Антикоррупционное воспитание несовершеннолетних
|
ВВЕДЕНИЕ 1
1 Общая характеристика антикоррупционного воспитания несовершеннолетних ...6
1.1 Антикоррупционное воспитание как часть антикоррупционной
государственной политики 6
1.2 Цели и задачи антикоррупционного воспитания несовершеннолетних 14
1.3 Понятие антикоррупционного воспитания несовершеннолетних 18
2 Формы и методы антикоррупционного воспитания несовершеннолетних 24
2.1 Формы антикоррупционного воспитания несовершеннолетних 24
2.2 Методы антикоррупционного воспитания несовершеннолетних 30
2.3 Проблемы антикоррупционного воспитания несовершеннолетних 37
3 Результаты анализа методических материалов по работе с несовершеннолетними
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анализ методических пособий по антикоррупционному воспитанию несовершеннолетних 58
1 Общая характеристика антикоррупционного воспитания несовершеннолетних ...6
1.1 Антикоррупционное воспитание как часть антикоррупционной
государственной политики 6
1.2 Цели и задачи антикоррупционного воспитания несовершеннолетних 14
1.3 Понятие антикоррупционного воспитания несовершеннолетних 18
2 Формы и методы антикоррупционного воспитания несовершеннолетних 24
2.1 Формы антикоррупционного воспитания несовершеннолетних 24
2.2 Методы антикоррупционного воспитания несовершеннолетних 30
2.3 Проблемы антикоррупционного воспитания несовершеннолетних 37
3 Результаты анализа методических материалов по работе с несовершеннолетними
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анализ методических пособий по антикоррупционному воспитанию несовершеннолетних 58
Вопросы об антикоррупционном воспитании несовершеннолетних в современной литературе мало исследованы. Казалось бы, что несовершеннолетние в силу психологических и физических особенностей развития не способны осваивать информацию о таком явлении как коррупция в обществе, в связи со сложностью включаемых в данное понятие определений и терминов. К тому же, несовершеннолетние ещё не обладают опытом участия в различных правоотношениях и у большинства детей отсутствует интерес к изучению коррупции как правового явления.
Однако нельзя не учитывать тот факт, что «от того как будет воспитана современная молодежь зависит то, как будет развиваться наше государство в будущем. Сформировав у молодого поколения нетерпимое отношение к коррупции и активную антикоррупционную позицию, мы значительно продвинемся в борьбе с этим явлением» [5, С. 1].
Коррупция - паразитирующий спутник развития любого государства. Поколения сменяются, а коррупция наследуется из поколения в поколение. Каждое новое поколение оказывается безоружным в отношении коррупции. Задача антикоррупционного воспитания состоит в предоставлении несовершеннолетним «иммунитета» против коррупции, в формировании антикоррупционного правосознания у детей.
«Коррупция - это проблема системная и другая ее опасность заключается в том, что граждане теряют доверие к государству, его органам, чиновникам, а их сознание с течением времени становится коррупционным (понимание того, что все можно купить), в результате чего снижается их позитивная социально - правовая активность, а общество поражает маргинальность и конформизм. Коррупция «разъедает» государственный механизм» [51, С. 3]. Дабы избежать распространения в современном обществе такого «позитивного» отношения к коррупции, в обществе непременно следует развивать представление о ней еще с малых лет.
Актуальность исследования предопределена тем, что в области антикоррупционного просвещения в сфере противодействия коррупции довольно много проблем. Так, до настоящего времени в современной юридической литературе не выработано общепринятого понятия антикоррупционного воспитания несовершеннолетних, его форм и методов, а также в законе не закреплена обязанность по антикоррупционному воспитанию несовершеннолетних. В работе впервые в российской юридической научной литературе проводится анализ действующих методических рекомендаций, пособий, аналитических записок по антикоррупционному воспитанию несовершеннолетних, которые действуют в общеобразовательных организациях и вузах нашей страны, а также за рубежом.
