Динамика учебной самостоятельности на переходе из младшей школы в подростковую
|
Введение 3
1 Особенности младшего подросткового возраста 7
1.1 Разные точки зрения в рассмотрении подросткового возраста 7
1.2 Особенности психологического и социального развития младших
подростков 12
1.3 Содержание и структура предподросткового кризиса 15
2 Образовательное пространство как условие развития учебной
самостоятельности 22
2.1 Понятие учебной самостоятельности 23
2.2 Характеристика индивидуального учебного действия 26
3 Исследование динамики учебной самостоятельности 29
3.1 План исследования 29
3.2 Описание диагностических процедур и методик 33
3.2.1 Диагностическая процедура «Подготовка к контрольной работе» 33
3.2.2 Диагностическая процедура «Свободная подготовка» 37
3.2.3 Анкета для определения ситуаций затруднения в
диагностической процедуре «Свободная подготовка» 39
3.2.4 Методика сочинений К.Н. Поливановой «Представление о
собственно й взрослости» 41
3.3 Качественный анализ диагностической процедуры «Свободная
подготовка» и анкеты 47
3.4 Качественный анализ диагностической процедуры «Подготовка к
контрольной работе» 51
3.5 Качественный анализ методики сочинений К.Н. Поливановой 53
3.6 Количественный анализ динамики учебной самостоятельности 54
3.6.1 Результаты по процедуре «Подготовка к контрольной работе».... 55
3.6.2 Результаты по процедуре «Свободная подготовка» в
экспериментальной группе 60
3.7 Характеристика динамики учебной самостоятельности 65
3.8 Выводы 71
Заключение 74
Список использованных источников 77
Приложение
1 Особенности младшего подросткового возраста 7
1.1 Разные точки зрения в рассмотрении подросткового возраста 7
1.2 Особенности психологического и социального развития младших
подростков 12
1.3 Содержание и структура предподросткового кризиса 15
2 Образовательное пространство как условие развития учебной
самостоятельности 22
2.1 Понятие учебной самостоятельности 23
2.2 Характеристика индивидуального учебного действия 26
3 Исследование динамики учебной самостоятельности 29
3.1 План исследования 29
3.2 Описание диагностических процедур и методик 33
3.2.1 Диагностическая процедура «Подготовка к контрольной работе» 33
3.2.2 Диагностическая процедура «Свободная подготовка» 37
3.2.3 Анкета для определения ситуаций затруднения в
диагностической процедуре «Свободная подготовка» 39
3.2.4 Методика сочинений К.Н. Поливановой «Представление о
собственно й взрослости» 41
3.3 Качественный анализ диагностической процедуры «Свободная
подготовка» и анкеты 47
3.4 Качественный анализ диагностической процедуры «Подготовка к
контрольной работе» 51
3.5 Качественный анализ методики сочинений К.Н. Поливановой 53
3.6 Количественный анализ динамики учебной самостоятельности 54
3.6.1 Результаты по процедуре «Подготовка к контрольной работе».... 55
3.6.2 Результаты по процедуре «Свободная подготовка» в
экспериментальной группе 60
3.7 Характеристика динамики учебной самостоятельности 65
3.8 Выводы 71
Заключение 74
Список использованных источников 77
Приложение
Одной из основных проблем, которую ставит перед собой психология развития - это проблема соотношения обучения и развития. Один из центральных вопросов - вопрос о том, как нужно организовать и построить обучение ребенка так, чтобы оно было эффективно и приводило к развитию его способностей.
Одной из попыток найти ответ на такой вопрос является реализация проекта в МОАУ КУГ №1 «Универс» - «Образовательное пространство младшего школьного возраста», в рамках которого и выполнена данная работа.
Теоретическим основанием такого поиска являются положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и его деятельностного направления - концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
В качестве базовой характеристики возраста Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов полагают умение учиться. Субъектом учебной деятельности является человек, умеющий самостоятельно определять собственные ограничения, дефициты, и умеющий переходить границы своих возможностей, самостоятельно ставить учебные цели и находит средства для их достижения.
