ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоритические и методологические основы для исследования возможностей развития региона при проведении международных спортивных мероприятий 5
1.1 Методы оценки эффективности развития региона при проведении
международных спортивных мероприятий 5
1.2 Анализ зарубежного и российского опыта проведения международных
спортивных мероприятий 12
Глава 2. Оценка социально- экономического развития Красноярского края . 20
2.1 Особенности Красноярского края 20
2.2 Социально - культурное положение Красноярского края 23
2.3 Социально - экономическое положение Красноярского края 28
2.4 Экологического положение Красноярского края 36
Глава 3. Комплексная методика оценки социально-экономического развитие Красноярского края при проведении международных спортивных мероприятий 39
3.1 Разработка методики анализа и оценки возможностей развития региона
при проведении международных спортивных мероприятий 39
3.2 Оценка эффективности разработанной методики анализа и оценки
возможностей развития региона при проведении международных спортивных мероприятий 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
Список использованных источников 67
Приложение А 73
Приложение Б 76
Организация и проведение крупных международных спортивных мероприятий может дать мощный толчок развитию региона, обеспечить условия для международного и экономического партнерства, создать имидж принимающего города, региона и страны в целом, а также повышения уровня жизни населения. Эти факторы способствуют росту популярности крупных мероприятий, которые становятся эффективным способом решения задач социально-экономического развития региона.
Качество инфраструктуры региона свидетельствует о его потенциале роста и перспективе. Инвестиции в строительство инфраструктуры для международных спортивных мероприятий смогут ускорить экономическое развитие на несколько десятилетий. Государственные органы на национальном, региональном и муниципальном уровне рассчитывают использовать построенные объекты.
Проведение международных спортивных мероприятий требуют существенных инвестиций. Крупные финансовые вклады связаны с организацией спортивного мероприятия. Высокие ожидания, сопровождающие крупные проекты, не всегда оправдываются на практике. Вложенные инвестиции не окупаются ни во время проведения самого мероприятия, ни в будущем. Экономический эффект крупного международного спортивного мероприятия часто оказывается незначительным по сравнению с рисками, связанными с капиталоемкостью этих мероприятий, ограниченностью ресурсов, слабой востребованностью дорогих объектов после окончания спортивного мероприятия.
Проведение крупных международных спортивных мероприятий требует больших затрат. Поэтому одной из главных задач становится разработки комплексной методики оценки влияния международных спортивных мероприятий на социально-экономическое развитие региона в целом.
Разработка данной методики имеет как научную, так и управленческую ценность. Решение этой задачи является значимым для органов государственной власти, которые занимаются проблемами развития регионов на федеральном уровне.
Данные проблемы вызывают необходимость развития и усовершенствование методического анализа, оценки и управления социально-экономическими эффектами международных спортивных мероприятий.
Цель исследования заключается в комплексной оценке влияния проведения международных спортивных мероприятий на стабилизацию регионального социального - экономического развития разработке комплексной методики оценки влияния проведения международных спортивных мероприятий на развитие принимающего региона, и разработке рекомендаций, направленных на стабилизацию регионального социально¬экономического развития.
В соответствии с целью исследования были поставлены задачи:
1. Изучить зарубежный и российский опыт проведения международных спортивных мероприятий;
2. проанализировать методики оценки влияния проведения международных спортивных мероприятий на социально¬экономическое развитие региона;
3. разработать методический подход к анализу и оценке влияния проведения международных спортивных мероприятий на развитие города, дать оценку произошедших изменений в социальной, экономической и экологических областях;
4. выявить современные проблемы, особенности, тенденции и перспективы развития региона при проведении международных спортивных мероприятий;
5. модернизировать комплекс рекомендаций, направленных на удержание высокого уровня социально-экономического развития региона.
Объектом исследования является КГАУ «РЦСП» Академия летних видов спорта и деятельность региона, процесс социально- экономического развития городской промышленной системы.
Предметом исследования является влияние международных спортивных мероприятий на динамику развития города и всего региона. Деятельность региона и процесс социально экономического развития городской промышленной системы.
Проблемы исследования: отсутствие методики комплексной оценки влияния международных спортивных мероприятий на социально¬экономическое развитие региона в целом.
Гипотеза: проведение крупных международных спортивных мероприятий оказывает влияние на позиционирование, создания имиджа, узнаваемости и поддержания репутации российских городов и регионов.