Целью исследования является комплексный анализ понятия, форм и методов антикоррупционного воспитания несовершеннолетних в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях.
Указанная цель достигается через ряд последовательных задач:
1) на основании проведенного исследования определить общие характеристики понятия «антикоррупционное воспитание несовершеннолетних»;
2) определить общие характеристики понятия форм антикоррупционного воспитания несовершеннолетних;
3) на основании проведенного исследования и на основании научных работ российских ученых выявить критерии классификации форм антикоррупционного воспитания несовершеннолетних;
4) определить категории и группы возраста несовершеннолетних, обучаемых антикоррупционному просвещению;
5) выявить проблемы антикоррупционного воспитания несовершеннолетних в сфере образования;
6) определить основные положения методических рекомендаций, направленных на совершенствование антикоррупционного воспитания несовершеннолетних в общеобразовательных учреждениях;
7) на основании проведенного исследования выявить общие рекомендации, направленные на совершенствование законодательства в области антикоррупционного воспитания несовершеннолетних.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при реализации форм антикоррупционного просвещения путем воспитания среди несовершеннолетних в связи с юридическими фактами коррупционных правонарушений; правовые проблемы регулирования коррупционных правонарушений.
Предметом исследования являются правовые нормы, закрепляющие меры профилактики коррупционных правонарушений, методические рекомендации, учебные пособия, аналитические записки учебных заведений по антикоррупционному воспитанию несовершеннолетних, а также практика их применения.
Методология исследования. Магистрант использовал различные методы и способы научного познания: общие, частные и специально-юридические. Посредством общенаучного метода в работе выявлены общие характерные черты понятия «антикоррупционное воспитание несовершеннолетних». Всеобщим методом научных познаний государственно-правовых явлений выступает диалектический метод, с его помощью объект и предмет исследования анализировались комплексно, в развитии.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых-юристов, специалистов в области уголовного права, деликтологии и криминологии, а именно: Э. Баконис, В. Вайцекаускене, И.А. Дамм, А.И. Долгова, Н.Ф. Голованова, Ю.А. Зубок, И.М. Ильинский, Н.П. Ерченко, А.С. Константинов, Г.П. Синицына, В.П. Струкова, П.А. Кабанов, В.В. Панин, Д. Пянкаускене, В.В. Терешенко, Н.В. Щедрин, Ю.М. Чеботарь и других ученых.
Эмпирическая база исследования. В качестве эмпирической базы выступили Конституция РФ, федеральные законы, письмо Министерства образования Российской Федерации. Анализировалась практика применения правовых норм, закрепляющих основы профилактики коррупционных правонарушений.
Научная новизна исследования состоит в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Разработка целостной системы учебных моделей и комплекса учебно-методических пособий по антикоррупционному воспитанию несовершеннолетних на территории всех субъектов Российской Федерации принесет положительный опыт в области противодействия коррупции.
2. Конкретизация понятия «Антикоррупционное воспитание» и определение возраста несовершеннолетних, поддающихся антикоррупционному воспитанию, позволит внести определенность в программы и методические пособия образовательных учреждений, что позволит создать единый шаблон методических рекомендаций по антикоррупционному воспитанию несовершеннолетних.
3. Выделяются следующие формы антикоррупционного воспитания несовершеннолетних:
- Мероприятия, проводимые общеобразовательными учреждениями самостоятельно (изучение общеобразовательных программ: ролевые игры, «карточные» методики, дискуссионные формы, суды над коррупцией, создание буклетов, коллажей, анкетирование, конкурсы экспресс-плакатов и др.);
- Мероприятия, проводимые общеобразовательными учреждениями совместно с другими организациями сферы образования: органами внутренних дел, правозащиты (кружки, секции, «круглые столы», дискуссионные клубы, конференции, школьные научные общества, олимпиады, классные часы, деловые игры; встречи с представителями властных структур и другие мероприятия);
- Мероприятия, проводимые совместно с общественными организациями (поисковые и научные исследования, акции антикоррупционной направленности);
- Функционирование специальной комиссии по работе с родителями и оказание им консультационной помощи в вопросах антикоррупционного воспитания.
