Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей
|
ВВЕДЕНИЕ
1. Основные понятия и направления в области защиты прав детей, оставшихся
без попечения родителей 10
1.1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, как правовая категория 10
1.2. Основные виды гарантий предоставления защиты прав детям, оставшимся
без попечения родителей 26
2. Правовые аспекты защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей 40
2.1. Формы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей 40
2.2. Способы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ А 83
1. Основные понятия и направления в области защиты прав детей, оставшихся
без попечения родителей 10
1.1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, как правовая категория 10
1.2. Основные виды гарантий предоставления защиты прав детям, оставшимся
без попечения родителей 26
2. Правовые аспекты защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей 40
2.1. Формы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей 40
2.2. Способы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ А 83
Проблема защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, является актуальной на протяжении уже долгого времени. Обусловлена она следствием затянувшихся социально-экономических преобразований в нашей стране, которые негативно повлияли на общечеловеческие, моральные ценности, изменили нравственные устои семьи, увеличили число семей в трудном социальном положении, и как следствие, - число детей, оставшихся без попечения родителей. Решение этих серьезных социальных проблем может осуществляться лишь при наличии эффективно действующей системы правового регулирования в данной сфере.
Охрана ребенка, защита его прав и интересов являются одним из приоритетных направлений социальной политики нашего государства на сегодняшний день. Во Всеобщей декларации прав человека говорится о том, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения», в силу вышесказанного дети должны быть объектом особой защиты и помощи.
В особом внимании со стороны государства нуждаются дети, живущие в исключительно трудных условиях. К этой категории в первую очередь относятся дети, лишенные своего семейного окружения или которые не могут оставаться в нем.
Отечественное законодательство в сфере семьи и детства стало деятельно развиваться. В настоящее время принят и реализуется целый ряд программно-стратегических документов федерального уровня, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РФ, направленных на защиту прав, интересов детей. Среди них: Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 г., где вследствие успешных результатов ее реализации, был принят проект «Десятилетие детства», утвержденный президентом РФ на 2018 - 2027 годы; федеральные
законы «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; «Об образовании в Российской Федерации»; «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и др. Внесены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации, в федеральный закон «Об опеке и попечительстве», законы субъектов РФ, в том числе законы Красноярского края в области защиты семьи и детства, и многие другие документы.
Следовательно, можно сделать вывод, что основной целью защиты ребенка является не только закрепление его прав и свобод на законодательной основе, но и выбор формы и способа такой защиты. Необходимо также разграничивать обязанности уполномоченных органов, которые непосредственно обладают полномочиями по защите нарушенных или оспариваемых прав таких детей. Развивать способы защиты неюрисдикционных форм. Государство должно все свои силы направить на совершенствование государственной политики в сфере защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Есть большое количество законов, актов и законодательных документов защищающих и выражающих права несовершеннолетних. Но так как не достигший совершеннолетия ребенок всецело находимся в зависимости от своих законных представителей, а также не имеет достаточного жизненного опыта, он не в состоянии довольно действенно отстаивать собственные права и интересы, что также является предпосылкой усиления правовой защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей государственной властью.
Поэтому цель данной магистерской работы заключается в изучении понятий, форм и способов защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, как особой правовой категории. А также в получении целостного представления об имеющихся проблемах защиты прав, данной категории детей.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть статус детей, оставшихся без попечения родителей, как правовой категории.
2. Изучить основные виды гарантий предоставления защиты прав детям, оставшимся без попечения родителей.
3. Обозначить формы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Проанализировать способы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в результате социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования: процесс правового регулирования, социальной поддержки и защиты прав, интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для решения поставленных задач исследования использовались следующие методы:
-теоретические методы: сравнительно-правовой анализ нормативно¬правовых актов, юридической и научной литературы; метод индукции и дедукции; изучение судебной практики дел в отношении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа; изучение источников в сети интернет; обобщение научно-исследовательских работ по исследуемой проблеме;
- эмпирические методы: проведение социологического исследования в виде анкетирования, диагностика работы специалистов в области защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в КГКУ «Красноярский детский дом № 2 им И.А.Пономарева» и КГКУ «Красноярский детский дом № 1».
Теоретическая значимость исследования выражается в том, что логически соотнесены такие понятия, как «сиротство», «социальное сиротство», с понятиями, которые описаны в нормативных документах: «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»; выявлены цели разделения таких групп детей; проанализированы виды социального сиротства; описаны наиболее эффективные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотрен социально-правовой статус такой категории как осужденные дети, оставшиеся без попечения родителей. Представлены различные виды гарантий, формы защиты детей, оставшихся без попечения родителей. На примере из практики приведены способы защиты данной категории детей.
