Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОРЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КРАСНОЯРСКИХ ХУДОЖНИКОВ

Работа №22981

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
478
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Коренная идентичность и произведения изобразительного искусства 9
1.1 Понятие коренной идентичности в современной научной литературе 9
1.2 Возможности изобразительного искусства для создания образов коренной идентичности 23
2. Знаки и образы коренной идентичности в произведениях красноярских художников 42
2.1 Специфика образов коренных народов Севера в произведениях
изобразительного искусства красноярских художников 42
2.2 Анализ знаков и образов коренной идентичности в произведениях изобразительного искусства КС. Войнова «Заполярная Мадонна», А.П. Лекаренко «Девушка с Таймыра», В.И. Кудринского «Северянка» 57
Заключение 71
Список использованных источников 74
Приложение А 82
Приложение Б 83
Приложение В 84


Актуальность проблемы исследования. Актуальность темы исследования обусловлена рядом причин. На сегодняшний день в мировой культуре актуальна проблема сохранения культурной памяти и культурного наследия этнических обществ. Современные технологии, процесс глобализации ведут к унификации культур и к утрачиванию уникального культурного наследия многих этнических групп. Процесс стандартизации и упрощения духовных и культурных принципов можно наблюдать в произведениях изобразительного искусства художников. Научный анализ произведений изобразительного искусства на предмет исследования заложенной в них культурной памяти этносов становится сегодня чрезвычайно актуальным. Именно произведения изобразительного искусства, посвященные коренным народам, несут в себе не только творческое своеобразие автора, но и могут быть поняты как формы для сохранения и воспроизводства коренной идентичности, связанной с бытом коренного народа, способами традиционного освоения мира и мышления о нем, особую духовную ментальность, моральные и религиозные традиции.
Еще одним аспектом актуальности данной темы является недостаточное количество исследований в отечественной науке, посвященных проблемам формирования коренной идентичности в произведениях красноярских художников.
Степень изученности предмета исследования.
Существует большое количество научной литературы, связанных с понятием «коренная идентичность» и ее формированием. Можно указать на таких авторов Лебедева , А.Н. Татарко , В.Н. Павленко , Л.Б. Почебут , М.М. Предовская , И.В. Малыгина , О.Е. Баксанского, Д.Г. Лавринова и ряд других.
Одним из первых мыслителей, кто ввел понятие «идентификация» стал З.Фрейд . По его мнению, идентификация строится по собственным идеалам «Я», беря в основу множество моделей и образцов поведения, которые индивид выбирает более или менее сознательно. Исследователь Т. Стефаненко отмечает, что формирование идентичности идет во время становления личности и ее реализации в обществе, конкретно - в процессе обучения человека, освоения информации о своей культуре, культуре других народов и в процессе изучения отечественной истории. Также она отмечает, что обращение этнопсихологов к проблеме идентичности возникает тогда, когда она претерпевает радикальные изменения. По мнению Э.Фромма идентичность человека возникает в результате становления личности и приобретения индивидуальных качеств, тем самым человек осуществляет потребность в самоидентификации.
Процессы формирования коренной идентичности в искусстве проанализировали следующие авторы: М.В. Москалюк , Т.М. Ломанова , Е.А. Сертакова, Н.М. Либакова , Н.П. Копцева, Н.Н. Середкина , А.А. Ситникова, А.В. Бралкова , А.В. Федотова и другие.
Но работ, посвященных образам коренной идентичности в изобразительном искусстве красноярских художников явно недостаточно. К.А. Булак проводит анализ произведений красноярских художников, которые посвятили себя Северу. А.А. Ситникова рассматривает творчество А. Сурикова в контексте образа Сибири , Н.Н. Середкина анализирует ряд произведений хакасских художников.
Проблема исследования - выявить знаки и образы коренной идентичности в произведениях изобразительного искусства красноярских художников.
Объект исследования - произведения изобразительного искусства (живописи) КС. Войнова «Заполярная Мадонна», А.П. Лекаренко «Девушка с Таймыра», В.И. Кудринского «Северянка».
Предмет исследования - формирование коренной идентичности в произведениях изобразительного искусства красноярских художников
Цель исследования - исследовать произведения красноярских художников, в которых проявлены знаки и образы коренной идентичности.