4. Ведущей формой воспитательной работы становится деловая игра, в ходе которой школьники и студенты самостоятельно решают поставленную задачу и находят пути ее решения.
Научно-практическое значение заключается в том, что в работе содержатся выводы, рекомендации и предложения, направленные на совершенствование антикоррупционного воспитания несовершеннолетних, на закрепление обязанности проводить антикоррупционное воспитание в федеральном законе Российской Федерации, а также на разработку общего формата методических рекомендаций по антикоррупционному воспитанию несовершеннолетних для школьников.
Апробация. Промежуточные итоги исследования докладывались на заседаниях кафедры деликтологии и криминологии, на научно-практических семинарах, в рамках НИР магистратуры. Магистрант принимал участие в конференциях, проводимых в Юридическом институте Сибирского федерального университета. По теме диссертации опубликовано две статьи: «О проблемах антикоррупционного воспитания несовершеннолетних», «О формах и методах антикоррупционного воспитания несовершеннолетних».
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения.
Однако нельзя не учитывать тот факт, что «от того как будет воспитана современная молодежь зависит то, как будет развиваться наше государство в будущем. Сформировав у молодого поколения нетерпимое отношение к коррупции и активную антикоррупционную позицию, мы значительно продвинемся в борьбе с этим явлением» [5, С. 1].
Коррупция - паразитирующий спутник развития любого государства. Поколения сменяются, а коррупция наследуется из поколения в поколение. Каждое новое поколение оказывается безоружным в отношении коррупции. Задача антикоррупционного воспитания состоит в предоставлении несовершеннолетним «иммунитета» против коррупции, в формировании антикоррупционного правосознания у детей.
«Коррупция - это проблема системная и другая ее опасность заключается в том, что граждане теряют доверие к государству, его органам, чиновникам, а их сознание с течением времени становится коррупционным (понимание того, что все можно купить), в результате чего снижается их позитивная социально - правовая активность, а общество поражает маргинальность и конформизм. Коррупция «разъедает» государственный механизм» [51, С. 3]. Дабы избежать распространения в современном обществе такого «позитивного» отношения к коррупции, в обществе непременно следует развивать представление о ней еще с малых лет.
Актуальность исследования предопределена тем, что в области антикоррупционного просвещения в сфере противодействия коррупции довольно много проблем. Так, до настоящего времени в современной юридической литературе не выработано общепринятого понятия антикоррупционного воспитания несовершеннолетних, его форм и методов, а также в законе не закреплена обязанность по антикоррупционному воспитанию несовершеннолетних. В работе впервые в российской юридической научной литературе проводится анализ действующих методических рекомендаций, пособий, аналитических записок по антикоррупционному воспитанию несовершеннолетних, которые действуют в общеобразовательных организациях и вузах нашей страны, а также за рубежом.
Целью исследования является комплексный анализ понятия, форм и методов антикоррупционного воспитания несовершеннолетних в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях.
Указанная цель достигается через ряд последовательных задач:
1) на основании проведенного исследования определить общие характеристики понятия «антикоррупционное воспитание несовершеннолетних»;
2) определить общие характеристики понятия форм антикоррупционного воспитания несовершеннолетних;
3) на основании проведенного исследования и на основании научных работ российских ученых выявить критерии классификации форм антикоррупционного воспитания несовершеннолетних;
4) определить категории и группы возраста несовершеннолетних, обучаемых антикоррупционному просвещению;
5) выявить проблемы антикоррупционного воспитания несовершеннолетних в сфере образования;
6) определить основные положения методических рекомендаций, направленных на совершенствование антикоррупционного воспитания несовершеннолетних в общеобразовательных учреждениях;
7) на основании проведенного исследования выявить общие рекомендации, направленные на совершенствование законодательства в области антикоррупционного воспитания несовершеннолетних.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при реализации форм антикоррупционного просвещения путем воспитания среди несовершеннолетних в связи с юридическими фактами коррупционных правонарушений; правовые проблемы регулирования коррупционных правонарушений.
