Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Критическое мышление и образовательная инициативность студентов на примере инженерного направления подготовки

Работа №23086

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы99
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
479
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретическая часть диссертационной работы 9
1.1 Специфика объекта исследования. Инженерное образование XXI века -
Международная инициатива CDIO 9
1.2 Инициативность 13
1.2.1 Суть понятия «инициативность», исследованность, актуальность 13
1.2.2 Модель инициативности в образовании 19
1.2.3 Виды инициативности 23
1.2.4 Условия проявления образовательной инициативности 25
1.3 Критическое мышление 28
1.3.1 Критическое мышление как феномен 28
1.3.2 Теоретическое основание связи критического мышления и
образовательной инициативности 35
2. Исследование образовательной инициативности и критического мышления
студентов 40
2.1 План исследования, его содержательные этапы 40
2.2 Выборка исследования, характеристики и организационные условия 41
2.3 Организация и результаты критериально-ориентированного наблюдений
условий проявления образовательной инициативности 43
2.4 Выделение критериев образовательной инициативности у студентов.
Результаты наблюдения и оценки преподавателями 44
2.5 Исследование уровня сформированное™ критического мышления
студентов. Результаты измерений 52
2.6 Анализ результатов: статистическая обработка данных 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 78
ПРИЛОЖЕНИЕ В 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 96


Нарастающие темпы технического прогресса в XXI веке приводят к значительным изменениям во всех сферах жизни общества и появлению социальных и экономических тенденций, определяющих вектор развития основных общественных институтов. С одной стороны, технологии дают современному обществу множество благ и преимуществ, но, в то же время, порождают ряд проблем и трудностей.
Решение этих проблем задает новые рамки для образования как социального института, что особенно заметно в инженерном образовании благодаря его «приближенности» к технологическому прогрессу и инновациям. Инженерное образование в России сегодня - один из приоритетов государственной политики в образовательной сфере, отражающий необходимость технологического перевооружения российских производств, создания соответствующего кадрового обеспечения промышленности. Особенно важно обеспечение подготовки специалистов и научных кадров на уровне мировых квалификационных требований.
В России стратегическая цель развития инженерного образования заключается в создании адаптивной, непрерывной, опережающей системы подготовки специалистов с высшим техническим образованием на основе личностно-ориентированной направленности образовательного процесса. Чтобы достичь заявленной цели, необходимо следовать актуальным тенденциям общества. Такими тенденциями, в частности, являются глобализация, цифровизация мира и необходимость самообразования и саморазвития специалиста.
Инженерное образование больше не может быть лишь усвоением сухих знаний [49]. Отвечать на вызовы и принимать возможности в нашем глобализованном обществе - для этого требуется больше, чем просто знания и базовые навыки инженера. Возникает закономерный вопрос - как создавать условия для личностного развития студента в ВУЗе, чтобы он был в будущем готов решать инновационные неструктурированные задачи в условиях быстро изменяющегося мира? Какие качества следует развивать?
В исследование Ельцова В.В.[13]были представлены результаты опроса работодателей, в которых они выделяют важные личностные качества инженера - инициативность, трудолюбие, патриотизм к выбранной профессии, стремление к самопознанию, коммуникабельность, честность, умение грамотно выражать свои мысли, самостоятельно принимать решения[13].
По мнению таких ученых, как А.А. Вербицкий, Л.В. Гребнев, В.В. Сериков [14] и др., инициативность является качеством, необходимым специалистам в сфере любой профессиональной деятельности. Инициативность не появляется у специалиста спонтанно, в один момент - это качество личности формируется с опорой на опыт регулярных проб и ошибок в процессе инициативного действия, ассимиляции этого опыта и рефлексии собственной профессиональной и учебной деятельности. Инициативность студента, с одной стороны, способствует более глубокому, эффективному и качественному освоению учебной программы и получить необходимые компетенции, помогает занять истинно субъектную позицию в процессе образования, с другой стороны, способствует карьерному росту молодого специалиста после выпуска.
Понимая значение инициативности как качества личности, можно ставить вопрос о целенаправленном формировании этого качества у студентов в рамках образовательного процесса.
