Критическое мышление и образовательная инициативность студентов на примере инженерного направления подготовки
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретическая часть диссертационной работы 9
1.1 Специфика объекта исследования. Инженерное образование XXI века -
Международная инициатива CDIO 9
1.2 Инициативность 13
1.2.1 Суть понятия «инициативность», исследованность, актуальность 13
1.2.2 Модель инициативности в образовании 19
1.2.3 Виды инициативности 23
1.2.4 Условия проявления образовательной инициативности 25
1.3 Критическое мышление 28
1.3.1 Критическое мышление как феномен 28
1.3.2 Теоретическое основание связи критического мышления и
образовательной инициативности 35
2. Исследование образовательной инициативности и критического мышления
студентов 40
2.1 План исследования, его содержательные этапы 40
2.2 Выборка исследования, характеристики и организационные условия 41
2.3 Организация и результаты критериально-ориентированного наблюдений
условий проявления образовательной инициативности 43
2.4 Выделение критериев образовательной инициативности у студентов.
Результаты наблюдения и оценки преподавателями 44
2.5 Исследование уровня сформированное™ критического мышления
студентов. Результаты измерений 52
2.6 Анализ результатов: статистическая обработка данных 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 78
ПРИЛОЖЕНИЕ В 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 96
1. Теоретическая часть диссертационной работы 9
1.1 Специфика объекта исследования. Инженерное образование XXI века -
Международная инициатива CDIO 9
1.2 Инициативность 13
1.2.1 Суть понятия «инициативность», исследованность, актуальность 13
1.2.2 Модель инициативности в образовании 19
1.2.3 Виды инициативности 23
1.2.4 Условия проявления образовательной инициативности 25
1.3 Критическое мышление 28
1.3.1 Критическое мышление как феномен 28
1.3.2 Теоретическое основание связи критического мышления и
образовательной инициативности 35
2. Исследование образовательной инициативности и критического мышления
студентов 40
2.1 План исследования, его содержательные этапы 40
2.2 Выборка исследования, характеристики и организационные условия 41
2.3 Организация и результаты критериально-ориентированного наблюдений
условий проявления образовательной инициативности 43
2.4 Выделение критериев образовательной инициативности у студентов.
Результаты наблюдения и оценки преподавателями 44
2.5 Исследование уровня сформированное™ критического мышления
студентов. Результаты измерений 52
2.6 Анализ результатов: статистическая обработка данных 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 78
ПРИЛОЖЕНИЕ В 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 96
Нарастающие темпы технического прогресса в XXI веке приводят к значительным изменениям во всех сферах жизни общества и появлению социальных и экономических тенденций, определяющих вектор развития основных общественных институтов. С одной стороны, технологии дают современному обществу множество благ и преимуществ, но, в то же время, порождают ряд проблем и трудностей.
Решение этих проблем задает новые рамки для образования как социального института, что особенно заметно в инженерном образовании благодаря его «приближенности» к технологическому прогрессу и инновациям. Инженерное образование в России сегодня - один из приоритетов государственной политики в образовательной сфере, отражающий необходимость технологического перевооружения российских производств, создания соответствующего кадрового обеспечения промышленности. Особенно важно обеспечение подготовки специалистов и научных кадров на уровне мировых квалификационных требований.
В России стратегическая цель развития инженерного образования заключается в создании адаптивной, непрерывной, опережающей системы подготовки специалистов с высшим техническим образованием на основе личностно-ориентированной направленности образовательного процесса. Чтобы достичь заявленной цели, необходимо следовать актуальным тенденциям общества. Такими тенденциями, в частности, являются глобализация, цифровизация мира и необходимость самообразования и саморазвития специалиста.
Инженерное образование больше не может быть лишь усвоением сухих знаний [49]. Отвечать на вызовы и принимать возможности в нашем глобализованном обществе - для этого требуется больше, чем просто знания и базовые навыки инженера. Возникает закономерный вопрос - как создавать условия для личностного развития студента в ВУЗе, чтобы он был в будущем готов решать инновационные неструктурированные задачи в условиях быстро изменяющегося мира? Какие качества следует развивать?