Для достижения цели и решения поставленных задач в работе применялись методы эмпирического исследования: системный анализ, интервьюирование, наблюдение и эксперимент.
В условиях глобализации мирового экономического пространства международные спортивные мероприятия становятся одним из важных инструментов повышения конкурентоспособности принимающих городов и регионов. Спортивные мероприятия представляют собой не только ключевое социокультурное явление современности, но являются инструментом обновления социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, стимулирования экономического развития, способом повышения имиджевой и репутационной привлекательности города, региона и страны в целом, а также повышения уровня жизни населения.
Анализ влияния международных спортивных мероприятий как крупнейшего проекта выявил положительные и отрицательные факторы воздействия на социально-экономическое развитие и экологическое состояние принимающего региона. Проведенный в диссертационном исследовании анализ позволил выделить среди основных положительных результатов следующие:
1. расширение бизнес-возможностей региона;
2. развитие межрегионального и международного сотрудничества;
3. привлечение инвестиций;
4. увеличение числа рабочих мест;
5. развитие социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, сферы услуг, благоустройство территории;
6. обеспечение известности и положительного имиджа страны и региона;
7. повышение туристической привлекательности и популярности;
8. содействие развитию соседних территорий и регионов.
К отрицательным результатам воздействия международных спортивных мероприятий можно отнести:
1. краткосрочность экономических и маркетинговых эффектов для развития региона;
2. рост цен и связанное с ним ограничение экономического роста;
3. неудобства, связанные с масштабной подготовкой территории и множественным строительством новых объектов, инженерных сетей и коммуникаций;
4. увеличение социальной напряженности и рост антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Комплексная оценка воздействия международных спортивных мероприятий в частности Всемирная Зимняя Универсиада 2019 на развитие принимающего региона включала в себя не только сопоставление непосредственных доходов и понесенных расходов на ее организацию, но и учитывала дополнительные выгоды, связанные, в том числе, с повышением известности региона на международной арене и развитием региональной инфраструктуры, а также дополнительные издержки, связанные как с социально-экономическими, так и с экологическими аспектами.
Показатели, характеризующих влияние международных спортивных мероприятий на развитие региона, позволило дать объективную и оценку полученным эффектам. При отборе показателей в диссертационном исследовании использовались следующие критерии:
1. возможность использования показателя для характеристики динамики реальных социально-экономических процессов;
2. теоретическая обоснованность, возможность включения в эконометрические модели;
3. отражение ключевых характеристик и тенденций развития региона;
4. объективность, доступность, представленность в официальных источниках статистической информации;
5. возможность проведения сравнительного анализа динамики развития различных объектов исследования;
6. возможность применения в целях оптимизации управленческих решений.
Разработка методического подхода к анализу и оценке влияния международных спортивных мероприятий на динамику регионального и городского развития, позволяющего сформировать интегральную оценку произошедших изменений в социальной, экономической и экологической областях на основе учета позитивных и негативных изменений показателей регионального развития. Предлагаемый мною методический подход предусматривал измерение степени достижения целевых установок сбалансированного социально-экономического развития с помощью сравнения значений динамик изменения соответствующих показателей. Он основан на сопоставлении структурной динамики темпов изменения анализируемых показателей.
Предложенный методический подход был апробирован в процессе анализа и оценки воздействия процессов подготовки к проведению Зимней Универсиаде 2019 на развитие г. Красноярска, что позволило выявить значительные позитивные изменения в динамике ключевых социально¬экономических и экологических параметров объектов исследования, а также определить вклад данных процессов в ускорение динамики городского и регионального развития. Так, рассчитанный на основе разработанной в диссертационном исследовании методики комплексный индикатор социально-экономического развития г. Красноярск, демонстрирует сильный рост, обусловленный значительным влиянием международных спортивных мероприятий на социально-экономическое развитие города и региона в целом.
