Разработка методического обеспечения дисциплины «Методика профессионального обучения»
|
Введение 7
1 Сущность процесса обучения по дисциплине «Методика профессионального
обучения» 12
1.1 Особенности организации учебного процесса по дисциплине «Методика
профессионального обучения» 12
1.2 Специфика дисциплины «Методика профессионального обучения» 15
1.3 Применение педагогических технологий для преподавания дисциплины
«Методика профессионального обучения» 20
2 Методическое обеспечение дисциплины «Методика профессионального
обучения» 31
2.1 Понятие методического обеспечения учебного процесса 31
2.2 Методическое обеспечение лекционных занятий 37
2.3 Методическое обеспечение практических занятий 51
3 Мультимедийное обеспечение дисциплины «Методика профессионального
обучения» 62
3.1 Теоретические основы применения информационных технологий в
учебном процессе 62
3.2 Электронный курс по дисциплине «Методика профессионального
обучения» 70
4 Апробация разработанного электронного курса «Методика
профессионального обучения». 113
4.1 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы 113
4.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 121
Заключение 124
Список сокращений 129
Список использованных источников 130
Приложение
1 Сущность процесса обучения по дисциплине «Методика профессионального
обучения» 12
1.1 Особенности организации учебного процесса по дисциплине «Методика
профессионального обучения» 12
1.2 Специфика дисциплины «Методика профессионального обучения» 15
1.3 Применение педагогических технологий для преподавания дисциплины
«Методика профессионального обучения» 20
2 Методическое обеспечение дисциплины «Методика профессионального
обучения» 31
2.1 Понятие методического обеспечения учебного процесса 31
2.2 Методическое обеспечение лекционных занятий 37
2.3 Методическое обеспечение практических занятий 51
3 Мультимедийное обеспечение дисциплины «Методика профессионального
обучения» 62
3.1 Теоретические основы применения информационных технологий в
учебном процессе 62
3.2 Электронный курс по дисциплине «Методика профессионального
обучения» 70
4 Апробация разработанного электронного курса «Методика
профессионального обучения». 113
4.1 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы 113
4.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 121
Заключение 124
Список сокращений 129
Список использованных источников 130
Приложение
Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу повышения качества подготовки будущего специалиста в области практического использования методического обеспечения. Процесс повышения качества методической подготовки немыслим без использования во всех формах современной образовательной деятельности информационных и коммуникационных технологий.
В условиях продолжающегося реформирования системы образования России ведется активный поиск путей, которые повысят качества подготовки студентов. Одним из них является совершенствование системы методического обеспечения образовательного процесса учебных заведений отдельных учебных дисциплин, на основе современных технологий, совмещающих в себе традиционные способы организации учебного процесса и приемы и методы, порожденные новыми идейными и психологическими установками, достижениями технической мысли.
Назревшая необходимость использования методического обеспечения «как высокоэффективного педагогического инструмента, позволяющего получить новое качество образовательного процесса при меньших затратах сил и времени как преподавателей, так и учащихся» . Компьютеризация всех сторон общественной жизни, стремительный рост количества персональных компьютеров и совершенствование их технических характеристик заставляют искать новые ответы на основные вопросы педагогической практики: зачем, чему, как и кого учить, т.е. актуализируются проблемы целей, содержания, методов и объектов обучения. В свою очередь эти новые и фундаментальные запросы педагогической практики стимулируют переосмысление оснований педагогической науки, ее категориального аппарата, предмета и методов [1].
Для развития университета характерны тенденции гуманизации и дифференциации обучения. Оснащение процесса обучения методическим обеспечением способствует усилению индивидуализации обучения.
Методическое обеспечение всех областей деятельности человека требует от системы образования подготовки специалистов, владеющих новыми информационными технологиями (НИТ).
Разные авторы указывают на возможность и даже стратегическую важность использования новых информационных технологий в обучении, организуются специализированные конференции, посвященные проблемам методической обеспеченностью образования. Наиболее перспективно использование в обучении средств информационные технологии (multimedia - средства НИТ, позволяющие одновременно использовать различные каналы обмена информацией между компьютером и окружающей средой), поскольку информационные технологии позволяет задействовать в процессе обучения все каналы передачи информации, максимально включить все виды памяти. По данным Г. А. Бордовского [2], И.Б. Горбуновой [3] и А.С. Кондратьева [4], «внимание во время работы с обучающей программой на базе информационные технологии, как правило, удваивается, поэтому освобождается дополнительное время. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше».
