Введение 3
1 Особенности младшего подросткового возраста 7
1.1 Разные точки зрения в рассмотрении подросткового возраста 7
1.2 Особенности психологического и социального развития младших
подростков 12
1.3 Содержание и структура предподросткового кризиса 15
2 Образовательное пространство как условие развития учебной
самостоятельности 22
2.1 Понятие учебной самостоятельности 23
2.2 Характеристика индивидуального учебного действия 26
3 Исследование динамики учебной самостоятельности 29
3.1 План исследования 29
3.2 Описание диагностических процедур и методик 33
3.2.1 Диагностическая процедура «Подготовка к контрольной работе» 33
3.2.2 Диагностическая процедура «Свободная подготовка» 37
3.2.3 Анкета для определения ситуаций затруднения в
диагностической процедуре «Свободная подготовка» 39
3.2.4 Методика сочинений К.Н. Поливановой «Представление о
собственно й взрослости» 41
3.3 Качественный анализ диагностической процедуры «Свободная
подготовка» и анкеты 47
3.4 Качественный анализ диагностической процедуры «Подготовка к
контрольной работе» 51
3.5 Качественный анализ методики сочинений К.Н. Поливановой 53
3.6 Количественный анализ динамики учебной самостоятельности 54
3.6.1 Результаты по процедуре «Подготовка к контрольной работе».... 55
3.6.2 Результаты по процедуре «Свободная подготовка» в
экспериментальной группе 60
3.7 Характеристика динамики учебной самостоятельности 65
3.8 Выводы 71
Заключение 74
Список использованных источников 77
Приложение
Одной из основных проблем, которую ставит перед собой психология развития - это проблема соотношения обучения и развития. Один из центральных вопросов - вопрос о том, как нужно организовать и построить обучение ребенка так, чтобы оно было эффективно и приводило к развитию его способностей.
Одной из попыток найти ответ на такой вопрос является реализация проекта в МОАУ КУГ №1 «Универс» - «Образовательное пространство младшего школьного возраста», в рамках которого и выполнена данная работа.
Теоретическим основанием такого поиска являются положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и его деятельностного направления - концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
В качестве базовой характеристики возраста Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов полагают умение учиться. Субъектом учебной деятельности является человек, умеющий самостоятельно определять собственные ограничения, дефициты, и умеющий переходить границы своих возможностей, самостоятельно ставить учебные цели и находит средства для их достижения.
Б.Д. Эльконин раскрывает понятие самостоятельности, инициативы и ответственности в учении, подчеркивая вовлеченность человека в учебный процесс. Он говорит о необходимости построения черновиков в содержании учения. Построение черновиков производится ради понимания, а не ради чистовика. Между черновиком и чистовиком существует двусторонняя связь, как, например, между замыслом и реализацией. Эта взаимосвязь показывает «преобразование сделанного в опытное». Именно на этом переходе в развивающем обучении выстроена передача ребенку контрольно-оценочных форм действий.
Что теряет человек при отсутствии систематического обучения? Смысл образования в систематической инициации и сопровождении пробных форм действий. Ведь образовательная ситуация, по мнению Б.Д. Эльконина - это «пробовать без риска для жизни», и состоит в системности воссоздания пробных форм действий. [27]
Становление индивидуального учебного действия возможно при особом построении образовательного пространства. Самостоятельность и ответственность формируются в таком пространстве, в котором существует ситуация принятия решения и ответственности за выбор. Технология поляризации образовательного пространства, разработанная Б.Д. Элькониным, О.С. Островерх и О.И. Свиридовой, представляет собой поляризацию детских действий на подготовительную (ориентировочную) и исполнительную часть. По мнению авторов, технология поляризации образовательного пространства приводит к становлению индивидуального учебного действия как первого этапа формирования учебной самостоятельности. [10]
Для становления индивидуального учебного действия выделяются следующие образовательные условия:
- методические приемы и средства для построения исходной поляризации «подготовка - результат»,
- особая предметность «средств», усиливающая отделение подготовки от результата. В предметности средств и поляризаций возникают инициативные обращения ребенка к взрослому по поводу организации своего действия. [10]
Данная магистерская диссертация является продолжением моей дипломной работы на тему: «Динамика учебной самостоятельности у младших школьников, обучающихся по программе развивающего обучения (схема Б.Д.Эльконина-В.В.Давыдова)». В прошлой работе мы зафиксировали конкретные данные у детей, а именно - одни дети имели более высокие показатели учебной самостоятельности, а другие, соответственно, более низкие. Возник вопрос - что происходит с учебной самостоятельностью школьника на переходе подростковую школу (5-6 класс)?