В исследование Ельцова В.В.[13]были представлены результаты опроса работодателей, в которых они выделяют важные личностные качества инженера - инициативность, трудолюбие, патриотизм к выбранной профессии, стремление к самопознанию, коммуникабельность, честность, умение грамотно выражать свои мысли, самостоятельно принимать решения[13].
По мнению таких ученых, как А.А. Вербицкий, Л.В. Гребнев, В.В. Сериков [14] и др., инициативность является качеством, необходимым специалистам в сфере любой профессиональной деятельности. Инициативность не появляется у специалиста спонтанно, в один момент - это качество личности формируется с опорой на опыт регулярных проб и ошибок в процессе инициативного действия, ассимиляции этого опыта и рефлексии собственной профессиональной и учебной деятельности. Инициативность студента, с одной стороны, способствует более глубокому, эффективному и качественному освоению учебной программы и получить необходимые компетенции, помогает занять истинно субъектную позицию в процессе образования, с другой стороны, способствует карьерному росту молодого специалиста после выпуска.
Понимая значение инициативности как качества личности, можно ставить вопрос о целенаправленном формировании этого качества у студентов в рамках образовательного процесса.
Инициативность представляет собой не только черту характера или качество личности, но и является деятельностной характеристикой - умение осуществлять инициативные действия (С.Л. Рубинштейн, М.С. Говоров, В.Д. Леухин, В.П. Селиванов). Так, В.П Селиванов утверждает, что «...сама инициативность человека не столько стихийно складывающаяся способность, сколько выработанное в процессе специальных упражнений умение ставить перед собой новые задачи и осуществлять их» [33]. Взаимосвязь уровня проявления инициативности и владения способами и средствами организации инициативных действий обосновывается также в работах К.А. Абульхановой-Славской, В.И. Абраменко, Б.М. Теплова, Е.А. Погониной и других[8].
Инициативность нами понимается как устойчивое качество личности, выражающееся в её стремлении к активным действиям с опережением внешних стимулов, к начинаниям и новаторству в деятельности. Образовательная инициативность - инициативность в рамках образовательного процесса, получения знаний, навыков, умений, компетенций, повышения квалификации. Она проявляется в умении видеть проблему, разрабатывать способы решения и реализовывать их в процессе активной деятельности; предлагать оригинальные способы решения проблем повседневности, направленные на претворение в жизнь новаторских предложений; на удовлетворение поисковых интересов и потребностей, на помощь окружающим [5].
Выбирая предметом исследования образовательную инициативность, мы задаем только рамку той деятельности, в которой проявляется интересующая нас черта - учебная деятельность.
Существует ряд работ, посвященных изучению внешних условий формирования инициативности в разных формах деятельности, объектом в которых выступают студенты высшей школы - А.В. Зиньковский - педагогические условия, О.В. Холодяева - инициативность в дискуссионных формах общения, И.Ю. Головинова - инициативность в учебно¬познавательной деятельности, И.В. Тигрова - инициативность в проектной деятельности и т.д.. Однако, в своем исследовании мы хотим обратиться к внутренним предпосылкам инициативности учащихся ВУЗов, как к менее изученному вопросу.
Мы предполагаем в данной работе связь инициативности как черты личности студента, проявляющейся в учебном процессе, и определенным усвоенным индивидом способом мышления - критическим мышлением.
В нашей работе критическое мышление понимается как оценочно-рефлексивная деятельность, направленная на оценку результатов и процесса мыслительной деятельности через рефлексию; на обоснование истинности выдвигаемых предположений, выводов, заключений, в соответствии с законами и правилами логики и как осознанный контроль за ходом интеллектуальной деятельности, суть которого в соотнесении контролируемого с эталоном [9]. Результат этой деятельности - усвоение учебного материала (И.А. Бердникова), приобретение знания, способов деятельности, формирование высокого уровня исследовательской культуры (Л.А. Жидова), мыслительных компетенций, составляющих основу профессиональной компетентности (Д.М. Шакирова, Н.Ф.Плотникова, Ф.Ф.Минкина, О.М. Андреева, Ю.А. Кукушкина)[23].
