Введение 2
1 Теоретические основы проблемы психолого-педагогического сопровождения замещающих семей
1.1 Формы жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей 6
1.2 Психолого-педагогические особенности воспитания детей дошкольного
возраста в замещающих семьях 15
1.3 Формы подготовки и сопровождения замещающей семьи 27
2 Описание функционирования семьи, взявшей под опеку ребенка-дошкольника 2.1.Описание исходной ситуации семья и ребенка 37
2.2 Описание реальных трудностей и проблем вхождения ребенка 43
2.3 Процесс взаимной адаптации семьи и ребенка 49
Выводы по второй главе 58
Заключение 62
Список использованных источников 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 72
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Детство представляет самую светлую и беззаботную пору в жизни человека, но, к сожалению, многие дети лишены этого счастья в силу разных обстоятельств. В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берёт на себя заботу о развитии и воспитании таких детей. Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать является сильнейшей и основной биологической потребностью ребенка. Основным признаком гуманности современного общества, по праву считается отношение государства к детям. В первую очередь, это дети-сироты и те, кто лишен родительской опеки, и находящиеся в сложной жизненной ситуации.
В современном обществе, достаточная часть детей оказывается вне родной (биологической) семьи не потому, что они стали сиротами из-за потери родителей, а вследствие того, что лишились попечения, заботы и воспитания родителей в силу других причин - социально-экономического, морального, психологического, медицинского характера. Таких детей называют социальными сиротами. Проблема социального сиротства сегодня характерна для многих развитых и развивающихся стран в силу различных обстоятельств. В различных государствах их называют по-разному: «вечные новорожденные», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», «отказные дети».
В нашей стране предусмотрена система, позволяющая обеспечивать помощь и поддержку детям, попавшим в подобного рода ситуации. К настоящему времени, приняты важные документы, в нормах которых указаны комплекс прав, свобод, дополнительных льгот, касающихся данной группы детей СК РФ, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28.12.2016 г. и другие. В Федеральной целевой программе «Дети-сироты», являющейся частью Президентской программы «Дети России», определены приоритеты государственной политики в области социального сиротства. Однако в реальности все эти меры не смогут по настоящему заменить детям, лишенным семьи, любви и родительской заботы.[1]
При жизнеустройстве детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приоритет отдается семейным формам, так как семья является не только институтом, выполняющим социальное воспроизводство населения, в семье формируется определенный образ жизни, мышления, мировоззрения ребенка. Но в связи с невозможностью в современных условиях устроить в семьи всех детей, оставшихся без попечения родителей, следует развивать альтернативные формы устройства, максимально приближенные к семейным.
В жизни периодически каждому приходится пройти испытания. Для приёмных родителей, которые усыновили или взяли под опеку ребенка первые месяцы становятся самыми трудными, именно в этот период они должны пройти испытание в качестве родителей, и от того, как они справятся с проблемами адаптации, будет зависеть весь процесс воспитания в дальнейшем. В это время происходит адаптация ребенка к семье и происходит перестройка уклада жизни и образа мышления родителей, взявших ребенка. Привыкнув к жизни по законам детского дома или приюта, ребенок не быстро свыкается с новыми правилами. В семье, с которой я работаю, возникали трудности в адаптации ребенка. Для приёмных родителей появление чужого ребенка - это также серьезное испытание. Меняется привычный образ жизни родителей, тем более, если ребенок в семье единственный.
Объект исследования: функционирование семьи с приёмным ребенком.
Предмет исследования: взаимная адаптация приемной семьи к ребенку и ребенка к приемной семье.
Цель: Исследование функционирования семьи, взявшей под опеку ребенка-дошкольника. Практическая цель данной работы - выявить проблемы адаптации приемной семьи и разработать рекомендации для оказания помощи семье, взявшей под пеку ребенка.