В соответствии с реализацией данной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать понятие «коренная идентичность»;
2) исследовать способы воплощения коренной идентичности в произведениях искусства;
3) выявить специфику образов коренных народов Севера в произведениях изобразительного искусства красноярских художников;
4) провести анализ знаков и образов коренной идентичности в произведениях изобразительного искусства К.С. Войнова «Заполярная Мадонна», А.П. Лекаренко «Девушка с Таймыра», В.И. Кудринского «Северянка».
Методология
Основной методологической концепцией данного исследования является современная теория изобразительного искусства В.И. Жуковского и Н.П. Копцевой. В исследовании использованы общенаучные методы анализа произведений изобразительного искусства: наблюдение, измерение, формализация, аналогия, анализ, экстраполяция, индукция, синтез, дедукция, интерпретация, идеализация.
Апробация. Результаты данной работы могут быть использованы для дальнейшего изучения произведений изобразительного искусства, которые посвящены коренным народам, могут оказаться полезными для искусствоведов и культурологов, занимающихся изучением культуры коренных малочисленных народов. Некоторые выводы исследования могут быть применены для изучения художественной культуры Красноярского края.
Структура работы
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав (первая глава включает 2 параграфа, вторая - 2 параграфа), заключения, списка использованных источников (72 наименования) и 3 приложений

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Решая поставленную цель в соответствии с поступательно выстроенными задачами, в данной магистерской диссертации делаются следующие выводы.
Тема этнической и коренной идентификации и ее динамики является актуальной и представлена в достаточно большом количестве современных научных публикаций.
Представленные исследования понятия «коренная идентичность» позволяют выявить специфику использования этого термина в современных научных дисциплинах. На их основе можно дать следующее определение понятия «коренная идентичность». Коренная идентичность — это процесс осознанного выбора собственной принадлежности к конкретной этнической группе, участие в поддержании культурных ценностей данной группы, а также ее мировоззрения, что ведет к противопоставлению с другими этническими обществами. При этом сама этническая общность имеет цель и культурную ценность - сохранить и поддержать свой этнос.
Коренная идентичность в изобразительном искусстве представлена в подавляющем большинстве религиозными, мифологическими сюжетами, а также образами этнокультурного быта, традиций и повседневной деятельности коренных народов. Природное пространство выступает, как главенствующее начало над человеком, где природа устанавливает свои правила и принципы, а человеку приходится мириться с этими условиями и выживать в них.
Для художественного воплощения коренной идентичности в творчестве красноярских художников характерны определенные этапы в истории красноярского изобразительного искусства:
1) 1910 - 1930 гг. - начало художественного освоения коренного мира Сибири: знакомство мастеров живописи с бытом коренных народов и их культурой. Природное пространство северных народов изображается как новый и неизвестный цивилизованному человеку мир, полный экзотики и тайны.
2) 1940-1950 гг. - можно зафиксировать условное «господство» жанра пейзажа, где художественным материалом выступает самобытная природа Севера.
3) 1960 - 1970 гг. - происходит своеобразное расширение жанрового разнообразия, коренные люди, их человеческие качества их лучшие и верные друзья в условиях сурового Севера - животные - становятся основой для формирования новых художественных образов коренной идентичности народов Севера.
4) 1980 - 2010 гг. - художественным материалом становится непосредственно уникальное духовное мировоззрение коренных народов, их этнокультурная картина мира: тайна гармонии коренных людей и природы. В этот художественный период представители коренных народов изображаются, как люди, достигшие просветления, способные достичь Абсолюта и понять всю структуру Вселенной, где природа выступает посредником между ними и Вселенной. Образ Севера изменяется от территории, требующей освоения и покорения, к пространству, где люди могут найти себя и понять, для чего они на самом деле рождены.
Проведя анализ художественных произведений Константина Семенова Войнова «Заполярная Мадонна», Андрея Порфирьевича Лекаренко «Девушка с Таймыра» и Валерия Иннокентьевича Кудринского «Северянка», можно сделать вывод о том, что женские образы характерны для северной и коренной темы произведений этих художников.
Образы девушек и женщины наделены характерными внешними чертами, закрепленными в обыденном сознании за образами коренных народов Севера. Художественное действие в картине КС. Войнова «Заполярная Мадонна» происходит внутри помещения, в произведениях А.П. Лекаренко и В.И. Кудринского - на природе, внутри северного пейзажа.