Мы рассматриваем критическое мышление не как отдельный вид мышления, а скорее как модель - образец, способ размышлять и решать задачу, оценивать информацию, который существует в социуме и который человек осваивает как инструмент.
Теоретически связь между образовательной инициативностью и критическим мышлением обосновывается частичным совпадением данных явлений на ценностном уровне личности, повышением осмысленности, осознанности в деятельности и толерантности к фрустрации в ситуациях неопределенности и критики за счет развития критического мышления. Мы предполагаем, что обладая развитым критическим мышлением, студент способен рациональнее расходовать свои ресурсы, в том числе и время, быть более целеустремленным, настойчивым, в выполнении выбранных задач.
Существует ли прямая связь между уровнем критического мышления студента и его уровнем инициативности?
Предмет исследования - критическое мышление и инициативность.
Объект исследования - студенты первого и второго курса бакалавриата инженерных специальностей.
Цель исследования: Обнаружить, есть ли связь между уровнем сформированное™ критического мышления и инициативностью студентов.
Гипотеза: Чем выше уровень сформированное™ критического мышления, тем чаще студент будет проявлять образовательную инициативность.
Статистическая гипотеза: между уровнем сформированное™ критического мышления и образовательной инициативностью существует прямая корреляция.
Решение этих проблем задает новые рамки для образования как социального института, что особенно заметно в инженерном образовании благодаря его «приближенности» к технологическому прогрессу и инновациям. Инженерное образование в России сегодня - один из приоритетов государственной политики в образовательной сфере, отражающий необходимость технологического перевооружения российских производств, создания соответствующего кадрового обеспечения промышленности. Особенно важно обеспечение подготовки специалистов и научных кадров на уровне мировых квалификационных требований.
В России стратегическая цель развития инженерного образования заключается в создании адаптивной, непрерывной, опережающей системы подготовки специалистов с высшим техническим образованием на основе личностно-ориентированной направленности образовательного процесса. Чтобы достичь заявленной цели, необходимо следовать актуальным тенденциям общества. Такими тенденциями, в частности, являются глобализация, цифровизация мира и необходимость самообразования и саморазвития специалиста.
Инженерное образование больше не может быть лишь усвоением сухих знаний [49]. Отвечать на вызовы и принимать возможности в нашем глобализованном обществе - для этого требуется больше, чем просто знания и базовые навыки инженера. Возникает закономерный вопрос - как создавать условия для личностного развития студента в ВУЗе, чтобы он был в будущем готов решать инновационные неструктурированные задачи в условиях быстро изменяющегося мира? Какие качества следует развивать?
В исследование Ельцова В.В.[13]были представлены результаты опроса работодателей, в которых они выделяют важные личностные качества инженера - инициативность, трудолюбие, патриотизм к выбранной профессии, стремление к самопознанию, коммуникабельность, честность, умение грамотно выражать свои мысли, самостоятельно принимать решения[13].
По мнению таких ученых, как А.А. Вербицкий, Л.В. Гребнев, В.В. Сериков [14] и др., инициативность является качеством, необходимым специалистам в сфере любой профессиональной деятельности. Инициативность не появляется у специалиста спонтанно, в один момент - это качество личности формируется с опорой на опыт регулярных проб и ошибок в процессе инициативного действия, ассимиляции этого опыта и рефлексии собственной профессиональной и учебной деятельности. Инициативность студента, с одной стороны, способствует более глубокому, эффективному и качественному освоению учебной программы и получить необходимые компетенции, помогает занять истинно субъектную позицию в процессе образования, с другой стороны, способствует карьерному росту молодого специалиста после выпуска.
