереотипов в студенческой среде и их влиянии на молодое поколение.
Тема исследования обязывает обратиться к накопленному в социогуманитарных науках опыту, чтобы выяснить, какие гендерные особенности уже изучены, а также каковы были результаты и эффективность исследований. Для данной работы представляют наибольший интерес гендерные исследования в образовательных пространствах. Среди источников данного направления существует небольшое количество исследований зарубежных и российских авторов.
Ряд исследователей Вестминстерского университета рассмотрели использование гендерно-ориентированного визуального контента в школах. Было рассмотрено общее количество изображенных мужчин и женщин, а также демонстрируемая ими деятельность. Анализ показал, что большее количество мужчин, чем женщин, показаны в рамках научной деятельности, однако больше женщин, чем мужчин, были изображены в качестве учителей. Исследователи делают вывод о том, что существует устоявшееся стереотипное представление о мужчинах и женщинах в образовательной области. Также они отмечают, что необходимы изменения для создания сбалансированного представительства мужчин и женщин. Даже если стереотипное представление о мужчинах и женщинах в науке является истинным отражением гендерного распределения в науке, мы должны стремиться к большей сбалансированности. Такой баланс является важным первым шагом на пути к тому, чтобы показать детям, что и мужчины, и женщины могут заниматься наукой, что будет способствовать более равноправным условиям для научной деятельности.
С.Н. Бурова рассматривает роль университетского образования на процесс преодоления гендерных стереотипов. На основании изучения мнений студенческой молодежи и представителей профессорско- преподавательского состава делается вывод, что среди преподавателей гендерные стереотипы распространены меньше, чем среди студентов. Исследователь предположила, что за годы обучения в университете у молодых людей под положительным влиянием университетского пространства появляется возможность переосмыслить отжившие воззрения, касающиеся существующего гендерного порядка.
В статье «Гендерный аспект воспитания студенческой молодёжи» раскрыта проблема гендерных отличий в поведении студентов разных полов, акцентируется внимание на основных путях разрешения проблемы гендерных стереотипов. Отмечается, что в настоящее время большое количество преподавателей опирается на гендерный подход в подаче учебного материала студентам, который ориентирован на формирование и утверждение равных, независимых от пола возможностей для самоутверждения и реализации себя во всех сферах жизнедеятельности.
Обращение к особенностям влияния гендерных стереотипов на студентов прослеживается в ряде научных статей, авторы которых исследуют различия гендерной идентичности у студентов традиционно противопоставляемых специальностей - технических и гуманитарных.
Авторы статьи «Гендерные детерминанты саморазвития личности студентов различных специальностей» эмпирическим методом показали, что в современном обществе среди студенческой молодежи в целом наблюдается тенденция к развитию таких качеств, как независимость, твердость, способность к лидерству. Все эти качества способствуют карьерному росту, повышению социального статуса. Изменения в гендерных ролях и стереотипах, в большей степени происходят по инициативе женщин, стремящихся к материальной и социальной независимости.
В статье Мункиной и Гомбожаповой представлены результаты исследования полоролевой идентификации студентов различных специальностей, видов их идентичности, их связи с возрастными, профессиональными, этническими аспектами. В результате проведенного исследования было выяснено, что уровень развития полоролевой идентификации и преобладание маскулинности или феминности влияет на профессиональное становление молодежи. Юношам ярко характерны стереотипные мужские черты вне зависимости от специфики профессионального выбора. Девушки также выбирают соответствующие представлениям о феминности характеристики.
Шевченко Я.Ю. на основе опроса выделяет ценностные ориентации студентов и студенток радиотехнического факультета и факультета психологии и социальной педагогики, в возрасте 18-25 лет. В приведенных данных прослеживается зависимость ценностных ориентаций и установок от гендерных стереотипов.
Методология исследования:
1. Общенаучные методы обобщения, анализа, синтеза, сравнения.
2. Положения современной теории гендерной идентичности, которые являются основой для изучения базовых понятий репрезентативной деятельности и ее особенностей.
3. Метод визуального контент-анализа для определения частотности и значимости выявляемых гендерных стереотипов.
4. Метод ассоциативного эксперимента на основе методики А.И. Назарова, Р.В. Соколова «Серия тематических ассоциаций».