Все больше публикаций на тему методическое обеспечение в обучении появляется в периодической печати, научные коллективы исследуют взаимодействие информационных технологий и образовательного процесса в целом. Проводятся исследования, посвященные использованию компьютера в качестве средства обучения или как интерактивного эксперта. Несмотря на кажущуюся дороговизну применения компьютеров в обучении, на самом деле качество предоставления информации, дешевизна ее обновления и дополнения, возможность использования компьютера в качестве библиотеки, видеопроигрывателя, аудиопроигрывателя и т. п., несомненно, в десятки раз окупает все изначальные затраты. Преподаватели-энтузиасты самостоятельно разрабатывают и проводят занятия с использованием средств информационные технологии.
Российское общество переживает сложный этап социально-экономического реформирования. В условиях глобализации, интеграции социальной деятельности, постоянного обновления информационных технологий человек может успешно функционировать, если он будет обладать определенными качествами и способностями, обеспечивающими устойчивость его развития и гибкую адаптацию ко всем трансформациям.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство [5]. Этот процесс сопровождается
существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению учащегося в информационное общество. Методические обеспечения призваны не как дополнительный «довесок» в обучении, а неотъемлемая часть целостного образовательного процесса, значительно повышающий его эффективность.
Актуальность исследования данной темы можно подчеркнуть тем, что методическое обеспечение - это процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.
Процессы, происходящие в связи с методической обеспечением, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.
Одним из приоритетных направлений процесса методического обеспечения является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует:
1. совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
2. совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
3. создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;
4. создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.
Методическое обеспечение образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающийся но основе реализации возможностей средств новых информационных технологий (ИТ), поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивая тем самым синергизм педагогического воздействия.
Значительный вклад в теорию и практику использования методического обеспечения в обучении внесли: В.П. Беспалько [6], А.П. Ершов [7], М.П. Лапчик [8], Е.И. Машбиц [9], А.Г. Мордкович [10] и многие другие ученые. В работах этих авторов рассмотрены пути повышения эффективности обучения с использованием различных технических средств, некоторые способы классификации педагогических программных средств (ППС), проблемы компьютеризации естественных дисциплин и многое другое.
Многие направления развития образования в стране, отмеченные как приоритетные в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, прямо или косвенно связаны с использованием информационных технологий для разработки качественно нового вида методических образовательных ресурсов - электронных ресурсов.
Идея реализации содержания учебной дисциплины в рамках электронных учебно-методических комплексов не является новой. В российской педагогике она находит свои истоки в работах В.П. Беспалько и других исследователей. С развитием средств обучения, в частности компьютерных, приверженцами идеи создания электронных учебно-методических комплексов на информационной основе стали П.И. Образцов [11], И.В. Роберт [12] и другие ученые.
Определение понятия образовательных электронных изданий и ресурсов предлагались в работах Л.Х. Зайнутдиновой [13], О.В. Зиминой [14], И.В. Роберт [15] и других исследователей.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена потребностью в разработке методического обеспечения дисциплины «Методика профессионального обучения» с учетом специфики направления подготовки, методических подходов к созданию электронных курсов и их применение в учебном процессе.
Выше сказанное определило цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель исследования: обосновать и разработать методическое обеспечение по дисциплине «Методика профессионального обучения».
Объект исследования: учебный процесс по дисциплине «Методика профессионального обучения».
Предмет исследования: методическое обеспечение по дисциплине «Методика профессионального обучения».
Исходя из цели исследования, можно сформулировать следующие задачи:
1. Определить особенности организации учебного процесса по дисциплине «Методика профессионального обучения».
2. Проанализировать теоретические основы разработки методического обеспечения учебного процесса.
3. Разработать методическое обеспечение по дисциплине «Методика профессионального обучения».
4. Обосновать и разработать электронный обучающий курс «Методика профессионального обучения».
5. Апробировать разработанный электронный обучающий курс «Методика профессионального обучения».
Для решения проблем исследования нами были использованы следующие методы:
1. анализ научной литературы по психолого-педагогическим проблемам, связанным с информатизацией общества, ее влиянием на личность и систему образования;
2. анализ научной литературы по педагогическим технологиям;
3. анализ научной литературы по методике профессионального обучения;
4. анализ федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и учебного плана направления подготовки «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)», учебных программ, учебников и учебных пособий по дисциплине «Педагогические технологии»;
5. педагогический эксперимент.