В работе предполагается решить задачи:
1. раскрыть теоретические основы и проблемы,психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, раскрыть формы жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, психолого-педагогические особенности воспитания детей дошкольного возраста в замещающих семьях, формы подготовки и сопровождения замещающей семьи
2. описать функционирование семьи, взявшей под опеку ребенка-дошкольника, реальных трудностей и проблем вхождения ребенка,динамику процесса взаимной адаптации семьи и приемного ребенка
3. рекомендовать: пути (формы, средства, способы) оказания помощи семье, взявшей под пеку ребенка.
Гипотеза:
1. вхождение ребенка в приемную семью - сложный социально-психологический процесс, в котором выделяются нормативные и индивидуальные стадии и кризисы;
2. вхождение ребенка в семью изменяет всю ролевую систему семьи;
3. семья с приемным ребенком нуждается в психолого-педагогической поддержке на всех этапах своего существования.
Поэтому, для адаптации требуется помощь не только ребенку, но и всем членам семьи. Психолого-педагогическая помощь ускоряет процесс адаптации.
По теме психолого-педагогического сопровождения замещающих семей имеется немало исследований, в которых анализируются проблемы таких семей, адаптация ребенка в семье. В качестве теоретических источников по исследованию являются научные и аналитические статьи, учебно-методические материалы, по исследованию приемной семьи таких авторов как Варга А. Я., Прихожан А.М., Соколовой Е.Т., Соломатиной Г.Н., Слюсаревой Е., Е.О. Смирновой, и других. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- аналитические (анализ нормативной, социологической, психолого-педагогической литературы, изучение педагогического опыта);
- диагностические (наблюдение, индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование, изучение психологической и психофизиологической и медицинской документации).
Практическая значимость исследования заключается в разработке обеспечения процесса психолого-педагогического сопровождения помощи приемной семье, взявшей ребенка-дошкольника в период адаптации.
Базой исследования является исследование особенностей функционирования приемной семьи, взявшей под опеку ребенка-дошкольника.
Изучение рассмотренных в работе вопросов темы и проведенное практическое психолого-педагогическое исследование позволило сделать следующие выводы по теме работы.
Психолого-педагогические особенности воспитания детей дошкольного возраста в замещающих семьях формируются в процессе социальной адаптации ребенка в приемной семье, поскольку основу психологических особенностей таких семей составляют так называемые «стадии привыкания» членов новой семьи друг к другу. Также изучение сложившегося в процессе адаптации влияния детско-родительских взаимоотношений в замещающих семьях на личностные особенности ребенка позволяет утверждать, что на формирование личностных особенностей ребенка в замещающей семье в первую очередь сильно влияет сложившийся в процессе адаптации тип детско-родительских отношений.
Создание замещающей семьи в сегодняшней России является, несомненно, актуальным. Для приемной семьи крайне важно психолого-педагогическое сопровождение, особенно в период адаптации приемного ребенка, поскольку именно в этот период складываются детско-родительские отношения и от того, насколько успешно они сложатся, будет зависеть эффективность воспитания ребенка в дальнейшем. Родители также должны адаптироваться, они должны понимать и чувствовать ребенка, понимать причины его поведения и помогать ему в этом процессе.
В практической части работы была изучена приемная семья, принявшая приемного ребенка дошкольника.
Для оценки процессов взаимной адаптации принимающей семьи и приемного ребенка были проведены психолого-педагогические исследования. Предметом исследования было:
- в отношении ребенка - исследование самооценки ребенка и его отношение к приемным родителям,
- в отношении взрослых членов исследование семьи - исследование принятия ребенка в приемную семью.
Для оценки процесса в отношении ребенка мы использовали методики Г. Щура «Лесенка» и игра-тест «Цветик-восьмицветик» А.О. Прохорова, С.В. Велиевой, по которым было проведено рисуночные тесты по проективным методикам «Моя семья» В. Хьюлса («Семья животных»).
Для оценки принятия ребенка приемными родителями использовали тест-опросник родительского отношения. А. Варга, В. Столина.