Несмотря на широкий спектр возможностей для демонстрации гендерных стереотипов в студенческой среде, официальные сайты университетов являются одними из самых актуальных и востребованных носителей гендерных представлений. Демонстрация гендерных стереотипов происходит с помощью ряда визуальных образов в виде информационных элементов и баннеров или специальных разделов с фото- и видеорепортажами. Веб-сайт университета как один из самых востребованных каналов получения информации, способен отражать актуальные тенденции гендерной идентичности в студенческой среде, а также мгновенно реагировать на изменения в процессах гендерной социализации учащихся.
Вследствие вышесказанного актуальными становятся вопросы формирования гендерной идентичности, в частности интересны и мало разработаны вопросы гендерных аспектов существующих и формирующихся в университетском пространстве.
Проблема исследования заключается в определении влияния университетского пространства на формирование гендерных стереотипов в студенческой среде на примере Сибирского федерального университета.
Целью исследования является изучение и анализ способов влияния гендерных стереотипов в студенческой среде на примере Сибирского федерального университета.
Задачи:
1. Изучить литературные источники, а также рассмотреть место и специфику формирования гендерных стереотипов
2. Изучить объем и содержание понятия «гендерный стереотип»
3. Изучить способы формирования гендерных стереотипов
4. Рассмотреть гендерные образы, которые существуют в студенческой среде
5. Выявить способы, какими формируются гендерные стереотипы в студенческой среде
6. Сформировать модель позитивной гендерной идентичности в университетском пространстве
Объектом исследования являются способы формирования гендерных стереотипов в университетском пространстве на примере Сибирского федерального университета.
Предметом исследования являются особенности формирования гендерных стереотипов в студенческой среде Сибирского федерального университета.
Степень изученности
Гендерный подход возникает в социологии в 70-е годы XX века. Именно он оказывает одно из ключевых воздействий на современные исследования о способах формирования гендерных стереотипов в студенческой среде и их влиянии на молодое поколение.
Тема исследования обязывает обратиться к накопленному в социогуманитарных науках опыту, чтобы выяснить, какие гендерные особенности уже изучены, а также каковы были результаты и эффективность исследований. Для данной работы представляют наибольший интерес гендерные исследования в образовательных пространствах. Среди источников данного направления существует небольшое количество исследований зарубежных и российских авторов.
Ряд исследователей Вестминстерского университета рассмотрели использование гендерно-ориентированного визуального контента в школах. Было рассмотрено общее количество изображенных мужчин и женщин, а также демонстрируемая ими деятельность. Анализ показал, что большее количество мужчин, чем женщин, показаны в рамках научной деятельности, однако больше женщин, чем мужчин, были изображены в качестве учителей. Исследователи делают вывод о том, что существует устоявшееся стереотипное представление о мужчинах и женщинах в образовательной области. Также они отмечают, что необходимы изменения для создания сбалансированного представительства мужчин и женщин. Даже если стереотипное представление о мужчинах и женщинах в науке является истинным отражением гендерного распределения в науке, мы должны стремиться к большей сбалансированности. Такой баланс является важным первым шагом на пути к тому, чтобы показать детям, что и мужчины, и женщины могут заниматься наукой, что будет способствовать более равноправным условиям для научной деятельности.
С.Н. Бурова рассматривает роль университетского образования на процесс преодоления гендерных стереотипов. На основании изучения мнений студенческой молодежи и представителей профессорско- преподавательского состава делается вывод, что среди преподавателей гендерные стереотипы распространены меньше, чем среди студентов. Исследователь предположила, что за годы обучения в университете у молодых людей под положительным влиянием университетского пространства появляется возможность переосмыслить отжившие воззрения, касающиеся существующего гендерного порядка.
В статье «Гендерный аспект воспитания студенческой молодёжи» раскрыта проблема гендерных отличий в поведении студентов разных полов, акцентируется внимание на основных путях разрешения проблемы гендерных стереотипов. Отмечается, что в настоящее время большое количество преподавателей опирается на гендерный подход в подаче учебного материала студентам, который ориентирован на формирование и утверждение равных, независимых от пола возможностей для самоутверждения и реализации себя во всех сферах жизнедеятельности.
Обращение к особенностям влияния гендерных стереотипов на студентов прослеживается в ряде научных статей, авторы которых исследуют различия гендерной идентичности у студентов традиционно противопоставляемых специальностей - технических и гуманитарных.