При этом новым условием для того, чтобы могли допускаться те или иные изменения в подростковой ступени является сам переход.
Понятие перехода в данном случае можно рассмотреть как возрастной переход и переход институциональный. В качестве возрастного перехода мы рассматриваем учеников, которые переходят в младший подростковый возраст (младший школьный возраст тут представляется как возраст психологический). То есть тут младшие подростки переживают кризис, в котором происходит обесценивание его учебной деятельности. В качестве институционального перехода мы понимаем смену условий обучения: новый класс, новый классный руководитель, новые учителя, предметы и т.д.
На основании этого мы предположили, что на переходе из младшей школы в подростковую (период с 4 по 6 класс) у школьников снизится уровень учебной самостоятельности. Это предположение и является нашей гипотезой.
У младших подростков происходит изменение ведущей деятельности с учебной на интимно-личностное общение. Происходит обесценивание его учебной деятельности и поэтому уровень учебной самостоятельности будет ниже.
Целью данного исследования является определение динамики учебной самостоятельности у младших подростков на переходе из младшей школы в основную.
Предмет исследования - динамика учебной самостоятельности.
Объектом исследования являются младшие подростки.
Для достижения исследовательской цели были сформированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ понятия учебной самостоятельности
2. Провести диагностические процедуры у подростков в 4, 5 и 6 классе
3. Провести статистический анализ с целью определения значимых различий
4. Исследовать динамику учебной самостоятельности на переходе из младшей школы в основную у подростков, обучающихся в разных образовательных условиях (экспериментальная и контрольная группы)
5. Сравнить типы динамик учебной самостоятельности и определить ведущий тип динамик в контрольной и экспериментальной группах
6. Определить качественные особенности учебной самостоятельности младших подростков
7. Определить психологический возраст шестиклассников.
Методы исследования:
1. Анализ литературы
2. Лонгитюдный метод
3. Диагностическая процедура «Подготовка к контрольной работе».
4. Диагностическая процедура «Свободная подготовка»
5. Интервью по проведению диагностической процедуры «Свободная подготовка»
6. Сравнительный анализ по двум диагностическим процедурам
7. Статистический анализ
В ходе работы нами был проведен теоретический анализ и описание особенностей предподросткового кризиса и описание возраста младших подростков.
Мы использовали методику сочинений К.Н. Поливановой, с целью ответа на вопрос - к какому психологическому возрасту относятся учащиеся 6 класса. Результаты данной методики показали, что все 6-классники находятся на критической фазе, стадии мифологизации. На протяжении 3 лет у одного и того же класса, который являлся экспериментальной группой, проводились диагностические процедуры «Подготовка к контрольной работе» (1 этап формирования учебной самостоятельности) и процедура «Свободной подготовки» (2 этап формирования учебной самостоятельности). Процедура «Свободной подготовки проводилась с целью определения переноса учебного действия младших подростков в ситуации свободной подготовки (которую ученик должен был организовать себе самостоятельно).
Так же нами были взяты данные контрольного класса, отличие которого от экспериментальной группы было в том, что у вторых в начальной школе (с 1 по 4 класс) проводились специально организованные процедуры с целью формирования учебной самостоятельности. Можно отметить, что для чистоты сравнения и прослеживания динамик, в группы вошли только те ученики классов, которые проходили диагностики без пропусков на протяжении всех трех лет обучения (в 4, 5, 6 классах соответственно).
В нашей работе так же мы описали качественные особенности учебной самостоятельности и определялись они за счет следующих критериев:
• Стратегии организация своего действия (тип планирования). После проведения диагностической процедуры «Подготовка к контрольной работе» в 5 классе во время наблюдения мы заметили, что у 5-классников появляются стратегии планирования своих действий для более успешной подготовки к контрольной работе в классе. Само наличие сложных планов говорит о том, что у учеников в 5 классе происходит анализ своих дефицитов и относительно них они выстраивают свою дальнейшую подготовку. В изученной нами литературе есть тому обоснование. Младшие подростки становятся способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У них формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Так же особенностью мышления младших подростков становится его критичность. [7, 17]
• Проведение 2 этапов формирования учебной самостоятельности (диагностические процедуры «Подготовка к контрольной работе» и «Свободная подготовка»). В ситуации переноса индивидуального учебного действия в ситуацию свободной подготовки из специально организованного пространства (экспериментальная группа). По процедуре свободной подготовки нами были отмечены ярко выраженные тенденции положительной динамики к 6 классу у учеников с переходом на более высокие уровни. Подобные данные могут говорить о том, что в 6 классе сформированное учебное действие принимает форму способности.