Изучение темы данной диссертационной работы «Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей», легло в основу проведения социологического исследования. Была разработана «Анкета для специалистов в области защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Приложение 1). Целью данной анкеты было: выявление проблем в области защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исследование проводилось в краевом государственном казенном образовательном учреждении для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Красноярский детский дом № 1» и краевом государственном казенном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Красноярский детский дом № 2 им И. А. Пономарева». Анализ проведения исследования приведен ниже в таблице 1.
Охрана ребенка, защита его прав и интересов являются одним из приоритетных направлений социальной политики нашего государства на сегодняшний день. Во Всеобщей декларации прав человека говорится о том, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения», в силу вышесказанного дети должны быть объектом особой защиты и помощи.
В особом внимании со стороны государства нуждаются дети, живущие в исключительно трудных условиях. К этой категории в первую очередь относятся дети, лишенные своего семейного окружения или которые не могут оставаться в нем.
Отечественное законодательство в сфере семьи и детства стало деятельно развиваться. В настоящее время принят и реализуется целый ряд программно-стратегических документов федерального уровня, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РФ, направленных на защиту прав, интересов детей. Среди них: Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 г., где вследствие успешных результатов ее реализации, был принят проект «Десятилетие детства», утвержденный президентом РФ на 2018 - 2027 годы; федеральные
законы «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; «Об образовании в Российской Федерации»; «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и др. Внесены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации, в федеральный закон «Об опеке и попечительстве», законы субъектов РФ, в том числе законы Красноярского края в области защиты семьи и детства, и многие другие документы.
Следовательно, можно сделать вывод, что основной целью защиты ребенка является не только закрепление его прав и свобод на законодательной основе, но и выбор формы и способа такой защиты. Необходимо также разграничивать обязанности уполномоченных органов, которые непосредственно обладают полномочиями по защите нарушенных или оспариваемых прав таких детей. Развивать способы защиты неюрисдикционных форм. Государство должно все свои силы направить на совершенствование государственной политики в сфере защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Есть большое количество законов, актов и законодательных документов защищающих и выражающих права несовершеннолетних. Но так как не достигший совершеннолетия ребенок всецело находимся в зависимости от своих законных представителей, а также не имеет достаточного жизненного опыта, он не в состоянии довольно действенно отстаивать собственные права и интересы, что также является предпосылкой усиления правовой защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей государственной властью.
Поэтому цель данной магистерской работы заключается в изучении понятий, форм и способов защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, как особой правовой категории. А также в получении целостного представления об имеющихся проблемах защиты прав, данной категории детей.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть статус детей, оставшихся без попечения родителей, как правовой категории.
2. Изучить основные виды гарантий предоставления защиты прав детям, оставшимся без попечения родителей.
3. Обозначить формы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Проанализировать способы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в результате социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования: процесс правового регулирования, социальной поддержки и защиты прав, интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для решения поставленных задач исследования использовались следующие методы:
-теоретические методы: сравнительно-правовой анализ нормативно¬правовых актов, юридической и научной литературы; метод индукции и дедукции; изучение судебной практики дел в отношении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа; изучение источников в сети интернет; обобщение научно-исследовательских работ по исследуемой проблеме;
- эмпирические методы: проведение социологического исследования в виде анкетирования, диагностика работы специалистов в области защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в КГКУ «Красноярский детский дом № 2 им И.А.Пономарева» и КГКУ «Красноярский детский дом № 1».
Теоретическая значимость исследования выражается в том, что логически соотнесены такие понятия, как «сиротство», «социальное сиротство», с понятиями, которые описаны в нормативных документах: «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»; выявлены цели разделения таких групп детей; проанализированы виды социального сиротства; описаны наиболее эффективные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотрен социально-правовой статус такой категории как осужденные дети, оставшиеся без попечения родителей. Представлены различные виды гарантий, формы защиты детей, оставшихся без попечения родителей. На примере из практики приведены способы защиты данной категории детей.
Изучение темы данной диссертационной работы «Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей», легло в основу проведения социологического исследования. Была разработана «Анкета для специалистов в области защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Приложение 1). Целью данной анкеты было: выявление проблем в области защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исследование проводилось в краевом государственном казенном образовательном учреждении для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Красноярский детский дом № 1» и краевом государственном казенном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Красноярский детский дом № 2 им И. А. Пономарева». Анализ проведения исследования приведен ниже в таблице 1.
Феномен сиротства и социального сиротства является сложным социальным и психологическим явлением, связанным с целым рядом экономических, этических, социальных и других причин. Понятия «сирота», «социальный сирота» хорошо описаны в научной литературе, имеют тесную связь, предполагают сходные подходы решении связанных ними проблем, однако имеют различия в природе каждого из указанных явлений.