Инициативность представляет собой не только черту характера или качество личности, но и является деятельностной характеристикой - умение осуществлять инициативные действия (С.Л. Рубинштейн, М.С. Говоров, В.Д. Леухин, В.П. Селиванов). Так, В.П Селиванов утверждает, что «...сама инициативность человека не столько стихийно складывающаяся способность, сколько выработанное в процессе специальных упражнений умение ставить перед собой новые задачи и осуществлять их» [33]. Взаимосвязь уровня проявления инициативности и владения способами и средствами организации инициативных действий обосновывается также в работах К.А. Абульхановой-Славской, В.И. Абраменко, Б.М. Теплова, Е.А. Погониной и других[8].
Инициативность нами понимается как устойчивое качество личности, выражающееся в её стремлении к активным действиям с опережением внешних стимулов, к начинаниям и новаторству в деятельности. Образовательная инициативность - инициативность в рамках образовательного процесса, получения знаний, навыков, умений, компетенций, повышения квалификации. Она проявляется в умении видеть проблему, разрабатывать способы решения и реализовывать их в процессе активной деятельности; предлагать оригинальные способы решения проблем повседневности, направленные на претворение в жизнь новаторских предложений; на удовлетворение поисковых интересов и потребностей, на помощь окружающим [5].
Выбирая предметом исследования образовательную инициативность, мы задаем только рамку той деятельности, в которой проявляется интересующая нас черта - учебная деятельность.
Существует ряд работ, посвященных изучению внешних условий формирования инициативности в разных формах деятельности, объектом в которых выступают студенты высшей школы - А.В. Зиньковский - педагогические условия, О.В. Холодяева - инициативность в дискуссионных формах общения, И.Ю. Головинова - инициативность в учебно¬познавательной деятельности, И.В. Тигрова - инициативность в проектной деятельности и т.д.. Однако, в своем исследовании мы хотим обратиться к внутренним предпосылкам инициативности учащихся ВУЗов, как к менее изученному вопросу.
Мы предполагаем в данной работе связь инициативности как черты личности студента, проявляющейся в учебном процессе, и определенным усвоенным индивидом способом мышления - критическим мышлением.
В нашей работе критическое мышление понимается как оценочно-рефлексивная деятельность, направленная на оценку результатов и процесса мыслительной деятельности через рефлексию; на обоснование истинности выдвигаемых предположений, выводов, заключений, в соответствии с законами и правилами логики и как осознанный контроль за ходом интеллектуальной деятельности, суть которого в соотнесении контролируемого с эталоном [9]. Результат этой деятельности - усвоение учебного материала (И.А. Бердникова), приобретение знания, способов деятельности, формирование высокого уровня исследовательской культуры (Л.А. Жидова), мыслительных компетенций, составляющих основу профессиональной компетентности (Д.М. Шакирова, Н.Ф.Плотникова, Ф.Ф.Минкина, О.М. Андреева, Ю.А. Кукушкина)[23].
Мы рассматриваем критическое мышление не как отдельный вид мышления, а скорее как модель - образец, способ размышлять и решать задачу, оценивать информацию, который существует в социуме и который человек осваивает как инструмент.
Теоретически связь между образовательной инициативностью и критическим мышлением обосновывается частичным совпадением данных явлений на ценностном уровне личности, повышением осмысленности, осознанности в деятельности и толерантности к фрустрации в ситуациях неопределенности и критики за счет развития критического мышления. Мы предполагаем, что обладая развитым критическим мышлением, студент способен рациональнее расходовать свои ресурсы, в том числе и время, быть более целеустремленным, настойчивым, в выполнении выбранных задач.
Существует ли прямая связь между уровнем критического мышления студента и его уровнем инициативности?
Предмет исследования - критическое мышление и инициативность.
Объект исследования - студенты первого и второго курса бакалавриата инженерных специальностей.
Цель исследования: Обнаружить, есть ли связь между уровнем сформированное™ критического мышления и инициативностью студентов.
Гипотеза: Чем выше уровень сформированное™ критического мышления, тем чаще студент будет проявлять образовательную инициативность.
Статистическая гипотеза: между уровнем сформированное™ критического мышления и образовательной инициативностью существует прямая корреляция.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В нашем исследовании мы изучили два феномена - критическое мышление и образовательную инициативность и предположили их связь в образовательном процессе.
Инициативность нами понимается как устойчивое качество личности, выражающееся в её стремлении к активным действиям с опережением внешних стимулов, к начинаниям и новаторству в деятельности. Образовательная инициативность - инициативность в рамках образовательного процесса, получения знаний, навыков, умений, компетенций, повышения квалификации.