В условиях продолжающегося реформирования системы образования России ведется активный поиск путей, которые повысят качества подготовки студентов. Одним из них является совершенствование системы методического обеспечения образовательного процесса учебных заведений отдельных учебных дисциплин, на основе современных технологий, совмещающих в себе традиционные способы организации учебного процесса и приемы и методы, порожденные новыми идейными и психологическими установками, достижениями технической мысли.
Назревшая необходимость использования методического обеспечения «как высокоэффективного педагогического инструмента, позволяющего получить новое качество образовательного процесса при меньших затратах сил и времени как преподавателей, так и учащихся» . Компьютеризация всех сторон общественной жизни, стремительный рост количества персональных компьютеров и совершенствование их технических характеристик заставляют искать новые ответы на основные вопросы педагогической практики: зачем, чему, как и кого учить, т.е. актуализируются проблемы целей, содержания, методов и объектов обучения. В свою очередь эти новые и фундаментальные запросы педагогической практики стимулируют переосмысление оснований педагогической науки, ее категориального аппарата, предмета и методов [1].
Для развития университета характерны тенденции гуманизации и дифференциации обучения. Оснащение процесса обучения методическим обеспечением способствует усилению индивидуализации обучения.
Методическое обеспечение всех областей деятельности человека требует от системы образования подготовки специалистов, владеющих новыми информационными технологиями (НИТ).
Разные авторы указывают на возможность и даже стратегическую важность использования новых информационных технологий в обучении, организуются специализированные конференции, посвященные проблемам методической обеспеченностью образования. Наиболее перспективно использование в обучении средств информационные технологии (multimedia - средства НИТ, позволяющие одновременно использовать различные каналы обмена информацией между компьютером и окружающей средой), поскольку информационные технологии позволяет задействовать в процессе обучения все каналы передачи информации, максимально включить все виды памяти. По данным Г. А. Бордовского [2], И.Б. Горбуновой [3] и А.С. Кондратьева [4], «внимание во время работы с обучающей программой на базе информационные технологии, как правило, удваивается, поэтому освобождается дополнительное время. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше».
Все больше публикаций на тему методическое обеспечение в обучении появляется в периодической печати, научные коллективы исследуют взаимодействие информационных технологий и образовательного процесса в целом. Проводятся исследования, посвященные использованию компьютера в качестве средства обучения или как интерактивного эксперта. Несмотря на кажущуюся дороговизну применения компьютеров в обучении, на самом деле качество предоставления информации, дешевизна ее обновления и дополнения, возможность использования компьютера в качестве библиотеки, видеопроигрывателя, аудиопроигрывателя и т. п., несомненно, в десятки раз окупает все изначальные затраты. Преподаватели-энтузиасты самостоятельно разрабатывают и проводят занятия с использованием средств информационные технологии.
Российское общество переживает сложный этап социально-экономического реформирования. В условиях глобализации, интеграции социальной деятельности, постоянного обновления информационных технологий человек может успешно функционировать, если он будет обладать определенными качествами и способностями, обеспечивающими устойчивость его развития и гибкую адаптацию ко всем трансформациям.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство [5]. Этот процесс сопровождается
существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению учащегося в информационное общество. Методические обеспечения призваны не как дополнительный «довесок» в обучении, а неотъемлемая часть целостного образовательного процесса, значительно повышающий его эффективность.
Актуальность исследования данной темы можно подчеркнуть тем, что методическое обеспечение - это процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.
Процессы, происходящие в связи с методической обеспечением, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.
Одним из приоритетных направлений процесса методического обеспечения является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует:
1. совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
2. совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
3. создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;
4. создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.
Методическое обеспечение образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающийся но основе реализации возможностей средств новых информационных технологий (ИТ), поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивая тем самым синергизм педагогического воздействия.
Значительный вклад в теорию и практику использования методического обеспечения в обучении внесли: В.П. Беспалько [6], А.П. Ершов [7], М.П. Лапчик [8], Е.И. Машбиц [9], А.Г. Мордкович [10] и многие другие ученые. В работах этих авторов рассмотрены пути повышения эффективности обучения с использованием различных технических средств, некоторые способы классификации педагогических программных средств (ППС), проблемы компьютеризации естественных дисциплин и многое другое.