Мы выяснили, что для нашего государства законодательно закреплены именно две формы детей: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Разделение этих категорий происходить только для целей социального обеспечения. Где сиротство - является социальной причиной, по которой идет разделение этих категорий. Также с финансовой точки зрения государство предоставляет разный перечень гарантий, для каждой правовой категории таких детей. Поэтому, исходя из темы данной диссертационной работы, мы использовали более обобщенную категорию - дети, оставшиеся без попечения родителей.
Дети, данной правовой категории обладают повышенными правовыми гарантиями, в отличие от «обычных» детей. А государство, «в лице» органов опеки и попечительства, либо администрации воспитательной колонии, если социальный сирота по определенным причинам попадает в места лишения свободы, берет на себя роль временных родителей, которое полностью возлагает на себя ответственность за жизнь ребенка, оставшегося без попечения родителей до полного ее благополучия. Законодательство РФ при этом представляет три основных семейных формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная либо патронатная семья, также дополнительные формы устройства таких детей, которые может устанавливать субъект РФ согласно действующей Конституции РФ (ч.1 ст.123 СК РФ).
Государство возлагает на себя ответственность за оказание поддержки института семьи, материнства, отцовства и детства. Ведет активную социальную политику по снижению числа воспитанников детских-домов, проводится реформирование существующей государственной системы воспитания и образования данной категории детей, создаются и разрабатываются законы в данной сфере т.д. Однако можно заметить, то нормативная по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без родительского попечения, четко не структурирована. А государственные гарантии, предоставленные нуждающимся детям, слабо контролируется вышестоящими органами.
Законодательство РФ создает определенные юридические гарантии по предоставлению социальной помощи не только детям, оставшимся без попечения родителей, но и сиротам, а также лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Регулируемые отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органов государственной власти не только основных гарантий, представленных в Семейном кодексе РФ, но и дополнительных гарантий по социальной это защите Таких как: право на образование; медицинское обеспечение; на имущество и жилое помещение; на труд; право на судебную защиту. Также определили, что правовая база социальной защиты детства строится на трех ее уровнях: международном, федеральном и региональном.
Выяснили, что защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, может осуществляется двумя формами защиты: юрисдикционной и неюрисдикционной. Способы защиты прав таких детей зависят непосредственно от конкретной ситуации. В случае нарушения прав детей со стороны родителе в виде исполнения своих обязанности по их воспитанию, жестокому обращению, аморальному поведению т.д. в Семейном кодекс РФ предусмотрены способы защиты детей в виде: лишения родителей родительских прав, ограничение родительских прав и отобрание ребенка. А формы защиты чаще всего преобладают именно юрисдикционные, где уполномоченные органы обладают правоприменительными полномочиями по защите нарушенных или оспариваемых прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Программа исследования в пределах поставленных задач завершена полностью. В рамках нашей работы мы изучили характеристику детей, оставшихся без попечения родителей; нормативно-правовую базу по предоставлению социальных гарантий данной категории детей; познакомились с проблемами таких детей; изучили формы защиты, а также проанализировали способы защиты детей, оставшихся без попечения родителей; на основе изучения, обобщения научно-теоретических источников и нормативно правовых актов разработали анкету для специалистов в области защиты прав и законных интересов детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей; провели социологическое исследование по выявлению проблем в области защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в КГКУ «Красноярский детский дом № 2 им И.А.Пономарева» и КГКУ «Красноярский детский дом № 1»; апробировали данные исследования в диссертационной работе.
В заключении хотелось бы сказать следующее. Проблема защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, на сегодняшний день является весьма актуальной. Законодательство РФ направлено на решение этой проблемы посредством введения ряда федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства РФ. А специализированные органы, в качестве органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, уполномоченный по правам ребенка, обеспечивают безопасность таких детей, а также помогают тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Тем самым можно сказать, что на уровне закона права детей, оставшихся без попечения родителей, действительно гарантируются и защищены. Однако на практике возникают ситуации нарушения прав детей, данной категории, отказа в их реализации. А специализированные органы, призванные служить интересам таких детей, часто не справляются со своими обязанностями. В связи, с чем у детей возникает ряд проблем, вследствие нарушения их прав. Следовательно, одной из главных задач по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей является реализация контроля деятельности специалистов и учреждений по предоставлению правовых гарантий данной категории лиц.
Мы выяснили, что для нашего государства законодательно закреплены именно две формы детей: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Разделение этих категорий происходить только для целей социального обеспечения. Где сиротство - является социальной причиной, по которой идет разделение этих категорий. Также с финансовой точки зрения государство предоставляет разный перечень гарантий, для каждой правовой категории таких детей. Поэтому, исходя из темы данной диссертационной работы, мы использовали более обобщенную категорию - дети, оставшиеся без попечения родителей.