Б.Д. Эльконин раскрывает понятие самостоятельности, инициативы и ответственности в учении, подчеркивая вовлеченность человека в учебный процесс. Он говорит о необходимости построения черновиков в содержании учения. Построение черновиков производится ради понимания, а не ради чистовика. Между черновиком и чистовиком существует двусторонняя связь, как, например, между замыслом и реализацией. Эта взаимосвязь показывает «преобразование сделанного в опытное». Именно на этом переходе в развивающем обучении выстроена передача ребенку контрольно-оценочных форм действий.
Что теряет человек при отсутствии систематического обучения? Смысл образования в систематической инициации и сопровождении пробных форм действий. Ведь образовательная ситуация, по мнению Б.Д. Эльконина - это «пробовать без риска для жизни», и состоит в системности воссоздания пробных форм действий. [27]
Становление индивидуального учебного действия возможно при особом построении образовательного пространства. Самостоятельность и ответственность формируются в таком пространстве, в котором существует ситуация принятия решения и ответственности за выбор. Технология поляризации образовательного пространства, разработанная Б.Д. Элькониным, О.С. Островерх и О.И. Свиридовой, представляет собой поляризацию детских действий на подготовительную (ориентировочную) и исполнительную часть. По мнению авторов, технология поляризации образовательного пространства приводит к становлению индивидуального учебного действия как первого этапа формирования учебной самостоятельности. [10]
Для становления индивидуального учебного действия выделяются следующие образовательные условия:
- методические приемы и средства для построения исходной поляризации «подготовка - результат»,
- особая предметность «средств», усиливающая отделение подготовки от результата. В предметности средств и поляризаций возникают инициативные обращения ребенка к взрослому по поводу организации своего действия. [10]
Данная магистерская диссертация является продолжением моей дипломной работы на тему: «Динамика учебной самостоятельности у младших школьников, обучающихся по программе развивающего обучения (схема Б.Д.Эльконина-В.В.Давыдова)». В прошлой работе мы зафиксировали конкретные данные у детей, а именно - одни дети имели более высокие показатели учебной самостоятельности, а другие, соответственно, более низкие. Возник вопрос - что происходит с учебной самостоятельностью школьника на переходе подростковую школу (5-6 класс)?
При этом новым условием для того, чтобы могли допускаться те или иные изменения в подростковой ступени является сам переход.
Понятие перехода в данном случае можно рассмотреть как возрастной переход и переход институциональный. В качестве возрастного перехода мы рассматриваем учеников, которые переходят в младший подростковый возраст (младший школьный возраст тут представляется как возраст психологический). То есть тут младшие подростки переживают кризис, в котором происходит обесценивание его учебной деятельности. В качестве институционального перехода мы понимаем смену условий обучения: новый класс, новый классный руководитель, новые учителя, предметы и т.д.
На основании этого мы предположили, что на переходе из младшей школы в подростковую (период с 4 по 6 класс) у школьников снизится уровень учебной самостоятельности. Это предположение и является нашей гипотезой.
У младших подростков происходит изменение ведущей деятельности с учебной на интимно-личностное общение. Происходит обесценивание его учебной деятельности и поэтому уровень учебной самостоятельности будет ниже.
Целью данного исследования является определение динамики учебной самостоятельности у младших подростков на переходе из младшей школы в основную.
Предмет исследования - динамика учебной самостоятельности.
Объектом исследования являются младшие подростки.
Для достижения исследовательской цели были сформированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ понятия учебной самостоятельности
2. Провести диагностические процедуры у подростков в 4, 5 и 6 классе
3. Провести статистический анализ с целью определения значимых различий
4. Исследовать динамику учебной самостоятельности на переходе из младшей школы в основную у подростков, обучающихся в разных образовательных условиях (экспериментальная и контрольная группы)
5. Сравнить типы динамик учебной самостоятельности и определить ведущий тип динамик в контрольной и экспериментальной группах
6. Определить качественные особенности учебной самостоятельности младших подростков
7. Определить психологический возраст шестиклассников.
Методы исследования:
1. Анализ литературы
2. Лонгитюдный метод
3. Диагностическая процедура «Подготовка к контрольной работе».