При сравнении данных по процедуре «Подготовка к контрольной работе» у экспериментальной группы и контрольной нами был отмечен «провал» в 5 классе у контрольной группы т.е. низких уровней в 5 классе у контрольной группы было значительно больше чем в 4 и 6 классе. А в экспериментальной группе замечался стабильный прирост высоких уровней и снижение уровней ниже среднего, низких уровней в экспериментальной группе не наблюдалось совсем. Все полученные данные были статистически подтверждены ф*- критерием Фишера.
По итогу работы можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась, но у тех учеников, у которых не было специально организованной процедуры по формированию учебной самостоятельности с 1 класса. То есть у контрольной группы наша гипотеза подтвердилась, действительно - переходе из младшей школы в подростковую (период с 4 по 6 класс) у школьников снизится уровень учебной самостоятельности. Но у экспериментальной группы уровень не снижается при переходе из младшей школы в подростковую, а более того, у младших подростков он становится еще выше, если переносить учебное действие в рамки свободной подготовки.
1 Айсмонтас Б.Б. Издательство, Владос-Пресс. Год, 2006.
2 Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б.Эльконина и В. В. Давыдова. - М., 1966
3 Гальперин П. Я. Введение в психологию. М, 2000.
4 Давыдов В.В. Теория развивающего обучения, М.: ИНТОР, 1996г
5 Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1979. С. 69-101
6 Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3—4.1 Айсмонтас Б.Б. Издательство, Владос-Пресс. Год, 2006.
7 Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.:1987. Особенности обучения и психического развития школьников 13-14 лет./ Под ред. И.В.Дубровиной, Б.С.Круглова. - М.: 1988
8 Ожегов. С.И. - Словарь русского языка, Изд.: Оникс, 2008г.
9 Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 356 с.
10 Островерх О.С., Свиридова О.И. - Педагогические приемы формирования индивидуального учебного действия в начальной школе, - Материалы X конференции «Практики развития», 2003г
11 Островерх, О.С. Об условиях становления индивидуального учебного действия в образовательном пространстве начальной школы// Ж. Начальная школа, № 11, 2001
12 Островерх, О.С., Козлова Л.М., Трифонова О.П. Формирование индивидуальных учебных действий у первоклассников, или как научить младших школьников работать с черновиком. Красноярск, 1999.
13 Островерх, О.С. Об условиях становления индивидульного учебного действия в образовательном пространстве начальной школы// Сборник статей конференции «Педагогика развития». Красноярск, 1999
14 Островерх, О. С. Отношения между подготовкой и исполнением как основное отношение в разворачивании учебной ситуации // Стенограмма доклада на научно - практической конференции «Педагогика развития: современное детство и задачи школы.». Красноярск 1997 - С. 37
15 Подшивалова Е.П., Цукерман Г.А. - Становление субъекта учебной деятельности (трехлетнее лонгитюдное исследование младших школьников) - Психологическая наука и образование - 2003, №2
16 Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. - М.: Издат. центр, 2000. - 184 с.
17 Прихожан А.М. Книга для родителей подростков: программа развития и воспитания. М.: 1999
18 Репкин В.В. «Развивающее обучение и учебная деятельность» 1997г
19 Сидоренко Е. В. «Методы математической обработки в психологии». СПб.: ООО "Речь", 2007 г.
20 Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.: Харвест; Минск; 1998
21 УМК «Начальная школа XXI века» Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта. - М.: Вентана - Граф, 2005 (под ред. проф. Н.Ф. Виноградовой)
22 Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии 2001. № 5.
23 Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000
24 Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? - М., 1985г
25 Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
26 Шахвердов Г.Г., О возрастных особенностях физического и психического развития детей школьного возраста. Л., 1958
27 Эльконин Б.Д. - Образовательная самостоятельность и инициатива в содержании обучения, - Материалы XIX конференции «Практики развития», 2012г
28 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - С. 255