Понимая значение инициативности как качества личности, можно ставить вопрос о целенаправленном формировании этого качества у студентов в рамках образовательного процесса.
Инициативность представляет собой не только черту характера или качество личности, но и является деятельностной характеристикой - умение осуществлять инициативные действия (С.Л. Рубинштейн, М.С. Говоров, В.Д. Леухин, В.П. Селиванов). Так, В.П Селиванов утверждает, что «...сама инициативность человека не столько стихийно складывающаяся способность, сколько выработанное в процессе специальных упражнений умение ставить перед собой новые задачи и осуществлять их» [33]. Взаимосвязь уровня проявления инициативности и владения способами и средствами организации инициативных действий обосновывается также в работах К.А. Абульхановой-Славской, В.И. Абраменко, Б.М. Теплова, Е.А. Погониной и других[8].
Инициативность нами понимается как устойчивое качество личности, выражающееся в её стремлении к активным действиям с опережением внешних стимулов, к начинаниям и новаторству в деятельности. Образовательная инициативность - инициативность в рамках образовательного процесса, получения знаний, навыков, умений, компетенций, повышения квалификации. Она проявляется в умении видеть проблему, разрабатывать способы решения и реализовывать их в процессе активной деятельности; предлагать оригинальные способы решения проблем повседневности, направленные на претворение в жизнь новаторских предложений; на удовлетворение поисковых интересов и потребностей, на помощь окружающим [5].
Выбирая предметом исследования образовательную инициативность, мы задаем только рамку той деятельности, в которой проявляется интересующая нас черта - учебная деятельность.
Существует ряд работ, посвященных изучению внешних условий формирования инициативности в разных формах деятельности, объектом в которых выступают студенты высшей школы - А.В. Зиньковский - педагогические условия, О.В. Холодяева - инициативность в дискуссионных формах общения, И.Ю. Головинова - инициативность в учебно¬познавательной деятельности, И.В. Тигрова - инициативность в проектной деятельности и т.д.. Однако, в своем исследовании мы хотим обратиться к внутренним предпосылкам инициативности учащихся ВУЗов, как к менее изученному вопросу.
Мы предполагаем в данной работе связь инициативности как черты личности студента, проявляющейся в учебном процессе, и определенным усвоенным индивидом способом мышления - критическим мышлением.
В нашей работе критическое мышление понимается как оценочно-рефлексивная деятельность, направленная на оценку результатов и процесса мыслительной деятельности через рефлексию; на обоснование истинности выдвигаемых предположений, выводов, заключений, в соответствии с законами и правилами логики и как осознанный контроль за ходом интеллектуальной деятельности, суть которого в соотнесении контролируемого с эталоном [9]. Результат этой деятельности - усвоение учебного материала (И.А. Бердникова), приобретение знания, способов деятельности, формирование высокого уровня исследовательской культуры (Л.А. Жидова), мыслительных компетенций, составляющих основу профессиональной компетентности (Д.М. Шакирова, Н.Ф.Плотникова, Ф.Ф.Минкина, О.М. Андреева, Ю.А. Кукушкина)[23].
Мы рассматриваем критическое мышление не как отдельный вид мышления, а скорее как модель - образец, способ размышлять и решать задачу, оценивать информацию, который существует в социуме и который человек осваивает как инструмент.
Теоретически связь между образовательной инициативностью и критическим мышлением обосновывается частичным совпадением данных явлений на ценностном уровне личности, повышением осмысленности, осознанности в деятельности и толерантности к фрустрации в ситуациях неопределенности и критики за счет развития критического мышления. Мы предполагаем, что обладая развитым критическим мышлением, студент способен рациональнее расходовать свои ресурсы, в том числе и время, быть более целеустремленным, настойчивым, в выполнении выбранных задач.
Существует ли прямая связь между уровнем критического мышления студента и его уровнем инициативности?