4. Диагностическая процедура «Свободная подготовка»
5. Интервью по проведению диагностической процедуры «Свободная подготовка»
6. Сравнительный анализ по двум диагностическим процедурам
7. Статистический анализ
Одной из попыток найти ответ на такой вопрос является реализация проекта в МОАУ КУГ №1 «Универс» - «Образовательное пространство младшего школьного возраста», в рамках которого и выполнена данная работа.
Теоретическим основанием такого поиска являются положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и его деятельностного направления - концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
В качестве базовой характеристики возраста Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов полагают умение учиться. Субъектом учебной деятельности является человек, умеющий самостоятельно определять собственные ограничения, дефициты, и умеющий переходить границы своих возможностей, самостоятельно ставить учебные цели и находит средства для их достижения.
Б.Д. Эльконин раскрывает понятие самостоятельности, инициативы и ответственности в учении, подчеркивая вовлеченность человека в учебный процесс. Он говорит о необходимости построения черновиков в содержании учения. Построение черновиков производится ради понимания, а не ради чистовика. Между черновиком и чистовиком существует двусторонняя связь, как, например, между замыслом и реализацией. Эта взаимосвязь показывает «преобразование сделанного в опытное». Именно на этом переходе в развивающем обучении выстроена передача ребенку контрольно-оценочных форм действий.
Что теряет человек при отсутствии систематического обучения? Смысл образования в систематической инициации и сопровождении пробных форм действий. Ведь образовательная ситуация, по мнению Б.Д. Эльконина - это «пробовать без риска для жизни», и состоит в системности воссоздания пробных форм действий. [27]
Становление индивидуального учебного действия возможно при особом построении образовательного пространства. Самостоятельность и ответственность формируются в таком пространстве, в котором существует ситуация принятия решения и ответственности за выбор. Технология поляризации образовательного пространства, разработанная Б.Д. Элькониным, О.С. Островерх и О.И. Свиридовой, представляет собой поляризацию детских действий на подготовительную (ориентировочную) и исполнительную часть. По мнению авторов, технология поляризации образовательного пространства приводит к становлению индивидуального учебного действия как первого этапа формирования учебной самостоятельности. [10]
Для становления индивидуального учебного действия выделяются следующие образовательные условия:
- методические приемы и средства для построения исходной поляризации «подготовка - результат»,
- особая предметность «средств», усиливающая отделение подготовки от результата. В предметности средств и поляризаций возникают инициативные обращения ребенка к взрослому по поводу организации своего действия. [10]
Данная магистерская диссертация является продолжением моей дипломной работы на тему: «Динамика учебной самостоятельности у младших школьников, обучающихся по программе развивающего обучения (схема Б.Д.Эльконина-В.В.Давыдова)». В прошлой работе мы зафиксировали конкретные данные у детей, а именно - одни дети имели более высокие показатели учебной самостоятельности, а другие, соответственно, более низкие. Возник вопрос - что происходит с учебной самостоятельностью школьника на переходе подростковую школу (5-6 класс)?
При этом новым условием для того, чтобы могли допускаться те или иные изменения в подростковой ступени является сам переход.
Понятие перехода в данном случае можно рассмотреть как возрастной переход и переход институциональный. В качестве возрастного перехода мы рассматриваем учеников, которые переходят в младший подростковый возраст (младший школьный возраст тут представляется как возраст психологический). То есть тут младшие подростки переживают кризис, в котором происходит обесценивание его учебной деятельности. В качестве институционального перехода мы понимаем смену условий обучения: новый класс, новый классный руководитель, новые учителя, предметы и т.д.
На основании этого мы предположили, что на переходе из младшей школы в подростковую (период с 4 по 6 класс) у школьников снизится уровень учебной самостоятельности. Это предположение и является нашей гипотезой.
У младших подростков происходит изменение ведущей деятельности с учебной на интимно-личностное общение. Происходит обесценивание его учебной деятельности и поэтому уровень учебной самостоятельности будет ниже.
Целью данного исследования является определение динамики учебной самостоятельности у младших подростков на переходе из младшей школы в основную.
Предмет исследования - динамика учебной самостоятельности.
Объектом исследования являются младшие подростки.
