Введение 3
Глава 1. Историография Германии межвоенного времени 1918-1939 гг. 8
1.1. Изучение истории Германии межвоенного времени отечественными историками 8
1.2. Изучение истории Германии межвоенного времени зарубежными историками 23
1.3. Малоизученные и актуальные вопросы истории Германии межвоенного времени. 40
Глава 2. Преподавание истории Германии межвоенного времени 47
2.1. Преподавание истории Германии в советское время, трансформация 47
2.2. 90-егг. ХХ в. многоконцептуальность изучаемой темы 57
2.3. 2000-е гг. выработка более взвешенного подхода к преподаванию истории Германии межвоенного времени под влиянием характера перемен в обществе 65
2.4. Влияние академической науки на процесс образования в современной России (работы германистов) 74
Заключение 86
Список используемой литературы 90
Изучение и преподавание истории Германии в межвоенный период (1918 – 1939 гг.) является одновременно интересной и спорной темой. В данной работе мы проанализируем вопросы, раскрывающие особенности историографии Германии межвоенного времени (1918-1939 гг.), а также преподавания истории Германии межвоенного времени.
Актуальность исследования. Период между Первой и Второй мировыми войнами можно характеризовать как время «упущенных возможностей» для демократических режимов в Германии и Австрии. Анализ роли внешней политики на внутренние процессы на примере Германии и Австрии в межвоенный период помогут выявить определённые связи и переплетения внешней и внутренней политики, определить степень влияния внешней политики на внутреннюю.
Проблема кризиса демократии остаётся важной и в современной системе международных отношений. Для того чтобы определить природу и причины внутренних кризисов необходимо рассмотрение определённых факторов, оказывающих влияние на кризисы демократий. В связи с этим анализ влияния внешней политики на внутренние процессы государства становится актуальным.
Объект исследования - изучение литературы по истории Германии межвоенного времени в России.
Предмет исследования - учебные пособия по истории Германии межвоенного времени в современной России (школьные и ВУЗовские учебники из федерального списка разрешенных).
Цель исследования - выявление особенностей изучения и преподавания истории Германии межвоенного периода (1918 – 1939 гг.).
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) Проанализировать вопросы изучения истории Германии межвоенного времени отечественными историками.
2) Рассмотреть особенности изучения истории Германии межвоенного времени зарубежными историками.
3) Проанализировать малоизученные и актуальные вопросы истории Германии межвоенного времени.
4) Охарактеризовать особенности преподавания истории Германии в советское время.
5) Рассмотреть анализируемую проблему во временных рамках 90-х гг. ХХ в.
6) Охарактеризовать выработку более взвешенного подхода к преподаванию истории Германии межвоенного времени под влиянием характера перемен в обществе.
7) Рассмотреть влияние академической науки на процесс образования в современной России (работы германистов).
Отличительной особенностью современного развития истории как науки является нарастающий интерес к анализу оснований собственного познания. Одним из основных инструментов научной рефлексии выступают историографические исследования.
Ураган первой мировой войны разметал многие привычные старые каноны, обнаружил хрупкость европейской цивилизации и культуры, резко усилил сомнения в поступательной направленности исторического процесса. Были поколеблены и уверенность в настоящем, и вера в будущее, возросли настроения скепсиса и разочарования.
Веймарская республика просуществовала всего 14 с лишним лет (1918 – 1933 гг.). Этот короткий путь закончился ее крушением, первый демократический эксперимент немцев оказался неудачным. Обостренный интерес к истории парламентско-демократической Веймарской республики вызван ее последующим крахом и приходом на смену ей национал-социалистической диктатуры. Падение республики воспринимается большой катастрофой не только в немецкой, но и в мировой истории.