Художественный образ картины «Заполярная Мадонна» предполагает определенную интеграцию христианских и традиционно-северных религиозных идеалов. Художественные образы девушек В.И. Кудринского и А.П. Лекаренко фиксируют внимание зрителя исключительно на традиционных этнокультурных особенностях жизни коренных народов.
Женские образы складываются в определенную динамику: девушка- подросток, девушка, женщина-мать. Художественное мышление красноярских художников очень точно акцентирует внимание зрителей на важности женского начала в различных его ипостасях, что характерно для культов Матери-Земли и женского начала в принцпе. Художественные формы для проявления коренной идентичности выбраны красноярскими художниками в опоре на этнографический метод, однако этнографическое содержание везде претерпевает художественную трансформацию и приходит к формированию определенных женских символов коренной идентичности коренных народов Севера.
Дальнейшие направления искусствоведческого исследования коренной идентичности в творчестве красноярских художников могут быть связаны с анализом творчества новых имен и новых произведений. Также большой интерес представляет художественное направление неоархаики, где коренная идентичность в большей степени представлена в этнических знаках, в опоре на уникальные ценности духовной культуры коренных северян.



1. Абдрахимов А.Х. Давыденко И.М. Художники Красноярска. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1978. — 182 с.
2. Аринушкина Н. С. Об определении и типах идентичности //Мир психологии. - 2004. - №. 2. - С. 48-53.
3. Бакланов И.С., Душина Т.В., Макеева О.А. Человек этнический: проблема этнической идентичности // Вопросы социальной теории. - 2010. - № 4. - С. 396-408.
4. Баксанский О. Е., Лавринов Д. Г. Этнокультурная идентичность в условиях глобализации //Феномен глобализации в контексте диалога культур. М.:«Канон+» РООИ «Реабилитация. - 2010. - С. 47-75.
5. Белоусова-Лебедева В. А. Традиции академической живописи в творчестве красноярских художников 1960-70-х гг //Искусство Сибири и Дальнего Востока: наследие, современность, перспективы: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 2-3 декабря 2015 г./под общ. ред. Шишина МЮ; Алт. гос. техн. ун¬т им. ИИ Ползунова .-Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2015.-251 с. - 2015. - С. 56.
6. Булак К.А. Формирование и развитие северной темы в творчестве художников Красноярского края // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии». - 2014.— № 33-2. — С. 45¬52.
7. Бучек А.А. Социально-психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки, 2003, Петропавлоск-Камчатский, автореф. дис. ... канд. псих. наук : 19.00.05. - 36 стр
8. Ворожцова Е.В. Декоративно-прикладное искусство коренных малочисленных народов Дальнего Востока, Крайнего Севера и Северо- Востока Сибири в собрании Сахалинского государственного областного художественного музея. // Проблемы истории в дальневосточном изобразительном искусстве. - 2008. - Т.1. - С. 20-28.
9. Гогицаева О.У. Формирование этнической идентичности: теоретический аспект // Педагогика, психология, история, политология. - 2012. - С. 215-218.
10. Губогло М. Н. Идентификация идентичности: этнологические очерки. - М.: Наука, 2003. - 763 с.
11. Давыденко И. М. Щедрый талант: жизнь и творчество засл. худож. РСФСР А. П. Лекаренко. - Красноярск, 1985. - 95 с
12. Жуковский В.И. Теория изобразительного искусства. - СПб.: Алетейя, 2011. - 536 с.
13. Жуковский В.И., Копцева Н.П. Пропозиции теории изобразительного искусства. - Красноярск: КГУ, 2004. - 225 с.
14. Жуковский В.И., Копцева Н.П., Пивоваров Д.В. Визуальная сущность религии. - Красноярск: КГУ, 2006. - 461 с.
15. Известные художники Красноярска. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://my.krskstate.ru/docs/painters/
16. Караганов Дмитрий Иннокентьевич. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1 %80%D0%B0%D 1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D 1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%98%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D 0%BA%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1 %87
17. Кистова А.В. Конструирование этнокультурной и общенациональной идентичностей на основе этнографического подхода в социальной философии :автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11. - Красноярск, 2013. - 22 с.
18. Кичигина А. Г. Явление неоархаики в современном искусстве
Сибири //Омский научный вестник. - 2007. - №. 1 (51).- С. 183-187.
19. Колчева Э. М. Понятие «культурный архетип» как инструментарий анализа национального искусства //Знание. Понимание. Умение. - 2015. - №. 1.- С.254-263.