Многие направления развития образования в стране, отмеченные как приоритетные в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, прямо или косвенно связаны с использованием информационных технологий для разработки качественно нового вида методических образовательных ресурсов - электронных ресурсов.
Идея реализации содержания учебной дисциплины в рамках электронных учебно-методических комплексов не является новой. В российской педагогике она находит свои истоки в работах В.П. Беспалько и других исследователей. С развитием средств обучения, в частности компьютерных, приверженцами идеи создания электронных учебно-методических комплексов на информационной основе стали П.И. Образцов [11], И.В. Роберт [12] и другие ученые.
Определение понятия образовательных электронных изданий и ресурсов предлагались в работах Л.Х. Зайнутдиновой [13], О.В. Зиминой [14], И.В. Роберт [15] и других исследователей.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена потребностью в разработке методического обеспечения дисциплины «Методика профессионального обучения» с учетом специфики направления подготовки, методических подходов к созданию электронных курсов и их применение в учебном процессе.
Выше сказанное определило цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель исследования: обосновать и разработать методическое обеспечение по дисциплине «Методика профессионального обучения».
Объект исследования: учебный процесс по дисциплине «Методика профессионального обучения».
Предмет исследования: методическое обеспечение по дисциплине «Методика профессионального обучения».
Исходя из цели исследования, можно сформулировать следующие задачи:
1. Определить особенности организации учебного процесса по дисциплине «Методика профессионального обучения».
2. Проанализировать теоретические основы разработки методического обеспечения учебного процесса.
3. Разработать методическое обеспечение по дисциплине «Методика профессионального обучения».
4. Обосновать и разработать электронный обучающий курс «Методика профессионального обучения».
5. Апробировать разработанный электронный обучающий курс «Методика профессионального обучения».
Для решения проблем исследования нами были использованы следующие методы:
1. анализ научной литературы по психолого-педагогическим проблемам, связанным с информатизацией общества, ее влиянием на личность и систему образования;
2. анализ научной литературы по педагогическим технологиям;
3. анализ научной литературы по методике профессионального обучения;
4. анализ федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и учебного плана направления подготовки «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)», учебных программ, учебников и учебных пособий по дисциплине «Педагогические технологии»;
5. педагогический эксперимент.
Решая первую задачу дипломной работы, мы определили особенности организации учебного процесса по дисциплине «Методика профессионального обучения».
Мы выяснили, что дисциплина МПО занимает одно из важнейших мест в подготовке педагогов профессионального образования по отраслям. Методические знания являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. Они тесно связаны с приемами, способами и, конечно же, с личностью самого педагога и его творчеством. Методика профессионального обучения как дисциплина относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД). МПО занимает одно из центральных мест в подготовке педагога профессионального обучения.
В основу дисциплины МПО положено развитие профессионального методического мышления.
Кроме того, дисциплина МПО выполняет связующую функцию между специальной технической и психолого-педагогической подготовкой специалистов, интегрирует все предшествующие виды их подготовки: гуманитарную, естественнонаучную, отраслевую, обще-профессиональную, специальную.
Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.
Основной целью изучения дисциплины «Методика профессионального обучения» является подготовка будущих педагогов профессионального обучения к методически грамотному и творческому осуществлению педагогического процесса в учебных заведениях системы профессионального образования.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту направления 44.03.04.18 - «Профессиональное обучение (информатика и
вычислительная техника)», дисциплина «Методика профессионального обучения» является одной из составляющих федерального компонента цикла дисциплин отраслевой подготовки.
Цель преподаваемой дисциплины:
1. Разрабатывать методическое обеспечение занятий в соответствии с нормативными документами.
2. Использовать понятийные аппарат дисциплины для проектирования методического обеспечения дисциплины.
Задачи изучения дисциплины. После изучения дисциплины студенты способны:
1. Изучить понятийный аппарат дисциплины.
2. Анализировать нормативные документы профессионального образования.
3. Составлять рабочую программу по дисциплине.
4. Разрабатывать методики проведения лекционных, практических и контрольных занятий.
Формируемые компетенции:
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
Способность обосновать профессионально-педагогические действия (ОПК-7)
Профессиональные компетенции (ПК): учебно-профессиональная Деятельность:
Способность организовать профессионально-педагогическую
деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4)
образовательно-проектировочная Деятельность:
Способность проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК-18)
Нами рассмотрено понятие «Методическое обеспечение». В нашей работе, мы придерживаемся мнения П.И.Образцова.