На основании проведенной работы мы можем сказать, что вхождение ребенка в приемную семью - сложный социально - психологический процесс, все нормативные стадии и процессы нашли свое подтверждение. Также вхождение ребенка в семью изменяет всю ролевую систему семьи - у родителей началось формирование родительских функций, ранее им несвойственных.
Семья с приемным ребенком нуждается в психолого-педагогической поддержке на всех этапах своего существования, поскольку были выявлены проблемы. Так, по психологическим тестам ребенка выявлено, что он нуждается в большей эмоциональной поддержке. Также он не до конца воспринимает отца. По исследованию родителей о принятии ребенка в семью показатели средние, что свидетельствует о том, что у родителей имеются определенные резервы для улучшения результата до высокого уровня принятия.
Однако как следует из изучения семьи в период адаптации, приемной семье не оказывалась психолого-педагогическая помощь для переживания проблем вхождения ребенка и правильного восприятия этого процесса приемными родителями.
На основании такого положения, выявленного в процессе проведенных исследований, будем строить рекомендации для улучшения ситуации и формирования детско-родительских отношений между папой и приемным сыном.
В план планируемых рекомендаций предлагаю включить следующие направления работы:
- эмоционально-психологическое, которое заполняет педагог-психолог, логопедическое - учитель-логопед;
- семейное - педагог-психолог;
- поведенческое - педагог-психолог; социальное - социальный педагог;
- образовательное - учитель-дефектолог;
- воспитательное - педагог-психолог совместно с замещающим родителем.
Так, считаю необходимым рекомендовать приемным родителям совместно с ребенком пройти социально-психологические тренинги, направленные на реализацию, например, большей вовлеченности отца в жизнь ребенка и в целом на большее эмоциональное сближение всех членов семьи. Феномен родительства тесно связан с такими понятиями, как эмоциональная, мотивационная и ценностно-смысловая сферы, самооценка, самосознание, Я-концепция, удовлетворенность жизнью и стиль жизни, а также социальная роль отца и матери, определяющая статус мужчины и женщины в данном социуме, социальные стереотипы, предписывающих определенные правила выполнения этой роли, в том числе и гендерных стереотипов.
Тренинги должны помочь сформировать продуктивное родительство.
Итак, для адаптации приемного ребенка в приемной семье требуется помощь не только ребенку, но всем членам семьи. Эффективная помощь специалистов поможет быстрее справиться с проблемами адаптации.
Таким образом, все позиции гипотезы нашла свое подтверждение: отсутствие психолого-педагогического сопровождения влияет на процесс адаптации,
поскольку, проблемы адаптации психолого-педагогической помощи.
1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ статья 123 (ред. от 30.12.2015) //СЗ РФ. 2015.
2. Федеральный Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 28.12.2016) //СЗ РФ. 2016.
3. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года №48-ФЗ Об опеке и попечительстве. // СПС «Консультант Плюс».
4. Алтухов, Н.И. Психологические проблемы семьи с приемными детьми. [Статья]
5. Александровская, Э.М. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника. // Москва, 2005. С.- 40 / Александровская, Э.М., Гильяшева, И.Н.
6. Бессчестнова, О.В. Проблема сиротства в современном российском обществе: институциональные аспекты: дис. социол.наук / О.В. Бессчестнова - СПб., 2014. - 326 с.
7. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика - СПб.: Изд-во «Речь», 2000. С.293-306 / Бодалев, А.А, Столин В.В.
8. Бодалев, А.А Семья в психологической консультации / Под ред., Москва.: Изд-во МГУ, 2009.С.21-34
9. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения. Диссертация на соискание уч. ст. канд. психол. наук. -Москва, 1986. С.-19
10. Варга, А. Я. Тест-опросник родительского отношения // Практикум по психодиагностике. - М.: Изд-во МГУ, 2008. С. 107-113. / Варга, А. Я., Столин, В. В.