20. Константин Семенович Войнов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.voinov-k.ru/
21. Кудринский Валерий Иннокентьевич. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gallery.kipk.ru/kudrinskiy.htm
22. Куклинский И. В. Натюрмортный жанр в творчестве красноярских художников //Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2009. - Т. 2. - №. 3.- С. 174-179.
23. Лазарян С.С. Структура и критерии формирования этнической идентичности личности. // Человек и образование. - 2008. - №2(15). - С. 81¬83.
24. Лебедева Н. М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла //Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - №. 3. - С. 48-58.
25. Лекаренко Андрей Прокофьевич. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://museumsrussian.blogspot.com/2013/12/1895-1978.html
26. Ломанова Т. М. Мотивы этноархаики в искусстве Сибири (на примере творчества красноярских художников. От областников до постсоветского периода) //Пятые Омские искусствоведческие чтения" Современное искусство Сибири как событие". - 2005. - С. 10-14.
27. Ломанова Т. М. Некоторые тенденции современной художественной культуры коренных народов Енисейского Севера //Сибирь в XXI веке: альтернативы и прогнозы развития. - 2003. - С. 48-53.
28. Ломанова Т. М. Этнография народов Севера в творчестве АП Лекаренко (по материалам поездки художника с Туруханской приполярной переписью) //Туруханская экспедиция Приполярной переписи. - 2005. - С. 57-64.
29. Ломанова, Т. М. Лекаренко Андрей Прокофьевич // Енисейский энциклопедический словарь. - Красноярск : Русская энциклопедия, 1998. - С. 351.
30. Макеев С., Патракова А. Региональная спецификация социокультурных различий в Украине //Социология: теория, методы, маркетинг. - 2004. - №. 3. - С. 109-125.
31. Малыгина И. В. Мировые тенденции и российская специфика динамики этнокультурной идентичности //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - №. 5 (73). - C/ 42-53.
32. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования. - СПб.: Изд-во РГПУ им. АП Герцена. - 2008. - 118 с.
33. Михайлова М. В. Союзы художников Восточной Сибири и их деятельность в 1971-1980 годы (на примере Иркутской, Красноярской и Читинской организаций) //Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2012. - №. 1 (60).- С. 258-263.
34. Москалюк М.В. Все, что в сердце. Художники Красноярья вчера, сегодня, завтра. Красноярск: «Поликор», 2010. — 288 с.
35. Московичи С. От коллективных представлений к социальным //Вопросы социологии. - 1992. - Т. 1. - №. 2. - С. 83-96.
36. Новая арт-критика на берегах Енисея. - Красноярск: СФУ, 2015. - 338 с.
37. Обморокова А. М. Формирование региональной идентичности и способ воплощения концепта «Родина» в красноярском культурном пространстве //Социодинамика. - 2015. - №. 2. - С. 37-53.
38. Павленко В.Н., Татлин, С.А. Общая и прикладная этнопсихология. - М., 2005. - 483 с.
39. Пименова Н.Н. Механизмы социокультурных изменений коренных этносов Севера и Сибири: автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11. - Красноярск, 2015. - 23 с.
40. Пименова Н.Н. Механизмы социокультурных изменений коренных этносов Севера и Сибири: дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11. - Красноярск, 2015. - 183 с.
41. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология. - СПб.: Питер, 2012. - 336 с.
42. Предовская М.М. Модификация и трансформация культурной идентичности автореф. дис. ... канд. псих.наук : 09.00.13. - Санкт- Петербург, 2009.
43. Прокофьева Л.В. Этническая идентичность, ее структура и свойства. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy- sad/raznoe/2012/11/15/etnicheskaya-identichnost-ee-struktura-i-svoystva
44. Резникова К. В. Значение кинематографа для формирования общероссийской национальной идентичности //Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №. 3. - С. 416-416.
45. Резникова К. В. Социальное конструирование общенациональной идентичности в Российской Федерации :дис. - Сибирский федеральный университет, 2012.: автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11. - Красноярск, 2012,. - 20с.
46. Рябова М. А. Специфика межэтнических стереотипов представителей коренных малочисленных народов Севера //Вестник КРАУНЦ. Гуманитарныенауки. - 2013. - №. 1 (21).- С. 63-69.
47. Савельева Е.Н. Художественно-образная модель Сибири и «сибирская идентичность» в отечественном кино 20 в. // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2015. - №4(20). - С. 14-24.