Отечественная историография Веймарской республики имеет свою давнюю историю, ее истоки уходят в 20– 30-е годы XX века. Работы советских историков по той или иной проблеме не раз подвергались анализу, что нашло свое отражение в диссертационных работах и многочисленных публикациях. За последние 14 лет, после распада Советского Союза, отечественная историография внесла существенный вклад в изучение истории Веймарской республики. Защищены докторские и кандидатские диссертации, проведены международные конференции и семинары, опубликованы многочисленные статьи и тезисы, появился ряд монографий и учебных пособий, издаются специальные сборники, возник ряд организационных центров по исследованию республики: Институт всеобщей истории (Москва), Воронежский государственный университет и Челябинский педагогический университет. В Ивановском университете еще раньше оформилась научная школа под руководством профессора И.Я. Биска. Изучением истории республики занимаются также ученые из университетов Екатеринбурга, Кемерово, Липецка, Москвы, Перми, Санкт-Петербурга, Самары, Уфы и Ярославля. Как показывает обзор литературы, история Веймара исследуется в основном в провинциальных российских университетах.
В рамках анализа деятельности современных зарубежных историков, исследовавших историю Германии межвоенного времени, нами рассмотрены научные труды известного немецкого ученого-обществоведа, исследователя исторических потрясений, выпавших на долю немцев и Германии в ХХ в., Генрих Август Винклер. Недавно вышла на русском языке одна из его фундаментальных работ: «Веймар 1918—1933: История первой немецкой демократии». В ней успешно применяются подходы как исторической, так и политической науки. В этом ее принципиальное отличие от традиционных работ историков.
Несмотря на большое количество научных трудов как отечественных, так и зарубежных авторов, посвященных вопросам истории Германии межвоенного времени, многие из них остаются малоизученными. Рассмотрим некоторые из их.
Автором проанализирован германский реваншизм межвоенных лет как связующее звено двух мировых войн.
1. Авдиев В., Косминский, Е. и Ефимов, А. Преподавание всеобщей истории в средней школе в дни отечественной войны против германского фашизма // Исторический журнал. 1942. № 3-4. С. 122-129.
2. Актуальные проблемы преподавания истории в образовательных организациях различных типов: Коллективная монография. Ч. 1 / Под общ. ред. Л.В. Алексеевой. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 107 с.
3. Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в образовательных организациях различных типов: Коллективная монография. Ч. 2 / Под общ. ред. Л.В. Алексеевой. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. — 119 с.
4. Алленов С.Г. «Консервативная революция» в Германии 1920-х – начала 1930-х годов. Проблема интерпретации // Политические исследования. 2003. №4. С. 94 – 107.
5. Артамошин С.В. Понятия и позиции и «консервативной революции»: интеллектуальное течение «консервативной революции» в политической жизни Веймарской республики. Брянск, 2011.
6. Ахтамзян А.А. Рапалльская политика 1922-1932. - М.: Международные отношения, 1974. - 304 С.
7. Биск И.Я. История повседневной жизни населения в Веймарской республике. Учеб. пособие. - Иваново, 1990. - 196 С.
8. Ватлин А.Ю. Германия в ХХ веке. М., 2002.
9. Веймарская республика: история, источниковедение, историография. Межвуз. сб. науч. трудов / Под ред. В.Л. Черноперова. Иваново, 2004. Вып. 3.
10. Веймарская республика: история, источниковедение, историография. Межвуз. сб. науч. трудов / Под ред. И.Я. Биска. - Иваново: Ивановский гос. ун-тет, 1987. - 170 С.
11. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. М., 2011.
12. Винклер Г.А. Веймар 1918-1933. История первой немецкой демократии. – М.: РОССПЭН, 2013 г.- 876 с.
13. Винклер Г.А. Прощание с германским вопросом: ретроспективный взгляд на долгий путь на Запад // Германия. Факты. — Frankfurt a.M. 2011. С. 10.
14. Витевицкий В.П., Лавренев С.Я. История как предмет в школах России//Обозреватель. – 2016 - № 8. - С. 68-91
15. Волобуев О.В., Карпачев С.П., Романов П.Н. История России: начало ХХ- начало ХХI в. 10 класс. Учебник. - М.: Дрофа, 2016. -367с.
16. Вяземский Е.Е. О едином учебнике истории: педагогические аспекты проблемы // Проблемы современного образования. - 2013. - № 6. – С.12-21.