Предметом исследования являются правовые нормы, закрепляющие меры профилактики коррупционных правонарушений, методические рекомендации, учебные пособия, аналитические записки учебных заведений по антикоррупционному воспитанию несовершеннолетних, а также практика их применения.
Методология исследования. Магистрант использовал различные методы и способы научного познания: общие, частные и специально-юридические. Посредством общенаучного метода в работе выявлены общие характерные черты понятия «антикоррупционное воспитание несовершеннолетних». Всеобщим методом научных познаний государственно-правовых явлений выступает диалектический метод, с его помощью объект и предмет исследования анализировались комплексно, в развитии.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых-юристов, специалистов в области уголовного права, деликтологии и криминологии, а именно: Э. Баконис, В. Вайцекаускене, И.А. Дамм, А.И. Долгова, Н.Ф. Голованова, Ю.А. Зубок, И.М. Ильинский, Н.П. Ерченко, А.С. Константинов, Г.П. Синицына, В.П. Струкова, П.А. Кабанов, В.В. Панин, Д. Пянкаускене, В.В. Терешенко, Н.В. Щедрин, Ю.М. Чеботарь и других ученых.
Эмпирическая база исследования. В качестве эмпирической базы выступили Конституция РФ, федеральные законы, письмо Министерства образования Российской Федерации. Анализировалась практика применения правовых норм, закрепляющих основы профилактики коррупционных правонарушений.
Научная новизна исследования состоит в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Разработка целостной системы учебных моделей и комплекса учебно-методических пособий по антикоррупционному воспитанию несовершеннолетних на территории всех субъектов Российской Федерации принесет положительный опыт в области противодействия коррупции.
2. Конкретизация понятия «Антикоррупционное воспитание» и определение возраста несовершеннолетних, поддающихся антикоррупционному воспитанию, позволит внести определенность в программы и методические пособия образовательных учреждений, что позволит создать единый шаблон методических рекомендаций по антикоррупционному воспитанию несовершеннолетних.
3. Выделяются следующие формы антикоррупционного воспитания несовершеннолетних:
- Мероприятия, проводимые общеобразовательными учреждениями самостоятельно (изучение общеобразовательных программ: ролевые игры, «карточные» методики, дискуссионные формы, суды над коррупцией, создание буклетов, коллажей, анкетирование, конкурсы экспресс-плакатов и др.);
- Мероприятия, проводимые общеобразовательными учреждениями совместно с другими организациями сферы образования: органами внутренних дел, правозащиты (кружки, секции, «круглые столы», дискуссионные клубы, конференции, школьные научные общества, олимпиады, классные часы, деловые игры; встречи с представителями властных структур и другие мероприятия);
- Мероприятия, проводимые совместно с общественными организациями (поисковые и научные исследования, акции антикоррупционной направленности);
- Функционирование специальной комиссии по работе с родителями и оказание им консультационной помощи в вопросах антикоррупционного воспитания.
4. Ведущей формой воспитательной работы становится деловая игра, в ходе которой школьники и студенты самостоятельно решают поставленную задачу и находят пути ее решения.
Научно-практическое значение заключается в том, что в работе содержатся выводы, рекомендации и предложения, направленные на совершенствование антикоррупционного воспитания несовершеннолетних, на закрепление обязанности проводить антикоррупционное воспитание в федеральном законе Российской Федерации, а также на разработку общего формата методических рекомендаций по антикоррупционному воспитанию несовершеннолетних для школьников.