МетоДическое обеспечение - это система взаимодействия методиста с педагогическими кадрами, включающая, помимо методического оснащения (программы, методические разработки, дидактические пособия), такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста и педагога (коллектива); апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; информирование, просвещение и обучение кадров; совместный анализ качества деятельности и ее результатов. (П. И. Образцов)
В рамках этой работы мы разработали методическое обеспечение по дисциплине «Методика профессионального обучения».
Мы изучили и проанализировали государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направления «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника)», а также учебный план этому направлению .
На основе этого была составлена учебная программа дисциплины «Методика профессионального обучения», направленная на развитие профессиональной мотивации студентов.
Мы разработали методическое обеспечение лекционных, практических и итоговых занятий, представленных в виде тестовых заданий.
Методическая разработка лекционного занятия по теме «Введение в методику профессионального обучения» представляет собой методические рекомендации по проведению лекции.
Методическая разработка практического занятия по теме «Создание рабочей программы» представляет собой методические рекомендации по проведению практики.
Методическая разработка итогового занятия представляет собой методические рекомендации по проведению контрольного занятия, направленного на проверку усвоенных знаний, и представлено занятие в виде тестовых заданий.
Методическое обеспечение разработано на основе педагогических технологий. Мы рассмотрели определение педагогических технологий, за ведущее взяли определение В.П.Беспалько.
Педагогические технологии - это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели (В.П.Беспалько).
В педагогической литературе представлено несколько классификаций педагогических технологий - В. Т. Фоменко, Т. Н. Шамовой и Т. М. Давыденко, В.П. Беспалько и др. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г. К. Селевко.
Нами рассмотрено описание классификационных групп, составленное Г. К. Селевко.
Г. К. Селевко отмечает, что не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна.
Из предложенных критериев целями нашей работы соответствует критерий классификации педагогической технологии по преобладающим методам и способам обучения.
Рассмотрены некоторые педагогические технологии, применение которых может быть эффективным в преподавании дисциплины «Методика профессионального обучения», такие как традиционная, проектная, проблемная, игровая, информационная технологии.
На основе рассмотрения сущности педагогических технологий можем заключить следующее:
Все рассмотренные нами педагогические технологии используются в преподавании дисциплины «Методика профессионального обучения». Выбор педагогической технологии зависит уже от конкретных ситуаций, например, какое это будет обучение: аудиторное или внеурочное; от количества участников учебного процесса: индивидуальное или групповое (коллективное); от поставленных целей обучения: развить навыки коллективной работы (является неотъемлемой частью самопознания) или же развить индивидуальные качества учащегося.
Нами было выявлено, что на сегодняшний день, проблема создания методического обеспечения очень актуальна. Методическое обеспечение по дисциплине строится на рабочей программе.
Разработка рабочей программы подразумевает проведение анализа государственного образовательного стандарта ВПО по направлению профессиональное обучение и учебного плана по данному направлению. Из государственного стандарта нами были взяты компетенции, формируемые во время обучения у студентов.
Из учебного плана нами была взята общая нагрузка, последовательность изучения дисциплин, фонд учебного времени для каждой дисциплины, распределение его по видам учебной работы, формы промежуточного и итогового контроля знаний студентов.
В рамках этой дипломной работы мы разработали методическое обеспечение по дисциплине «Методика профессионального обучения».
На основе этого была составлена учебная программа дисциплины «Методика профессионального обучения», направленная на развитие профессиональной мотивации студентов.
Проанализированы формы, способы использования информационной технологии как объяснительно-иллюстративного метода обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти; а также технические и программные, специализированные средства информационные технологии и возможности их использования на уроках информатики, а именно, программно-аппаратный комплект "Интерактивная доска" как современное информационные технологии-средство, которое, обладая всеми качествами традиционной школьной доски, имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений.
Решая четвертую задачу, мы обосновали и разработали электронный курс по дисциплине «Методика профессионального обучения».
Электронный курс по дисциплине «Методика профессионального обучения», разработанный с помощью инструментальной среды Moodle содержит ориентационную, информационную, диагностическую и рефлексивную части. Весь материал представлен доступным и понятным способом [56]. Данный электронный курс выполнен в соответствии с данными принципами, предъявляемыми к разработке мультимедийных средств. В основе разработанного электронного курса по дисциплине «Методика профессионального обучения» лежат следующие дидактические принципы : научности содержания, доступности, систематичности и последовательности обучения, компьютерной визуализации учебной информации, сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого, прочности усвоения результатов обучения, развития интеллектуального потенциала. Другие дидактические принципы будут реализованы в дальнейшем, после наполнения содержанием электронного курса.