48. Семенова А. А., Герасимова А. А. Особенности творческого метода Сергея Ануфриева //Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №. 2. - С. 542-542.
49. Семенова А.А., Бралкова А.В. Визуализация концепта «север» в изобразительном искусстве. // Журнал Сибирского Федерального университета. Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - № 4. - С.476¬490.
50. Середкина Н. Н. Православные образы в художественной этнокультуре современной Сибири //Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №. 3.- С. 417.
51. Стефаненко Т. Г. Поведенческий компонент этнической идентичности: за и против // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества. — Изд-во ЯГПУ Ярославль, 2003. — С. 127-134.
52. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Аспект-Пресс, 1999.- 208c.
53. Строй Л. Р. Творческое наследие художника ДИ Караганова //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - №. 4 (78). - С. 192-195.
54. Строй Л. Р., Москалюк М. В. Художественная жизнь Сибири 1870-1920-х годов. - Красноярск: Красноярский краевой науч.-учеб. центр кадров культуры, 2010. - 187 с.
55. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Методы этнической и кросс- культурной психологии. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 238 с.
56. Творжинская М. Д. Национальные традиции в современном искусстве Югры // Известия Российского государственного педагогического университета им. АП Герцена. - 2011. - №. 131.- С. 321-327.
57. Торонова Е.М. Отражение развития истории и культуры Бурятии в произведениях бурятских художников. // Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. 2014. № 3 (48). -С. 125-132.
58. Федотова А. В. Изобразительное искусство в культурном пространстве Кольского Севера в 30-е годы XX века //Общество. Среда. Развитие (TerraHumana). - 2010. - №. 3. - С. 151-154
59. Фрейд, 3. Психология масс и анализ человеческого «Я»
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.magister.msk.ru/library/philos/freud001.htm
60. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993. - С. 280 — 282.
61. Чернявская Ю. В. Идентичность на фоне мифа//Антропологический форум. - 2008. - №. 8.- С. 198-226.
62. Шнирельман В. А. Идентичность и образы предков: татары перед выбором //Вестник Евразии. - 2002. - №. 4. - С. 128-147
63. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Флинта, 2006. - 342 с.
64. IlbeykinaM.I. Indigenous peoples as a research space of visual anthropology. //Journal of Siberian Federal Universiy. Humanities &Social Sciences. - 2014. -7 (9). - P.1471-1493.
65. Koptseva N.P., NevolkoN.N..The national visual art in the process of formation and preservation of the ethic identy of indigenous peoples(by the example of khakass visual art) // Journal of Siberian Federal University. Humanities &Social Sciences. - 2012. - 8 (5). - P.1179-1198.
66. Libakova N.M., Sertakova E.A. Formation of Ethnic Identiy of the Indigenous Peoples of the North in Arts and Crafts on the Example of Bone Carving// Journal of Siberian Federal University. Humanities&SocialSciences. - 2015. -8 (4). - P. 750-768.
67. May S.K., Tacon P., Wesley D.L. Painting history: Indigenous observations and depictions of the “Other” in North-Western Arnhem Land. // Australian archaeology. - 2010. - №71. -P. 57-65.
68. Semenova A.A., Soshenko M.V. Image of Siberia in Artist AleskanderSurikov's Works // Journal of Siberian Federal University. Humanities &Social Sciences. - 2011. - 4 (12). - P. 1743-1766.
69. Sitnikova A.A. The concept of “North” in the works by Rockwell Kent // Journal of Siberian Federal Universiy. Humanities &Social Sciences. -2014. - 7 (8). - P.1358-1379.
70. Sweet E.L., Chakars M. Identity, Culture, Land, and Language: Stories of Insurgent Planning in the Republic of Buryatia, Russia // Journal of Planning Education and Research. - 2010. - № 30(2). - S. 198-209.
71. Tamaira A. M. From Full Dusk to Full Tusk: Reimagining the" Dusky Maiden" through the Visual Arts //The Contemporary Pacific. - 2010. - V. 22. - №. 1. - P. 1-35.
72. Zamaraeva Y.S., Kistova A.V., Pimenova N.N., Reznikova K.V., SeredkinaN.N.. Taymyr reindeer herding as a branch of the economy and a fundamental social identification practice for Indigenous peoples of the Siberian Artic. // Mediterranean jornal of social sciences. 2015. - 6 (3). - P.225-232.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