Предмет исследования - критическое мышление и инициативность.
Объект исследования - студенты первого и второго курса бакалавриата инженерных специальностей.
Цель исследования: Обнаружить, есть ли связь между уровнем сформированное™ критического мышления и инициативностью студентов.
Гипотеза: Чем выше уровень сформированное™ критического мышления, тем чаще студент будет проявлять образовательную инициативность.
Статистическая гипотеза: между уровнем сформированное™ критического мышления и образовательной инициативностью существует прямая корреляция.
В нашем исследовании мы изучили два феномена - критическое мышление и образовательную инициативность и предположили их связь в образовательном процессе.
Инициативность нами понимается как устойчивое качество личности, выражающееся в её стремлении к активным действиям с опережением внешних стимулов, к начинаниям и новаторству в деятельности. Образовательная инициативность - инициативность в рамках образовательного процесса, получения знаний, навыков, умений, компетенций, повышения квалификации.
Критическое мышление понимается как оценочно-рефлексивная деятельность, направленная на оценку результатов и процесса мыслительной деятельности через рефлексию; на обоснование истинности выдвигаемых предположений, выводов, заключений, в соответствии с законами и правилами логики и как осознанный контроль за ходом интеллектуальной деятельности, суть которого в соотнесении контролируемого с эталоном [29].
Теоретически мы предполагаем связь между образовательной инициативностью и критическим мышлением исходя из следующих посылок - общность между этими двумя явлениями на ценностном уровне, влияние критического мышления на толерантность к фрустрации в ситуациях неопределенности и критике, совершенствование навыков целеполагания, планирования, прогнозирования, необходимых для успешной реализации инициативного действия, в процессе формирования критического мышления.
Мыслить критически значит присваивать определенные ценности - независимость мышления, дотошность, честность в отношении себя и окружающих, понимание собственных эгоцентричных и социоцентричных мотивов, ответственность, совершенствование собственного мышления.
Данные ценности являются предпосылками для формирования инициативности.
Критическое мышление способствует толерантности личности к ситуациям неопределенности; способствует более осмысленному восприятию информации, повышению осознанности в деятельности.
Критическое мышление предполагает уважительное отношение к чужой точке зрения, умение признавать собственные ошибки, внимательно выслушивать и адекватно воспринимать критику, отличать конструктивную критику от деструктивной. Одним из сдерживающих факторов проявления инициативы является как раз слишком интенсивное и болезненное переживание критики и неудач.
В период с 2016 по 2018 г. нами было проведено исследование для проверки гипотезы о связи критического мышления и инициативности на примере инженерного направления подготовки, на базе Института Цветных Металлов Сибирского Федерального Университета. В пилотажном исследовании участвовали 54 студентов (33 девушки и 21 юноша). Возраст участников - от 17 до 20 лет.
На первом этапе производилось исследование способов организации занятий, как создающих или не создающих условия для проявления инициативности студентов. Задачей второго этапа было исследование проявления инициативности студентов на занятиях с помощью критериально-ориентированного наблюдения и специально разработанного опросника для педагогов. Третьим этапом был мониторинг сформированное™ критического мышления, с помощью метода, сконструированного на основе исследований Д. Клустера, Д. Халперн, Загашева И.О., Заир-Бек С.И..
При помощи методов математической статистики (критерия Манна- Уитни) были доказаны статистически значимые различия по критерию «образовательная инициативность» у групп обучающихся с разным уровнем сформированности критического мышления - студенты с высоким уровнем сформированности критического мышления чаще проявляли образовательную инициативу, чем студенты с низким и средним уровнем. Следовательно, наша гипотеза о связи критического мышления и инициативности подтверждается.
Данный вопрос требует дополнительного изучения для уточнения характера обнаруженной связи и причинно-следственных отношений между изучаемыми явлениями. Исследование связи критического мышления и образовательной инициативности может открыть возможности совместного формирования критического мышления как метакомпетенции и инициативности как качества личности в образовательном процессе, что, в свою очередь, может повысить качество образования студентов.