Апробация. Промежуточные итоги исследования докладывались на заседаниях кафедры деликтологии и криминологии, на научно-практических семинарах, в рамках НИР магистратуры. Магистрант принимал участие в конференциях, проводимых в Юридическом институте Сибирского федерального университета. По теме диссертации опубликовано две статьи: «О проблемах антикоррупционного воспитания несовершеннолетних», «О формах и методах антикоррупционного воспитания несовершеннолетних».
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения.
Проанализировав действующие пособия по антикоррупционному воспитанию несовершеннолетних, можно выделить основные задачи образовательных организаций в данном направлении:
знакомство несовершеннолетних с феноменом коррупции (понятием, характеристиками, типами, классификациями, причинами, последствиями, механизмами распространения и т.д.);
формирование нетерпимости к проявлениям коррупции;
ознакомление с возможностями и механизмами борьбы с коррупцией;
воспитание ценностей и установок, необходимых для формирования нетерпимости к коррупции.
формирование у обучающихся политико-правовых знаний антикоррупционного профиля;
формирование у обучающихся нравственно-этических ценностных основ антикоррупционного поведения;
формирование у обучающихся опыта конструктивного взаимодействия между обучающимися, между обучаемыми и обучающими, опыта нравственно - правового решения текущих и перспективных проблем [20, С. 5].
Основной целью антикоррупционного воспитания является формирование антикоррупционного мировоззрения и развитие способностей, необходимых для возникновения у молодых людей активной гражданской позиции в отношении коррупции. Данная цель нередко упоминается в научной и публицистической литературе, а также в методических пособиях по антикоррупционному воспитанию несовершеннолетних.
Антикоррупционное воспитание осуществляется в различных формах и посредством разных методов, основой которых является игра - как вид деятельности. Несомненно, для несовершеннолетних дошкольного возраста, а также для школьников начального общего образования предполагается наиболее верным формировать нравственные представления и нравственные качества ребенка на уроках, например, литературы и истории. Основная воспитательная работа с учащимися младших классов направлена на формирование культуры взаимодействия и нравственного воспитания. Программы по антикоррупционному воспитанию, по нашему мнению, следует начинать с возрастной категории, учащихся 8-9 классов, когда в образовательных программах появляются такие учебные предметы как «Обществознание» и «Право» и знания обучающихся перестают быть обрывочными.
Целостной системой можно назвать учебную модель, разработанную в 2010 - 11 годах в республике Татарстан, это комплекс учебно-методических пособий по антикоррупционному воспитанию обучающихся, в том числе - несовершеннолетних.
В системе образования Санкт-Петербурга данное направление развивалось в контексте важных региональных документов: запросов представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе для подготовки доклада в Администрацию Президента Российской Федерации по противодействию коррупции в системе образования и Программы противодействия коррупции в Комитете по образованию на 2012-2013 годы, утвержденной распоряжением Комитета по образованию от 20.01.2012 № 108-р.
С первых шагов развития этого направления в России Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования участвовала в разработке методического сопровождения данной темы, стала первопроходцем и лидером в создании пособий для учителя по антикоррупционному образованию. Специалистами подготовлен ряд изданных учебных и методических пособий по соответствующей тематике.
Опыт Санкт-Петербурга в становлении данного направления образования признан специалистами, это было подтверждено участниками Всероссийского съезда учителей обществознания «Конституционно-правовые ценности формирования личности школьника», проходившего по инициативе Министерства образования и науки РФ 18-19 мая 2013 года в Санкт-Петербурге, Специалистам СПб АППО было поручено проведение секции съезда: «Формирование гражданских качеств и антикоррупционного мировоззрения личности в рамках правового воспитания».
На сайтах общеобразовательных учреждений нередко можно найти информацию о планировании и реализации планов воспитательных мероприятий по внедрению элементов антикоррупционного воспитания [31]. Иногда отмечается, что предлагаемые темы уроков или мероприятий соответствуют возрастным особенностям обучаемых [42]. По данным планам устанавливаются ежегодные мероприятия по изучению антикоррупционной проблематики в курсе истории и обществознания, изучению проблемы коррупции в государстве в рамках тем учебной программы на уроках обществознания, проведению классных часов и родительских собраний, а также беседы, игры, профилактика по антикоррупционному воспитанию несовершеннолетних.