11. Головашкина, А.В. Социальное сопровождение замещающих семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации // Соц.- пед. работа.2013.№6. С 38-41.
12. Егорова, Н.А. Психологические особенности замещающих семей // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9.- Новосибирск, 2013. / Егорова, Н.А., Егорова, Т.В.
13. Евгейчук, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи в современных условиях // Молодой ученый. 2015. №6. С. 588-590. / Евгейчук, А. В., Онуфриева В. В.
14. Коробейникова, М.А. Проблема сиротства: реальность и ожидания. Дефектология. 2006. -№1. С. 3-5. [Статья]
15. Калиниченко, В.А. Дети без родителей. Социальная педагогика. - 2006. - №3. - С. 99-101.
16. Карелин, А.А. Большая энциклопедия психологических тестов / Ред. - М.:Эксмо, 2007, С.298-305.
17. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте Пер. с чешск. - Прага: Авиценум. - 2004. / Лангмейер, Й., Матейник, З.
18. Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений / Пер. с англ. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. С.-168
19. Миронова, Е.Е Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост.- Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006.
20. Печникова, Л.С. Психологические особенности детско - родительских отношений в приемных семьях. Журн. «Семейная психология». № 4, 2006. / Печникова, Л.С., Жуйкова, Е. Б.
21. Посысоева, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Учебное пособие для студентов высшего учебного заведения / Под общей редакцией- Москва.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. С.-98
22. Поспелова, Н.С. Проблемы и возможности активизации семейного устройства детей сирот / Соц.-пед. работа. 2010. №7. С. 26-30.
23. Пистун, Ю. В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его замещающей семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения / Молодой ученый. 2014. № 4. С. 1064-1066. /Пистун, Ю. В., Григорян, К.И., Ковачева, Г.П.
24. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст . 2-ое изд. - Питер: СПб, 2009. С.-192
25. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / Акад. пед. и соц. наук, Моск.пед.-соц. ин-т.2008. С.-64
26. Римских, С.А., Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. Москва. 2007.
27. Садиков, О.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. Москва. 2006. С. -60.
28. Смирнова, Е.О., Динамика родительского отношения в онтогенезе ребёнка // Вопросы психологии. 2007, №2. С. -57./Смирнова, Е.О., Соколова, М.В.
29. Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. 2010.- №3. С. -11./Смирнова, Е.О., Быкова, М.В.
30. Соломатина, Г.Н. Адаптация детей - сирот к условиям приемной семьи // Вопросы психологии. 2008. № 6. С.76-82.
31. Соломатина, Г.Н., Комплексное сопровождение жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Учебное пособие: - Ставрополь, Издательство: СГПИ, 2013. С.-44./Соломатина, Г.Н., Слюсарева, Е.С
32. Соколова, Е.Т. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 лет. Вопросы психологии, 2003, № 6. С. -76.
33. Соколова, Е.Т. Родители и дети. Психология взаимоотношений. Москва. 2013.
34. Сатир, В. Психотерапия семьи. Санкт-Петербург, «Речь» 2000
35. Сидоренко, Е. В. Опыты реориентационного тренинга. Санкт-Петербург. 2000.
36. Суханова, Е.А. Гражданское право. Комментарий к ГК РФ - Москва., Проспект, 2012.
37. Спиваковская, А. С. Профилактика детских неврозов. - Москва.: Изд. МГУ, 2010.
38. Фетисова, О.В. «Виды и формы опеки (попечительства)» // «Право и политика», 2009, №6.
39. Шмелев, А. Г. Стандартизированные методики семейной психодиагностики. Семья в психологической консультации. Москва.: Изд-во МГУ,2009.
40. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - Москва.: Апрель-Пресс, Издаельсво ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.
41. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2014. №1. С. 68-69.
42. Эйдемиллер, Э. Г., Психология и психотерапия семьи// 3-е изд.- Санкт-Петербург, 2002. —-С.656./ Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкис, В.,
43. Электронный источник. Система государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.krao.ru