Для решения пятой задачи, в рамках нашего исследования был проведен эксперимент, целью которого являлось выявление соответствия дидактическим принципам электронного курса, апробация и констатация результатов.
Респондентам (студентам группы ФО-13-01 «Профессиональное обучение») выдавалась анкета, содержащая вопросы, направленные на соблюдение дидактических принципов разработки электронного курса.
В ходе анализа ответов студентов можно сделать вывод о том, что разработанный электронный курс по дисциплине «Методика профессионального обучения» удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым к разработке электронных курсов. Ее использование в процессе преподавания дисциплины «Методика профессионального обучения» является педагогически обоснованным, поскольку дистанционный курс прост в использовании, не требует больших возможностей от техники, рассчитан на студентов с любым уровнем подготовки.
Мы выяснили, что дисциплина МПО занимает одно из важнейших мест в подготовке педагогов профессионального образования по отраслям. Методические знания являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. Они тесно связаны с приемами, способами и, конечно же, с личностью самого педагога и его творчеством. Методика профессионального обучения как дисциплина относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД). МПО занимает одно из центральных мест в подготовке педагога профессионального обучения.
В основу дисциплины МПО положено развитие профессионального методического мышления.
Кроме того, дисциплина МПО выполняет связующую функцию между специальной технической и психолого-педагогической подготовкой специалистов, интегрирует все предшествующие виды их подготовки: гуманитарную, естественнонаучную, отраслевую, обще-профессиональную, специальную.
Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.
Основной целью изучения дисциплины «Методика профессионального обучения» является подготовка будущих педагогов профессионального обучения к методически грамотному и творческому осуществлению педагогического процесса в учебных заведениях системы профессионального образования.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту направления 44.03.04.18 - «Профессиональное обучение (информатика и
вычислительная техника)», дисциплина «Методика профессионального обучения» является одной из составляющих федерального компонента цикла дисциплин отраслевой подготовки.
Цель преподаваемой дисциплины:
1. Разрабатывать методическое обеспечение занятий в соответствии с нормативными документами.
2. Использовать понятийные аппарат дисциплины для проектирования методического обеспечения дисциплины.
Задачи изучения дисциплины. После изучения дисциплины студенты способны:
1. Изучить понятийный аппарат дисциплины.
2. Анализировать нормативные документы профессионального образования.
3. Составлять рабочую программу по дисциплине.
4. Разрабатывать методики проведения лекционных, практических и контрольных занятий.
Формируемые компетенции:
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
Способность обосновать профессионально-педагогические действия (ОПК-7)
Профессиональные компетенции (ПК): учебно-профессиональная Деятельность:
Способность организовать профессионально-педагогическую
деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4)
образовательно-проектировочная Деятельность:
Способность проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК-18)
Нами рассмотрено понятие «Методическое обеспечение». В нашей работе, мы придерживаемся мнения П.И.Образцова.
МетоДическое обеспечение - это система взаимодействия методиста с педагогическими кадрами, включающая, помимо методического оснащения (программы, методические разработки, дидактические пособия), такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста и педагога (коллектива); апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; информирование, просвещение и обучение кадров; совместный анализ качества деятельности и ее результатов. (П. И. Образцов)
В рамках этой работы мы разработали методическое обеспечение по дисциплине «Методика профессионального обучения».
Мы изучили и проанализировали государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направления «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника)», а также учебный план этому направлению .
На основе этого была составлена учебная программа дисциплины «Методика профессионального обучения», направленная на развитие профессиональной мотивации студентов.
Мы разработали методическое обеспечение лекционных, практических и итоговых занятий, представленных в виде тестовых заданий.
Методическая разработка лекционного занятия по теме «Введение в методику профессионального обучения» представляет собой методические рекомендации по проведению лекции.
Методическая разработка практического занятия по теме «Создание рабочей программы» представляет собой методические рекомендации по проведению практики.
Методическая разработка итогового занятия представляет собой методические рекомендации по проведению контрольного занятия, направленного на проверку усвоенных знаний, и представлено занятие в виде тестовых заданий.
Методическое обеспечение разработано на основе педагогических технологий. Мы рассмотрели определение педагогических технологий, за ведущее взяли определение В.П.Беспалько.