Критическое мышление понимается как оценочно-рефлексивная деятельность, направленная на оценку результатов и процесса мыслительной деятельности через рефлексию; на обоснование истинности выдвигаемых предположений, выводов, заключений, в соответствии с законами и правилами логики и как осознанный контроль за ходом интеллектуальной деятельности, суть которого в соотнесении контролируемого с эталоном [29].
Теоретически мы предполагаем связь между образовательной инициативностью и критическим мышлением исходя из следующих посылок - общность между этими двумя явлениями на ценностном уровне, влияние критического мышления на толерантность к фрустрации в ситуациях неопределенности и критике, совершенствование навыков целеполагания, планирования, прогнозирования, необходимых для успешной реализации инициативного действия, в процессе формирования критического мышления.
Мыслить критически значит присваивать определенные ценности - независимость мышления, дотошность, честность в отношении себя и окружающих, понимание собственных эгоцентричных и социоцентричных мотивов, ответственность, совершенствование собственного мышления.
Данные ценности являются предпосылками для формирования инициативности.
Критическое мышление способствует толерантности личности к ситуациям неопределенности; способствует более осмысленному восприятию информации, повышению осознанности в деятельности.
Критическое мышление предполагает уважительное отношение к чужой точке зрения, умение признавать собственные ошибки, внимательно выслушивать и адекватно воспринимать критику, отличать конструктивную критику от деструктивной. Одним из сдерживающих факторов проявления инициативы является как раз слишком интенсивное и болезненное переживание критики и неудач.
В период с 2016 по 2018 г. нами было проведено исследование для проверки гипотезы о связи критического мышления и инициативности на примере инженерного направления подготовки, на базе Института Цветных Металлов Сибирского Федерального Университета. В пилотажном исследовании участвовали 54 студентов (33 девушки и 21 юноша). Возраст участников - от 17 до 20 лет.
На первом этапе производилось исследование способов организации занятий, как создающих или не создающих условия для проявления инициативности студентов. Задачей второго этапа было исследование проявления инициативности студентов на занятиях с помощью критериально-ориентированного наблюдения и специально разработанного опросника для педагогов. Третьим этапом был мониторинг сформированное™ критического мышления, с помощью метода, сконструированного на основе исследований Д. Клустера, Д. Халперн, Загашева И.О., Заир-Бек С.И..
При помощи методов математической статистики (критерия Манна- Уитни) были доказаны статистически значимые различия по критерию «образовательная инициативность» у групп обучающихся с разным уровнем сформированности критического мышления - студенты с высоким уровнем сформированности критического мышления чаще проявляли образовательную инициативу, чем студенты с низким и средним уровнем. Следовательно, наша гипотеза о связи критического мышления и инициативности подтверждается.
Данный вопрос требует дополнительного изучения для уточнения характера обнаруженной связи и причинно-следственных отношений между изучаемыми явлениями. Исследование связи критического мышления и образовательной инициативности может открыть возможности совместного формирования критического мышления как метакомпетенции и инициативности как качества личности в образовательном процессе, что, в свою очередь, может повысить качество образования студентов.



1. Артюхович, Ю. В. Социальная ответственность инженера /Ю. В. Артюхович, А. А. Соловьёв // Вестник КГУ. - 2013. - №3.- С. 190-192.
2. Бреслав, Г. М. Основы психологического исследования : учебное пособие для студентов высшего профессионального образования / Г. М. Бреслав. - Москва: Смысл, 2010 г. - 492 с.
3. Волков, Е. Н. Тесты критического мышления: вводный обзор / Е. Н. Волков // Психологическая диагностика. - 2015. - № 3. - С. 5-23.
4. Гаибова, В. Е. Развитие критического мышления в процессе использования технологий постановки познавательных задач / В. Е. Гаибова // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - №6. - С. 25-30.
5. Гарашкина, Н. В. Социально-педагогический подход к проблеме формирования социальной инициативности молодежи в проектной деятельности / Н. В. Гарашкина // Вестник ТГУ. - 2015. - №9 (149).
- С. 80-89.
6. Лесин, А. М. Некоторые особенности инициативности студентов / А. М. Лесин // GESJ: Education Scienceand Psychology. - 2015. - № 3.- С. 86-90.