Дети, данной правовой категории обладают повышенными правовыми гарантиями, в отличие от «обычных» детей. А государство, «в лице» органов опеки и попечительства, либо администрации воспитательной колонии, если социальный сирота по определенным причинам попадает в места лишения свободы, берет на себя роль временных родителей, которое полностью возлагает на себя ответственность за жизнь ребенка, оставшегося без попечения родителей до полного ее благополучия. Законодательство РФ при этом представляет три основных семейных формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная либо патронатная семья, также дополнительные формы устройства таких детей, которые может устанавливать субъект РФ согласно действующей Конституции РФ (ч.1 ст.123 СК РФ).
Государство возлагает на себя ответственность за оказание поддержки института семьи, материнства, отцовства и детства. Ведет активную социальную политику по снижению числа воспитанников детских-домов, проводится реформирование существующей государственной системы воспитания и образования данной категории детей, создаются и разрабатываются законы в данной сфере т.д. Однако можно заметить, то нормативная по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без родительского попечения, четко не структурирована. А государственные гарантии, предоставленные нуждающимся детям, слабо контролируется вышестоящими органами.
Законодательство РФ создает определенные юридические гарантии по предоставлению социальной помощи не только детям, оставшимся без попечения родителей, но и сиротам, а также лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Регулируемые отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органов государственной власти не только основных гарантий, представленных в Семейном кодексе РФ, но и дополнительных гарантий по социальной это защите Таких как: право на образование; медицинское обеспечение; на имущество и жилое помещение; на труд; право на судебную защиту. Также определили, что правовая база социальной защиты детства строится на трех ее уровнях: международном, федеральном и региональном.
Выяснили, что защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, может осуществляется двумя формами защиты: юрисдикционной и неюрисдикционной. Способы защиты прав таких детей зависят непосредственно от конкретной ситуации. В случае нарушения прав детей со стороны родителе в виде исполнения своих обязанности по их воспитанию, жестокому обращению, аморальному поведению т.д. в Семейном кодекс РФ предусмотрены способы защиты детей в виде: лишения родителей родительских прав, ограничение родительских прав и отобрание ребенка. А формы защиты чаще всего преобладают именно юрисдикционные, где уполномоченные органы обладают правоприменительными полномочиями по защите нарушенных или оспариваемых прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Программа исследования в пределах поставленных задач завершена полностью. В рамках нашей работы мы изучили характеристику детей, оставшихся без попечения родителей; нормативно-правовую базу по предоставлению социальных гарантий данной категории детей; познакомились с проблемами таких детей; изучили формы защиты, а также проанализировали способы защиты детей, оставшихся без попечения родителей; на основе изучения, обобщения научно-теоретических источников и нормативно правовых актов разработали анкету для специалистов в области защиты прав и законных интересов детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей; провели социологическое исследование по выявлению проблем в области защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в КГКУ «Красноярский детский дом № 2 им И.А.Пономарева» и КГКУ «Красноярский детский дом № 1»; апробировали данные исследования в диссертационной работе.
В заключении хотелось бы сказать следующее. Проблема защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, на сегодняшний день является весьма актуальной. Законодательство РФ направлено на решение этой проблемы посредством введения ряда федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства РФ. А специализированные органы, в качестве органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, уполномоченный по правам ребенка, обеспечивают безопасность таких детей, а также помогают тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Тем самым можно сказать, что на уровне закона права детей, оставшихся без попечения родителей, действительно гарантируются и защищены. Однако на практике возникают ситуации нарушения прав детей, данной категории, отказа в их реализации. А специализированные органы, призванные служить интересам таких детей, часто не справляются со своими обязанностями. В связи, с чем у детей возникает ряд проблем, вследствие нарушения их прав. Следовательно, одной из главных задач по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей является реализация контроля деятельности специалистов и учреждений по предоставлению правовых гарантий данной категории лиц.
Подобные работы
- Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (Ленинградский Государственный Университет имени А.С. Пушкина)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, на жилое помещение: проблемы теории и пути решения
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Гражданско-правовое регулирование защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Правовое регулирование социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Российский Государственный Университет Правосудия (Дальневосточный филиал))
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и практика их реализации (на материалах Пензенской области)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2019 - Адаптация детей - сирот и детей,оставшихся без попечения родителей после окончания государственного учреждения школы - интернат
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (правовые вопросы на примере отдела опеки и попечительства г.Ак-Довурак)
Дипломные работы, ВКР, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Социальная работа по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к постинтернатному периоду
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