Инициативность нами понимается как устойчивое качество личности, выражающееся в её стремлении к активным действиям с опережением внешних стимулов, к начинаниям и новаторству в деятельности. Образовательная инициативность - инициативность в рамках образовательного процесса, получения знаний, навыков, умений, компетенций, повышения квалификации.
Критическое мышление понимается как оценочно-рефлексивная деятельность, направленная на оценку результатов и процесса мыслительной деятельности через рефлексию; на обоснование истинности выдвигаемых предположений, выводов, заключений, в соответствии с законами и правилами логики и как осознанный контроль за ходом интеллектуальной деятельности, суть которого в соотнесении контролируемого с эталоном [29].
Теоретически мы предполагаем связь между образовательной инициативностью и критическим мышлением исходя из следующих посылок - общность между этими двумя явлениями на ценностном уровне, влияние критического мышления на толерантность к фрустрации в ситуациях неопределенности и критике, совершенствование навыков целеполагания, планирования, прогнозирования, необходимых для успешной реализации инициативного действия, в процессе формирования критического мышления.
Мыслить критически значит присваивать определенные ценности - независимость мышления, дотошность, честность в отношении себя и окружающих, понимание собственных эгоцентричных и социоцентричных мотивов, ответственность, совершенствование собственного мышления.
Данные ценности являются предпосылками для формирования инициативности.
Критическое мышление способствует толерантности личности к ситуациям неопределенности; способствует более осмысленному восприятию информации, повышению осознанности в деятельности.
Критическое мышление предполагает уважительное отношение к чужой точке зрения, умение признавать собственные ошибки, внимательно выслушивать и адекватно воспринимать критику, отличать конструктивную критику от деструктивной. Одним из сдерживающих факторов проявления инициативы является как раз слишком интенсивное и болезненное переживание критики и неудач.
В период с 2016 по 2018 г. нами было проведено исследование для проверки гипотезы о связи критического мышления и инициативности на примере инженерного направления подготовки, на базе Института Цветных Металлов Сибирского Федерального Университета. В пилотажном исследовании участвовали 54 студентов (33 девушки и 21 юноша). Возраст участников - от 17 до 20 лет.
На первом этапе производилось исследование способов организации занятий, как создающих или не создающих условия для проявления инициативности студентов. Задачей второго этапа было исследование проявления инициативности студентов на занятиях с помощью критериально-ориентированного наблюдения и специально разработанного опросника для педагогов. Третьим этапом был мониторинг сформированное™ критического мышления, с помощью метода, сконструированного на основе исследований Д. Клустера, Д. Халперн, Загашева И.О., Заир-Бек С.И..
При помощи методов математической статистики (критерия Манна- Уитни) были доказаны статистически значимые различия по критерию «образовательная инициативность» у групп обучающихся с разным уровнем сформированности критического мышления - студенты с высоким уровнем сформированности критического мышления чаще проявляли образовательную инициативу, чем студенты с низким и средним уровнем. Следовательно, наша гипотеза о связи критического мышления и инициативности подтверждается.
Данный вопрос требует дополнительного изучения для уточнения характера обнаруженной связи и причинно-следственных отношений между изучаемыми явлениями. Исследование связи критического мышления и образовательной инициативности может открыть возможности совместного формирования критического мышления как метакомпетенции и инициативности как качества личности в образовательном процессе, что, в свою очередь, может повысить качество образования студентов.
Подобные работы
- Становление субъектной позиции у студентов в образовании (на примере инженерных направлений подготовки)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КОЛЛЕДЖА НИЖНЕКАМСКОГО ФИЛИАЛА ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В. Г. ТИМИРЯСОВА (ИЭУП)»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Рефлексия познавательных психических состояний студентов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - Участие студентов в проектной деятельности как механизм развития Soft Skills (Кубанский Государственный Университет)
Курсовые работы, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2024