Разработка целостной системы учебных моделей и комплекса учебно-методических пособий по антикоррупционному воспитанию несовершеннолетних на территории всех субъектов Российской Федерации принесет положительный опыт в области противодействия коррупции.
Конкретизация понятия «Антикоррупционное воспитание» и определение возраста несовершеннолетних, поддающихся антикоррупционному воспитанию, позволит внести определенность в программы и методические пособия образовательных учреждений, что позволит создать единый шаблон методических рекомендаций по антикоррупционному воспитанию несовершеннолетних.
Эффективность антикоррупционного воспитания несовершеннолетних непосредственно зависит от выбора форм и методов воздействия на обучающихся. При выборе педагогом той или иной формы воздействия, следует учитывать множество факторов от личных возможностей и личностных характеристик и возраста несовершеннолетнего обучаемого. Применение правильных форм и методов антикоррупционного воспитания поможет достичь поставленных целей и задач, заинтересовать обучаемых несовершеннолетних и обеспечить наибольшую усваиваемость информации в сфере противодействия коррупции. Несомненно, личное участие школьников и студентов в обсуждении проблем государства и права поможет достичь наилучшего результата, в том числе в процессе деловых игр, организуемых педагогами образовательных учреждений.
Антикоррупционное воспитание несовершеннолетних - важная задача, стоящая перед обществом и государством. Мы должны быть уверены в том, что молодые люди имеют достаточно знаний о коррупции и ее негативных последствиях. Формирование правового государства и гражданского общества невозможно без массового участия молодежи в этом процессе, их активной позиции в отстаивании своих прав.
знакомство несовершеннолетних с феноменом коррупции (понятием, характеристиками, типами, классификациями, причинами, последствиями, механизмами распространения и т.д.);
формирование нетерпимости к проявлениям коррупции;
ознакомление с возможностями и механизмами борьбы с коррупцией;
воспитание ценностей и установок, необходимых для формирования нетерпимости к коррупции.
формирование у обучающихся политико-правовых знаний антикоррупционного профиля;
формирование у обучающихся нравственно-этических ценностных основ антикоррупционного поведения;
формирование у обучающихся опыта конструктивного взаимодействия между обучающимися, между обучаемыми и обучающими, опыта нравственно - правового решения текущих и перспективных проблем [20, С. 5].
Основной целью антикоррупционного воспитания является формирование антикоррупционного мировоззрения и развитие способностей, необходимых для возникновения у молодых людей активной гражданской позиции в отношении коррупции. Данная цель нередко упоминается в научной и публицистической литературе, а также в методических пособиях по антикоррупционному воспитанию несовершеннолетних.
Антикоррупционное воспитание осуществляется в различных формах и посредством разных методов, основой которых является игра - как вид деятельности. Несомненно, для несовершеннолетних дошкольного возраста, а также для школьников начального общего образования предполагается наиболее верным формировать нравственные представления и нравственные качества ребенка на уроках, например, литературы и истории. Основная воспитательная работа с учащимися младших классов направлена на формирование культуры взаимодействия и нравственного воспитания. Программы по антикоррупционному воспитанию, по нашему мнению, следует начинать с возрастной категории, учащихся 8-9 классов, когда в образовательных программах появляются такие учебные предметы как «Обществознание» и «Право» и знания обучающихся перестают быть обрывочными.
Целостной системой можно назвать учебную модель, разработанную в 2010 - 11 годах в республике Татарстан, это комплекс учебно-методических пособий по антикоррупционному воспитанию обучающихся, в том числе - несовершеннолетних.