Для достижения исследовательской цели были сформированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ понятия учебной самостоятельности
2. Провести диагностические процедуры у подростков в 4, 5 и 6 классе
3. Провести статистический анализ с целью определения значимых различий
4. Исследовать динамику учебной самостоятельности на переходе из младшей школы в основную у подростков, обучающихся в разных образовательных условиях (экспериментальная и контрольная группы)
5. Сравнить типы динамик учебной самостоятельности и определить ведущий тип динамик в контрольной и экспериментальной группах
6. Определить качественные особенности учебной самостоятельности младших подростков
7. Определить психологический возраст шестиклассников.
Методы исследования:
1. Анализ литературы
2. Лонгитюдный метод
3. Диагностическая процедура «Подготовка к контрольной работе».
4. Диагностическая процедура «Свободная подготовка»
5. Интервью по проведению диагностической процедуры «Свободная подготовка»
6. Сравнительный анализ по двум диагностическим процедурам
7. Статистический анализ
В ходе работы нами был проведен теоретический анализ и описание особенностей предподросткового кризиса и описание возраста младших подростков.
Мы использовали методику сочинений К.Н. Поливановой, с целью ответа на вопрос - к какому психологическому возрасту относятся учащиеся 6 класса. Результаты данной методики показали, что все 6-классники находятся на критической фазе, стадии мифологизации. На протяжении 3 лет у одного и того же класса, который являлся экспериментальной группой, проводились диагностические процедуры «Подготовка к контрольной работе» (1 этап формирования учебной самостоятельности) и процедура «Свободной подготовки» (2 этап формирования учебной самостоятельности). Процедура «Свободной подготовки проводилась с целью определения переноса учебного действия младших подростков в ситуации свободной подготовки (которую ученик должен был организовать себе самостоятельно).
Так же нами были взяты данные контрольного класса, отличие которого от экспериментальной группы было в том, что у вторых в начальной школе (с 1 по 4 класс) проводились специально организованные процедуры с целью формирования учебной самостоятельности. Можно отметить, что для чистоты сравнения и прослеживания динамик, в группы вошли только те ученики классов, которые проходили диагностики без пропусков на протяжении всех трех лет обучения (в 4, 5, 6 классах соответственно).
В нашей работе так же мы описали качественные особенности учебной самостоятельности и определялись они за счет следующих критериев:
• Стратегии организация своего действия (тип планирования). После проведения диагностической процедуры «Подготовка к контрольной работе» в 5 классе во время наблюдения мы заметили, что у 5-классников появляются стратегии планирования своих действий для более успешной подготовки к контрольной работе в классе. Само наличие сложных планов говорит о том, что у учеников в 5 классе происходит анализ своих дефицитов и относительно них они выстраивают свою дальнейшую подготовку. В изученной нами литературе есть тому обоснование. Младшие подростки становятся способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У них формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Так же особенностью мышления младших подростков становится его критичность. [7, 17]
• Проведение 2 этапов формирования учебной самостоятельности (диагностические процедуры «Подготовка к контрольной работе» и «Свободная подготовка»). В ситуации переноса индивидуального учебного действия в ситуацию свободной подготовки из специально организованного пространства (экспериментальная группа). По процедуре свободной подготовки нами были отмечены ярко выраженные тенденции положительной динамики к 6 классу у учеников с переходом на более высокие уровни. Подобные данные могут говорить о том, что в 6 классе сформированное учебное действие принимает форму способности.
При сравнении данных по процедуре «Подготовка к контрольной работе» у экспериментальной группы и контрольной нами был отмечен «провал» в 5 классе у контрольной группы т.е. низких уровней в 5 классе у контрольной группы было значительно больше чем в 4 и 6 классе. А в экспериментальной группе замечался стабильный прирост высоких уровней и снижение уровней ниже среднего, низких уровней в экспериментальной группе не наблюдалось совсем. Все полученные данные были статистически подтверждены ф*- критерием Фишера.