Педагогические технологии - это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели (В.П.Беспалько).
В педагогической литературе представлено несколько классификаций педагогических технологий - В. Т. Фоменко, Т. Н. Шамовой и Т. М. Давыденко, В.П. Беспалько и др. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г. К. Селевко.
Нами рассмотрено описание классификационных групп, составленное Г. К. Селевко.
Г. К. Селевко отмечает, что не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна.
Из предложенных критериев целями нашей работы соответствует критерий классификации педагогической технологии по преобладающим методам и способам обучения.
Рассмотрены некоторые педагогические технологии, применение которых может быть эффективным в преподавании дисциплины «Методика профессионального обучения», такие как традиционная, проектная, проблемная, игровая, информационная технологии.
На основе рассмотрения сущности педагогических технологий можем заключить следующее:
Все рассмотренные нами педагогические технологии используются в преподавании дисциплины «Методика профессионального обучения». Выбор педагогической технологии зависит уже от конкретных ситуаций, например, какое это будет обучение: аудиторное или внеурочное; от количества участников учебного процесса: индивидуальное или групповое (коллективное); от поставленных целей обучения: развить навыки коллективной работы (является неотъемлемой частью самопознания) или же развить индивидуальные качества учащегося.
Нами было выявлено, что на сегодняшний день, проблема создания методического обеспечения очень актуальна. Методическое обеспечение по дисциплине строится на рабочей программе.
Разработка рабочей программы подразумевает проведение анализа государственного образовательного стандарта ВПО по направлению профессиональное обучение и учебного плана по данному направлению. Из государственного стандарта нами были взяты компетенции, формируемые во время обучения у студентов.
Из учебного плана нами была взята общая нагрузка, последовательность изучения дисциплин, фонд учебного времени для каждой дисциплины, распределение его по видам учебной работы, формы промежуточного и итогового контроля знаний студентов.
В рамках этой дипломной работы мы разработали методическое обеспечение по дисциплине «Методика профессионального обучения».
На основе этого была составлена учебная программа дисциплины «Методика профессионального обучения», направленная на развитие профессиональной мотивации студентов.
Проанализированы формы, способы использования информационной технологии как объяснительно-иллюстративного метода обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти; а также технические и программные, специализированные средства информационные технологии и возможности их использования на уроках информатики, а именно, программно-аппаратный комплект "Интерактивная доска" как современное информационные технологии-средство, которое, обладая всеми качествами традиционной школьной доски, имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений.
Решая четвертую задачу, мы обосновали и разработали электронный курс по дисциплине «Методика профессионального обучения».
Электронный курс по дисциплине «Методика профессионального обучения», разработанный с помощью инструментальной среды Moodle содержит ориентационную, информационную, диагностическую и рефлексивную части. Весь материал представлен доступным и понятным способом [56]. Данный электронный курс выполнен в соответствии с данными принципами, предъявляемыми к разработке мультимедийных средств. В основе разработанного электронного курса по дисциплине «Методика профессионального обучения» лежат следующие дидактические принципы : научности содержания, доступности, систематичности и последовательности обучения, компьютерной визуализации учебной информации, сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого, прочности усвоения результатов обучения, развития интеллектуального потенциала. Другие дидактические принципы будут реализованы в дальнейшем, после наполнения содержанием электронного курса.
Для решения пятой задачи, в рамках нашего исследования был проведен эксперимент, целью которого являлось выявление соответствия дидактическим принципам электронного курса, апробация и констатация результатов.
Респондентам (студентам группы ФО-13-01 «Профессиональное обучение») выдавалась анкета, содержащая вопросы, направленные на соблюдение дидактических принципов разработки электронного курса.
В ходе анализа ответов студентов можно сделать вывод о том, что разработанный электронный курс по дисциплине «Методика профессионального обучения» удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым к разработке электронных курсов. Ее использование в процессе преподавания дисциплины «Методика профессионального обучения» является педагогически обоснованным, поскольку дистанционный курс прост в использовании, не требует больших возможностей от техники, рассчитан на студентов с любым уровнем подготовки.
Подобные работы
- Разработка методического обеспечения дисциплины «Методика обучения информационным технологиям
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Методика профессионального обучения»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Методика профессионального обучения»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Методика профессионального обучения»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология»»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Методика воспитательной работы»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Научные основы учебной деятельности»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Методология психолого-педагогических исследований»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Общая и профессиональная педагогика»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016