Авторы статьи «Гендерные детерминанты саморазвития личности студентов различных специальностей» эмпирическим методом показали, что в современном обществе среди студенческой молодежи в целом наблюдается тенденция к развитию таких качеств, как независимость, твердость, способность к лидерству. Все эти качества способствуют карьерному росту, повышению социального статуса. Изменения в гендерных ролях и стереотипах, в большей степени происходят по инициативе женщин, стремящихся к материальной и социальной независимости.
В статье Мункиной и Гомбожаповой представлены результаты исследования полоролевой идентификации студентов различных специальностей, видов их идентичности, их связи с возрастными, профессиональными, этническими аспектами. В результате проведенного исследования было выяснено, что уровень развития полоролевой идентификации и преобладание маскулинности или феминности влияет на профессиональное становление молодежи. Юношам ярко характерны стереотипные мужские черты вне зависимости от специфики профессионального выбора. Девушки также выбирают соответствующие представлениям о феминности характеристики.
Шевченко Я.Ю. на основе опроса выделяет ценностные ориентации студентов и студенток радиотехнического факультета и факультета психологии и социальной педагогики, в возрасте 18-25 лет. В приведенных данных прослеживается зависимость ценностных ориентаций и установок от гендерных стереотипов.
Методология исследования:
1. Общенаучные методы обобщения, анализа, синтеза, сравнения.
2. Положения современной теории гендерной идентичности, которые являются основой для изучения базовых понятий репрезентативной деятельности и ее особенностей.
3. Метод визуального контент-анализа для определения частотности и значимости выявляемых гендерных стереотипов.
4. Метод ассоциативного эксперимента на основе методики А.И. Назарова, Р.В. Соколова «Серия тематических ассоциаций».
Проведенное исследование позволило достичь поставленной цели путем последовательного решения ряда необходимых задач.
Для решения задач в первой главе исследования был проведён анализ теоретических источников, который показал, что гендерные стереотипы активно влияют как на индивидуальные особенности поведения индивида, так и на уровень межличностного взаимодействия.
Рассмотрены методы изучения гендерных стереотипов, получившие признание как высокоэффективные прикладные методы: ассоциативный эксперимент и визуальный контент-анализ.
Ассоциативный эксперимент считывает появление непроизвольных вероятностных связей у человека, одним словом, ассоциаций, которые позволяют выявить гендерные стереотипы, сформировавшиеся в его сознании.
Далее рассматривается метод визуального контент-анализа, с помощью которого фотография представлена как текст или документ, который может быть подвергнут аналитическому разбору, основывающемуся на выделении визуальных элементов, существенных с точки зрения поставленной цели исследования, частоты их появления в выборочной совокупности, а затем итогового анализа количественных результатов.
В рамках второй главы гендерные образы раскрываются в качестве двигателя переустройства мира человеком, показана их роль в формировании культурного пространства.
С одной стороны, были изучены фотографии, изображающие студенческую молодежь; с другой - среди студентов был осуществлен ассоциативный эксперимент. Результаты исследования наглядно продемонстрировали, что совмещение двух исследовательских подходов существенно дополняют представления о конструировании визуальных образов в современном мире и дают возможность для создания проекта формирования позитивной гендерной идентичности в университетском пространстве.
Ассоциативный эксперимент показал актуальные социокультурные установки студентов и студенток, при восприятии которых у них происходит формирование ценностно-смыслового отношения друг к другу, а также к своему собственному месту в университетском образовательном пространстве.
Благодаря анализу фотоматериалов, демонстрируемых в пространстве Сибирского федерального университета, а именно на официальном веб-сайте вуза, было доказано, что гендерные образы транслируют нормы, стандарты поведения, жизненные модели, оказывающие значительное влияние на учащихся.
По итогам исследования, отмечается, что в университетском пространстве складывается весьма противоречивая ситуация, обусловленная транслируемыми социокультурными установками.
С одной стороны, в силу исторических, социальных и политических изменений возникает большое количество пространств, в которых женщина становится видимой, а значит она способна активно проявлять себя в профессиональных сферах, которые ранее были представлены только мужчинами (технические специальности, например). Сложившаяся ситуация влечет за собой определенную положительную трансформацию представлений о месте и роли женщины в социуме и в профессиональной сфере.
С другой стороны, образовательное учреждение через визуальные образы отражает гендерную стратификацию, что указывает на неравный статус женщин и мужчин. Традиционные гендерные патриархальные стереотипы, продолжают влиять на восприятие женщины как подчиненного, пассивного объекта и мужчины как лидера и управленца. Таким образом, с юношами по-прежнему сопоставимы стереотипные мужские профессии, а девушки продолжают выбирать образовательные программы,соответствующие представлениям о феминности.