7. Гафурова, Н. В. Металлургическое образование на основе идеологии CDIO / Н. В. Гафурова, С. И. Осипова // Высшее образование в России. - 2013. - № 12. - С. 137-139
8. Гершкович, В. А. Социальная верификация гипотез при решении задач высокой степени неопределенности / В. А. Гершкович, Н. В. Морошкина, О. В. Науменко, В. М. Аллахвердов // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. - 2015. - С. 372-376
9. Головинова, И. Ю. Формирование инициативности студентов младших курсов в учебно-познавательной деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Головинова Ирина Юрьевна - Волгоград, 2005. - 177 с.
10. Вострикова, Н. М. Критическое мышление как психолого-педагогический феном в условиях компетентностного подхода / Н. М. Вострикова // Современные проблемы науки и образования. - 2012.
- № 4.
11. Дульзон, А. А. Модель компетенций преподавателя ВУЗа / А. А. Дульзон, О. М. Васильева // Высшее образование в России. - 2014.- №5. - С. 61-72
12. Загашев, И. О. Критическое мышление: технология развития : монография / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек ; под общ. ред. В. М. Бочарова. - Санкт-Петербург : Альянс-Дельта, 2003. - 267 с.
13. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34 -42.
14. Ельцов, В. В. Алгоритм формирования учебного плана подготовки бакалавра на основе компетентностного подхода/ В. В. Ельцов, А. В. Скрипачев// Проблемы университетского образования. Компетентностный подход в образовании: сб. материалов IV Всерос. науч.- метод. конф., Тольятти, 10-11 дек. 2009 г. / Тольят. гос. ун-т. -Тольятти: ТГУ, 2009. -Т. 1. - С. 118 -129
15. Карамова, Э. И. Психологические особенности проявления инициативности студентов и старшеклассников / Э. И. Карамова, Г. А. Шурухина // Вестник РУДН, серия Психология и педагогика. - 2009. - № 4.
- С. 89-95
16. Клочко, В. Е. Психодиагностические технологии выявления потенциала инновационности и одаренности молодежи : учеб. пособие / - В.Е. Клочко, О. М. Краснорядцева, В. В. Мацута - Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2013. - 172 с.
17. Колпаков, В. М. Теория и практика принятия управленческих решений : учеб. пособие. — 2 е изд., перераб. и доп. / В. М. Колпаков — Красноярск : МАУП, 2004. — 504 с.
18. Котлярова, И. О. Непрерывная подготовка студентов технических направлений к инновационной деятельности / О. И. Котлярова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2012. - №26.
19. Куликов, JI. В. Психологическое исследование: методические
рекомендации по проведению: учебное пособие / Л. В. Куликов - Санкт-Петербург : Речь, 2002. - 184 с.
20. Лучанинов, Д. В. Развитие инициативности студентов на основе
выбора преподавателем интерактивных форм обучения / Д. В. Лучанинов, Р. И. Баженов, Ю. П. Штепа, Б. С. Кузьмина // Мир науки. - 2017.- Том 5. - № 5.
21. Макарова, Л. Н. Критическое мышление и познавательные стили студентов / Л. Н. Макарова, И. А. Шаршов, А. В. Королева // Вестник ТГУ.- № 7 (147). - 2015.
22. Матушанский, Г. У. Профессионально важные качества преподавателя высшей школы / Г. У. Матушанский, М. Г. Рогов, Ю. В. Цвенгер // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 12.
- С. 180-185.
23. Матушанский, Г. У. Проектирование модели профессионально значимых качеств преподавателей высшей школы / Г. У. Матушанский, А. Г. Фролов, Ю. В. Цвенгер // Педагогическая информатика. - 2001. - № 4
- С. 63-68.
24. Мороченкова, И. А. Участие студентов в научно-исследовательской деятельности как условие развития критического мышления. / И. А. Мороченкова // Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы региональной научно-практической конференции. Оренбург, 28-29 ноября 2002 г. Часть 1. - Оренбург: Издательство ОГПУ, 2002. - С. 275-279.
25. Мороченкова, И. А. К вопросу формирования критического мышления студентов университета. / И. А. Мороченкова // Проблемы гуманизации и гуманитаризации преподавания в высшей школе: сборник материалов XII межвузовской учебно-методической конференции. - Актобе, ТОО «Эдельвейс+», 2003. - С.61-65
26. Орлов, А. И. Теория принятия решений : учебное пособие/ А. И. Орлов - Москва : Издательство "Март", 2004. - 232 с.