1. Смирнов В.В. Общественные науки. Экономика. №2,2007 УДК 332.14(470)
2. Капица С. П. Синергетика и прогнозы будущего / С. П. Капица, С. Н. Кур- дюмов, Г. Г. Малинецкий. - 2-е изд. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. Вестник МГТУ, том 15, №1, 2012 г. стр.220-229, 221
3. Чинкуетти Н. Опыт проведения Олимпийских зимних игр в Турине // Инновационные технологии в подготовке кадров для обслуживания Олимпиады «Сочи-2014»: Материалы Международной научно- практич. конференции. - Ростов-на-Дону. 2008. с. 13
4. Башкатова. А. заместитель отделом экономики «Независимой газеты». «Лондонская Олимпиада всех напугала» [Электронный ресурс] URL: http://www.ng.ru/economics/2012-08-08/1_olympiada.html
5. Ткаченко. Е. Газета. Ru. «Лондон не указ для Сочи» [Электронный ресурс] URL:https://www.gazeta.ru/business/2013/07/19/5442717.shtml
6. Злоказова Н.Е. «Международный опыт подготовки кадров сферы
туризма и сервиса в решении задач кадрового обеспечения Олимпиады «Сочи-2014»» // Журнал Вестник международных организаций:образование, наука, новая экономика Выпуск№ 7-8 / том 3 / 2008 [Электронный ресурс] URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-opyt-podgotovki-kadrov- sfery-turizma-i-servisa-v-reshenii-zadach-kadrovogo-obespecheniya- olimpiady-sochi-2014
7. Стратегия социально экономического развития Красноярского края. [Электронный ресурс] URL: http://xngtbho2aetb.xn--p1ai/wp- content/uploads/2016/09/Strategiya-kultura-KK-do-2030_2016.pdf
8. «Красноярск - крупный город России с экологической
нестабильностью» // Информационное агентство REGNUM (ru- RU), Greenologia (25 мая 2015). [Электронный ресурс] URL:
https: //re gnum.ru/news/society/2223633.html
9. Тищенко. М. // RT на русском. [Электронный ресурс] URL: https://russian.rt.com/russia/article/366260-ekologicheskii-reiting-subektov-rossii
10. Чеботарев А.П. Влияние проведения крупных международных
мероприятий в России на экономическое развитие ее регионов (на примере XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани) // Российское предпринимательство. -2015. -Т. 16. -No 10. -с.1525-1532. [Электронный ресурс] URL:
http://journals.creativeconomy.ru/index.php/rp/article/view/287
11. Чеботарев А.П. / Публикация: ООО Издательство "Креативная
экономика" Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND [Электронный ресурс] URL:
(http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/
12. Российская газета RG.RUНеделя № 6174 (198). [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2013/09/04/intervue.html
13. Интерфакс недвижимость. [Электронный ресурс] URL: http://realty.interfax.ru/realtyinf.asp?id=345066&sec=1461.html
14. Товкайло. «Сочи сосчитан» // М. Газета Ведомости. Статья опубликована в № 3620 от 01.07.2014 [Электронный ресурс] URL: http://www.vedomosti.ru/business/articles/2014/07/01/sochi-soschitan
15. SportBox.ru«Томас Бах: Затраты на Сочи-2014 не превышают показатели прошлой Олимпиады» [Электронный ресурс] URL: http://news.sportbox.ru/olympics/spbnews_NI433140_Tomas_Bah_Zatratyna Sochi 2014 ne prevyshajut pokazateli proshloj Olimpiady
16. BBC Русская служба [Электронный ресурс] URL: http://www.bbc.com/russian/sport/2015/02/150227_sochi_olympics_ profit
17. ODESSAREALTY [Электронный ресурс] URL:http://odessa- nedvizhimost.com/
18. Идеи вашего дома [Электронный ресурс] URL: http: //www.skmo st2014.ru/
19. Данилович. Е. Комерсант. Дорогая необходимость// Business Guide
(Сочи 2014), приложение к газете Коммерсантъ, № 30 (161), 19 сентября 2012 [Электронный ресурс] URL:
http://www.kommersant.ru/doc/2011303
20. Министерство экономического развития, инвестиционной политики и внешней связи Красноярского края [Электронный ресурс] URL: http: //www.econ. krskstate.ru/ser_kray/ito g
21. Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства здравоохранения Красноярского края: Постановление Правительства Красноярского края от 07.08.2008 №31-п (в ред. от 29.01.2013) // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края от 10.08.2008. - №40-43.
22.Об утверждении Положения о министерстве социальной политики Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства социальной политики Красноярского края: Постановление Правительства Красноярского края от 07.08.2008 №30- п (в ред. 23.07.2012) // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края от 10.08.2008. - №40-43.