По итогу работы можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась, но у тех учеников, у которых не было специально организованной процедуры по формированию учебной самостоятельности с 1 класса. То есть у контрольной группы наша гипотеза подтвердилась, действительно - переходе из младшей школы в подростковую (период с 4 по 6 класс) у школьников снизится уровень учебной самостоятельности. Но у экспериментальной группы уровень не снижается при переходе из младшей школы в подростковую, а более того, у младших подростков он становится еще выше, если переносить учебное действие в рамки свободной подготовки.
Мы использовали методику сочинений К.Н. Поливановой, с целью ответа на вопрос - к какому психологическому возрасту относятся учащиеся 6 класса. Результаты данной методики показали, что все 6-классники находятся на критической фазе, стадии мифологизации. На протяжении 3 лет у одного и того же класса, который являлся экспериментальной группой, проводились диагностические процедуры «Подготовка к контрольной работе» (1 этап формирования учебной самостоятельности) и процедура «Свободной подготовки» (2 этап формирования учебной самостоятельности). Процедура «Свободной подготовки проводилась с целью определения переноса учебного действия младших подростков в ситуации свободной подготовки (которую ученик должен был организовать себе самостоятельно).
Так же нами были взяты данные контрольного класса, отличие которого от экспериментальной группы было в том, что у вторых в начальной школе (с 1 по 4 класс) проводились специально организованные процедуры с целью формирования учебной самостоятельности. Можно отметить, что для чистоты сравнения и прослеживания динамик, в группы вошли только те ученики классов, которые проходили диагностики без пропусков на протяжении всех трех лет обучения (в 4, 5, 6 классах соответственно).
В нашей работе так же мы описали качественные особенности учебной самостоятельности и определялись они за счет следующих критериев:
• Стратегии организация своего действия (тип планирования). После проведения диагностической процедуры «Подготовка к контрольной работе» в 5 классе во время наблюдения мы заметили, что у 5-классников появляются стратегии планирования своих действий для более успешной подготовки к контрольной работе в классе. Само наличие сложных планов говорит о том, что у учеников в 5 классе происходит анализ своих дефицитов и относительно них они выстраивают свою дальнейшую подготовку. В изученной нами литературе есть тому обоснование. Младшие подростки становятся способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У них формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Так же особенностью мышления младших подростков становится его критичность. [7, 17]
• Проведение 2 этапов формирования учебной самостоятельности (диагностические процедуры «Подготовка к контрольной работе» и «Свободная подготовка»). В ситуации переноса индивидуального учебного действия в ситуацию свободной подготовки из специально организованного пространства (экспериментальная группа). По процедуре свободной подготовки нами были отмечены ярко выраженные тенденции положительной динамики к 6 классу у учеников с переходом на более высокие уровни. Подобные данные могут говорить о том, что в 6 классе сформированное учебное действие принимает форму способности.
При сравнении данных по процедуре «Подготовка к контрольной работе» у экспериментальной группы и контрольной нами был отмечен «провал» в 5 классе у контрольной группы т.е. низких уровней в 5 классе у контрольной группы было значительно больше чем в 4 и 6 классе. А в экспериментальной группе замечался стабильный прирост высоких уровней и снижение уровней ниже среднего, низких уровней в экспериментальной группе не наблюдалось совсем. Все полученные данные были статистически подтверждены ф*- критерием Фишера.
По итогу работы можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась, но у тех учеников, у которых не было специально организованной процедуры по формированию учебной самостоятельности с 1 класса. То есть у контрольной группы наша гипотеза подтвердилась, действительно - переходе из младшей школы в подростковую (период с 4 по 6 класс) у школьников снизится уровень учебной самостоятельности. Но у экспериментальной группы уровень не снижается при переходе из младшей школы в подростковую, а более того, у младших подростков он становится еще выше, если переносить учебное действие в рамки свободной подготовки.
Подобные работы
- Связь педагогического действия и учебной самостоятельности в младшем школьном возрасте.
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩЕГО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Учебная деятельность как деятельность по самоизменению. (19.00.07 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Учебная деятельность как деятельность по самоизменению
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - СУБЪЕКТНОСТЬ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ УВЛЕЧЕННОСТИ
КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ И ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОТНОШЕНИЯ К НИМ СО СТОРОНЫ МАТЕРЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020