27. Поддьяков, А. Н. Неопределенность в решении комплексных проблем / А. Н. Поддьяков // Человек в ситуации неопределенности / Гл. ред. А.К. Болотова. Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - 2007. - С. 177-193.
28. Расходова, И. А. Развитие критического мышления студентов -
будущих инженеров / И. А. Расходова // Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 25.03.2016-25.03.2016 Андреевские чтения: современные
концепции и технологии творческого саморазвития личности - 2016.- С. 238-241
29. Сазонова, 3. С. Развитие инженерного мышления - основа повышения качества образования: учебное
пособие / 3. С. Сазонова, Н. В. Чечеткина - Москва: МАДИ (ГТУ), 2007.- 195 с.
30. Самойличенко, А. К. Развитие метакомпетенций студентов как психологическая основа будущей востребованности рынком труда / А. К. Самойличенко, В. Р. Малахова // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - №12(20).
31. Смирнова, И. В. Понятие критического мышления в современной педагогической науке / И. В. Смирнова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5 - С. 55-58
32. Терио, С. А. Обучение критическому мышлению - "экзотические приёмы" или решение нетривиальных проблем? / С. А. Терио // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 1 - С. 134-146.
33. Терио, С. А. Концепция критического мышления в зарубежной педагогике / С. А. Терио // Современные научные исследования и инновации.- 2013. - № 8 - С. 91-101.
34. Тигрова, И. В. Принципы формирования инициативности студентов средствами проектной деятельности / И. В. Тигрова // Символ науки. - 2016. - №7-1. - С. 82-94.
35. Томилин, О. Б. Компетенции авадемического и административного персонала университета и инновационная деятельность / О. Б. Томилин, П. Н. Кочугаев, Л.А.Сухарев, Н. Н. Массерова // Университетское управление. - 2007. - № 1. - С. 53—61.
36. Федоренко, Е.Ю. Критическое мышление и образовательная инициативность студентов (на примере инженерного направления подготовки) / Е. Ю. Федоренко, Т. С. Мишина // Российская наука: направления, идеи, результаты; Сборник материалов научно-практической конференции. - 2018. - С. 42-46.
37. Фролов, Ю. В. Компетентностная модель как основа качества подготовки специалистов / Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 34-41.
38. Халперн, Д. Психология критического мышления. / Д. Халперн. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 495 с.
39. Холодяева, О. В. Моделирование процесса развития инициативности студентов в дискуссионных формах общения / О. В. Холодяева // Вестник университета им. В. И. Вернадского. - 2012. - №1(37). - С. 40-51.
40. Чернявская, В. С. Метакомпетенции личности - потенциал инновационной экономики / В. С. Чернявская // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 6 (43). - С. 48-53.
41. Шаповалова, К. Н. Основные подходы к рассмотрению понятия «инициативность» в историческом аспекте / К. Н. Шаповалова // Философия и история образования. - 2012 г. - С. 76-84.
42. Шеховцов Н. Г. Задача принятия инженерных решений в условиях неопределенности / Н. Г. Шеховцов // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2006. - №29.
- С. 112-121.
43. Шурухина, Г. А. Основные направления исследования инициативности в современной психологии / Г. А. Шурухина // Вестник РУДН, серия Психология и педагогика. - 2013. - № 4. - с. 23-28.
44. Paul, Richard W. Critical Thinking: What Every Person Needs to Survive in a Rapidly Changing World. / Richard W. Paul - Rohnert Park, CA: Center for Critical Thinking and Moral Critique, Sonoma State Univ., 1990.- 321 c.
45. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
46. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы : утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
- Режим доступа: http://www.consultant.ru.
47. План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы. Приказ Минобрнауки РФ от 15.02.05 № 40. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant.ru.
48. Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра: монография / под общ.ред. В.И. Байденко и Н.А. Селезневой. - М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2001. - 206 с.
49. Компетентностный подход в МГИМО : [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://inno.mgimo.ru/
50. Высшее техническое образование: мировые тенденции развития, образовательные программы, качество подготовки специалистов, инженерная педагогика / В. М. Приходько, В. Ф. Мануйлов, В. Н. Луканин и др. ; под ред. Г. М. Жураковского. - Москва, 1998. - 304 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