23. Об утверждении Положения о министерстве культуры Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства культуры Красноярского края: Постановление Правительства Красноярского края от 07.08.2008 №32-п (в ред. от 26.02.2013) // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края от 10.08.2008. - №40-43.
24. Об утверждении Положения о министерстве образования и науки Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства образования и науки Красноярского края: Постановление Правительства Красноярского края от 14.08.2008 №42-п (в ред. от 07.05.2013) // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края от 17.08.2008. - №46.
25. Об утверждении Положения о министерстве спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края, установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края: Постановление Правительства Красноярского края от 13.07.2009 №361-п (в ред. от 04.09.2012) // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края 04.08. 2009. - №37.
26. Союз "Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата", «Особенности развития региона» [Электронный ресурс] URL: https: //krasnoyarsk.tpprf.ru/ru/re gion/economy/
27. Выделяя Казань на карте мира [Электронный ресурс]: Экономический эффект от проведения Универсиады-2013 в Казани// PwC - 2014. - Режим доступа:http://www.pwc.ru/ru/sports/publications/4.pdf(дата обращения: 25.04.2016)
28. Порубова А.С. Методика оценки социально- экономического потенциала развития регионов // Инновации в науке: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2012.
29. Прогноз социально-экономического развития города Красноярска на 2016-2022 г. [Электронный ресурс] - Красноярск 2015. - Режим доступа: http://www.admkrsk.ru/citytoday/economics/social_situation/Pages/default.aspx(дата обращения: 01.05.2016)
30. Распоряжение Правительства РФ от 05.07.2010 N 1120-р (ред. От 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru.
31. Комплексная региональная программа «Благоустройство и
инфраструктурное развитие города Красноярска в период подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года». [Электронный вариант] Режим доступа:
http://www.krsk2019.com/UserFiles/documents_for_downloads/2015/01/Programma _blagoustr_ozelen.doc(дата обращения: 15.05.2016).
32. Стоимость проживания в отелях города Красноярска. [Электронный вариант] Режим доступа:https://ostrovok.ru/hotel/russia/krasnoyarsk/(дата обращения: 25.05.2016).
33 . Стоимость проезда на такси. [Электронный вариант] Режим доступа: http://krasnoyarsk.rutaxi.ru/(дата обращения: 25.05.2016).
34. Российский статистический ежегодник 2015г. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ca talog/doc _1135087342078 (дата обращения: 15.06.2016).
35. Мастер план. Режим доступа:
http://www.krsk2019.com/UserFiles/documents_for_downloads/2015/master plan_rus.pdf
36. Леонов В.А. Повышение инвестиционной привлекательности региона в результате подготовки и проведения крупных спортивных мероприятий // Актуальные проблемы экономики и права. - № 1 (21). - 2012. - С. 43-52.
37. Стратегия социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года // Министерство экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей Красноярского края.
38. Министерство экономического развития, инвестиционной политики и
внешней связи Красноярского края: Режим доступа:
http: //www.econ. krskstate.ru/ser_kray/ito g
39. Инвестиционный портал Сибирского Федерального округа. Режим доступа:http://invsib.ru/krsn/priorities/
40. Универсиада-2019 в общественном мнении взрослого населения города Красноярска, 2014 г. [Электронный ресурс] URL: http://socio- mom.ru/research
41. Прогноз социально-экономического развития города Красноярска на 2016-2022 г. [Электронный ресурс] - Красноярск 2015. - Режим доступа: http://www.admkrsk.ru/citytoday/economics/social_situation/Pages/default.aspx
42. Научно-исследовательская работа по разработке проекта Генерального плана города Красноярска, Том 2 Книга 2.2 Планируемое социально¬экономическое развитие города. Архитектурно-планировочная организация территории (5-й этап) / Управление архитектуры администрации города Красноярска - Москва - 2015. - 342 с.
43 . Минимальные требования FISU к проведению Зимней универсиады ред. Окт. 2014 г. [Электронный вариант] Режим доступа:
http://krsk2019.com/UserFiles/vacancy/wu_minimum_requirements_edition_october_2014_rus.pdf (дата обращения: 05.05.2016).
44.Мастер-план подготовки к проведению 29-й Всемирной зимней Универсиады 2019 года в городе Красноярске. Версия 2.0 - 37 с.