В системе образования Санкт-Петербурга данное направление развивалось в контексте важных региональных документов: запросов представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе для подготовки доклада в Администрацию Президента Российской Федерации по противодействию коррупции в системе образования и Программы противодействия коррупции в Комитете по образованию на 2012-2013 годы, утвержденной распоряжением Комитета по образованию от 20.01.2012 № 108-р.
С первых шагов развития этого направления в России Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования участвовала в разработке методического сопровождения данной темы, стала первопроходцем и лидером в создании пособий для учителя по антикоррупционному образованию. Специалистами подготовлен ряд изданных учебных и методических пособий по соответствующей тематике.
Опыт Санкт-Петербурга в становлении данного направления образования признан специалистами, это было подтверждено участниками Всероссийского съезда учителей обществознания «Конституционно-правовые ценности формирования личности школьника», проходившего по инициативе Министерства образования и науки РФ 18-19 мая 2013 года в Санкт-Петербурге, Специалистам СПб АППО было поручено проведение секции съезда: «Формирование гражданских качеств и антикоррупционного мировоззрения личности в рамках правового воспитания».
На сайтах общеобразовательных учреждений нередко можно найти информацию о планировании и реализации планов воспитательных мероприятий по внедрению элементов антикоррупционного воспитания [31]. Иногда отмечается, что предлагаемые темы уроков или мероприятий соответствуют возрастным особенностям обучаемых [42]. По данным планам устанавливаются ежегодные мероприятия по изучению антикоррупционной проблематики в курсе истории и обществознания, изучению проблемы коррупции в государстве в рамках тем учебной программы на уроках обществознания, проведению классных часов и родительских собраний, а также беседы, игры, профилактика по антикоррупционному воспитанию несовершеннолетних.
Разработка целостной системы учебных моделей и комплекса учебно-методических пособий по антикоррупционному воспитанию несовершеннолетних на территории всех субъектов Российской Федерации принесет положительный опыт в области противодействия коррупции.
Конкретизация понятия «Антикоррупционное воспитание» и определение возраста несовершеннолетних, поддающихся антикоррупционному воспитанию, позволит внести определенность в программы и методические пособия образовательных учреждений, что позволит создать единый шаблон методических рекомендаций по антикоррупционному воспитанию несовершеннолетних.
Эффективность антикоррупционного воспитания несовершеннолетних непосредственно зависит от выбора форм и методов воздействия на обучающихся. При выборе педагогом той или иной формы воздействия, следует учитывать множество факторов от личных возможностей и личностных характеристик и возраста несовершеннолетнего обучаемого. Применение правильных форм и методов антикоррупционного воспитания поможет достичь поставленных целей и задач, заинтересовать обучаемых несовершеннолетних и обеспечить наибольшую усваиваемость информации в сфере противодействия коррупции. Несомненно, личное участие школьников и студентов в обсуждении проблем государства и права поможет достичь наилучшего результата, в том числе в процессе деловых игр, организуемых педагогами образовательных учреждений.
Антикоррупционное воспитание несовершеннолетних - важная задача, стоящая перед обществом и государством. Мы должны быть уверены в том, что молодые люди имеют достаточно знаний о коррупции и ее негативных последствиях. Формирование правового государства и гражданского общества невозможно без массового участия молодежи в этом процессе, их активной позиции в отстаивании своих прав.
Подобные работы
- Интерактивные формы антикоррупционного просвещения молодежи
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Предупреждение коррупции среди несовершеннолетних
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Прокурорский надзор за соблюдением законодательства
о несовершеннолетних и молодежи
Магистерская диссертация, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 5630 р. Год сдачи: 2017 - АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, РЕАЛИЗАЦИЯ В РЕГИОНАХ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - Духовно-нравственные основы профилактики правонарушений
коррупционной направленности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - Правовые и организационные меры по предупреждению коррупции в сфере управления образованием
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022 - Формирование правосознания на уроках права
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Становление правовой компетентности старшеклассников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