Таким образом, несмотря на вовлеченность женщин во множество различных образовательных сфер, создается уникальная ситуация «неравного равенства», когда женщина выполняет профессиональные обязанности наравне с мужчинами, но не воспринимается как равноправная участница.
Для усовершенствования университетской среды был предложен проект формирования позитивной гендерной идентичности. Согласно проекту, способ конструирования нового пространства, воплощение и транслирование новых идей и ценностей, через визуальные образы, должен базироваться на политике гендерного равенства. Новые культурные установки задают вектор развития университетского пространства в сторону разнообразия ролевых моделей женщин и мужчин во всём многообразии образовательных программ.
Для решения задач в первой главе исследования был проведён анализ теоретических источников, который показал, что гендерные стереотипы активно влияют как на индивидуальные особенности поведения индивида, так и на уровень межличностного взаимодействия.
Рассмотрены методы изучения гендерных стереотипов, получившие признание как высокоэффективные прикладные методы: ассоциативный эксперимент и визуальный контент-анализ.
Ассоциативный эксперимент считывает появление непроизвольных вероятностных связей у человека, одним словом, ассоциаций, которые позволяют выявить гендерные стереотипы, сформировавшиеся в его сознании.
Далее рассматривается метод визуального контент-анализа, с помощью которого фотография представлена как текст или документ, который может быть подвергнут аналитическому разбору, основывающемуся на выделении визуальных элементов, существенных с точки зрения поставленной цели исследования, частоты их появления в выборочной совокупности, а затем итогового анализа количественных результатов.
В рамках второй главы гендерные образы раскрываются в качестве двигателя переустройства мира человеком, показана их роль в формировании культурного пространства.
С одной стороны, были изучены фотографии, изображающие студенческую молодежь; с другой - среди студентов был осуществлен ассоциативный эксперимент. Результаты исследования наглядно продемонстрировали, что совмещение двух исследовательских подходов существенно дополняют представления о конструировании визуальных образов в современном мире и дают возможность для создания проекта формирования позитивной гендерной идентичности в университетском пространстве.
Ассоциативный эксперимент показал актуальные социокультурные установки студентов и студенток, при восприятии которых у них происходит формирование ценностно-смыслового отношения друг к другу, а также к своему собственному месту в университетском образовательном пространстве.
Благодаря анализу фотоматериалов, демонстрируемых в пространстве Сибирского федерального университета, а именно на официальном веб-сайте вуза, было доказано, что гендерные образы транслируют нормы, стандарты поведения, жизненные модели, оказывающие значительное влияние на учащихся.
По итогам исследования, отмечается, что в университетском пространстве складывается весьма противоречивая ситуация, обусловленная транслируемыми социокультурными установками.
С одной стороны, в силу исторических, социальных и политических изменений возникает большое количество пространств, в которых женщина становится видимой, а значит она способна активно проявлять себя в профессиональных сферах, которые ранее были представлены только мужчинами (технические специальности, например). Сложившаяся ситуация влечет за собой определенную положительную трансформацию представлений о месте и роли женщины в социуме и в профессиональной сфере.
С другой стороны, образовательное учреждение через визуальные образы отражает гендерную стратификацию, что указывает на неравный статус женщин и мужчин. Традиционные гендерные патриархальные стереотипы, продолжают влиять на восприятие женщины как подчиненного, пассивного объекта и мужчины как лидера и управленца. Таким образом, с юношами по-прежнему сопоставимы стереотипные мужские профессии, а девушки продолжают выбирать образовательные программы,соответствующие представлениям о феминности.
Таким образом, несмотря на вовлеченность женщин во множество различных образовательных сфер, создается уникальная ситуация «неравного равенства», когда женщина выполняет профессиональные обязанности наравне с мужчинами, но не воспринимается как равноправная участница.
Для усовершенствования университетской среды был предложен проект формирования позитивной гендерной идентичности. Согласно проекту, способ конструирования нового пространства, воплощение и транслирование новых идей и ценностей, через визуальные образы, должен базироваться на политике гендерного равенства. Новые культурные установки задают вектор развития университетского пространства в сторону разнообразия ролевых моделей женщин и мужчин во всём многообразии образовательных программ.



